Что такое переносное значение глагола в русском языке
Глаголы движения в переносном значении
Глаголы движения – это чрезвычайно обширная и сложная тема в русском языке. Помимо разнообразия форм и трудности спряжений, наличия глаголов движения с приставками и без, различий в их употреблении, существуют случаи, когда глаголы движения употребляются в переносном значении. Причем, зачастую в этих выражениях невозможно использовать синонимичные слова. Данные выражения в прямом смысле очень «устойчивые».
Нужно отметить, что в переносном значении обычно употребляется один глагол из видовой пары (идти-ходить) и они не заменяют друг друга. В переносном значении используются как глаголы движения с приставками, так и без. В данной статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся примеры выражений с глаголами без приставок.
Погодные условия, осадки
Весь день идет дождь.
Под вечер пошел снег.
По небу плывут белые облака.
Происходящее, процесс
Работа идет как по маслу (идиоматическое выражение, означает «хорошо»).
Разговор, беседа
Переговоры идут к завершению.
Разговор незаметно перешел на другую тему.
Время
Пришло время поужинать.
Время быстро пролетело.
На лекциях время ползет (идиоматическое выражение, означает «очень медленно движется»)
Часы сломались и больше не идут.
Одежда и то, как она сочетается с внешностью человека
Вам очень идет это платье.
Он носит деловые костюмы и рубашки с запонками.
Не все замужние люди носят обручальное кольцо.
Я ношу очки с пяти лет.
Успех
После того как он получил наследство, его дела пошли в гору. (идиоматическое выражение, означает «дела все лучше и лучше»).
Действие, процесс
Учитель провел свой первый урок.
Глагол. Прямое и переносное значение глагола.
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУССКИЙ ЯЗЫК Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Глагол Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растёт.
Что такое глагол? Что такое глагол? Чем чаще всего является в предложении? Что ещё вы знаете о глаголе?
Что вы можете сказать о выражениях: Птица летит и время летит?
Интересное слово В русском языке нашёл Я такое слово: шёл. Шёл и дождик, Шёл и снег, Шёл и просто человек. Утром шёл десятый час. Шёл мультфильм, Он шёл для нас.
спит С данными именами существительными составьте предложения. Какое значение имеет глагол в полученных предложениях.
Определите значение глаголов в отрывке стихотворения. Определите значение глаголов в отрывке стихотворения.
Полюбуйся: весна наступает, Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… И. С. Никитин
ИТОГ У одного глагола может быть несколько значений. Смысл слова уточняется в предложении, в тексте.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1190103
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 66. Слова-действия
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.
Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.
Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ГЛАГОЛ.
Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.
И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.
Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.
И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!
А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.
На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.
Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.
По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!
В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.
Глаголы изменяются по числам.
Сделаем выводы о том, что такое глагол:
У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).
Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:
В русском языке нашёл
Шёл и просто человек.
Утром шёл десятый час.
В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.
Это прямое значение глагола.
А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.
Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.
Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Правильный выбор.
Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Подсказка: должно быть четыре глагола.
Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.
Задание. Порядок событий.
Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.
Глаголы переносного смысла
Прямое и переносное значение глаголов.
Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.
Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.
На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:
1. Объясните значение выделенных слов:
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)
2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)
Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.
4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)
Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.
Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. Русский язык. 3 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: развивать умение распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Виды используемых ИКТ: презентация.
Материалы и оборудование: учебник, ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
– Правильно, в этом стихотворении – загадке говорится о глаголе.
Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.
– Дайте определение глаголу.
– Чем чаще всего в предложении бывает глагол?
– Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.
– Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.
Выполните мои задания. (Ответы нужно записать на доске.)
– Подберите антоним глаголу строить. (разрушать)
– Синоним слову скакать.(прыгать)
– Антоним глаголу огорчаться.(радоваться)
– Назовите «лишнее» слово: чистый, резвиться, скромное, веселая.
На доске: разрушать, прыгать, радоваться, резвиться.
– Найдите в словах одинаковый звук. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (В словах два таких звука.)
– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Р.
– Найдите закономерность и продолжите ряд.
Зимой река спит подо льдом.
Маленький Руслан крепко спит.
Назовите орфограммы в этих предложениях.
Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
– Что заинтересовало в предложениях?
– В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном? Как вы понимаете выражение «в переносном значении»?
Сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.
II. Работа по теме урока
А сейчас, посмотрите внимательно на доску.
Сравните значение слова идут в каждом предложении.
Сравниваем вывод, сделанный учениками с учебником. (смотрим стр. 75 учебника)
Какие глаголы в стихотворении имеют переносное значение?
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив глаголы в прямом и переносном значениях.
– Мама, крапива кусается?
В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении.
– На морозе у ребят щеки пламенем горят.
– Мороз прогнал ребят со двора.
– Объясните, какую ошибку совершили дети.
Мать приказала ребятам запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать.
– «Так как, – пояснила она, – по городу ходит скарлатина».
В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
– «Приходила скарлатина, но мы ее не пустили » – говорили дети.
III. Работа с учебником.
Употребление глаголов в разных значениях. Упражнение 540.
– Спишите только те предложения, в которых глагол употреблен в переносном смысле.
– Составьте два предложения, в которых глаголы имеют переносный смысл.
IV. Работа над развитием орфографической зоркости
На доске записано предложение.
На своих крыльях птицы приносят весну.
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
– В каком значении употреблен глагол в этом предложении.
– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.
VI. Итог урока
– С какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значениях?