Что такое педагогическое наблюдение

Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования

Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть фото Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть картинку Что такое педагогическое наблюдение. Картинка про Что такое педагогическое наблюдение. Фото Что такое педагогическое наблюдение Татьяна Пинюгина
Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования

Педагоги работают на основе синтеза двух подходов. Первый из них связан с передачей детям опыта (знаний, умений) поколений. Этот подход определён как «социализация». Важные, с точки зрения приобщения к культуре, знания и умения тщательно отобраны, систематизированы, оформлены в виде возрастных программных требований.

Второй подход определяется как «индивидуализация»; он вплотную связан с идеями гуманизации, демократизации, практикоориентированности, личностной направленности образования. Акцент этого подхода строится на поддержке собственной познавательной активности ребёнка, доверии к его возможностям, анализе индивидуальных траекторий развития, требовании учёта познавательных стилей детей.

Задача сегодняшнего дня – более полно освоить и воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию, для чего нужно:

• Отойти от жёсткого программирования конкретного содержания и последовательности подачи конкретных материалов, иметь в качестве цели формирование ключевых компетентностей (ориентация не на конкретный объём знаний и умений, а на показатели развития).

• Отказаться от позиции априорного знания ребёнка. Брать возрастные нормы лишь в качестве отправных ориентиров.

• Дать каждому ребёнку возможность проявить свои способности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.

А значит, наблюдать и анализировать данные о каждом конкретном ребёнке, чтобы оказать ему адекватную поддержку.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Основные требования к методу педагогического наблюдения следующие.

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т. д.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.

6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т. д.

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения.

Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.

Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

В основе наблюдений за детьми уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

Ни один человек не может быть совершенно объективным наблюдателем. Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, запись эпизода: «Аким решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Акимом места для работы и материала, с которым он работает. Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения: «Как только Аким вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Аким попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Аким оставался в центре строительства 50 минут».

Эта запись даёт следующую информацию:

• Аким решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.

• Аким пригласил других детей.

• Он поделился с ними своими замыслами.

• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия. Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Акиму скопировать их. Кроме того, педагогу будет о чём рассказать вечером родителям Акима.

Наблюдения всегда отражают установки, ценности и знания самого наблюдателя, его понимание происходящего. Ни один взрослый в своих наблюдениях не может быть полностью объективным. Однако следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.

Формы записи педагогических наблюдений и другие способы

Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня.

Карта наблюдения. Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях. Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития. Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.

Подсчёт частот и временных промежутков. Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.

Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Условия для индивидуализации дошкольного образования Центр науки и экспериментированияПриродный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва, пробки и т. д. Технические.

Источник

Статья по теме «Метод педагогического наблюдения»

Метод педагогического наблюдения

Актуальность метода наблюдения.

Вообще, наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике.
Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Конечно, житейские наблюдения отличаются от научных наблюдений прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Метод педагогического наблюдения – это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях. Он относится к традиционным педагогическим методам, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Главные отличия научного наблюдения следующие:

1) при нем определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются.

Требуется планировать сроки наблюдения, определять время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым .

Главными требованиями при этом являются: четкость, систематичность, разносторонность, достаточное количество зафиксированных фактов, своевременность, объективность, экономичность техники записи, внимательная, вдумчивая и кропотливая обработка собранного материала, учет всех влияний на ход исследуемых явлений, отделение существенных, устойчивых, повторяющихся фактов от второстепенных и случайных, беспристрастность в толковании материала, в оценке фактов и заключений по ним.
С помощью педагогического наблюдения, например, учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет разобраться в его мотивации. Например, ученик может выполнять учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители или ему доставляет радость сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия на ученика.

Фиксация фактов может производиться при помощи записей (протоколирования, дневников и др.) и различных регистрирующих технических средств (фотографии, киносъемки, звукозаписи). При фиксации экспериментальных мероприятий педагог должен подмечать все особенности их протекания, включая отношение учащихся к педагогическим воздействиям, эмоциональные реакции, высказывания, оценки, суждения. Записи, сделанные в форме протокола, или в дневнике позволяют возвращаться к наблюдаемым фактам, являются основой и исходным моментом дальнейшего анализа. Желательно вести запись на месте наблюдения, непосредственно или же сразу после него. Наблюдатель записывает в заранее подготовленную схему протокола не все, а только то, что содействует прямо или косвенно прояснению проблемы. При этом должны быть записаны подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.

Очень удобна такая форма записи, как дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Объектом наблюдения может быть отдельное лицо, класс, группа. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологические характеристики учеников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия. Ведя запись наблюдения, нельзя ограничивать ее заранее предусмотренной позицией или фиксировать только те факты, которые подтверждали бы ее. Необходимо объективное отражение хода учебно-воспитательного процесса.

По своей длительности наблюдения делятся на:

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. К несистематическим наблюдениям относятся такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. [ править ]

[ править ] [ править ] По форме наблюдения делятся на:

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако, бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие педагоги стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками. Недостатком осознанного наблюдения является влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит осознанное наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения. [ править ]

При неосознанном наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным. Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостатком неосознанного наблюдения является трудность фиксации результатов (в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя). Кроме того наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель.

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Определить цели, стоящие перед наблюдением. Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «на всякий случай», а потом решать, где и как употребить полученные данные, бесполезно.

Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные учащиеся, различные классы или группы.

Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе – бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность ученика на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия. На бланке протокола или в дневнике указывается дата наблюдения, учебное заведение, учебная группа, учащийся, преподаватель, тема занятия и задания, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.

Подобрать способы фиксации результатов – это может быть протоколирование, запись на магнитофонную ленту, фотографирование или видеосъемка.

Недостатки метода наблюдения.

Подчеркивая важность метода наблюдения, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Они делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.

К объективным недостаткам прежде всего относят:
— ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований;
— сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.

— различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
— несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения;
— установки наблюдаемых и наблюдателя.

Если, например, наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, исследователь понимает и истолковывает поведение и действия воспитанников через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций. А наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности воспитанников, повышенной жесткости в оценке происходящего.
— Следует отметить, что результаты наблюдения могут зависеть от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно.

Источник

Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого

Личностно-ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям. Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно мы ориентируемся, и моделировать учебный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику. Чем же руководствоваться при этом? Традиционными тестами? Или искать другой путь?

Изъяны тестирования и преимущества наблюдения

Несколько лет назад, начиная в нашей школе под руководством профессора И. С. Якиманской эксперимент по внедрению технологии личностно-ориентированного образования, мы выбрали другой метод диагностики личности ученика.

Это педагогическое наблюдение, где тестирование носит лишь вспомогательный характер и используется только в том случае, когда данные наблюдения необходимо дополнить анализом психофизиологических особенностей школьника.

В начале эксперимента в педагогическом коллективе остро обсуждался вопрос о том, кто должен и может вести такое педагогическое наблюдение. Несомненно, эту работу должны осуществлять специалисты. Но по плечу ли она учителю, не владеющему специальными психологическими знаниями, загруженному программным содержанием? Способен ли он объективно и систематически изучать личность каждого школьника? Наша практика показывает, что это возможно.

Комплексно, разносторонне, в динамике

Конечно, сначала знания учителя о каждом ученике фрагментарны и мало структурированы. Но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Вот принципы, по которым мы обучаем учителей.
• Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
• Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят чисто констатирующий, а не объяснительный или оценочный характер.
• Наблюдения проводятся регулярно по разработанной в ходе эксперимента календарной сетке в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
• Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
• Данные наблюдений используются в коррекционной работе.

Выработанный мониторинг проведения педагогических наблюдений позволяет учителю видеть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике.

Обучение в школе начинается со знакомства учителя с особенностями личностного развития каждого ребенка, выявления его интересов, потребностей, с опорой на уже имеющийся к моменту поступления в школу «субъектный» опыт. А изучение индивидуальных особенностей ребенка начинается еще в подготовительной группе детского сада. Его проводит воспитатель по программе, разработанной кандидатом психологических наук С. В. Зайцевым. В результате составляется «Карта школьной зрелости», где фиксируются особенности познавательных процессов, эмоциональной, двигательной и рефлексивной сфер развития, а также данные о социальном окружении. Так что школьный учитель уже имеет возможность познакомиться с «субъектным опытом» своего нового ученика.

При приеме ребенка в школу его индивидуальные особенности продолжают изучать учителя первых классов с помощью специально разработанной процедуры «Педагогическое знакомство». Все предыдущие данные дополняются сведениями о характере школьных интересов, учебных навыков, а также индивидуальных предпочтений форм учебной работы (коллективной, групповой или индивидуальной). Весьма существенным источником сведений о развитии ребенка является его семья. На первом родительском собрании папы и мамы заполняют «Историю развития ребенка».

Выявляя в начале обучения личностные особенности ребенка, школа пытается создать образовательную среду, под воздействием которой может раскрываться, а следовательно, и наблюдаться его индивидуальность. Для этого, помимо учебных занятий, проводятся специальные уроки, на которых детей приучают к специфике педагогического общения. И наблюдают процесс их адаптации к учебным занятиям. Для этого используется курс «Введение в школьную жизнь»,* который помогает ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», раскрывает новую для него систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Мы основательно готовим наших педагогов к проведению такого курса. Организуются семинары, на которых раскрываются его педагогические и психологические задачи, уточняется содержание наблюдения. Семинары помогают научиться грамотно наблюдать за развитием ребенка, гибко выбирать методические приемы и средства воздействия, поощрять индивидуальные изменения.

С первых дней обучения ребенка в школе учителя начальной школы продолжают педагогическое наблюдение, начатое в детском саду. Для этого используются карты наблюдения, разработанные И. С. Якиманской. Их содержание отражает суть педагогического процесса, помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности.

В третий год обучения на основе наблюдения и анализа интересов и предпочтений ученика начинается изучение предметной избирательности с учетом сложившихся способов переработки учебного материала. Свои впечатления педагог регистрирует в индивидуальном «Бланке результатов наблюдения». Затем проводится анализ данных как по количественным, так и по качественным параметрам и вырабатывается стратегия развития личности каждого школьника. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого индивидуальную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть, по определению И. С. Якиманской, «не совокупность воспроизводимых учеником предметных знаний, а своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания».** Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях.

Все это служит основой для составления характеристики, в которой детально описывается индивидуальность каждого ученика. Вот как она выглядит.

Психолого-педагогический портрет ученицы Эльвины Н.

Данные «Карты школьной зрелости». По наблюдениям воспитателя, девочка демонстрирует желание идти в школу, часто говорит о том, как станет школьницей. Общительна, контактна, но не умеет постоять за себя, отстаивать свое мнение и интересы. С удовольствием работает в паре, группе, прислушивается к мнению и интересам других детей, быстро соглашается с мнением других.

Говорит связно. Может понятно сформулировать вопрос, просьбу. Может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом в течение продолжительного времени, но при возникших затруднениях сразу ищет сотрудничества с воспитателем. Часто не успевает выполнить задание за то же время, что и большинство сверстников. Затрудняется запоминать и точно воспроизводить полученную информацию. Любознательна, проявляет интерес к заданиям и играм, которые требуют интеллектуальных усилий.

Данные «Педагогического знакомства». Во время педагогического знакомства была стеснительна, но на вопросы отвечала четко.

Учебные интересы: любит заниматься чтением, играть в куклы, в школе хотела бы заниматься решением примеров, еще хотела бы быть учителем, чтобы задавать разные вопросы.

Учебные умения: читает по слогам, считает (с заданиями справилась), умеет писать печатными буквами, но наблюдаются дрожащие линии.

Данные наблюдения «Основных проявлений личностных особенностей». По наблюдению педагога, на уроках учебные задания выполняет с интересом, стремится выполнить их до конца; при возникших затруднениях обращается за помощью к учителю. Может работать самостоятельно; охотно отвечает на вопросы учителя. При выполнении заданий нуждается в помощи. Правильно выполняет большинство предложенных заданий, согласно образцу, заданному учителем. Удерживает в процессе работы цель деятельности; способна продолжительное время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не обращая внимания на окружающих. На уроках с удовольствием работает в группе, паре; в совместной работе предпочитает позицию исполнителя, легко соглашается с мнением других.

Помогать адаптироваться, обучаться и развиваться

Карты педагогического наблюдения и дают педагогу возможность решать ряд задач личностно-ориентированного обучения. Происходит накопление «банка данных» о школьнике, выявляются с целью адаптации к учебному процессу его особенности. Простраивается индивидуальная траектория развития каждого ученика и создается учебная среда, в которой он развивается с учетом своих предпочтений и интересов.

Карты наблюдения, проводимого сначала учителем начальной школы, а затем педагогом-предметником, формируют у педагога собственную точку зрения на проблемы школьника и перспективы его развития. На этой основе и возникает сотрудничество учителя с психологом, которые совместно разрабатывают индивидуальные траектории развития для учеников. Конечно, бывают случаи, когда педагог, особенно с многолетним стажем, не соглашается с мнением психолога, отвергая его данные как несоответствующие собственным представлениям о школьнике, и психолог, как правило, соглашается с точкой зрения учителя, поскольку она основывается на многократных наблюдениях. Но анализируя данные наблюдения, психолог в диалоге с педагогом уточняет наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки учащегося. Совместно вырабатывается индивидуальный подход к школьнику в процессе обучения, и с учетом его возможностей, предпочтений и интересов изменяется учебное содержание, подбор дидактического материала.

Повседневное изучение личности ученика помогает учителю активизировать каждого, а не выводить на основе тестирования тех или иных неудачников в классы коррекционно-развивающего обучения. Такой вывод нужен только в том случае, когда наблюдается так называемое «искаженное развитие» и когда исчерпан весь арсенал психолого-педагогической поддержки.

Постоянное наблюдение за развитием личности каждого школьника и соответствующее его потребностям моделирование урока помогают ученику найти свое поле учебной деятельности, и тогда он получает возможности самореализоваться и развиваться, достигая конкретных успехов. А это, пожалуй, самое важное, ибо только успех и порождает желание учиться и совершенствоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *