Что такое патерик в православии

Патерик Печерский, или Отечник

Киево-Печерский Патерик. Полное собрание житий святых в Киево-Печерской Лавре подвизавшихся. Составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем Печерским, Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, и Поликарпом, архимандритом Печерским. Издание 7-е (2008 г.), Киево-Печерской Лавры, на основе перевода со старославянского Е. Поселянина (1900 г.).

Разделы «От переводчика» и «Предисловие» добавлены из второго издания Патерика, в переводе Е. Поселянина, Москва, 1900 г.

Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, напечатана книга сия «Патерик Печерский».

Собор святых угодников Киево-Печерских.

Содержание

«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5:12 )

От переводчика

Первоначальные подвижники Киево-Печерской лавры будут всегда дороги всему русскому народу.

Православная вера, посеянная на благодарной русской почве, взошла на ней сразу богатыми всходами, и среди этих всходов лучшими были преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, с целою дружиной взросших в их монастыре духовных богатырей. Эта духовная рать – первые пышные цветы в весне русского православия, первые великие свечи, зажженные пред всемирным ликом Спасовым от лица Русской земли.

Как преподобный позднейших тяжких времен, изнурительной государственной работы и подневолья преп. Сергий Радонежский, так и эти, жившие во времена русского раздолья, Киево-Печерские преподобные останутся навсегда заветными драгоценностями в отечественной сокровищнице. По их жизни и делам будут поверять себя русские люди; они же, как мера той духовной высоты, до которой способен возвыситься русский человек, – стоят пред нами немерцающими руководящими светочами и идеалами.

При таком значении Киево-Печерских святых, понятно то глубокое почитание, какое издревле окружало места их подвигов, осенено дивными памятами, ознаменованное великими чудесами. Сказание о подвижниках Киево-Печерского монастыря всегда представляли излюбленное чтение для русских верующих людей. Эти повествования, составляющие так называемый «Киево-Печерский Патерик» (т. е. «Отечник»), кроме своего содержания, привлекали русских людей еще именами своих составителей – преп. Нестора Летописца, св. Симона, епископа Владимирского, преп. Поликарпа, архимандрита Печерского. Святость составителей возвышала силу повествований, придавая им несомненную правдивость и особое достоинство.

Настоящий перевод представляет собою попытку дать на русском языке читателю Патерик в его полном составе, без малейших пропусков.

В почтенном, широко и заслуженно известном труде г-жи Викторовой нет жития преп. Феодосия, составляющего непременно часть древних списков Патерика, также нет и некоторых других частей, включенных в Патерик впоследствии.

Настоящее издание не преследует никаких ученых целей. Переводчик старался лишь возможно близко к тексту перевести на русский язык славянское повествование, по последнему изданию Киево-Печерской лавры.

Цель перевода – дать общедоступное по цене и понятное духовное чтение, драгоценное по содержанию и по личности составителей.

Царское Село, 27 января 1897 г.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Дождь. Кафе. Практический патерик

Что такое патерик в православии. Смотреть фото Что такое патерик в православии. Смотреть картинку Что такое патерик в православии. Картинка про Что такое патерик в православии. Фото Что такое патерик в православии

– Здесь всё не так? Думаешь, «там» будет иначе. Бежишь туда, а там еще хуже. Опять бежишь, опять и опять. Везде одно и то же, только с нюансами. Если не остановиться, то можно всю жизнь пробегать с высунутым языком и недовольной душой.

Крупный слушал, щуплый говорил. Дождь загнал их под крышу кофейной террасы. Хлипкий такой дождь, но с намеком. Небо было сплошь злое, фиолетово-сизое и ветер усиливался. Потому и загнал двух людей от греха подальше – из соседнего сквера в кафе. Не их одних загнал. Других тоже. И меня. А иначе как бы я слышал то, что не моим ушам предназначено?

– Копай, где стоишь, – говорил щуплый. – Копай, где стоишь. Тупость, воровство, разгильдяйство везде есть и везде будут. Слышал? Даже в ЦРУ работники теряют ноутбуки с тысячами государственных секретов. По ящику говорили. Так чего же ты хочешь от хозяина станции техобслуживания? Конечно, разгильдяи. Конечно, приворовывают. Да что приворовывают – воруют в наглую. Конечно, плюют на простых людей. Но это везде, пойми. Зло лютует. А ты живи, вгрызайся в землю, пускай корни. Иначе плодов не принесешь.

– Да мне обидно, что все делается через одно место. Обидно, что можно лучше сделать, и я вижу – как, – это уже крупный подал голос. А я стоял к ним спиной, так же спасаясь от возможного ливня, и невольно слушал. Дождь баловался, что ли. И не лил в полную, и угрожать не переставал.

– Монаха? А я при чем?

– Не спеши. Слушай. Тот искал в монастырях идеала. Чтоб там все, короче, как ангелы были. Чтоб любовь братская, и без злобы, и без греха, с одной молитвой и работой. Собственно, где его еще и искать, идеал?

– Чё. Сам понимаешь: кругом ведь есть и зависть, и злоба, и по пятаку могут дать. В тебе, что ль, этого нет? И всюду одни люди ничего не делают, а другие за них не разгибаются.

– Ну. Слушай. Монах бегал из монастыря в монастырь, как бабы из магазина в магазин. Пока его не стукнула простая мысль. Если я так буду дальше бегать, то буду чисто – белка в колесе! Серьёзная мысль. Я – белка в колесе, а диавол просто будет надо мной смеяться. Я буду потеть, а он будет смотреть и смеяться.

– Белка в колесе, – с улыбкой медленно повторил крупный.

– Да. «Белка» это многозначное слово. И «колёса» тоже. Но, не отвлекайся. Он написал себе – этот монах – на бумажке пару каких-то особых слов. Когда его ругали за что-то, или обделяли в пайке на обеде, или посылали на грязные работы, он вынимал из кармана эту записку и читал. Душа страдала, а он читал. Будто лекарство принимал. Да? Парня гнобят, а он вынимает из кармана какую-то записку, читает, что в ней написано, и… остается спокоен. И пайкой доволен, и на обидчиков не зол. Ну, и так далее.

– А что там было написано?

(Дождь грозится и не отпускает. А я, не оборачиваясь, напрягся, как гончий пес. Интересно же! Слушаю спиной. Слушаю затылком и в оба уха, а вида не подаю)

– Этот же вопрос тоже возник у монахов монастыря, в котором он остался. Что там написано? Может, магия? Может, сатанинские формулы? Знаешь, как тогда искали всюду дьявольский след? Может, подумали, что он вообще не монах, а чернокнижник? Так мы его! Тут только дай дорогу. Такие версии появятся! С этими версиями его и «свинтили».

– Да, как наши менты. Конкретно. Вломились в келью. Руки за спину, кулаком по ребрам, пинка под мягкое место и локтем по шее. Все, как везде. Монахи поймали у себя чернокнижника! Понимаешь? По тем временам – расстрельная статья. Резонанс на всю округу.

– Баранки гну. В записке, оказывается, было написано всего на всего: «Ради Бога всё буду терпеть»! Представляешь? «Ради Бога все буду терпеть». И больше ничего. Он все понял, этот бегающий в поисках идеала монах. Понял, что если бегать в поисках Рая, то нигде покоя не найдешь. Так и ты не найдешь покоя, решив найти идеальный автосервис с идеальным хозяином. Вот к чему я веду.

Они замолчали оба. И молчало небо, не желавшее греметь. А потом щуплый продолжил, уже как бы себе самому.

– Он решил остаться на месте, в монастыре, который не лучше и не хуже многих похожих. Этот монах. А когда его «запаивало» от грубости игумена, или от наглости старших монахов, или от обычной тоски человеческой, то он доставал свою записку, сделанную им же, и читал: «Ради Бога все буду терпеть!»

Дождик решил с улыбкой удалиться. Небо чуть просветлело. Ветер приутих. Люди с зонтиками стали их сворачивать, а люди без зонтиков – выходить на мостовые из-под навесов.

– Понимаешь? Те монахи страшно удивились прочитанному в бумажке и терпению этого парня. Они оставили его в покое. Зауважали. Поняли, что он не маг, а человек с глубиной. А чем он купил себе перемену в отношении? Одним предложением. «Ради Бога буду терпеть».

Крупный парень слушал молча, сопел и, видено, боролся с мыслями.

– Перетерпел, и все злое поломалось. Перетерпел, и безнадежная ситуация вышла на тихую воду. Потерпи, понимаешь. Такой закон. Потерпи и ты. Будь человеком с глубиной. Не будь плоским. Не будь мелким. Мелкие всюду несчастны. И всегда. Ради Бога потерпи, если ты в Него веришь. Или, ради семьи, если не веришь в Бога. Хотя это…

– Что, терпилой по жизни быть?

– Ты большой, конечно, но дурак. Прости. Я с любовью. Пойдем. Дождь уже, кажется, не польет. Народ зонтики сворачивает.

Я вышел после них. Через минуту, не меньше. Они успели пройти по мокрой дороге метров двести–триста. Видно было, что по пути они продолжали разговаривать. О всякой всячине. О том, как жить и не озлобиться. О том, как не быть «терпилой», но, все-же, уметь прощать. И я же был благодарен сизо-лиловому небу и грозному, так и не пролившемуся, дождю за то, что слышал напряженной спиной, навострёнными «ушками» и внимательной мыслью. Мысль, она жадная. Вечно жадная и до нового, и до красивого.

Источник

Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов

Что такое патерик в православии. Смотреть фото Что такое патерик в православии. Смотреть картинку Что такое патерик в православии. Картинка про Что такое патерик в православии. Фото Что такое патерик в православии
Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 416 с. — (Патерик).

Изречения святых отцов, содержащиеся в Алфавитном патерике, — лучшее свидетельство о духе египетского монашества. Они оказали огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада. Эти изречения веками были излюбленным чтением для всех, подвизающихся во Христе.

Предисловие к изданию в русском переводе

Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в IV и V веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих по­движников Христовых.

Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, чьи подвиги и изречения здесь кратко предлагаются.

Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руковод­ство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: во-первых, много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудобоподражаемыми, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит, во-вторых, и такие дела, которые может почесть за маловажные; в-третьих, может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник по­ступает так, а другой иначе; также, в-четвертых, когда тот или другой авва, спрошенный о чем-либо, дает ответ, по-видимому неудовлетворительный и иногда совсем не на предложенный вопрос.

Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение таких недоумений. На первое. И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: Кто может вместить, да вместит,— говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7, 20). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается ради последования Иисусу Христу непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности святых Божиих. Притом как в обыкновенной жизни совершенства достигаются постепенно и только мало-помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним посредством бдения над собой и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех (1 Кор 12, 6). Великие светильники пустынь египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели постепенно привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.

На второе. Что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см.: Мк 9, 41), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка вверженные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (см.: Мк 12, 42–44). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная — сему соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силой веры и святой любви и пламенною ревностию к благочестию.

На третье. Дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда между собою несогласны; но дух благочестивых упражнений все­гда и у всех подвижников Христовых один и тот же — всегда стремились они к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать Божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще апостол пред­остерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по-видимому между собой несогласных, и учил: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим 14, 3, 5–7). Есть дела, сами по себе безразличные. Доколе человек не обязывается к ним определенным правилом, подвижнику Христову предоставляется судить и избирать самому, что ему надобно делать,— и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним.

На четвертое. Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души, потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? — дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую-нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.

Христолюбивый читатель! Взирая на подвиги святых и блаженных отцов, подражай их вере и добродетели. Смотри, как они любили богомыслие, с какою бдительностию охраняли себя от грехов, как внимательны были к себе и во всех делах, даже малых, всегда заботились о спасении души своей! Учись у них на земле жить для неба, от земных вещей собирать сокровища небесные и во дни краткой и скорбной жизни сей всегда стремиться к жизни блаженной, нескончаемой!

Не говори: «Как могу подражать им? Они удалились из мира, жили в пустынях, в горах, в пещерах; свободны были от забот житейских; все время употребляли на молитву и душеполезные труды; всегда бдели над собою; видели и тайные сети врага. Как могу следовать за ними?» — Можешь следовать за ними и подражать высоким добродетелям их! Ибо хотя пути жизни человеческой различны и внешний образ человече­ской деятельности так же многоразличен, но как путь ко спасению один для всех,— показанный Иисусом Христом,— так и главные христианские обязанности для всех одни, в каком бы кто состоянии ни находился. Посему благочестие и добродетели пустынных подвижников, в каких бы видах они ни обнаруживались, равно тебе внушают благочестие и добродетели, соответствующие состоянию и обстоятельствам твоей жизни.

Внимая наставлениям и примерам их, будешь подражать им, — в каком бы состоянии ни находился ты, по устроению Промысла, — если станешь со дня на день преуспевать в любви к Богу и в ревности к соблюдению Его заповедей.

А для сего помни Бога за каждым делом; исполняй пред Богом и ради Бога все обязанно­сти твоего звания; и в уединении, и пред людьми, в доме и в обществе; делай все, как учит делать Спаситель, Его апостолы, святые отцы и учители Церкви.

Вспоминай и размышляй каждый день о краткости сей жизни, о тленности благ земных и скоротечности мирских удовольствий, о смерти, о Страш­ном Суде, о вечном блажен­стве праведных и нескончаемых муках грешных.

Содержа сие в памяти, молись Господу Иисусу, да будет всегда Его благодать с тобою и руководит тебя на пути спасения до последнего часа твоей жизни в сем мире! Всегда сознавая свою немощь, смиряйся пред Господом Богом и проси Его милости с несомненным упованием на беспредельные заслуги Иисуса Христа — Спасителя нашего!

Иди так, и каким бы путем жизни ни шел ты, по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его спасительной благодати будешь идти путем спасения, по примеру святых и блаженных отцов; и если до конца пребудешь в истинной вере, любви и уповании на Бога, — придешь, наконец, туда, где все лики святых и блаженных отцов, и, участвуя с ними в радостях небесных, с ними же вечно будешь славить Святую Единосущную и Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа.

Источник

Древний патерик

Содержание

От издателей

В настоящее время, которое без преувеличения можно назвать эпохой возрождения православного монашества на Руси после долгого гонения, в значительной степени подорвавшего монашескую традицию, духовный опыт древних египетских преподобных отцов будет особенно интересен тем, кто ищет подлинное учение о монашеском подвиге первых веков христианства.

Сокровищница переводческого наследия святителя Феофана явилась итогом предпринятого им продолжения великого переводческого дела преподобного Паисия (Величковского).

Но если прп. Паисий стремился в своих переводах к максимальной верности греческому подлиннику и учил этому методу перевода своих последователей, то святитель Феофан старался передать духовный опыт древних святых новым языком, заботясь больше не о буквальности перевода, а о его доходчивости и внутренней логичности. Язык святителя Феофана, тем не менее, не является ни в чистом виде литературным, ни общепринятым языком церковных книг его времени. Его стиль достаточно своеобразен, и потому настоящее издание, осуществленное по рукописи, сохраняет те особенности языка святителя, которые порой нивелировались редакторами, готовившими к печати его труды. Причиной этого, как можно предположить, было не только стремление редакторов к стилистической «гладкости», но и естественное желание цензоров обойти спорные и сложные места (заметим, являющиеся таковыми и в греческом подлиннике); впрочем, святитель Феофан прекрасно понимал, какой логикой будут руководствоваться цензоры, и потому нередко сам снимал или видоизменял особо сложные фрагменты.

Таким образом, подлинный язык переводов святителя Феофана подчас богаче и своеобразнее синодальных редакций. Синодальная переработка во многом упрощала, сокращала и умаляла яркость и полновесность переводческого наследия святителя Феофана.

Настоящее издание позволяет читателю «Древнего Патерика» прикоснуться к афонскому списку перевода святителя Феофана, познакомиться с этим переводом в его первоначальном виде. Точно передаваемый текст «Патерика» раскрывает красоту греческого оригинала и поднимает перевод на высоту самостоятельного литературного произведения, являющегося неотъемлемой частью русской духовной литературы XIX века.

В заключение необходимо добавить, что публикуемый перевод «Древнего Патерика» святителя Феофана не претендует на академическую точность передачи греческого оригинала этого замечательного памятника монашеской письменности, однако же, имеет самостоятельную ценность, именно как перевод, вышедший из-под пера известного подвижника. В задачи публикаторов не входили анализ текста и выявление того источника, по которому был выполнен перевод: это отдельная работа, которой, надеемся, будет способствовать настоящее издание. В качестве предварительного наблюдения хотелось бы лишь указать, что, по всей вероятности, перевод был осуществлен по некоему собранию, напоминающему известный «Великий Патерик», но включает в себя и материалы, отсутствующие в последнем; какие именно рукописи или печатные издания использовались переводчиком – сказать в настоящий момент затруднительно.

Предлагаемый читателю текст «Древнего Патерика» предназначен не только для монашествующих, кои по своему положению призваны подражать деланию и подвигам древних отцов-подвижников и для которых книга сия могла бы быть замечательным практическим пособием. Эта книга несомненно будет полезна и мирянам. В ней удивительно точно и доходчиво изображены реальные образцы подлинно христианского отношения людей друг с другом, что делает «Патерик» незаменимым руководством для всякого православного, стремящегося жить по заповедям Божиим.

Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов

Вечно сущее у Бога – Бог Слово, по великой благости премудро сотворивый мир из ничего, простер небо над всем видимым и на нем утвердил светила, чтоб освещали всю тварь и людям споспешествовали в делах их. Сей Единородный Сын и Слово Отчее, в последняя лета нашего ради спасения родившийся чрез Духа Святого от Марии Девы и через вочеловечение ставший во всем подобен нам, кроме греха, устроил для нас другое небо – невидимое, несравненно прекраснейшее сего видимого. Ибо сие видимое небо, само будучи чувственно, и служит преимущественно целям чувственным, а то – невидимое, как духовное, дух возводит к Богу. Видимое небо имеет движущиеся и неподвижные звезды, как говорят – упражняющиеся в том, а у того – невидимого, все неподвижны, присносветлы и неизменны. Сие чувственное (небо), по Божественному определению, как свиток свиется, и находящиеся на нем звезды падут как листья в последний день, а то не только удержит тогда на себе свои звезды, но еще и явит их светлейшими паче солнца.

Один из сонмов сей чистой и живоносной тверди – Божественный сонм уязвленных Божественною любовию подвижников, о коих предлежит нам слово, которые, благодушно и вышеестественно совершив всякий вид добродетелей, теперь и на небесах светлеются невечерним светом и живущих на земле людей непрестанно световодят тайноводственно. Светила и учители Церкви, описав в наше назидание их деения, поучения и правила жизни, показали таким образом Божественный рай, питающий всяческими красотами добродетелей души тех, кои с верою прочитывают их. И какая добродетель не взращена в сем божественном раю Христом, истинным Богом нашим? Здесь видим и блаженное безмолвие, и строгое во всем воздержание с целомудрием, и окрыляющую нестяжательность. Там – примерное терпение и мужество, тайное доброделание, ведомое единому Богу, спасительное неосуждение, светлую рассудительность, трезвенную и непрестанную молитву, благосердное странноприимство, христоподражательное терпение, высокое смиренномудрие, дары чудотворений и образцы всякого добродетельного жития.

Для всех сих добродетелей образец, правило, путеводитель и наставник есть Сам Христос, истинный Бог наш, что и являет нам слово Божие – Священное Писание.

Евангелие свидетельствует, что Господь по крещении, бе в пустыни дний четыредесять, искушаем сатаною, ничего там не вкушал и бе со зверьми ( Мк. 1:13 ; Лк. 4:1, 2 ). И еще: узрев же народы, взыде на гору: и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. и прочая ( Мф. 5:1–3 ). Также: отпустив народы, взыде на гору един помолитися: позде же бывшу, един бе ту ( Мф. 14:23 ). И опять: Господь иде в пусто место, и ту молитву дееше ( Мк. 1: 35 ; Лк. 4:42 ). Равно и Иоанн Креститель бе в пустынях до дне явления своего ко Израилю ( Лк. 1:80 ). И Апостол говорит: молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:1,2 ). И в другом месте: молим же вы, братие, избыточествовати паче, и любезно прилежати еже безмолвствовати, и деети своя, и делати своими руками ( 1Фес. 4:10,11 ). Также: таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят ( 2Фес. 3:12 ). И еще: изыдите от среды их и отлучитесь ( 2Кор. 6:17 ), и: вышних ищите. горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3:1,2 ).

Сказал Господь: внидите узкими враты. узкая врата и тесный путь вводяй в живот ( Мф. 7:13,14 ). Двенадцать Апостолов в пустыне имели токмо пять хлеб и две рыбе ( Мф. 14:17 ), а в другое время Апостолы разве единого хлеба не имяху с собою в корабли ( Мк. 8:14 ), и в другом случае: восторгаху ученицы Его класы, и ядяху, стирающе руками ( Лк. 6:1 ). И Апостол в послании говорит: всяк же подвизаяйся, от всех воздержится ( 1Кор. 9:25 ). И еще: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем ( 1Кор. 4:11 ). И опять: брашно же нас не поставляет пред Богом ( 1Кор. 8:8 ), и брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит ( 1Кор. 6:13 ), и там же: аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего ( 1Кор. 8:13 ). И в другом месте: вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися ( Флп. 4:12 ), и вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову ( 1Кор. 9:12 ). И в другом послании: к тому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов ( 1Тим. 5:23 ).

Господь сказал: суть скопцы, иже исказиша сами себе, царствия ради небесного ( Мф. 19:12 ). И в другом месте: Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Блудницу, разбойника и мытаря, падших в нецеломудрие, Господь принял и призывает всех: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (то есть похотями и грехами), и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе. и прочая ( Мф. 11:28, 29 ). И Апостол говорит: бегайте блудодеения ( 1Кор. 6:18 ) и мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никто-же узрит Господа ( Евр. 12:14 ). Также: умертвите убо уды вашя, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую ( Кол. 3:5 ), и не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3: 16,17 ). В другом мест: да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав ( Евр. 12:16 ), и не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы. царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:9, 10 ), ибо явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем ( Тит. 2:11, 12 ). Также наставляет: похотей юных бегай ( 2Тим. 2:22 ), юноши. моли целомудрствовати ( Тит. 2:6 ), блуд же и всяка нечистота. ниже да именуется в вас ( Еф. 5:3 ). Тот же Апостол соблудившего в Коринфе и потом, по предании его сатане, покаявшегося милостиво приемлет и пишет: молю вы, утвердите к нему любовь. да не како многою скорбию пожерт будет таковый ( 2Кор. 2:7, 8 ), но в конце послания предостерегает: боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас. и восплачуся многих прежде согрешших, и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложствии, яже содееша ( 2Кор. 12:20, 21 ).

Сказал Господь: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся ( Мф. 6:25 ), и ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ). Также: не стяжите злата, ни сребра. ни двою ризу ( Мф. 10:9, 10 ); и аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим. и прииди и ходи вслед Мене, взем крест ( Мф. 19:21 ; Мк. 10:21 ). И в другом месте: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити ( Мф. 8:20 ). Иоанн же Креститель имяше ризу свою от влас велблуждь, и пояс усмен о чреслех своих ( Мф. 3:4 ). И Апостол учит: ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеение, сими доволни будем. А хотящий богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи ( 1Тим. 6:7–9 ). Он же о всех Апостолах говорит, что они суть яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще ( 2Кор. 6:10 ).

О терпении и мужестве

О том, что ничего не должно делать на показ

Господь сказал: внемлите милостыни вашее не творити пред человеки, да видими будете ими. тебе же творящу милостыню, да неувесть шуйца твоя, что творит десница твоя ( Мф. 6:1, 3 ). Также: егда молитися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6:6 ). Господь Сам по исцелении тридцативосьмилетнего недужного уклонился, народу сущу на месте ( Ин. 5:13 ); и исцеленному прокаженному сказал: виждь, никомуже повеждь ( Мф. 8:4 ); то же и Апостолам по преображении заповедал: никомуже поведите видения, дóндеже Сын человеческий из мертвых воскреснет ( Мф. 17:9 ), а в другом случае у иудеев вопрошал: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще? ( Ин. 5:44 ). Апостол Павел в своих Посланиях наставляет: ничтоже по рвению или тщеславию. творяще ( Флп. 2:3 ), но аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще ( Гал. 5:25, 26 ), ибо от тщеславия рождается зависть, и те, кои делают что напоказ, суть делатели льстивии, преобразующееся во апостолы Христовы ( 2Кор. 11:13 ).

О том, что не должно осуждать

Господь сказал: не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф. 7:1, 2 ); и не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам ( Лк. 6:37 ). И в другом месте: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный согрешения ваши ( Мф. 6:14 ). Также: Отче наш, иже еси на небесех. остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашым ( Мф. 6:9, 12 ). И опять наставляет: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши. Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф. 7:3, 5 ). И Апостол говорит: ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего? вси бо предстанем судищу Христову. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу. Не к тому убо друг друга осуждаем ( Рим. 14:10–13 ), кийждо бо свое бремя понесет ( Гал. 6:5 ) и связями своих прегрешений связуется ( Притч. 5:22 ). Также: мне же не велико есть, да от вас истяжуся, или от человеческаго дне. востязуяй же мя, Господь есть. Темже прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь ( 1Кор. 4:3–5 ).

О трезвенной и непрестанной молитве

Господь сказал: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими. бдите убо на всяко время молящеся ( Лк. 21:34, 36 ); бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Также: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите ( Мк. 13:37 ). И еще: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Мф. 7:7, 8 ). Господь сказал и притчу о том, како подобает всегда молитися и не стужати си, глаголя: судия бе некий. ( Лк. 18:1–6 ) И еще: будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет ( Мф. 24:44 ). А Апостол Павел наставляет: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите ( 1Фес. 5:16–18 ), со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Флп. 2:12 ), и еще: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп. 4:6 ). Также о себе: безпрестани память о вас творю: всегда в молитвах моих моляся ( Рим. 1:9, 10 ). В Деениях повествуется: в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога (Деен. 16:25). И Апостол Петр предостерегает: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ).

Сказал Господь: иже вас приемлет, Мене приемлет. и иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды. не погубит мзды своее ( Мф. 10:40, 42 ). И еще: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти. и прочая ( Мф. 25:34–36 ). Также: егда сотворити обед или вечерю, не зови другов твоих, ни братии твоее. но зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши ( Лк. 14:12–14 ). И в других местах: имеей две ризе, да подаст неимущему: и имеей брашна, такожде да творит ( Лк. 3:11 ), и блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деен. 20:35). Также и Апостолы наставляют: страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша ангелы ( Евр. 13:2 ); страннолюбцы друг ко другу бывайте, без роптаний ( 1Петр. 4:9 ); благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог ( Евр. 13:16 ); подаваяй, в простоте. милуяй, с добрым изволением ( Рим. 12:8 ). И еще: сеей скудостию, скудостию и пожнет: а сеей о благословении, о благословении и пожнет. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор. 9:6, 7 ); и аще бо усердие предлежит, по елику аще кто имать, благоприятен есть, а не по елику не имать ( 2Кор. 8:12 ), да не аки по нужди благое твое будет, но по воли ( Флм. 1:14 ).

Сказал Господь наш Иисус Христос: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин. 6:38 ). Также: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:37 ). И еще: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь. еще же и душу свою, не может Мой быти ученик ( Лк. 14:26 ). И в других местах: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Ин. 14:23 ), и аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви ( Ин. 15:10 ). Также Господь сказал Петру и Андрею, Иакову и Иоанну, Матфею и Филиппу: грядите по Мне, и они, оставя все, тотчас последовали Ему ( Мф. 4:18–22; 9:9 ; Ин. 1:43 ). Другий же от ученик Его рече Ему: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего. Иисус же рече ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф. 8:21, 22 ). И Апостол говорит: Павел раб Иисус Христов, зван апостол ( Рим. 1:1 ), аще бо благовествую, несть ми похвалы. горе же мне есть, аще не благовествую ( 1Кор. 9:16 ). Опять: сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим. и прочая ( Флп. 2:5–7 ). И в другом мест: ты же последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению. ( 2Тим. 3:10 ). И еще: пленяюще всяк разум в послушание Христово, и в готовности имуще отмстити всяко преслушание, егда исполнится ваше послушание ( 2Кор. 10:5, 6 ).

Сказал Господь: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы. и аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу ( Мф. 5:39, 40, 44 ). Опять: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23:34 ). Также когда во время предательства Иудина в саду Гефсиманстем, один из учеников удари. архиереова раба и уреза ему ухо десное. Отвещав же Иисус рече: оставите до сего: и коснувся уха его, исцели его ( Лк. 22:50, 51 ). И апостол наставляет: благословляйте гонящыя вы: благословите, а не кляните. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе ( Рим. 12:14, 18,19 ). О последующих же Господу свидетельствует: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся ( 1Кор. 4:12, 13 ). Сам Господь укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно ( 1Пет. 2:23 ).

Что же касается до знаменоносных отцов, то не верящий им или не принимающий того, что было ими говорено или сделано, более Самому Иисусу Христу и Апостолам Его не верует. Ибо, как Господь наш Иисус Христос брением возвратил зрение слепому, изгонял демонов, воскрешал мертвых, претворил воду в вино, насытил пятью хлебами пять тысяч и другие совершил бесчисленные и неисследимые чудеса, коих и мир не может вместить, так и им даровал силу переносить всяку болезнь и всяку язву в людях, как Сам же Он, истинный Бог наш, сказал: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит ( Ин. 14:12 ), ибо, где присущ Бог, сущий превыше естества, там совершаются и дела вышеестественные. Но что много и говорить о сем?

Так все Божие Писание Ветхого и Нового Завета источает живоносные и богоносные наставления, кои блаженные подвижники проходили делом и словом, наздани на непоколебимом основании Апостолов и пророков, сущу же и краеугольну Самому Иисусу Христу Господу нашему, в Коем, утвердясь молитвенно (в чем все таинство христианского жития), они извлекли души свои из глубины греховной и, возведшись в образ и подобие Божие, еще здесь входили духовно в блаженный рай – предначатие будущего некончаемого блаженства. Нам же что остается делать, как не плакать горько, воздыхать из глубины души и сетовать о своем нерадении и своей беспечности? Смиримся, по крайней мере, ибо и от этого будет нам немалая польза, как показал Господь в притче о мытаре и фарисее; и, вместе с тем, хотя мало понудим себя умягчить окамененное нечувствие души созерцанием добродетелей святых отцов – сих истинно нудителей естества своего царствия ради небесного, которое, по слову Господню, восхищают одни нуждницы ( Мф. 2:12 ). Приидите убо, братие, причастимся сего духовного душеспасительного благоухания Христова и, презрев все земное и человеческое, как ученики Христа, кроткого и смиренного сердцем, и святых Апостолов Его, с терпением да течем по заповедям Господа тесным и прискорбным путем в покаянии, исповедании и смиренномудрии, да достигнем града Божия – небесного Иерусалима – отнюду- же отбеже всяка болезнь и печаль и воздыхание ( Ис. 35:10; 51:11 ), идеже есть всех веселящихся жилище и непрестанный глас чистого радования во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рукопись без номера, внешним видом своим напоминающая прочие рукописи собрания, содержащие подготовленные к изданию переводы свт. Феофана; твердый переплет синего коленкора, корешок зеленый с золотым тиснением; размеры – 21,8 х 32,2 мм. Всего в рукописи 305 л.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *