Что такое паломничество в христианстве

О паломничестве

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Что такое паломничество в христианстве. Смотреть фото Что такое паломничество в христианстве. Смотреть картинку Что такое паломничество в христианстве. Картинка про Что такое паломничество в христианстве. Фото Что такое паломничество в христианстве

Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Что такое паломничество в христианстве. Смотреть фото Что такое паломничество в христианстве. Смотреть картинку Что такое паломничество в христианстве. Картинка про Что такое паломничество в христианстве. Фото Что такое паломничество в христианстве

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Источник

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре. Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

Источник

О Святой Земле, паломничестве и местных традициях

Беседа с игуменом Леонтием (Козловым)

Наш собеседник – игумен Леонтий (Козлов), бывший преподаватель МДА, автор книги «Вера сердца и уст исповедание», сотрудник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

– Отец Леонтий, вы закончили Московскую духовную академию, где после преподавали греческий язык. Много бывали в Греции и на Афоне. Чем отличаются греческие православные традиции от наших?

Традиции гостеприимства у греков в крови: всегда угостят, откроют святыни и побеседуют

– Греческое богослужение почти ничем не отличается от проводимых у нас чинопоследований, разве что язык другой. Есть особенности во времени суточных служб: например, утреня всегда совершается утром, перед литургией. Просфоры другой формы, пекут и приносят в храм их сами прихожане, а потом забирают домой. Каждое первое число месяца в храмах совершается освящение воды, Крещение совершается более торжественно, чем у нас, Исповедь не привязана к Причастию и пр. На приходах есть хорошая традиция – после литургии пить кофе вместе со священником, когда прихожане могут задавать ему вопросы и просто беседовать по душам. Вообще, традиции гостеприимства у греков в крови, угостить странника хотя бы стаканом воды с ложкой варенья – у них непреложный закон. В какой бы монастырь на Афоне или в Греции ты ни пришел, всегда тебя чем-нибудь угостят, откроют святыни и побеседуют.

– И на Афоне, и в России множество великих святынь. Какое паломничество может пойти человеку на пользу?

Можно жить иначе, чем живет этот мир, иметь иные ценности и идеалы

– Всякое паломничество, совершаемое в духовных целях, а не ради любопытства, есть труд и приносит несомненную пользу, будь оно в нашей стране или же на Афоне и в Греции. Раньше ходили пешком, утруждали плоть, трудились подолгу во славу Божию, а сейчас перемещаемся быстро и комфортабельно, так что паломничество больше походит на прогулку или приятное путешествие, поэтому все труднее пробиться сквозь внешние оболочки к сердцу. Тем более необходима внутренняя духовная работа, чтение, молитва. Афон, несомненно, обогащает и вдохновляет особо. Там окунаешься в иной мир, живущий другими интересами, попадаешь в монашескую республику и воспламеняешься общим горением. Особенно это впечатляет людей, не видевших наших монастырей: здесь они понимают, что можно жить иначе, не тем, чем живет этот мир, но иметь иные ценности и идеалы.

Что такое паломничество в христианстве. Смотреть фото Что такое паломничество в христианстве. Смотреть картинку Что такое паломничество в христианстве. Картинка про Что такое паломничество в христианстве. Фото Что такое паломничество в христианстве

– За это время были разные послушания, на сегодняшний момент я выполняю обязанности казначея, отвечаю за совершение треб и за взаимодействие Миссии с Иерусалимской Патриархией. Сегодня РДМ сохраняет участки и монастыри Русской Палестины, обеспечивает совершение там храмового богослужения, духовно окормляет местных прихожан и паломников. Также мы представляем здесь Русскую Церковь и возносим молитвы за нашу страну и своих соотечественников у святых мест. Коллектив служащих и подвизающихся на Святой Земле под началом нашего начальника архимандрита Александра (Елисова) насчитывает примерно полторы сотни человек.

– Люди со всего мира едут на Святую Землю укрепиться в вере. А есть ли там современные подвижники и духовники, общение с которыми также может принести несомненную пользу?

– С нашим духовенством мы общаемся не как с духовниками – нам трудно судить, а из местных можно выделить несколько авторитетных отцов. Например, архимандрита Евдокима, игумена лавры св. Саввы Освященного. Он – настоящий отец братии, который вдохновляет их на строгую подвижническую и молитвенную жизнь в обители. К нему на исповедь приезжают многие клирики Иерусалимского Патриархата. Также очень любим паломниками любвеобильный игумен и ктитор монастыря прп. Герасима Иорданского архимандрит Хризостом. Под его мудрым руководством в обители постоянно трудятся добровольцы из Греции и представители местной арабской молодежи. Большой духовный авторитет среди православных и даже местных мусульман имеет хранитель колодца Иакова в Наблусе – архимандрит Иустин, настоящий мужественный исповедник, на протяжении десятилетий выдерживающий нападения и покушения фанатичных мусульман и иудеев.

– Вселенский Патриархат принял два решения, которые взбудоражили умы православных христиан: о втором браке духовенства и о «даровании автокефалии Украине». Что обо всём этом думают на Святой Земле?

– Мы с отцами в Миссии, конечно, переживаем по поводу сложившейся ситуации с Константинополем и обсуждаем ее, и если их противоречащее традициям решение относительно вторичного брака духовенства нас особо не затрагивает, то вмешательство в жизнь Украинской Церкви сильно огорчает и возмущает. Фанар уже давно, начиная с распада Порты и отделения от нее целых стран, стал все больше ради выживания погружаться в политику, особенно в 1920-х годах, после т.н. Малоазийской катастрофы – военного поражения греков в Азии и обмена населениями, – когда Константинопольская Патриархия едва удержалась в Стамбуле, лишившись всех епархий за пределами Турции. Тогда они стали развивать теорию о своей главенствующей роли в Православии и особых правах на все территории, находящиеся вне юрисдикции других Поместных Церквей. Эти несвойственные традициям Православия притязания, своеобразный папизм, развивались постепенно и теперь приняли весьма болезненные формы, когда ради достижения политических целей грубо попираются основополагающие принципы и священные каноны нашей Церкви. Обидно, что структура, называющая себя Вселенской Церковью, действует под давлением политических врагов России и со своей стороны осуществляет их планы по ослаблению Русского мира, отделению от него Украины теперь и в церковном отношении, чтобы уничтожить этот ненавистный им мир по частям. Мы полностью поддерживаем решительные действия нашего Патриарха и Синода, направленные на то, чтобы остановить это беззаконие, грозящее новым кровопролитием на многострадальной Украине и расколом в теле всего мирового Православия.

– Изменилось ли ваше ощущение Евангелия с прибытием на Святую Землю?

Новозаветные события воспринимаются реалистично, с привязкой к месту

– В Иерусалиме я уже четыре с половиной года, и Пятое Евангелие, как иногда называют Святую Землю, за это время основательно закрепилось в уме и сердце, пропитав собой труды первых четырех евангелистов. Так что ветхозаветные и новозаветные события воспринимаются сознанием вполне реалистично, с привязкой к месту и реалиям Ближнего Востока. Хотя Благовестие Христово есть слово Божие, оно воспринимается духом и не сильно выигрывает от знания земных подробностей.

– Я знаю, что в Русской Духовной Миссии есть прекрасные программы пребывания паломников на Святой Земле. Что бы вы посоветовали тем, кто планирует такое паломничество? Можно ли исповедаться и причаститься во время паломничества? Как причаститься на греческой службе в Храме Гроба Господня? Что вообще нужно учесть, посещая греческие службы на Святой Земле?

– Действительно, в настоящее время у Миссии есть сильная Паломническая служба, предлагающая большой набор услуг, опытных гидов из числа сестер Горненского монастыря, детально разработанные программы паломничества. Есть недорогие гостиницы в Горненском монастыре и Вифлееме, наработки по заказу проживания и транспорта у других организаций. В последние годы поток паломников резко возрос, поэтому, советуя обращаться по этому вопросу непосредственно в Миссию, порекомендовал бы делать это заранее, за несколько месяцев, особенно если речь идет о наиболее популярных сезонах – с сентября по ноябрь и с середины Великого поста до конца мая.

Что касается Причастия и Исповеди, мы рекомендуем паломникам исповедаться у своих духовников перед поездкой на Святую Землю, а здесь причащаться уже без Исповеди. Дело в том, что в храме Гроба Господня греки сами не исповедают и нашим священникам не позволяют – в лучшем случае архиерей прочитает разрешительную молитву для всех с амвона. Исповедь у них совершается не массово, перед литургией, а частным образом, по мере потребности, чаще всего раз в году, перед Великим постом. У этой традиции больше минусов, чем плюсов, но нашим верующим приходится исповедоваться здесь по возможности, например, если есть в группе священник, или же в наших храмах, но причащаться желательно при любой возможности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *