Что такое педагогический такт

«Педагогический такт» с точки зрения педагогического подхода

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Чикота Е.Ю. «Педагогический такт» с точки зрения педагогического подхода // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00002.html (дата обращения: 30.11.2021 ).

На современном этапе подготовки будущих учителей появилась необходимость, по словам В.А. Межерикова и М.Н. Ермоленко [1], культурологической подготовки студентов. Ведь с каждым годом возрастают требования к уровню подготовки учителя, усиливаются «творческое начало, свобода в его деятельности. Существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры» (В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко) [1, с.107].
Что же такое «культура», которая так неотъемлемо связана с успешностью педагогической деятельности?
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека [6].
В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.
В философии, как приводят В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко [1], выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Ядов, О.Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.И. Арнольдов, Н.В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С. Коган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной духовной жизни общества (В.С. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильясова и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).
Мы же в нашей работе остановимся на более общем определении культуры [1], которая понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. И педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах.
Педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности [3, с.101].
В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко приводят два варианта структуры педагогической культуры. Нас заинтересовал именно второй вариант классификации, т.к. он является более подробным и показывает место и значение педагогического такта в структуре педагогической культуры (Рис. 1).
Здесь педагогический такт является элементом аксиологического компонента педагогической культуры, входящий в состав нравственной культуры учителя.
Нравственная культура, является предметом профессионально-педагогической этики, включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств [1, c.119]. А педагогический такт является одним из ведущих элементов нравственной культуры.
Педагогический такт – это как поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) [1, c.119].

Что такое педагогический такт. Смотреть фото Что такое педагогический такт. Смотреть картинку Что такое педагогический такт. Картинка про Что такое педагогический такт. Фото Что такое педагогический такт

Рис. 1. Система компонентов педагогической культуры
(по В.А. Мижерикову, М.Н. Ермоленко)

Что такое педагогический такт. Смотреть фото Что такое педагогический такт. Смотреть картинку Что такое педагогический такт. Картинка про Что такое педагогический такт. Фото Что такое педагогический такт

Рис. 2. Важные профессиональные качества личности (ПКЛ) педагога
(по И.П. Подласому)

Что такое педагогический такт. Смотреть фото Что такое педагогический такт. Смотреть картинку Что такое педагогический такт. Картинка про Что такое педагогический такт. Фото Что такое педагогический такт

Рис. 3. Место педагогического такта с точки зрения педагогического подхода

Педагогический такт (педагогический подход) – это ведущий элемент нравственной культуры, профессионально-личностное умение личности педагога, понимаемое как нравственно целесообразное чувство меры во взаимодействии (общении, поведении, общей культуры) преподавателя с учащимися, родителями, коллегами и воздействия на них.

Список литературы

Источник

Статья на тему: «Педагогический такт»

МБУ ДО ДЮСШ № 7 г. Орла

Тактичность преподавателя заключается в педагогически грамотном общении в сложных педагогических ситуациях, умении найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорости реакции, способности быстро оценивать ситуацию и находить оптимальное решение.

Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания, эмоциональную уравновешенность в сочетании с высокой принципиальностью и требовательностью, с чутким человечным отношением к студенту. Он требует от педагога критичности и самокритичности в оценке своего труда, нетерпимости к шаблону, формализма, застоя мысли и дела, бюрократизма. Педагогический такт реализуется через речь и стиль поведения.

Сущность педагогического такта заключается в педагогически целесообразном отношении и влиянии педагога на студентов, в умении налаживать продуктивный стиль общения. В процессе общения каждый педагогический способ, каждое замечание, что делает преподаватель, должны поднимать уровень его авторитета.

Педагогический такт является составной педагогического мастерства и приобретается вместе с педагогическим образованием и педагогической практикой. В основе педагогического такта лежит уважение к студентам, бережное отношение к их личности.

Педагогический такт как форма взаимоотношений определятся многими сторонами личности педагога, его идейными убеждениями, культурой поведения, общей и специальной образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом возможно при наличии педагогического мастерства. Педагогический такт является следствием твор­чества преподавателя, показателем гибкости его ума, он не усваивается пу­тем заучивания, запоминания или тренировки. В разных педагогов он может иметь различные формы. Это зависит от возрастных особенностей препода­вателя, что обусловлено личными качествами педагога, его кругозором, культурой, волей, его позицией и профессионального мастерства. Он явля­ется той основой, на которой растут доверительные отношения между препо­давателями и студентами. Педагогический такт наиболее необходим в кон­фликтных ситуациях, но основное его назначение предупреждения их воз­никновения.

Однозначного определения, что такое педагогический такт не существует. Одни педагоги считают, что педагогический такт – это естественная способ­ность учителя влиять на учащихся; вторые – это составная часть общей куль­туры учителя; третьи – это владение своим предметом и методикой его пре­подавания. Доля правды есть в каждом из этих высказываний. Не вызывает сомнений, что одним преподавателям легче обладать педагогическим тактом, чем другим, но говорить, что это их врожденное качество было бы непра­вильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его методическим образованием. Педаго­гический такт, конечно, связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику: он правильно определяется как чувство.

Таким образом, для плодотворного педагогического общения необходимо не забывать, что это двусторонний процесс, основанный на сотрудничестве. Педагогическое общение, основанное на субъектсубъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

Лишь сотрудничество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить понимание обоими участниками его целостности.

В связи с этим проблема непрерывного образования самого учителя, развития его профессионального мастерства, повышения его творческого потенциала как учителя-предметника, методолога, исследователя представляется как никогда актуальной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Зязюн И.А.: Основы педагогического мастерства.[Текст]\ :М., Просвещение, 2005 г.- 188 с.

6. Котигер Я.С.: В.И. Чалмер. Педагогическая этика. [Текст]\: Кишенев,2015 г.-178 с.

7. Писаренко В.И.: Педагогическая этика.[Текст]\:Минск, 2004 г.-223с.

Источник

Педагогический такт в деятельности педагога

Класс: д/с

Ключевые слова: педагогический такт

Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.

Глубоко прав был К.Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

Профессиональный такт проявляется:

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость.

Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.

Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.

Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.

Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.

Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. А это значит, что педагогический процесс протекает в наиболее благоприятных условиях: воспитатели и дети слышат и понимают друг друга. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Вообще дети не ощущают на себе его давление и тем не менее ведут себя организованно. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», как говорил В.А.Сухомлинский. Он советовал прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога». Обладающий этим качеством педагог умеет выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка. Он вовремя успокоит, пошутит, рассмешит, доверительно поговорит.

К сожалению, приходится встречать отдельных воспитателей, которые руководят детьми с помощью команд «Все встали! Быстро построились!», запретов «Кто разрешил, запрещаю!», замечаний «Опять не послушался!», нотаций «Если это повториться, то…» и т.д. Такой воспитатель не видит внутреннего состояния маленького человека и применяет порой приемы, неадекватные его чувствам. Он может, например, приказать: «Перестань сейчас же плакать!», его раздражает неповиновение ребенка. Но воспитатель совершенно забывает в этот момент, что эмоции по приказанию не переключить, плач не заменишь улыбкой, а огорчение – радостью. Допустимо, ли вообще раздражаться тем, что малыш не понял указание и ему приходится повторять «сто раз одно и тоже», что он докучает вам «глупыми вопросами». Что жалуется по пустякам, не аккуратен, не послушался и промочил ноги, что капризничает, упрямиться? В этом случае воспитатель и дети испытывают трудности от взаимного непонимания.

Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.

Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.

Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.3.

3. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Источник

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя

Что такое педагогический такт. Смотреть фото Что такое педагогический такт. Смотреть картинку Что такое педагогический такт. Картинка про Что такое педагогический такт. Фото Что такое педагогический такт

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 20.12.2013

Статья просмотрена: 62889 раз

Библиографическое описание:

Етерская, Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя / Н. А. Етерская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4731/ (дата обращения: 30.11.2021).

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является, прежде всего, нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика. Каждый начинающий и уже много лет отработавший учитель должен совершенствовать свое мастерство, узнавать новое, совершенствовать преподавание, расширять свой кругозор. [3. с.477]

Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям». [1. с.112]

Глубоко прав был К. Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». [2, с.28]

Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

— требовательность и уважительность к воспитаннику;

— умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

— деловой тон общения;

— внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

— во внешнем облике педагога;

— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

— в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком обучающегося, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

— естественность и простота обращения без фамильярности;

— доверие без попустительства;

— серьезность тона без натянутости;

— ирония и юмор без насмешливости;

— требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

— доброжелательность без заласкивания;

— деловой тон без раздражительности;

— своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

— принципиальность и настойчивость без упрямства;

— внимательность и чуткость к обучающимся без подчеркивания этого;

— отдача распоряжений без упрашивания;

— обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

— выслушивание без выражения безразличия.

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного обучающегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на обучающегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить воспитанника в неловкое положение.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

— индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;

— совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на обучающихся.

Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,

— его ценностных ориентаций,

— уровня образования и общей культуры,

— влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

— авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с обучающимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

— взгляд на обучающегося как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

— стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

— все функции в управлении коллективом обучающихся сосредотачивает в своих руках,

— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

— предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт обучающихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

— такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

— неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

— почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

— ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.

— наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

— высокая культура педагогического общения (в обучающихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

— интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);

— умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

— отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.

3. И. П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы.: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Педагогическое общение — важное условие эффективности.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Психологические основы педагогического такта учителя

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая.

. общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Психология педагогического общения и педагогический такт. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Психология педагогического общения и педагогический такт

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Наиболее эффективные способы общения в педагогической.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Педагогическое общение — важное условие эффективности.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Психологические основы педагогического такта учителя

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая.

. общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение. Психология педагогического общения и педагогический такт. ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Психология педагогического общения и педагогический такт

Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения”.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *