Что такое параметр цели

Больше чем SMART: 11 подходов к постановке целей

Существует много определений, что такое цель и как ее правильно сформулировать. Ниже я приведу 11 вариантов описания целей с примерами и пояснениями. Если ваш коуч по успешному успеху рассказал вам, что цели обязательно должны быть SMART, будет полезно для разнообразия взглянуть на этот список. Правда мне очевидно, что для большинства из этих методов главным принципом формирования стал красивый акроним.

Для получения измеримых результатов

Цель: Запустить новый лендинг

Цель по SMARTER: Запустить новый лендинг за один месяц с командой из трех человек, измеряя прогресс по стори-поинтам в Jira, оценивая прогресс и корректируя сроки раз в неделю

Проблема здесь такая же как и у SMART: при постановке цели мы не можем с точностью сказать, достижима она или нет. Таким образом, с одной стороны, есть отсылка к некоторым точным параметрам: достижимости, релевантности, измеримости. С другой стороны, в момент постановки цели эти параметры могут быть очень размытыми.

SMARTER добавляет к SMART периодичность и метод оценки достижения цели, пытаясь решить эту проблему. Тем не менее периодичность и метод оценки — это скорее часть общего процесса работы с целями и задачами, чем способ описания конкретной цели. Маловероятно, что для каждой цели вы будете делать отдельную систему оценки. Скорее всего, вы будете оценивать прогресс по всем поставленным целям раз в определенный период.

Поэтому SMARTER, на мой взгляд, — это попытка очередного коуча по успешному успеху казаться чуть smarter своего предшественника, который сказал что цели должны быть SMART.

Для длительных и амбициозных целей

Цель: Запустить рассылку

Цель по PACT: Опубликовать 25 рассылок за следующие 25 недель.

Для сравнения, аналогичная цель по SMART звучала бы так: «Получить 5000 подписчиков за 25 недель». В чем разница? Получение 5000 подписчиков находится вне локуса нашего контроля. Непонятно, как достичь поставленной цели, что порождает неопределенность и вызывает стресс.

PACT, на мой взгляд, больше похож на подзадачи. SMART подходит для формулирования задачи с точки зрения бизнес-ценности, а PACT — для описания задач на пути достижения этой ценности.

Для работы с большими группами

Цель: Увеличить конверсию лендинга

Цель по CLEAR: команда X увеличит конверсию лендинга Y на 30% за три месяца, совместно работая над тем, чтобы проводить два эксперимента в месяц и оценивать их результаты

Еще один акроним, который не помогает запомнить ничего из его составляющих, кроме collaborative. Здесь, в отличие от SMART, появилась эмоциональная составляющая. В целом этот метод может подойти организатором мероприятий, игры, детского утренника, где требуется общее вовлечение и донесение идеи до каждого.

Для того чтобы идти к большой мечте

Цель: Научиться писать

Цель по DUMB: Я буду идти к своей мечте войти в список самых продаваемых авторов по версии NYT, каждый день выдавая не менее 500 слов в те 45 минут, что я пью кофе.

Первый вопрос, который у меня возникает: что такое мечта? Наше страстное желание? Может ли каждый, кто пишет 500 слов в день, стать хорошим писателем? Стоит ли становиться лучшим автором по мнению NYT вообще? Стоит ли потакать всем своим страстным желаниям? Но самый большой конфликт здесь скрыт в «управлении». Цели, одновременно управляемые мечтой и привычкой — для меня трудно обнаружить большее противоречие в одном списке. А для вас?

Для достижения своих лимитов

Цель: Устроить тимбилдинг

Цель по HARD: мы сделаем лучший лендинг в индустрии, который задаст новые стандарты в лендингостроении, для этого мы будем каждую неделю делать эксперименты и каждый день проводить стендапы, отслеживая прогресс, и когда мы выполним задачу, мы будем чувствовать себя победителями

Соответствие ценностям снимает вопрос эмоциональной вовлеченности: если я искренне определил свои ценности, любая цель, которая вписывается в их развитие, будет отзываться в сердце.

Что касается «представить себя достигнувшим цель» — представить можно что угодно, и непонятно как это поможет в постановке цели. Я, наверное, буду отлично чувствовать себя и после восхождения на Эверест, и после того как заработаю миллиард. Но это всего лишь не имеющие отношения к реальности представления меня нынешнего.

Ну и «достижение пределов возможности» — непонятно, зачем это нужно и как эта мотивационная речевка помогает определять цель.

Для постановки множества целей

Цель: Устроить тимбилдинг

Цель по WISE: Сделать из моих сотрудников команду из вдохновленных партнеров

Так что тут с акронимами. Ах да, акронимы. У американских военных есть такая шуточная традиция — придумывать странные акронимы. В армии развлечений мало, поэтому всему, от военной техники до операций, даются акронимы. Когда военные увольняются и идут в гражданку, они продолжают это делать в корпорациях.

Кто-нибудь может мне подсказать разницу между Integrated и Synergetic здесь? Какое отношение к постановке цели имеет то что она написана на бумаге?

Когда требуется коллективная ответственность

Цель: Увеличить конверсию лендинга

Цель по FAST: Увеличить конверсию лендинга посредством серии экспериментов, за результатами которых можно наблюдать в канале в Slack и обсуждать раз в две недели на регулярной встрече.

Как честное обсуждение цели ведет к ее пересмотру? Почему обсуждение вообще важно? Всегда ли самая важная цель та, которую обсуждают? Опять же, вопрос к амбициозности — почему цель всегда должна быть амбициозной?

Заранее определить препятствия

Цель: увеличить конверсию лендинга

Цель по GROW: Увеличить конверсию лендинга на 30% за месяц, вопреки тому, что этот лендинг и так конвертит лучше остальных, чтобы выполнить финансовые цели компании

Данный метод придуман в корпоративном коучинге 80-х. В 80-х время текло медленно, а ткань реальности была гораздо более прочной, поэтому при постановке целей можно было определить реальность и препятствия до начала работы гораздо увереннее, чем это можно сделать сейчас.

В любом случае это набор достаточно базовых вопросов и определений, который можно задавать при постановке любой цели. Мне нравится отсылка к will, поскольку воля — это единственная сила которая может двигать нас в определенном направлении. Я бы немного модифицировал этот подход определив вместо obstacles силы, которые будут влиять на нашу волю — например что должно случиться чтобы мы бросили эту цель, а что будет придавать нам силы двигаться дальше.

OKRs и KPIs — не только определенный подход к определению целей, но и набор практик для работы с ними. В данной статье я остановлюсь только на определении целей в соответствии с этими фреймворками, не погружаясь в методологии.

Постановка целей в быстро-меняющейся среде

Цель: Увеличить конверсию лендинга.

Увеличить конверсию лендинга.

— Оптимизировать скорость загрузки на 30% для мобильных устройств за две недели;

— Провести набор экспериментов с полями формы регистрации до конца квартала.

Во-первых, здесь можно запомнить сокращение, это уже большой плюс. Во-вторых, мне нравится что OKR сразу переходит в плоскость конкретных задач. Обсуждение конкретных ключевых результатов позитивно сказывается на качестве поставленной цели. При этом само определение цели достаточно открытое. Если вы заметили по примеру, то блок objective похож на цель по SMART, а key results на цель по PACT.

Точный контроль прогресса.

Key Performance Indicator — Какие метрики вы используете для измерения прогресса.

Цель: Увеличить конверсию лендинга.

Цель по KPI: Увеличить ROI по лендингу X на N при сохранении текущих расходов на маркетинг.

Подход управления целями по KPI подразумевает числовое представление для каждой цели. В изначальной задумке это выглядит так: все числовые показатели определены цифрами, и все цели так или иначе привязаны к числовым показателям.

Приоритезация целей зависит от того, как изменение того или иного параметра влияет на ключевые показатели. На бумаге это выглядит достаточно красиво: например, в качестве ключевого показателя у вас выбрана EBITDA, и вы по результатам определения целей можете определить, какое влияние на нее окажет каждое изменение и буквально математически посчитать приоритеты.

На практике есть большое количество целей, которые в цифры можно перевести только в виде предположений или гипотез, например, когда дело касается нового продукта или новой линии бизнеса. В такой ситуации они могут легко выигрывать из-за смелости предположений, и приоритезация будет уже не так эффективна.

Я привел этот список, чтобы продемонстрировать, насколько по-разному могут восприниматься цели и насколько из разных предпосылок можно исходить при их постановке.

Кроме того, что почти все они абстрактны, не оригинальны и придуманы ради красивого акронима.

Добавлю к этому еще несколько вводных:

Да, акронимная болезнь добралась и до меня и я придумал свой метод

Цель: Увеличить конверсию лендинга

Увеличить конверсию лендинга X

Риски: потратить ресурсы но так и не увеличить конверсию. Потерять часть аудитории и маркетингового бюджета на экспериментах.

Предположение: если мы увеличим конверсию на 30% то это позволит нам заработать больше чистой прибыли

Эффекты: другие задачи по экспериментам с лендингами будут отложены. В случае успеха эксперимента мы сможем заработать дополнительные 50 000 долларов в этом квартале и использовать их в будущем, что сделает нас более устойчивыми.

Восприятие цели как гипотезы дает нам возможность относиться к цели с подозрением, оценивать ее и задавать вопросы вместо тупого исполнения. Для быстрого определения рисков и эффектов я использую квадрат декарта. Цель, определенная по RAVE, при этом отлично ложиться на OKR — key results мы можем вывести из effects.

Какие методы постановки целей вы используете для себя? Помогают ли они вам достигать целей? Пишите в комменты.

Источник

9 параметров постановки цели, которые делают ее достижение неизбежным

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Но перед тем как мы начнем, рекомендуем тебе зарегистрироваться и обязательно попасть на сегодняшний мастер-класс, на котором, мы уверены, ты закроешь наконец вопрос «что делать» и начнешь менять свою жизнь:

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Нажимай на кнопку выше и регистрируйся прямо сейчас.
Готово? Тогда поехали дальше.

5 параметров, при наличии которых цель выполняется, даже если вы этого не хотите

Примечательно, что, если убрать хотя бы 1 ингредиент — система перестает работать. Но если есть все 5, то у вас нет шансов не выполнить цель.

1. Сумма

Чистые деньги, которые вы заработаете и выведете на себя лично. Сумма — это дельта. Это разница между тем, что у вас есть сейчас и тем, что вы хотите.

Например: 200 000 руб.

Воспользуйся нашим специальным калькулятором, который поможет тебе определить адекватную сумму, которую ты реально сможешь выполнить.

2. Срок

Это дата, до которой вы собираетесь выполнить цель. Оптимальным сроком будет 2 месяца. Не слишком много, но достаточно для трансформации.

3. Ответственность

Это ваша цена слова. Ответственность, которую вы на себя берете за невыполнение. Указывается только в деньгах. Оптимально — 20% от суммы. Обязательно указать конкретного человека, которому вы ее отдадите. Чем человек вам неприятнее, тем лучше.

Например: Отдать 60 000 руб. Ване Иванову.

4. Публичность

Очень часто многие пропускают этот важнейший пункт. Ваша цель должна быть написана на бумаге, а фотография листка должна быть размещена в рамке на стене, во всех соц. сетях и на платформе БМ.

5. Авторитет

Еще один важнейший пункт, который пропускает большинство. Вам критически важно найти человека, результат которого превосходит ваш минимум в 5 раз, а затем сделать так, чтобы он ознакомился с вашей целью и дал свои рекомендации. Этот пункт сбережет месяцы вашей жизни, которые могут быть слиты на ненужные цели.

Например: Иван Иванович

+4 дополнительных параметра, которые максимизируют ваши шансы

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

1. Отчет каждый день + штраф

Этот инструмент поможет вам фиксировать свое движение каждый день. Просто пишите отчет о прошедшем дне вечером, фиксируя в нем свои мысли и действия. Когда вы поймете, как отчеты влияют на вас — это будете уже другой вы.

Например: Обязуюсь писать каждый день отчет на платформе БМ до 00:00. За пропуск отчета отдаю 2 000 руб. Андрею Минашкину.

2. Обратная цена слова

Напишите какую сумму вы отдадите вашему авторитету в случае достижения цели. Инструмент, который помогает начать воспринимать деньги как ресурс и перестать за них держаться. А также учит быть благодарным.

Например: Отдать 30 000 руб. Ивану Ивановичу.

3. Прописать

Напишите свою цель на листочке, а затем повесьте листок в рамку на стене. Мы пока не знаем как именно это влияет, но влияет точно — это доказано.

4. Зачем деньги?

Мы также выяснили, что сами по себе деньги почти не вызывают никакой радости. Посередине пути, когда на вас навалятся проблемы и депрессия (а это будет), вы начнете задавать себе вопросы в духе «Зачем мне это?». К тому же помните золотое правило уровня нормы — у вас есть ровно столько, сколько необходимо. И если вы сейчас напишете то, на что вы потратите заработанные деньги, вы получите сразу 1000 очков вперед к горящим глазам и бешеной волне энергии.

Например: Поехать с девушкой на 2 недели на Бора-Бора, а по приезде снять квартиру в центре.

Если вы правильно заполнили все поля, то у нас для вас небольшой подарок. Вот ваша цель, поставленная по всем технологиям:

Естественно, что в статье мы не можем охватить всю тему целиком, но прямо сейчас ты можешь зарегистрироваться на мастер-класс «Рычаг», где мы разберем как сделать рывок не только стартуя свой бизнес, но и на работе.

После прочтения этой статьи вы получите цель, сформулированную именно под вас по методике, через которую прошли уже тысячи людей.

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Но перед тем как мы начнем, рекомендуем тебе зарегистрироваться и обязательно попасть на сегодняшний мастер-класс, на котором, мы уверены, ты закроешь наконец вопрос «что делать» и начнешь менять свою жизнь:

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Нажимай на кнопку выше и регистрируйся прямо сейчас.
Готово? Тогда поехали дальше.

5 параметров, при наличии которых цель выполняется, даже если вы этого не хотите

Примечательно, что, если убрать хотя бы 1 ингредиент — система перестает работать. Но если есть все 5, то у вас нет шансов не выполнить цель.

1. Сумма

Чистые деньги, которые вы заработаете и выведете на себя лично. Сумма — это дельта. Это разница между тем, что у вас есть сейчас и тем, что вы хотите.

Например: 200 000 руб.

Воспользуйся нашим специальным калькулятором, который поможет тебе определить адекватную сумму, которую ты реально сможешь выполнить.

2. Срок

Это дата, до которой вы собираетесь выполнить цель. Оптимальным сроком будет 2 месяца. Не слишком много, но достаточно для трансформации.

3. Ответственность

Это ваша цена слова. Ответственность, которую вы на себя берете за невыполнение. Указывается только в деньгах. Оптимально — 20% от суммы. Обязательно указать конкретного человека, которому вы ее отдадите. Чем человек вам неприятнее, тем лучше.

Например: Отдать 60 000 руб. Ване Иванову.

4. Публичность

Очень часто многие пропускают этот важнейший пункт. Ваша цель должна быть написана на бумаге, а фотография листка должна быть размещена в рамке на стене, во всех соц. сетях и на платформе БМ.

5. Авторитет

Еще один важнейший пункт, который пропускает большинство. Вам критически важно найти человека, результат которого превосходит ваш минимум в 5 раз, а затем сделать так, чтобы он ознакомился с вашей целью и дал свои рекомендации. Этот пункт сбережет месяцы вашей жизни, которые могут быть слиты на ненужные цели.

Например: Иван Иванович

+4 дополнительных параметра, которые максимизируют ваши шансы

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

1. Отчет каждый день + штраф

Этот инструмент поможет вам фиксировать свое движение каждый день. Просто пишите отчет о прошедшем дне вечером, фиксируя в нем свои мысли и действия. Когда вы поймете, как отчеты влияют на вас — это будете уже другой вы.

Например: Обязуюсь писать каждый день отчет на платформе БМ до 00:00. За пропуск отчета отдаю 2 000 руб. Андрею Минашкину.

2. Обратная цена слова

Напишите какую сумму вы отдадите вашему авторитету в случае достижения цели. Инструмент, который помогает начать воспринимать деньги как ресурс и перестать за них держаться. А также учит быть благодарным.

Например: Отдать 30 000 руб. Ивану Ивановичу.

3. Прописать

Напишите свою цель на листочке, а затем повесьте листок в рамку на стене. Мы пока не знаем как именно это влияет, но влияет точно — это доказано.

4. Зачем деньги?

Мы также выяснили, что сами по себе деньги почти не вызывают никакой радости. Посередине пути, когда на вас навалятся проблемы и депрессия (а это будет), вы начнете задавать себе вопросы в духе «Зачем мне это?». К тому же помните золотое правило уровня нормы — у вас есть ровно столько, сколько необходимо. И если вы сейчас напишете то, на что вы потратите заработанные деньги, вы получите сразу 1000 очков вперед к горящим глазам и бешеной волне энергии.

Например: Поехать с девушкой на 2 недели на Бора-Бора, а по приезде снять квартиру в центре.

Если вы правильно заполнили все поля, то у нас для вас небольшой подарок. Вот ваша цель, поставленная по всем технологиям:

Естественно, что в статье мы не можем охватить всю тему целиком, но прямо сейчас ты можешь зарегистрироваться на мастер-класс «Рычаг», где мы разберем как сделать рывок не только стартуя свой бизнес, но и на работе.

Источник

Виды целей и методики целеполагания

Сегодня, хочу написать о целях и методах их постановки.

Цель — это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом, учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.

Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.

Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за 5 лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.

Краткосрочные цели являются самыми понятными, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их в свою очередь можно разделить на кварталы или по месяцам.

· Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические. Хотя именно от них следует исходить и постоянно сверяться с ними, т.к. они являются главными целями жизни.

По критериям SMART цель должна быть:

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.

· ограниченной по времени (Time-limited)

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5% годовых с первым взносом 30.000$ до 10 августа 2020 года.

Этот метод дополняет смарт еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать). Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели, нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.

Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях, так как в течение длительного времени, по пути к цели, она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на ваши новые желания и обстоятельства.

Этот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт. Правда, чтобы научиться их делать, нужно либо прочитать книгу, либо подождать пока я выложу на нее обзор. Интеллект карта целей состоит из четырех уровней:

· проект или сфера жизни

Для того, чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должно быть представлено текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем, разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлении направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.

Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие по неделям.

Я ставила себе очень много подобных навязанных или нереалистичных целей типа: заработать миллион в месяц (когда я получала 20.000) или купить крутую машину. Но после небольшой рефлексии и упражнения, о котором я писала в статье про феномен шкаф, я осознала, что вместо машины для меня важно часто путешествовать, а для комфортной жизни, пока мне достаточно суммы сильно поменьше миллиона. Соотвественно, я поставила себе совсем другие цели.

Источник

Постановка цели по SMART: суть метода, основные правила + наглядные примеры

Как правильная формулировка цели поможет вам сэкономить уйму сил и времени.

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Жизнь без целей напоминает застойное болото – вы никуда не движетесь и вокруг ничего не меняется. Такая обманчивая стабильность может удовлетворять до поры до времени, но за ней неизменно следует разложение. Поэтому целеполагание – одна из важнейших функций, подаренных нам природой. Однако не все умеют ей правильно пользоваться. Пришло время это исправить – я расскажу вам, что такое постановка цели по SMART, и научу пользоваться этим невероятно эффективным методом тайм-менеджмента.

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Суть метода SMART

Техника SMART в том виде, в котором она известна сейчас, была сформулирована в 80-е годы XX века. Изначально она применялась менеджерами компаний для постановки задач исполнителям. Чтобы избежать двусмысленного неверного толкования задачи работниками, нужно было ответственно отнестись к ее формулировке. Поэтому были выделены 5 характеристик, которым эта формулировка должна была соответствовать.

Эти критерии впоследствии сложились в название метода, сформировав аббревиатуру SMART. Расшифровывается она так:

Метод SMART отлично зарекомендовал себя в условиях корпоративного управления и постепенно перекочевал и в личный тайм-менеджмент. Применяя его, можно повысить результативность деятельности в несколько раз. Давайте рассмотрим каждый критерий подробно и потренируемся в правильной постановке целей.

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

S (specific) – конкретность

Цель должна быть максимально конкретной и исключать двусмысленности в ее толковании. Вы должны четко понимать, что вам предстоит делать и когда можно считать задачу выполненной.

Если сомневаетесь насчет конкретности своей цели, проведите небольшую проверку. Представьте, что поручаете ее не себе, а своему абсолютно безответственному и безалаберному ребенку. Поймет он, что вы от него хотите? Или есть вероятность, что сделает совсем не то? Ваша задача – довести формулировку до идеала, так что комар носа не подточит, а ваш отпрыск не найдет лазейку, чтобы профилонить. Кстати, этот способ и эмпатию хорошо развивает – пользуйтесь!

Вот вам еще несколько наглядных примеров:

M (measurable) – измеримость

Если конкретность цели может быть выражена в цифрах или других объективных величинах, то это обязательно нужно отразить в формулировке. У вас должны быть ясные и четкие маркеры, по которым можно оценить степень выполнения задачи.

Маркерами могут служить совершенно разные единицы измерения, например:

Для чего это нужно? Во-первых, количественные критерии дают вам ориентир. По ним вы можете отслеживать, в ту ли сторону движетесь и с какой скоростью. Если ваша цель – похудеть на 7 кг, а вы пока скинули только 2, то еще рано расслабляться. Наоборот, нужно взять себя в руки и продолжать работать.

Во-вторых, измеримые показатели помогают разбивать крупные долгосрочные цели на мелкие задачи (вы ведь знаете, чем цель отличается от задачи?). Возьмем тот же пример с похудением. К лету вам нужно скинуть 7 кг, до лета осталось 3 месяца. Значит, в месяц должно уходить примерно по 2,3 кг.

A (attainable) – достижимость

Прежде чем переходить к выполнению задачи, нужно проверить, выполнима ли она вообще. Это ключевой пункт в разумном целеполагании, так как без него все остальные просто не имеют смысла. И он как раз таки вызывает больше всего проблем и вопросов.

Чтобы трезво оценить достижимость цели, нужно иметь очень реалистичную самооценку. Многие люди склонны завышать свои возможности. Из-за этого цели часто остаются нереализованными или доставляют человеку массу проблем. Каждый облом заставляет испытывать фрустрацию и снижает мотивацию в будущем.

Я подготовила для вас памятку, которая поможет оценивать достижимость целей:

R (relevant) – актуальность

Под актуальностью цели подразумевается ее соответствие реальности, вашим более важным целям и ценностям, образу жизни и т. п. Иногда люди подпадают под влияние модных течений и заражаются чужими идеями и целями. Не все могут этот момент отрефлексировать и бросаются воплощать чужеродные мечты, совершенно не задумываясь о последствиях.

В этом случае цель “завести коня” никак не впишется в вашу реальность. Вам нужно либо отказаться от нее, либо полностью перестроить свою жизнь. Есть истории, когда люди выбирали второй вариант и были счастливы. Но они четко представляли, чего лишают себя, и были готовы к этому.

Я привела довольно гротескный пример для наглядности. В реальности все не так очевидно и поэтому сложнее. У человека может быть несколько целей, частично противоречащих друг другу. Например, “погасить досрочно кредит” и “съездить в отпуск на Мальдивы”. Поэтому будьте внимательны к этому пункту.

T (time-bound) – ограниченность по времени

Последний штрих в формулировке цели – определение временных сроков на ее выполнение. Они должны быть четкими, конкретными и адекватными.

Устанавливая дедлайн, мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, не даем себе шанса слишком долго прокрастинировать. Цель без четкого срока хочется отложить на потом, ведь в нашем расписании полно срочных задач.

Во-вторых, получаем возможность составить план и разбить долгосрочную цель на несколько краткосрочных. Если, к примеру, вы запланировали накопить 1 млн рублей за год, то с легкостью рассчитаете, сколько денег вам нужно откладывать каждый месяц.

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Пошаговая инструкция постановки цели по SMART

С основными понятиями и принципами мы разобрались. Теперь вам не составит труда превратить уже существующие цели в SMART-цели. А сейчас мы с вами рассмотрим технологию, как правильно ставить цели сразу, чтобы их потом не пришлось редактировать.

Шаг 1. Отрефлексируйте потребность

В основе каждой цели лежит нереализованная потребность. Подумайте, чего вам не хватает, что хотелось бы воплотить, куда двигаться. На этом этапе можно не заморачиваться насчет формулировки, а лишь наметить шаблон для дальнейшей работы.

Вот несколько примеров:

Шаг 2. Соотнесите ее с вашими ценностями и целями

Теперь вашей потребности предстоит пройти проверку на актуальность. Если она органично вписывается в вашу систему ценностей и образ жизни, не конкурирует с более важными целями, можно дать ей зеленый свет.

Если же вписать удается со скрипом, стоит 10 раз подумать, прежде чем пускать ее в ход. Эмоции не лучший помощник в этом деле. Бывает, что чего-то ну очень хочется, а дальше – хоть трава не расти. Тогда я советую вам отложить этот вопрос на недельку-другую, пока эмоции не улягутся и разум не возьмет верх.

Рассмотрим оценку потребности на нескольких примерах:

Шаг 3. Максимально конкретизируйте желаемое

Теперь нужно абстрактную потребность превратить в конкретную цель. Как будет выглядеть конечный результат? Как вы поймете, что он уже достигнут? Ответьте на эти вопросы и сформулируйте в голове образ желаемого. Чем конкретнее, тем лучше.

Шаг 4. Установите количественные или другие объективные критерии

Если есть такая возможность, сделайте желаемый результат измеримым. Чтобы не было неопределенности и двусмысленности. Но имейте в виду – показатели нельзя брать “с потолка”. Они должны быть четко выверены и соотнесены с реальностью.

Можно взять за основу результаты статистики, ваш или чужой опыт, научные данные. Также обязательно учтите дополнительные факторы: ваши психологические особенности, степень участия третьих лиц. Давайте рассмотрим на примерах.

Изначальная цельИзмеримая цель
Купить новый iPhone XКупить новый iPhone X за 70 тыс. руб.
ПохудетьСбросить 10 кг
Поехать в ПортугалиюСъездить в Португалию на 2 недели по путевке за 150 тыс. руб.

Что такое параметр цели. Смотреть фото Что такое параметр цели. Смотреть картинку Что такое параметр цели. Картинка про Что такое параметр цели. Фото Что такое параметр цели

Шаг 5. Определите временные сроки

Чтобы цели не повисли в воздухе, нужно подвергнуть их последней манипуляции – установить дедлайн. Используйте тех же помощников, что и в предыдущем пункте: опыт, статистику, научные данные.

В итоге получаем 3 готовые цели:

Лучше устанавливать дедлайны с запасом, чтобы не попасть в цейтнот.

Шаг 6. Проверьте цель на достижимость

Остался последний штрих – оценить достижимость цели. Если до этого вы добросовестно выполняли все пункты, то проверка будет лишь формальностью. Задайте себе следующие вопросы:

Если цель прошла проверку, поздравляю! Теперь можно заняться составлением плана по ее реализации. В этом вам помогут специальные техники планирования – ищите их в нашей статье про тайм-менеджмент.

Примеры

Чтобы закрепить полученные знания, давайте подробно разберем несколько примеров. Главное, что нужно учитывать при оценке SMART-цели, – это контекст. Цель может отлично работать в одних условиях и быть совершенно непригодной для других. Поэтому я подробно буду описывать каждую ситуацию.

Студент 3-го курса хочет досрочно сдать курсовую, чтобы поехать на лето в США по программе студенческого обмена. Учебный год только начался, но он не хочет растягивать это дело надолго. Парень формулирует свою цель так: “сдать курсовую работу до 1 февраля следующего года”.

Общий вердикт – цель рабочая и соответствует всем критериям SMART.

Девушка мечтает научиться играть на гитаре. У нее есть свободное время по вечерам, которое она планирует посвятить урокам. Свою цель она формулирует так: “научиться играть на гитаре за год”.

Вердикт – цель нужно доработать.

Парень очень хочет завести собаку. Уже даже с породой определился – немецкая овчарка. При этом своего жилья у нашего героя нет – он снимает комнату в трехкомнатной квартире. Цель он сформулировал так: “купить немецкую овчарку к 1 декабря 2020 года”.

Вывод: цель не соответствует критериям SMART.

Плюсы и минусы системы SMART

SMART – один из основополагающих принципов тайм-менеджмента. Он применяется повсеместно и помогает эффективнее и быстрее добиваться желаемых результатов. Однако я хочу, чтобы вы понимали, что это не панацея. У метода есть свои недостатки, о которых обязательно нужно знать.

Но сначала давайте рассмотрим достоинства:

А теперь недостатки:

Заключение

Теперь вы знаете правила постановки целей по принципу SMART и сможете легко применить метод на практике. Дело за малым – определиться, чего вы хотите от жизни, и вдохновиться на позитивные изменения. Заряд мотивации и другие популярные техники тайм-менеджмента ищите в книгах про достижение целей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *