Что такое первичная социальная группа

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Содержание:

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

Классификация социальных групп

Что такое первичная социальная группа. Смотреть фото Что такое первичная социальная группа. Смотреть картинку Что такое первичная социальная группа. Картинка про Что такое первичная социальная группа. Фото Что такое первичная социальная группа

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

2) Способ организации и регуляции действий:

3) Принадлежность индивидов к группе:

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

Функции социальной группы:

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

Источник

Социальные группы

Что такое первичная социальная группа. Смотреть фото Что такое первичная социальная группа. Смотреть картинку Что такое первичная социальная группа. Картинка про Что такое первичная социальная группа. Фото Что такое первичная социальная группа

Что такое социальные группы и как они появились

Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.

Людей можно назвать социальной группой, если они:

понимают, что входят в конкретную группу;

признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;

взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.

Что такое первичная социальная группа. Смотреть фото Что такое первичная социальная группа. Смотреть картинку Что такое первичная социальная группа. Картинка про Что такое первичная социальная группа. Фото Что такое первичная социальная группа

Виды социальных групп

Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:

по характеру взаимодействия;

по факту существования;

по способу организации;

по социальному положению.

Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.

Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.

Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.

Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.

Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.

Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.

Нация, народность, класс и т. д.

По характеру взаимодействия

Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.

Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.

Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.

Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.

По факту существования

Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.

Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.

Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.

Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.

По способу организации

Группа, которая существует только в пределах организации.

Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.

Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.

Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.

По социальному положению

Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.

Нация, народность, раса, племя.

Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.

Жители города, деревни и т. д.

Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.

Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.

Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.

Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.

Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.

Синтоисты, христиане, католики, буддисты.

Что такое квазигруппа

В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.

Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.

Виды квазигрупп

Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.

Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.

Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.

Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.

Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.

Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.

Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.

Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.

Как социальные группы влияют на человека

Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.

У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.

В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.

Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.

Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.

Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».

Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.

В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.

Проверь себя

Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.

Коллектив бетонного завода.

Зрители постановки в оперном театре.

Одногруппники в университете.

Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.

Прихожане мечети Кул-Шариф.

Любители музыкальных групп в жанре k-pop.

Пассажиры междугороднего поезда.

Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.

Источник

Чарлз Кули. Первичная группа. Теория общественного мнения

См. также:

Современные словари называют Кули социологом, но и социальные психологи считают его «своим». И это закономерно, поскольку Чарлз Кули находится как бы на грани этих двух наук: в его концепции первичной группы встречаются, если можно так выразиться, «на равных» человек и общество. Это такая ячейка, куда корнями уходит человеческая личность, но Кули утверждает, что и общество своими корнями уходит туда же. Это чрезвычайно богатая и интересно разработанная концепция, из которой как социальная психология, так и социология взяли далеко не все, и даже, к сожалению, довольно мало.

Дело в том, что, начиная с 1920-х гг., обе эти науки увлеклись измерениями: как параметров человеческой личности, так и параметров социальных групп, что само по себе, конечно, было большим шагом вперед в развитии науки. Но то богатство теоретических компонентов, которые Кули развил в своей концепции, никак не поддавалось измерениям, да и сами измерения были тогда еще весьма упрощенными. Поэтому внимание ученых сосредоточилось лишь на небольшом количестве переменных, которые впоследствии и оформились в то, что мы знаем теперь под названием «малой группы». Появлялись новые интересные авторы, и работы Кули постепенно отодвигались на второй план. Отчасти этому способствовала и его несколько устаревшая научная идеология, основанная на спенсеровском эволюционизме, который в 1920-х гг. уже вышел из моды. Однако тот факт, что и ныне интерес к нему все-таки не угасает, доказывает, что работы Кули не устарели и еще могут многое дать современным теоретикам.

Составные части механизма «шарманки» – это, прежде всего, инстинкты и тесно связанные с ними эмоции, такие как гнев, страх, половое влечение и др. Кули называет их инстинктивными эмоциями. Кроме того, человеку от природы дан разум. С этим «багажом» человек вступает на свою жизненную стезю, и он сохраняется у него на всю жизнь. Но задатки эти с самого начала подвергаются в нем сильному влиянию социальной наследственности. В процессе этого воздействия «бесформенные импульсы и способности», данные человеку от рождения, становятся «факторами в социальном развитии». И человек начинает приобретать то, что Кули определил понятием «человеческая природа».

Действительно, в прошлом человек существовал в значительно более замкнутых и обозримых группах. Например, он мог прожить всю жизнь в одной и той же сельской общине, небольшом поселении или племени, где все ему было известно и понятно. В настоящее же время он находится в центре сложного переплетения огромного количества разнообразных и часто противоречивых влияний. Как человек выходит из этой ситуации? Он классифицирует эти влияния на важные для себя и второстепенные, и к первым прислушивается внимательно, а вторые остаются для него на заднем плане. И разделение это происходит в соответствии с отношением человека к тем людям, которые оказывают на него это влияние. Естественно, что человек позволяет влиять на себя (и даже желает такого влияния, особенно в трудных и запутанных обстоятельствах) людям, которых он хорошо знает и которым доверяет. Такое взаимное доверие и взаимное влияние являются наиболее важными характеристиками первичной группы.

В настоящее время условия изменились: семья сильно сократилась и превратилась в то, что называют «ядерной семьей» (муж, жена и несовершеннолетние дети). Связь не только между боковыми ветвями родства, но и между поколениями значительно ослабла. Такой феномен, как соседство, сохранился только в сельской местности и отчасти в поселках городского типа и малых городах. В больших городах люди не очень считаются со своими соседями, а часто даже и практически их не знают. Но в период, когда писал Кули, в условиях Америки эти группы еще имели определенное значение. Дополнительно к ним в его время появились подростковые компании, которые также оказывали сильное влияние на своих членов. Они и сейчас довольно влиятельны, хотя временами склонны приобретать криминальный оттенок не в силу их особых свойств, а в результате криминализации общества как такового. Следует еще добавить, что в игровых детских группах, а затем в школе и других учебных заведениях, подрастающий индивид приобретает себе друзей, которые остаются с ним долгое время, иногда и на всю жизнь, и имеют на него очень сильное влияние, выполняют функции первичной группы. Эти группы ровесников с определенными добавлениями людей других возрастов являются в городах по существу экстерриториальными, но поддерживают общение путем организации общих праздников, туристских походов и т.д. В наше время для взрослого человека часто именно эта группа является наиболее важной и авторитетной первичной группой.

Таким образом, в какие бы условия не ставило человека изменение социальной среды, он склонен везде обзаводиться первичной группой, которой он дает довольно большую власть над своими мыслями и от которой получает сотрудничество и поддержку как в своей внутренней работе по освоению мира, так и в своих житейских и прочих делах.

И здесь Кули делает еще одно парадоксальное заявление: «Не существует различия между реальными и воображаемыми лицами: в самом деле, будучи воображаемы, они становятся реальными в социальном смысле слова. Чувственное присутствие не имеет первостепенного значения. Лицо реально для нас только в той степени, в которой мы представляем его в той внутренней жизни, которая существует внутри нас на данный момент и в которую мы это лицо водворяем. Все реальные лица в этом смысле воображаемые» [1, с. 96]. И действительно, любой более или менее опытный человек всегда отдает себе отчет, что его представление о том партнере по общению, который в данный момент находится рядом с ним, может совершенно не совпадать с тем, что видят в этом человеке другие. Да и с тем, что, возможно, увидит в этом человеке он сам по прошествии определенного времени. В конечном счете, важен не сам по себе этот реальный собеседник, а тот идеал, который создается в сознании воспринимающего человека. Ибо представления о мире, который человек должен охватить и освоить своей мыслью, для ребенка, подростка, юноши и вообще для простого человека, не сделавшего своей профессией философию или какую-то из социальных наук, оформляется не в виде абстрактных формулировок и положений, а в том, что Кули называет персональными представлениями.

Персональные представления, т.е. представления индивида о других людях, лежат в основе всех влияний, которые люди оказывают друг на друга, а это ведь и есть связующий раствор, держащий единство и форму общества. Любой человек, живущий в обществе, оказывает определенное влияние на окружающих людей, а тем самым и на общество, пусть оно будет как угодно малым. В силу этого он и является членом общества. Эта специально подчеркнутая Кули характеристика члена общества приводит к еще одному неожиданному повороту в его концепции. Поскольку многие уже умершие люди продолжают существовать в наших воспоминаниях и оказывать таким путем воздействие на сегодняшнее общество, можно ли их также признавать членами нашего общества? Кули утверждает, что «поскольку мы их представляем, они являются таковыми». Он даже добавляет, что отрицать их социальную реальность было бы абсурдно. Но тогда получается, что и персонажи литературных и других произведений, сильно воздействующие на наши представления, тоже члены нашей социальной реальности. Кули считает, что это так и есть [1, с. 123]. Вот какое получается в концепции Кули представление об обществе: оно населено самыми разнообразными и неожиданными персонажами, очень тесно и сложно сплетенными друг с другом. «Для многих людей кажется мистическим такое определение, что лица, как мы их знаем, это не отдельные и разделенные друг с другом феномены, подобные физическим телам, так что то, что является частью одного из них, не может быть частью другого, но что они взаимно проникают друг в друга, один и тот же элемент может принадлежать разным лицам в разное, а иногда и в одно и то же время: это ведь верифицируемый, а не совершенно невозможный для понимания факт» [1, с. 125].

Теперь нам становятся более понятными механизмы влияния первичной группы на индивида. Поскольку в ней сосредоточены наиболее значимые для индивида лица, то отсюда же в его сознание попадают и наиболее сильные и яркие персональные представления, и именно они вызывают те сантименты, которые данная группа и стремится прививать человеку.

Важно отметить, что идеалы, вырабатываемые в первичных группах, могут постепенно встраиваться «в общую совокупность мышления». Они становятся общим достоянием и обладают эффектом накопления, «они понемногу возрастают и превращаются в определенные институты», «и таким образом они получают богатство, определенность, сакральность и авторитет» [1, с. 398].

Это прекрасно доказывает то положение, которое мы сформулировали в самом начале, что не только личность с ее идеалами, но и моральная структура общества корнями своими уходит в первичную группу.

Основываясь на антропологических и культурологических работах своего времени, Кули утверждает, что некоторые общепринятые представления о правильном и неправильном, моральном и неморальном для всех исследованных племен и народов оказываются универсальными. Он называет три принципа, которым, по его мнению, нет альтернатив и противопоставлений:

1) Лояльность к своей группе. Вспомним правило, сформулированное Г.Беккером: «предателя никто не любит»; Кули добавляет к этому ссылку на Данте, который разместил предателей в самом нижнем круге ада, что выражает универсальный сантимент человечества.

2) Приверженность к обычаям своего народа.

3) Доброта и благожелательность по отношению к членам своей группы

Эти принципы организации общественной жизни встречаются практически во всех типах групп и во все времена, и это позволяет предположить, что это какие-то изначальные законы существования социума. Если человек не усвоил этих законов или не желает им подчиняться, ему будет очень трудно жить в обществе: оно будет его отвергать и не способствовать реализации его планов. Социальная среда, организованная изнутри, будет как бы «связывать» все попытки и поползновения такого человека и «мешать» ему двигаться в любом направлении.

Для того чтобы различные виды и формы первичных идеалов, вырабатываемые в первичных группах, становились достоянием членов общества, принадлежащих к другим первичным группам, эти идеалы должны каким-то образом распространяться в том пространстве, которое является как бы форумом для обсуждения различных проблем данного общества и которое называют общественным сознанием. Обычно общественное сознание включает в себя функционирование сознаний всех первичных групп данного общества, но кроме того, в нем есть еще и надгрупповой уровень, где и происходит столкновение и обсуждение различных точек зрения и подходов. Это тот уровень, для которого огромное значение имеет коммуникация.

Уже в самом начале XX века Кули осознал, какие глобальные сдвиги происходят в структуре коммуникации общества. Он отмечает главные параметры этого сдвига: 1) усиление экспрессивности, т.е. оперирование чувствами и представлениями, способными оказывать влияние на сознание индивида, если можно так сказать, при «первом предъявлении»; 2) устойчивость результата, т.е. преодоление времени; 3) быстрота распространения, т.е. преодоление пространства; 4) диффузия идей, т.е. проникновение их во все слои общества. Разумеется, отрицательные стороны такого усиления влияния на сознание людей структуры, которая очень слабо поддается контролю и развивается весьма стихийно, не ускользнули от внимания Кули. Но, будучи горячим приверженцем идей эволюционизма и демократии, он без боязни глядит вперед и предполагает, что перед человечеством открываются самые светлые перспективы.

Для лучшего понимания работы общественного мнения Кули предлагает отличать «истинное общественное мнение» от «массового впечатления». Первое отличается зрелостью, серьезным и ответственным подходом, устойчивостью связей и влияний, в то время как второе представляет расплывчатое, но эмоционально окрашенное представление, распространяющееся очень быстро и привлекающее к себе общее внимание, но недолговечное и способное так же быстро исчезать, не оставив по себе никакого следа.

Кстати, на последнем утверждении основываются доводы противников демократии, доказывающих, что правление масс не может не быть шагом назад, ибо понижает уровень осмысления государственных вопросов: ведь массы в большинстве своем невежественны, а решение принимается именно большинством. Любопытен аргумент, который выдвигает Кули против этих рассуждении. Массы действительно невежественны, соглашается он, но они не глупы. Не зная множества конкретных вещей, они способны осознавать свое незнание и уважать мнение экспертов и специалистов. Много ли людей в современном мире читали Платона? а, тем не менее, авторитет Платона стоит высоко, поскольку так оценивают этого мыслителя те, кто его читал, а прочие принимают это мнение на веру. Кули ссылается здесь на Эмерсона, приведшего этот пример. Эмерсон утверждает: «Это, если быть точным, суждение меньшинства, и так обстоит дело в каком-то смысле со всеми утонченными суждениями, главное, что большинство имеет достаточно смысла, чтобы усвоить их» [1, с. 125].

Эта вера Кули в народ, в его приверженность первичным идеалам и является основой его оптимизма и неколебимой уверенности в развитии социальной жизни по пути прогресса. Просто этот путь достаточно труден. Внезапное расширение системы коммуникаций и сферы общественного сознания привели к дезорганизации социальных отношений. В частности, он приводит в пример недавно возникшие большие города. «Они слишком новы и гетерогенны для того, чтоб устоялось сознание. Как только люди почувствуют свое единство, мы сможем с надеждой ожидать гражданской добродетели и преданности, потому что для этого необходим социальный субъект, в котором все это актуализируется. Человек обычно не проявляет преданности там, где нет какого-то определенного человеческого целого, которому можно быть преданным, нет сформировавшегося сознания, которое могло бы эту преданность увидеть и оценить. Но быть преданным живой и целеустремленной группе естественно, и можно ожидать, что самосознание города, государства, отдельного университета или профессии обеспечит арену для проявления бескорыстных добродетелей» [1, с. 134].

Кули приводит множество аргументов в подтверждение своего тезиса, что человек нуждается в первичных отношениях и потому тяготеет к группам такого типа, более того, он трудолюбиво работает над улучшением и упрочением социальной организации, «выстилая» ее изнутри не предусмотренными в формальных правилах первичными отношениями. Где бы ни появился человек, он везде стремится «согреть» холодную жесткость формальной организации, заводит дружбу с коллегами по работе, находит себе лидеров внутри даже временной группы.

Кули всегда ощущает общество не как скопление индивидов, как-то приспосабливающихся друг к другу посредством общественных договоров и индивидуальных соглашений, а как живой работающий организм, развивающийся по своим законам, и первичная группа видится Кули как его клетка, живущая своей потаенной жизнью. И надо сказать, что до него не было исследователя, так пристально изучавшего эту социальную клетку и так богато ее описавшего.

Список литературы к лекции 6

[1] Русский перевод: Кули Чарльз Хортон Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *