Что такое перспективы дорог
Дорогами будущего: как меняется рынок транспорта и логистики прямо сейчас
Об эксперте: Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций, руководитель проектного офиса хакатона «Цифровой прорыв» — проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей»
Уровень развития транспортного сообщения — один из ключевых факторов, влияющих на размещение производств и городов, мировую торговлю и миграционные потоки. Сегодня транспортный сектор вырос до уровня, на котором автомобили и поезда могут перемещаться без участия человека, специальные датчики и ИИ собирают информацию о состоянии дорог и оперативно направляют ремонтные бригады, а управлением дорожного движения занимаются «умные» алгоритмы, способные в онлайн-режиме перенаправлять потоки, чтобы сократить время движения и дорожные заторы.
В таких условиях инновационное развитие в транспортных компаниях уже не просто цель, а необходимое условие выживания на конкурентном рынке.
По опросу Pitchbook Data, 86% руководителей логистических компаний называют информационные технологии лучшим способом сокращения расходов. Неудивительно, что по данным исследования Strategy Partners, транспортный сектор и логистика опережают другие отрасли российской экономики по готовности к цифровой трансформации. Более половины опрошенных компаний в отрасли уже приступили к реализации стратегий цифровой трансформации, 80% компаний частично или полностью переходят на новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях.
Аналитики, правда, отмечают, что уровень трансформации в транспортной сфере различается по секторам.
Среди передовых направлений они называют:
Отстающее направление:
ИИ — новая эра в трансформации транспорта и логистики
Технологическое развитие логистических компаний, использование даже небольших цифровых решений привело к тому, что постепенно накопился большой объем данных: о клиентах, цепочках поставок, автопарке и водителях. Новые технологии открывают широкий спектр направлений для развития отраслей:
Традиционный подход к планированию маршрутов базируется на ограниченном количестве факторов, которые в большой степени статичны и не учитывают актуальных изменений (длина маршрута и средняя скорость движения, например). С использованием ИИ в модель можно включить данные о трафике, погоде, времени ожидания, скорости погрузки и разгрузки в конкретных точках и у определенных поставщиков, влияние конкретного персонала компании и заказчика на скорость доставки. Ориентируясь на данные, поступающие в режиме реального времени, такая модель сможет с гораздо более высокой точностью построить оптимальный маршрут и рассчитать идеальное время доставки. А значит, одновременно сократить затраты и сроки доставки и повысить удовлетворенность клиентов качественным сервисом.
Такие системы сегодня доступны не только гигантам перевозок — DHL или Deutsche Post, но и сравнительно небольшим региональным игрокам. Например, компания Hardie’s Fresh Food, которая занимается поставками продуктов в штате Техас, владеет всего 160 грузовиками. Но даже для нее внедрение предикативной аналитики маршрутов движения на основе реальных данных сократило время планирования маршрутов в восемь раз, пробег автопарка на 20%, а затраты на водителей на 12% (при одновременном увеличении объема поставок на 14%).
Сбор в автоматическом режиме данных о состоянии машины сокращает непредвиденные издержки. А сведения о ее фактической эксплуатации (маршруты, состояние дорог, вид и вес груза) используются для своевременного планирования технического обслуживания, прогнозирования затрат на комплектующие и поддержки достаточного количества рабочих машин в автопарке.
Например, использование технологий интернета вещей обеспечивает мониторинг состояния товаров при морских контейнерных перевозках. До настоящего времени отслеживать перемещение товаров по морю можно было только на ограниченных участках: при погрузке в порту и после доставки груза получателю. Во время морской перевозки случались поломки пломб и контейнеров и даже кражи грузов.
Чтобы обеспечить гарантированную и качественную доставку, компания Maersk закупила 50 тыс. «умных» контейнеров от Traxens. Датчики, установленные в контейнерах, предоставляют в режиме реального времени информацию о точном местонахождении груза, внешних ударах, состоянии дверей, температуре, давлении и многих других факторах, влияющих на сохранность товара. Кроме того, смарт-контракты на основе блокчейна содержат комплексную информацию о грузе для таможенных органов, что значительно сокращает скорость проверки. Тот же контейнер может быть погружен на железнодорожный состав или автомобиль, а значит, отслеживание груза не прерывается после прибытия в порт, обеспечивая доступ ко всей актуальной информации.
Автономный транспорт, «умный» город и «умный» порт
Одно из самых революционных применений искусственного интеллекта — автономные автомобили. На протяжении многих лет в разных странах ведутся эксперименты по использованию беспилотных автомобилей на улицах города. Пока еще в большинстве экспериментов для работы беспилотного транспорта требуется обязательное присутствие в салоне инженера, который сможет взять на себя управление в случае непредвиденной ситуации. Однако есть уже примеры фактической работы роботакси. В Аризоне жители и путешественники могут воспользоваться сервисами беспилотного такси от Waymo (дочернее предприятие Google), в деловом и торговом центре Пекина любой пользователь может вызвать автономное такси от компании Baidu, а в пригороде Шенженя — Auto X.
Перспективы развития автомобильно-дорожной сети Российской Федерации до 2030 г.
Развитие сети автомобильных дорог осуществляется согласно транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.) и проекту государственной программы «Развитие транспортной системы». Минтранс России продолжает работу над нормативным правовым обеспечением организации дорожного движения, над совершенствованием технического регулирования и механизма взаимодействия заказчика и подрядчика в области дорожного строительства.
Протяженность автомобильных дорог РФ составляет 824,7 тыс. км, в том числе общего пользования — 664,3 тыс. км, из них федерального значения — 50,4, регионального — 450,1, местного — 163,9 тыс. км. По состоянию на 1 января 2012 г. протяженность федеральной дорожной сети, соответствующей транспортно-эксплуатационным нормативам, достигает 20,1 тыс. км (39,4 %); работающей в режиме перегрузки — 13,8 тыс. км, или 27,1 %.
Стратегия развития автомобильно-дорожной сети
Дорожная отрасль является неотъемлемой частью транспортного комплекса страны, поэтому основные задачи ее развития и функционирования определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г.».
В свою очередь задачи транспортной стратегии детализируются Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.) и проектом государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (подпрограмм «Дорожное хозяйство» и «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства»).
Цели подпрограмм — ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек.
Задачи подпрограмм:
— сокращение протяженности автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям;
— организация развития скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства;
— повышение эффективности реализации программы.
Целевые показатели и индикаторы подпрограмм:
— доведение доли автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 85–87 %;
— доведение доли автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, до 20–25 %;
— увеличение объема частного финансирования мероприятий госкомпании «Автодор» с 20,8–32,0 млрд руб. в 2011–2012 гг. до 75 млрд руб. к 2019 г.
Подпрограмма реализуется в 2012– 2019 гг. в один этап. Ожидаемые результаты реализации подпрограмм:
— повышение доступности транспортных услуг для населения за счет уменьшения протяженности автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки (в 2012–2019 гг. будет построено и реконструировано 7,7 тыс. км федеральных автомобильных дорог);
— повышение безопасности дорожного движения (количество ДТП из-за сопутствующих дорожных условий должно снизиться с 1,392 на 1 тыс. автотранспортных средств в 2012 г. до 1,16 в 2019 г.);
— повышение конкурентоспособности отраслей экономики России на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах (на 2 %);
— создание новых рабочих мест, предприятий (ресторанов, мотелей, автозаправок, магазинов и др.) в результате развития сети автомобильных дорог (к 2019 г. количество рабочих мест увеличится почти на 25 %);
— создание возможности перехода на новую систему контрактных отношений, внедрения в дорожную отрасль России новых технологий и материалов, высокопроизводительных машин и оборудования;
— формирование рыночно ориентированной системы управления дорожным хозяйством, направленной на привлечение частного капитала и создание финансовых инструментов по мобилизации инвестиционных средств;
— увеличение объемов частного финансирования мероприятий подпрограммы в общем объеме финансирования (с 20,8–32,0 млрд руб. в 2011–2012 гг. до 75 млрд руб. к 2019 г.);
— создание многофункциональных зон дорожного сервиса исходя из прогнозируемого роста интенсивности дорожного движения на автомобильных дорогах (число таких зон увеличится с 8 в 2012 г. до 58 в 2019 г.).
Приведение большей части федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние будет осуществляться за счет их ремонта и работ по содержанию, для чего в Бюджетном кодексе с 2014 г. предусмотрено 100 % ное финансирование этих затрат в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством РФ. В результате расходы на ремонт и содержание федеральных автодорог возрастут с 66,5 млрд руб. в 2010 г. до 229 млрд руб. в 2015 г.
Снять перегрузки можно только путем реконструкции или строительства новых скоростных дорог. В связи с этим в ближайшей перспективе наиболее эффективным способом будет локальное выявление и реконструкция мест скопления автотранспорта. Минтранс России в пределах предоставленных полномочий продолжает работу по нормативному правовому обеспечению организации дорожного движения (ДД).
Подготовлены:
— Концепция государственной стратегии в области организации ДД;
— Концепция проекта федерального закона «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; документ направлен на введение обязательных требований к собственникам «объектов массового тяготения» в части строительства заездов и съездов, исключающих образование автомобильных заторов при присоединении таких объектов к улично-дорожной сети; сейчас находится на межведомственном согласовании;
— проект нормативного правового акта, регламентирующего требования к проектам и схемам организации ДД; он определяет состав, содержание, порядок разработки, согласования, утверждения и реализации концептуальных предложений по организации ДД, генеральной схемы организации ДД, комплексной схемы организации ДД, проектов по организации ДД; в настоящее время документ находится на внутриведомственном согласовании, направлен на рассмотрение в специализированные организации и ряд регионов Российской Федерации.
Созданы координационные советы по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, комплексному развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При участии Минтранса России принят Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование организации дорожного движения в населенных пунктах, обеспечение законодательной основы для создания парковочного пространства, ужесточения административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, упорядочение деятельности, связанной с таксомоторными перевозками.
Строительство и реконструкция автодорог в регионах
Введение системы дорожных фондов в значительной степени отразится на региональной и особенно на муниципальной дорожной сети. Объем региональных дорожных фондов составит в 2012 г. 391 млрд руб., в 2013 г. — 471 млрд руб., в 2014 г. — 531 млрд руб.
С учетом требований Бюджетного кодекса о передаче не менее 15 % средств на нужды муниципальных образований на соединение сельских населенных пунктов можно будет дополнительно направить 20–25 млрд руб. в год, на капитальный ремонт и ремонт улиц и дворовых территорий — 40–50 млрд руб.
Главная задача федеральных органов власти в части региональных дорожных фондов — помочь эффективно использовать дополнительные финансовые ресурсы, обеспечив их направление в первую очередь на сохраннее действующей сети дорог, т. е. на их ремонт и содержание.
Техническое регулирование в дорожном строительстве
В 2011 г. принят ряд ключевых документов, реализация которых в среднесрочной перспективе должна на новом уровне обеспечивать качество в дорожном хозяйстве, способствуя приближению его к мировым стандартам. К ним относятся:
— Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011);
— комплекс мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия (по поручению первого заместителя председателя Правительства РФ В. А. Зубкова от 29 декабря 2011 г. №ВЗ$П9$9283);
— Стратегия развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011–2015 гг. (по распоряжению Федерального дорожного агентства от 22 ноября 2011 г. № 904-р);
— Программа по разработке национальных стандартов в сфере безопасности дорожного движения на 2011–2015 гг.
Принятие этих документов, которые будут способствовать повышению транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети, не было предусмотрено действующей подпрограммой «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
Кроме того, 18 октября 2011 г. комиссия Таможенного союза утвердила технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который вступит в силу с 15 февраля 2015 г. Ведется разработка ведомственной целевой программы по обеспечению качества в дорожном хозяйстве.
Утвержден приказ Минтранса России от 20 июня 2011 г. №165 «Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог» в части элементных сметных норм на содержание автомобильных дорог. Указанные нормативы в настоящее время используются для определения начальной (максимальной) цены при размещении государственных заказов на выполнение работ (оказание услуг) для федеральных государственных нужд по содержанию автомобильных дорог федерального значения.
Реализация полномочий Минтранса России в части утверждения отраслевых сметных нормативов позволит оперативно внедрять новые современные технические и технологические разработки для повышения эффективности использования бюджетных средств и качества работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог.
Кроме вышеуказанной нормативной базы, на наш взгляд, решающую роль в повышение качества сыграет внедрение контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Если сейчас осуществляется поэлементный контроль качества, то КЖЦ значительно упростят схему контроля: соответствует дорога потребительским свойствам, определенным концессионным соглашением, — государство оплатит концессионеру определенную этим соглашением сумму, не соответствует — предъявит неустойку. То есть фактически качество будет регулироваться экономическим путем.
В настоящее время Минтранс создает профессиональное объединение производителей битумных материалов — некоммерческую организацию с участием государства (ГЧП) для обеспечения внедрения инновационных технологий, повышения контроля качества при производстве, перевозке и применении битумных материалов.
Совершенствование схемы работы заказчика и подрядчика
Подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Проект предлагает изменить законодательные и иные нормативные правовые акты так, чтобы предусмотреть раздельный учет затрат, включая бухгалтерский учет, на подготовку территории для последующего строительства или реконструкции автомобильных дорог и затрат непосредственно на строительство или реконструкцию автомобильных дорог.
Проект направлен в том числе на обеспечение прозрачности процедур при строительстве и реконструкции автомобильных дорог в части анализа распределения средств по отдельным главам сводного сметного расчета. Это является важным элементом контроля удельных затрат по конструктивным элементам, а также оценки степени готовности строящегося объекта. Комплексные долгосрочные контракты
В соответствии с поручениями Президента РФ Д. А. Медведева, касающихся совершенствования практики применения концессионных соглашений в целях развития транспортной инфраструктуры и расширения возможных форм заключения подобного рода соглашений в соответствии с мировым опытом, Государственная дума Федерального собрания РФ разработала и приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры».
Долгосрочные комплексные контракты имеют ряд преимуществ:
— дают возможность оптимизации проектных решений и снижения затрат в течение всего цикла проекта в связи с тем, что данный вид договора предусматривает заключение единого контракта на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта;
— позволяют снизить нагрузку на бюджет, так как строительство объекта полностью или частично финансируется частным сектором;
— частный сектор получает гарантированный стабильный доход, при этом возврат частных инвестиций осуществляется за счет доходов от сбора платы в течение всего срока эксплуатации объекта, а также выплаты эксплуатационных платежей государством;
— появляется мотивация повышения качества эксплуатации и обслуживания в связи с тем, что объем выплат частному сектору привязан к соблюдению технических и эксплуатационных требований, определенных в договоре.
При этом по закону, предусматривающему возможность заключения долгосрочных комплексных контрактов, работа концессионера будет оцениваться не по объему выполненных работ, а по готовности объекта к эксплуатации по оговоренным параметрам, что позволит внедрить не столько административные, сколько экономические стимулы обеспечения качества выполняемых работ.
Таким образом, качество достигается с помощью экономических рычагов, мы переходим к оплате по результату состояния дороги, ее потребительским свойствам.
Платные дороги
В 2010 и 2011 гг. государственной компании «Автодор» переданы в доверительное управление автомобильные дороги М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». Эти важнейшие для России транспортные магистрали входят в состав международных транспортных коридоров и характеризуются наиболее высокой интенсивностью движения. Они обеспечивают значительную часть экспортно-импортных и межре-гиональных грузоперевозок. В настоящее время протяженность автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении компании, составляет 2642,4 км.
В 2010–2011 гг. компания заложила хорошую базу для достижения основной цели — создания в Российской Федерации сети скоростных автомобильных дорог:
— введено в эксплуатацию 188,6 км дорог;
— на трассе «Дон» введен первый платный участок протяженностью 52,4 км;
— заключено 23 инвестиционных договора на создание многофункциональных зон дорожного сервиса, общий объем инвестиций составил порядка 3,4 млрд руб.;
— разработана программа инновационного развития госкомпании «Автодор» на 2011–2019 гг.;
— завершен ремонт и капитальный ремонт 490 км автомобильных дорог;
— протяженность автомобильных дорог, на которых устранены ограничения по пропускной способности, увеличена на 319,2 км;
— прирост протяженности автомобильных дорог, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 т составляет 249 км;
— прирост протяженности линий искусственного электроосвещения составляет 155,6 км.
Для привлечения внебюджетного финансирования «Автодор» уже реализует два концессионных соглашения. В дальнейшем будут использоваться преимущественно новые формы контрактов, содержащие инвестиционную составляющую. Это нашло отражение в новой долгосрочной программе развития госкомпании. В программе заложен проектный подход, согласно которому планируется завершить строительство и реконструкцию первых скоростных дорог.
Реализация программы позволит компании к 2020 г.:
— завершить реконструкцию автомобильной дороги М-4 «Дон»;
— завершить строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург»;
— завершить реконструкцию наиболее важных участков автомобильных дорог М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина»;
— построить северный и восточный участки центральной кольцевой автодороги в Московской области;
— ввести в эксплуатацию 1623 км платных участков дорог;
— создать 58 многофункциональных зон дорожного сервиса.
Конечная цель, на достижение которой направлена программа, — создание в Российской Федерации сети автомагистралей и скоростных автодорог, обеспечивающих скоростное движение транспортных потоков с высоким уровнем безопасности и комфортности для пользователей. Строить и реконструировать автодороги компания будет по проектам, что позволит достичь запланированных показателей качества дорожной сети и эффективного использования выделяемых ресурсов.
По материалам доклада, сделанного 15 марта 2012 г. на конференции «Дорожная сеть России» Евразийского транспортно-логистического форума
ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 2 (39) 2012
Линейная перспектива в рисунке
Несмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.
А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, пример
При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Линейная перспектива, пример
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунок
Прежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, пример
Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспектива
Отметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспектива
Перспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками схода
Далее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.