Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Параллельные тональности. Таблица параллельных тональностей мажора и минора

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Параллельные тональности. Общая информация

Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.

Параллельные тональности таблица

Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.

B C# D# E F# (G#) A#G# A# (B) C# D# E F#

Какие тональности считаются параллельными

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Три вида параллельных тональностей

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:

— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.

— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.

— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.

В чем отличие параллельных тональностей

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:

— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.

— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.

Как найти параллельную тональность

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.

— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.

— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правилоНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

А вот формула для минора:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правилоЧто такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правилоЧто такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правилоЧто такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Тональность в музыке

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Понятно, что параллельно с понятием «лад» возникает понятие «тональность».

Что такое тональность?

Порядок появления знаков в тональностях:

Этот порядок надо выучить!

энгармонически равные тональности.

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Параллельные тональности

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Одноименные тональности

Это те тональности, что имеют одно имя тоники, но разный лад. Понятно, что знаки в таких не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор от одной клавиши. Но закономерность в разнице количества знаков существует.

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки. Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки.

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Смотреть картинку Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Картинка про Что такое параллельные и одноименные тональности правило. Фото Что такое параллельные и одноименные тональности правило

Все тональности делятся на мажорные и минорные, которые в свою очередь делятся на диезные и бемольные.

То есть, образуется 4 группы тональностей:

Итак, Квинтовый круг или кварто-квинтовый круг (вспомним, что кварта вращается в квинту) – это такая схема, где показаны все существующие тональности и в ней видно, что и знаки и тональности расположены по квинтам: диезные вверх, бемольные вниз от До мажора – ля минора, в которых 0 знаков.

Ключевые диезы идут от фа-диез по ч. 5 (чистым квинтам – с 1/2 тона) вверх:

Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Порядок диезов при ключе (они изображены слева красным).

И, если прочитать наоборот:

Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – порядок ключевых бемолей (слева синим цветом).

Еще присмотритесь к тональностям с 0 и 7 знаков с обеих сторон – это:

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7 бемолей

Тональность как элемент и средство художественной музыкальной выразительности

В системе тональностей каждая отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамикогармоническом и колористическом смысле. То, что за выбором тональностей не тянется шлейф эстетической связи, а есть лишь «личная ассоциация», становится понятным, когда выясняем, что особая «баховская» или «моцартовская» тональности никогда не использовались, скажем, Бетховеном для значительного произведения, за исключением некоторых глав «торжественной мессы» и «богатели ор.124 №4», который считал h-moll сумеречной, почти темной тональностью.(Подобное имеет свою историю и в характеристике интервалов: в средневековье тритон, например, считали «дьяволом в музыке»).

Собственно, никогда мнимые характерные особенности различных тональностей не имели более широкого обсуждения, чем во времена Баха. Их глубокий анализ подается в работе И. Маттезона «Das Neu Eroffnete Orchester » (новый оркестр), в которой определенным образом отражен строй мыслей музыкантов эпохи барокко:

«е-mоll в высшей степени передает отчаяние или смертельную скорбь. Он подходит к ситуации безнадежной любви, беспомощности, безысходности, а в некоторых случаях становится мучительным и пронзительным, что можно сравнить разве что с расставанием души с телом;

E-dur в состоянии высказать самые благородные чувства – великодушие, стойкость, любовь, причем достигается это естественно с такой несравненной простотой, что нет необходимости в примерах. Привлекательность и очарование этой тональности лучше всего сравнить с элегантным человеком, каждый жест которого, соответствует его индивидуальности, которые, по выражению французов, передает bonne grace;

с-moll представляет мягкое и спокойное величие, а иногда сердечную муку, которая кое-где переходит в отчаяние. Он удивительно трогателен и прекрасно выражает безнадежную меланхолию, а иногда даже может создать впечатление ужаса, заставляя вздрагивать;

d-moll-разве что не самая красивая тональность, поскольку не только сочетает в себе легкую серьезность (что присуще G-dur) с привлекательной веселостью. В ней много грации и шарма, она одинаково подходит для нежного, исцеляю чего душу элемента, страстной, но сдержанной мольбі, и является чрезвычайно гибкой;

А-dur-удивительно чувствительна, несмотря на безусловную блистательность, больше подходит для проявления глубокой страсти, чем для музыки развлекательной, и особенно привлекательным выглядит в сочинениях для скрипки;

h-moll – причудливая, сумеречная, меланхоличная, фантастическая».

Рудольфу Вустману удалось отыскать примеры в Баховском творчестве, которые точно соответствовали приведенным описаниям Маттезона, хотя он подчеркивал и наличие исключений.

По мнению выдающегося немецкого композитора, дирижера и музыкального теоретика ХХ века
Пауля Хиндемита тональность выступает определенным предохранителем в анархии и произволе в музыке и добавляет :
«Любая музыка тональна и избежать тональных связей так же трудно, как и земного притяжения».

А выдающийся экспериментатор, один из самых ярких композиторов ХХ века Игорь Стравинский
отмечал: «Музыка – искусство многополярное, в котором тональность – ось музыки, стиль ориентации между этими полюсами».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *