Что такое память литературным языком
Сочинение рассуждение Память. Что это такое
Память может не только «ранить» душу человека, но и согревать её. У каждого из нас были события, думая о которых, мы начинаем улыбаться. Возможно, эти счастливые моменты происходили в нашем далёком детстве. Когда мы вспоминаем, как бегали с ребятами по лужам, играли в прятки, баловались, на душе становится так тепло и уютно, будто мы снова вернулись в то беззаботное детство. Возможно, у кого-то даже остались фотографии из того счастливого прошлого, на которых мы видим себя такими маленькими, наивными и жизнерадостными. И эти воспоминания согревают нас изнутри.
Благодаря памяти, мы можем сохранить в голове наши ошибки, жизненный опыт. Вспоминая эти уроки, которые преподала ранее нам жизнь, мы уже не будем делать снова эти же ошибки, ведь каждый прожитый день делает нас умнее. Без памяти человек просто не смог бы жить. Он бы даже не помнил, что было вчера, он бы не помнил того, что было минуту назад. Следовательно, не мог бы мыслить и анализировать свои поступки и был бы как растение.
Память. Что это такое
Популярные сочинения
После зимы наступает весна. Постепенно большие снежные сугробы и реки начинают таять и превращаться в маленькую речку, которая движется к канавке или разливается прямо по дороге
Если осмотреться вокруг, то не сложно сделать вывод, что в мире не найти двух одинаковых людей. Возможно, вы не согласитесь и скажите, что близнецы имеют абсолютно одинаковое лицо, но это не так
Пьеса «На дне» заслуженно считается одним из самых гениальных произведений Максима Горького. Она повествует о непростой жизни жителей доходного дома, каждый имеет свой неповторимый образ и непростую судьбу
Значение слова «память»
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая память на числа. Зрительная память. □ На его [учителя] место был приглашен новый по фамилии, если память мне не изменяет, Буткевич. Короленко, История моего современника. Память услужливо воскрешала пережитое. Шолохов, Тихий Дон. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Врезаться в память. Изгладиться из памяти. □ — Эти годы нужно вычеркнуть из памяти. Гаршин, Надежда Николаевна. Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой. Чехов, Дама с собачкой.
2. Воспоминание о ком-, чем-л. Литература сороковых годов уже тем одним оставила по себе неизгладимую память, что она была литературой серьезно убежденной. Салтыков-Щедрин, Круглый год. Спасибо Вам за память и чудесные цветы. Ваша память обо мне меня очень тронула. Станиславский, Письмо С. Г. Бирман и Е. И. Корнаковой, 19 янв. 1931. || чья. Воспоминание об умершем. Светлая память погибших героев. □ Я не знаю, что со мною будет, но я и после смерти Д. останусь верна его памяти, делу всей его жизни. Тургенев, Накануне. — Я тост предложить хочу в память Нестерова, — сказал Глеб. Саянов, Небо и земля. || О том, что (или кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т. п. — Мадам Иванова, вы же смотрите за собачкой. Может, я и не вернусь, так будет вам память о Сашке. Куприн, Гамбринус. Я знала, о чем он думает, вертя в руках старую медную зажигалку, переделанную из патрона, — должно быть, память со времен гражданской войны. Каверин, Два капитана.
3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание. Алеша передал Ивану, что старик проснулся и в памяти. Достоевский, Братья Карамазовы. Спорили два доктора, думая, что он совсем без памяти и ничего не понимает. Панова, Спутники.
Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Что такое память» (ЕГЭ по русскому языку)
Много писателей задавалось вопросом «Что такое память», поэтому данная тема поднимается в сочинении ЕГЭ по русскому языку, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Проблемы, волнующие человеческие умы на протяжении многих веков, обретают значение нравственных. Следовательно, сформированной личности нужно уметь разбираться в подобных вопросах и иметь навыки подтверждения собственных мыслей мнением более опытных и осведомлённых в данном направлении людей.
Проблема
Значение памяти для конкретного человека и всего человечества в целом.
Отношение автора к проблеме
Память – это широкое и жизненно важное понятие. Она бывает разной: о прошлом своей Родины, о прошлом своего народа, о близких людях, о любви, дружбе и счастье и о другом. Уважительное отношение человека к своей истории формирует историческую память. А помнить историю необходимо для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Опираясь на знания, приобретённые нашими предками, мы можем создать более совершенный мир. Наше будущее в наших руках.
Аргументы
Эпитеты к слову «память»
Бессмертная, вечная, бесподобная, лёгкая, странная, прекрасная, редкая, превосходная, временная, собственная, общая, минутная, детская, непонятная, неожиданная, удивительная, немалая, невероятная, настоящая, душевная, женская, мужская, нынешняя, подобная, полнейшая, невообразимая, небывалая, подлинная, истинная, человеческая, приятная, долгая, изумительная, феноменальная, зрительная, фотографическая, развитая, долговременная, наследственная, подсознательная, отменная, родовая, образная, коллективная, великолепная, превосходная, людская, здравая, отличная, визуальная, долгосрочная, историческая, исключительная, потрясающая, поразительная, неплохая, печальная, эмоциональная, духовная, душевная, замечательная, добрая, редкостная, бесподобная, недурственная, колоссальная, старая, детская, мучительная, болезненная, страшная, жуткая, ужасная, дикая, убийственная, исступленная, отчаянная, обречённая, невольная, тревожная, тупая, короткая, недобрая, плохая, ошибочная, скудная, странная, бедная, печальная, грустная, неумолимая, страшная, губительная, жестокая, дырявая, девичья, куриная, незавидная, никудышная, отвратительная, яростная, тёмная.
Синонимы к слову «память»
Воспоминание, прошлое, отголосок, сознание, подсознание, мозг, мышление, отражение, предыдущее, прошедшее.
Примеры из художественной литературы
В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.
Зная все эти нюансы, становится понятно, как сильно страдал Витя из-за того, что не смог прийти в этот день в школу. У него случился приступ ревматизма, именно больные ноги стали причиной, по которой он не смог пойти в школу в знаменательный день. Бабушка всю ночь провела у постели внука, жалея его всем сердцем.
Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека. Именно поэтому фотография принесённая учителем значила намного больше, чем просто кусок бумаги с изображением класса мальчика. Это память о былом времени, сложном, но таком счастливом и интересном. Для главного героя совершенно не важно, что на фото нет его самого, ведь там запечатлено намного больше, чем просто лица людей.
Д.С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.
Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями. В памяти заключается истинное богатство, только у тех, кто помнит прошлое – есть будущее.
Одной из главных тем, пронизывающих всё творчество В.А. Жуковского, является тема памяти. Большую часть занимает память о Великой Отечественной войне. Поэт принимал участие в войне, находясь в рядах народного ополчения. Ярким примером памяти о тех годах является поэма «Певец во стане русских воинов». В начале произведения Жуковский вспоминает о дедах, память о которых вдохновляет солдат на подвиги. Здесь звучат имена Святослава, Дмитрий Донского, Петра I, Суворова. Автор прославляет славных защитников Отечества и призывает их любить свою Родину и защищать её до последнего вздоха во имя памяти о своих предках.
Кроме храбрых воинов, Жуковский вспоминает и тех, кто воспевал доблесть русского народа: знаменитого Бояна, поведавшего «Слово о полку Игореве», о Ломоносове, говорившего о Петре I, о Державине и других известных писателях и мыслителях.
После сражений, очевидцем которых был В.А. Жуковский, создавался целый ряд стихотворений, например, посвящённое великому полководцу Кутузову, под названием «Вождю победителей». В нём описывает позорное бегство наполеоновской армии, испугавшейся мощи русских солдат.
Военно-патриотическое направление в творчестве Жуковского является наиболее глубоким и значительным с идейно-художественной точки зрения.
Тема памяти связаны у поэта не только с военными буднями, а и с дружбой, чувствами, любовью. Одна часть стихотворений посвящено рано ушедшим из жизни друзьям, другая – М. Протасовой, которую Василий Андреевич горячо любил, но так и не смог заполучить разрешение на брак с ней. Он долго и мучительно переживал разлуку с возлюбленной, и эти чувства нашли отражение в его лирике. Память о сильной любви осталась глубоко в сердце Жуковского, он сохранил её там до конца своих дней.
В последние годы жизни поэт снова возвращается к народной теме, он мечтает создать литературу, которая учла бы интересы всех слоёв общества и возрастов. В это время Жуковский много пишет и переводит для детской аудитории. Он понимает, что дети – это будущее его страны, именно в их руках находится завтрашний день, который может сделать жизнь поэта лучше или хуже.
Тема памяти проходит через всё творчество Василия Андреевича и до сих пор сохранила свою актуальность, благодаря высокой нравственности и приоритетности.
Примеры из жизни
Народная мудрость
Афоризмы
Сочинение Что такое Память. Роль памяти в жизни человека
Память играет очень важную роль в жизни человека. С её помощью закрепляется и сохраняется прошлый опыт. Память делает возможным повторно использовать данную информацию или просто возвращаться в сферу сознания. Важная функция памяти — это связь прошлого человека с его настоящим. Конечно же без хорошей памяти невозможно обойтись ни в процессе учёбы, ни на работе.
Всё, что человек знает или умеет, является следствием работы его мозга, который делает возможным сохранять множество образов, мыслей, чувств и другой информации. Если у человека не будет памяти, он не сможет ничему научиться. Он даже будет не способен жить самостоятельно.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что память необходимо тренировать и развивать. Чтобы улучшить память и сделать её более продуктивной, можно использовать следующие приёмы: заучивание стихов, запоминание картинок, интеллектуальные игры и тому подобное.
Существует несколько причин, которые способны влиять на продуктивность памяти: интерес к заучиваемому материалу, его сложность, личные способности человека, обстановка, в которой находится учащийся.
Если человек быстро все запоминает, способен долго удерживать заученную информацию и может затем воспроизвести всё в точности — это значит, что у него хорошая память.
Все люди запоминают по-разному: у одних память образная, у других она логическая, а у третьих — эмоциональная. Образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной. Многие люди лучше запоминают учебный материал, когда они его видят. Некоторые предпочитают прослушивать информацию, а другие делают это на ощупь. Но лучше, когда человек запоминает с помощью нескольких видов. Особенно важно, чтобы информация задерживалась в памяти как можно дольше. Для этого недостаточно просто зазубрить материал, лучше его заучивать осознано. Логика играет большую роль в запоминании.
Обладая хорошей памятью, легче жить: сдавать экзамены, играть в интеллектуальные игры, общаться с людьми, у которых разные интересы. Необходимо делать всё возможное, чтобы развивать свою память.
Сочинение №2
Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.
Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.
Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.
Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.
Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.
Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.
К. Д. Ушинский. Что такое память? Значение памяти
К.Д.Ушинский (1824-1870). «Педагогическая антропология», т.1 (сознание).
ГЛАВА XXVI
Что такое память? Значение памяти
1. Слово «память» употребляется очень неопределенно, но, приняв во внимание все явления, которые относятся к области памяти, можно вывести три значения этого слова, значения родственные и дополняющие друг друга. Под именем памяти мы разумеем: 1) или способность сохранять следы протекших ощущений и представлений и потом снова сознавать их; 2) или психофизический процесс, посредством которого мы возобновляем пережитые нами прежде ощущения; 3) или мы представляем память как результат этой способности и этого психофизического процесса, т. е. как сумму всего того, что мы помним. В этом последнем смысле психологи, принимающие всю душу за ассоциацию следов, делают память и душу понятиями тождественными. Все эти три значения памяти справедливы, но односторонние и мы будем иметь верный взгляд на память только тогда, когда будем видеть в ней разом и способность, и процесс, руководимый этой способностью, и результат этого процесса. Выразим все эти три значения возможно короче и яснее.
2. Память как способность принадлежит всякому сколько-нибудь развитому животному организму. Мы видим признаки памятливости даже у насекомых. Но в человеческой памятливости мы различили собственно не одну, а две способности: одну, принадлежащую телу, или, точнее, нервной системе, и другую, принадлежащую душе, или, точнее, исключительно духу человеческому.
5. Кроме этого пассивного процесса памяти мы замечаем в самих себе процесс активный, стимул которого выходит уже не из нервной системы, а из души, когда мы ищем в нервной памяти нашей то, что нам нужно, употребляем для этого заметные душевные усилия и часто долго боремся с недостатками нашей нервной памяти. Этого активного процесса воспоминания мы не можем предположить в животных именно потому, что он не нужен нам для объяснения какого бы то ни было явления памятливости в животном царстве; в себе же самих мы очень ясно замечаем этот процесс. Для объяснения этих, человеку только свойственных явлений памяти мы признали, что ощущение, прочувствованное нами, оставляет свой след не только в нервной системе, в таинственной форме привычки, но и в душе, в столь же таинственной форме идеи. Эту свойственную только человеку память мы назвали еще памятью развития, потому что этою духовною памятью обусловливается тот духовный и свойственный одному человеку процесс, который по аналогии с процессами растительной природы принято называть развитием. Если бы животные не имели пассивной памяти, то мы не видели бы множества явлений памятливости в животных; если бы животные обладали активною памятью, то породы животных могли бы развиваться умственно, как развивается человечество. Вот почему мы должны были признать в животных память пассивную и не признать в них памяти активной. Животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти. На памяти душевной, памяти развития, мы не могли остановиться, потому что она как особенность человеческой души, как один из признаков человеческого духа подлежит рассмотрению в третьей части нашей антропологии. Здесь же нам достаточно было указать на существование этого явления.
11. Беспрестанное повторение в начале учения необходимо уже и потому, что представления, усваиваемые памятью, суть в то же время залоги для усвоения новых представлений; чем прочнее будут эти залоги, тем легче и прочнее будут усваиваться новые представления. В силу этого же самого психического закона следует полагать в память учащегося прежде всего такие залоги, которые могли бы повести к усвоению многих однородных.