Что такое парад гордости
Индийский штамм ЛГБТ не помеха: Тель-Авив окунулся в «парад гордости»
Тысячи людей приняли участие в «параде гордости» в Тель-Авиве в пятницу в рамках одного из крупнейших общественных собраний, проведëнных в Израиле с начала пандемии коронавирусной инфекции Covid-19. Пëстрое шествие и «пляжная вечеринка» проходят на набережной в израильском мегаполисе, редком центре гей-культуры на консервативном Ближнем Востоке, где гомосексуальность считается табу и запрещена во многих странах, передаëт сегодня, 25 июня, агентство Associated Press (АР).
Около 250 тысяч человек приняли участие в параде в Тель-Авиве в честь ЛГБТ-сообщества в 2019 году, прежде чем он был отменëн в прошлом году из-за пандемии. В этом году на мероприятии ожидается стечение десятков тысяч человек.
Минувшей весной Израиль полностью открылся после проведения одной из самых успешных в мире кампаний вакцинации населения, но недавняя вспышка Covid-19, вызванная его более заразным вариантом «дельта» (индийский штамм), вызвала серьëзную обеспокоенность у местных властей. Правительство страны потребовало, чтобы граждане вернулись к ношению защитных масок в общественных местах, начиная с этой пятницы.
Тысячи людей прошли через Иерусалим в начале этого месяца на гораздо меньшем по численности «параде гордости». Подобное мероприятие в городе трëх мировых религий, где проживает крупная ультраортодоксальная еврейская община, обычно проходят более сдержанно.
Ортодоксальный еврей зарезал 16-летнюю девушку во время ЛГБТ-парада в Иерусалиме в 2015 году. Впрочем, поддержка прав геев становится всë более широко распространëнной в Израиле, где они открыто служат в армии и заседают парламенте. Но полного равенства в еврейском обществе представители ЛГБТ-сообщества всë же не достигли, отмечает АР.
Еврейские ультраортодоксальные партии, обладающие значительным влиянием в вопросах религии и государства, выступают против гомосексуализма как нарушения религиозного закона.
«Вызывает чувство гордости за нашу армию»: как формировалась традиция парада Победы
9 мая в России пройдёт военный парад, посвящённый 74-й годовщине разгрома нацистской Германии. Этой традиции не так много лет. В СССР смотр войск в честь Дня Победы проводился только четыре раза — в 1945, 1965, 1985 и 1990 годах. Ежегодно парады 9 мая стали проводиться только с 1995 года.
В советское время, причём даже после окончания Великой Отечественной войны, смотр войск был привязан к социалистическим праздникам — Дню Октябрьской революции (7 ноября) и Дню труда (1 мая).
«Отсутствие регулярных парадов Победы в Советском Союзе неправильно объяснять пренебрежением к празднику или к подвигу армии и народа. Ничего подобного — хотя сейчас это и кажется странным. Скорее всего, сказывалась огромная нагрузка на организаторов парадов. Нарушать сложившиеся традиции по празднованию 7 Ноября и 1 Мая руководство страны не хотело, а проводить третий парад, да ещё и каждый год, было просто нереально», — пояснил RT полковник в отставке Михаил Ходарёнок.
«Нас муштровали, как новобранцев»
Первый Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади. Решение о его проведении принял председатель Государственного комитета обороны Иосиф Сталин. Парад принимал маршал Георгий Жуков верхом на белом жеребце терской породы. Командующим смотром войск был назначен дважды Герой Советского Союза Константин Рокоссовский.
«Для участия в параде в городе Москве в честь победы над Германией выделить от фронта сводный полк. Сводному полку прибыть в Москву 10 июня 1945 года, имея при себе 36 боевых знамён наиболее отличившихся в боях соединений и частей фронта и все захваченные в боях знамёна противника независимо от их количества», — говорилось в директиве начальника Генерального штаба генерала армии Алексея Антонова от 24 мая 1945 года.
Решение о проведении Парада Победы Иосиф Сталин принял 15 мая 1945 года. Верховный главнокомандующий настаивал на том, чтобы организовать парад в течение месяца — хотя Генштаб Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) просил выделить на подготовку смотра войск около двух месяцев.
Народному комиссариату обороны СССР требовалось провести гигантский объём работы. В первую очередь было необходимо отобрать военнослужащих для формирования парадных расчётов.
Главными кандидатами были отличившиеся в боях красноармейцы. Однако к ним предъявлялись жёсткие требования по строевой подготовке, возрасту и росту. Например, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта говорилось, что рост претендента на участие в параде не должен быть ниже 176 см, а возраст — не более 30 лет.
Строевая подготовка фронтовиков хромала: в условиях войны с Германией на коротких курсах не было времени чеканить парадный шаг. Так, из-за слабой выучки Жуков запретил выносить Знамя Победы сержантам Мелитону Кантарии и Михаилу Егорову, которые установили его на крыше Рейхстага.
Чтобы компенсировать нехватку опытных строевиков, наркомат обороны СССР был вынужден привлечь к участию в параде курсантов военных училищ и академий, а также военнослужащих Московского гарнизона.
Для всех участников требовалось сшить парадную форму, и фабрики Москвы и Подмосковья справились с этой задачей. Уже 20 июня репетиции проходили в парадных мундирах.
В сжатые сроки были утверждены и изготовлены штандарты фронтов. К решению этой проблемы были привлечены сотрудники художественно-производственных мастерских Большого театра.
Десятикилограммовый штандарт состоял из древка с серебряным венком, золотой пятиконечной звезды и металлического штыря со шпилями на концах. Чтобы облегчить пронос тяжёлого штандарта, было решено установить древко в специально изготовленном кожаном стакане, который крепился к ремням, перекинутым через левое плечо знаменосца.
«Нас муштровали, как новобранцев, гимнастёрки не просыхали от пота. Но нам было по 20—25 лет, и огромная радость победы легко брала верх над усталостью. Занятия шли на пользу», — вспоминал кавалер двух орденов Славы Сергей Шипкин.
После прохода пеших колонн и до старта движения техники особая рота из 200 красноармейцев под аккомпанемент 80 барабанов бросила вражеские знамёна к двум деревянным помостам на Красной площади.
Однако славная традиция проведения парадов в честь разгрома нацистской Германии не закрепилась в послевоенном СССР. Например, первое десятилетие Победы отмечалось народными гуляньями, торжественными собраниями и митингами, а 9 мая даже не было выходным днём. Ситуация несколько изменилась с приходом к власти фронтовика Леонида Брежнева.
26 апреля 1965 года Президиум Верховного Совета СССР объявил День Победы нерабочим днём. А в годовщину 20-летия разгрома нацистской Германии состоялся грандиозный военный парад. Знамя Победы (штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии) нёс участник штурма Рейхстага, Герой Советского Союза Константин Самсонов. По обе стороны от него шагали Кантария и Егоров.
Тем не менее традиция регулярного проведения парада Победы вновь не закрепилась. Ещё два смотра войск, посвящённых капитуляции вермахта, прошли в юбилейные 1985 и 1990 годы. Последний в истории Советского Союза парад принимал министр обороны СССР, герой Великой Отечественной войны маршал Дмитрий Язов.
Традиции и нововведения
Традиция ежегодного проведения парада Победы была учреждена первым президентом РФ Борисом Ельциным. 19 мая 1995 года он подписал Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».
Первый в Российской Федерации парад Победы прошёл в 1995 году в честь 50-летия разгрома нацистской Германии. В 1997 году глава государства ввёл новый обычай, отказавшись наблюдать за парадом с трибуны Мавзолея, как это делали советские лидеры.
С тех пор формат проведения парада Победы практически не менялся. В начале смотра войск солдаты и офицеры почётного караула выносят Знамя Победы и флаг Российской Федерации (до 2006 года триколор не выносился). Затем собравшихся на Красной площади военнослужащих приветствует министр обороны.
После приветствия солдат и офицеров министр обороны докладывает президенту РФ о готовности войск к параду Победы. Глава государства выступает с небольшой речью, и под артиллерийские залпы звучит гимн России. Торжественное шествие войск начинается с прохода пеших колонн. Парадный расчёт состоит из 20 человек в шеренгу и десяти человек в глубину.
В последние годы по Красной площади также проходят юноши — участники движения «Юнармия». 9 мая 2016 года по брусчатке впервые прошагали женщины. Парадный расчёт представительниц прекрасного пола был сформирован из учащихся Военного университета Минобороны и Вольского военного института материального обеспечения.
Следом за пешими колоннами по Красной площади проезжает военная техника. Механизированную колонну возглавляет легендарный танк Т-34.
В нынешнем году по Красной площади проедут бронеавтомобили «Тигр», боевые машины пехоты «Курганец-25» и БМП-3, танки Т-14 и Т-72БЗ, машины поддержки танков «Терминатор», боевые машины десанта БМД-4М и бронетранспортёры БТР-МДМ, самоходные артиллерийские установки «Мста-С», пусковые установки ракетных комплексов «Искандер-М», «Ярс» и С-400.
Каждый год в плане парада значится воздушная часть, однако она не всегда проходит из-за погодных условий. 9 мая 2019 года в небе должны появиться 74 самолёта и вертолёта. Особый восторг у зрителей вызывает пролёт истребителей Су-35С, Су-30СМ, МиГ-29СМТ, а также стратегической авиации, представленной бомбардировщиками Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Парад завершается коротким выступлением оркестра перед трибуной, где находятся ветераны и президент.
«Своеобразный экзамен»
Организация парада возложена на Минобороны, а непосредственное руководство осуществляет командующий войсками Московского гарнизона.
По словам Михаила Ходарёнка, интенсивная подготовка к торжественному мероприятию начинается в декабре. Тогда проводится первое инструкторское методическое занятие на базе Московского высшего общевойскового командного училища.
Как отметил эксперт, организация парада Победы является очень трудоёмким занятием. Наиболее сложная его часть — это проход наземной техники. Репетиции движения колонн с февраля проходят на подмосковном полигоне Алабино.
Практически каждый парад Победы не обходится без небольших нововведений, которые, правда, не становятся традицией. Например, 9 мая 2010 года по Красной площади промаршировали подразделения стран — союзников СССР по борьбе с нацистской Германией — лётчики французской эскадрильи «Нормандия — Неман», военнослужащие Уэльского полка британской армии и 18-го пехотного полка США.
В 2014 году в параде Победы приняли участие кавалеристы Кремлёвского полка, а в 2015 году — кубанские казаки. В юбилейные годы смотр войск на Красной площади не обходится без военнослужащих в форме РККА.
Михаил Ходарёнок полагает, что в будущем Минобороны будет уделять больше внимания «исторической части» парада Победы. По его мнению, крайне важно, чтобы по Красной площади проходило больше техники времён Великой Отечественной войны, а над головами зрителей пролетали самолёты 1941—1945 годов. Однако, как отметил эксперт, боевые машины и авиатехнику придётся создавать с нуля.
«Парад Победы — это ещё и демонстрация силы нашим «уважаемым партнёрам», но, мне кажется, с течением времени мы придём к необходимости расширения его исторической «главы». На мой взгляд, парад должен состоять из трёх частей. Первая — проход Русской императорской армии (как прародительницы Великой Победы), вторая — колонн периода ВОВ, третья — современной техники. Эффект от этого зрелища превзойдёт все ожидания. Хотя и современный парад, безусловно, вызывает чувство гордости за нашу армию», — говорит Ходарёнок.
Иной точки зрения придерживается военный историк Борис Юлин. По его словам, нынешний формат парада Победы в достаточной степени символизирует связь поколений и демонстрирует современную боевую мощь российской армии.
«Никаких существенных изменений в организацию парада Победы вносить не стоит. По крайней мере, я не думаю, что есть смысл выносить этот вопрос на публичное обсуждение. Сам факт проведения парада 9 мая уже говорит о том, что потомки победителей чтят память о славных подвигах Красной армии и трудовом героизме советского народа. Есть такое очень точное выражение: хорош в строю, силён в бою. Каждый год Россия подтверждает его правильность», — подытожил Юлин.
Венгрия: «Парад гордости» на фоне полемики
Будапешт готовится к 26-му по счёту «Параду гордости». Шествие начнётся в субботу днём. Участие в нём, как ожидается, примут десятки тысяч людей.
Представители правящей венгерской партии «Фидес» в рядах зрителей вряд ли будут, заверяют власти.
Гергель Гуляш, глава канцелярии премьер-министра Венгрии:
«Насколько мне известно, заинтересованные люди не должны пересечься. Стычек не будет».
Венгерское ЛГБТ-сообщество в последние месяцы в центре внимания не только из-за парада. В июне парламент страны принял, как его окрестили, «закон о защите детей» от гей-пропаганды.
Оппоненты называют его дискриминационным по отношению к представителям сексуальных меньшинств.
С осуждением инициативы выступил и Брюссель. Премьер-министра Венгрии за неё отчитал Европарламент. Тогда Виктор Орбан объявил о проведении в стране референдума. Первый вопрос, на который гражданам предстоит ответить: «Поддерживаете ли вы проведение занятий на тему сексуальной ориентации в государственном образовательном учреждении без согласия родителей?»
Правозащитники говорят о том, что число жалоб на проявление гомофобии и трансфобии в последние недели резко возросло.
Томас Домбос, представитель НПО «Общество Хаттера»:
«Всё больше и больше людей сообщают о том, что их высмеивают на улице, вовлекают в конфликты на работе, провоцируют соседи. Похоже, что многие из тех, кто и раньше имел гомофобные установки, стали открыто их демонстрировать, считая, что на то есть законные основания».
Участники парада промаршируют от площади Имре Мадача в центре Будапешта по мосту Свободы до квартала Табан. Движение транспорта в этих районах перекроют.
Оливия Харангозо, корреспондент Euronews:
_»В то же время, всего в нескольких сотнях метров от места сбора, организация под названием «Объединение европейских патриотов» проведёт демонстрацию под лозунгом «В защиту нормальности и наших детей». _
Из истории ЛГБТК: Путь к первому гей-параду в США
Первый гей-парад состоялся в Нью-Йорке 28 июня 1970 года, ровно через год после Стоунволлских бунтов. СПИД.ЦЕНТР публикует перевод статьи NBC News об истории первого ЛГБТ-прайда в Америке.
Рано утром в субботу 28 июня 1969 года полиция устроила облаву в принадлежавшем мафии гей-баре «Стоунволл-Инн» в районе Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Этот рейд, в отличие от множества других, которым регулярно подвергались заведения на Кристофер-стрит, вызвал у посетителей бурное сопротивление. Протест, длившийся несколько дней, известен под названием Стоунволлские бунты и считается той самой искрой, что разожгла пламя сегодняшнего движения за права ЛГБТК.
Через неделю после протестов Ховард Смит, журналист издания «Виллидж Войс» (The Village Voice), описал то «странное настроение», что повисло в воздухе после выдворения посетителей «Стоунволла» на улицу, где сияла полная луна.
«Демонстративное неповиновение вперемешку с озорным весельем уступило место более опасной стадии протеста; люди ощущали свою безнаказанность, — писал Смит. — Такая толпа распаляется очень быстро».
Бар «Стоунволл-Инн», сентябрь 1969 г. Надпись на окне: «Мы, гомосексуалисты, умоляем всех наших вести себя мирно и спокойно на улицах Виллидж». Фото: Диана Дэвис / Нью-Йоркская публичная библиотека
«Поворотный момент наступил тогда, когда полицейские не смогли удержать одну лесбиянку в автозаке, — пишет Смит далее. — Трижды она выскальзывала оттуда и пыталась уйти. В последний раз полицейский насильно затолкал ее обратно. Толпа завопила: „Полицейский беспредел! Свиньи!“»
по теме
Общество
Травести, отец Яков и мурманские геи: Как прошел Баренц-прайд
Спустя несколько дней после Стоунволлских бунтов активист по защите прав геев Фрэнк Камени с целым автобусом единомышленников отправился в Филадельфию на ежегодный пикет около Зала Независимости.
По словам историка и писательницы Лиллиан Фадерман, пикеты проводились «чинно» и отражали стремление Камени добиться интеграции геев в общество и трудовую сферу. Женщины были одеты в юбки и блузки, мужчины — в костюмы, проявление чувств друг к другу на публике запрещалось. Но, как рассказывает Фадерман, во время ежегодного пикета 1969 года Камени стало ясно, что после Стоунволлских бунтов все изменилось.
«Две молодые женщины, приехавшие с Камени, взялись за руки, Фрэнк тут же подбежал к ним, расцепил их руки и сказал: „Не здесь!“ — вспоминает Фадерман. — Приехавшую из Нью-Йорка молодежь это возмутило, и они начали выражать протест консервативным взглядам Камени».
Воодушевленные волнениями афроамериканского населения в ответ на убийство Мартина Лютера Кинга и массовыми протестами против Вьетнамской войны молодые гей-активисты требовали быстрых и радикальных перемен.
«Думаю, именно в этот момент Фрэнк, возможно, впервые осознал, что грядет новый порядок, что все меняется», — комментирует Фадерман.
Спустя два дня после ежегодного пикета, 6 июля 1969 года, в нью-йоркском таблоиде «Дэйли Ньюс» (The Daily News) вышла гомофобная статья Фрэнка Лиски о Стоунволлских событиях под заголовком «Гей-гнездилище разорено — «пчеломатки» показывают свои жала» («Homo Nest Raided, Queen Bees Are Stinging Mad»).
Вскоре после пикета 1969 года четверо активистов — Крейг Родвелл, Фред Сарджент, Линда Роудс и Эллен Бройди — решили посетить региональную «про-гей» (в оригинале указано «гомофильную» — прим.ред.) конференцию «с предложением заменить чинные пикеты у Зала Независимости в Филадельфии, проводившиеся в последние пять лет 4 июля, шествием в Нью-Йорке», — рассказала Фадерман.
Мужчины были участниками Гомофильного молодежного районного движения, женщины — членами Лавандовой угрозы. Активисты решили почтить память Стоунволлских бунтов шествием в день их первой годовщины — 28 июня 1970 года. Первое шествие получило название «День освобождения Кристофер-стрит».
По словам Фадерман, в то время большинство геев все еще скрывали свою ориентацию, поэтому в гетеросексуальном мире просто не знали о том, как много ЛГБТК-людей живет и работает рядом с ними.
Активистки Линда Роудс, Арлин Кушнер и Эллен Бройди. Фото: Диана Дэвис / Нью-Йоркская публичная библиотека
Те, кто присутствовал на первом параде гордости, вспоминают, что все началось с небольшого шествия — пара сотен человек собрались в центре напротив «Стоунволл-Инна», но уже спустя пятьдесят кварталов на север, на подходе к Центральному парку, толпа насчитывала тысячи человек. По сообщениям «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times), процессия растянулась на пятнадцать кварталов, достигая в длину три четверти мили.
Шествие закончилось на Овечьем лугу в Центральном парке, где, как написали в «Таймс» (The Times), демонстранты «собрались, чтобы выразить протест против законов, запрещающих гомосексуальные отношения между лицами брачного возраста, и социальных условий, в которых они не могут публично проявлять свои чувства, устраиваться на работу или арендовать жилье».
«Никто из четверых активистов не ожидал такого размаха, — говорит Фадерман о Родвелле, Сардженте, Роудс и Бройди. — Для обеспечения безопасности участников шествия было задействовано то же подразделение полиции Нью-Йорка, что и во время Стоунволлских бунтов!»
Майкл Браун, которого «Таймс» (The Times) называют основателем Фронта освобождения геев, сказал репортеру издания Лейси Фосберг: «Мы должны выйти из подполья и перестать стыдиться, иначе люди так и будут считать нас уродами. Этот парад — утверждение и декларация нашей новой гордости».
Крейг Родвелл за прилавком книжного магазина имени Оскара Уайльда. Фото: Нью-Йоркская публичная библиотека
По всему Овечьему лугу разносились возгласы: «Скажи громко: Гей — это гордо!»
«В 1950-е годы, в юности, я посещала гей-тусовки на Голливудском бульваре, — рассказывает Фадерман, принимавшая участие в параде «Кристофер-стрит Уэст». — Там собралась, наверное, тысяча человек. Стоит отметить, что в гетеросексуальной прессе размеры гей-демонстраций всегда преувеличивались, но эта и правда была масштабной и впечатляющей».
В том же году, как рассказала Фадерман, состоялись два «совсем небольших парада» в Сан-Франциско и Чикаго, но шествие в Нью-Йорке было самым крупным.
«Мы вышли на тропу войны, больше никто не посмеет преследовать и унижать нас», — сказал участник Альянса гей-активистов Мартин Робинсон газете «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times).
Майкл Котис, президент Общества Маттачине, сообщил газете: «Самое главное, что мы должны понять, — мы не такие, как все, но мы не хуже».
Сейчас, спустя почти пятьдесят лет после первого шествия в честь Дня освобождения Кристофер-стрит 28 июня 1970 года, ежегодный Нью-Йоркский гей-парад собирает миллионы участников и зрителей.
Парады
Парады — народ, упоминаемый в таких произведениях древнеиндийской литературы как «Ману-смрити», различных Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». В пуранической литературе они также называются варадами или паритами. Парадов или паритов принято отождествлять с паладами или палидами, упоминаемыми в надписях Ашоки, а также с параденами Птолемея. Они могут быть идентичны археологически подтверждённым паратараджам.
«Ваю-пурана» и «Матсья-пурана» сообщает об их расселении в верховьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи в Центральной Азии. [1] «Махабхарата», напротив, относит парадов к племенам Уттарапатха, обитавших в бассейне реки Саилода на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В «Рамаяне» говорится, что они населяли Сака-двипу, то есть землю за Гималаями. [2]
Среди многих народов, упоминаемых в надписях императора Ашоки, встречается этноним «палиды», считается что под ним упомянуты парады:
Во власти царя находятся яваны, камбоджи, набхаки, набхапамкиты, бходжи, питиники, андхры и палиды. Везде они следуют уставам дхармы, установленным «Благословённым богами». [3] |
Ряд пуранических тесктов связывает парадов с камбоджами, саками, яванами и пахлавами и упоминает их все вместе как панча-гана (пять племён). Эти пять племён были военными союзниками кшатрийских кланов Хайхаи и Таладжунги, принадлежавших к ветви Ядавов и сыгравших ключевую роль в свержении царя Баху из княжества Косала. В дальнейшем, сын царя Баху — Сагара одержал победу над Хайхаями и Таладжунгами заодно с пятью племенами.
Согласно историям, описанным в пуранической литературе, [4] Парады и другие племена панча-ганы перестали следовать брахманическому коду поведения и начали пренебрежительно относится к своим кастовым обязанностям. В ответ на это царь Сагара лишил их кшатрийского статуса, низведя их до уровня варварской касты млеччх. До того, как потерпеть поражение от царя Сагары, эти пять племён были известны под именем кшатрия-пунгава («лучшие из кшатриев»).
В ряде пуранических текстов, в частности в «Ваю-пуране» утверждается, что племена удичья, в число которых входят пять племен панча-гана, а также такие племена, как гандхары, тушары, кхасы, лампаки, мадхьядеши, виндхьи, апранты, дакшинатьи, дравиды, пулинды и симхалы в конце Кали-юги будут уничтожены последней аватарой Вишну — Калки.
Парады, описываемые в санскритской литературе, также отождествляются с параденами, упоминаемыми географом Птолемеем. Парадены жили в Западной Индии на территории Гедросии или Балучистнана в перид после нашей эры. Возможно, что парады мигрировали в западные районы Индии в ходе переселения группы центральноазиатских племён, которое произошло во II веке до н. э. до началы н. э.