Что такое паз в детали

Значение слова «паз»

Что такое паз в детали. Смотреть фото Что такое паз в детали. Смотреть картинку Что такое паз в детали. Картинка про Что такое паз в детали. Фото Что такое паз в детали

1. Узкая, длинная щель между недостаточно плотно пригнанными досками, бревнами. Конопатить пазы.Казак спустился с лавки, подполз тихо к двери и, припав ухом к пазу, стал слушать. Лесков, Некрещеный поп. Теплушки обиты побуревшим тесом. В пазах торчал выцветший мох. Вс. Иванов, Бронепоезд 14-69.

2. Выемка в какой-л. детали, куда вставляется выступ другой детали. Плотники крепко и ровно Без всяких гвоздей загоняли в пазы Крутые упругие бревна. Вс. Рождественский, Погост в Кижах.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Паз — узкая и длинная прорезь, щель, стык, от примычки доски к доске (используется в шиповом соединении), скважина[уточнить].

Паз — река в России, Финляндии, Норвегии

Паз — деревня в Хорватии.

ПАЗ, а, о па́зе, в пазу́, мн. ы́, м. (спец.). 1. Узкая длинная щель, скважина между недостаточно плотно пригнанными бревнами, досками, плитами, металлическими листами. Законопатить пазы. 2. Выемка в бревне, доске или брусе, в к-рую вставляют подогнанный выступ другого, соединяемого с первым, бревна, бруса, доски. Выбирать паз (см. выбирать в 7 знач.). 3. Желобок, бороздка в частях машин, приборов (тех.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. узкая и длинная скважина, щель, стык (между недостаточно плотно пригнанными бревнами, досками, плитами, металлическими листами и т. п.) ◆ Пустившись на этакое решение, чтобы подслушивать, я этим не удовольнился, а захотел и глазком что можно увидеть и всего этого достиг: стал тихонечко ногами на табуретку и сейчас вверху дверей в пазу щелочку присмотрел и жадным оком приник к ней. Н. С. Лесков, «Очарованный странник», 1873 г. ◆ Посад стоял пустым, его улочки и дворики заросли травой, окна затянуло паутиной, на крышах и в пазах брёвен ярко зазеленел мох. Алексей Иванов, «Сердце Пармы», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

2. техн. выемка, углубление, гнездо (обычно продолговатой формы) в какой-либо детали, куда вставляется выступ другой детали ◆ Более надежными являются системы, когда шептало отделяется от крючка и располагается в специально направляющем пазу. В. Максимов, «Некоторые вопросы теории и практики конструирования подводных ружей», 1965 г. // «Спортсмен-подводник» (цитата из НКРЯ) ◆ Однажды осенью, вечером, в слякоть, некий человек, открыв дверь аптеки, не бросил ее за собой, чтобы поспешно вбежать по ступенькам, как это делали все, но, тотчас же повернувшись, как будто из страха, чтобы не разбилось стекло, легко двигавшееся в изношенном пазу рамы, осторожно повел дверь на место. Ю. К. Олеша, «Записки писателя», 1930 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Регулировка натяжения цепи осуществляется вращением заднего колеса по наклонным пазам наконечника рамы. «Руководство по эксплуатации велосипеда», 1978 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

2. автомобиль, произведённый на ПАЗе [1] ◆ Только двери «ПАЗа» открылись ― ринулись наперегонки на рынок. Роман Сенчин, «Елтышевы (2008)», 2009 г. // «Дружба Народов» (цитата из НКРЯ) ◆ Автобусы типа ПАЗ идут в город Семенов и на его железнодорожную станцию. Н. Иванов, «По лесной реке Усте», 2006 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ На испытаниях эти коробки успешно работали на маршрутках ПАЗ и КАвЗ по 200―250 тыс. км. Алексей Казанцев, ««Валдай» карман не тяготит», За рулем г. // «2004» (цитата из НКРЯ) ◆ Минибус для мегаполиса НАШЕ ЗНАКОМСТВО: АВТОБУС ПАЗ-3237 Антон Чуйкин, Сергей Канунников, «Минибус для мегаполиса», 2004 г. // «За рулем» (цитата из НКРЯ) ◆ В общей структуре произведённых автобусов 90 процентов пришлись на различные модификации базовой модели «ПАЗ―3205», более 6 процентов ― на удлинённые до 8 метров автобусы новой модели «ПАЗ―4234» (по сравнению с позапрошлым годом их выпуск увеличился в 350 раз) и три с лишним процента ― на «Авроры», выпуск которых вырос на 85 процентов. «Вести «Руспромавто»», 2004 г. // «Уральский автомобиль (Миасс)» (цитата из НКРЯ)

1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Паз.

Источник

Конструктивные и технологические элементы деталей на чертеже

При чтении и выполнении рабочих чертежей деталей людям часто приходится сталкиваться с необходимостью распознавания различных конструктивных элементов. Следует учесть, что в этой статье рассмотрены далеко не все конструктивные элементы, а только типовые, то есть многократно встречающиеся на деталях.

Деталью машиностроения согласно ГОСТ 2.101- 68 называется изделие изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. По своей конфигурации детали могут быть от самых простых, для понимания формы которых достаточно лишь одной текстовой записи в спецификации, до самых сложных, форма которых требует показа нескольких видов, разрезов, сечений или выносных элементов. Форма детали обусловлена прежде всего той функцией, которую деталь выполняет.

Следует различать понятия: элемент конструкции детали и конструктивный элемент детали. Например, на рисунке приведена деталь под названием звездочка. Она состоит из таких элементов конструкции детали, как: зубья звездочки, ступица с отверстием 35Н7 и M8-6H и конструктивного элемента в отверстии под названием шпоночный паз 10.

Под конструктивным элементом детали понимают местные изменения ее формы или поверхности для придания ей дополнительных свойств при изготовлении, сборке или эксплуатации. Размеры конструктивных элементов относительно формы и поверхности детали не велики и в целом не меняют их. Так цилиндрическая часть детали после нанесения на нее рифления все равно остается цилиндрической.

Технологические элементы обеспечивают удобство изготовления детали (опоры детали при обработке) и её сборки с другими деталями (фаски, проточки) или связаны с особенностями изготовления детали (литейные скругления и уклоны для литых деталей) и её элементов (сбеги и недорезы резьб, центровые отверстия и канавки для выхода шлифовального круга и т. д.).

Виды отверстий по форме:

по проходимости сквозь тело детали

Лыска – это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси. Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали

Буртик. На валах и осях часто применяют упорные буртики (уступы), в торцы которых упираются детали, насаживаемые на вал.

Фаской (указывается длинна с 4 и угол 45°) называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Размеры катета фасок «с» выбираются по ГОСТ 10948-64 из следующего ряда: 0,1; (0,12); 0.16;(0.20); 0.25; (0.30); 0,40; (0,50); 0,60; (0,80); 1,0; 1,2; 1,6; (2,0); 2,5; (3,0); 4,0; (5,0); 6,0; (8,0); 10; 12; 16 и т.д. до 250 мм. Размеры без скобок предпочтительнее.Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.

Допускается надпись в технических требованиях чертежа: Острые кромки притупить фаской или радиусом 0,16 max мм.

Скругление – это плавный переход от одной поверхности детали к другой по указанному радиусу. При этом образуется переходная поверхность являющаяся частью цилиндра или тора касательного к сопрягаемым поверхностям. Поэтому центр радиуса скругления в конструктивных элементах, как правило, не указывают. Скругления предназначены для удаления острых кромок, облегчения сборки, придания эстетического вида.

Рифление (обработка поверхности для придания ей шероховатости нанесение узких острых бороздок рифлей) предотвращает проскальзывание пальцев руки при завинчивании детали. На чертеже указывают, согласно ГОСТ 21474—75, тип рифления (прямое или сетчатое) и его шаг, выбираемый из ряда: 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0 (последний только для сетчатого). Угол рифления, отличный от 45°, указывается на изображении.

При обработке или контроле деталей типа тел вращения в центровые отверстия детали входят центры станка или приспособления, на которых установлена деталь. Если в изготовленной детали требуется наличие центровых отверстий, то их отмечают условным знаком ᐸ, с указанием на полке обозначения по ГОСТ 14034—74. Если центровые отверстия в готовом изделии недопустимы, то наносят знак ⵏᐸ. Пример условного обозначения центрового отверстия формы А диаметром d = 2 мм:

Отв. центр. А2 ГОСТ 14034– 74.

Ребро жёсткости – это элемент детали, который нужен для повышения механических характеристик, позволяют уменьшить сечения отдельных элементов детали, снизить напряжения в местах сопряжения стенок различного сечения, повысить устойчивость и прочность конструкций. Толщина ребер жесткости у их основания должна быть равной толщине основной стенки детали.

Клин — элемент в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Наиболее распространены клиновые зажимные механизмы. Они позволяют закреплять деталь непосредственно или через прижимные планки и рычаги. Для обеспечения самоторможения угол клина не должен превышать 6 градусов.

Эксцентриковые зажимы являются разновидностью клина (криволинейные клинья) и выполняются в виде секторов, дисков, цилиндров, рабочая поверхность которых может быть очерчена по окружности, по логарифмической или архимедовой спирали. Эксцентриком принято называть только сам диск (вал) со смещённой осью вращения, а созданные на его основе механизмы и приспособления, как правило, носят самостоятельные названия. Наибольшее распространение получили круглые эксцентриковые зажимы

Канавка – это протяженное углубление на поверхности детали различной траектории и, как правило, простого поперечного сечения. Канавки предназначены для разделения поверхностей с разной характеристикой обработки, для выхода режущего инструмента при изготовлении детали или для обеспечения определенных условий при сборке и эксплуатации. Канавки используют для подвода, распределения и удержания смазки. Некоторые канавки предназначены для фиксации уплотнений различной формы. Траектория канавки может быть самой разной: по прямой, по кольцу, по винтовой линии и др.

Например в машиностроении используются канавочные (щелевые) уплотнения.

Щели концентрических проточек заполняют пластичной смазкой. Образуемый затвор препятствует вытеканию масла и ограничивает проникновение посторонних веществ извне.

Применять щелевые уплотнения рекомендуется для узлов, работающих в сравнительно чистой окружающей среде. Щелевые уплотнения не обеспечивают полной герметизации, их целесообразно применять в комбинации с уплотнениями другого типа.

Для лучшего удержания смазки канавки делают в крышке корпуса и на валу. Канавочные уплотнения применяют для подшипниковых узлов, работающих при скоростях до 5 м/сек и консистентной смазке. Температура разжижения смазки, заполняющей щели, должна быть выше рабочей температуры узла, чтобы не было вытекания масла из щели.

Канавки очень полезны в комбинации с, уплотнениями другого типа.

Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой. На основных изображениях проточки, как правило, дают с упрощениями, а их действительные формы и размеры раскрывают выносными элементами.

Пазом называется канавка с прямолинейной траекторией. Пример условного обозначения Т-образного направляющего паза шириной а= 18 мм и полем допуска Н8: Паз Т-образный 18Н8 ГОСТ 1574—91. Формы поперечного сечения пазов могут быть довольно сложными. Пазы служат для подвижного соединения деталей друг с другом. Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали.

Шпоночное соединение (шпоночный паз 10 JS9) предназначено для закрепления и передачи крутящего момента от вала на колесо или же наоборот. Шпонка позволяет это осуществить, сохраняя при этом возможность разъемного соединения деталей. Обычно в соединение ставят по одной шпонке. При передаче большого крутящего момента могут быть поставлены две или три шпонки через 180 – 120°. Шпонки всех основных видов стандартизированы. Размеры шпонок выбираются в зависимости от диаметра вала по таблицам стандарта. Чертежи на шпонки не выполняют, а все необходимые данные указывают в спецификации в разделе «Стандартные изделия».

Шлицевые соединения (шлицевой паз) предназначаются, как правило, для передачи крутящего момента, например от вала на звездочку или наоборот. При этом возможно еще дополнительное перемещение звездочки вдоль оси. В зависимости от формы профиля различают соединения с прямобочными, эвольвентными и треугольными шлицами.Условное обозначение шлицевого соединения на учебном чертеже (рис. 8.10) должно быть следующим:

где n – элемент центрирования* ;

d – внутренний диаметр;

D – внешний диаметр; b – ширина зуба вала.

В конце обозначения указывается номер стандарта (например, d

8×36×42×7 ГОСТ 1139–80).

Риска (штрих) линия в виде продольного узкого углубления с закругленным или плоским дном, наносимая на изделие при разметке его под обработку сверлением, строжкой, фрезеровкой или чертилкой слесарной для точной разметки, измерительные шкалы приборов и т.д. Номенклатура подобных деталей достаточно велика, поэтому конструкцию и оформление чертежа рассмотрим только на наиболее характерных их представителях.

Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами.

Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой записи.

Если у вас есть необходимость в создании высококачественного чертежа ISO, DIN, ANSI, ЕСКД или трехмерной модели в Автокад, Компас 3D? Можно связаться и поддерживать со мной связь с помощью электронной почты указана в профиле или заполните форму и я свяжусь с вами. Мы детально обсудим ваш проект. Я разрабатываю индивидуальные решения в точном соответствии с вашими потребностями. Также дополнительно осуществляю подбор производителей, фабрик, поставщиков комплектующих в любой точке мира.

Источник

Что такое паз в детали

9.1. Поверхность вращения
Поверхность, образованная вращением линии вокруг оси
Поверхность вращения может быть цилиндрической, конической, криволинейной и комбинированной, а также наружной и внутренней.

9.2. Цилиндрическая поверхность вращения
Поверхность, образованная вращением прямой линии, параллельной оси вращения

9.3. Коническая поверхность вращения
Поверхность, образованная вращением прямой линии, наклонной к оси вращения и лежащей с ней в одной плоскости

9.4. Криволинейная поверхность вращения
Поверхность, образованная вращением кривой линии вокруг оси вращения

9.5. Комбинированная поверхность
Поверхность вращения, состоящая из цилиндрических, конических и криволинейных поверхностей с общей осью вращения

9.6. Тело вращения
Деталь, наружной поверхностью которой является поверхность вращения, в том числе, деталь с элементами любой формы и длины, вписывающимися в окружность наибольшего диаметра детали

9.7. Наружная поверхность тела вращения
Поверхность тела вращения, состоящая из боковой поверхности и торцевых поверхностей, ограничивающих боковую поверхность

9.8. Торец детали
Поверхность, ограничивающая боковую поверхность вращения тела
Обычно торец детали представляет плоскую поверхность, перпендикулярную оси детали.

9.9. Деталь с наружной глад кой цилиндрической поверхностью вращения
Деталь, наружная цилиндрическая поверхность которой на всей длине имеет одинаковый номинальный диаметр
Фаски и скругления углов торцов наружной поверхности при классификации не учитываются

9.10. Деталь с наружной односторонней ступенчатой поверхностью вращения
Деталь с наружной поверхностью, уменьшение диаметров которой происходит в одном направлении посторонней вдоль оси от поверхности наибольшего диаметра

9.11. Деталь с наружной двусторонней ступенчатой поверхностью вращения
Деталь с наружной поверхностью, уменьшение диаметров которой происходит в обоих направлениях вдоль оси от поверхности наибольшего диаметра

9.12. Закрытый уступ тела вращения
Часть детали, поверхность которой ограничена с обеих сторон поверхностями вращения, имеющими больший диаметр, чем соседние с ними поверхности вращения
Наличие закрытых уступов не влияет на определение ступенчатости наружной поверхности. Проточки для выхода инструмента не считаются закрытыми уступами
Уступом называется выступающая часть детали.

9.13. Центральное отверстие
Глухое или сквозное отверстие, ось которого совпадает с осью детали
Отверстие может иметь любую форму, фаски и округление торцов при классификации не учитываются.

9.14. Круглое отверстие
Отверстие, у которого нормальное поперечное сечение является окружностью

9.15. Некруглое отверстие
Отверстие, у которого хотя бы одно нормальное поперечное сечение не является окружностью

9.16. Гладкое цилиндрическое отверстие
Отверстие, поверхностью которого является гладкой цилиндрической поверхностью вращения
Проточки для выхода инструмента, незначительное увеличение диаметра для сокращения длины посадочной поверхности и другие неконструктивные элементы не учитываются.

9.17. Ступенчатое цилиндрическое отверстие
Отверстие, поверхность которого является ступенчатой цилиндрической поверхностью вращения

9.18. Отверстие вне оси детали
Отверстие, ось которого не совпадает с осью тела вращения

9.19. Отверстие комбинированной формы
Отверстие, поверхность которого состоит из цилиндрических, конических, криволинейных поверхностей с общей осью, совпадающей с осью детали
Фаски и скругление в отверстиях при классификации не учитываются.

9.20. Паз
Конструктивный элемент детали в виде выемки на ее боковой поверхности или торце
Паз может быть открытым с одной или двух противоположных сторон или закрытым, Паз может быть ограничен с боковых сторон параллельными поверхностями у прямых пазов или концентричными у радиусных пазов. Детали с гранями «под ключ» и срезами торцов классифицируются вместе с деталями, имеющими пазы. Углубление, круглое в поперечном сечении, классифицируется как отверстие вне оси детали.

9.21. Торцевой паз
Кольцевой паз на торце детали с любой формой поперечного сечения и (или) глубины.
К деталям с торцевыми кольцевыми пазами также относятся детали типа шкивов, имеющие ребра (спицы).

9.22. Труба с обжатием
Труба, имеющая местное уменьшение диаметра

9.23. Ступица зубчатого колеса
Утолщенная центральная часть зубчатого колеса с отверстием для посадки на вал, соединенная с ободом колеса спицами или диском

9.24. Обод зубчатого колеса
Наружная часть зубчатого колеса с зубьями

9.25. Зубчатый венец
Часть зубчатого колеса, содержащая все зубья, связанные друг с другом прилегающей к ним поверхностью тела зубчатого колеса (ГОСТ 16530-83)

9.26. Разрезная кольцевая деталь
Деталь, поперечное сечение которой образовано частями двух концентричных окружностей и параллельными линиями разреза.
Втулки и кольца, имеющие элемент «хомут», классифицируются как разрезные детали.

9.27. Сектор
Деталь, контур поперечного сечения которой образован частями одной или двух окружностей и двумя радиусами, исходящими из одного центра

9.28. Кольцевой сектор
Сектор, контур поперечного сечения которого образован частями двух окружностей и двух радиусов

9.29. Сегмент
Деталь, контур поперечного сечения которой образован частями одной или двух концентрических окружностей и одной или двумя хордами

9.30. Кольцевой сегмент
Сегмент, контур поперечного сечения которого образован частями двух концентричных окружностей и двух хорд

9.31. Емкостная деталь
Деталь коробчатой формы, имеющая в одном или нескольких сечениях замкнутый контур

9.32. Открытая емкостная деталь
Емкостная деталь с дном, площадь поперечного сечения которой постоянна или увеличивается к входу или без дна, площадь сечения которой постоянна или уменьшается к входу

9.33. Закрытая емкостная деталь
Емкостная деталь с дном, площадь поперечного сечения которой уменьшается к входу

9.34. Дорожка качения подшипника
Поверхность кольца подшипника качения, по которой катятся тела качения (ГОСТ 24955-81)

9.35. Бортик кольца подшипника качения
Выступ на кольце подшипника качения, ограничивающий поверхность дорожки качения (ГОСТ 24955-81)

9.36. Закрытая дорожка подшипника качения
Дорожка качения подшипника, ограниченная для шариков двумя бортиками, для роликов одним или двумя бортиками

9.37. Открытая дорожка подшипника качения
Дорожка качения подшипника, ограниченная одним бортиком для шариков, или без бортиков для роликов подшипника качения

9.38. Вогнутая дорожка подшипника качения
Дорожка качения, имеющая на продольном разрезе вогнутую форму

9.39. Выпуклая дорожка подшипника качения
Дорожка качения, имеющая на профильном разрезе выпуклую форму

9.40. Базовое отверстие
Отверстие, поверхность которого является вспомогательной базой детали, с помощью которого другие детали и сборочные единицы монтируются в определенной взаимосвязи или перемещаются внутри этой детали

9.41. Корпусная деталь
Деталь коробчатой формы, имеющая одно или несколько базовых отверстий, с помощью которых другие составные части могут монтироваться внутри корпуса в определенной взаимосвязи
Свободные базовые отверстия в корпусной или опорной детали, расположенные в соседних стенках на одной оси независимо от значений их диаметров, рассматриваются как одно сквозное базовое отверстие.
Если в соседних стенках корпусной детали имеются сквозные базовые отверстия. Лежащие на одной оси, а в крайней стенка нет отверстия, то такие отверстия рассматриваются как одно глухое базовое отверстие.
Если в одной из средних стенок корпусной детали отверстия нет, а в остальных стенках, расположенных по обе стороны от нее, имеются сквозные базовое отверстия, расположенные по одной оси, то это рассматривается как два глухих базовых отверстия.

9.42. Корпусная деталь с призматической наружной поверхностью
Деталь, наружная поверхность которой образована плоскими поверхностями, образующими трехгранные углы

9.43. Корпусная деталь с криволинейной наружной поверхностью
Деталь, наружная поверхность которой представляет собой сочетание криволинейных или криволинейных и плоских поверхностей при условии, что плоские участки наружной поверхности не образуют трехгранных углов

9.44. Корпусная деталь с комбинированной наружной поверхностью
Деталь, наружная поверхность которой представляет собой сочетание плоских и криволинейных поверхностей при условии, что плоские поверхности образуют трехгранные углы

9.45. Поверхность разъема
Гладкая или ступенчатая поверхность, проходящая через вспомогательные базы детали или отверстия входного патрубка

9.46. Полость
Внутреннее пространство корпуса, предназначенное для расположения рабочих колес, направляющих аппаратов и прохождения воды, пара, газа

9.47. Спиральная полость
Полость, поверхность которой имеет форму спирали

9.48. Кольцевая полость
Полость, поверхность которой имеет форму поверхности вращения

9.49. Основная база
Конструкторская база, принадлежащая данной детали или сборочной единице и используемая для определения ее положения в изделии (ГОСТ 21495-76)
Основная база может быть плоская и неплоская, наружная и внутренняя.

9.50. Вспомогательная база
Конструкторская база, принадлежащая данной детали или сборочной единице и используемая для определения положения присоединяемого изделия (ГОСТ 21495-76)
Вспомогательная база может быть плоская и неплоская, наружная и внутренняя

9.51. Седло корпуса запорного крана
Часть корпуса с отверстием, на кромку которого опирается тарелка запорного органа
Примерами запорных органов являются клапан, кран, вентиль.

9.52. Опорная деталь
Деталь любой формы, воспринимающая нагрузку других деталей или сборочных единиц, устанавливаемых на ее вспомогательные базы, и передающая эту нагрузку через свою основную базу на другие элементы изделия или фундамент

9.53. Элемент типа «хомут»
Элемент детали со сквозным отверстием с прорезью, служащий для стягивания и крепление, детали

9.54. Направляющая поверхность
Поверхность детали, по которой перемещается сопрягаемая с ней деталь
Направляющие поверхности имеют форму: плоскую, призматическую, типа «ласточкин хвост», радиусную и могут быть комбинированными, прямолинейными и кольцевыми.

9.55. Плоскостная деталь
Деталь, наружная поверхность которой имеет основные плоскости

9.56. Основная плоскость
Одна из двух противоположных наибольших по площади плоских поверхностей детали
Если все поверхности детали равны по площади, то основными плоскостями считаются плоскости с наиболее сложным контуром на плане.

9.57. Гладкая плоскостная деталь
Деталь, у которой на основных плоскостях отсутствуют уступы и (или) выступы

9.58.Труба с разбортовкой
Труба, имеющая местное увеличение диаметров поперечного сечения на конце

9.59. Местный изгиб
Местная деформация с образованием рельефа без изменения толщины материала, с прорезкой или без прорезки материала, с надрезкой материала с нескольких сторон и отгибкой. С образованием борта по внутреннему или наружному контуру листовой детали, с образованием сквозного отверстия без удаления материала в отход
Под изгибом понимается деформация тела по округлой линии под действием нагрузки.

9.60. Ступенчатая плоскостная деталь
Деталь с основными плоскостями, на которых имеются выступы, открытые с трех или четырех сторон
Под выступами понимается часть детали, выступающая от основной плоскости и образующая ступень.

9.61. Плоскостная деталь с непараллельными плоскостями
Деталь, у которой одна или несколько плоскостей расположены под непрямым углом к остальным плоскостям или по отношению друг к другу
Типичным представителем этих деталей являются клинья.

9.62. Прямолинейный контур
Контур детали, образованный прямыми линиями
Фаски или скругления кромок не учитываются.
Контуром называется внешнее очертание предмета.

9.63. Криволинейный контур
Контур детали, образованный кривыми линиями

9.64. Комбинированный контур
Контур детали, образованный прямыми и кривыми линиями

9.65. Выпуклый контур
Контур детали, у которого продолжение любой стороны при прямолинейном контуре или касательная, проведенная в любой точке при криволинейном контуре, не пересекают площади деталей

9.66. Вогнутый контур
Контур детали, у которого продолжение любой стороны при прямолинейном контуре или касательная, проведенная в любой точке при криволинейном контуре, пересекают площадь детали

9.67. Хвостовик лопатки (лопасти)
Часть лопатки (попасти), предназначенная для ее крепления

9.68. Рабочая часть лопатки (лопасти)
Профилированная часть лопатки (лопасти), организующая поток рабочего тела
Рабочим телом может быть пар, газ, жидкости и т. д.

9.69. Бандажная полка лопатки (лопасти)
Головная часть лопатки (лопасти), выполненная совместно с ее рабочей частью и при сборке образующая бандаж лопаток

9.70. Цапфа лопатки (лопасти)
Выступы на концах лопатки (лопасти) для фиксации ее положения в проточной части энергетической машины
Примерами энергетических машин являются турбины, компрессоры.

9.71. Концевое утолщение лопатки (лопасти)
Местное утолщение кромок лопатки (лопасти) в местах ее заделки, расположенное вне рабочей части

9.72. Лопатка (лопасть) с рабочей частью постоянного профиля
Лопатка (лопасть), у которой поперечное сечение по всей длине рабочей части постоянное

9.73. Лопатка (лопасть) с рабочей частью переменного профиля
Лопатка (лопасть), у которой поперечное сечение по всей длине рабочей части переменное

9.74. Разветвленная деталь
Деталь с несколькими пересекающимися или скрещивающими отверстиями
Разветвленными деталями могут быть тела вращения и (или) не тела вращения. Примерами разветвленных деталей являются зажимы, крестовины.

9.75. Открытый рабочий профиль кулачка
Профиль, рабочая поверхность которого не ограничена по периметру с боковых сторон.
Кулачком называется детали, имеющая поверхность переменной кривизны.

9.76. Закрытый рабочий профиль кулачка
Профиль, рабочая поверхность которого ограничена по периметру с боковых сторон
Профиль может быть замкнутым, если не допускает круговое вращение кулачка, и не замкнутым, если он допускает только качательное движение кулачка.

9.77. Радиальный кулачок
Кулачок, перемещающий рабочий орган в радиальном направлении

9.78. Осевой кулачок
Кулачок, перемещающий рабочий орган в осевом направлении

9.79. Радиально-осевой кулачок
Кулачок, перемещающий рабочий орган одновременно в радиальном и осевом направлениях

9.80. Накладной кулачок
Кулачок, который закрепляется на детали, совершающей вращательное движение Кулачок, который закрепляется на детали, совершающей вращательное движение

9.82. Лопатка
Элемент рабочего органа устройства, предназначенного для преобразования энергии рабочего тела в кинетическую энергию вращения ротора, а также для преобразования кинетической энергии вращения ротора в энергию давления при сжатии рабочего тела

9.83. Лопасть
Деталь, предназначенная для преобразования энергии давления в кинетическую энергию вращения ротора гидротурбины

9.84. Деталь-тело вращения с элементами, отличными от тел вращения
Деталь с длиной по оси тела вращения больше размера элемента, отличного от тела вращения

9.85. Плечо рычага
Часть рычага, расположенная между основной и вспомогательной базой, являющейся местом сопряжения рычага с другой деталью

9.86. Деталь со срезами полок
Деталь из профильного материала, у которой полка срезана на всю высоту, но не на всю длину, или на всю длину, но не на всю высоту, или не на всю длину и не на всю высоту с краю детали

9.89. Деталь с незамкнутым контуром
Деталь изогнутая из листа полосы или ленты, контуры сечений которой незамкнуты

9.90. Деталь с замкнутым контуром
Деталь изогнутая из листа, полосы или ленты, контур хотя бы одного сечения которой замкнут

9.91. Ось изгиба
Условная линия, проведенная через центры дуг окружностей, образующих криволинейные участки изгибов

9.92. Деталь с прямой осью изгиба
Деталь, у которой осью изгиба является прямая линия

9.93. Деталь с непрямой осью
Деталь, у которой осью изгиба является непрямая линия изгиба
К деталям с непрямой осью изгиба относится:
детали с изогнутой криволинейной поверхностью;
детали с осью изгиба, образованной линией перехода плоской и криволинейной поверхностей;
деталь с осью изгиба, образованной пинией перехода криволинейных поверхностей;
деталь с осью изгиба, образованной линией перехода плоских поверхностей;
скрученная деталь.

9.96. Деталь с однонаправленными изгибами
Деталь, изгибы которой направлены в одну сторону только по часовой стрелке или только против нее

9.97. Деталь с разнонаправленными изгибами
Деталь, изгибы которой направлены в разные стороны: по часовой стрелке и против нее

9.98. Угловой изгиб
Изгиб, в контуре которого имеются два прямолинейных участка и между ними криволинейный участок с длиной менее половины длины окружности и постоянным радиусом изгиба вдоль оси

9.99. Радиусный изгиб
Изгиб в контуре которого: отсутствуют один или два прямолинейных участка; длина криволинейного участка составляет половину или более половины окружности; радиус изгиба меняется вдоль оси изгиба.

9.100. Открытый радиусный изгиб
Изгиб, в контуре которого ток равен или менее 180°

9.101. Закрытый радиусный изгиб
Изгиб, в котором криволинейный участок более 180°

9.102. Деталь с вогнутым контуром полок
Деталь, у которой хотя бы одна полка имеет вогнутый контур

9.103. Деталь с выпуклым контуром полок
Деталь, у которой все полки имеют выпуклый контур

9.104. Деталь с открытым угловым изгибом
Деталь, у которой отогнутые полки направлены в противоположные стороны

9.105. Деталь с закрытым угловым изгибом
Деталь, у которой отогнутые полки направлены навстречу друг другу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *