Что такое переадресовка груза
Что такое переадресовка груза
II. Порядок переадресовки перевозимых грузов,
порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя
и (или) железнодорожной станции назначения
20. Заявитель переадресовки до направления перевозчику заявления о переадресовке груза, порожнего вагона (вагонов) получает согласие нового грузополучателя на прием переадресовываемого груза и нового отправителя на прием переадресовываемого порожнего вагона (вагонов).
Владелец порожнего вагона (вагонов), не являющийся его (их) отправителем, вправе подать перевозчику заявление о переадресовке вагона (вагонов), если переадресовка осуществляется с оформлением новых перевозочных документов.
22. В заявлении о переадресовке груза заявитель переадресовки указывает:
номер вагона, контейнера в груженом или порожнем состоянии;
Абзац 21 пункта 10 Правил эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный N 19627) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 12 августа 2011 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2011 г., регистрационный N 21758), от 4 июня 2012 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 г., регистрационный N 24735), от 13 июня 2012 г. N 164 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2012 г., регистрационный N 24613), от 30 марта 2015 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37020), от 9 ноября 2015 г. N 330 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2015 г., регистрационный N 39978), от 25 декабря 2015 г. N 382 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., регистрационный N 40409), от 3 июня 2016 г. N 145 (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2016 г., регистрационный N 42676), от 1 сентября 2016 г. N 257 (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2016 г., регистрационный N 44248), от 30 января 2018 г. N 36 (зарегистрирован Минюстом 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50716), от 9 февраля 2018 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 3 мая 2018 г., регистрационный N 50958), от 5 октября 2018 г. N 349 (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2018 г., регистрационный N 52897), от 25 декабря 2018 г. N 472 (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2019 г., регистрационный N 55235).
наименование первоначального грузополучателя (получателя), а в случае, если грузополучателем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;
наименование станции и код станции первоначального назначения;
наименование и код станции нового назначения, открытой для выполнения соответствующих грузовых операций, либо наименование станции и номер соответствующего соглашения между перевозчиком и грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в случае, если станции не открыты полностью или частично для выполнения грузовых операций;
наименование нового грузополучателя, а в случае, если грузополучателем (получателем) является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;
информация о согласии нового грузополучателя на прием переадресовываемого груза и нового отправителя на прием переадресовываемого порожнего вагона (вагонов).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или при наличии соглашения между перевозчиком и заявителем переадресовки, заявление о переадресовке груза или порожнего вагона (вагонов) может быть составлено в электронной форме.
23. В заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) заявитель переадресовки указывает:
номер вагона (номера вагонов);
наименование отправителя, а в случае, если отправителем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;
наименование станции отправления и код станции при переадресовке в пути следования (указывается по желанию заявителя переадресовки);
наименование первоначального получателя, а в случае, если первоначальный получатель является резидентом Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;
наименование станции первоначального назначения и код станции;
наименование и код станции нового назначения, открытой для выполнения соответствующих грузовых операций, либо наименование станции и номер соответствующего соглашения между перевозчиком и отправителем (получателем) в случае, если станции не открыты полностью или частично для выполнения грузовых операций;
наименование нового получателя, а в случае, если новым получателем является резидент Российской Федерации, также указывается его код в соответствии с ОКПО;
номер согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов на новой станции назначении при следовании собственного порожнего вагона под погрузку;
сведения о направлении вагона (вагонов) в ремонт, включая сведения о номере и дате договора о направлении вагона в ремонт;
сведения о направлении вагона (вагонов) на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку, включая сведения о номере и дате договора о направлении вагона на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку;
сведения о направлении вагона (вагонов) для временного размещения на железнодорожных путях общего пользования, включая сведения о номере и дате договора на временное размещение вагона (вагонов) на железнодорожных путях общего пользования;
сведения о направлении вагона (вагонов) для временного размещения на железнодорожном пути необщего пользования, включая сведения о номере и дате договора на временное размещение вагона (вагонов) на железнодорожном пути необщего пользования, а также о согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования на временное размещение вагона (вагонов).
В заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) допускается указание заявителем переадресовки наименования и кода станции переадресовки.
24. При направлении порожнего вагона (вагонов) в ремонт или на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку к заявлению о переадресовке прилагается документ о согласии получателя на прием порожнего вагона (вагонов) или о таком согласии им делается отметка в заявлении о переадресовке.
25. При направлении порожнего вагона (вагонов) для временного размещения на железнодорожных путях общего пользования порожнего вагона (вагонов) в заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) указываются данные о дате и номере (при наличии) договора с владельцем инфраструктуры, предусматривающим такое размещение. Отметка владельца инфраструктуры о согласии на прием порожнего вагона (вагонов) проставляется владельцем инфраструктуры на заявлении о переадресовке порожнего вагона (вагонов) одновременно с отметкой о согласовании заявления на переадресовку порожнего вагона (вагонов).
Направление порожнего вагона (вагонов) на станцию назначения для путях необщего пользования осуществляется при наличии соглашения о временном размещении вагона (вагонов) на железнодорожных путях необщего пользования, между владельцем вагона и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, или документа о согласии владельца, пользователя железнодорожного пути необщего пользования на прием порожнего вагона (вагонов).
26. Перевозчик регистрирует заявление о переадресовке в день его поступления и в срок, не превышающий двадцати четырех часов со времени регистрации заявления о переадресовке, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструктуры. Согласование заявления о переадресовке с владельцем инфраструктуры не требуется, если перевозчик является владельцем инфраструктуры.
27. В пути следования переадресовка груза и порожнего вагона (вагонов) осуществляется по первоначальным перевозочным документам.
28. На станции назначения переадресовка груза осуществляется по новым перевозочным документам, за исключением переадресовки по первоначальным перевозочным документам:
негабаритных и тяжеловесных грузов;
грузов при отсутствии на станции назначения грузополучателя, указанного в накладной;
грузов, следующих на экспорт, в непрямом международном сообщении через российские порты;
грузов, перевозимых в непрямом международном сообщении из российских портов;
грузов, если первоначальные перевозочные документы не раскредитованы, в том числе при изменении грузополучателя (получателя) в пределах станции назначения;
грузов, перевозимых в соответствии с международными перевозочными документами.
29. Переадресовка груза на станции назначения после раскредитования первоначальных перевозочных документов осуществляется по новым перевозочным документам.
30. Перевозчик имеет право переадресовать в пути следования отдельные порожние вагоны, следующие в составе групповой или маршрутной отправки, в составе отправительского маршрута, в соответствии с настоящей главой, при указании заявителем переадресовки в заявлении о переадресовке причины такой переадресовки.
Заявитель переадресовки обязан уведомить, посредством любых доступных средств связи, о такой переадресовке первоначального получателя порожнего вагона (вагонов).
При переадресовке отдельного порожнего вагона (вагонов), следующего в составе групповой или маршрутной отправки, сведения о переадресовываемом вагоне (вагонах) перевозчиком из накладной вычеркиваются с указанием в ней сведений о переадресовке, предусмотренных пунктом 213 настоящих Правил.
О внесении в накладную указанных изменений составляется акт общей формы в соответствии с главой III настоящих Правил. Акт общей формы составляется и подписывается перевозчиком в двух экземплярах, один из которых остается на станции переадресовки, а другой прилагается к первоначальной накладной для выдачи получателю, указанному в этой накладной.
На переадресовываемый порожний вагон (вагоны) заявителем переадресовки составляется накладная от станции переадресовки (станция отправления) до станции нового назначения в соответствии с решением перевозчика о переадресовке.
Прибывшие на станцию назначения по накладной собственные порожние вагоны, принятые к перевозке в составе групповой или маршрутной отправки, в том числе в составе отправительского маршрута, от которых был отцеплен и переадресован порожний вагон (вагоны), учитываются перевозчиком как прибывшие на станцию назначения в составе групповой или повагонной отправки, в зависимости от фактического количества прибывших вагонов, если иное не предусмотрено соглашением между заявителем переадресовки и перевозчиком.
31. Переадресовка порожних вагонов в составе отправительского маршрута, допускается без изменения веса и длины отправительского маршрута, указанных в первоначальной накладной.
Заявитель переадресовки груза вправе направить перевозчику заявление о переадресовке груза со снятым ЗПУ первоначального грузоотправителя и установлением новых ЗПУ, сведения о которых указываются в новой накладной в соответствии с главой IV настоящих Правил.
Переадресовка порожнего вагона (вагонов) осуществляется без снятия ЗПУ отправителя, указанного в первоначальной накладной.
Переадресовка груза с установленными на вагоне неисправными ЗПУ не допускается.
33. Переадресовка группы вагонов, состоящей из вагона-дизель-электростанции и порожних вагонов, рефрижераторных секций, в том числе вагона-дизель-электростанции, осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы.
34. При отцепке порожнего вагона (вагонов) по причине технической неисправности или по технологическим причинам от групповой (маршрутной) отправки в пути следования, перевозчиком на станции отцепки составляется досылочная дорожная ведомость, по форме дорожной ведомости, утвержденной Едиными формами перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Переадресовка технически неисправного порожнего вагона (вагонов) осуществляется только после устранения технической неисправности.
При согласовании переадресовки заявитель переадресовки предоставляет перевозчику новую накладную, заполненную в соответствии с главой IV настоящих Правил. При этом наименование станции отправления, указанной в накладной, должно совпадать с наименованием станции переадресовки.
После согласования перевозчиком заявления о переадресовке перевозчиком в досылочную дорожную ведомость вносятся следующие сведения:
наименование станции, на которой выдан вагон;
дата выдачи вагона на станции;
номер и дата решения о переадресовке;
должность и фамилия, имя, отчество (при наличии) лица представителя перевозчика, подписавшего решение о переадресовке.
Досылочная дорожная ведомость с отметками о получении порожнего вагона (вагонов) остается у перевозчика.
С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).
Информация о переадресовке отцепленного от основной отправки порожнего вагона передается перевозчиком посредством любых доступных средств связи со станции переадресовки на станцию назначения основной отправки в день принятия перевозчиком решения о переадресовке.
При получении на станции назначения информации о переадресовке порожнего вагона, отцепленного от групповой (маршрутной) отправки, при которой перевозочные документы на основную отправку не раскредитованы, перевозчик вносит в них сведения о переадресовке.
При переадресовке отцепленного порожнего вагона (вагонов) до раскредитования перевозочных документов, перевозчиком производится перерасчет провозной платы отдельно по фактически прибывшим и переадресованным отцепленным порожним вагонам. Коммерческий акт в указанном случае не составляется.
После переадресовки отцепленного от основной отправки собственного порожнего вагона (вагонов) расчеты за перевозку отцепленного порожнего вагона (вагонов) осуществляются по новым перевозочным документам, при этом фактически прибывшие на станцию назначения по основной накладной порожние вагоны, предъявленные к перевозке в составе групповой или маршрутной отправок, в том числе в составе отправительского маршрута, от которой в пути следования был отцеплен вагон (вагоны), учитываются перевозчиком как прибывшие:
групповой или маршрутной отправками, в соответствии с количеством вагонов, принятых к перевозке на станции отправления, если отцепка произведена по причинам, зависящим от перевозчика;
групповой или повагонной отправками в зависимости от количества фактически прибывших по основной накладной вагонов, если отцепка вагона (вагонов) произведена по причинам, не зависящим от перевозчика.
Порожний вагон (вагоны), следующий в составе групповой (маршрутной) отправки, от которой по причине технической неисправности или технологическим причинам был отцеплен порожний вагон (вагоны), не принадлежащий перевозчику, может быть переадресован в пути следования в соответствии с настоящей главой.
35. Переадресовка технически непригодного и (или) непригодного в коммерческом отношении для перевозки груза вагона (вагонов) осуществляется только после приведения такого вагона (вагонов) в технически пригодное состояние и (или) в состояние, пригодное в коммерческом отношении для перевозки груза.
36. Оформление перевозочных документов при переадресовке груза и порожнего вагона (вагонов) осуществляется в соответствии с главой IV настоящих Правил.
37. Информирование получателя, указанного в первоначальной накладной, о переадресовке порожнего вагона (вагонов), в том числе отцепленного от групповой (маршрутной) отправки, осуществляет заявитель переадресовки порожнего вагона (вагона), если иной порядок информирования получателя о такой переадресовке не предусмотрен соглашением между заявителем переадресовки и перевозчиком.
С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 28 декабря 2017 г. N 543 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2018 г., регистрационный N 50411).
39. В перевозочные документы вносятся сведения о кратчайшем расстоянии перевозок переадресовываемых груза и порожнего вагона (вагонов), следовавших, в том числе, в составе групповой или маршрутной отправок, которое определяется отдельно от станции отправления до станции переадресовки и от станции переадресовки до станции нового назначения, за исключением случаев, установленных настоящей главой.
40. Сведения о кратчайшем расстоянии перевозок переадресовываемых груза и порожнего вагона (вагонов), следующих повагонной отправкой, после проведения текущего отцепочного ремонта по технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, вносятся в перевозочные документы на станции нового назначения, при этом кратчайшее расстояние определяется отдельно от станции отправления до станции отцепки, от станции отцепки до станции текущего отцепочного ремонта, от станции текущего отцепочного ремонта до станции переадресовки и от станции переадресовки до станции нового назначения.
41. При наличии в пути следования нескольких переадресовок груза, порожнего вагона (вагонов) в перевозочных документах при расчете кратчайшего расстояния перевозки груза, порожнего вагона (вагонов) учитывается каждая станция переадресовки отдельно.
42. При переадресовке порожнего вагона (вагонов), отцепленного от основной групповой или маршрутной отправки для проведения текущего отцепочного ремонта, кратчайшее расстояние перевозки порожнего вагона (вагонов) рассчитывается:
от станции отправления до станции переадресовки для порожнего вагона (вагонов), отцепленного (отцепленных) в пути следования по причине технической неисправности или по технологическим причинам, зависящим от перевозчика;
отдельно от станции отправления до станции отцепки, от станции отцепки до станции ремонта и от станции ремонта до станции переадресовки для порожнего вагона (вагонов), отцепленного (отцепленных) по причине технической неисправности, не зависящей от перевозчика.
Как правильно выполнить переадресовку груза
Переадресовка груза в автоперевозках применяется не слишком часто. Несмотря на кажущуюся простоту, порядок выполнения переадресовки груза часто встречает недопонимание как у перевозчиков, так и у грузовладельцев, экспедиторов и диспетчеров. Долю сумятицы в эту неразбериху вносит действующее транспортное законодательство, регулирующее грузовые автомобильные перевозки. В этой статье разбираются различные варианты выполнения переадресовки груза, проясняется коллизия в действующем законодательстве и разъясняется один из самых важных вопросов — о возмещении расходов на переадресовку груза.
Коллизия в транспортном законодательстве.
Пунктом 3 статьи 40 Устава автомобильного транспорта возможность произвести переадресовку груза предусматривается и для грузоотправителя, и для первоначального грузополучателя. Под первоначальным грузополучателем имеется ввиду юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, указанный во 2-ой графе транспортной накладной. Однако, перевозчику следует учитывать, что производить переадресовку груза по указанию первоначального получателя означает действовать на свой риск, принимая возможные негативные последствия.
Как следует из содержания ст. 785 ГК РФ, договор перевозки заключается между грузоотправителем и перевозчиком. Таком образом, договор перевозки двусторонний, следовательно, права и обязанности по такому договору возникают только у сторон договора. Исполняя распоряжение стороны, не являющейся стороной заключённого договора, перевозчик в одностороннем порядке изменяет заключённый с грузоотправителем договор, что, в силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ, недопустимо.
Выполнение переадресовки груза.
Этот раздел описывает способы выполнения переадресовки груза. Разобраны 3 основные ситуации:
Несмотря на то, что во всех случаях имеется определённая схожесть, они заслуживают рассмотрения по отдельности. Действия перевозчика при получении распоряжения о переадресовке будут рассмотрены в отдельном разделе.
Общий порядок переадресовки приведён в п. 67 ППГАТ:
Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.
Выполнение переадресовки грузоотправителем.
При получении от перевозчика уведомления об отказе грузополучателя от приёма груза по независящим от перевозчика причинам, либо при возникновении необходимости произвести переадресовку по другим причинам, грузоотправителю следует направить перевозчику соответствующее письменное уведомление с указанием наименования нового получателя и адреса выгрузки. В в 14-ую графу своего экземпляра транспортной накладной отправителю следует внести сведения о произведённой переадресовке.
Отправитель и перевозчик также вправе заключить соглашение, предусматривающее цену за переадресовку и другие условия, которые требуются для доставки груза новому получателю. Такое соглашение может быть заключено как в виде дополнительного соглашения к уже заключённому договору, так и в виде самостоятельного договора.
Грузоотправитель также вправе дать перевозчику указание о возврате груза в место отправления. Порядок действий в этом случае аналогичен вышеприведённому.
Выполнение переадресовки экспедитором (диспетчером).
В случае, если между перевозчиком и диспетчером заключен договор, из смысла которого и других обстоятельств вытекает, что перевозчик привлекается диспетчером в качестве третьего лица для исполнения принятых диспетчером обязательств по перевозке груза, порядок переадресовки для грузоотправителя остаётся неизменным (уведомление о переадресовке он направляет диспетчеру как стороне договора перевозки).
Заключённый между диспетчером и перевозчиком не может быть классифицирован как договор перевозки, и диспетчеру следует руководствоваться п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, предусматривающим возможность изменения и расторжения договора по соглашению сторон, так как:
При этом одностороннее расторжение или изменение договора недопустимо (ст. 310 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что диспетчер не может отдать перевозчику распоряжение произвести доставку груза по новому адресу или вернуть его отправителю без согласия перевозчика. Переадресовка груза диспетчером (экспедитором) может производиться только на основании письменного соглашения с перевозчиком.
Перевозчик вправе потребовать у диспетчера предоставления доказательств получения им от грузоотправителя указания о переадресовке в целях самозащиты своих интересов, проявляя тем самым заботливость и осмотрительность при получении распоряжений от лица, не являющимся владельцем груза (ст. 401 ГК РФ). В случае отказа диспетчера предоставить перевозчику такие доказательства, либо при возникновении обоснованных сомнений в подлинности таких доказательств, перевозчик вправе приостановить исполнение договора.
Также перевозчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
Соглашением также может быть установлена новая цена или цена, добавленная к изначальной. В случае, если цена не будет установлена договором, она будет определена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ: “В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги”.
Выполнение переадресовки грузополучателем.
Такая необходимость может возникнуть в том случае, если заключённый договор фактически является договором транспортной экспедиции, сторонами которого являются клиент (грузоотправитель или грузополучатель) и экспедитор (ст. 801 Гражданского кодекса РФ).
Законодательство, регулирующее правоотношения сторон договора транспортной экспедиции, не предусматривает возможности переадресовки груза, в связи с чем применяются общие положения гражданского законодательства. При возникновении у грузополучателя необходимости произвести переадресовку груза другому получателю, следует, руководствуясь ст. 450 ГК РФ, заключить с экспедитором новое или дополнительное к уже существующему соглашение.
Действия перевозчика при получении указания о переадресовке.
Несмотря на то, что подпунктом “б” пункта 67 ППГАТ для перевозчика предусмотрена возможность уведомить грузоотправителя об отказе получателя от приёма груза по независящим от него причинам без соблюдения письменной формы уведомления, следует предусмотреть вероятность того, что в дальнейшем может возникнуть необходимость доказывания факта направления такого уведомления. Несоблюдение письменной формы уведомления отправителя может повлечь невозможность доказывания самого факта уведомления, а как следствие — неправомерность возврата груза отправителю.
При получении от грузоотправителя указания о переадресовке перевозчик (водитель) вносит в графу 14 каждого экземпляра транспортной накладной сведения о полученной переадресовке, после чего выполняет доставку груза по новому адресу.
Возмещение расходов на переадресовку или возврат груза отправителю.
В соответствии с п. 66 ППГАТ расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя. При этом следует учитывать, что данная норма распространяется на правоотношения, предусмотренные главой 40 Гражданского кодекса РФ. Перевозчик, привлечённый для выполнения перевозки груза диспетчером (экспедитором), не фигурирующий в 10-ой графе транспортной накладной, не вправе обращаться к грузоотправителю с требованием о возмещении расходов на возврат или переадресовку груза. В подразделе “Выполнение переадресовки экспедитором (диспетчером)» разъясняется, что цена за доставку груза по новому адресу устанавливается соглашением сторон, либо в соответствии с положениями пункта 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.
При отдаче распоряжения о переадресовке грузоотправителем стороны договора перевозки могут заключить соглашение, в которое включить цену; такое соглашение не будет противоречить принципу свободы договора. Кроме того, включение в соглашение цены позволит отправителю и перевозчику избежать неожиданностей при калькуляции расходов на переадресовку или возврат груза.
Под расходами на переадресовку или возврат груза отправителю понимаются те затраты, которые фактически понёс перевозчик в процессе доставки груза по новому адресу. К ним относятся:
Спорным остаётся вопрос о наличии у грузоотправителя обязанности возместить расходы перевозчика на уведомление об отказе получателя принять груз по независящим от перевозчика причинам (например, стоимость отправки телеграммы). Именно поэтому рекомендуется заключать соглашение во избежание предъявления к возмещению дополнительных трат.