Что такое павана в музыке
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Павана. История танца
Павана
Уже в начале 16 в. Павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Кроме итальянской и испанской Паваны, в 1-й трети 16 в. были известны Паваны французские (изд. П. Аттеньяном, 1529) и немецкие (Г. Юденкюниг, 1523). Большинство Паван сочинялось в двудольном метре на 4/4, 4/2 (например, у А. Кабесона), но среди ранних образцов встречаются и трёхдольные Паваны (например, у Л. Милана, писавшего Паваны для виуэлы). Для музыки Паваны характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами.
Renaissance Dance, Pavane
Характер Паваны столь серьёзен и возвышен, что испанцы Сальва и Тимонеда посвятили по одной из своих Паван богоматери. Павана в одном из хореографических вариантов представляла собой плавное движение нескольких пар, продолжавшееся до тех пор, пока все танцующие не сделают два или три круга (согласно другому варианту, Павана танцевалась одиночными и двойными шагами вперёд и назад; существовал также более сложный вариант хореографии Паваны, описанный Ф. Карозо в его «Il Ballarino», Венеция, 1581). В соответствии с характером исполнения танца музыкальная форма Паваны часто складывалась из 3 разделов (ABC), каждый из которых повторялся. Сохранились свидетельства о том, что музыкальное сопровождение Паваны исполнялось гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца.
Jan Pieterszoon Sweelinck (1562 – 1621). Pavana Lachrimae
Так возник один из ранних типов сюиты, а одновременно и вариаций, так как в основе гальярды обычно лежал тематический материал Паваны. Инструментальная Павана достигла расцвета в творчестве английских вёрджинелистов У. Бёрда, О. Гиббонса, Дж. Дауленда, Дж. Булля и др.
William Byrd’s Pavana Lachrymae
Габриэль Форе. Павана
(на мой взгляд, одно из красивейших произведений классической музыки)
Isaac Albéniz: «Pavana-Capricho» Op. 12 (1882)
Павана
Литература : Друскин М. С., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Sасhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Gombosi О., Italia: patria del basso ostinato, «Rassegna Musicale Italiana», 1934, t. 7, No 1; его жe, Compositione di Meser V. Capirola, «Publications de la societй de musique d’autrefois», 1, Neuilly-sur Seine, 1955; Torrefranca F., Il segreto del quatrocento, Mailand, 1939; Michel A., Origin of gagliarda and the pavana, «Dance observer», 1946, v. 13; Nett1 P., The story of dance music, N. Y., 1947; Dolmetsch M., Dances of England and France from 1450 to 1600, L., 1949; Guthrie J., Historical dances for the theatre. The pavan and the minuet, Worthing, 1950; Мое L., Dance music in printed Italian lute tablatures, Cambr. (Mass.), 1956 (Diss.).
Т. С. Кюрегян.
Полезное
Смотреть что такое «Павана» в других словарях:
Павана — торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI в., музыка к этому танцу. Содержание 1 Происхождение названия 2 История танца 3 Музыка … Википедия
ПАВАНА — (санскр. ветер). Индейский бог ветров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАВАНА (фр. pavane, исп. pavana, от pavon павлин). Павлиний танец, стариковский испанский серьезно торжественный танец, в… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАВАНА — (испанское и итальянское pavana), 1) в Южной Европе 16 в. Танец шествие (4 дольный). 2) Во 2 й половине 16 17 вв. пьеса для клавесина. В конце 19 20 вв. инструментальная пьеса стилизация (Г. Форе, М. Равель) … Современная энциклопедия
ПАВАНА — торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в. Музыкальный размер 4/4, 4/2 темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса … Большой Энциклопедический словарь
павана — сущ., кол во синонимов: 3 • бог (375) • ваю (2) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Павана — (от итал. pavone павлин) старинный итальянский танец в 3/4в коленном складе. Был в моде при дворах до половины XVII ст. П.исполняли дамы в длинных платьях со шлейфом, мужчины в плащах и пришпаге, производя плащами движения, напоминавшие движения… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Павана — (испанское и итальянское pavana), 1) в Южной Европе 16 в. Танец шествие (4 дольный). 2) Во 2 й половине 16 17 вв. пьеса для клавесина. В конце 19 20 вв. инструментальная пьеса стилизация (Г. Форе, М. Равель). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
павана — (исп. и итал. pavana), 1) в южной Европе XVI в. танец шествие (4 дольный). 2) Во второй половине XVI XVII вв. пьеса для клавесина. В конце XIX XX вв. инструментальная пьеса стилизация (Г. Форе, М. Равель). * * * ПАВАНА ПАВАНА, торжественный… … Энциклопедический словарь
павана — ПАВАН, ПАВАНА ы, ж. pavane f. <исп. Испанский танец с самыми серьезными движениями. Михельсон 1888. Паван. Важный танец, изобретенный в Испании, в котором танцовщики вертятся и делают один перед другим колесо, как павлины своими хвостами,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Павана — ПАВÁНА (исп. и итал. pavana, от лат. pavo павлин), торжеств. медленный танец, распространённый в 16 в. в Европе (очевидно, итал. или исп. происхождения). П. исполнялась строго по рангам, под аккомпанемент тамбуринов, деревянных… … Балет. Энциклопедия
Павана
Павана — торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI в., музыка к этому танцу.
Содержание
Происхождение названия
Если придерживаться второй версии, то падована существовала вместе с паваной, но это был совершенно другой танец: быстрый, в размерах 6/8 или 12/8, схожий с гальярдой или сальтарелло. Возможно также, что термин «падована» объединял павану и её более позднюю разновидность пассамеццо.
История танца
Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале XVI века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.
Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца. В книге Туано Арбо «Орхесография», где описаны различные танцы второй половины XVI века, сказано, что павана пришла из Испании при Генрихе III. Многие исследователи считают, что более вероятно итальянское происхождение танца. Однако в труде Жоржа Дера говорится, что павана французского происхождения, что в 1574 г. она была вывезена из Франции и что описание паваны у Туано Арбо сильно отличается от описания испанских паван, которые исполняются более оживлённо.
Музыка
Наиболее типичные черты паваны:
Одна из самых известных паван — «Belle qui tiens ma vie». Она поётся на четыре голоса.
Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.
Паваны часто встречались в сборниках для лютни, клавира или консортов. Паваны сочиняли Пьер Аттеньян, Клод Жервез, Энтони Холборн, Уильям Бёрд, Томас Морли, Ян Свелинк, Джон Дауленд, Орландо Гиббонс, Иоганн Шейн, Самуэль Шейдт, Якоб ван Эйк.
В XVI веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов. В XVI—XVII вв. во Франции в форме паваны или аллеманды писались «Надгробия» (томбо) — инструментальные пьесы памяти умершего. В XVII веке павана получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты. В XVIII веке павана заменяется в сюите аллемандой, в итальянской сонате da camera «синфонией».
Несколько примеров музыкальных произведений XIX—XX веков:
Танец
Павана — придворный танец, в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений.
Павану танцевали одновременно одна или две пары. Бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы.
На протяжении всего танца используется только одно па — шаг паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Простой шаг паваны — это скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса). Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса. Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд-назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов. В паване, в отличие от бранлей, где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам.
Разное
Шаги паваны дожили до нынешних дней как «нерешительные шаги» в церемонии бракосочетания.
«Павана» — название фантастического романа К. Робертса (1968 г.) в жанре альтернативной истории.
Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть без прыжков). Считается, что она появилась в начале XVI века, быстро став одним из самых популярных придворных танцев.
XVI век стал для Европы важной танцевальной вехой. Поздний период Ренессанса принёс новые правила, формы и этикет в танцах. Появились такие танцы, как павана, гальярда, аллеманда и куранта. Специально для них писалась музыка, а мастера танцевального искусства обучали новым танцам дворян.
Па танцев были разработаны так, чтобы придворные могли покрасоваться своими богатыми нарядами и драгоценностями, а также продемонстрировать изящество поз, вызвав тем восхищение окружающих. Корсеты и пышные одежды затрудняли движения, поэтому большая часть па исполнялась исключительно плавными движениями ног. Это придавало танцорам величественный вид. «Случайный» шаг ногой вперед давал возможность продемонстрировать роскошную обувь.
Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся своим характером. Исследователи считают, что итальянское происхождение танца всё же более вероятно.
Туано Арбо в своём труде «Оркезография» (1589) писал, что павана пришла во Францию из Испании при Генрихе III.
Простой шаг паваны: скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса).
Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса.
Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд-назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов. Павану, как правило, танцевали в паре с дамой по правую руку.
Основные характеристики танца павана:
медленный темп;
двудольный размер 4/4 или 4/2;
торжественно-величавый характер.
Вариации на тему Квадратной паваны
Ансамбль «Banchetto Musicale», Вильнюс (Литва)
Львовский фестиваль старинной музыки, 2008
В XVI веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов.
В XVII веке павана получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты.
Однако старинные ритмы интересны и современным композиторам. Пример тому «Павана» из сюиты «Сарабанда» Джона Лорда.
Музыкальная энциклопедия
Павана
Павана для харпсихорда (из издания П. Аттеньяна «Quatorze gaillardes, neuf pavanes. «, 1529).
Характер П. столь серьёзен и возвышен, что испанцы Сальва и Тимонеда посвятили по одной из своих П. богоматери. П. в одном из хореографич. вариантов представляла собой плавное движение неск. пар, продолжавшееся до тех пор, пока все танцующие не сделают два или три круга (согласно др. варианту, П. танцевалась одиночными и двойными шагами вперёд и назад; существовал также более сложный вариант хореографии П., описанный Ф. Карозо в его «Il Ballarino», Венеция, 1581). В соответствии с характером исполнения танца муз. форма П. часто складывалась из 3 разделов (ABC), каждый из к-рых повторялся. Сохранились свидетельства о том, что муз. сопровождение П. исполнялось гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца.
Литература: Друскин М. С., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Sасhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Gombosi О., Italia: patria del basso ostinato, «Rassegna Musicale Italiana», 1934, t. 7, No 1; его жe, Compositione di Meser V. Capirola, «Publications de la societй de musique d’autrefois», 1, Neuilly-sur Seine, 1955; Torrefranca F., Il segreto del quatrocento, Mailand, 1939; Michel A., Origin of gagliarda and the pavana, «Dance observer», 1946, v. 13; Nett1 P., The story of dance music, N. Y., 1947; Dolmetsch M., Dances of England and France from 1450 to 1600, L., 1949; Guthrie J., Historical dances for the theatre. The pavan and the minuet, Worthing, 1950; Мое L., Dance music in printed Italian lute tablatures, Cambr. (Mass.), 1956 (Diss.).