Что такое партерная гимнастика для детей это
Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях доп. образования
Долгор Шагаева
Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях доп. образования
Проект «Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
Проекты физкультурно – спортивной направленности
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018- май 2020г
Новизна проекта: внедрение в образовательный процесс новой методики и технологии по здоровьесбережению.
Цель проекта: развитие природных физических данных у детей, формирование у них основных двигательных качеств посредством партерной гимнастики.
-изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста и уровень развития их физических качеств;
-осуществить выбор упражнений и сформировать комплекс упражнений для развития физических качеств у детей дошкольного возраста средствами партерной гимнастики
-способствовать формированию правильной осанки;
-содействовать профилактике плоскостопия, развитию чувства ритма, координации движений;
-развивать мышечную силу, ловкость, гибкость, выносливость;
-содействовать развитию памяти, внимания, воображения;
-содействовать развитию дыхательной системы;
-поддерживать интерес детей к организованной деятельности по физическому развитию.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и др.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30 – 35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Одним из основных причин ухудшения здоровья детей является снижение физической активности детей (гиподинамия, связанное с тем, что в современном мире развитых компьютерных технологий начинает преобладать сидячий и малоподвижный образ жизни. Поэтому очень важно инструктору, учителю физической культуры изучать и применять разнообразные оздоровительные методики и систему тренировок, а также способы повышения интереса к занятиям. Одной из таких систем тренировок являются занятия по партерной гимнастике. Для того чтобы понять, что такое партерная гимнастика, сначала нужно дать определения каждому слову этого словосочетания в отдельности. И так первым и ключевым словом является гимнастика. Гимнастика [греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю (сь)], система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.
Этапы реализации проекта
1 этап — информационно-аналитический: изучение методической литературы по данной теме и освоение партерной гимнастики, обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, привлечение родителей к реализации проекта, разработка программы и комплексно- тематического плана, проведение мониторинга физических способностей детей, на основе диагностической карты по физической культуре (разработка критериев наблюдения за детьми, подбор диагностического инструментария,Создание предметно-развивающей среды.
2 этап — основной, практический
внедрение данной технологии в работе с детьми,
2. Мастер — класс «Влияние партерной гимнастики на физическое развитие ребенка»
Работа с педагогами
1 Круглый стол «Основные принципы организации занятий партерной гимнастикой»
3 этап – диагностико-аналитический
1. Диагностика физических качеств детей (гибкость, равновесие, статическая выносливость)
2. Анализ снижения заболеваемости
Повышение физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Занятия партерной гимнастикой проводятся в старшей группе
растяжений связок – стретчинг по времени занимает 15-20 минут;
• расслабляющая фаза или релаксация – важный завершающий этап, нацеленный на внутреннее совершенствование, который длится около 5 минут.
Дети старшего дошкольного возраста
Оздоровление и укрепление здоровья детей с помощью партерной гимнастики на 20 %.
Повысилась компетентность родителей по использованию партерной гимнастики для укрепления здоровья детей 15 %.
Реализация творческого потенциала. Повышение профессиональной компетентности по проблеме стимулирования интереса детей к двигательной деятельности и повышение физической подготовленности ДОУ.
Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения. Удовлетворение родителей в потребности оздоровления детей.
1. Картотека занятий-сказок по физической культуре с использованием партерной гимнастики
2. Комплекс упражнений партерной гимнастики
3. Картотека оздоровительных упражнений с элементами логоритмики, способствующих профилактике плоскостопия, нарушения осанки и развитию речи детей.
1. Вихрева Н. А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем». — М. : Московская государственная академия хореографии, 2004, с. 342.
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе, М. : АПК и ПРО, 2002, с. 121
3. Васильева Т. И. «Балетная осанка — основа хореографического воспитания детей».- М., 1993, с. 246.
4. Вихрева Н. А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем». — М. : Московская государственная академия хореографии, 2004, с. 342.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе, М. : АПК и ПРО, 2002, с. 121
6. Буренина А. И. Ритмическая пластика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб., 2005. — 128 с.
7. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. — СПб. : Пик Мономаш. 2008.- 104с.
8. Быкава А. И. и Осокина Т. И. Развитие движений у детей в детском саду. М., Академия пед. наук, 2005.
9. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. — Мн, 20012. — 44с.
10. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у дошкольников. / А. А. Гужаловский. — Минск: Народная газета, 2005. — 87 с.
Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное.
Презентация «Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через нетрадиционные занятия физической культурой» Цель: Выявление влияния нетрадиционных форм работы по физической культуре на развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Конспект мастер-класса для воспитателей «Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников» Конспект мастер – класса для воспитателей «Подвижные игры, как средство развития физических качеств дошкольников» Подготовил: заместитель.
Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему.
Презентация «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга» Цель: познакомить с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе.
Проект «Подвижные игры, как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры» ПРОЕКТ «Подвижные игры как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры для разных категорий.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст совершенно обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте.
Опыт работы «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга» Тема опыта: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования игрового стретчинга. Раздел I Информация.
Сборник подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста Предисловие. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки,.
Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.
Игровая партерная гимнастика для детей дошкольного возраста
Игровая партерная гимнастика для детей дошкольного возраста.
Игровая партерная гимнастики является неотъемлемой частью образовательной программы для детей дошкольного возраста и состоит из целого ряда комплексов упражнений. Каждый из этих комплексов нес т свою физическую нагрузку и развивает мышцы ног, пластичность рук, координацию движений, силу мышц спины и живота, музыкальность и чувства ритма и т. д. В основу разработки всех «комплексов» положены главные принципы хореографии,а именно: от простого к сложному и от кончиков пальцев к центру тела. Выполняются упражнения в определенной последовательности и с постепенным увеличением амплитуды движения.
Одной из главных особенностей комплексов является плавный переход от одного упражнения к другому, что позволяет детям быть максимально собранными и внимательными, смена упражнений не дает им утомляться, а игровая форма делает занятие увлекательным и даже трудное упражнение интересным.
Комплексы упражнений в партерной гимнастикеразделяются на 3 вида по исходному положению: сидя, лежа на спине, лежа на животе.Далее рассмотрим каждый из них:
Комплекс № 1. Упражнение на развитие мышц ног, координацию.
Основную нагрузку при выполнении танцевальных движении несут на себе мышцы ног, поэтому им и уделяется повышенное внимание. Упражнения данного комплекса помогают ребенку научиться владеть мышцами разных отделов и всей ноги. Начиная движения с работы стоп, постепенно включаются коленный и тазобедренный суставы, а частая смена движения и игровые элементы исполнения помогают не угаснуть детскому вниманию.
Музыкальное сопровождение 2/4 позволяет держать четкий ритм исполнения и привносит движениям отрывистый сильный характер. Более подробно рассмотрим одно из них «Солнышко».
На первый такт дети подтягивают к себе колени, касаясь пола натянутыми пальцами ног, обнимают их руками, голову наклоняют так чтобы получился комочек. На второй такт резко выпрямляются, возвращаясь в исходное положение.
Движение повторяется 4 раза. Можно усложнить и чередовать выпрямление ног вперед и разведение их в сторону, в этом случае у солнышка будет больше лучиков, а движение повториться 8 раз. Особое внимание при выполнении этого упражнения следует обращать на удержание прямой спины, на вытянутость стоп и колен (где это необходимо).
Комплекс № 2. Упражнение на растяжку ножных связок, пластичность рук, координацию движений.
Комплекс сопровождается музыкальным размером, что позволяет мягко выполнять движения, почувствовать натяжение связок.
Отличительной особенностью данного комплекса является включение в него упражнений, не несущих в себе нагрузку на какую-либо группу мышц, а развивающих пластичность и координацию движений.
Особое внимание при выполнении данного комплекса упражнений следует обращать на вытянутость (сокращение) стоп и колен, выворотность ног, прямую спину.
Рассмотрим подробно упражнение «Замочек».
Комплекс №3. Упражнения на силу мышц ног, спины, живота.
Основная задача этого комплекса состоит в подготовке мышц пресса, которые помогают не только удерживать живот, но и участвуют в процессе подъема ноги на 90 градусов и выше.
Основная задача ребенка не только физически правильно исполнить упражнение, но и распределить движение музыкально таким образом, чтобы не оставалось «лишней» музыки или чтобы ее не хватало.
Особое внимание при выполнении следует обращать на вытянутость стоп, ног, корпуса.
Комплекс № 4. Упражнение на гибкость, силу рук, укрепление мышц живота.
Музыкальное сопровождение, движение плавные, размерные, темп спокойный, поскольку основная нагрузка идет на позвоночник и мышцы спины.
Например, упражнение «Змея».
Особое внимание при выполнении следует обращать на соединение пяток.
Комплекс №5. Упражнения на работу всех групп мышц, развитие музыкальности, координации и чувства ритма.
Упражнение выключает в себя движения, исполняемые стоя на коленях. Основной особенностью является исполнения каждого движения под свою музыку, но при этом переходя от одного к другому с небольшой паузой.
Рассмотрим упражнение «Кошечка».
Комплекс № 6 Упражнения на растяжку.
Это единственный комплекс, исполняемый полностью без музыки. Он содержит в себе элементы гимнастики: полушпагат, статуэтка, крылатая статуэтка, шпагат и веревочка.
Игровая партерная гимнастика, исполняемая под музыку, способствует тому, чтобы дети не просто заучивали последовательность движений, но и усваивали навыки активного восприятия музыки, а также самостоятельно придумывали разные варианты движений или способов действий под не. Выразительность содержания музыкального произведения является средством выразительности музыкально-ритмических движений из комплекса партерной гимнастики.
Гимнастика после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Многие дети очень крепко спят и разбудить надо так, чтобы после пробуждения они были в хорошем настроение. Поэтому очень полезна гимнастика.
Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.
Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.
Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.
Консультация «Что такое партерная гимнастика?»
Что такое партерная гимнастика
1. Цели и принципы организации партерной гимнастики
2. Рекомендации по выполнению упражнений партерной гимнастики
3. Требования к составлению комплекса партерной гимнастики
4. 13 упражнений партерной гимнастики
Что такое партерная гимнастика? В переводе с французского par terre (партер) означает пол, то есть партерная гимнастика – это гимнастика на полу. Это комплекс специально подобранных упражнений, выполняемых на полу в положении сидя, лежа, на боку.
Партерная гимнастика, как правило, выполняется в основной части занятия.
Цели партерной гимнастики
Партерная гимнастикапозволяет с наименьшими затратами энергии достичь следующих целей:
• повысить гибкость суставов;
• улучшить эластичность мышц и связок;
• нарастить силу мышц.
В результате занятий партерной гимнастикой у детей формируется мышечный корсет, тем самым улучшается осанка, укрепляются мышцы стоп, что является профилактикой плоскостопия.
Упражнения партерной гимнастики позволяют улучшить гибкость суставов.
Для достижения наилучшего результата рекомендуем придерживаться определённых принципов.
Принципы организации партерной гимнастики
Наглядность Один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении
Систематичность Обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности занятий. Только при систематических занятиях можно добиться положительного результата
Постепенность Определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»
Доступность Означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся
Чередование нагрузки Для предупреждения утомления у детей предусматривается такое сочетание нагрузки, чтобы работа одних мышц сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха
При выполнении упражнений партерной гимнастики необходимо,чтобы дети:
• обязательно «разогревались» перед упражнениями;
• исполняли медленно и плавно упражнения на гибкость и растяжку;
• выполняли упражнения до лёгкой болезненности;
• соблюдали «правило ровной спины»;
• сохраняли спокойное дыхание;
• выполняли упражнения на растяжку для обеих сторон тела симметрично;
• выполняли упражнения из положений сидя, лёжа, на боку.
Требования к комплексу партерной гимнастики
• Комплекс упражнений партерной гимнастики включает 8–9 упражнений.
• Каждое упражнение повторяется 4–6 раз (в зависимости от возраста).
• Продолжительность комплекса упражнений – 4 занятия.
План составления комплекса игровой партерной гимнастики (по Н. Довбыш)
• Определитесь с упражнениями, которые войдут в комплекс.
• Придумайте идею (на чём будете путешествовать).
• Придумайте названия упражнениям.
• Придумайте ход путешествия.
• Подберите и запишите музыку.
• Музыка должна отвечать требованиям высокой художественности, воспитывать вкус ребёнка, обогащать его разнообразными музыкальными впечатлениями.
• Музыка должна быть с ярко выраженным ритмом и удобным темпом.
• Лучше использовать музыку без слов.
• Характер музыки должен соответствовать образу.
• Музыка должна быть хорошего качества.
Разновидности партерной гимнастики (по Н. Довбыш)
• Традиционная (для детей 6–7 лет).
• Игровая (для детей 4–5 лет).
• «Упражнения в стихах» (для детей 3–4 лет).
Рассмотрим основные упражнения партерной гимнастики.
13 упражнений партерной гимнастики
Упражнение № 1 «Иголочка», «Утюжок» Сгибание и вытягивание стоп. Направлено на укрепление голеностопа, растяжку ахиллова сухожилия, вытянутость ног в коленях и в стопах, укрепление мышц спины. Способствует профилактике плоскостопия. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – сесть на пол с опорой на руки сзади. На счёт «раз» носки на себя; на счёт «два» вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола
Упражнение № 2 «Солнышко» Круговые движения стопами. Направлено на растяжение связок голеностопа, в будущем позволяет добиться выворотности I позиции. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – сесть на пол с опорой на руки сзади. Круговые движения стопами
Упражнение № 3 «Складочка» Наклон корпуса вперёд. Упражнение способствует развитию гибкости корпуса вперёд, вытянутости ног в коленях. Музыкальный размер –. Исходное положение – сесть на пол, руки вверх. На счёт «раз-два-три» наклон вперёд, стараясь грудью коснуться ног, руки вперёд, ноги в коленях не сгибать; на счёт «четыре» вернуться в исходное положение
Упражнение № 4 «Лягушка» Упражнение способствует выворотности бедра. Можно исполнять сидя, а также лёжа на животе. Музыкальный размер –. Исходное положение – сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. На счёт «раз-два-три» опустить их как можно ниже к полу; на счёт «четыре» вернуться в исходное положение
Упражнение № 5 «Уголок» Упражнение направлено на укрепление мышц брюшного пресса. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – сесть на пол, ноги вместе, стопы вытянуты, спина прямая, немного прогнута. На счёт «раз-два» поднять прямые ноги, на счёт «три-четыре» опустить в исходное положение
Упражнение № 6 «Самолётик» Упражнение лёжа на животе, способствует укреплению мышц спины. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – лечь на живот, стопы вместе, руки под подбородком. На счёт «раз» поднять корпус, руки развести в стороны («крылья», на счёт «два-три» удержать положение, на счёт «четыре» вернуться в исходное положение
Упражнение № 7 «Плуг» Упражнение способствует гибкости позвоночного столба, укреплению мышц брюшного пресса. Музыкальный размер –. Исходное положение – лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На счёт «раз-два-три-четыре» поставить ноги на пол за головой; на счёт «пять-шесть-семь-восемь» вернуться в исходное положение
Упражнение № 9 «Корзиночка» Упражнение способствует развитию гибкости спины и укреплению её мышц. Музыкальный размер –. Исходное положение – лечь на живот, разведённые ноги согнуть, руками взяться за стопы. На счёт «раз-два-три-четыре» попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища; на счёт «пять-шесть-семь-восемь» вернуться в исходное положение
Упражнение № 10 «Колечко» Упражнение способствует развитию гибкости спины и укреплению её мышц. Музыкальный размер – Исходное положение – лечь на животе. Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараться коснуться ногами головы
Упражнение № 11 «Кошечка рассердилась», Упражнение № 12 «Кошечка радуется» Упражнение направлено на развитие гибкости спины и укреплению её мышц. Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – упор на коленях. На счёт «раз-два» спину выгнуть, голову опустить вниз («Кошечка рассердилась», на счёт «три-четыре» спину прогнуть, голову поднять до предела вверх («Кошечка радуется»)
Упражнение № 13 «Перекаты» Музыкальный размер – 2/4. Исходное положение – лечь на спину, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Покачаться на спине вперёд-назад
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Сейчас,когда нам приходится сидеть дома,наши дети стали много времени проводить у телевизора и компьютера. Снять напряжение с глаз можно.
Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.