Что такое память в психологии
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.
Память
Память — это способность индивида запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о разных впечатлениях его жизни, включая связанные с воображаемыми событиями и психическим расстройством (генетическая и иные формы памяти в психологии не рассматриваются). Данное определение указывает на три основных процесса памяти:
С известными основаниями может быть выделен и такой процесс памяти, как забывание. Роль памяти состоит в обеспечении индивида информацией о внешней и внутренней средах обитания. Очевидно, что без памяти функционирование психики человека было бы невозможно. Роль памяти, по словам Л.С.Выготского, можно сравнить со значением капитала в мировой экономике. Рассмотрим упомянутые процессы памяти детальнее.
Процессы памяти
1. Фиксация — запечатление, связывание информации. Из огромного количества впечатлений, поступающих в мозг через сенсорные каналы, запоминается далеко не всё в силу отбора нужной индивиду информации. Так, плохо запоминаются ничем не примечательные факты повседневной жизни. Д.Кэттел (1895) обнаружил, в частности, что из 56 опрошенных только 7 человек смогли верно вспомнить, что на минувшей неделе шёл снег. «По-видимому, — говорит он, — о погоде, которая была на прошлой неделе, люди говорят ничуть не более точно, чем о погоде, которая будет на следующей».
| Снижение памяти часто может свидетельствовать о тяжелых психических расстройствах или соматических заболеваниях мозга, поэтому в этом случае рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику и пройти диагностику |
Существуют между тем незабываемые впечатления, следы которых запоминаются на долгие годы. Прямое изучение фиксации затруднено тем, что она обнаруживается опосредованно, через другие процессы памяти. Сложно судить, например, о запоминании той или иной информации, если индивид почему-либо оказался не в состоянии её сохранить или вспомнить. Тем не менее установлено, что процесс запоминания контролируется рядом факторов, из последних укажем следующие:
Эмоциональное сопровождение впечатлений. Информация, оставляющая индивида равнодушным, запоминается значительно хуже, нежели та, которая порождает яркий эмоциональный отклик. Одни индивиды лучше запоминают нечто неприятное, другие — что-то позитивное, это зависит от особенностей личности. Оптимист, ориентированный на восприятие чего-то положительного, скорее запомнит приятные для него впечатления, пессимист, напротив, прежде всего воспринимает и запоминает события мрачного содержания. Возникающие при этом аффективные ассоциативные ряды указывают на то, что физиологической основой палеомышления является прямое или опосредованное влияние эмоций на психические процессы, включая память;
Структурированность впечатлений. Впечатления, образующие определённую конфигурацию, запоминаются лучше тех, которые не включены в какую-то когнитивную структуру. В опыте с запоминанием числа шахматных фигур на доске Адриан де Гроот установил, что сильные шахматисты после 5-секундного предъявления запоминают 90%, слабые же игроки запоминают всего 40% фигур. Первые запоминают фигуры лучше потому, что воспринимают определённую игровую ситуацию, вторые видят на доске механическое скопление фигур. Существует мнемонический приём, благодаря которому индивид обучается методам структурирования впечатлений с целью улучшить показатели запоминания. Так, запомнить количество и порядок чередования 12 пар черепномозговых нервов проще, если запомнить такую фразу: «Обжигающая зависть гложет бледную Татьяну, открыто льёт слёзы, причитает ядовитая баба, добиваясь покорности». Начальные буквы фразы совпадают с началом названия соответствующих нервов (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой и преддверный, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный);
Осмысленность впечатлений. Коллекционер тюбиков зубной пасты, например, запомнит увиденные им на витрине магазина тюбики намного лучше того человека, которому они мало что говорят, так как коллекционер видит в них определённый смысл. Найти или придать смысл каким-то впечатлениям вообще крайне важно для запоминания. Для этого необходимо сопоставить и связать текущие впечатления с прежним опытом, желаниями, планами и вообще с тем, что индивид считает для себя чем-то особенно значительным;
Кратность повторения заучиваемого материала. Г.Эббингауз установил: если в первый день индивид повторил бессмысленный материал 64 раза, то на другой день для запоминания ему потребуется вдвое меньше повторений, чем в том случае, если бы в первый день он повторил материал 32 раза;
Распределение заучивания во времени. Так, если индивид обучается машинописи в день по 1 часу, то на научение уходит в среднем 55 часов. Если же он тратит по 4 часа в день, то на научение уходит в среднем 80 часов. В первом случае, кроме того, навык машинописи сохраняется более устойчиво;
Мотивация запоминания. Если почему либо индивид осознанно стремится что-то запомнить, показатели фиксации значительно улучшаются. Например, если предстоит серьёзный экзамен по предмету, студент запоминает материал много лучше, нежели в том случае, если для зачёта ему достаточно аккуратно посещать занятия;
Оптимальный уровень психической активности. Качество умственной деятельности, включая запоминание, в целом подчиняется закону Йеркса-Додсона: относительно невысокий уровень активности облегчает решение сложных задач и затрудняет решение простых задач; при высоком уровне активности выявляется обратная картина. Доказана и зависимость качества запоминания от времени суток: если запоминание происходит утром, то материал лучше воспроизводится в тот же день. Если же запоминание происходит днём, то материал лучше вспоминается в последующие несколько дней. Очевидна зависимость качества запоминания от суточного ритма психической активности;
Эффект предшествования. Предварительное ознакомление с материалом улучшает запоминание последнего. Совершенно новые впечатления запоминаются существенно хуже тех, о которых индивид уже имеет некоторое представление, так как индивиду не с чем их связать и к тому же труднее понять. Знание в общих чертах той или иной дисциплины значительно облегчает усвоение её более частных положений;
Адекватность способа представления материала. С помощью словесных инструкций, например, сложнее запомнить, как завязывать галстук или шнурки на ботинках, но проще это сделать посредством показа того, как это делается;
Сенсорная яркость впечатлений. Частным случаем этого правила является зависимость качества запоминания от синестезии. Так, мнемонист Ш. с его феноменальной памятью прекрасно запоминал обыденные вещи благодаря синестезии. Он говорил, например, Л.С.Выготскому: «Какой жёлтый рассыпчатый у Вас голос!». Цифра 1 напоминала Ш. «гордого стройного человека», цифра 2 — «весёлую женщину» и т. п. Синестезии, однако, мешали Ш. запоминать словесные тексты, так как он путался в хаосе образов;
Беспрепятственная консолидация. Консолидация — это процесс закрепления следов памяти, длящийся до 60 минут. Данный процесс может быть нарушен под влиянием аффекта, гипоксии, травмы мозга и других факторов. В одном из исследований у футболистов, перенесших травму мозга, спрашивали текущий счёт игры. Только что пришедшие в сознание игроки верно называли этот счёт, но спустя несколько секунд они его забывали. Нервные клетки в период консолидации, как предполагается, «отдыхают». Если же они в этот период «работают», следы памяти не закрепляются. Так, если во время консолидации индивид пытается запомнить близкий к предыдущему материал, последний не запоминается — это явление известно как ретроактивная интерференция. Консолидация может быть нарушена также и в том случае, если индивид вспоминает о чём-то сходном с предшествующим материалом, — проактивная интерференция. Так, учащийся хуже запоминает материал, если во время консолидации он вспоминает о чём-то ему подобном.
2. Ретенция — сохранение информации в нервных структурах памяти. Данные об этом представлены при описании форм памяти.
3. Репродукция (экфория энграмм (от греч. ekphoreo — выносить, en — находящийся внутри, gramma — запись), вспоминание) — воспроизведение следов памяти. Успешность репродукции связана с влиянием разных факторов, таких как уровень активности сознания, значение для индивида того или иного материала, внушение и самовнушение, ассоциации с другими элементами опыта, самооценка, направленность внимания, эмоциональное состояние индивида. Например, хуже вспоминается информация, связанная с негативной самооценкой, вступающая в противоречие с убеждением в чём-либо, способная испортить настроение и т. д. Остановимся подробнее на забывании методов поиска той или иной информации в памяти. Имеются в виду ключевые стимулы, облегчающие воспоминание. Забывание таких стимулов означает, что индивид как бы разучился что-либо вспоминать.
Многим, вероятно, известно чувство «вертится на языке», когда самостоятельно и быстро не удаётся что-то вспомнить. Достаточно, однако, какой-либо подсказки, например первой буквы слова, как нужное воспоминание является в сознании. Э.Тульвинг показал, что если запоминание дополнять воспроизведениями, то материал вспоминается значительно лучше. Индивид при репродукции материала тем самым как бы научается использовать ключевые стимулы. Те сведения, которые не вспоминаются или воспроизводятся редко, обычно забываются, так как теряются необходимые ключевые стимулы. Роль ключевых стимулов при воспоминании показывает эксперимент, направленный на изучение так называемой ассоциативной памяти.
Испытуемому предлагается запомнить слова, каждому из которых предшествует другое, находящееся в легко устанавливаемой связи с первым, служащее как бы подсказкой при его воспроизведении. Если запоминаются лишь отдельные слова, то после однократного предъявления при обычной памяти верно воспроизводится в среднем 7 слов. В том же случае, когда слова запоминаются в паре с подсказками, правильно воспроизводятся 15–20 слов. Неверные ключевые стимулы могут стать причиной ложных воспоминаний.
В известном рассказе А.П.Чехова о лошадиной фамилии (настоящая фамилия персонажа была Овсов) герой неудачно выбрал ключевой стимул («лошадь») и по ассоциации с ним безуспешно перебирал фамилии, прямо указывающие на лошадь. Подсказки часто используются, в частности, при сборе анамнеза. Они при этом не внушают тот или иной ответ, а лишь помогают пациенту вспомнить забытые ключевые стимулы к тем или иным воспоминаниям. Врач, например, просит пациента что-то вспомнить, спрашивая о его настроении в тот или иной момент, каких-то действиях, обстановке, ситуации, времени происшедшего и т. п. Вспоминая о подобных обстоятельствах, пациент может наткнуться на нужный ключевой стимул и далее уже сам вспомнить нужный факт. Отдельного упоминания заслуживает роль гипноза в воспоминании. Существует распространённое мнение, что гипноз облегчает репродукцию. Это мнение, как установлено, является ошибочным. В гипнотическом состоянии под влиянием внушения общее количество воспоминаний действительно увеличивается. Проблема состоит при этом в том, что страдает адекватность воспоминаний, велика вероятность появления неточных и даже ложных воспоминаний.
4. Забывание — утрата следов памяти. Первые исследования забывания, проведённые Эббингаузом, показали, что объём забытого материала увеличивается с течением времени. Спустя час забывается чуть менее 60% предъявленных к запоминанию бессмысленных слов, через сутки — немного более 60% слов, а затем кривая забывания медленно и плавно снижается. Согласно закону Джоста, из двух одинаково сильных на данный момент следов памяти более стойким оказывается тот, который образовался ранее. Иными словами, скорее забываются более свежие следы памяти. Если же материал заучивается обдуманно и настойчиво, то в итоге возникает эффект вечного хранения, когда кривая забывания спустя 2–4 года выравнивается и затем незначительно снижается на протяжении 50 лет. Если таким материалом является иностранный язык, то слова, которые заучивались особенно легко, сохраняются в памяти лучше. Лучше хранятся в памяти и те слова, которые заучивались постепенно, а не интенсивно и за короткий отрезок времени. Другими исследователями было показано, что следы памяти лиц людей хорошо сохраняются в течение 30 лет, имена же этих людей забываются быстрее.
Считалось, что навыки забываются медленно. Умения ходить, говорить, ездить на коньках или велосипеде, действительно, мало подвержены забыванию. Однако это не является правилом, общим для всех навыков. Психопатология забывания навыков, таких как узнавание, речь, письмо, счёт и т. п., весьма разнообразна. Установлено, что медленно забываются навыки замкнутого цикла — в них одна операция жёстко связана с последующей, каждой новой операции при этом предшествует одна предыдущая, являющаяся как бы её ключевым стимулом. Это, например, навыки одевания, личной гигиены, произношения слов, составления фраз, диалога в общении. При всей их прочности такие навыки в болезни рискуют пострадать особенно сильно, если в силу нарушения выпадает хотя бы одно звено. Значительно скорее забываются навыки разомкнутого цикла — в них каждое действие является изолированной реакцией на отдельный стимул, то есть целому ряду различных операций может предшествовать несколько разных ключевых стимулов, а это запомнить намного сложнее при слабой или ослабленной памяти.
Например, это навыки беседы врача с пациентом, интервью психолога с клиентом, вообще поведение индивида в малопредсказуемой ситуации. Если навыки первого типа легко могут пострадать при локальных нарушениях памяти, то вторые — преимущественно при общем снижении памяти. Некоторые навыки являются смешанными — в них как бы сочетаются качества двух предыдущих. Такие навыки могут забываться достаточно быстро. Например, это навык оказания первой медицинской помощи. Выяснилось, что спустя три месяца он забывается настолько, что только два человека из 10 могут верно его воспроизвести. В патологии, вероятно, это наиболее ранимые навыки, они могут выпадать как при общем снижении памяти, так и при локальном её повреждении.
Значительное место в забывании отводится эмоциональному тону воспоминаний, тому, насколько они приятны или неприятны индивиду. Установлено, что неприятные воспоминания забываются скорее. Вернее сказать, они хуже воспроизводятся из-за сопротивления, которое они встречают при своём появлении в сознании индивида. В одном из исследований (Вальдорогель, Хантер, 1967) обнаружилось, что 50% спонтанных воспоминаний являются субъективно приятными (они, к примеру, не снижают самооценку), 20% — нейтральными и неприятными — только 30%. Известно также, что оценка мучительности родов, поначалу достаточно высокая, спустя три месяца снижается на 25–30%. Выяснилось, кроме того, что 30–40% насильников, включая убийц, не помнят подробностей совершённого ими преступления, как если бы такие воспоминания имели силу психической травмы.
Это показывает, что память как бы фильтрует воспоминания таким образом, чтобы оградить индивида от их травмирующего влияния. По-видимому, в большинстве случаев это совершенно нормальное, во всяком случае, весьма распространённое явление. Считается установленным, что особенно легко забываются детские психические травмы. Так, из 450 жертв изнасилования в детстве 59% респондентов вообще ничего об этом не могли вспомнить. Это не означает, однако, что травмирующие впечатления тем самым вполне изживаются и остаются без последствий.
Подводя итог сказанному, можно предполагать, что причинами нарушений памяти являются следующие:
Необратимые общие и локальные органические повреждения нервных структур памяти, такие как атрофия, травматические, воспалительные, опухолевые и другие подобные им поражения;
Временная инактивация нервных структур памяти, например депрессия, оглушение сознания, кататонический ступор;
Гиперактивация и дезорганизация деятельности нервных структур памяти, наблюдающиеся, к примеру, в состояниях мании, спутанного сознания;
Нарушения самоосознавания, когда мнимые воспоминания принимаются индивидом за реальные и наоборот;
Ослабление и утрата навыков запоминания и воспоминания;
Психологическая переработка воспоминаний и в итоге подмена их менее травматичными;
Искажение репродукции под влиянием внушения и самовнушения, особенно в работе с детскими воспоминаниями, когда пациенту могут быть внушены фиктивные воспоминания;
Возрастные факторы прежде всего имеется в виду детская (инфантильная) амнезия — забывание впечатлений первых 3–5 лет жизни, точнее, неспособность их вспомнить или воспроизвести в сознании как самостоятельно, так и с помощью специальных методов, в частности гипносуггестии. Детский опыт, между тем, не забывается, он сохраняет своё бессознательное влияние и, судя по клиническим наблюдениям, может воспроизводиться в виде разнообразных психопатологических феноменов. Следует обратить внимание и на тот факт, что ранние внешние впечатления многие совершенно здоровые индивиды могут принимать как собственные переживания, например чей то рассказ за пережитое самим индивидом, как это описал у себя Ж.Пиаже.