Что такое пастозная краска
Техника пастозной живописи
Когда художник работает непрозрачными, толстыми мазками акриловой или масляной краской, сохраняя рельефный рисунок от следов кисти – это называется корпусная или пастозная техника живописи. По исполнению такой способ является полной противоположностью лессировке.
Если используется акрил, то нет никаких проблем в наслоении более плотных слоев краски по тонкой глазури. Можно полностью закрыть проблематичную область непрозрачными титановым белилами.
Если для картины применяют масляные краски, то наслоение может вызвать растрескивание слоев краски при высыхании.
Настоящий пастозный мазок выполняют неразбавленной свежей краской, чтобы при помощи следов от жесткой широкой кисти или мастихина придать рисунку текстуру вместо прописывания мелких деталей.
Смешивание со скипидаром делает краску жидкой и склонной к растеканию. Разжижение льняным маслом дает эффект прозрачности, но очень долго сохнет и при нанесении поверху следующего мазка, может сморщиться. Именно поэтому пастозная техника требует чистого неразбавленного продукта, без расслоения.
Целью пастозной техники в масляной живописи является замена:
Масляная краска часто применяется прямо из тюбика. Принцип работы в масляной живописи предполагает, что нижние слои краски должны быть сухие или менее снабженные маслом, чем верхние. Смешивание цвета и утолщение с каждым слоем на полотне производится так, чтобы сохранятся баланс и нижние слои впитывали масло из свежего, нового слоя.
Стоит обратить внимание, в пастозной технике нельзя приравнивать загустевшую и свежую густую краску – техника не позволяет использовать разбавители, кроме фонового основания. Если в последнем слое недостаточно масла, слишком толстый пласт может обрушиться после высыхания.
Поэтапное применение
Пастозная манера письма рекомендует поэтапное применение масляной краски:
Основа
Первый слой – это блокировка отдельных участков композиции с использованием масляной краски с разбавителем. Чем тоньше смесь и созданный в основании слой, тем проще будет наносить мощные и плотные пастозные мазки. Основание можно делать акрилом, темперой, или акварелью – они используются в основном для эскиза, воспроизведения формы или плоскостей в картине. По этому основанию в работе применяют пастозную технику маслом или акрилом. В любом случае, основание должно быть тщательно высушенным. Если для создания базы смешивать пигменты с льняным или другим маслом, проблемы возникают позже, когда требуется создавать следующий слой. Масляная основа скользкая и трудно удерживает мазки. Разбавить краску с помощью скипидара для основания позволяет создавать плотные наслоения, так как растворитель практически полностью обезжиривает базу.
Tache
Второй слой – пигмент, переходит на первый слой прямо из тюбика и распределяется сильными движениями с давлением по определенным участкам картины, которые выделены при блокировке. В пастозной живописи не используют традиционную технику нанесения тонких глазурей, чтобы создать тень и форму. Наиболее яркие эффекты создаются с использованием одного цвета. Пигмент наносится довольно толстым и смелым мазком с помощью, плоской и сильно загруженной пигментом щетки. Этот тип мазка известен под названием «Tache» или «пятно». Таче был основой импрессионизма. Для создания специальной плоской кисти изобрели круговой зажим из металла или ферулу для производства плоских щеток. Методика нанесения краски Таче спровоцировала отход от традиционного способа смешивания красок на холсте. Направление мазков можно менять, в зависимости от желаемой текстуры. Чтобы в рисунке появилось движение, краску наносят мастихином.
Текстура
Третий слой – это текстура, которая создается чистой краской, без изменения среды с помощью растворителей или различных масел. В этом слое выполняют некоторые основные моменты или детали, которые начаты в предыдущих слоях после полного просыхания. Техника работы пастозными мазками нарушает академические правила, но позволяет создавать удивительные эффекты с минимальной палитрой цветов. Окончательные мелкие и фоновые детали наносят деликатно, используя тонкую кисть. Исправления области на картине можно делать после высыхания.
Пастозная живопись маслом «импасто» для начинающих
Работа с масляными красками очень многогранна. Помимо многослойной техники, многие художники отдают предпочтение пастозной живописи, еще известной как «импасто».
Само слово «импасто» в переводе с итальянского означает тесто либо паста. Такое название техника получила благодаря густым и объемным мазкам, которые наносят кистью либо мастихином на холст. О том, что такое пастозная живопись, и как рисовать картины крупными мазками пойдет речь в данной статье.
Пастозная живопись
Изначально техника рисования мазками появилась как способ скрыть погрешности и дефекты на некоторых участках картины. Со временем ее стали применять для изображения отдельных элементов на полотне. Ну а некоторые художники начали использовать её для создания всей работы целиком.
Ведь с помощью пастозной живописи мастера смогли добиваться особой эмоциональности и яркости в своих картинах. Полотна словно оживают, передавая чувства и замысел автора не только через общий сюжет, палитру цветов и композицию, но и через фактуру мазков.
Сама техника заключается в том, что краску наносят густой и неразведенной, в результате чего мазки получаются объемными и рельефными. Для её нанесения используют кисть или мастихин, а фактура мазка определяется натиском или направлением используемого инструмента. Таким образом можно создать иллюзию трехмерности или движения, что стало особо популярно среди мастеров работающих с пленэром.
Инструменты и материалы
Если вы решили попробовать себя в пастозной живописи маслом, помимо запаса красок, вам, также, понадобятся следующие инструменты и материалы:
2-4 прямоугольные широкие кисти разных размеров;
Также, стоит обратить внимание, что краски в пастозной живописи расходуется больше, чем в лессировочной технике. Важно запастись необходимым количеством краски, чтобы не остаться без материалов посреди процесса создания картины.
Помимо масла, для картин импасто можно использовать акриловые краски или гуашь. Тогда процесс просушки работы не займет так много времени, но и долговечность картины станет меньше.
Техника пастозной живописи
В первую очередь, необходимо подготовить холст. Для этого нужно нанести слой краски нейтрального цвета. А чтобы масло не вызывало скольжения, лучше разбавить его скипидаром. Это позволит обезжирить первый базовый слой и будет способствовать лучшей сцепке в дальнейшем. Также, важно дождаться полного высыхания основы, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.
Наносить второй слой можно выдавливая краску на холст прямо из тюбика или же сначала нанести её на палитру. Разбавлять её не нужно, мазок должен быть плотным и толстым. Здесь можно играть с направлением кисти и натиском, создавая определенные рельефные узоры. Также, часто используют мастихин для создания эффекта динамичности на полотне. Закрашивать всю поверхность холста не обязательно. Небольшие просветы позволят создать определенную игру теней и фактуры.
Если вам нужно смешать краски, это можно сделать на палитре, когда два или более цветов соединяют до получения однородной массы. Или же наберите несколько цветов прямо на мастихин и смешайте их уже на холсте. Таким образом вы сможете создать интересные переходы в рельефных мазках.
Третий слой наносится только после полного высыхания второго, и позволяет придать работе необходимую текстуру. На этом этапе выполняют или дорабатывают основные элементы и детали. Для прорисовки мелких объектов используют тонкую кисть. Если такой необходимости нет, мазки продолжают наносить мастихином или широкой кистью.
На завершающем этапе картину лакируют. Напоминаем, что приступать к нему можно только после полного высыхания полотна. Поскольку пастозная живопись предполагает использование большого количества масляной краски и нанесение толстых слоев, процесс высыхания будет длительным. В среднем он занимает от полугода до года.
Конечно, покрывать картину лаком не обязательно, но если вы хотите надолго сохранить её первозданный вид, то лучше не игнорировать этот этап. Более того, после покрытия специальным защитным лаком, картина становится ярче, а ухаживать за ней будет легче. Просто протирайте её слегка влажной тряпкой время от времени. Если же вы не хотите покрывать работу из-за нежелательного глянцевого блеска, можете купить в художественном магазине специальные матовые лаки для картин.
Полезные советы
Поскольку техника импасто, как и все остальные, имеет свои особенности и нюансы, мы решили подготовить для вас несколько советов. С их помощью вы сможете избежать распространенных ошибок и получить еще больше удовольствия от работы с пастозной живописью.
Ну а главное, не бойтесь экспериментировать. При помощи смены направления и натиска кисти или мастихина вы сможете добиваться самых разнообразных эффектов для создания картин импасто.
Примеры использования техники в картинах известных художников
Технику импасто использовали многие живописцы в разные исторические периоды. К примеру, художники эпохи Барокко, среди которых Рембрандт, Галс и Веласкес, использовали импасто, чтобы передать рельеф кожи, изобразить складки одежды и ювелирные изделия. Также, среди всемирно известных мастеров, отдавали предпочтение пастозной живописи Пьер Ренуар, Винсент Ван Гог и Джексон Поллок.
Оценить всю многогранность и уникальность данной техники лучше всего можно в картинах «Звездная ночь» Винсента Ван Гога и автопортрете Рембрандта Ван Рейна.
Самое раннее произведение Леонардо да Винчи
Небольшая расписная плитка вызвала довольно большой переполох среди ученых арт-мира. Это потому, что некоторые ученые полагают, что недавно обнаруженная работа – это самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи.
Интересные факты о живописи
Картина хранит в себе тайны создателя. Порой нам удается их разгадать, но многие из них продолжают быть загадками, либо же просто остаются незамеченными.
Новости
Struchaieva Art на выставке «Абстракции»
ХО Национального союза художников Украины проводит выставку нефигуративного искусства «Абстракции», где представлены работы современных украинских художников.
Техника пастозной живописи
Что такое пастозная живопись? В этой статье вы сможете познакомиться с этой техникой рисования чуть-чуть ближе.
Передать свое восприятие окружающего мира, разбавить его видение яркими красками, раскрыть талант создания объемов на плоской поверхности с помощью разных техник – увлекательный мир живописи безграничен и многолик.
Пастозная живопись — техника рисования маслом
Когда мы рисуем маслом, привычные образы приобретают индивидуальность, предстают обновленными и уникальными, благодаря нашему личному пониманию каждой детали.
Пастозная живопись – это техника, которой присущи энергичность мазка, бурные эмоции, яркость. Именно она раскрывает перед автором возможность в своих творениях проявить особый темперамент, выявить все грани таланта, передать буйство эмоций и переживаний.
Пастозный мазок — это заметный густой мазок неразбавленной краски.
Итак, осваиваем пастозную технику и рисуем маслом на холсте. Для этого важно выбрать требуемую консистенцию мазка.
Особенностью этого способа является написание картин достаточно густой, неразжиженной краской. Она должна быть в меру влажной и покрывать поверхность холста ровно, плотно, мазок к мазку. Краска ни в коем случае не должна стекать с полотна.
В каждом подготовительном процессе есть маленькие нюансы, зная которые можно добиться необходимого результата.
Полезные советы в пастозной технике живописи:
Для подготовки рабочего места художнику обязательно понадобится:
Для того, чтобы рисовать маслом для начинающих, важно подготовить холст. Лучшее сцепление с красками обеспечивает нанесение фона нейтрального цвета. Все тона подбираются непосредственно на палитре.
С помощью мастихина или кисти краска наносится в один прием, мазок к мазку. Следите, чтобы количество краски на кисти было достаточно, тогда и на холст она будет ложиться плотно, без пробелов. Для смены тона не забывайте протирать кисть об тряпочку.
Когда мы рисуем поэтапно маслом, следующий шаг дает возможность придать фону более светлых оттенков. Слои наносим произвольно, допускается смена направления кисти.
При прорисовке деталей с помощью теней и рефлексов создаем объем. Не стоит полностью закрывать живописные нижние слои. Придать произведению рельефности и естественности помогут мазки, нанесенные с небольшим просветом.
Для того чтобы добавить изображению динамичности, рисуем маслом с помощью мастихина. Смешивая на холсте несколько тонов живописного слоя, добиваемся волнистых очертаний.
Рельефные структуры создаем путем нанесения краски на высохший слой. Можно боковой поверхностью мастихина аккуратно снять свеженанесенную краску по краю, открывая нижние оттенки.
Пастозная техника
Кучеренко В. В. «Лето»
Пастозная техника или пастозность, что в переводе с итальянского pastoso означает — тестообразная. Эта техника работы плотными, кроющими мазками краски, которая накладывается слоями. Такой технике присуща рельефность и грубость мазка. Пастозность считается противоположностью лессировочной техники.
Для живописи в пастозной технике чаще всего используется мастихин (штуковина, напоминающая маленький шпатель) и большая плоская кисть. Реже используются другие подручные средства, такие как деревянные палочки, куски плотного картона. Такая техника считается виртуозной и подходит для опытных художников.
Материал для будущей картины
Пастозные картины пишутся на холсте или оргалите, предварительно загрунтованных. Собственно, как и вся масляная живопись. Пастозный мазок — это мазок густой неразжиженной краски. Такие мазки позволяют сохранять ту форму, которая была заложена художником, усилить ощущение материальности изображения, а также подчеркнуть его глубину.
Техника нанесения мазков
Чаще всего для такой техники подходят масляные и акриловые краски. Для нанесения краски густыми мазками на картину мастихин или кисть должны быть хорошо наполнены масляной краской. Наносите краску ровными и уверенными движениями.
Смешивание красок
Есть два способа смешивания красок при пастозной живописи. Первый — это смешивание на палитре мастихином или кистью до получения однородной смеси одного цвета. Второй — это смешивание прямо на картине. В этом случае набирается несколько цветов краски на мастихин и уверенным движением наносятся на картину.
Финансовый аспект
Финансовая сторона такой техники — это, пожалуй, единственный минус. Поскольку, чтобы писать густо требуется очень много краски, гораздо больше, если писать в лессировочном стиле.
Сколько сейчас стоят масляные краски не для кого не секрет. Стоят дорого. А порой, если картина складывается неудачно, то можно мастихином снять последний слой драгоценной краски увеличивая её расход.
Важная особенность пастозной живописи — это невозможность экономить на краске. Если пишите картину, то не в коем случае не нужно жалеть краску, иначе картина может не получиться.
Картины
Картины, выполненные в пастозной технике, выглядят рельефно и аппетитно. Такая картина дополнит любой интерьер в доме или квартире и будет радовать глаз и душу. Такая картина наполнит любую комнату жизнью и пространством.