Что такое парастас в богослужении

Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу.

Парастас – (греч. «ходатайство», «стояние») – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. По структуре такая служба построена по типу утрени. Служится обычно вечером в пятницу или накануне особых памятных дней, например, накануне отпевания священнослужителя или по случаю трагического события. Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Кратко об особенностях парастаса:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь…» — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…»

Примечание. После «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии — «Блажени непорочнии в путь…», припев: «Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии — «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».

После тропарей на панихиде (а на параста́се после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обре́те источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).

На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или — покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…»

После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».

Некоторые примеры схем совершения парастаса:

Источник

Парастас

Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-сто­я­ние, сто­я­ние с целью хода­тай­ства, про­ше­ния о ком-то или чем-то) или Вели­кая пани­хида – заупо­кой­ная Все­нощ­ная – вели­кая пани­хида по всем усоп­шим пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, совер­ша­е­мое на Все­нощ­ном бдении роди­тель­ских суббот (слу­жится вече­ром в пят­ницу).

Что такое парастас в богослужении. Смотреть фото Что такое парастас в богослужении. Смотреть картинку Что такое парастас в богослужении. Картинка про Что такое парастас в богослужении. Фото Что такое парастас в богослужении

Отли­ча­ется от обычно совер­ша­е­мой пани­хиды (кото­рая есть сокра­щён­ный парас­тас) тем, что на нём поются непо­рочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (поме­щен в Окто­ихе, глас 8, в суб­боту).

Вели­ким постом парас­тас совер­ша­ется в пят­ницу вече­ром 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему ста­тусу эти суб­боты усту­пают двум Все­лен­ским роди­тель­ским суб­бо­там: Мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой. Вот как об этом раз­ли­чии заупо­кой­ных суббот гово­рит свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров): «В суб­боты 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Вели­кого Поста совер­ша­ется также наро­чи­тое поми­но­ве­ние усоп­ших. Это также «роди­тель­ские» суб­боты. Но здесь заупо­кой­ных моле­ний зна­чи­тельно меньше и харак­тер их не столь исклю­чи­тель­ный и все­объ­ем­лю­щий, как там. Те две суб­боты — все­лен­ские, эти три просто роди­тель­ские. Там на первом месте поми­но­ве­ние всех пре­жде­по­чив­ших и вместе с ним, как бы в допол­не­ние к нему, поми­но­ве­ние наших срод­ни­ков. Здесь поми­но­ве­ние срод­ни­ков выдви­га­ется на первое место, сопро­вож­да­ясь, как и всегда, поми­но­ве­нием всех усоп­ших».

Если в одну из ука­зан­ных суббот слу­чится какой-либо празд­ник (поли­е­лей­ный, бден­ный, хра­мо­вый или Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы), а также пред­праздн­ство или отда­ние Бла­го­ве­ще­ния, то заупо­кой­ная служба просто отме­ня­ется (о ее воз­мож­ном пере­не­се­нии нет и речи). Такая отно­си­тельно легкая отмена Уста­вом этих заупо­кой­ных служб при сов­па­де­нии с любым празд­ни­ком Минеи объ­яс­ня­ется их срав­ни­тельно мень­шим ста­ту­сом, о чем ска­зано выше. Впро­чем, хотя отме­ня­ется само заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, суб­бот­ний чет­ве­ро­пес­нец Триоди не опус­ка­ется совер­шенно. В случае сов­па­де­ния суб­боты с днем пред­праздн­ства Бла­го­ве­ще­ния он оста­ется на утрене на «своем месте», во всех других слу­чаях чет­ве­ро­пес­нец должен быть пере­не­сен на пове­че­рие. При этом в случае поли­е­лей­ного свя­того он выно­сится на пове­че­рие этого же дня, в случае Бла­го­ве­ще­ния или пре­столь­ного празд­ника – на пове­че­рие преды­ду­щего дня (в чет­верг вече­ром), а если слу­чится отда­ние Бла­го­ве­ще­ния в 3‑ю или 4‑ю суб­боту – на пове­че­рие одного из дней, пред­ше­ству­ю­щих празд­нику

В 49‑й главе Типи­коне в конце статьи «в неделю сырную вечера» ука­зана при­чина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты Вели­кого поста назна­ча­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния. Если кто из хри­стиан умирал нака­нуне или в тече­ние Вели­кого поста, то поло­жен­ные особые поми­но­ве­ния в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не сле­до­вало совер­шать посреди сед­мицы (когда не бывает полной литур­гии), а пере­не­сти на бли­жай­шую суб­боту, в кото­рую совер­ша­лась «пан­ни­хида его, подобне и в суб­боту литур­гиа его». Так как поми­но­ве­ние на литур­гии имеет особую важ­ность, то и моле­ние о ново­пре­став­лен­ном стали соеди­нять с бли­жай­шей полной литур­гией, т.е. в одну из ука­зан­ных суббот Четы­ре­де­сят­ницы. Посте­пенно поми­но­ве­ния ново­пре­став­лен­ных стали соеди­нять с моле­ни­ями за их усоп­ших род­ствен­ни­ков, а затем и за всех усоп­ших хри­стиан. Так сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция совер­ше­ния во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты заупо­кой­ных служб.

Суще­ствует бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция совер­шать парас­тас дома мир­ским чином в поми­наль­ные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).

Источник

Что такое «Парастас»?

свя­щен­ник Алек­сандр Ворон­цов

Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа!

«Стояху при кресте Иису­сове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клео­пова, и Мария Маг­да­лина. Иисус же видев Матерь, и уче­ника стояща, егоже люб­ляше, гла­гола Матери Своей: «Жено, се сын Твой». Потом гла­гола уче­нику: «се Мати твоя». И от того часа поят Ю ученик во свояси» ( Ин.19:25-27 ).

В этих словах свя­того Еван­ге­лия изоб­ра­жа­ются крест­ные стра­да­ния Спа­си­теля и пред­сто­я­ние Пре­свя­той Девы и свя­того Апо­стола и Еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова у Креста Хри­стова. Эти собы­тия наглядно изоб­ра­жа­ются на пани­хид­ном сто­лике: здесь мы видим и подо­бие Гол­гофы, и образ Христа, рас­пя­таго на кресте, и изоб­ра­же­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Иоанна Бого­слова. Почему же такое изоб­ра­же­ние поме­ща­ется здесь? Какой смысл заклю­ча­ется в этом?

Пре­свя­тая Бого­ро­дица и святой Иоанн Бого­слов пред­сто­яли у Креста Хри­стова, конечно, затем, чтобы при­сут­ствием своим выра­зить свою любовь и сочув­ствие доро­гому Стра­дальцу и тем хоть несколько облег­чить Его тяжкую муку душев­ную и телес­ную. Взоры Бого­ма­тери и воз­люб­лен­ного уче­ника на страж­ду­щего Бого­че­ло­века были полны любви и печали; и чув­ство­вал Спа­си­тель, что Он и здесь на земле не одинок в этот мучи­тель­ный час, — и такое сочув­ствие бли­жай­ших лиц, несо­мненно, уте­шало Его. Это уте­ши­тель­ное для Христа сто­я­ние Вла­ды­чицы и свя­того Иоанна у Креста Хри­стова назы­ва­ется на нашем цер­ков­ном языке: «пред­сто­я­ние» или «пред­ста­тель­ство», а на гре­че­ском языке: «парас­тас»: тем же именем назы­ва­ется и нари­со­ван­ное или чекан­ное изоб­ра­же­ние этого собы­тия. По этой при­чине и всякая сочув­ствен­ная помощь ближ­нему в его беде и стра­да­нии может быть названа «пред­сто­я­нием» или «парас­та­сом». Вот, постигло чело­века тяжкое горе; при­хо­дят к нему друзья и уго­ва­ри­вают его успо­ко­иться; это дру­же­ское посе­ще­ние и уте­ше­ние — тоже «пред­сто­я­ние» или «парас­тас». Чело­век спо­ткнулся, упал в глу­бо­кую яму или в тину и сам не может выбраться; им вот, близ­кие люди поспешно собра­лись, стали подле и вокруг него, про­тя­ги­вают ему руку помощи и выру­чают из беды; это — тоже «пред­сто­я­ние», «парас­тас». Вот, забо­лел чело­век им, не может сам себе помочь; его под­дер­жи­вает вни­ма­ние и уход род­ного суще­ства или друга, — за ним при­смат­ри­вают, дают ему лекар­ства, делают для него все, что нужно: этот уход за боль­ным — тоже «пред­сто­я­ние», «парас­тас». Отсюда, по глу­бо­кой мысли и тро­га­тель­ному чув­ству, именем «парас­тас» назы­ва­ется особая цер­ков­ная служба в память усоп­ших — заупо­кой­ное все­нощ­ное бдение.

Поис­тине, глу­бо­кий смысл заклю­ча­ется в том что эта служба названа тем именем, каким назы­ва­ется пред­сто­я­ние Вла­ды­чицы и свя­того Иоанна у Креста Гос­подня и брат­ская помощь ближ­нему в беде. Вот, чело­век умер, — и не про­слав­лен после смерти чуде­сами, не при­чис­лен к лику святых. Отхо­дит его душа в жизнь иную, загроб­ную — и, несо­мненно, скор­бит о многом. Тяжело усоп­шему поры­вать связь с землей, где он остав­ляет столько близ­ких сердцу своему; его мучит тре­вож­ная дума: кто-то поза­бо­тится теперь о его ближ­них? Тос­кует он и оттого, что не может теперь видеться и бесе­до­вать с близ­кими так сво­бодно, легко и ясно, как это было при жизни. Томится усоп­ший и оттого, что душа его чув­ствует силь­ные укоры сове­сти. Пока он жил на земле, он много грешил, часто сам того не зная, — иногда, и наме­ренно ста­рался успо­ко­ить и обма­нуть свою совесть, — со дня на день откла­ды­вал пока­я­ние и исправ­ле­ние, — грешил волею и нево­лею, веде­нием и неве­де­нием, — часто блуж­дал во тьме. Но вот явился умер­ший пред Богом, Солн­цем правды, — и видит себя и всю свою жизнь во свете лица Божия, без всяких при­крас и обмана, по чистой сове­сти и истин­ной правде: видит он ясно, как много добрых дел он мог бы сде­лать, — но по невни­ма­нию опу­стил, сколь­ких грехов мог бы избе­жать, — но по нера­де­нию сделал. И рад бы усоп­ший начать жить сна­чала, — да уж поздно: прошло то время, когда он сам мог своими силами тру­диться и рабо­тать над собой; теперь ему можно только горько сожа­леть о про­шлом, но ни одного доб­рого дела он сам не может сде­лать, ника­кого подвига не может совер­шить: душа его ушла из этого мира, где он мог рабо­тать, — лиши­лась своего тела, кото­рое было для нее необ­хо­ди­мым ору­дием в трудах. В таком скорб­ном, тяже­лом поло­же­нии нахо­дится умер­ший; нужна ему наша брат­ская помощь, нужно наше «пред­сто­я­ние», нужен «парас­тас». И вот для того, чтобы мы, живые, могли ока­зы­вать помощь умер­шему, под­дер­жи­вать его своим сочув­ствием, — для этого состав­лена особая тро­га­тель­ная цер­ков­ная служба, заупо­кой­ное все­нощ­ное бдение, — парас­тас. В этой службе подробно изла­га­ются несколько глав­ных мыслей, кото­рые могут при­но­сить вели­кое уте­ше­ние и пользу умер­шим и нам, живым.

Прежде всего в парас­тасе часто слы­шится упо­ми­на­ние о грехах умер­шего и моле­ние о том, чтобы Гос­подь про­стил их. Это упо­ми­на­ние о грехах необ­хо­димо для силы и пользы наших молитв. Кто не стра­дает, того нечего жалеть; у кого нет беды, тому нечего и помо­гать; чем лучше и яснее мы будем знать, пони­мать и чув­ство­вать горе ближ­него, тем силь­нее будет у нас жела­ние уте­шить и выру­чить его. У наших усоп­ших есть на душе вели­кая беда, — грехи, нажи­тые здесь на земле; эту беду мы вспо­ми­наем в молитве не для того, чтобы тер­зать души усоп­ших, а для того, чтобы свое сердце силь­нее рас­тре­во­жить и рас­по­ло­жить к молитве. Гос­подь только тогда при­меть и испол­нит нашу молитву, когда она будет истин­ной, прав­ди­вой, а не лживой; об этом ясно гово­рит царь Давид: «Благ Гос­подь всем при­зы­ва­ю­щим Его, всем при­зы­ва­ю­щим Его во истине; волю боя­щихся Его сотво­рит, и молитву их услы­шит, и спасет я» ( Пс.144:18-19 ). Если мы в молитве умол­чим о грехах умер­шего, то это будет ложь: «несть чело­век пра­ве­ден на земли, иже сотво­рить благое и не согре­шит» ( Еккл.7:21 ); такая неистин­ная молитва будет даже в тягость умер­шему: при свете лица Божия он яснее видит и боль­нее чув­ствует всякую ложь и неправду. Стра­дальцу бывает легче, когда про его беду гово­рят, но не со зло­рад­ством, не с осуж­де­нием, а со скор­бию и состра­да­нием; так и о грехах умер­ших мы должны вспо­ми­нать не с осуж­де­нием и злобой, а с сожа­ле­нием и печа­лью, — как гово­рить псал­мо­пе­вец: «Печаль прият мя от греш­ник, остав­ля­ю­щих закон Твой» ( Пс.118:53 ). «Раз­де­лен­ное горе — в пол-горя»; когда ты, живой, раз­де­лишь горе умер­шего, — пожа­ле­ешь о его грехах, — ему от этого станет легче на сердце, — ты сни­мешь с него поло­вину тяготы и испол­нишь закон Хри­стов, по слову апо­стола: «Друг друга тяготы Носите, и тако испол­ните закон Хри­стов» ( Гал.6:2 ).

Затем в парас­тасе мы слышим частое упо­ми­на­ние о бла­го­сти и мило­сер­дии Божьем. Если бы мы только скор­бели о грехах наших умер­ших, — наша скорбь могла бы перейти в уныние и отча­я­ние; но мысль о бла­го­сти Божьей дает нашей душе облег­че­ние, отраду и надежду на спа­се­ние. Нет беды непо­пра­ви­мой, — велик грех люд­ской, — но бла­гость Божья неиз­ме­римо больше; поэтому взы­вайте к Богу, живые, вместе с умер­шими: «В бездне гре­хов­ней валя­яся, неиз­след­ную мило­сер­дия Твоего при­зы­ваю бездну: от тли, Боже, мя воз­веди!» Не напрасно мило­сер­дие Божье срав­ни­ва­ется с без­дной и пучи­ной мор­ской; пророк Михей гово­рить о Боге: «Он опять уми­ло­сер­дится над нами, изгла­дит без­за­ко­ния наши. Ты вверг­нешь в пучину мор­скую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Вели­кое море смы­вает с лица земли даже целые города; в глу­бине мор­ской тонуть бес­следно гро­мад­ные корабли — наравне с малыми лод­ками, боль­шие скалы — наравне с мел­кими камеш­ками; и при всем том море нисколько не умень­ша­ется, не мелеет, не сохнет, — зато­нув­шие в нем гро­мады не могут напол­нить его и не мешают никому сво­бодно плыть по волнам его. Как бы ни была велика гро­мада грехов люд­ских, — все­мо­гу­щая бла­го­дать Божья может покрыть и изгла­дить их все­цело и бес­следно, — и эти про­щен­ные и исце­лен­ные Богом грехи нисколько не умень­шают, не исчер­пы­вают мило­сер­дия Божья и никому не мешают при­бе­гать к Нему для спа­се­ния. Поэтому при молитве за усоп­ших будем с отра­дой вспо­ми­нать слова псал­мо­певца: «Оста­вил ecи без­за­ко­ния людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их» ( Пс.84:3 ); «яко у Гос­пода милость, и многое у Него избав­ле­ние, и Той изба­вит Изра­иля от всех без­за­ко­ний его» ( Пс.129:6 ).

Нако­нец, в парас­тасе мы слышим частое вос­по­ми­на­ние о святых муче­ни­ках. Что это значит? Для чего это? Слу­ча­ется нам иногда соби­рать близ­кого чело­века в новый неве­до­мый путь, про­во­жать и сна­ря­жать его на житье в даль­ний неве­до­мый край; сердце наше сжи­ма­ется от тре­вож­ного раз­ду­мья: что-то будет с нашим доро­гим пут­ни­ком в новой дороге и на новом месте? Но вот, узнали мы, что есть там, в новом краю, наш род­ствен­ник или друг, кото­рый давно уже про­ехал по этому новому пути, хорошо знает его, прочно и успешно устро­ился и обжился на новом месте; и сразу поло­вина заботы отлегла от нашего сердца. Мы заво­дим пере­писку с нашим дале­ким другом, спра­ши­ваем его сове­тов и ука­за­ний, просим встре­тить и облас­кать нашего новичка, не оста­вить его без под­держки и доб­рого руко­вод­ства на новом месте, — при случае — своей муд­ро­стью и силой по воз­мож­но­сти испра­вить его про­махи и ошибки. Когда наш нови­чок при­бу­дет на место, — мы в своей памяти и сердце не раз­де­ляем ста­рого и нового друга, — в пись­мах к одному неиз­менно посы­лаем привет и дру­гому. Всякий чело­век, умирая, может ска­зать о себе: «Иду в незна­е­мый я путь, иду меж страха и надежды». «Камо убо души ныне идут? како убо ныне тамо пре­бы­вают? желах ведати таин­ство, но ник­тоже дово­лен пове­дати» (чин погре­бе­ния свя­щен­ни­ков, икос 6‑й). «Лука­вый путь, имже отхо­жду, имже нико­гдаже сице ходих, и страна она незна­ема, идеже ник­тоже ника­коже позна­вает мя» (там же, икос 16). Поэтому и мы, живые, про­во­жаем своих усоп­ших в жизнь иную, загроб­ную, со стра­хом и недо­уме­нием: не можем мы знать навер­няка: что там с ними будет? Но, слава Богу, есть у нас там, за гробом, стар­шие братья о Христе, — святые муче­ники: они давно уже побе­до­носно прошли путь смерти, — без страха, с верою, надеж­дою и любо­вию к Богу пере­но­сили лютые муки, шли под меч острый, как под венец крас­ный, — успешно достигли нового жилища — цар­ства небес­ного и там насла­жда­ются бес­ко­неч­ной и без­мя­теж­ной радо­стью: «Радость вечная над главою их: над главою бо их хвала, и весе­лие, и радо­ва­ние при­и­мет я, отбеже болезнь, и печаль, и воз­ды­ха­ние» ( Ис.35:10 ). Это бла­жен­ство и слава муче­ни­ков подробно и ярко изоб­ра­жа­ется в тех цер­ков­ных чте­ниях или пари­миях, кото­рые поло­жено читать на парас­тасе: «Пра­вед­ных души в руце Божией, и не при­кос­нется их мука» ( Прем.3:1 ). «Пра­вед­ницы во веки живут, и в Гос­поде мзда их, и попе­че­ние их у Выш­няго» ( Прем.5:15 ). К этим-то мудрым и опыт­ным небес­ным дру­зьям нашим мы и обра­ща­емся с моль­бой о наших усоп­ших, — просим святых муче­ни­ков под­дер­жать своей святою любо­вью новых пере­се­лен­цев с земли, уте­шить их в скорби, обод­рить их в боязни, своей силой помочь им пере­бо­роть остатки земных грехов, — быть им спут­ни­ками и руко­во­ди­те­лями ко Хри­сто­вой радо­сти: «Аще от страны некия идуще, водя­щия некия тре­буем, — что сотво­рим, аможе идем во страну, идеже не позна­ваем? многих тебе тогда води­те­лей потреба, многих тебе молитв спу­те­ше­ству­ю­щих, спасти душу ока­ян­ную, дон­деже достиг­нути ко Христу, и рещи к Нему: Алли­луиа» (Погре­бе­ние свя­щен­ни­ков, икос 17‑й). Поэтому в молит­вах на парас­тасе мы посто­янно объ­еди­няем и чере­дуем святых муче­ни­ков с нашими усоп­шими: в каждой песни канона 1‑й стих отно­сится к муче­ни­кам: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра­и­лев», — 2‑й стих — к умер­шим: «Упокой, Гос­поди, души усоп­ших раб Твоих». Слушай, хри­сти­а­нин, этот канон со вни­ма­нием и моль­бой о себе и об усоп­ших: «Святии муче­ницы, иже добре стра­давше и вен­чав­шеся, моли­теся ко Гос­поду спа­стися душам нашим».

Вот, из каких спа­си­тель­ных мыслей и чувств сла­га­ется наше уте­ши­тель­ное пред­сто­я­ние за умер­ших, — заупо­кой­ное бдение, — парас­тас. Поис­тине, здесь бездна пре­муд­ро­сти и море уте­ше­ния для всех! Будем же совер­шать это дивное моле­ние за умер­ших с ясным разу­ме­нием и теплым чув­ством. «Сердце сердцу весть подает»: наша сер­деч­ная и разум­ная молитва отзо­вется свет­лой радо­стью и покоем в душах почив­ших наших ближ­них. Вели­кое зна­че­ние имеет молитва даже одного чело­века; тем более сильна и бла­го­творна еди­но­душ­ная и еди­но­мыс­лен­ная молитва всего цер­ков­ного собра­ния. При молитве за усоп­ших мы держим в руках зажжен­ные свечи; при свете их в храме ста­но­вится отрадно, тепло, легко стоять и сла­вить Бога. Да будет также легко и нашим усоп­шим на месте их упо­ко­е­ния; да славят они Гос­пода вместе с нами, — да оза­рить их свет Хри­сто­вой истины, — да согреет их теп­лота Божьей любви: «Бла­жени людие, веду­щии вос­клик­но­ве­ние: Гос­поди, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем воз­ра­ду­ются весь день» ( Пс.88:16-17 ). Откры­тые цар­ские врата пусть напо­ми­нают нам о рай­ских вратах, кото­рые открыты Хри­стом для святых муче­ни­ков, а при их помощи могут открыться и для их немощ­ных братий. Да запе­чат­ле­ются глубже в уме и в сердце нашем глав­ные мысли парас­таса: грехи люд­ские, бла­гость Божия, Крест Хри­стов, Свет­лое Вос­кре­се­ние и слава муче­ни­ков. Грехи умер­ших вызо­вут в сердце нашем прав­ди­вую скорбь и жалость к ним; бла­гость Божья даст нам надежду на про­ще­ние и исце­ле­ние; Крест Хри­стов при­зо­вет нас к бла­го­да­ре­нию, кро­то­сти и тер­пе­нию; Вос­кре­се­ние дарует нам радост­ную надежду на общее все­мир­ное сви­да­ние; слава муче­ни­ков обод­рит живых и умер­ших брат­ской помо­щью у Пре­стола Гос­пода Славы. «Со свя­тыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болизнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь бес­ко­неч­ная».

Изве­стия по Казан­ской епар­хии. Изда­ние Казан­ской духов­ной ака­де­мии. — 1909 г. — №4. — с. 122–129

Источник

Что делают в Родительскую Субботу?

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»

Святитель Иоанн Златоуст

Что такое Родительская суббота?

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

Парастас − Великая панихида

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Что такое парастас в богослужении. Смотреть фото Что такое парастас в богослужении. Смотреть картинку Что такое парастас в богослужении. Картинка про Что такое парастас в богослужении. Фото Что такое парастас в богослужении

Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *