Что такое пальма сиона

Пальмы Сиона

Что такое пальма сиона. Смотреть фото Что такое пальма сиона. Смотреть картинку Что такое пальма сиона. Картинка про Что такое пальма сиона. Фото Что такое пальма сиона

В книгу вошли этюды по эстетике живописных образов в классической и современной поэзии. Экфрасис рассматривается как вершина выразительности в европейском словесном искусстве, и влияние экфрасиса трактуется как особая логика решения художественных задач.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пальмы Сиона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В культуре часто бывает, что логика необходимости и свободы, решимости и робости, смелости или милости оказывается сильнее привычной логики ориентиров и образцов. Здесь уже не ткется ткань влияний и заимствований, но возникает неожиданный разворот обстоятельств, зазор в плотном ощущении культуры, который самим создателям культуры нужно перепрыгивать на свой страх и риск. Когда исследователю кажется, что образность настолько живая и продуманная, что уже не боится никаких интерпретаций — это верный признак не плотности ткани, а состоявшегося прыжка.

«Мадонна» Пушкина хрестоматийна, рея перед читателями как как знамя над реальным браком Пушкина. Иконология оставляет вопросы: Пушкин явно предпочитает «Святое семейство под пальмой», изображение рыжей Мадонны, напоминавшее «рыжую и косоглазую» избранницу. Пальма могла в Европейской живописи по-разному сочетаться с сюжетом Мадонны. С Ангелами, один из которых держит пальмовую ветвь, ветвь победы, в европейской живописи были изображения Непорочного зачатия. Достаточно вспомнить вариант Рубенса, или вариант восемнадцативечного Тьеполо с целым пальмовым деревом у ног, будто бы поддержанным всеми небесными силами, поздний, но тем более выразительный в своей наивности. Это значило, что у такого события могли быть свидетелями только ангелы; но и они, как не способные подступить к этой тайне, должны были взирать на победу, на будущий триумф, чтобы понять смысл событий. К таким изображениям Непорочного Зачатия можно приблизить и Сикстинскую Мадонну, которая так парадоксальна оборвала надежды о. Сергия Булгакова на скорую богословскую победу, при этом именно побеждая его простым явленным наличием собственного будущего и сразу объясняя, что нельзя даже побеждая составить расписание побед.

Перед нами в образах Непорочного зачатия продолжение ренессансных «триумфов», в которых напряжение действия снимается только тем, что изображается умопостигаемое, но не чувственное событие: триумф любви постижим только умом, но только он позволяет любви стать созидательной силой. Тогда как под пальмой изображался прежде всего добродетельный герой, твердо, по велению веры, избирающий правильный путь, как Геракл в варианте А. Карраччи (1596). Поэтому смысл пушкинского стихотворения: мне нужна не непорочность, которая охраняется ангелами и мыслится только как будущее человечества, онтологическое будущее; но добродетель, которая выбирая правильный путь, сразу становится образцом для видящих ее. Но почему происходит такой выбор добродетели? Он как раз коренится в спорах о воле, которые шли в восточной Церкви и следы которых ощущались в любой проповеди.

Приведу только один показательный пример этого спора, чтобы не повторять все то, что затухало и разгоралось и в проповедях, и в моделях поведения, и в моделях освоения мира. Около 1368 г., уже в значительно уменьшившеся по территории, но не по высоте ума Ромее-Византии, Прохор Кидонис заявил, что из несовершенства чувственного восприятия следует и греховность тела Иисуса, в отличие от Его безгрешных задач. Будущее исчерпывается настоящими задачами, и в нем можно мечтательно охранять безгрешность простыми копьями тезисов. Ответом ортодоксии стала критика чувственного восприятия. Прохор Кидонис ссылался на тезис Максима Исповедника о том, что энергия имеет начало во времени: значит, ее бытие совпадает с ее характеристиками; и тогда всё, что во времени — тварно. Раз временные вещи тварны, то их триумф, иначе говоря, реализация характеристик, будет тоже тварной.

На эту логику готового будущего следовало ответить отождествлением исходной точки и свойств исходной точки, иначе говоря, признать, что и чувство, обращенное к этой исходной точке, становится совсем другим, что добродетель может быть не только действием, но и образцом для вдруг явившегося чувства. Прохору Кидонису на соборе велели зачитать «Диспут с Пирром» Максима Исповедника, вроде бы не имеющий прямого отношения к его мысли, но прямо переигрывающий его: ведь согласно аргументации Максима Исповедника, воля становится очевидной не из качества результата, но из самого появления результата, иначе говоря, из самого факта движения. Этот факт движения, явленность движения самому себе как образцу, и позволяет постигать волю как один из моментов движения, а следовательно, видеть и различие воль, соответствующее различию природ. Так и у Пушкина получается, что воля не в качестве, но в самом явлении, не в реализации характеристик или в охранении их (охрана святыни, что солдатская «с ружьем и в кивере двух грозных часовых», что ангельская, не была приемлема), но в самом факте, который уже становится неотвратимым примером просто, если мы хотим себя соотнести с будущим.

Одно из неожиданных продолжений в независимой русской поэзии, «Гобелены» Кривулина, где как раз тоже воспевается существование средь медленных трудов, в простоте и умалении, и само искусство умаляется до призрака, и делается вывод:

Так хорошо, что радость узнаванья

тоску утраты оживит,

и невозвратный свет любви и любованья,

когда не существует, — предстоит!

Также именно различие воль, которое и позволяет хранить радость в тоске утраты, видно, когда свет предстоит, признается как факт, а не как обстоятельство нашего существования.

Источник

Пальмы Сиона

В культуре часто бывает, что логика необходимости и свободы, решимости и робости, смелости или милости оказывается сильнее привычной логики ориентиров и образцов. Здесь уже не ткется ткань влияний и заимствований, но возникает неожиданный разворот обстоятельств, зазор в плотном ощущении культуры, который самим создателям культуры нужно перепрыгивать на свой страх и риск. Когда исследователю кажется, что образность настолько живая и продуманная, что уже не боится никаких интерпретаций – это верный признак не плотности ткани, а состоявшегося прыжка.

«Мадонна» Пушкина хрестоматийна, рея перед читателями как как знамя над реальным браком Пушкина. Иконология оставляет вопросы: Пушкин явно предпочитает «Святое семейство под пальмой», изображение рыжей Мадонны, напоминавшее «рыжую и косоглазую» избранницу. Пальма могла в Европейской живописи по-разному сочетаться с сюжетом Мадонны. С Ангелами, один из которых держит пальмовую ветвь, ветвь победы, в европейской живописи были изображения Непорочного зачатия. Достаточно вспомнить вариант Рубенса, или вариант восемнадцативечного Тьеполо с целым пальмовым деревом у ног, будто бы поддержанным всеми небесными силами, поздний, но тем более выразительный в своей наивности. Это значило, что у такого события могли быть свидетелями только ангелы; но и они, как не способные подступить к этой тайне, должны были взирать на победу, на будущий триумф, чтобы понять смысл событий. К таким изображениям Непорочного Зачатия можно приблизить и Сикстинскую Мадонну, которая так парадоксальна оборвала надежды о. Сергия Булгакова на скорую богословскую победу, при этом именно побеждая его простым явленным наличием собственного будущего и сразу объясняя, что нельзя даже побеждая составить расписание побед.

Перед нами в образах Непорочного зачатия продолжение ренессансных «триумфов», в которых напряжение действия снимается только тем, что изображается умопостигаемое, но не чувственное событие: триумф любви постижим только умом, но только он позволяет любви стать созидательной силой. Тогда как под пальмой изображался прежде всего добродетельный герой, твердо, по велению веры, избирающий правильный путь, как Геракл в варианте А. Карраччи (1596). Поэтому смысл пушкинского стихотворения: мне нужна не непорочность, которая охраняется ангелами и мыслится только как будущее человечества, онтологическое будущее; но добродетель, которая выбирая правильный путь, сразу становится образцом для видящих ее. Но почему происходит такой выбор добродетели? Он как раз коренится в спорах о воле, которые шли в восточной Церкви и следы которых ощущались в любой проповеди.

Приведу только один показательный пример этого спора, чтобы не повторять все то, что затухало и разгоралось и в проповедях, и в моделях поведения, и в моделях освоения мира. Около 1368 г., уже в значительно уменьшившеся по территории, но не по высоте ума Ромее-Византии, Прохор Кидонис заявил, что из несовершенства чувственного восприятия следует и греховность тела Иисуса, в отличие от Его безгрешных задач. Будущее исчерпывается настоящими задачами, и в нем можно мечтательно охранять безгрешность простыми копьями тезисов. Ответом ортодоксии стала критика чувственного восприятия. Прохор Кидонис ссылался на тезис Максима Исповедника о том, что энергия имеет начало во времени: значит, ее бытие совпадает с ее характеристиками; и тогда всё, что во времени – тварно. Раз временные вещи тварны, то их триумф, иначе говоря, реализация характеристик, будет тоже тварной.

На эту логику готового будущего следовало ответить отождествлением исходной точки и свойств исходной точки, иначе говоря, признать, что и чувство, обращенное к этой исходной точке, становится совсем другим, что добродетель может быть не только действием, но и образцом для вдруг явившегося чувства. Прохору Кидонису на соборе велели зачитать «Диспут с Пирром» Максима Исповедника, вроде бы не имеющий прямого отношения к его мысли, но прямо переигрывающий его: ведь согласно аргументации Максима Исповедника, воля становится очевидной не из качества результата, но из самого появления результата, иначе говоря, из самого факта движения. Этот факт движения, явленность движения самому себе как образцу, и позволяет постигать волю как один из моментов движения, а следовательно, видеть и различие воль, соответствующее различию природ. Так и у Пушкина получается, что воля не в качестве, но в самом явлении, не в реализации характеристик или в охранении их (охрана святыни, что солдатская «с ружьем и в кивере двух грозных часовых», что ангельская, не была приемлема), но в самом факте, который уже становится неотвратимым примером просто, если мы хотим себя соотнести с будущим.

Одно из неожиданных продолжений в независимой русской поэзии, «Гобелены» Кривулина, где как раз тоже воспевается существование средь медленных трудов, в простоте и умалении, и само искусство умаляется до призрака, и делается вывод:

Так хорошо, что радость узнаванья

тоску утраты оживит,

и невозвратный свет любви и любованья,

когда не существует, – предстоит!

Также именно различие воль, которое и позволяет хранить радость в тоске утраты, видно, когда свет предстоит, признается как факт, а не как обстоятельство нашего существования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Глава 9. Чистейшей прелести чистейший образец

Глава 9. «Чистейшей прелести чистейший образец».

… Много было непонятного. … Шифр!, привычка масонов шифровать буквально всё.
Тексты поэта, особенно любовная лирика, а в них не редкость слово «ангел» и связь с именем женщины, чтобы разгадать, нужна была какая – то отправная точка…
Александр Сергеевич записал в дневнике в 1821 году, «4 мая был я принят в масоны…», кишинёвская ложа «Овидий». По исследованиям, прекратила существование, да и через год, 1822, последовал указ о запрете всех тайных обществ на всей территории государства.
В письме Жуковскому есть фраза, «Я был масоном…».
После лицея состоял в кружке «Зелёная лампа», филиал масонов «Союз благоденствия».
И вот начало ХХI века, я начал поиски недостающих деталей к расшифровке сонета под красивым названием «Мадона». Поводом послужило то, что многие авторы литературных сайтов пишут версии о «донжуанском списке» поэта, составленном автором накануне женитьбы на Наталье Гончаровой методом не логических предположений, чаще наугад. Естественный приём в пику профессионалам – «пушкинистам», при этом окончательно всё запутывая.
Но из предположений, если очень потрудиться, (максимально напрячь логику на поиск нелогичностей), можно выудить необычные неожиданные закономерности.

…Женитьба в период скандала между разными точками зрения друзей Пушкина о славянском мире. Польское восстание 1830 – 31 года заметно повлияло на устои жизни людей царства…, взаимоотношение интеллигенции в особенности.
Организаторами – «застрельщиками» движения за независимость были молодые польские патриоты – масоны. В российском обществе образовались явные группы поддержки объединённого славянства и его откровенные противники. Окружение Пушкина, друзья, знакомые разделились на агрессивную оппозицию по отношению друг к другу.
Он говорил о своих сомнениях,… отменить женитьбу… поехать в Польшу!
Совпадения с событиями в Польше или было что – то другое?
Было одно очень серьёзное препятствие женитьбы, его отец, Сергей Львович был членом активной военной польской ложи масонов «Северный щит». Идеология ложи, поддержанная католической церковью, вне правил отношения с масонами, ради восстания за независимость.
Задача, цель Польши – вернуть земли, отобранные при разделе Австрией и Пруссией, обязательно восстановить правление Княжеской Литвой в своих границах и союз только с… Европой.

Сын, Александр Сергеевич, ярый сторонник политики царя Николая I, всех славян вернуть под правление России с землями при разделах.
В 1830 году его решение сформировалось, через год выступит с воззванием к французским депутатам в стихах оде «Клеветникам России».
Сын против отца!

«Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец».

Известный текст из письма Наталье, «… проводил целые часы перед картиной, изображающей белокурую мадонну», которая похожа на неё, «как две капли воды».
Наталья знала, что это…
не ОНА!

… Категорически не ей посвящение, «… чистейший образец». На картине образ…, не к ней!
И никогда не писал, ни до свадьбы, ни после, ни одного посвящения Наталье не посвятил… Странность принципиальная… в разгадке его списка дам и… тайны двух NN.

Шифровка текста сонета в стиле 17 – 19 веков тайных обществ масонов.
Для разгадки надо было определить главный КЛЮЧ и промежуточные связующие линии.
Из его века никаких даже намёток не последовало – всё связанное с масонством безжалостно уничтожено до революции. Остаточное было… Из 30 – х что – то просочилось в 70 – е ХХ века. Я был свидетелем упоминаний эпизодов жизни Пушкина в религиозной литературе проникающей из – за «бугра» в Союз, наверное, мне повезло, внимательно читал религиозные выкладки, по их недосказанностям разгадал самого Пушкина!
И вот этот текст стихотворения по названию «Мадона».
Загадочный, малообъёмный, короткой формой, заставляет задуматься оборотами укороченных пушкинских фраз. Стилем написания, детективным подходом к событию, с божественным закрученным сюжетом.

Мадонна с двумя «нн», католическая богоматерь, а у Пушкина с одной «н»…? Что это? Ошибкой быть не может, намеренные действия поэта…, изменить себе – правописанию слова?!

Кто такой этот загадочный Сион?
Из множества справочников возьмём популярную современную Википедию – интернет издание.

Де Сион, аристократическая фамилия. 1795 год участие Пруссии в подавлении восстания Костюшко и Третий раздел Речи Посполитой, Пруссия наградила орденом «За заслуги». Так было – подавление польского движения за независимость и те, кто делил, были неожиданным образом за неразделённое славянство… В те времена, имея свой интерес… земли поляков.
Сион был ординарцем в 1812 году у Барклай – де – Толли, Главнокомандующего I Западной Армией. Участник сражений Бородино.
С 1829 года работник Министерства финансов. Его дом, Пушкин, разговоры, беседы, животрепещущая тема – восстание в Польше, начало 1930 год. Поэт годом позже напишет «Бородинская годовщина», стиль – протест его единомышленников о разделении славян.
Сион придерживается его взглядов, они едины, масон – патриот за него, а он за политику правительства. Они дружили, несмотря на огромную разницу в возрасте. Идейный масон де Сион за подавление польских восстаний со времён Костюшко, за единое славянство!
Пример сложного российского масонства, «левые», «правые» и крайние или умеренные. Патриоты, сочувствующие. Безразличные, до, всё равно. Инертные или агрессивные.

«… чтоб на меня с холста, как с облаков», единственный шедевр Рафаэля, … где дева с облаков.

Сион, любитель искусства, художник, картины далёкой родины Италии, воспоминания. Понимал старый вояка, МАТЬ и ДИТЯ обожествлены его юным другом Пушкиным.

Она – Ангелика, Ангел, как он её называл и повторил слово во множестве стихах.
И сын её… и его – ангел.

Ангелом называл и Гончарову, но в сочетании, «ангел мой» или «мой ангел». Позднее, в супружеской жизни, называл и ангел…
Сразу ассоциации: на подсознании сравнения, сознательная оговорка, память из глубины души, мотивы к сложению текстов, оставим поэтам будущих веков…

В этом же году, 1830 – ом, в письме, при подготовке к женитьбе на белокуро – рыжей Наталье, прощался сонетом «Мадона» с Ангелом своим – «утаённой» любовью, памятью о них обоих, прощался… для того, чтобы жениться…

«На картине (Рафаэля) изображена женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции». Пояснение справочника.

«Благословенное дитя» на руках матери, Спаситель и Христос. Мог ли Пушкин так зашифровать судьбу своего сына? Мог. Мучения Христа…
Век ХIХ и отношение к незаконнорожденному ребёнку жестокое – жить без прав…
«… неблагодарное будущее ждёт» их сына.

«Исполнились мои желания. Творец…»

«Чистейшей прелести чистейшей образец», осталась в памяти на картине, как… ЖИВАЯ. Которая похожа на мадонну, как «две капли воды».

Уважаемые посетители сайта ПРОЗА, если будете копировать, перепечатывать, ссылайтесь на мою фамилию обязательно и сайт. Здесь интернет – вариант, как автор, пользуюсь правом не всё печатать… оставить на потом. Отсутствуют несколько связующих КЛЮЧЕЙ разгадки в сложном исследовании.

Источник

3. Мадонна Пушкина под пальмами Сиона

3. Мадонна Пушкина под пальмою Сиона.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-

Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец.

Вот муза, резвая болтунья,
Которую ты столь любил.
Раскаялась моя шалунья,
Придворный тон её пленил;
Её всевышний осенил
Своей небесной благодатью –
Она духовному занятью
Опасной жертвует игрой.
Не удивляйся милый мой
Её израильскому платью,
Прости ей прежние грехи
И под заветною печатью
Прими опасные стихи.

комиссии, она связывается с мастерами гранильной фабрики в Петергофе, двумя братьями Александром и Львом Пермогоровыми, и заказывает надмогильный памятник мужу. Выбор на них пал не случайно: они были выходцами из Голландии, им не нужно было объяснять значение шестиконечных звезд на могиле. В январе 1841 года готовый памятник на девяти подводах был доставлен в Святогорский монастырь.
В 27 выпуске «Михайловская пушкиниана» за 2003 год исследователи Д. Гдалин и М. Иванова пришли к выводу, в кавычках цитаты из их открытий, что «события, связанные с заказом и изготовлением надгробного памятника, происходят после 31 декабря 1839 года», то есть после возвращения Натальи Николаевны в Петербург. «Утверждения многих авторов о более ранних сроках работы над надгробием не нашли подтверждения и должны быть оценены как недостоверные». «Документальных сведений об авторе эскиза не сохранилось», однако «к первому марту 1840 года он (эскиз) уже существовал».* Таким образом, навязываемое общественности мнение, что памятник спроектировали Жуковский, Строганов, Вяземский, Тургенев, Вильегорский не имеет ничего общего с действительностью. Эти люди настолько боялись царя, что даже в самых смелых мыслях не могли позволить себе изобразить еврейский символ или, как некоторые трактуют, масонский знак на могиле своего друга в разгар антиеврейской реакции Николая Первого. «Изготовление памятника осуществлялось полностью за счёт его вдовы», «опекуны не нашли возможным изыскать 3 тысячи рублей, не урезая при этом отчисляемых ей сумм, и это не делает им чести».* Таким образом, на основании последних исследований можно сделать вывод,что изготовление столь символичного памятника полностью принадлежит Наталье Николаевне Пушкиной. Не исключено, что активное участие в проекте памятника принимал Сергей Львович, отец поэта. Нет прямых доказательств к этому предположению. Но, во-первых, Сергей Львович изъявил желание в 1837 году взять на себя расходы по сооружению надгробья, во-вторых, у Натальи Николаевны не было таких денег, в третьих, он приезжал к невестке и внукам в Полотняный завод и, конечно, не мог не принимать участие в обсуждении и финансировании проекта сооружения памятника на могиле своего сына.
В мае месяце 1841 года Наталья Николаевна с детьми впервые приехала в Михайловское на могилу мужа. Псковский губернатор нанёс ей визит и привёз в подарок стихи собственного сочинения.**

В тени дерева в Святых горах,
Близ храма, скромная могила
Любимого поэта прах
Покоем вечным осенила.
И крест без надписи стоит,
Зарос травой в забвеньи диком.
Но сердцу что-то говорит
Здесь о родном и о великом…
И скоро гордый Мавзолей,
Украсив холм уединённый,
Укажет, где в тени ветвей
Лежит поэт наш вдохновенный.

——————————
*Михайловская Пушкиниана. № 27. Пушкинские горы – Москва. с. 91-98. В кавычках – цитаты из исследований Гдалина и Ивановой.
**Семён Гейченко. Пушкиногорье.М.1981.с.242.

Могилу никто не посещал, к ней вообще трудно было добраться; она, об этом пишет Псковский губернатор, даже не была обозначена именем Пушкина. С тех пор, как Осипова весной 1837 года привела в порядок могилу, прошло три года. Неужели Осипова со своим семейством забыли о могиле столь близкого и любимого человека, даже не позаботились о надписи? Может быть, надпись и могила не соответствовали друг другу. и надпись исчезла.
20 мая 1841 года. Михайловское. В письме к Дмитрию, брату Натальи Николаевны. «Вот мы и приехали в Михайловское, дорогой Дмитрий. …Почта уходит сегодня вечером. Сейчас я еду в монастырь на могилу Пушкина. Г-жа Осипова была так любезна одолжить мне свой экипаж». Из письма от 15 июня к брату становится известным, что в Михайловском «вот уже несколько недель» находится Сергей Львович. Взаимоотношения между невесткой и свекром, судя по тону письма, натянутые. «Я пользуюсь минуткой, пока он отлучился, чтобы написать тебе эти несколько строк. …Прощай, вот уже свекор возвращается домой, и я оставляю тебя…». Письма, последнее было отмечено из Михайловского 1-м октябрём, не упоминают о родовом кладбище Ганнибаллов-Пушкиных за стенами монастыря, о каких-либо проблемах, связанных с реконструкцией могилы мужа или о посещении могилы детьми, или о панихиде в Успенском соборе монастыря.*
В монастырской летописи год 1841 отмечен постройкой Никольской церкви, о могиле Пушкина нет ни слова, так же как и о посещении монастыря Натальей Николаевной. **
Место захоронения находилось на узкой полоске крутого холма между почтовым трактом и глухой церковной стеной, холм обваливался, плыл. С технической точки зрения не так просто было соорудить основание под памятник. Гроб Пушкина пришлось вынуть из могилы, в этом нет сомнения; был ли он, гроб, вскрыт, и что в нём обнаружено, остаётся неизвестным.
В августе месяце памятник стоял на месте. Когда всё было готово, в сентябре «на поклонение к живой и мёртвому» приехал П.А. Вяземский, больше «на поклонение к живой».
———————————
*И. Ободовская. М. Дементьев. Наталья Николаевна Пушкина. М. 1987 «Лето в Михайловском» с.245-267
**Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь псковской епархии. «Одигитрия» 2003. с. 120

Александр Сергеевич
Пушкин
Родился в Москве 26 мая 1799 года
Скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года

Изготовление столь символичного памятника Наталья Николаевна смогла осуществить только с молчаливого согласия царя. Не мог Николай Первый не знать, что делают в Петергофской гранильне, но закрывал глаза. Возможно, хотел откупиться перед Богом и своей совестью. Беды преследовали его, как из рога изобилия: болезнь Бенкендорфа, болезнь царицы, авария на летних манёврах, опасный случай, чуть не стоящий ему жизни, на Кавказе, пожар в Зимнем дворце….** Впрочем, может быть, царь не хотел терять украшение балов в Аничковом дворце – прекрасную Ревеку. Шестиконечная звезда, надёжно похороненная в глуши за монастырским забором, казалось, не представляла для него опасности.
————————-
*Символы, знаки, эмблемы. Практическая энциклопедия. М.2005
**Семён Гейченко. Пушкиногорье.М.1981.с.224

Время появления креста в верхней части обелиска неизвестно, но смотритель музея Семён Гейченко писал, что уже после изготовления памятника царь приказал «присочинить христианский символ на этом прожекте». Не дали Пушкину достичь сионских высот, посмертно крестили на заброшенном холме у подножья Успенского собора Святогорского монастыря.

В 1842 года Наталья Николаевна с детьми снова провела лето в Михайловском, но в письмах, к нам дошло всего три, ни словом не обмолвилась о посещении Святогорского монастыря. Осенью 1842 года Наталья Николаевна навсегда покинула Михайловское и больше на могилу мужа не приезжала. Через два года она вышла замуж за генерала П. П. Ланского. Царь прислал ей на свадьбу в подарок великолепный бриллиантовый фермуар, а когда родила – приехал на крестины.
«Я слышала, что один из дней недели, именно пятницу (день кончины поэта – пятница 29 января 1837 г.) она предавалась печальным воспоминаниям и целый день ничего не ела».* Однажды ей пришлось непременно быть у Пащенко в одну из пятниц. Все заметили необыкновенную её молчаливость, а когда был подан ужин, то вместо того, чтобы сесть, как всё остальное общество, за стол, она ушла одна в залу и там ходила взад и вперёд до конца ужина. Видя общее недоумение, муж её потихоньку объяснил причину её поступка, сначала очень удивившего присутствующих». Правнучка Пушкина, Наталья Сергеевна Шепелёва, вспоминает: «Мой дедушка, Александр Александрович Пушкин, очень любил мать. В молодости, офицером, даже в ту пору, когда он был уже женат, сын поэта каждую субботу проводил у Натальи Николаевны. Суббота была для них днём памяти».
—————————
*Друзья Пушкина. Составление Кунина. М. 1984 т.2. с.516. Л.Н. Спасская. 1855-1856.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *