Что такое пед опыт
Опыт педагогический
Смотреть что такое «Опыт педагогический» в других словарях:
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. См. педагогический опыт … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч. воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки. Обучение и воспитание подрастающего поколения один из… … Российская педагогическая энциклопедия
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Педагогический опыт различают следующим образом: по… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — 1) творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. О. п. подразделяется на исторический (результаты пед.… … Педагогический словарь
ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — Совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретаемых педагогом в ходе обучения и повседневной учебно воспитательной работы. Владение технологиями обучения составляет основу профессионального мастерства учителя. П. о. является одним и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный … Словарь эпитетов
опыт — Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <. > города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. <. > опыт человека … Словарь Л.С. Выготского
Педагогический сборник — («Педагогический сборник», ) ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно учебных заведений в Петербурге в 1864 1918. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической… … Большая советская энциклопедия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных преподавателем, мастером (см. также Опыт) … Профессиональное образование. Словарь
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч.-воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки.
Обучение и воспитание подрастающего поколения — один из сложнейших видов человеческой деятельности. Общие знания в этой области, даваемые пед. уч. заведением, сами по себе ещё недостаточны, чтобы всесторонне овладеть профессией учителя. Только в реальной шк. практике, обогащаясь живым опытом уч.-воспитат. работы, эти знания получают необходимую глубину и гибкость, становятся подлинным руководством к пед. действию.
Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого учителя на протяжении всех лет его деятельности. Это диктуется как богатством самого пед. иск-ва, так и возрастанием требований общества к личности, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности шк. образования, в формах и организации уч.-воспитат. работы. Обучая и воспитывая других, учитель сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего пед. опыта.
Процесс этот по своей сути всегда активно-творческий. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, что важен не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Очевидно, что такая мысль должна отражать специфич. сущность всякого пед. явления — единство взаимодействий воспитателя, воспитанника, воспитат. средства и среды, такая мысль должна отражать внутр. связность потока этих явлений в целостном пед. процессе. Трудность в том, что мысль, первоначально извлекаемая из опыта, не имеет развитой формы. Повседневно приобретаемый опыт педагога-практика внешне выглядит как фрагментарный, отражающий какие-то части работы учителя, отд. стороны пед. явления. Осмысление опыта и призвано прежде всего преодолеть эту частичность и расчленённость, увидеть опыт в единстве всех его сторон и связей, в целостном его протекании во времени. Невыполнение этого условия ведёт к тому, что фрагментарность овладевает сознанием самого учителя, превращается в способ его собственного пед. видения. Так рождается формальная «педагогика мероприятий». В обучении и воспитании она видит лишь сумму отдельных, заранее спланированных действий, поочередное выполнение к-рых якобы обеспечивает желаемый уч.-воспитат. результат.
Вообще говоря, метод. разработки мероприятий необходимы в работе учителя. Но их содержание — не больше чем внеш. схема того, что надо делать. Само же дело проявляется в живых отношениях, к-рые развиваются между воспитателем, воспитанником, воспитат. средством и средой и в конечном счёте определяют развитие личности учащегося.
Отношения всегда гибки, подвижны, в них бьётся пульс реальной совместной жизни учителя и его питомцев. Они превращают труд учителя в иск-во, к-рое «он разыгрывает» с детьми как его постановщик, прямой участник и дирижёр.
Недооценка этой стороны дела ведёт учителя к чисто ремесл. накоплению опыта. Почему именно в одном случае получен положит. пед. эффект, а в другом — отрицательный, в какой мере проявилось действие определённой закономерности или, наоборот, случайного стечения обстоятельств, педагог часто не задумывается. Такой путь накопления опыта малоэффективен. Он требует мн. лет для приобретения сравнительно заурядной пед. сноровки. Он толкает к усвоению вместе с содержательными, рациональными приёмами и того, что идёт от пед. рутины. При такой практике не столько сам учитель создаёт и овладевает новым опытом, сколько стереотипный «опыт» подчиняет его себе, превращаясь в своего рода шоры на глазах учителя.
Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может избежать этих опасностей, достичь не простой ремесл. опытности, а подняться до высот проф. мастерства. Извлечение из учительского опыта рационального зерна, «созревание» опыта происходит в реальной уч.-воспитат. практике. Опыт и его осмысление формируются одновременно, в сложных взаимосплетениях. Сама мысль по отношению к опыту выступает в разл. формах: сначала как «доопытные» идеи, цели, общее знание, с к-рых учитель начинает свою работу; затем как мысли-проблемы, рождающиеся из столкновений этого общего знания с реальной практикой (они дают импульс живому поиску), и, наконец, как итоговые мысли, выражающие суть приобретённого опыта, его целостную логику.
На первых порах осмысление проявляется в виде догадки, чутья, интуиции. Лишь нек-рая часть опыта сразу находит явную логич. форму. Конечно, чётко фиксируемая, различаемая часть этого опыта всё более «прирастает» — за счёт постоянного его осмысления. И всё же живой учительский опыт учителя всегда богаче и разностороннее того, что может сказать о нём его автор. Суть здесь не в учительской скромности. Во многих случаях и опытный учитель действительно затрудняется сформулировать, как появляются те секреты его мастерства, что привлекают внимание др. педагогов.
Отсюда огромное значение аналитич. работы, какую постоянно призван совершать педагог над своим опытом с целью превращения его в действительное и обоснованное знание. Без этого даже интересный опыт педагога остаётся неосознанным и, следовательно, ограниченным. Его часто невозможно передать другим — ведь, как отмечено, передаётся лишь мысль, выведенная из опыта. Она же нередко остаётся «закрытой» и для самого автора опыта.
Эта работа учителя идёт наиб. успешно, когда анализ собств. опыта он органически сочетает с размышлениями над пед. идеями, направляющими его поиск. Обобщить живой О. п. — значит. вписать его конкретное познават. содержание в знание более общее, теоретическое. Но это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идёт как бы по спирали: от общей пед. идеи к пробам опытного поиска, от них — к первым усовершенствованиям практики. И одновременно — от более усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой пед. идеи.
Если факты опыта, необходимые для такой синтетич. работы, учитель берёт из собств. уч.-воспитат. практики, то направляющие идеи для той же работы он может почерпнуть из теоретич. литры по педагогике, психологии, дидактике, теории воспитания. К сожалению, мн. учителя довольствуются той миним. теорией, какую приобрели в уч. заведении. В то же время педагог-практик охотно прибегает к готовым разработкам и метод. указаниям, посвящённым той или иной текущей уч.-воспитат. теме. Так проще готовиться к очередному уроку, воспитат. мероприятию, но не размышляя над руководящими идеями урока или воспитат. мероприятия, над их творческим осуществлением в своей практике, учитель отказывается от глубины и оригинальности в собств. пед. работе. При этом искажается сама цель накопления и совершенствования личного опыта — достижения пед. мастерства. Владение совокупностью форм, приёмов, навыков, пед. техники, к-рые необходимы для успешных обучающих и воспитывающих воздействий, — первая существ, черта пед. мастерства. Процесс обучения и воспитания многообразен и динамичен и постоянно требует корректировки даже самых простых рекомендаций.
Другая существ, черта пед. мастерства — его неразрывная слитность с самим педагогом как человеком, как личностью. К. Д. Ушинский говорил: «Личность воспитывается личностью». Воспитание реализуется не двумя отд. деятель-ностями (воспитателя и воспитанника), а одной, в к-рой они неразделимо сопряжены. И сам опыт педагога в этой области есть опыт его действующего ума и чувств, воли и нравственного духа, к-рыми он «заражает» детей в ходе совместной их деятельности и вызывает в них такие же ответные движения.
Одно из гл. достоинств О. п. — его новизна. Она, естественно, различна по своей широте и значимости. В этом смысле можно говорить о разных видах О. п. Обычный опыт — это опыт добросовестного выполнения требований признанных методик и их рекомендаций. Но даже на уроке с одной темой и одной методикой её реализации можно достичь разных результатов: или лишь добросовестного заучивания (соответственно и восприятие уч. материала учащимися будет пассивным) или радостного удивления и ощущения движения вперёд (в этих условиях и восприятие учащихся будет активным и заинтересованным). Важно, чтобы чувство новизны переживали и учащиеся, и их педагог. Для него это чувство связано с удачными метод находками в подаче материала урока. Таких частных находок множество в арсенале опытного педагога, но они большей частью не выходят за рамки обычного опыта Опыт передовой уже не ограничивается частностями, а ищет и находит новый подход к решению той или иной целостной метод проблемы. И, наконец, опыт новаторский становится основой для критич пересмотра существующей пед.теории и утверждения ее новых, более совершенных принципов. Неслучайно, в каждом удавшемся пед.опыте А.С. Макаренко ценил не только его практич.эффект, но еще больше его «логич.торжество» — ту пед. последовательность и опережающее предвидение, к-рые должны были привести к ожидаемому успеху.
Работа над О.п. включает в себя его накопление, изучение, пропаганду и внедрение в практику.
Переход от простого накопления опыта к егО.п.зучению поднимает всю работу на новый уровень. Теперь учитель не просто следует своим личным потребностям, но сознательно связывает их с общими задачами школы в данной области пед.практики. Сама работа приобретает коллективный характер. Нередко учительский коллектив в целом берется за разработку определенной пед.проблемы, имеющей большую обществ.значимость. Одновременно происходит сближение О. п., разрабатываемого массой учителей, с науч. и эксперим.исследованиями, осуществляемыми пед.и — и учреждениями.
Значение такого союза трудно переоценить науч. работники получают богатый материал, к-рый помогает им критически проверить и с большей глубиной обосновать собств теоретич. построения. В свою очередь педагоги-практики приобретают исследоват.навыки в работе над личным практич.опытом. Нужда в этом, как правило, велика науч. пед.учреждения призваны всемерно помогать учителям повышать качество своего О.п., самого процесса его накопления, обработки, обобщения. Необходимо вооружать учителей эксперим.методами, требуя большой строгости и точности в организации самого опыта, в фиксации условий его протекания и результатов, в отделении случайного от существенногО.п. т. д.
В реализации этого союза важно не пренебрегать интересами потенциальных последователей интересного О.п., прежде всего, О.п. должен быть правильно описан. Обычно одним из самых распространенных недостатков описания О.п. оказывается нарушение целостности пед.явлений. Сущность О.п. состоит в нахождении наиб. оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов пед.процесса. Между тем в описании О.п. часто выступает лишь один элемент (гл. обр. средства обучения и воспитания), а остальные обнаруживаются весьма слабо, связь между всеми компонентами отсутствует В результате из описания О.п. выпадает его внутр логика. Тому, кто захочет применить этот опыт, придется копировать, т о, отд. приемы, действия, не располагая сведениями о всей ситуации, в к-рой проводился опыт. Подлинный О.п. предлагает не готовые рецепты, а раскрывает закономерность выбора и использования конкретных пед.средств. Этого можно достичь лишь при условии, когда в описании О.и. все элементы целостного пед.явления будут показаны и раскрыты в их органич взаимосвязи так же, как это происходит в самой учительской деятельности.
Другой недостаток проявляется, когда из описания О.п. выпадает наиболее ценное — конкретная «стратегия» и «тактика» применения пед.средств. Описание О.п. призвано раскрывать обучение и воспитание как процесс, имеющий свои этапы, переходы, скачки, порождающий противоречия, а затем снимающий их на более высокой стадии своего развития. Лишь на этой основе педагог, перенимающий опыт, может определить целесообразность использования тогО.п.ли иного пед.средства в данный момент, в данных условиях, уяснить для себя необходимую последовательность применения разл. методов, приемов и их взаимосвязи, образующие целостную и динамич систему средств.
Наконец, еще один серьезный недостаток — неправильный отбор материала при описании О.п. Поскольку всякое живое пед.явление представляет собой единство общего, особенногО.п. единичного, то в описании О.п. должны присутствовать эти три стороны. Педагог не вообще учит и воспитывает детей, а способствует формированию и развитию каждого как самостоят. личности, индивидуальности. И сами условия в каждый момент пед.процесса имеют не только общее, нО.п. свое особенное и свое единичное, что существенно сказывается на его результатах. Поэтому так важна достаточная полнота в описании О.п. Конечно, известная схематизация неизбежна, однако, стремясь достичь экономии в описании, необходимо сохранить целостность описываемого О.п. Встречающееся часто описание только общего, отказ от характеристики единичногО.п. особенного приводят к такой схематизации, к-рая уничтожает своеобразие, оригинальность самого опыта В таком случае затушевывается то новое, что несет О п, а изучение его приведет к тривиальности выводов.
Лит Скаткин M H, Изучение и обобщение опыта школ и учителей M, Тучнини П, Работа учителя по накопле нию анализу и обобщению своего опыта, M, 1952, ГельмонтА М, Система и методика изучения и распространения передового пед.опыта M, 1956, ЛевшинЛ А Педа гогика и современность, M, 1964
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ» в других словарях:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — Совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретаемых педагогом в ходе обучения и повседневной учебно воспитательной работы. Владение технологиями обучения составляет основу профессионального мастерства учителя. П. о. является одним и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ — новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном… … Профессиональное образование. Словарь
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. См. педагогический опыт … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Педагогический опыт различают следующим образом: по… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Педагогический сборник — («Педагогический сборник», ) ежемесячный педагогический журнал, издаваемый Главным управлением военно учебных заведений в Петербурге в 1864 1918. Один из популярных педагогических журналов России, содействовал развитию педагогической… … Большая советская энциклопедия
опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный … Словарь эпитетов
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — совокупность практич. знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной уч. воспитат. работы; основа проф. мастерства учителя; один из источников развития пед. науки. Обучение и воспитание подрастающего поколения один из… … Российская педагогическая энциклопедия
опыт — Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <. > города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. <. > опыт человека … Словарь Л.С. Выготского
Опыт педагогический — совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки. (Бим Бад Б.М.… … Педагогический терминологический словарь
Педагогический опыт. Понятие.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНАСТЫРЩИНСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ИМЕНИ В.А. СЧАСТЛИВОГО
«ОБОБЩЕНИЕ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА»
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определено как вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
На современном этапе развития общества дополнительное образование детей призвано создавать особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Для того чтобы дополнительное образование могло осуществить данную функцию, необходим не только принципиально новый подход к обновлению его содержания, но и соблюдение ряда условий. Одним из них является высокий профессионализм работников сферы дополнительного образования.
Можно с уверенностью сказать, что повышению уровня педагогического мастерства и методической грамотности работников сферы дополнительного образования способствует выявление и распространение эффективного педагогического опыта. И сегодня очень важно научить обобщать опыт педагогов. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности, была и остаётся самой сложной для многих педагогов. В связи с этим, считаем целесообразным выпуск данных методических рекомендаций.
Методические рекомендации помогут педагогам в подготовке описания опыта собственной педагогической деятельности, узнать основные требования к структуре и содержанию различных форм представления такого опыта.
В рекомендациях раскрывается содержательная сторона основных этапов работы по самоизучению, самообобщению, самоописанию и самопредствалению педагогического опыта.
Предлагаемые рекомендации направлены на совершенствование работы по обобщению и описанию эффективного педагогического опыта.
Рекомендации адресованы не только педагогам дополнительного образования, но и педагогам различных категорий, заместителям директоров образовательных организаций, руководителям методических объединений.
Педагогический опыт. Понятие.
Понятие «педагогический опыт» на современном этапе развития образования рассматривается в двух значениях: широком и узком. В широком смысле педагогический опыт является составной и необходимой частью и разновидностью общечеловеческого опыта. В таком понимании опыт представляет собой богатейшую сокровищницу профессиональных ценностей, созданных педагогами всех времён и народов, он носит массовый характер.
В узком смысле «педагогический опыт» означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности
К передовому педагогическому опыту в этом смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.
Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование.
Опыт — итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.
Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.
Актуальность. Важнейший элемент любого опыта, исследования, показывающий важность, значимость (социальную или личную. Чем более широкий круг насущных проблем опыт помогает устранить, тем выше его актуальность для пользователей.
Новизна заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Новизна достигается также использованием в практике педагогических «находок».
Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. Результативность опыта характеризуется надежностью (устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике) и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов, их способностью оставаться новыми, не устаревать).
Обобщение опыта должно иметь адресную направленность и предполагать ответы на вопросы: кому, когда, где, как его использовать. Обобщается опыт как целостная система, и только потом определяется круг его потребителей, которые могут использовать его.
Обобщение опыта завершается описанием, при котором важно избежать следующихнедостатков:
1. Не нарушать целостности педагогических явлений. Сущность любого педагогического опыта состоит в нахождении наиболее оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Даже если опыт касается изменения одного из компонентов, это обязательно меняет логику всего процесса, поэтому из описания должна быть понятна вся ситуация.
3. Не забывать, что всякое педагогическое явление представляет собой единство общего, особенного и единичного. Эти три стороны должны быть представлены в оптимальном сочетании, что позволит достичь целостности и полноты описания опыта, позволит уйти как от схематизации, потери своеобразия и оригинальности (перевес общего), так и от неоправданной детализации и фрагментарности (перевес единичного)
Педагогу, описывающему свой опыт необходимо продемонстрировать креативность своего профессионального мышления, умение выделять педагогические проблемы, формулировать на их основе задачи, находить в процессе исследовательской или практико-экспериментальной деятельности способы их решения, оформлять всё это в виде авторских программ, концепций, систем, методик, технологий, несущих в себе оригинальные стратегию и тактику.
Таким образом, описывая опыт, педагог представляет собственную систему работы, предполагающую:
• комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
• оригинальные взаимосвязанные действия, обеспечивающие эффективное решение образовательных задач;
• признаки системы работы: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на их личностном развитии; оригинальность методики.