Что такое пассия в великий пост в православной церкви
Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви
Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.
Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.
Приложение (возможные схемы совершения пассии)
I. Совершение пассии с акафистом
В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.
На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.
По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.
По окончании акафиста возглашается прокимен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам…». Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».
— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);
— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);
— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);
— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).
После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве…».
После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.
Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.
Затем читается «Ны́не отпуща́еши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.
После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.
II. Совершение пассии без акафиста
В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет стихиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.
По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподо́битися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»
— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);
— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);
— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);
— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).
После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».
Произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.
Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил…» и обычное окончание повечерия.
Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви
Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX–XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.
Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.
Приложение (возможные схемы совершения пассии)
I. Совершение пассии с акафистом
В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.
На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.
По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.
По окончании акафиста возглашается прокимен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам…». Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».
После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве…».
После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.
Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.
Затем читается «Ны́не отпуща́еши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.
После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.
II. Совершение пассии без акафиста
В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет стихиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.
По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподо́битися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»
После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».
Произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.
Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил…» и обычное окончание повечерия.
Что такое пассия?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Пáссия официально стала элементом богослужения Русской Православной Церкви. Такое решение принял Священный Синод 30 мая 2019. К этой службе всегда было неоднозначное отношение — ее нет в действующем уставе, да и вообще она похожа на католическое богослужение. Так ли это на самом деле и обязательно ли ее служить (нет) — в наших «Слайдах».
Что такое пассия?
Пассия (с латинского «passio» — страсть, страдание) — богослужение Великого поста, во время которого читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Пассия служится вечером, четыре (по числу Евангелий) воскресенья Великого поста: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е или 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.
Говорят, пассия — католическое богослужение. Разве его могут совершать православные?
Действительно, некое подобие пассии есть в Западной Церкви (знаменитые Страсти по Матфею/Иоанну/Марку/Луке). Но ничего общего в богослужебном смысле между «страстями» и православной пассией нет. Пассия полностью составлена из песнопений, акафиста Страстям Христовым и Евангелия, которые есть в обиходе Русской Православной Церкви. Все эти элементы вписаны в вечернее богослужение, которое положено по уставу. Католической остается сама идея специального поклонения Страстям, отделенного от событий Страстной седмицы. Но вместе с тем в православном богослужении сам мотив поклонения Кресту и Страстям Христовым также присутствует.
Да, но в самом уставе ничего про пассию не сказано?
Действительно, в уставе (под которым понимают книгу Типикон) нет никаких указаний о пассии. Но только потому, что она — самое позднее богослужение, чин которого впервые напечатали в XVIII веке в Киево-Печерской лавре. А действующий устав (Иерусалимский) принят Русской Церковью в редакции 1695 года.
Пассия — обязательное богослужение?
Нет. «Cовершение пассий не следует считать обязательным» — решение Священного Синода 30 мая 2019.
Какие молитвы входят в пассию?
Чтобы упорядочить чин пассии, который до этого служился в разных регионах Русской Церкви по-разному, Священный Синод издал две официальные схемы совершения пассии — с акафистом и без него.
Для чего нужна пассия?
Во-первых, она позволяет присутствовать на великопостном богослужении тем, кто не может сделать этого в будни. Во-вторых, это богослужение дает возможность подробно познакомиться с библейским повествованием о нашем Искуплении. В связи с этим в документе, принятом Синодом, также сказано: “. пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений”. Подробнее о значении проповеди на пассии читайте здесь.
Службы в Великий пост. Когда служится пассия?
В преддверии самого главного праздника в христианстве – Светлого Воскресения Христова идет время испытаний и душевного очищения – период Великого поста. Традиции проведения богослужений в Великий пост отличаются от служб вне великопостного периода. Все службы направлены на очищение и сосредоточение на покаянии – отмаливаем грехи, которые мы совершили. Давайте более подробно рассмотрим, что такое пассия в Великий пост.
Значение определения «пассия» переводится с латинского как «страдание», а с церковнославянского – как «страсть». Пассия в православии – что это такое? Это особые богослужения, имеющие важное значение, своеобразная последовательность песнопений, ведающих о страдании и испытаниях Христа. Пассия считается последним из возникших служений. Она служится всего лишь четырежды за год, и именно в период великопостного богослужения: во второе и третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, обязательно вечером. В период прочтения каждой из пассий произносятся главы из Евангелия, которые просвещают слушателей о Христе и страданиях его. При последованиях пассий люди традиционно стоят с зажженными свечами. По завершению службы молящиеся поклоняются Распятию и Кресту Христову, которые располагаются посредине храма.
Немного о том, что такое пассия в Великий пост, уже описано выше. Далее расскажем, как проводятся последования с соблюдением определенных традиций. Пассия – это определенного рода богослужение, включающее в себя песнопения православные.
На каждой проводимой пассии проводится прочтение определенных глав из повествований, записанных в Евангелии, а именно:
Для проведения богослужения в центре храма помещается Распятие, напротив него устанавливают зажженные свечи. Также в середину помещается Евангелие. К распятию верующие прикладываются по окончанию богослужения и в самом его начале. Очень важно, чтобы чтение молитв начинал настоятель храма. Он проводит служение первой пассии, после чего служение продолжают священники в зависимости от чина. Молящиеся стоят, склонившись на колени, держа в руках свечи. Благодатная тишина оказывает определенное влияние и делает сопричастным каждого находящегося в этой атмосфере человека. Первоначально слушаются пения текстов хора, а уже после переходят к прочтению определенных отрывков священного сказания.
Также на пассии произносятся трогательные тексты, которые включаются в богослужение, проводимое в Великую Пятницу – день телесной смерти Господа.
Обязательным является прочтение проповеди батюшкой, которая посвящена Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. Произнесение проповеди молящимися слушается с особым чувством, нередко проповедь приводит к яркому проявлению эмоций у людей, на глазах появляются слезы. Воспеваемые тексты вызывают у слушателей глубокие душевные переживания и способствуют сопереживанию Господу.
После окончания прочтения пассии и проповеди следует продолжение хорового пения, когда звучат слова «Поклоняемся страстям Твоим Христе». Они сопровождаются всеобщим земным поклоном. По завершению богослужения все молящиеся следуют к Распятию с целью преклониться пред ним.
Православные русские христиане с большим благоговением относятся к служениям пассий, так как они оказывают значительное влияние на верующих. В процессе богослужения верующие обретают душевное спокойствие и умиротворение.
Вопрос, что такое пассия в Великий пост, не требует специальных разъяснений и дополнительного определения важности этих богослужений для православных христиан. Такие службы настраивают людей на определенный лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей. Это столь же важно, как и очищение путем воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой. Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, приближаясь духовно к Господу. Претерпевая лишения и духовное воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды и осознавая всю важность мира и душевных ценностей (моральное превыше материального), стараясь максимально искупить совершенное плохое в жизни и греховные действия и мысли. Чем больше испытаний претерпевает человек при жизни, тем больше очищается он духовно перед Господом и тем счастливее и чище будет его душа после упокоения.
Православная Жизнь
Четыре раза за Великий пост – в первое, второе, третье и четвертое воскресенье – совершается Пассия. Для многих Пассии, что в переводе «страсти», «страдания», являются одними из самых любимых Великопостных богослужений. Вместе с тем в современной богослужебной традиции целесообразность совершения Пассии вызывает споры: совершать или не совершать эту службу в православных храмах? Тем более что есть Неделя Крестопоклонная и Неделя Страстная. Как главный довод «против» – «латинское, западное происхождение Пассии». Второй довод – «о Пассии нет упоминаний в Типиконе». Так идти или не идти на Пассию?
Комментирует епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Кивской духовной академии.
– Пассия как чинопоследование действительно имеет позднее происхождение и не предусмотрена уставом. Появление этого чина в нашей богослужебной традиции связывают с именем Киевского митрополита Петра Могилы.
Нередко можно встретить высказывание о том, что совершать Пассию не следует из-за латинского происхождения. Такая позиция встречается и среди священнослужителей, и среди мирян.
Видимо, знатоки исторической литургики с легкостью могут продемонстрировать — что, когда и как заимствовано в этом богослужении из латинских источников. Но всё же следует смотреть на содержание, на смысл этого последования.
Для начала следует обратить внимание, что этот чин, составленный святителем Петром, собственно есть чтения Страстных евангелий и песнопений, взятых им из Триоди Постной, то есть никаких латинских источников использовано не было. Уже позже, в ХIХ веке, в чин Пассии также включили чтение акафиста Страстям Христовым, автор которого святитель Иннокентий Херсонский. Каждый может прочесть это творение святителя и попытаться ответить на вопрос: что в этом акафисте латинского? И любой внимательный читатель увидит, что ничего такого нет.
Мне, конечно, приходилось встречаться со специалистами по розыску латинского влияния в русском богословии и богослужебной практике, которые, например, видели следы этого самого влияния в словах «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки!», находящихся в другом акафисте авторства свт. Иннокентия. Доказывалось, что эти слова навеяны католическим культом сердца Иисусова. Можно подумать, что специалисты эти никогда не задумывались над тем, что и в православной традиции слово «сердце» многосмысловое и употребляется в разных значениях.
Таким образом, ни чин Пассии свт. Петра, ни акафист авторства свт. Иннокентия не имеет ничего латинского.
Более того, в самом чине Пассии отсутствует акцент на сопереживании страданию Христовому, что является характерной чертой аскезы определенных католических мистиков.
Чинопоследование Пассии напоминает нам о страданиях Христовых, постепенно подводя к богослужению Страстной седмицы. И в этом смысле данное богослужение гармонирует с другими богослужебными текстами Великого поста.
Уверен, что Пассия вполне православная по содержанию, да и по форме.
И только гипертрофированное желание во всем видеть какое-то влияние может усмотреть в этом чине латинские идеи.
К слову, за каждой Пассией прочитываются по одному из всех евангельских повествований о страстях Христовых: на первой Пассии – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По окончании Пассии продолжается пение хора, при словах «Поклоняемся страстем Твоим Христе» весь храм склоняется в земном поклоне. В конце службы все верующие подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который выставлен на середину храма – как смысловой центр Великого поста.