Что такое пантомима в музыке
Пантомима
Литература : Broadbent R. J., A history of pantomime, L., 1901, N.Y., 1964; Simon K. G., Pantomime, Mьnch., (I960); Marceau M., Ihering H., Die Weltkunst der Pantomime, Z., 1961; Dorcy J., Jacot M., Pantomime, Lausanne, (1963).
Смотреть что такое «Пантомима» в других словарях:
ПАНТОМИМА — (греч., от pan и mimos подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМА … Словарь иностранных слов русского языка
пантомима — ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС 1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
пантомима — См … Словарь синонимов
ПАНТОМИМА — (от греч. pantomimos букв. все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа пластика, жест, мимика … Большой Энциклопедический словарь
ПАНТОМИМА — ПАНТОМИМА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для … Толковый словарь Ушакова
пантомима — ПАНТОМИМА, ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАНТОМИМА — жен., греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. | Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, мимное зрелище. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство истрасть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимикаиграла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическоепредставление, П. впервые появились в Риме при Августе, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Пантомима — (греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И … Энциклопедия культурологии
Пантомима — … Википедия
ПАНТОМИМА — театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных… … Энциклопедия Кольера
Значение слова пантомима
Словарь Ушакова
| Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.
Культурология. Словарь-справочник
Античный мир. Словарь-справочник
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Словарь музыкальных терминов
(от гр. panta — все и mimeomai — подражаю)
1. Искусство выражать мысли и чувства средствами мимики и жестов.
2. Театральный спектакль, в котором художественный образ создается средствами мимики, жестов и сопровождается музыкой.
3. Один из основных элементов балетного искусства (наряду с танцем).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПАНТОМИМА, ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
| прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы — всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом «M édé e et Jason». Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии «Лоэнгрина», Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом «Семирамиды» Вольтера, Галеоти — «Макбета» и «Ромео и Джульеты». Подобного рода П. имели до 5 актов.
ПАНТОМИМА
Литература : Broadbent R. J., A history of pantomime, L., 1901, N.Y., 1964; Simon K. G., Pantomime, Mьnch., (I960); Marceau M., Ihering H., Die Weltkunst der Pantomime, Z., 1961; Dorcy J., Jacot M., Pantomime, Lausanne, (1963).
Смотреть что такое ПАНТОМИМА в других словарях:
ПАНТОМИМА
театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. д. смотреть
ПАНТОМИМА
(от греч. pantómimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально— всё воспроизводящий подражанием) вид сценического искусства, в к. смотреть
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
пантомима ж. 1) а) Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. б) Соответствующий жанр в театральном искусстве. 2) Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом. 3) а) Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей. б) Игра актера в подобной сцене. 4) Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы — всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом «M édé e et Jason». Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии «Лоэнгрина», Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом «Семирамиды» Вольтера, Галеоти — «Макбета» и «Ромео и Джульеты». Подобного рода П. имели до 5 актов. Ум.
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мим. смотреть
ПАНТОМИМА
Лит.: Румнев А. О пантомиме: Театр, кино. М., 1964; Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985.
ПАНТОМИМА
пантомим (пантомима)выразительное, немое объяснение посредством различных телодвижений (род балета театрального — игра без речей) Ср. И в тот же день. смотреть
ПАНТОМИМА
(греч. Pantomimos — все, воспроизводящий подражанием) вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является жест, мимика, пластика человеческого тела. Истоки пантомимы — в Древней Греции, где и появилось это слово, обозначающее актера, играющего с помощью одних телодвижений. В средние века к пантомиме прибегали скоморохи. В Новое время она использовалась в итальянской комедии дель арте. В ка-честве самостоятельной театральной формы появилась в XIX в. в Англии (Д. Гримальди) и во Франции (Ж.Б. Г. Дебюро). В конце XIX в. пантомимы разыгрывались на сценах мюзик-холлов (в Европе), в цирках и балаганах (в России), появились школы пантомимы — во Франции (Л. Руфф), в Великобритании, в Германии. В одной из таких трупп начинал выдающийся артист и режиссер Ч. Чаплин. Пантомиму активно использовали крупнейшие русские режиссеры первой половины XX в. — А. Я. Таиров, В. Э. Мейерхольд. Современная пантомима включает в себя как полноценные театральные спектакли (в Москве есть театр мимики и жеста), так и выступления отдельных актеров — мимов. Круп-нейшим мимом XX столетия был М. Марсо (Франция). смотреть
ПАНТОМИМА
(от греч. panto-mimos — все воспроизводящий подражанием) — разновидность театрального иск-ва — наряду с драмой, балетом, оперой (Театр),—своеобразие к-рой — отсутствие речевых средств выразительности (принцип «беззастенчивого молчания»). Язык П.—жест, мимика, телодвижения и телоположения — позволяет создавать как пластические образы, так и ассоциативные обобщения, образы-символы. В П. соотношение содержания и формы достигает наибольшеговзаимопроникновения по сравнению с к.-л. др, иск-вом. Следует отличать П. от иск-ва мима, к-рый путем иллюзии действия с людьми и предметами посредством мимики и жеста создает сценические образы в одиночестве. Иск-во же П.— это театр безмолвия с декоративным обозначением места действия, где реальный предмет становится символом, знаком, а характеры и действия выражаются посредством пластики или физических действий, обобщенно или конкретно. Разнообразие выразительных средств рождает многообразие жанров П. (буффонада, трагедия, гротеск, лирико-философская драма, эпос, плакат, комедия, бурлеск, эксцентрика и др.). смотреть
ПАНТОМИМА
Уличный мим. Монмартр, Париж.
Бюст Войкерсена, первого мима, выступавшего в парке Тиволи. Копенгаген.
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
1) Орфографическая запись слова: пантомима2) Ударение в слове: пантом`има3) Деление слова на слоги (перенос слова): пантомима4) Фонетическая транскрипц. смотреть
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
Пантомима (греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художествен. смотреть
ПАНТОМИМА
-ы, ж. Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой.||Жесты, мимика как дополнительное ср. смотреть
ПАНТОМИМА
вид танцевально-мимич. представления, обычно на миф. сюжет, в Др. Греции и Риме. Наибольшую популярность П. приобрел в Риме во времена империи (1 — 5 вв.), когда, наряду с мимом, П. занял господствующее положение на рим. сцене. Само слово «П.» вошло в широкое употребление в Италии при Августе (27 до н.э. — 14 н.э.). П. в Риме исполнялся одним актером (также носившим назв. «П.»), к-рый, меняя костюм и маску, последоват. изображал всех персонажей. Содержание П. излагалось хором, выступавшим в сопровожд. духовых и ударных инструментов. Исполнителями П. были в основном мужчины; в 3 — 4 вв. в этом жанре начали выступать и жен-щины. смотреть
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
Пиано Пиан Патон Патио Патина Пат Пантомима Пани Пан Опт Опиат Опа Оним Оман Нто Нпо Нота Ном Нит Нато Мпа Мотин Мот Моп Монт Миот Миома Мио Мина Мимо Мим Мат Мао Манто Мант Маниот Манат Мана Ман Мамонт Мамон Мамин Маман Мама Ипат Ион Инта Имамат Имам Атом Атм Аон Пим Пимон Антип Пино Пинта Пион Анти Ант Питон Помин Пони Понт Пот Поти Птомаин Там Тампон Тапа Аноа Тим Тимпан Тина Аним Тмин Анат Томин Томми Амт Амниот Аммонит Амман Амин Амиант Амати Аман Аант Топ Амми Амон Тон Томан Том Анимато Тип. смотреть
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
Заимств. в XIX в. из франц. яз., где pantomime < лат. pantomimos, сложения греч. pan, pantos «все» и mimos «немой». Ср. немая сцена. См. мимика, пан. смотреть
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
пантомимаפַּנטוֹמִימָה נ’* * *מוקיוןפנטומימהСинонимы: арлекинада, зрелище, мимика, мимодрама
ПАНТОМИМА
(1 ж); мн. пантоми/мы, Р. пантоми/мСинонимы: арлекинада, зрелище, мимика, мимодрама
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
Ударение в слове: пантом`имаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: пантом`има
Значение слова «пантомима»
[От греч. παντόμιμος — всё воспроизводящий подражанием]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАНТОМИ’МА, ы, ж. [от греч. pantomimos — все представляющий, изображающий без слов] (театр.). Театральное представление, в к-ром действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пантоми́ма
1. театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой
2. устар. жесты, мимика как дополнительные средства общения (обычно при незнании или плохом знании языка)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трактат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пантомима
(от греч. pantómimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально— всё воспроизводящий подражанием)
вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства П. в Европе — в театре Древней Греции и Рима. В средние века к П. обращались Гистрионы, Жонглёры и др., в средние 16—18 вв. она возродилась в итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте). В 19 в. П. как самостоятельную театральную форму развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж. Б. Г. Дебюро (Франция)— создатель знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. П. разыгрывались преимущественно на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась так называемая марсельская школа во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа во главе с Ф. Карно, в которой начал творческую деятельность Ч. Чаплин. В начале 20 в. П. занимала значительное место в работе видных режиссёров Германии (М. Рейнхардт и др.). В 1930— начало 70-х гг. самые известные актёры П.— Ж. Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша).
В России П. входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений скоморохов (См. Скоморохи). В 19 в. П. ставились на подмостках балаганов и в цирках. В 1910-х гг. выразительные средства П. привлекли внимание режиссёра К. А. Марджанова, Н. Н. Евреинова, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда.
Особый вид — П. в сопровождении музыки, пения, ритмического аккомпанемента — распространён с древнейших времён в Индии, Индонезии и др. странах Азии.
Современная П. включает в себя искусство Мима (один актёр) и представления со всеми признаками театрального спектакля. В Советском Союзе получили развитие оба вида.
Лит.: Румнев А., О пантомиме. Театр кино, М., 1964.