Что такое панорамирование в музыке
Для чего нужно производить панорамирование и эквализацию
Всем привет! В этой статье мы разберем для чего нужно производить панорамирование и эквализацию ваших треков. Панорпамирование и эквализацию производят на стадии сведения треков для того чтобы добиться более качественного звучания песен. Также эквализацию используют и при мастеринге, но в малых количествах по сравнению со сведением.
Вообще панорамирование звука для тех, кто не знает это распределение звуковой волны в пространственном диапазоне звукового поля. Другими словами это когда звук распределяется по стерео каналам (влево, вправо, центр).
Зачем это нужно делать?
Это нужно для расширения стереозвучания (объема) и чтобы дать инструментам быть услышиными. Часто случается так, что один инструмент закрывает другой и становится непонятно, играет он или нет. В этом случае как раз поможет панорамирование. Только делать это нужно грамотно. Не нужно делать так, один до упора влево другой до упора вправо, следующий до упора опять влево, по центру, и опять до упора вправо. В этом случае звучание становится слишком широкий. Нужно знать пределы.
Эти пределы вы устанавливаете сами для себя на слух. Для примера: можно отправить на левый канал на 80 %, а правый на 40 %. Другой вариант: на левый 90%, на правый 100%. Благодаря этому, звучание будет в конкретном расположении и к тому же не будет слишком широким.
Каждый инструмент найдет свое место в вашем минусе, надо только постараться.
Конечно же, такие важные элементы музыки как: соло вокал, бас, бочку, а иногда — малый барабан нужно выводить по центру. В моем случае бас я перевожу в моно, что бы он, не занимал много места в звуковом канале.
Такие элементы как бэк-вокал или мелодии на подпевку я панорамирую немного влево и вправо, определяя их местоположение по слуху. Ставлю их туда, где их будет комфортно слушать.
Хэты можно панорамировать немного вправо или оставить по центру, если его будет отчетливо слышно.
Клэпы или снейры можно оставить по центру добавив, пенка при помощи эквализации. Основной инструмент можно сделать объемнее. Сделать 2 копии и распределить один налево другой направо. Это в свою очередь расширит стереоэффект.
Все конечно не распишешь. Но главное что вы должны понять, то, что нужно панорамировать так чтобы минус был объемным и гармонично сочетающимся.
Каждый битмейкер при сведении минуса использует эквализацию. Так как это помогает добиваться лучшего звучания.
Вообще эквализацию используют:
Давайте определим, в каких частотах определяются диапазоны слышимых частот:
Также для Вас я подготовил таблицу эквализации с диапазонами слышимых частот.
Таблица эквализации с диапазонами слышимых частот.
Можете скачать на компьютер и распечатать. Как скачать? Нажмите правой кнопкой на рисунок и в выпадающем меню нажмите “сохранить рисунок как” и сохраняйте туда, куда вам надо.
Если у вас возникли вопросы как эквализировать ваши минуса, то я вам не могу дать конкретной методики, поскольку каждая песня каждый исполнитель индивидуальны. Я могу вам написать лишь общие принципы, благодаря которым вы будете экспериментировать, и создавать свои минуса.
Общие принципы эквализации.
Таблица эквализации частот инструментов.
Общий совет по эквализации:
Если урезаешь, урезай узкой полосой. Если поднимаешь — поднимай широкой. Хочешь показать — урезай низы. Хочешь, чтобы слилось с миксом — срезай верх.
На этом пока все по теме панорамирования звука и эквализация. Будьте в курсе наших статей. Подписывайтесь, оставляйте комментарии и не забудьте твитнуть.
Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.
Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Сведение стерео. Элемент второй: панорама – размещение звука в звуковом поле.
Чаще всего при сведении забывают про панораму, или размещение звукового элемента в звуковом поле. Чтобы понять, что такое панорама, нам сначала нужно уяснить, что стереовоспроизведение звука (в нашем случае – по двум каналам) представляет звук пространственно. Панорамирование и дает нам возможность выбрать, в каком месте этого пространства мы разместим данный звук.
Но на самом деле, панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может оживить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.
Так как же панорамировать? Существуют ли какие-то правила? Несмотря на кажущуюся случайность решений по выстраиванию панорамы, (как и во многих других аспектах сведения/микширования), существует рациональный метод, которым можно пользоваться.
Представьте, что вы смотрите вестерн в кинотеатре. На экране – панорама аризонской пустыни. Прямо в середине кадра средним планом снят ковбой, сидящий на лошади. Ero атакуют, скажем, шесть индейцев, но мы их не видим – они за ковбоем. Поскольку мы их не видим, «угроза», создаваемая ими, весьма сомнительна, не говоря уже о впустую потраченных студией деньгах. Не лучше ли было бы режиссеру выдвинуть индейцев несколько влево, чтобы их стало, наконец, видно? Или вообще распределить их по всему кадру, чтобы атака казалась более массовой и грозной?
Все это мы и делаем с помощью панорамного потенциометра. Он дает возможность режиссеру (звукооператору) возможность вывести бэк-вокал (индейцев) из-за солиста-певца (ковбоя) таким образом, что мы можем слышать (видеть) всех значительно более отчетливо.
Фантомный центр
Стерео, изобретенное в 1931 году Аланом Бламлейном с EMИ рекордс, (причем патент не был возобновлен в 1959 году, когда формат пошел в массовое производство – во как!) дает эффект, который называется «фантомный центр». То есть два громкоговорителя создают впечатление, что между ними находится третий. Этот центр может смещаться из стороны в сторону, в зависимости от баланса музыки, чем, бывает, приводит слушателя в замешательство. Из-за этого в кинозвуке всегда используется третий канал, чтобы фантомный центр не «гулял». Он не прижился в [бытовой] акустике, поскольку людям бывает трудновато разместить и две акустические системы, не говоря уже о трех. (Хотя сейчас третий канал начали использовать, см. часть II, «Сведение surround.)
Трое главных
В миксе есть три главные области, в которых происходят основные события.
Центр, до упора влево, до упора вправо.
Цeнтp слышен сразу – туда панорамируют самые значимые элементы музыки: соло вокал, бочку, бас-гитару и иногда – малый барабан. Их размещение в центре общепринято и музыкально оправданно, но на самом деле такое расположение инструментов пришло из эры технологии виниловых пластинок.
Когда к середине 60-х годов начали широко использовать стерео, довольно часто звукооператоры делали «панорамы», в которых почти весь оркестр запихивали в одну сторону, а вокал – в другую. Такое происходило потому, что стерео было овинкой, и техник записи/сведения либо просто не было, либо они были не отработаны. Тогда на микшерских пультах не было панорамных потенциометров. Вместо них был тумблер на три положения – в левый канал, в правый канал и в оба, (т.е. по центру).
Поскольку звукооператоры имели склонность запихивать музыку в один канал, возникли серьезные технические проблемы: если низкие частоты пытались поднять с одной стороны, то при нарезке лакового мастер-диска из-за разбаланса по низким резец заезжал в соседнюю канавку. Возможные выходы из положения: либо валить низкие, чтобы сбалансировать каналы, либо размещать бас, бочку и все инструменты с обилием низких частот в центре. В реальной практике использовался специальный «эллиптический» эквалайзер, как раз предназначенный возвращать в центр случайно сдвинутые в сторону низкие инструменты.
Со временем, в результате появления на рынке большого количества разнообразных стереои псевдостереоэффектов, звукооператоры начали панорамировать их по краям до упора. Поскольку задача звукооператора – сделать «шире» и объемнее, этого легче всего было добиться, распихав такие стереоисточники далеко по краям. Начинало звучать просто «огромно»!
Проблемы появились потом, когда у всех клавишных и эффектов появились стереовыходы. (В действительности, большинство их было оснащено псевдостерео, в котором один из каналов чуть завышался с помощью хоруса) Появился соблазн рассовать их далеко по краям друг поверх друга. И получалось «Большое Моно».
Дэвид Пенсадо: Я думаю, что при сведении существуют три неприкосновенные зоны, и, чтобы размешать там что-либо, нужны очень веские причины. Это: центр, «до упора вправо» и «до упора влево». Я заметил, что когда звукооператоры получают стереосигнал с синтезатора или с какого-то эффекта, они инстинктивно панорамируют его влево-вправо до упора. По краям стереодиапазона выходит «большое крушение поездов». Затем они ставят в центр бочку, рабочий, бас и вокал. Получается одно поверх другого. Если представить все это в виде картины, то ее передний план заслонит все остальное. Что делаю я Беру стереозапись синтезатора и попросту выкидываю один канал – он мне не понадобится. Я создам ему свое «стерео» – либо через линию задержки, либо через хорус, через ревербератор с предилэем, или придумаю что-то еше. Может, я отправлю сухой сигнал на 10:00, а эффекты отправлю влево-внутрь. Я никогда не спанорамирую их до упора влево, тогда поверх них получится слишком много всего. Я могу отправить эффекты на 9:00, а сухой сигнал спанорамирую куда-нибудь на 10:30, или сделаю что-то наподобие того.
Большое Моно — получается, когда на дорожке много псевдостереосигналов, которые спанорамированы до упора по сторонам. В таком случае панорама не выстраивается, так как все находится одно на другом и у записи нет ни глубины, ни определенности. Решение может быть только одно – выбросить один канал, сделанный через хорус, и оставить сухой сигнал. Затем создать свой стереопэтч через питч шифтер или линию задержки. (См. «Элемент четвертый – пространство»). Потом, вместо того, чтобы распихивать до упора, нужно найти хорошие места в левом и правом секторах.
Например, можно отправить левый сигнал примерно на 10:00, а правый на 4:00. Другой вариант: левый – на 9:00, а правый – полностью на 10:30. Это даст ощущение конкретного расположения элементов в пространстве, и в то же время не будет слишком широким.
Эд Сиэй: Что не люблю – так это «Большое Моно», где левый канал отличается от правого только небольшими биениями. Если широко спанорамируешь левое и правое, а потом добавишь еше одни клавишные, и снова – до упора, потом две гитары – и опять до упора, то к моменту, когда все таким вот образом «распределено», в миксе стерео уже не будет. Это напоминает «большую» монозапись, которая, к тому же, не очень-то приятна на слух. Мое мнение – нужно кое-что разделять. Так я добиваюсь, чтобы в миксе прослушивалось все.
Панорамирование за пределы динамиков
Некоторые звукооператоры любят использовать мнимые источники, – панорамируют инструменты за пределы громкоговорителей. Это возможно сделать с помошью внешних процессоров (например, иксайтеров). За счет создаваемой фазовой разницы кажется, будто инструмент звучит не из динамика, а перед ним. Многим этот эффект не нравится, но в определенных случаях он очень полезен.
Советы и секреты.
Панорамирование в танцевальной музыке
Дэвид Сассмен: Если я свожу запись для таниевального клуба, то я не распределяю важные элементы слишком широко. Я считаю важными: бочку, рабочий барабан, хэты и тарелки. Если отправить какой-нибудь очень важный элемент слишком далеко влево или вправо, то половина танцзала его попросту не услышит. Так что важные элементы я держу или в середине, или на 10:30 и на 1:30. Соло вокал почти всегда в центре.
Панорамирование в моно (Да-да!)
Дон Смит: Хочешь верь, хочешь – нет, но я проверяю качество выстраивания панорамы в моно – через один динамик. Когда строишь общую панораму в моно, вдруг слышишь то, что раньше пряталась и всем можно найти место. Если мне нужно, к примеру, найти положение хэта, я переключаюсь в моно, гоняю его вокруг – и вдруг он проявляется. Место найдено! Когда в моно начинаешь передвигать все барабаны, то выявляются все гашения фаз. По возвращении в стерео все начинает звучать гораздо лучше.
Джо Чиккарелли: Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. Например, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку сдвигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чище. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помошью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять весь микс воедино.
Но на самом деле, панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может оживить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.
Так как же панорамировать? Существуют ли какие-то правила? Несмотря на кажущуюся случайность решений по выстраиванию панорамы, (как и во многих других аспектах сведения/микширования), существует рациональный метод, которым можно пользоваться.
Все это мы и делаем с помощью панорамного потенциометра. Он дает возможность режиссеру (звукооператору) возможность вывести бэк-вокал (индейцев) из-за солиста-певца (ковбоя) таким образом, что мы можем слышать (видеть) всех значительно более отчетливо.
Панорамирование за пределы динамиков.
Некоторые звукооператоры любят использовать мнимые источники, панорамируют инструменты за пределы громкоговорителей. Это возможно сделать с помошью внешних процессоров (например, иксайтеров). За счет создаваемой фазовой разницы кажется, будто инструмент звучит не из динамика, а перед ним. Многим этот эффект не нравится, но в определенных случаях он очень полезен.
Панорамирование в танцевальной музыке.
Дэвид Сассмен: Если я свожу запись для таниевального клуба, то я не распределяю важные элементы слишком широко. Я считаю важными: бочку, рабочий барабан, хэты и тарелки. Если отправить какой-нибудь очень важный элемент слишком далеко влево или вправо, то половина танцзала его попросту не услышит. Так что важные элементы я держу или в середине, или на 10:30 и на 1:30. Соло вокал почти всегда в центре.
Панорамирование в моно.
Джо Чиккарелли: Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. Например, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку сдвигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чише. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помошью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может
выйти из конфликтной зоны, и даже может «склеить» весь микс воедино.
Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве
Современная коммерческая песня – это микс из множества записанных дорожек. Задача звукорежиссера – сложить звуки в единое полотно и правильно расположить их в панораме. От этого зависит итоговое звучание композиции и ее восприятие слушателем.
Грамотно выстроенное виртуальное пространство позволяет треку звучать объемно и натурально. И, наоборот, композиции с плохим панорамированием звучат плоско и неестественно.
Как слышит человек
Человек получает информацию о звуках окружающего мира с помощью своих ушей. Далее полученная информация поступает в мозг. Там она обрабатывается и преобразуется в готовую звуковую картину.
При этом мозг располагает звуки в пространстве вокруг человека. То есть создает объемную панораму окружающего мира.
От каждого уха мозг получает информацию отдельно, а затем полученные данные складываются. Это дает интересный эффект. Если вы сядете перед двумя колонками на равном расстоянии от каждой из них, то у вас будет ощущение, что звук формируется не слева и справа, а прямо перед вашим лицом.
ИНТЕРЕСНО. О звуках в пространстве, клавиатуре фортепиано и частотах эквалайзера.
Человеческий мозг предполагает, что низкие звуки располагаются в пространстве слева, а высокие ‑ справа. Если вы посмотрите на клавиатуру фортепиано, то увидите, что в левой части расположены клавиши низких нот, а справа — высоких. Точно на также изображаются частоты на эквалайзере: слева ‑ басы, справа ‑ верха.
Как было раньше
Панорамирование — это не изобретение эпохи звукозаписи.
Музыканты в оркестре всегда располагаются каждый на своем определенном месте. Так, например, ударные инструменты почти всегда находятся в центре панорамы, но позади солирующих инструментов. Струнные и духовые расположены слева и справа. Вокалист или другой ведущий инструмент располагаются в центре авансцены.
Расположение инструментов в классическом оркестре
С развитием звукозаписи появилась необходимость расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве, чтобы композиция воспринималась как при живом исполнении.
В середине прошлого столетия технические средства не позволяли записывать несколько дорожек. Все инструменты записывались одновременно. Поэтому музыканты располагались на разном расстоянии от микрофона. Так были сделаны классические записи Майлза Дэвиса, Хаулина Вулфа и многих других артистов.
Запись инструментов в середине прошлого века
Сейчас для одного трека музыканты записывают множество дорожек. Из этих дорожек звукорежиссер уже собирает готовую композицию.
Задачи панорамирования и их решение
Основная цель панорамирования — сделать запись «живой» и объемной. Слушатель должен воспринимать всю звуковую палитру без провалов и выпирания по частотам.
При работе с панорамой вы должны решить следующие задачи:
Расположение инструментов
Прежде всего для решения этих задач вы должны представлять себе общее звучание вашего микса. Чтобы было легче, сделайте чертеж со схематичным расположением инструментов.
Например, для рок-композиции он будет выглядеть так.
Схема панорамирования в рок-песнях
Дальнейшую работу осуществляйте с этой схемой. Расположите инструменты в миксе и прослушайте получившийся результат. Внесите необходимые корректировки.
Помните, что конечный результат — это продукт вашего слуха, вкуса и технических навыков. К каждому треку вы подбираете собственное решение. Делайте панораму уже или шире в соответствии с творческой необходимостью.
Частотный баланс
При работе с музыкальным материалом помните, что у каждого инструмента есть свой частотный диапазон:
Чтобы инструменты не «тонули» в миксе, разводите их по панораме. Простой пример: если ритм-гитару, духовые и клавиши вы поместите в центр, то разобрать звучание каждого инструмента будет невозможно.
ВАЖНО! О громкости и середине.
В работе учитывайте тот факт, что добавление средних частот воспринимается как увеличение громкости трека.
Баланс панорамы
Нагружайте правый и левый каналы равномерно. В художественных целях вы можете в какой-то части композиции намеренно создать дисбаланс. Например, как во вступлении к песне «White Limo» группы Foo Fighters.
Но в целом звучание обоих каналов должно быть сбалансированным. Контролируйте баланс на слух или по индикатору мастер-шины.
Пример сбалансированного звучания обоих каналов
Панорамирование инструментов с позиции слушателя
Существует два способа панорамирования музыкальной записи: с позиции слушателя и исполнителя.
Цель панорамирования с позиции слушателя — передать атмосферу концертного выступления. При этом способе панорама создается таким образом, чтобы слушатель находился как бы перед виртуальным пространством.
Схематично это можно изобразить так:
Схематичное изображение панорамирования с позиции слушателя
Это самый распространенный способ создания панорамы. Его преимущества в том, что слушатель получает максимально плотный и грувовый микс. Ширина панорамы оптимальна. Звуки не сконцентрированы в одном месте, но и не находятся слишком далеко друг от друга.
99% современной популярной музыки (рок, поп, рэп) звучит именно так.
Панорамирование с позиции исполнителя
Цель панорамирования с позиции исполнителя — дать слушателю ощущение участия в концерте.
Панорама создается таким образом, чтобы слушатель как будто бы находился на сцене вместе с другими музыкантами.
Схематично это выглядит следующим образом:
Схематичное изображение панорамирования с позиции исполнителя
Центром звуковой картины становится вокал или солирующий инструмент. Отличительной особенностью трека с панорамированием с позиции исполнителя является ощущение, что вокалист стоит прямо за вашей спиной. Вы как будто затылком слышите его.
Панорамированием с позиции исполнителя создаются записи джазовых и классических оркестров, а также записи формата live in studio.
Прекрасным примером панорамирования с позиции исполнителя являются работы Ника Кейва «Oh Children», «Higgs Boson Blues», «Abbatoir Blues».
Советы правильного панорамирования
Панорамирование, как и все, что связано с музыкой, – это творческий процесс. Никаких непреложных законов в этом деле нет. На десятках культовых записей панорама не соответствует общепринятым стандартам. Послушайте, например, «Come Together» или «Paranoid».
Тем не менее, существуют устоявшиеся принципы панорамирования. Поначалу следуйте им.
Правила панорамирования: ликбез 2.0
Бас (Bass):
Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания!
С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов. В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.
Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии.
Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.
В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.
Пэды (Pad’s):
Что касается таких стереофонических клавишных инструментов как пэды (подклады), то они должны равномерно заполнять собой стереополе. Пэды играют роль связующего компонента в аранжировке, такую же, как майонез в салате, поэтому они должны равномерно заполнять микс, обволакивая собой почти все его компоненты.
Сам по себе пэд — инструмент обычно электронный и уже изначально стереофонический, поэтому смещать его куда-то, как правило, не требуется.
Основной вокал (Main/Lead vocal)
Следует запомнить раз и навсегда, что сольный вокал панорамируется по центру. Это, опять же, не закон, а правило, нарушив которое вы просто нарушите стереобаланс практически любой фонограммы, где вокал играет главную роль.
В песенной композиции вокал — центральный инструмент. Именно поэтому он занимает в ней главенствующее центральное положение.
Бэк-вокал (Back vox):
А вот вариантов панорамирования бэк-вокала уже несколько больше, так как он может быть представлен несколькими партиями.
Разберем случай, когда бэк-вокал представлен единственной партией на единственной дорожке:
Если бэк-вокал в этом случае параллелен основному, то есть не отличается от основного ритмически, а отличается только высотой звучания, то будет правильней расположить его вместе с основным вокалом в центре стереопространства. Да, безусловно, есть соблазн сдвинуть его немного в сторону, но в этом случае, во-первых, мы получим необоснованную асимметрию, а во-вторых, рискуем получить эффект отдельности звучания бэк-вокала от основного.
Можно также прописать партию бэк-вокала дважды, чтобы получить дабл-трек и распределить полученные партии симметрично в стороны от основного вокала. Но такой ход бывает не всегда уместным.
К тому же при панорамировании бэк-вокальных партий можно столкнуться с весьма интересными вещами:
Например, если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат выше основного и вообще звучат в высоком регистре, то при их распределении в стороны всё равно можно не получить целостного звучания, а получить наоборот «эффект отдельности». Причем этот эффект будет тем сильней, чем дальше бэк-вокал будет панорамирован от центра. В то же время при приближении к центру бэк-вокальных партий мы можем заметить усиливающееся сгущение, и даже загрязнение звучания.
В итоге, столкнувшись с такой проблемой, может показаться, что лучше оставить одну партию и панорамировать её так, как было мною указано — просто в центр. Самое интересное, что такое решение часто и оказывается оптимальным.
При этом я заметил, что если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат ниже основного вокала или вообще звучат в низком регистре, то при их распределении в стороны такого «эффекта отстраненности» можно и не получить, либо получить, но отодвинув партии процентов на 80-100 от центра.Я полагаю, это обосновано тем, что более низкий вокал содержит в себе больше энергии и занимает больше места в миксе, что препятствует возникновению, так скажем, «дыр», отделяющих «бэки» от основного вокала.
Но не стоит спешить с выводами и бежать записывать только низкий бэк-вокал, потому что чем выше звучит бэк-вокал, тем меньше места в миксе он занимает и, следовательно, тем лучше он в нём читается.
Отсюда следует, что в условиях насыщенной аранжировки вписать в уже достаточно плотный микс низкие «бэки» так, чтобы они и хорошо читались и не создавали конфликтов между другими инструментами микса, очень непросто. Именно поэтому низкие «бэки» уместны в лёгких аранжировках с небольшим количеством инструментов.
В завершении статьи хочется ещё раз отметить, что законов панорамирования не существует, равно как и не существует законов применительно к процессу сведения вообще. Но не забывайте, что есть правила, советы и рекомендации которые я давал вам в этой статье.
Безусловно, никто не может запретить вам нарушить любое из этих правил, если в этом возникнет необходимость. Если вы считаете, что в вашем случае будет уместно панорамировать бас-гитару влево, хай-хет по центру, а бас-бочку вправо — да, пожалуйста! Ведь вполне может оказаться, что такое, на первый взгляд бредовое и полностью противоречащее правилам панорамирование, даст очень интересный эффект.
Конечно, звукозапись в целом и сведение в частности — наполовину творческий процесс, в котором любые правила могут быть как угодно нарушены. Но всё же, стоит иметь в виду, что все те правила, которые были изложены в данной статье, придумал не я и не кто-либо другой. Их вообще никто не придумывал — они сформировались с течением времени, постепенно, в процессе развития сферы звукозаписи.
Желаю вам успехов в сведении и формировании отличных стереокартин! 🙂