Что такое патефон картинки
Что такое патефон картинки
Не так давно я писал о том, что приобрел патефон: [загадка] Новый старый и играет.
Сегодня расскажу об этом «устройстве воспроизведения звука» более подробно, включая
небольшую инструкцию по уходу за ним и за пластинками.
Итак, разрешите представить. патефон
Что же это такое и с чем его едят как его слушают.
Вот что говорит нам Википедия по этому поводу:
Патефо́н — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания
граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус,
сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.
Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться
электрофоном.
Название «патефон» происходит от названия фирмы-производителя: Пате.
Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода
применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого
внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел
центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже
двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика
— около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с
сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.
Устройство патефона практически не отличается от устройства граммофона. Патефон состоит из пружинного моторчика, звукоснимающей головки с мембраной и горна (рупора). Все это компактно
«упаковано» в корпус, выполненный в виде небольшого чемодана.
Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм
предназначен был для применения в полевых условиях для вооруженны сил Англии. Особенной
популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-ых годов и в
течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались
экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле.
Вернемся к конкретному экземпляру.
Я выбрал английский HMV 102 (второй модификации), выпускаемый фирмой His Master’s Voice
При выборе я смотрел на распространенность модели, наличие запасных частей, качеству звука,
состоянию и другим параметрам. Покупал на аукционе ebay.co.uk (английский вариант).
В основном там популярны HMV 101, 102 и модели Columbia. Разброс цен примерно от 100 до 200
фунтов (+ 50-80 за доставку).
Но встречаются и другие, порой совершенно невообразимые.
Иглы так же можно делать самим, например, из бамбука, для чего раньше выпускали машинку
Сразу после покупки такого устройства ему следует сделать профилактику, которая заключается
в смазывании движущихся частей, замене поломанных и регулировке.
Для этого нам понадобится отвертка, салфетки и машинное масло. В более сложных случаях придется
воспользоваться дополнительным инструментом, купить запчасти и графитовую смазку
Откручиваем винты, удерживающие верхнюю панель.
Снимаем круг для пластинок.
А теперь аккуратно вынимаем лицевую панель.
Не спешите убирать чемодан в сторону. Обычно на его дне есть инструкция, в которой описано и
показано какую смазку и куда накладывать.
Переворачиваем панель и видим все устройство патефона: спрятанный горн и мотор
Аккуратно очищаем горн от смазки (если она потекла)
Для того, что бы снять мотор надо отвинтить винты с лицевой стороны:
Далее аккуратно вынимаем мотор. Горн протираем, и при необходимости реставрируем (пайка, чистка)
В том случае, если мотор не исправен, допустим, сломался регулятор или «устала» пружина по причине долгого хранения патефона заведенным или еще что-то, то необходимо разобрать мотор
и заменить сломанные части.
Как не странно, но на том же аукционе можно купить запчасти для патефонов старые и новые.
Например пружины, делают и по сей день
Небольшой словарь для поиска (искать следует в категории gramophones):
Мотор: motor
Игла: needle
Стопор: turntable brake
Регулятор скорости: governer
Ручка для завода: winding handle
Звукоснимающая головка с мембраной: soundbox
Передающая труба (от звукоснимателя к горну): tone arm
При покупке обращайте внимание на модель и год производства, иначе может не подойти.
Теперь смазываем и маслом строго в местах указанных на картинке (на дне чемодана).
Эту процедуру надо делать периодически.
Теперь следует собрать все в обратной последовательности.
Перед сборкой удобно прокладки и шайбы приклеить (прихватить) на термоклей, что бы удобно было
ставить мотор обратно, иначе будут постоянно вываливаться.
Его можно распечатать прямо отсюда, загрузив вот эту картинку, затем вырезать из бумаги.
NB: На диске стоит загадочное
Патефон готов к работе!
Однако слушать музыку еще рано. Для того, что бы слушать музыку нам нужны пластинки.
Пластинки можно покупать в комиссионках, молотке и других местах.
Так же можно покупать на ебее, однако стоимость доставки будет достаточно высока.
После того как вы купили пластинки, их необходимо так же привести в порядок.
Первым делом удалить всю грязь. Для этого потребуется старая зубная щетка, стаканчик и
мягкое моющее средство:
В стакан наливаем немного воды и немного моющего средства, перемешиваем и при помощи щетки
наносим на поверхность пластинки
Далее чистим пластинку щеткой радиальными движениями
При чистке следует следить за тем, что бы не задеть наклейке с надписями.
После следует промывка под теплой проточной водой
и сушка микрофиброй (она не оставляет волосков)
И последнее, обычно пластинки доходят до наших дней в рваных истрепанных сливерах. Для хранения
лучше купить новые (все на том же аукционе)
Патефон – коллекционное значение, история антиквариата.
Вряд ли отыщется исторический или краеведческий музей, в котором бы не экспонировался старинный патефон – символ начала эпохи индустрии звукозаписи. Издавна человек стремился изобрести аппарат, способный воспроизводить звуки без его непосредственного участия. Заунывные шарманки, мелодичные шкатулочки и табакерки, часовые механизмы с музыкой и, наконец, он – патефон!
Фонограф Томаса Эдисона, 1877 г.
Граммофон Эмиля Берлинера, 1888 г.
Предтечей этого чуда техники стали два звукозаписывающих и воспроизводящих механизма. В 1877 году ученый и бизнесмен Томас Эдисон изобрел фонограф. В нем звуки записывались на покрытые фольгой валики. Через 11 лет немец Эмиль Берлинер заменил валики на более практичные диски и назвал свое ноу-хау граммофоном. Оба устройства мирно сосуществовали до тридцатых годов прошлого столетия. Сбылась мечта человечества. Звукозапись громко и уверенно шагнула в XX век, где у самого порога ее поджидал служащий французской фирмы «Патэ» Гильон Кеммлер. Он решил упростить дизайн граммофона. Избавил аппарат от громоздкой трубы и поместил внутрь компактный рупор. При этом качество извлечения звука не пострадало.
: Патефон братьев Патэ.
Так в 1907 году на свет появился патефон. Компактный и мобильный. Теперь его можно было переносить, как небольшой чемоданчик. Это событие стало поворотным в истории музыкальной индустрии.
Чем острее игла патефона, тем чище звук
Извлечение звука в патефоне производилось при помощи иглы, от которой зависело его качество. Поначалу использовали граммофонные стальные иглы. Но они быстро изнашивались, искажая запись, делая звучание хриплым и неразборчивым. К тому же их приходилось менять после 3-4 минут прослушивания. Этого хватало только на проигрывание одной стороны грампластинки.
На смену стальным пришли сапфировые иглы. Срок их эксплуатации значительно увеличился. Тем не менее, приходилось запасаться иглами впрок. С этой целью в чемоданчике аппарата сделали выдвижной ящичек для хранения запасных игл. Благо, стоили они дешево и продавались на вес.
: Качество звука патефона зависело от иглы.
Пружина для патефона – двигатель процесса
У патефона было еще одно уязвимое место – двигатель. Его приводили в действие с помощью пружины, которая была большим дефицитом. Без нее патефон превращался в нелепый чемоданчик, набитый хламом. Требовались навыки и, главное, бережное отношение к процессу, чтобы при заводе аппарата не повредить эту хрупкую деталь. А делать это приходилось каждые пять минут. Именно столько времени отводила капризная пружина на прослушивание одной пластинки. Если качество и продолжительность воспроизведения звука на патефоне зависели от состояния иглы и завода пружинного двигателя, то его громкость никак не регулировалась. Она находилась в пределах от 80 до 100 дБ.
Одноразовые диски для патефона
Впервые грамзапись на русском языке появилась в далеком от России Ганновере в 1897 году. Незадолго до этого начали выпускать первые в мире граммофонные пластинки. Их делали из целлулоида, и только в одностороннем формате. Они были толстыми, по краям шероховатыми, тяжелыми. Каждая весила почти полкилограмма.
прорывом в истории патефона.
Подобрать подходящий материал для пластинок оказалось сложной задачей. Протяженность звуковой дорожки одной лишь песни порой достигала километра. Дно бороздки подвергалось сильнейшему воздействию иглы. В результате иглы и диски выходили из строя после каждой прослушанной музыкальной композиции.
Пластинки для патефона из шоколада
Из чего только не пытались делать первые грампластинки! В ход шли целлулоид, каучук, воск, металл. Даже самая крепкая сталь не могла противостоять длительному давлению назойливой иглы. Проводили даже курьезные эксперименты. Представьте себе грампластинку, сделанную из настоящего шоколада. А ведь их действительно производили.
Разумеется, век таких предметов был коротким. Не обязательно из-за непрочности материала. Просто запись могла не понравиться. Тогда пластинку легко можно было съесть. Очень удобно. С одной стороны. А вдруг на ней любимая песня? Искушение для сладкоежки.
И вот, казалось, нашли исходный материал для пластинок, которые в десятки раз долговечнее стальных аналогов. Им оказался маленький жучок – лаковый червец, обитающий в Индии. Вернее, не сам жук, а его скорлупа, которую он мастерит себе из специфической смолы. Скорлупка легко поддается плавлению. В таком виде ее смешивают с более твердыми компонентами и охлаждают. Получается твердый, но эластичный сплав шеллак (скорлупа по-английски «shell», отсюда и шеллак). Пластинки из шеллака оказались намного прочнее всех предыдущих аналогов. Однако производство таких пластинок очень хлопотно. Смолу, выделяемую лаковым червецом, нужно было соскабливать, промывать в горячей воде, фильтровать, удалять частички дерева. Да и чисто по-человечески – жучков жалко. Ведь на изготовление лишь одной пластинки расходовалась скорлупа четырех тысяч бедных насекомых.
: Так выглядели долгоиграющие музыкальные диски.
Выручила пластмасса. Ее плотная поверхность дала возможность сузить и сблизить звуковые бороздки. Так появились долгоиграющие музыкальные диски.
Из истории грампластинок
Первые российские грампластинки были произведены на подмосковной фабрике в селе Апрелевка (ныне город в Наро-Фоминском районе). Открытая в 1910 году, она получила название «Апрелевская фабрика грампластинок памяти 1905 года».
После революции на фабрике активно тиражировались записи речей Ленина, Троцкого и других представителей новой России. Впрочем, вперемешку с популярными тогда песнями и музыкальными композициями. Перед самой войной название упростили, оставив фабрику без «памяти 1905 года».
: Первые пластинки в СССР изготавливались на знаменитом Апрелевском заводе.
В июле сорок первого на АЗГ (Апрелевском заводе грампластинок) вышла пластинка с песней «Священная война», а в ноябре – с трансляцией парада на Красной площади и речью Сталина. Это были первые виниловые пластинки в СССР.
Заводы – изготовители патефонов
Продажа патефонов в России была прибыльным делом. Их выпуском занимались десятки предприятий. Каждая советская семья мечтала патефон купить. Спрос рождал предложение, производство было поставлено на поток.
Фото 8: Патефоны 30-х годов стали большой редкостью.
Все патефоны делятся на три вида:
Продажа патефонов в России была прибыльным делом. Их производством занимались десятки предприятий. Каждая советская семья мечтала патефон купить. Спрос рождал предложение. Сегодня патефон занял почетное место в антикварном мире вещей. Покупая старинный патефон, коллекционеры отдают предпочтение моделям брендовых в свое время изготовителей.
Ленинградский патефонный завод
Его «мамой» стала фабрика «Красный Октябрь», которая в 1929 году вошла в Музобъединение ВСНХ РСФСР. Спустя десять лет предприятию присвоили звание Государственного союзного Ленинградского граммофонного завода. А еще через год ликвидировали.
: На Ленинградском патефонном заводе до самой войны выпускали пластинки.
И хотя сведения о самом заводе весьма скудны, его продукция до сих пор пользуется спросом не только у коллекционеров, но и у ностальгирующей публики. Ленинградский патефон обладает великолепной акустикой. Его звучание пронзает не только время, но и пространство. Он прочен и практичен. Подобно дорожному чемодану, закрывается на ключ. И, как все его собратья, обходится без электрической подпитки.
Владимирский патефонный завод
Первые портативные аппараты ПТ-3 по образцу английского HMV (His Master’s Voice) завод начал выпускать еще на стадии своего строительства. В 1937 году он был построен.
Над логотипом Владимирского патефонного завода трудились несколько художников.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, завод эвакуировали в Пермь (тогда – город Молотов). Там он «прописался» навсегда. После войны предприятие переименовали в Молотовский патефонный завод. Здесь выпускали по миллиону патефонов в год. Однако в 1956 году завод переквалифицировался на производство более популярных тогда велосипедов.
Коломенский патефонный завод
Один из известнейших производителей отечественных патефонов начал свою деятельность в 1933 году. А уже через четыре года коломенские патефоны экспонировались на Всемирной выставке в Париже, представляя страну Советов.
Коломенские патефоны потрясли воображение искушенных французов.
Любопытная деталь. В годы войны эти музыкальные аппараты партизаны использовали при ремонте пистолетов ППШ, в которых были такие же пружины, что и в коломенских патефонах.
Патефонная фабрика «Граммофон»
В свое время марка «Красногвардейск» была синонимом качества патефонов. Они производились на кооперативной фабрике «Граммофон» в Гатчине по английскому аналогу «His Masters Voice-102». Несмотря на то, что фабрика считалась одной из крупнейших в СССР, ее продукция сейчас раритетна. Из уцелевших патефонов этой марки только единицы находятся в рабочем состоянии.
Три способа купить старинный патефон
Заслуги патефона перед страной, перед людьми неоспоримы. Его судьба неразрывна с историей государства. Патефон – не просто артефакт прошлого, он один из научных и культурных наших достояний. При этом патефон обладает всеми достоинствами антиквариата и коллекционной привлекательностью.
Многие ценители подлинных предметов искусства и сегодня хотят купить патефон, старинную пластинку для своей коллекции или в подарок. Антиквариат продается в интернет-магазинах, торгующих старинными предметами и вещами, на разных сайтах и «развалах».
Едва ли на развале
Так называемые «развалы» или «блошиные рынки» при определенном везении могут стать местом, где можно купить старинный патефон. Но здесь нет четких разделений товаров. Да и состояние, в каком они попадают в руки покупателей, порой оставляет желать лучшего.
: Антикварный патефон и патефон – мечта коллекционера.
Люди продают то, что им кажется старинным, интересным и дорогим. Если посчастливится, в разнообразии предлагаемых предметов отыщется нужная вещь.
В надежде на «авось»
Никому не возбраняется пойти, что называется, «в народ». Заезжать в старые деревеньки и провинциальные города в поисках антиквариата. Общаться с местными жителями, предлагать деньги за вроде бы не нужную в хозяйстве вещь. Авось, кто-то и достанет из покосившегося сарая патефон начала прошлого столетия. Бывает, что и жителей в заброшенной деревеньке не осталось. Можно, конечно, заглядывать в пустующие дома – вдруг повезет. Но тут важно не переступить черту закона.
И еще одно предупреждение: опасайтесь подделок! Существует понятие – «новодел». Так называются вещи, созданные по старинным образцам, но с использованием современных материалов и технологий. Помните, что оригинальные предметы из прошлого намного дороже своих нынешних копий.
Купить патефон лучше с профессионалами нашего антикварного магазина
Намного проще и надежнее выбрать патефон в магазине «Антикзон» или на сайте, который занимается продажей антиквариата. Такой способ позволит расширить круг поиска. На подобные ресурсы заходят антиквары из многих городов и даже стран со своими предложениями.
Кроме того, можно воспользоваться доской объявления для заявки на покупку патефона. Выбор старинных вещей велик. Остается только его сделать.
Предлагаем Вам также ознакомиться с нашей очень полезной статьей об истории граммофона и его коллекционном значении.
Патефон
Из Википедии — свободной энциклопедии
Патефо́н (фр. Pathéphone ) — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.
Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном.
Портативный граммофон начала выпускать в 1914 году лондонская компания Barnett Samuel and Son [1] под запатентованным названием Dulcephone. Эти устройства продавались под торговой маркой Decca.
Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» — это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, виктрола, «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером, изобретателем граммофона.
Что такое патефон картинки
В нашем музее есть уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого. Это патефон.
Вместе с патефоном нам досталась коллекция пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью нашего музея.
Материал: дерево, металл, пластик, дермантин
Способ производства: промышленное производство
Согласно историческим источникам, люди веками пытались изобретать различные устройства для воспроизведения звука. Вспоминаются шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом! Было немало и других попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без помощи человеческой руки.
Звучание у патефонов было хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество зависело от затупленности иглы. В патефонах использовалась многоразовая сапфировая игла, а в граммофоне стальная, которую приходилось очень часто менять.
В целом патефоны были созданиями хрупкими. В качестве привода применялся пружинный двигатель. Заводить его надо было осторожно, чтобы не разорвать пружину, так как это деталь была большим дефицитом. Одного завода хватало на прослушивание одной пластинки, а это примерно 5 минут. Уровень громкости не регулировался и составлял около 80-100 дб. Патефон в отличии от граммофона относительно компактный, умещался в небольшой чемоданчик.
Большое значение патефон приобрел в военное время. Люди собирались вокруг него, танцевали, слушали знакомые мелодии, он поддерживал дух людей и уверенность в скорой победе. Известны случаи, когда хлеб обменивали на пластинки.
Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».
Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Белкина Н.В.
Чем отличается граммофон от патефона?
Многие ценители музыки предпочитают слушать любимые мелодии не на современных компакт-дисках, а на виниловых пластинах.
Чтобы получить идеальное звучание, необходимы специальные проигрывающие устройства. Любители антикварной техники предпочитают для прослушивания винила патефон или граммофон. Есть ли какая-либо разница между этими старинными устройствами и в чем конкретно она заключается?
Граммофон — одно из новшеств XIX века
Этот аппарат с широким раструбом сегодня можно увидеть разве что в музеях или в кинофильмах времен молодости наших дедушек и бабушек. Он хоть и является далеким предком наших современных аудиосистем, но в начале своего развития представлял собой необычное устройство для записывания и извлечения записанных на пластинке звуков вручную.
Первый граммофон появился в 1887 году и выглядел как ящик с диском, на котором удерживается и крутится пластинка. Форма ящика могла быть самой разной — шестиугольной, квадратной или даже круглой. Внутри его был спрятан приводной механизм с пружиной, благодаря которому пластинка вращалась. По ее спиральным дорожкам «бежала» игла, укрепленная в звукоснимающей пластинке. Чтобы привести такое устройство в действие, необходимо было периодически вращать его рукоятку, расположенную сбоку ящика.
Но особенно эффектно смотрится у граммофона огромная труба-резонатор, основной задачей которой являлось усиление звука. Ее внешний вид зависел от фантазии производителей и был уникальным для каждой модели. Размер, форма, цвет, окантовка и даже чеканка граммофонной трубы — все эти параметры могли меняться с необычайным размахом.
И хотя первые проигрывающие устройства были большими и громоздкими, давали слабый звук низкого качества, а иглы часто ломались, и их постоянно приходилось менять, появление граммофонов было настоящим техническим прорывом. С развитием технологий эти первые звуковоспроизводящие аппараты постоянно совершенствовались, становились все более удобными, но их «активная» жизнь продлилась только до 50-х годов прошлого столетия. Тогда на смену устройству с механическим воспроизведением звука пришло более совершенно изобретение — патефон.
Ricatech Mozart RMC360
Патефон — достойное продолжение граммофона
Разницу между патефоном и граммофоном сложно не заметить, ведь даже визуально они отличались. И хотя оба прибора воспроизводили звук с граммофонных пластинок и имели металлические раструбы, на этом их внешняя схожесть и заканчивалась.
Патефон — это усовершенствованная разновидность граммофона, выпускаемого французской фирмой «Пате». Он был запатентован и стал массово выпускаться в 1907 году. Это был компактный портативный граммофон, не имеющий торчащей ручки и громоздкой трубы. Сначала в СССР новинку поставляла фирма-производитель, но позже у нас появились устройства собственного производства, хотя прежнее название так и осталось.
В свое время граммофоны имели интересный дизайн и широкий ассортимент, который приятно удивлял. Это могли быть как самые простенькие, так и более сложные модели разных размеров, с фигурным раструбом. Встречались звуковоспроизводящие устройства в виде ящичков или шкафчиков, специально созданные для детских комнат или для публичного использования. Патефоны имели более скромный дизайн, но зато у них было достойное преимущество — их можно было брать с собой в поездки. Они напоминали собой чемоданчик, в раскрытом виде представляющий собой небольшое по размерам устройство с рупором.
Рассматривая отличия патефонов более подробно, следует отметить, что они:
Однако новое устройство имело и некоторые недостатки. Во-первых, оно воспроизводило более слабый звук, так как рупор находился внутри. Несмотря на использование долговечных материалов, патефонные иголки по-прежнему быстро изнашивались и ломались. Да и стоил патефон достаточно дорого, поэтому был в основном только у состоятельных, по тех меркам, людей. Но теперь профессиональная музыка стала более доступной, и люди могли слушать новые записи, когда и где захотят.