Что такое парсуна в истории
Парсуна
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Содержание
Термин
Характеристика
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
Парадные портреты или что такое парсуна.
С древних времен человечество старалось запечатлеть собственные мысли и переживания. Прошло не одно тысячелетие, прежде чем наскальная живопись превратилась в картины. В Средние века художники изображали в основном лики святых. Лишь с конца шестнадцатого столетия на смену иконописи пришли портреты. На них изображали реальных людей, правда, основное внимание уделяли не лицу, а сопутствующим элементам. Подобный тип искусства носит название парсуна. Живопись получила широкое распространение в России, Беларуси и на Украине.
Парсуна – что это такое?
Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.
Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.
Возникновение термина
В 1851 году выпущено издание «Древности Российского государства», в котором содержались многочисленные иллюстрации. Над четвертым разделом книги трудился Снегирев И. М., автор попытался объединить имеющиеся данные по истории русского портрета. Считается, что именно он впервые использовал термин «парсуна».
Как научное определение слово получило распространение во второй половине двадцатого столетия. Этому способствовала публикация книги «Портрет в русском искусстве восемнадцатого века» под авторством Овчинниковой Е. С. Екатерина Сергеевна подчеркнула, что парсуна относится к ранней станковой портретной живописи конца шестнадцатого столетия.
Характерные черты жанра
Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.
Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.
Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров. |
Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.
В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.
Воображаемая царица
Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.
Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.
Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.
Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II. |
Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:
Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых. Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.
«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:
Заключение
Живописный жанр парсуна досконально не изучен. Культурологам предстоит сделать немало открытий в данной области, чтобы до конца понять очарование светских портретов. Художники минимум внимания уделяли лицу изображаемого человека, в приоритет ставилась его поза, богатые аксессуары. Парсуна гармонично объединяет традиции древнерусской живописи и западноевропейских светских картин.
Из видеоролика вы узнаете интересные факты о русской портретной живописи.
Парсуна — русский парадный портрет допетровской эпохи
Парсуна — направление в русской портретной живописи середины и второй половины XVII века. Название термина происходит от латинского слова persona (особа или лицо). Персонами (парсунами) в те времена на Руси принято было называть светские парадные портреты.
Парсуна — научный термин, который ввел в оборот историк и искусствовед Иван Снегирев в середине XIX века. Выдающийся ученый использовал это слово для обозначения раннего портрета допетровской эпохи в переходный период русской истории.
История парсуны
Парсуна появилась в русской культуре под влиянием западного искусства. В странах Европы еще в XV веке началась эпоха Возрождения. Это привело к бурному развитию живописи, появлению новых стилей и жанров. А в Русском царстве в то время главенствующую роль в изобразительном искусстве играла иконопись.
Местная православная церковь старательно оберегала древние иконописные традиции и препятствовала развитию других видов живописи. Только после раскола в 1650-1660-х годах начались послабления в этой сфере. Мастера Кремлевской Оружейной палаты одними из первых начали формировать новые художественные идеалы и создавать примитивные светские портреты (парсуны).
Новый жанр быстро набирал популярность, хотя многие картины лишь условно передавали портретное сходство. Постепенно русские живописцы под влиянием приглашенных иностранных художников усваивали приемы европейской живописи и научились использовать их в своих произведениях.
В конце XVII века молодой российский царь Петр I после поездки в составе Великого посольства в страны Европы начинает в России крупномасштабные реформы. Они затрагивают практически все стороны жизни страны, в том числе изобразительное искусство. На смену парсунам окончательно приходит академическая живопись, появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.
Виды и отличительные особенности парсун
Парсуны принято классифицировать по следующим параметрам:
К наиболее ярким отличительным особенностям парсун относятся:
Парсуны стали важной вехой на пути перехода от традиционных иконописных норм в русской живописи к воплощению идеалов западного изобразительного искусства.
Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальную возможность принять участие в аукционах искусства, где часто выставляются на торги оригинальные парсуны. На сайте можно также недорого купить картины напрямую у современных художников.
Что объединяет парсуну, персону и лицо?
О парсуне впервые заговорили с XVII века. Этот вид написания портретов можно отнести к ранней живописи на Руси.
В латинском языке слово «парсуна» напоминает слово «persona», что переводится, как «личность, особа и лицо». Раньше парсуной называли все портреты людей. В 18 веке её стали выделять как особый жанр. Первым это сделал искусствовед Снегирёв.
В этом малоизвестном жанре можно было обнаружить традиции иконописи: герои были идеализированы, позы статичны, письмо было плоскостное. Для выполнения таких портретов использовалось дерево и темперные краски. С тех времён сохранились парсуны царя Ивана Грозного и других правителей царской фамилии.
Иван Волтырь Парсуна «Патриарх Никон», ок.1682 года
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Особенности нового жанра
Одновременно мастера парсуны старались реалистично изображать своих героев с натуры, добавляя объём, рисуя на холсте с использованием масляных красок. В этом стиле изображали царя Ивана Алексеевича, князя Ивана Репнина, воеводы Нащокина.
Иногда в парсуне трудно было определить тех, кого изображали из-за условности портретного сходства. В этом случае на помощь приходила подпись или указания в одежде, в специальных атрибутах на головных уборах, в руках тех, кто был изображён на парсуне.
Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI – начало XVII века
Местонахождение: Национальный музей, Копенгаген, Дания
Пояснения от словарей
«Словарь терминов» очень конкретно высказался по поводу происхождения слова «парсуна»: в нём сказано, что оно является искажением от «персоны». Таким портретным жанром рисовали светские парадные портреты, которые стали только-только появляться.
Из «Энциклопедического словаря» мы узнаём, что такая портретная живопись, как парсуна, возникла на Руси, в Белоруссии и на Украине. Остальные словари не открыли ничего нового из толкования такого устаревшего слова, как «парсуна».
Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде, вторая половина XVII века
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Из истории возникновения
Западное искусство смогло повлиять на русскую живопись. Ещё в 15 веке в европейских странах в культуре началась эпоха Возрождения. Живопись получила бурное развитие, появились новые жанры и стили в этом виде искусства. Иконопись занимала главное место в изобразительном искусстве.
Церковь возражала против появления новых видов живописи, она развивала традиции иконописи. Первыми стали писать портреты мастера, работающие в Кремлёвской Оружейной палате. Для русских живописцев приглашали иностранных художников, чтобы заграничные мастера передавали своё умение и европейские приёмы живописи.
Эти нововведения пришлись на правление российского царя Петра I. Конец 17 века ознаменовался крупными реформами в культурной сфере и в других направлениях жизни страны.
Парсуна царицы Евдокии Лопухиной, XVIII век
Местонахождение: Чухломский краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл., Россия
Виды парсун
Эта портретная живопись подразделялась на следующие виды:
Были ещё некоторые отличительные особенности парсун. Среди них отмечались условность сходства личности и простота портрета, подписи, надписи и статичность позы изображаемого.
Парсуны всегда были в цене. Первая причина этой ценности была в том, что в этом виде живописи писали портреты значительных исторических особ. Стоимость парсун с годами только увеличивается.
Значение слова «парсуна»
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
парсу́на
1. искусств. живоп. ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вникнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «парсуна»
Предложения со словом «парсуна»
Понятия со словом «парсуна»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «парсуна»
На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.
Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям всё ещё напоминали парсуну.
Основными документами для изучения русских костюмов допетровского времени служат гравюры европейских путешественников – Олеария, Бургмайера, Вечеллио, Герберштейна, а также многочисленные парсуны более позднего периода.