Что такое педагогическое мастерство определение

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Смотреть что такое «МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ» в других словарях:

Мастерство педагогическое — см. Педагогическое мастерство … Педагогический терминологический словарь

Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно познавательной деятельностью учащихся и осуществлять… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, мастерства, мн. нет, ср. 1. Ремесло, профессиональная выучка. Слесарное мастерство. «Филипп Корчагин питерщик, по мастерству печник.» Некрасов. 2. Исключительное уменье, высокое искусство в какой нибудь области. «Люди Красной Армии… … Толковый словарь Ушакова

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, а, ср. 1. Умение, владение профессией, трудовыми навыками. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой н. области. Педагогическое м. Достигнуть мастерства в своём деле. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą ir bendrauti su ugdytiniais. Jis įgyjamas pedagogo valios pastangomis, kruopščiu darbu įveikiant sunkumus, teoriją … Enciklopedinis edukologijos žodynas

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą, bendrauti su ugdytiniais. Pedagoginio meistriškumo apraiškos: gebėjimas sudominti ir palaikyti… … Sporto terminų žodynas

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно эстетическим отношением к жизни,… … Профессиональное образование. Словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — 1) вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2) высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях, внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик, анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт, по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

Общие компоненты педагогического мастерства:

1. Личностные качества педагога: ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость, любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность.

2. Профессиональные знания : знания методики педагогики, психологии, умение решать педагогические задачи, углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога, а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники.

Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.

Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.

Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.

Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определениеСеминар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя» Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое мастерство воспитателя» 1. Актуальность, цели, задачи семинара Одна из главных.

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определениеВыставка предметно-прикладного искусства «Добрых рук мастерство» В нашем детском саду для реализации из одной поставленных задач: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в интеграции.

Эссе педагога-психолога «Мой профессиональный выбор» Горжусь профессией своей За то, что душу человека согреваю, За то, что я могу понять детей. И детство вместе с ними вновь я проживаю.

Источник

Мастерство педагогическое

Смотреть что такое «Мастерство педагогическое» в других словарях:

Мастерство педагогическое — см. Педагогическое мастерство … Педагогический терминологический словарь

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — высокий уровень овладения пед. деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно познавательной деятельностью учащихся и осуществлять… … Педагогический словарь

Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, мастерства, мн. нет, ср. 1. Ремесло, профессиональная выучка. Слесарное мастерство. «Филипп Корчагин питерщик, по мастерству печник.» Некрасов. 2. Исключительное уменье, высокое искусство в какой нибудь области. «Люди Красной Армии… … Толковый словарь Ушакова

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, а, ср. 1. Умение, владение профессией, трудовыми навыками. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой н. области. Педагогическое м. Достигнуть мастерства в своём деле. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą ir bendrauti su ugdytiniais. Jis įgyjamas pedagogo valios pastangomis, kruopščiu darbu įveikiant sunkumus, teoriją … Enciklopedinis edukologijos žodynas

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą, bendrauti su ugdytiniais. Pedagoginio meistriškumo apraiškos: gebėjimas sudominti ir palaikyti… … Sporto terminų žodynas

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно эстетическим отношением к жизни,… … Профессиональное образование. Словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — 1) вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2) высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Педагогическое мастерство

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение

Понятие педагогического мастерства

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет гармонизировать структуру педагогической деятельности.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется понятие «педагогическое общение». Это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть».

Три типа педагогов

Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения – владение психикой и приемами общения, то есть педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И наконец, третья составляющая успеха – это накопленный опыт, то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство».

В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов.

Проактивный педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель – ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты с учащимися. Но его установки меняются в соответствии с опытом.

Реактивный педагог тоже гибок в своих установках, но он подчинен «стихии общения». Различие в его установках на отдельных студентов – не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов.

Сверхреактивный педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других – в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом – его личные враги, а его поведение – род защитного психологического механизма.

Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:

• человек находится в активнодеятельном отношении к миру и самому себе;

• активность субъекта выступает в своем высшем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;

Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото Что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про Что такое педагогическое мастерство определение. Фото Что такое педагогическое мастерство определение

• рассмотренная позиция подводит к идее деятельного становления призвания человека.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых выделяют:

• педагогическую направленность как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

• педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическую зоркость, предполагающую умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

• педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

• культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

• педагогическую рефлексию как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств в педагогической литературе называются такие качества, как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, стремление к систематическому и планомерному повышению своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность и т. д.

Личностные качества педагога

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Среди них выделяют научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическую технику, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

С помощью гностических умений педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Социально-нравственная направленность личности педагога

В личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагога. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. Среди них преобладают экзистенциальные ценности – любовь, свобода, совесть, вера, ответственность. Они органически связаны с нравственными ценностями, такими как добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие. Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентаций могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Профессиональная позиция педагога

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам.

Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Профессиональная компетентность педагога

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

• социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

• персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

• специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

• аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;

• экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

• дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения;

• организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения;

• прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса;

• организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса;

• общепрофессиональные умения – составление чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *