Что такое пенсне в рассказе
Пенсне
Микропересказ : Рассказчик верит, что мелкие вещи способны самостоятельно путешествовать. Пример этому — случай с пенсне, которое «ушло» от рассказчика, а вернувшись, не вынесло наказания и разбилось.
По мнению рассказчика, «вещи живут своей особой жизнью» — чувствуют, мыслят, переговариваются и передразнивают своих владельцев. Каждая из них обладает своим характером. Есть вещи-труженики: стакан-демократ, стеариновая свеча-реакционерка, термометр-интеллигент, носовой платок — «неудачник из мещан», почтовая марка — «вечно юная и суетливая сплетница». Они презирают шляпу с забулдыжно-актёрским лицом, пальто с жалкой душонкой и лёгкой нетрезвостью, дамские украшения, в которых чувствуется нечто паразитическое.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое существо, может только совершенно нечуткий человек…
Некоторые мелкие вещи, такие как спичечный коробок, карандаш или расчёска, любят путешествовать. Годами изучая их жизнь, рассказчик пришёл к выводу, что иногда они «уходят гулять», причём срок путешествия может быть любым,
Странствия некоторых вещей вошли в историю — исчезновения голубого бриллианта или труда Тита Ливия, но в них «отчасти замешана человеческая воля». Мелкие же вещицы гуляют совершенно самостоятельно. Сколько раз, читая в постели, рассказчик терял карандаш, долго искал его в складках одеяла и под кроватью, а потом находил между страницами книги, хотя точно помнил, что не клал его туда.
Люди объясняют пропажу мелких вещиц собственной рассеянностью, кражей или вовсе не придают этому значения, но рассказчик уверен, что вещи живут в своём мире, параллельном тому, который выдумали для них люди. Рассказчик вспоминает «поразительный случай» произошедший однажды с его пенсне.
Читая в любимом кресле, рассказчик снял пенсне с носа, чтобы протереть стёкла, и… оно исчезло. Пенсне не оказалось ни в щелях кресла, ни под ним, ни в складках одежды, ни между листов книги, ни на носу рассказчика. Поражаясь чудовищно-нелепой ситуации, рассказчик разделся и тщательно обыскал одежду, потом подмёл пол, обыскал соседнюю комнату, заглянул на вешалку и в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что слышал звук падения, рассказчик долго ползал по комнате, но не нашёл в паркете ни единой щели, куда могло бы провалиться проклятое пенсне.
Прошло около недели. Прислуга вымыла квартиру и чёрную лестницу, но пенсне не нашла. Рассказчик поведал об этом случае своим друзьям. Они скептически смеялись и пытались сами отыскать пенсне, но нимало в этом не преуспели. Один из друзей, бывший до этого спокойным человеком, попытался применить индуктивный метод, задал рассказчику кучу странных вопросов, долго думал, но ни к какому выводу не пришёл, покинул рассказчика в мрачном настроении и, по словам его жены, всю ночь стонал во сне.
Однажды рассказчик сидел в том же кресле и читал в новеньком, раздражающе-тугом пенсне. У него упал карандаш. Испугавшись, что эта вещь тоже отправится в странствие, рассказчик нырнул за ним под кресло. Карандаш лежал у стены, а рядом с ним, прижавшись к стене стоймя, поблескивало пенсне. Его физиономия с запылёнными стёклами была жалкой и виноватой.
Чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность…
Неизвестно, где пенсне шлялось, но по его виду ясно было, что гуляло оно «долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».
Рассказчик сурово наказал гуляку: на несколько часов оставил его у стены и показал прислуге и всем знакомым, которые сказали только, что пенсне «странно упало». В тот же вечер, снимая с верхней полки шкафа пыльную папку рукописей, рассказчик чихнул, пенсне упало на пол и разбилось.
Рассказчик предпочёл считать это несчастным случаем, а не самоубийством, к которому несчастное песне привёл устроенный им «публичный позор». Рассказчику жаль пенсне, с ним он прочёл «много добрых и глупых книг», в которых люди обладают страстями, разумом и сознательностью, а вещи не имеют права на самостоятельность.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Пенсне — что это такое? Признаки минувшей эпохи
Определение
Слово это имеет французские корни, а само устройство впервые начинает встречаться в культуре (картины, стихи) начиная с середины XVI века. И представляет оно собой специальные очки, у которых нет заушных дужек, и крепятся на носу они посредством пружинного зажима. Теперь мы знаем, что такое пенсне.
Но такие очки — это не первое устройство, которым пользовались люди для коррекции зрения. К примеру, в Древнем Риме многие носили с собой куски специального стекла, через которые смотрели на особо мелкие или же далекие предметы. И кстати, сам император Нерон использовал вогнутый изумруд при просмотре гладиаторских боев. Видимо, исправляя таким образом свою близорукость. Так что мы разобрали вопрос о том, что такое пенсне. Но рассмотрим историю появления этого устройства более подробно, а также разберем род данного слова.
Камни для чтения и другие оптические приборы
Камень для чтения
Средневековые монахи использовали свойства линз для чтения рукописей – для этого применялись «камни», обработанные специальным образом. Материалом для изготовления камней для чтения служили горный хрусталь, берилл или стекло. Было это уже в конце первого тысячелетия новой эры. О полусферических линзах писал средневековый философ Роджер Бэкон еще в XIII веке.
Долгое время не существовало никаких приборов для коррекции близорукости, и все изобретения были ориентированы на дальнозорких. Еще одна особенность – «зрительные линзы» использовались лишь для одного глаза.
Первое в истории изображение очков — фрагмент фрески из Тревизо, XIV век.
А первые очки, то есть две линзы, закрепленные на основе-оправе, сконструировали в конце XIII века в Италии. Документально авторство никак не подтверждено, но принято считать, что изобретателем был некий Алессандро Спина, монах из Пизы.
Доподлинно известно, что к середине XIV века очки уже вовсю использовались теми, кто стремился видеть более отчетливо, и что вещица эта была тогда штукой новой и встретившей признание. Итальянцы даже стали производить их на экспорт – в большом количестве. Так первые очки попали и в Китай – как раз тогда их усовершенствовали для чиновников суда. Скульптура собора в Мо, Франция
Мода на очки стремительно распространялась по Европе, поначалу главным образом по монастырям. А первый специализированный магазин очков был открыт в Страсбурге, на территории Священной Римской империи, в 1466 году.
Известно, что царь Алексей Михайлович пользовался очками в серебряной оправе с диоптриями. Дужек в те времена еще не существовало – их изобрел в начале XVIII века английский оптик Эдвард Скарлетт.
Эль Греко. Кардинал Ниньо де Гевара. Около 1600 г.
Наполеон Бонапарт перед походом в Египет заказал изготовление крупной партии очков для своей армии – очков, защищающих глаза. Южное солнце было губительно для глаз европейцев, не привыкших к яркому свету. Решение себя полностью оправдало, те, кто избегал приказа о ношении очков, позже страдали от глазных заболеваний, часто необратимых, вплоть до катаракты. Очки XVI века
История очков
Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге), Ван Эйк, 1436 г.
До появления очков в качестве приборов, улучшающих зрение, использовались отдельные полированные кристаллы или куски стекла для одного глаза.
Для защиты глаз от солнца первые «солнечные очки» придумывали эскимосы: они делали прорези в костях животных и использовали их как очки.
Очки были изобретены, по-видимому, в Италии в XIII веке. Примерный год изобретения — 1285, о чём говорит в проповеди брат-доминиканец Джордано да Ривалто: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире.
Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним». Первое изображение очков содержится на фреске церкви Тревизо (Италия), сделанной в 1352 г. монахом Томмазо да Модена.
Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619—1676) из Флоренции в работе «Очки, являются ли они изобретением древности или нет?», приписавший изобретение Алессандро Спина ( 1313), монаху и учёному из Пизы, впрочем, возможно, что Спина только без чьей-либо помощи воссоздал метод изготовления очков — изобретения более раннего.
Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.
Развитие
Очковые линзы в пенсне удерживались переносицей с помощью креплений и носовых упоров, которые могли быть либо гибкими, либо неподвижными. Приблизительно со второй половины XIX века, во многом благодаря применению в изготовлении пенсне новых материалов, стало возможным создание моделей, бывших одновременно и легкими и прочно сидевшими на носу, что дало новый толчок бурному распространению пенсне как повсеместному оптическому аксессуару. Металл в пенсне часто оказывался заменен другими материалами, такими как рог, целлулоид, каучук и др. Также распространились пенсне, называемые китайскими или японскими, переносица которых изготавливались из черепахового панциря.
Первоначально световые проемы пенсне были круглыми, а с 1841 году на рынке оптических приборов появились также и овальные модели. Очень часто к оправе пенсне было приделано небольшое колечко для возможности брать прибор руками. Постепенно через данное колечко к пенсне начали прикреплять цепочку или шнурок. Цепочка могла использоваться для крепления пенсне за ухом, а шнурок мог быть приколот к одежде, чтобы пенсне, сорвавшееся с переносицы, не падало на пол. Шнурок также мог использоваться как элегантный аксессуар одежды. Особенности конструкции придавали возможности использования пенсне в качестве средства коммуникации. Как правило, носители пенсне могли осуществлять умышленный сброс его с переносицы, как проявление неудовольствия происходящим.
Использование в светской среде
Первым документальным свидетельством использования пенсне царственными особами Российской империи стали фотографии 1860-х гг. великого князя Константина Николаевича, сфотографированного в пенсне. Впоследствии и другие князья и княгини России стали публично носить пенсне. В 1906 году в Люксембурге появилась почтовая марка, на которой был изображён великий герцог Вильгельм IV в пенсне, что сделало пенсне аксессуаром светской жизни в Европе.
Пенсне пользовались одинаковой популярностью как у мужчин, так и у женщин, и являлись символом интеллигентности их носителя. Имеется мнение, что пенсне были более популярным и используемым оптическим аксессуаром в период с конца XIX — до начала XX века, чем современные очки с заушниками, которые вошли в активное употребление с 1920-х гг. В 1910-е гг. в моду вошли безободковые модели пенсне. В 1917 году в одном оптическом журнале было написано: «Для нас, оптиков, пенсне является постоянным источником дохода. Чаще всего ремонт пенсне связан с заменой линз и пружинок».
Выход из употребления
Пенсне, так же, как, например, лорнет и монокль имели распространение до окончания Второй мировой войны, уступив место современным очкам.
Появление
Пенсне как оптический прибор для коррекции зрения появился в XVI веке. Первоначально его стекла закреплялись на медной или железной пружине, позже, чтобы не травмировать металлом кожу носа, под него начали крепиться кожаные прокладки. Пенсне получили широкое распространение с XVII века.
Песне в XIX веке
Как уже было сказано, линзы в пенсне удерживались на переносице специальным зажимом, который мог быть жестким и неподвижным или же регулируемым — менял расстояние между линзами, высоту расположения и прочее. И само собой, сам зажим изготавливался из какого-то достаточно мягкого материала. Правда, долго и комфортно носить изделие все равно не удавалось.
Однако в середине XIX века, когда при изготовлении пенсне стали применяться новые, более прочные и легкие материалы, это позволило носить их с большим удобством. И это дало распространению данного устройства как предмета стиля и оптического аксессуара новый толчок.
В те времена очки-пенсне часто изготавливались из таких материалов, как рог, древесина, каучук, целлулоид, драгоценные металлы и прочее. Изначально сами проемы для линз имели круглую форму, но в том же XIX в. в моду вошли и пенсне овальной формы.
Для удобства использования и ношения к некоторым моделям прикрепляли шнурок или цепочку. Последняя, кстати, обычно крепилась к одежде, что позволяло избежать потери устройства. И кстати, часто можно встретить вопрос о том, какого рода «пенсне». Согласно словарю, слово имеет средний род.
Монокль и пенсне
Монокль наряду с пенсне вошёл в моду в XIX веке и представлял собой одну линзу в оправе. Монокль изначально имел ручку, но довольно быстро эта деталь ушла, и линзу стали зажимать мышцами лица.
Пенсне в XIX столетии приобрело статус светского аксессуара и являлось символом интеллигентности и просвещённости его обладателя. Пенсне держалось благодаря плотной пружине на переносице. Его носили известные деятели политики и культуры. А своей популярностью в России этот аксессуар обязан царской семье, которая во второй половине XIX века стала постоянно им пользоваться.
В чем смысл рассказа «Пенсне» Михаила Осоргина
Михаил Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показал нам, что каждая вещь имеет свою личную жизнь. Иногда они выходят «погулять», а затем возвращаются. Могут предметы и прятаться от нас, поэтому-то мы нередко и находим их в самых необычных местах. Такая же история случилась и в самом рассказе «Пенсне». Но если ли у этого произведения смысл? Что хотел донести до нас автор? Давайте разбираться!
Краткое содержание рассказа «Пенсне»
Рассказчик спокойно сидит в кресле и читает. Помогает ему в этом любимое пенсне, с которым он почти не расстается. Но вот незадача — оно неожиданно падает и закатывается куда-то под кресло. Удивительно то, что рассказчик четко слышал звук падения, но найти пенсне не смог. Даже прислуга во время уборки не заметила пенсне. Оно будто бы пропало.
Мужчина уже забыл о своем «друге», поэтому купил новое пенсне. Оно не было таким же удобным, как старое, но выбора не было. И вот однажды оно находится. Причем, в очевидном месте, которое проверял абсолютно каждый. Тогда мужчина делает вывод, что пенсне ходило «погулять», а сейчас вернулось.
Тогда он ставит его к стене и велит никому его не трогать, в знак наказания. Вот только пенсне не выдерживает такого наказания и в тот же день, когда рассказчик чихнул, упало и разбилось. Интересно, что в это время мужчина тянулся за рукописями, для чтения которых ему потребовалось бы пенсне. Видимо, предмет не выдержало бы снова работать на благо обидевшего его человека.
Смысл рассказа «Пенсне»
Смысл произведения, хоть и достаточно размыт, четко прослеживается в произведении. Автор хотел оказать нам, что все окружающие нас предметы имеют самую настоящую душу, поэтому не стоит их обижаться или же самим обижаться на них. Дело в том, что иногда им тоже нужно отдохнуть от нас, людей. Поэтому они «случайно» пропадают так, что никто не может их найти. А потом оказывается, что предмет лежал на видном месте. Так он «возвращается» домой и пытается показать, что всегда был рядом.
А если мы начинаем обижаться на то, что используем ежедневно, то такая вещь может перестать служить на благо владельца. Она разобьется, упадет, пропадет, достанется другому, да и что угодно. Но не будет уважающая себя вещь терпеть оскорбления. Поэтому к каждому предмету нужно относиться с уважением. Он не будет терпеть.
Также в рассказе показывается, что давно полюбившемуся предмету очень сложно найти хорошую замену. Новое пенсне рассказчика ему жутко не нравилось. Оно было не удобным, да и вообще не таким прекрасным, как старое. В этот момент он, пожалуй, и понял, что ему жутко не хватает того старенького пенсне. Оно приносило ему только комфорт. В такие моменты мы и задумываемся над истинной ценностью любимых вещей и предметов. Такое, наверняка, происходило и с вами!
Обратите внимание на то, что песне имело виноватый вид. После своего исчезновения оно вернулось немного «побитым жизнью». Дело в том, что предметы, когда пропадают, понимают свою вину. Но ничего поделать с этим они не могут, ведь жажда некой свободы иногда способна затмить сознание. Итак, вдоволь нагулявшись, они возвращаются и надеются на прощение от своих владельцев. Но наш герой достаточно жестоко обошелся с любимым пенсне, поэтому наказал его. Поэтому оно и прыгнуло на пол, чтобы разбиться — не перенесло душевной травмы. Все, как у людей.
А вот верить в жизнь наших домашних предметов или нет — дело каждого читателя. Михаил Осоргин рассказал нам чудесную историю, которая всеми силами пытается показать, что да, это возможно. Поэтому стоит запомнить, что нужно бережно относиться к нашим вещам, ведь они все помнят. И в один момент какой-то обиженный предмет сможет просто покинуть нашу жизнь, даже если его многое связывает с владельцем.
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Осоргин «Пенсне»
Размещено 4.04.21 в рубрике 8 класс
В 1921 году Осоргин был арестован и выслан в Казань.
Из «Постановления Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов»:
Осенью 1926 года женился на Татьяне Бакуниной.
Писатель Осоргин стал известен ещё в России, но слава пришла к нему в эмиграции, где были опубликованы его лучшие книги. «Сивцев Вражек» (1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Вольный каменщик» (1937), «Повесть о некоей девице» (1938), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928), «Чудо на озере» (1931), «Происшествия Зелёного мира» (1938), воспоминания «Времена» (1955).
Сохранял советское гражданство до 1937 года, после чего жил без паспорта, французского гражданства не получил.
С начала Второй мировой войны жизнь Осоргина круто изменилась. В июне 1940 года, после наступления немцев и оккупации части французской территории, Осоргин с женой бежали из Парижа. Они поселились в Шабри, на том берегу реки Шер, который не был занят немцами. Там Осоргин написал книгу «В тихом местечке Франции» (1940) и «Письма о незначительном» (опубл. в 1952). Осудив войну, писатель размышлял о гибели культуры, предупреждал об опасности возвращения человечества в средневековье, скорбел о непоправимом ущербе, который может быть нанесен духовным ценностям. Вместе с тем он твёрдо стоял за право человека на свободу личности. В «Письмах о незначительном» писатель провидел новую катастрофу: «Когда война закончится, — писал Осоргин, — весь мир будет готовиться к новой войне».
Творчество
«Пенсне»
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,- живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.
Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и «неодушевленности»,- я бы и посейчас думал так элементарно.
Ясно, что сам попасть он в нее не мог,- но не менее ясно, что вы его туда не положили, не могли положить.
Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно той жизни, которую мы для них выдумали.
Один мой знакомый, заинтересовавшись случаем, хотел дойти до разгадки индуктивным способом. Он записал номер пенсне, начертил план комнаты, отметив расставленную мебель, спросил, нет ли у меня в квартире обезьяны, кошки или сороки, где я провел вечер накануне,- и целый день мыслил, пользуясь главным образом, методом исключения. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений, знаток испанской литературы.
Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?
На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости,- в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.
Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно «странно упало». Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда не случается!
Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки.
Мне жаль бедняжку! Мы долго жили дружно и вместе прочли много добрых и глупых книг, в которых людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности.
Краткое содержание рассказа «Пенсне» М. Осоргина
Рассказ «Пенсне» Осоргин написал в 1929 году. Повествуя о забавном случае, произошедшем с писателем, автор доносит до читателей мысль о взаимном притяжении людей и предметов и грусти в момент их вынужденного расставания. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пенсне» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
Осоргин «Пенсне» очень краткое содержание
«Пенсне» Осоргин краткое содержание для читательского дневника:
В первой фразе рассказа М. А. Осоргина «Пенсне» содержится утверждение, что вещи «живут своей жизнью». У писателя «часы шагают, хворают, кашляют», «печка шипит», «ножницы кричат». Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества.
Например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. Часто используется метафора, поэтому у Осоргина повседневны бытовые вещи приобретают свой особый характер: «вещи‑труженики», «демократичный стакан». «Что‑то поразительное» видит Осоргин в украшениях, тонко подмечая все мелочи, он складывает их воедино, рисуя уже не предмет, но человеческий характер.
История пенсне показательна. Автор рассуждает о том, что вещи живут своей жизнью, об их намерениях и действиях. В пример он ставит то, что вещи вдруг теряются и так же неожиданно находятся. Это юмористическое утверждение сродни «закону подлости».
Автор рассказывает о пропавшем пенсне, которое исчезло во время чтения. Обыскав все карманы, кресло, книгу, всю комнату и наконец квартиру, так его и не нашел. Зато история поисков пенсне дошла до генеральной уборки, но несмотря на то, что «вся квартира обновилась, посветлела», найти пропавшее пенсне так и не удалось.
На помощь автору пришел его приятель, попытавшийся разгадать эту загадку логически, начертив план комнаты, над которым он долго размышлял. Однако эти размышления ровным счетом ничего не дали. Пропавшее пенсне нашлось совершенно неожиданно, но факт его находки рассматривается, как что‑то совершенно естественное: «нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из долгой прогулки».
Короткий пересказ «Пенсне» Осоргин
Краткое содержание «Пенсне» Осоргин:
Произведение повествует об отношении автора к обычным окружающим нас вещам. Писатель утверждает, что каждая бытовая вещь имеет свою жизнь, свой характер. Одни – великие труженики (градусник, свечи), а другие – вольготно прожигающие время (драгоценности).
Некоторые вещи склонны к перемещению в пространстве (спички, карандаши). Любой человек не раз оказывался в ситуации, когда не мог найти пропавшую вещь, а через некоторое время она внезапно обнаруживалась.
Рассказчик повествует о произошедшем с ним случае, связанном с его любимой вещью – неприглядным стареньким пенсне.
Однажды вечером, читая занимательную книгу, автор решил начистить стекла своего пенсне, но только он попытался осуществить задуманное, обнаружил отсутствие привычной вещицы. Мужчина тут же бросился на поиски пропажи. Он осмотрел все вокруг: книжные страницы, кресло, стол, но пенсне нигде не находилось.
Удивившись нежданному событию, писатель не прекратил поиски, а лишь увеличил их территорию. Он отправился в прихожую, затем в душевую, осмотрел всю одежду. В памяти автора возник неожиданно звук, который он услышал при падении очков. Он снова принялся за поиски, облазив все уголки квартиры, но снова его ждала неудача.
На следующий день на помощь писателю пришла горничная, которая устроила в доме генеральную уборку. Она убралась во всей квартире, включая лестничную площадку, но найти пропавшее пенсне так и не удалось.
Через некоторое время приятель писателя, услышав о пропаже любимой вещи друга, предложил ему решить эту задачку с помощью логики. На бумажном листке он изобразил комнату с расставленными в ней мебельными принадлежностями, опросил всех, кто имеет доступ в помещение, уточнил есть ли в доме домашние питомцы.
Затем исследователь устроил подробный опрос хозяину квартиры, выясняя у него каждый его шаг поминутно. Приступив к мыслительному процессу приятель автора так и не нашел разгадку пропажи любимого пенсне хозяина, но еще долго находился под впечатлением произошедшего, тревожно проводя время сна.
Прошло несколько недель. Писатель снова занимался излюбленным занятием и с увлечением наслаждался чтением. Теперь в этом ему помогали новые очки, которые были для автора крайне непривычны и неудобны. Повествователь делал карандашные пометки на полях книги, в один момент карандаш проскользнул сквозь пальцы мужчины и покатился в угол комнаты.
Встав с кресла, чтобы поднять упавший карандаш, писатель вдруг подумал, что неожиданно потерял зрение. Рядом с карандашом он с восторгом обнаружил тихонько лежащую пропажу. Стеклышки пенсне слабо поблескивали и чудилось, будто рожица очков имела виноватое выражение.
Удивлению писателя не было пределов. Он схватил верного друга и готов был воочию расспросить пенсне о его путешествиях во время долгого отсутствия. Автор с гордостью и превеликим удовольствием демонстрировал и прислуге, и друзьям вернувшуюся к нему дорогую вещь. Правда, приятель, пытавшийся разыскать пенсне логическим способом, не признал своей ошибки и утверждал, что искал вещь не в том измерении, где она тогда находилась.
Жизнь очков остановилась в один из дней самым банальным путем. Писатель взял в руки старую пыльную книгу и вдруг чихнул, пенсне слетело с носа мужчины и, упав на пол, разлетелось на мелкие частички.
Писатель очень горевал о потери любимого товарища, с которым провел немало приятных моментов в своей жизни.
Сюжет «Пенсне» с цитатами
М. Осоргин «Пенсне» краткое содержание с цитатами из произведения:
По мнению рассказчика, «вещи живут своей особой жизнью» — чувствуют, мыслят, переговариваются и передразнивают своих владельцев. Каждая из них обладает своим характером.
Есть вещи-труженики: стакан-демократ, стеариновая свеча-реакционерка, термометр-интеллигент, носовой платок — «неудачник из мещан», почтовая марка — «вечно юная и суетливая сплетница». Они презирают шляпу с забулдыжно актёрским лицом, пальто с жалкой душонкой и лёгкой нетрезвостью, дамские украшения, в которых чувствуется нечто паразитическое.
«Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое существо, может только совершенно нечуткий человек» …
Некоторые мелкие вещи, такие как спичечный коробок, карандаш или расчёска, любят путешествовать. Годами изучая их жизнь, рассказчик пришёл к выводу, что иногда они «уходят гулять», причём срок путешествия может быть любым,
Странствия некоторых вещей вошли в историю — исчезновения голубого бриллианта или труда Тита Ливия, но в них «отчасти замешана человеческая воля». Мелкие же вещицы гуляют совершенно самостоятельно. Сколько раз, читая в постели, рассказчик терял карандаш, долго искал его в складках одеяла и под кроватью, а потом находил между страницами книги, хотя точно помнил, что не клал его туда.
Люди объясняют пропажу мелких вещиц собственной рассеянностью, кражей или вовсе не придают этому значения, но рассказчик уверен, что вещи живут в своём мире, параллельном тому, который выдумали для них люди. Рассказчик вспоминает «поразительный случай» произошедший однажды с его пенсне.
Читая в любимом кресле, рассказчик снял пенсне с носа, чтобы протереть стёкла, и… оно исчезло. Пенсне не оказалось ни в щелях кресла, ни под ним, ни в складках одежды, ни между листов книги, ни на носу рассказчика.
Поражаясь чудовищно-нелепой ситуации, рассказчик разделся и тщательно обыскал одежду, потом подмёл пол, обыскал соседнюю комнату, заглянул на вешалку и в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что слышал звук падения, рассказчик долго ползал по комнате, но не нашёл в паркете ни единой щели, куда могло бы провалиться проклятое пенсне.
Прошло около недели. Прислуга вымыла квартиру и чёрную лестницу, но пенсне не нашла. Рассказчик поведал об этом случае своим друзьям. Они скептически смеялись и пытались сами отыскать пенсне, но нимало в этом не преуспели.
Один из друзей, бывший до этого спокойным человеком, попытался применить индуктивный метод, задал рассказчику кучу странных вопросов, долго думал, но ни к какому выводу не пришёл, покинул рассказчика в мрачном настроении и, по словам его жены, всю ночь стонал во сне.
Однажды рассказчик сидел в том же кресле и читал в новеньком, раздражающе тугом пенсне. У него упал карандаш. Испугавшись, что эта вещь тоже отправится в странствие, рассказчик нырнул за ним под кресло. Карандаш лежал у стены, а рядом с ним, прижавшись к стене стоймя, поблескивало пенсне. Его физиономия с запылёнными стёклами была жалкой и виноватой.
«Чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность» …
Неизвестно, где пенсне шлялось, но по его виду ясно было, что гуляло оно «долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».
Рассказчик сурово наказал гуляку: на несколько часов оставил его у стены и показал прислуге и всем знакомым, которые сказали только, что пенсне «странно упало». В тот же вечер, снимая с верхней полки шкафа пыльную папку рукописей, рассказчик чихнул, пенсне упало на пол и разбилось.
Рассказчик предпочёл считать это несчастным случаем, а не самоубийством, к которому несчастное песне привёл устроенный им «публичный позор». Рассказчику жаль пенсне, с ним он прочёл «много добрых и глупых книг», в которых люди обладают страстями, разумом и сознательностью, а вещи не имеют права на самостоятельность.
Видео краткое содержание Пенсне Осоргин
Рассказчик верит, что мелкие вещи способны самостоятельно путешествовать. Пример этому — случай с пенсне, которое «ушло» от рассказчика, а вернувшись, не вынесло наказания и разбилось. Своеобразный подход к изображению вещей Осоргина делает этот рассказ уникальным и вместе с тем забавным.