Что такое патернализм простыми словами
Значение слова «патернализм»
Патернализм — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.
Во внутригосударственных отношениях — принципы и практика государственного управления, построенного по образу контроля государства над людьми (аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье).
В трудовых отношениях (в некоторых странах) — система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счёт предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.
В международных отношениях — опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий.
патернали́зм
1. покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным
2. полит. политика развитых стран по оказанию помощи развивающимся странам, фактически закрепляющая экономическую и политическую зависимость последних
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свадебка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Патернализм — что это такое, значение и применение термина.
Патернализм – это термин, используемый для описания системы политических и социальных взаимоотношений между людьми, где одни занимают позицию старших авторитетных опекунов, а другие – позицию опекаемых. Сам по себе термин «Патернализм», имеет латинское происхождение «paternus», что буквально можно перевести как: отцовский.
Что такое ПАТЕРНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Патернализм – это такая система взаимоотношений, при которой, право принятия важных решений для обеспечения общего блага делегируется более авторитетным, старшим и опытным людям. Для простоты понимания, можно привести в пример модель семьи, где: все решения принимает отец, а остальные вынуждены к нему прислушиваться и исполнять его указания, так как, он более авторитетен и лучше знает как нужно поступать.
Несмотря на то, что данный термин можно применять в разных сферах человеческих взаимоотношений, в большинстве случаев, он используется для описания именно политических процессов. Так, к примеру, патернализмом называют следующую модель взаимодействия власти с народом: Власть берет на себя ответственность за общее благосостояние народа. Она самостоятельно принимает решения (издает законы), которые, по ее мнению, должны принести всеобщее благо. Взамен на это «благо», народ отказывается от некоторой части своих прав и свобод, переходя в статус подопечных (платит налоги, исполняет законы, не вмешивается в управление). Но, важно отметить, что подобная практика взаимоотношений характерна в основном для авторитарных или диктаторских форм правления. (Это то, что касается именно политики, но есть сферы, где без патернализма действительно сложно обойтись.)
Суть и принцип ПАТЕРНАЛИЗМА простыми словами.
Также, принцип патернализма можно представить в такой простой и понятной формулировке:
Вот вы там такой умный и все знаете. Говорите нам что нужно делать, и мы будем делать. Мы вам доверяем.
Патернализм, примеры из разных сфер.
Что такое Государственный патернализм.
Примером государственного патернализма может послужить следующая гипотетическая ситуация:
Правительство без проведения общественных слушаний решило ограничить доступ в интернет всем несовершеннолетним. Мотивацией для этого, выступает: защита неокрепших умов от опасной информации. Общество в свою очередь, «доверяя» решению правительства, исполняет данное указание. Пример конечно гипертрофированный, но четко отражает вариант чистейшего патернализма.
Патернализм в медицине.
С медициной все гораздо проще. Самым ярким примером может послужить любой прием у врача. Вы приходите к доктору с проблемой полагаясь на его профессионализм. Вы ему доверяете и соглашаетесь следовать всем его указаниям взамен на выздоровление. Патернализм в чистом виде.
На самом деле, подобных примеров, можно привести огромное множество. Это могут быть взаимоотношения на работе, в учебном заведении, в геополитике, экономике или еще где угодно. В мире масса сфер, где люди привыкли полагаться на чей-то авторитет, профессионализм, или просто не хотят брать на себя ответственность.
В итоге про патернализм можно сказать следующее:
Патернализм – это слишком общее и распространенное явление для того, чтобы определить его в негативную или позитивную категорию. В определенных случаях, излишний патернализм в демократическом государстве – это определенно плохо. Доверить свое здоровье опытному медицинскому работнику – это как минимум разумно. В общем все зависит от ситуации.
Статья не претендует на какую-то научность. Это просто авторское ИМХО по данной теме.
Патернализм добровольное рабство. Выдавить из себя трудно
Истоки патернализма уже по корневое содержание этого слова отражает его смысл и уходят в исторические дали. Психолог Эрих Фромм в эссе «О неповиновении» пишет.
«На протяжении веков короли, священнослужители, феодалы, промышленники и родители настаивали на том, что послушание – добродетель, а непокорность – грех».
В работе Эриха Фромма обосновывается, что указанному меньшинству общества гораздо выгоднее не заставлять большинство повиноваться силой, а воспитывать в нем послушание.
«Человек должен хотеть подчиняться и даже нуждаться в этом, а не бояться проявить непослушание. Чтобы этого достичь, власти следует выглядеть всеблагой и премудрой, она должна стать всезнающей. Если такое удаётся, власть может объявить непослушание грехом, а покорность добродетелью; и тогда большинство становится послушным, потому что это хорошо, и начинает испытывать отвращение к непокорности, потому что это плохо, вместо того чтобы презирать себя за трусость».
А в одной из статей профессора Европейского университета в Санкт Петербурге Дмитрия Травина есть такие строки: «Еще Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе» показал, насколько трудно запуганному обывателю вынести свободу». Далее, ссылаясь на книгу психолога Эриха Фромма «Бегство от свободы», научно проанализировавшего эту проблему, Травин пишет..
«Чтоб вынести свободу и, чтоб использовать ее для самореализации, надо быть личностью. А тот, кто личностью стать не может, естественным образом видит врага во всяком, чье поведение не вписывается в традиционные нормы. И в этом смысле именно неприятие «либерастов» наиболее характерно для модернизирующегося общества, где миллионы людей вынуждены искать себе новые нормы поведения взамен уходящих в прошлое. Если такому обществу УДАЕТСЯ перейти от поиска врагов к работе на созидание, оно становится развитым. Если НЕ УДАЕТСЯ, оно погружается в хаос».
Но как-то не верится, что дело только в удаче. А нет ли в процессе развития человечества закономерностей, связанных со свободой и несвободой? За ответом заглянул уже сам в книжку Эриха Фромма.
«Не существует ли – кроме врожденного стремления к свободе – и инстинктивной тяги к подчинению?»
«Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?»
А у охотников вожак отсутствует вообще. Команд никто не подает, а участники охоты прислушиваться лишь к своим инстинктам, обеспечивающие согласованность их действий. Зато после охоты за «обеденным столом» львы могут и подраться за лишний кусок. Значит, не все идеально с индивидуальной свободой каждого из них.
А у гиеновых собак этого не бывает. Объяснение тому простое: чтобы вид выжил, приходится конкурировать и с царями зверей. Тяжело. Поэтому свобода каждого члена стаи не подвергается нападкам со стороны других членов. Сотрудничество, которое, выглядит как образцово – показательное (взрослые собаки после охоты дают возможность наестся молодняку, а потом доедают оставшееся), есть социально – экономическая необходимость для выживания вида.
Перейдем к делам сегодняшним. Либералы закономерность единства и борьбы свободы и подчинения игнорируют, демонстрируя свое презрение к запуганному обывателю. Для них те, кто не способен в одночасье «выдавить из себя раба»– низший сорт, недочеловеки. Если бы не они, то либералы враз бы сделали всех счастливыми, а общественно политический строй в нашей стране экономически эффективным и социально справедливым. По образцу запада. Ведь либералы считают свободу универсальным средством для развития общества!
Однако, как тут быть, если свобода одних должна кончаться там, где начинается несвобода других? А ведь либералы считают ее универсальным средством для развития общества! Но свобода сама по себе не панацея. Недаром сказано: свобода это осознанная необходимость.
Кто раньше других понял это, то свободно распорядился как своим ваучером, так и чужими приобретенными по цене бутылки, и начал «шустрить» (ныне это банковский и сырьевой бизнес). А сложившаяся социально экономическая система благоволит лишь финансово-банковскому капиталу, олигархам и коррумпированному чиновничеству. Те же, кто остался в плену патерналистского социалистического сознания, остался ждать благ только сверху (широкие народные массы). Ладно бы, если только те, кто не уразумел роль свободы по недомыслию. Но и многие из тех, кто все понимает, на самом деле не свободен. Как пример, это производственный бизнес, повязанный высокими ставками по кредиту. А также бюрократическими рогатками, которые успешно использует коррумпированное чиновничество.
Какой вывод напрашивается? В СССР, поскольку КПСС была управляющей и направляющей силой общества, его меньшинство в лице партократии правило бал. Сегодня управляющая и направляющая сила в руках другого меньшинства – финансово-банковского капитала, олигархата и коррумпированного чиновничества.
Поэтому национальный лидер, если он нормальный лидер, должен быть озабочен тем, кем он останется в истории. Ему должно быть важно, чтобы запрос на свободу у «задержавшихся в рабстве патернализма» рос, а вседозволенность для тех, кто безмерно свободен, сокращалась. Национальному лидер должен постепенно передавать функции отца народа самому народу через формирование в нем способности к самоуправлению. А народ приучается брать ответственность на себя. В этом смысле выдавливание из себя патернализма мучительно так же, как выдавливать из себя раба.
Патернализм
Полезное
Смотреть что такое «Патернализм» в других словарях:
ПАТЕРНАЛИЗМ — ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. patemitas отцовство) система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье. Возведенный в масштаб государства, патернализм… … Философская энциклопедия
ПАТЕРНАЛИЗМ — (paternalism) Благоприятное отношение к экономическим законам и мерам, призванным контролировать действия людей, отдающих предпочтение своему собственному благу. Патернализм несовместим с точкой зрения, принятой обычно в экономической теории… … Экономический словарь
Патернализм — (paternalism) Применение силы или власти в отношении другого человека с целью предотвратить вред, который он может себе причинить, или содействовать его благу, обычно насильственно лишая его при этом личной ответственности и свободы выбора. В… … Политология. Словарь.
ПАТЕРНАЛИЗМ — (от лат. paternus отцовский pater отец), покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным. В развитых зарубежных государствах патернализмом в трудовых отношениях называют систему дополнительных льгот и выплат на предприятиях за… … Большой Энциклопедический словарь
Патернализм — (от лат. рaternus отеческий) особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Работник чувствует, что он принадлежит к единой семье и что организация о нем заботится. Чувство общности создается при помощи особых… … Психологический словарь
патернализм — опека, покровительство Словарь русских синонимов. патернализм сущ., кол во синонимов: 3 • защита (93) • опека … Словарь синонимов
патернализм — Этимология. Происходит от лат. рaternus отеческий. Категория. Особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Специфика. Работник чувствует, что он принадлежит к единой семье и что организация о нем заботится. Чувство… … Большая психологическая энциклопедия
патернализм — патерналистское государство Ситуация, когда население полагает (и сообразно ведет себя), что государство – нечто возвышающееся над ним, ниспосланное свыше и потому имеющее право диктовать людям их мысли, действия и поступки, наказывать и поощрять … Справочник технического переводчика
ПАТЕРНАЛИЗМ — (от лат. paternus отцовский) англ. paternalism; нем. Paternalismus. 1. Тип руководства, при к ром руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен за их лояльность и послушание. 2. Покровительство, отеческая власть… … Энциклопедия социологии
патернализм — а, м. paternalisme <лат. paternus отцовский, отеческий. 1. Покровительство, опека старшего по отношению к младшим. Крысин 1998. В отношении к свободе российское общество давно и серьезно расколото. От Г. П. Федотова до Ю. М. Лотмана у нас… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Патернализм — (от лат. paternus отцовский, отеческий; англ. paternalism) 1) в трудовых отношениях в некоторых странах (напр., в Японии) система дополнительных льгот и выплат работникам предприятий за счет работодателей с целью закрепления кадров, повышения… … Энциклопедия права
ПАТЕРНАЛИЗМ
Понятие патернализм относится к числу дискуссионных. Модель «отца» и «детей» уже в глубокой древности использовалась для характеристики социальных отношений. О ней упоминалось в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха; особую роль она играла в работах Конфуция, считавшего, что государство, построенное на подчинении «детей» «родителям», является наиболее гармоничной формой организации общества. В рамках консервативной традиции патернализм рассматривается как образец отношений правителей и подданных, патриархальная семья считается эталоном государственного устройства (Л. Бональд, австрийский политолог Э. фон Кюнельт-Леддин и другие). В российской политической мысли тезис о выстраивании отношений царя с народом как «отца» с «детьми» развивали славянофилы. М. Вебер трактовал патернализм как форму традиционно политического господства (патримониализма), в рамках которой пользующийся авторитетом «патриарх» обеспечивает своим подчинённым защиту, за что последние платят ему лояльностью и подчинением.
С развитием либерализма патернализм был подвергнут критике. Дж. Локк в работе «Два трактата о правлении» (1690), выступая против взглядов Р. Филмера о божественном и неизменном характере власти «отца» (монарха) над «детьми» (подданными), доказывал, что по рождению «дети» не являются рабами «отца», а обладают «естественными правами». В книге «О свободе» (1859) Дж.С. Милль выдвинул «принцип вреда» (harm principle), согласно которому единственным основанием для ограничения свободы индивида является нанесение им вреда другому индивиду. «Принцип вреда» стал центральным для последующих дискуссий о патернализме, в результате которых выделилось несколько точек зрения. Сторонники либертаризма выступают против каких-либо форм патернализма (Р. Нозик, Ф.А. фон Хайек). Дж. Дворкин считает патернализм допустимым лишь в тех случаях, когда индивид, чья свобода подвергается ограничениям, добровольно соглашается на них, рассматривая их в качестве рациональных. Американский философ Дж. Фейнберг выдвинул концепцию «мягкого патернализма», согласно которой государство имеет право ограничить свободу индивидов в двух случаях: для недопущения недобровольных действий с их стороны и для установления того, являются ли их действия добровольными. Также обсуждаются модели «широкого» и «узкого» патернализма, патернализм морали и патернализм благополучия и другие. Дискуссии о патернализме играют большую роль также в биоэтике, уголовном праве, менеджменте и других сферах знания.