Что такое оценка регулирующего воздействия простыми словами
Что такое оценка регулирующего воздействия простыми словами
Статья 26.3-3. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Установление и оценка применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
б) устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) устанавливающие, изменяющие или отменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:
а) проектов законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения;
в) проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
4. Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением актов, определенных пунктом 5 настоящей статьи, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение о проведении экспертизы принимается в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
7. Методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, экспертизы, в том числе разработка методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований в субъектах Российской Федерации, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Что такое оценка регулирующего воздействия?
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) является одним из новейших инструментов оптимизации государственного управления, задействованных на федеральном уровне власти России.
История развития ОРВ за рубежом
Согласно определению, которое дает одно из Руководств по ОРВ (ОЭСР: Дублин, 2004), оценка регулирующего воздействия или анализ регуляторного воздействия (влияния), ОРВ/АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA) представляет собой «…процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив…». Другими словами, под ОРВ понимается механизм систематического выявления основных проблем и целей предлагаемых норм регулирования, идентификации и оценки основных альтернатив достижения целей для принятия управленческих решений.
Индустрия оценки программ и политик, частью которой является ОРВ, имеет почти полувековую историю, и её развитие происходило волнообразно. Важной предпосылкой возникновения ОРВ можно считать период 60-х гг. XX века, когда на фоне интеграции оценивания в государственный сектор стали применяться прогнозные подходы, связанные с социальным проектированием реформ (хотя фокус исследований был в большей степени направлен на оценку результатов масштабных госпрограмм). «Вторая волна» (после 1973 г.) принесла – на фоне нефтяного шока и бюджетного дефицита – признание оценке как профессии и сформировало походы, связанные с ex-ante оцениванием и финансово-экономическими обоснованиями программно-целевых бюджетных проектировок (фокус на затраты).
На рубеже 70-80 гг. для ОРВ открылось «окно возможностей», когда «слились» потоки реформ государственного управления (т.н. New Public Management), приход к власти в крупнейших странах Запада (США, Великобритания, Германия) сторонников неолиберализма и дерегулирования, значительного продвижения в исследовательских методиках – и все это на фоне известного «привыкания» государственных служащих к процедурам и подходам оценивания.
Структура оценки регулирующего воздействия
Обобщая представление о практике проведения ОРВ в различных странах, процедуру проведения ОРВ можно разделить на семь ключевых этапов:
Несмотря на то, что ОРВ преимущественно проводится на стадии проектирования и прогнозирования (предварительное оценивание), в ряде стран ОРВ будет считаться полноценной, если будет применяться и после принятия НПА (сопровождающий мониторинг, итоговая оценка).
ОРВ, как и любая оценка воздействия (impact assessment), предполагает использование своего набора методов сбора и анализа данных, и, прежде всего, методов выбора гипотетической альтернативной ситуации. Основными аналитическими методами, используемыми при проведении ОРВ, являются анализ издержек и выгод (cost-benefit analysis) и анализ издержки-эффективность (cost-effectiveness analysis). Оба метода используются при рассмотрении вынесенных на обсуждение альтернатив регулирования (4 этап процедуры ОРВ). Используются также и другие методы, например, многофакторный анализ (multi criteria analysis). При этом степень детальности анализа зависит от серьезности проблемы, доступности необходимой информации, ожидаемого чистого влияния и затрат на проведение анализа.
Современные тенденции ОРВ
Рассматривая ОРВ в контексте развития реформ государственного регулирования в разных странах, можно выделить ряд современных тенденций:
В октябре 2010 г. Европейкая комиссия опубликовала меморандум (COM #543final, 08.10.2010) об т.н. «умном регулировании» (smart regulation). Эта новая концепция регулирования Европейского Союза пришла на смену идеологии качественного регулирования (better regulation), имевшей свои корни в неолиберальной политике дерегулирования 80-90-х гг. XX века. Таким образом, вследствие мирового финансового кризиса, официально признано, что государственное регулирование в экономике не плохо, и не хорошо само по себе, а может проводиться лучше («умнее») или хуже (не эффективно). ОРВ является одним из важных элементов «умного регулирования».
Развитие направления «Оценка регулирующего воздействия» в Высшей Школе экономики
Большую роль в развитии и становлении ОРВ на практике играет и научное сообщество. Научное сообщество в данном случае является аккумулятором знаний по оцениванию. Регулярные консультации представителей регулирующих органов, ответственных за принятие и проведение политики с научным сообществом, позволяет им получать новые знания об методологических стандартах оценивания и объективный взгляд на решаемую проблему.
В Высшей Школе экономики внимание развитию данного направления уделялось еще с 2003 года – создавались интернет-проекты (Политанализ.Ру), выделялись гранты Научного Фонда (индивидуальные, гранты на академическую мобильность в филиалы и за рубеж, гранты «Учитель-Ученики»), разрабатывались и внедрялись в ткань учебных планов разных факультетов «оценочные» дисциплины, постоянно росло количество курсовых, дипломных и диссертационных работ по релевантной тематике, организовывались тренинги и вебинары для государственных служащих в российских регионах и в странах СНГ и т.д.
Создание в августе 2010 г. Центра ОРВ Института государственного и муниципального управления, ориентированного на экспертно-аналитическое сопровождение государственных органов, знаменует еще шаг по формированию в Высшей Школе экономики общероссийского центра компетенции по оценке регулирующего воздействия и управления регуляторными рисками.
Карта сайта
Предприниматель года по итогам 2019
Коронавирус
Оформление подписки
Обновления периодических разделов можно получать на электронную почту
Принципы рассылки
Предпринимателю
Оценка регулирующего воздействия
Уважаемые предприниматели!
Приглашаем вас принять участие в оценке регулирующего воздействия.
Что такое оценка регулирующего воздействия?
Сейчас оценка регулирующего воздействия – актуальная тема для бизнеса. Сегодня большое количество нормативно-правовых актов содержат требования к предпринимательскому сообществу.
Оценка регулирующего воздействия – процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативно-правовых актов с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим обязанностям/ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для местного бюджета.
Оценка регулирующего воздействия представляет собой механизм, направленный на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В настоящее время предприниматели имеют реальную возможность как на этапе разработки нормативно-правового акта, так и на стадии экспертизы принять участие в оценке его содержания, внося свои предложения для более точного определения возможных рисков и негативных эффектов от нового регулирования, подготовки сбалансированного и взвешенного нормативного правового акта.
Цели оценки регулирующего воздействия (ОРВ)
Целью ОРВ является выявление в проекте муниципального нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
ОРВ осуществляется для определения и оценки возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта муниципального нормативного правового акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения.
В каких случаях проводится ОРВ?
ОРВ подлежат проекты муниципальных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Что такое публичные консультации?
Как принять участие в публичных консультациях и ознакомиться с их результатами?
При проведении углубленной ОРВ представители предпринимательского сообщества имеют право принять участие в публичных консультациях, путем направления мнений (замечаний и (или) предложений) в адрес разработчика.
Период проведения публичных консультаций и контактные данные разработчика указываются в уведомлениях о проведении публичных консультаций, размещаемых на официальном портале Администрации города:
По итогам публичных консультаций разработчик формирует и размещает свод предложений о результатах их проведения, содержащий информацию об учете (принятии) либо отклонении мнения (замечания и (или) предложения) участников публичных консультаций и обоснование позиции разработчика по всем полученным мнениям (замечаниям и (или) предложениям).
Ознакомиться с результатами публичных консультаций можно в соответствующих разделах по ссылке: http://admsurgut.ru/rubric/21305/Publichnye-konsultacii.
Официальный интернет сайт для проведения ОРВ
Уполномоченный орган по проведению ОРВ
Уполномоченным органом по оценке регулирующего воздействия является управление инвестиций и развития предпринимательства Администрации города.
Контакты по вопросам процедуры ОРВ:
Правительство Архангельской области
Главное
Губернатор
Правительство
Администрация
Исполнительная власть
Госслужба
Госконтроль
Антикоррупция
Оценка регулирующего воздействия
Министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – это процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов (законы, указы, постановления) с целью выявления в них избыточных обязанностей, запретов, ограничений для предпринимателей, а также выявления необоснованных расходов, как для бизнеса, так и для бюджетов всех уровней, до принятия документа.
Другая процедура, экспертиза, аналогична ОРВ, только в ходе её проведения анализируются уже действующие нормативные правовые акты.
Правовая основа
Внедрение ОРВ и экспертизы в Архангельской области осуществлялось в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и Федеральным законом № 176-ФЗ от 2 июля 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
ОРВ проектов и экспертиза действующих актов в Архангельской области проводятся в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и Порядком проведения экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области, утвержденными Указом Губернатора Архангельской области от 6 февраля 2014 года № 12-у, и методическими рекомендациями по проведению ОРВ. Также при проведении ОРВ можно использовать методическое руководство, разработанное министерством экономического развития Архангельской области совместно с Высшей школой экономики.
Направления совершенствования института ОРВ в регионе определены в резолюции межрегиональной конференции «Развитие механизмов оценки регулирующего воздействия. «Умное» регулирование», прошедшей 21 мая 2015 года в Архангельске.
Публичные консультации
Важнейший элемент процедуры ОРВ – публичные консультации. Они предполагают получение обратной связи в первую очередь от представителей бизнес-сообщества, а также экспертов из различных сфер экономической деятельности, науки и права на этапе разработки проекта нормативного правового акта для более точного определения возможных рисков и негативных эффектов от введения нового регулирования.
Основной целью публичных консультаций является идентификация положений проекта акта, ведущих к:
Публичные консультации являются одним из этапов ОРВ, на котором разработчик акта на определенный период (от 5 до 20 рабочих дней в зависимости от степени регулирующего воздействия) размещает в открытом доступе уведомление об инициативе по разработке правового акта или сам проект правового акта с пояснительной запиской, сводный отчет и извещение.
В рамках публичных консультаций все заинтересованные лица могут направить свои замечания к проекту акта и внести предложения по его доработке. Свои предложения можно направлять в произвольной форме (с указанием контактных данных) или воспользоваться формой Извещения (всегда прилагается к проектам актам, в отношении которых проводятся обсуждения).
Организаторы
Уполномоченным органом по проведению ОРВ и экспертизы является министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области.
По всем интересующим вопросам можно обращаться в управление предпринимательства, внешнеэкономической деятельности и инвестиций министерства:
(8182) 28-83-58
paromov.ss@dvinaland.ru
(8182) 28-83-53
ipatova@dvinaland.ru
3 августа 2021 года, министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области
Разработчикам НПА
Оценка регулирующего воздействия – это систематический процесс выявления и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования для предпринимательской и иной экономической деятельности.
ОРВ предполагает определение проблемы, на которое направлено регулирование, цели регулирования, идентификации различных вариантов, которые позволяют достигнуть поставленной цели, сравнение этих вариантов и выбор наилучшего из доступных. Неотъемлемым элементом ОРВ является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, что позволяет более точно выявить возможные положительные и отрицательные эффекты от введения регулирования.
В целях превращения ОРВ из инструмента внешнего контроля в систему поддержки принятия решений на уровне органов власти был осуществлен переход к модели проведения оценки на ранней стадии – на этап проработки проблемы и подбора вариантов ее решения самим разработчиком проекта нормативного правового акта, как наиболее компетентного участника в определенной области государственного регулирования.
Таким образом, ОРВ проводится на стадии идентификации проблемы и необходимости ее решения. Первый блок вопросов, которые должны найти отражение в ОРВ, связан с выявлением проблемы. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к излишней зарегулированности (или, наоборот, к ошибочному отказу от регулирования), и в конечном счете к тому, что, несмотря на все усилия, проблема останется неразрешенной.
Если проблема оказывает незначительное или малое воздействие, то введение какого-либо регулирования может быть нецелесообразно. Если же влияние проблемы велико, проведение ОРВ поможет определить необходимость и оптимальный способ государственного вмешательства.
Факт наличия поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является обоснованием проблемы, а является управленческим решением, направленным на минимизацию влияния данной проблемы. Таким образом, поручение может служить основанием для разработки проекта акта, но не может рассматриваться как цель вводимого регулирования.
Инструкции по работе с порталом regulation.gov.ru
Основным нормативным документом, регламентирующим проведение процедуры ОРВ является постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).
Вопросы урегулирования разногласий по итогам проведения ОРВ регламентированы:
— Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее – Правила № 1009 ) ;
— Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (далее – Регламент № 260) ;
Единственной официальной площадкой для проведения процедуры ОРВ и организации публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности, на федеральном уровне является официальный сайт regulation.gov.ru (далее – официальный сайт, портал).
На данном сайте проходит обсуждение общей концепции вводимого регулирования (характеристика общественных отношений, существующие проблемы и альтернативы решения их, цели, адресаты регулирования), затем – обсуждение текста проекта нормативного правового акта и сводного отчета. Далее (при необходимости) на этапе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия также могут быть проведены общественные обсуждения.
Рисунок 1 – основная область Рабочего стола в личном кабинете разработчика на портале regulation.gov.ru
Процедура ОРВ включает первые три раздела – «Уведомление», «Текст» и «Оценка».
В разделе «Завершение» осуществляется рассмотрение проекта с результатами ОРВ либо в Правительстве Российской Федерации либо в Минюсте России в зависимости от его вида.
В 5-м разделе «Принятие» предусмотрено размещение принятого и официально опубликованного нормативного правового акта.
Инструкции по работе с порталом regulation.gov.ru
На данном этапе обсуждается общая концепция, идея нового регулирования. Текст проекта акта отсутствует и будет подготовлен по результатам публичного обсуждения концепции регулирования по итогам учета поступивших замечаний.
Проекты поправок на проекты федеральных законов и проекты решений Евразийской экономической комиссии не проходят этап «Уведомление о начале разработки». Процедура ОРВ для данных видов актов начинается со следующего этапа – обсуждения текста проекта и сводного отчета.
По умолчанию на портале для обсуждения предложены 3 вопроса:
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.jpg» />
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.jpg» />
Источник