Что такое открытые инновации

Открытые и закрытые инновации

МОДЕЛИ ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ

Существует две модели, по которым может развиваться инновационный бизнес: модель закрытых инноваций и модель открытых инноваций. Рассмотрим эти модели:

Модель закрытых инноваций подразумевает работу внутри компании без выведения информации наружу. Все разработки внутри компании держатся в строжайшем секрете, а внешние источники новых идей и технологий воспринимаются как подозрительные и ненадежные. Талантливые люди, которые разбираются в рассматриваемой области, работают на компанию. Чтобы получить прибыль от НИОКР необходимо самим совершить открытие, разработать его до продукта, довести его до конечного, востребованного на рынке результата. Компания, которая доводит инновацию до рынка первой, выигрывает. Также необходимо контролировать интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались идеей с прибылью для себя.

Минусы модели закрытых инноваций:

Итак, возвращаемся к вопросу, который был поставлен изначально. Что делать компаниям, закрывать или открывать свои разработки?

Каждая компания – это система, которая работает по своим индивидуальным правилам (бизнес-модель). При нарушении этих правил в компании, как и в любой другой системе, происходит сбой (возможно, в виде убытков). Если допустить, что компания будет использовать модель открытых инноваций, то необходимо учитывать тот факт, что использование интеллектуальных ресурсов другой компании является вмешательством в систему и, для того чтобы компания продолжала эффективно работать на рынке, используемая интеллектуальная собственность должна вписываться в применяемую бизнес-модель. С другой стороны, каждая система должна взаимодействовать с внешней средой. Если взаимодействия с внешней средой нет, то система погибает, допустим, что человеческий организм бы поглощал пищу, но не выделял бы переработанные остатки, тогда он бы погиб. Так и компания, для ее успешной работы, необходимо взаимодействие с внешней средой. Использование модели открытых инноваций обеспечит это взаимодействие. Компания, работающая по этой модели, сможет максимизировать свою прибыль от создания и коммерциализации инновационных проектов, при этом создание и коммерциализация проектов будет происходить совместно с другими компаниями.

Основной идеей модели открытых инноваций является не создание нового изобретения, которое обеспечит конкурентное преимущество компании, а поиск технологий, идей, которые могут удовлетворить в полной мере существующую потребность клиентов. При этом вовсе не обязательно изобретать что-то, можно лицензировать уже существующие в другой стране или отрасли технологии. Также в модели открытых инноваций существует риск не правильного выбора партнера. Необходимо найти адекватного и надежного партнера, который будет заинтересован в сотрудничестве с компанией и не станет той причиной, по которой «система даст сбой».

В процессе исследования данной темы удалось выявить несколько предпосылок смещения деятельности компаний в сторону модели открытых инноваций:

Из всех вышеприведённых факторов можно сделать вывод, что в настоящее время в условиях начала перехода к экономике знаний наиболее выгодная стратегия – это стремление к модели открытых инноваций и реализация соответствующей бизнес-модели. Компании, замыкающиеся на внутренней среде, не конкурентоспособны на рынке. Чаще всего это приводит к тому, что они растрачивают свои ресурсы, дублируя уже созданные инновационные разработки или проведенные кем-либо исследования. Также, компании, которые скрывают информацию о проведенных ими исследованиях, теряют значительную часть прибыли, которую могли бы получить за счет использования другими компаниями их разработок и исследований. Существует риск потери разработчиков и инновационных идей.

В результате исследования было обнаружено, что многие компании считают нецелесообразным придерживаться модели открытых инноваций, поскольку считают, что применяя данную модель, степень защиты интеллектуальной собственности значительно снижается. Некоторые из них придерживаются мнения, что модель открытых инноваций препятствует патентованию. Так ли это? Основной идеей модели открытых инноваций, как уже было сказано выше, является увеличение прибыли компании за счет обмена разработками с другими компаниями и удовлетворения потребностей клиентов. При этом компания и получает большую долю прибыли, продавая лицензии на свои запатентованные разработки. Если разработки не будут патентоваться, то взаимовыгодный обмен осуществить будет невозможно, все будет сводиться к нарушениям. Для того чтобы получить максимальную прибыль от разработок их необходимо патентовать, использовать для осуществления потребностей клиентов и продавать лицензии на их использование. Таким образом, концепция открытых инноваций никак не препятствует патентованию, но даже способствуют ему.

Таким образом, концепция открытых инноваций – один из наиболее эффективных способов обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества на современном рынке.

Источник

Открытые инновации

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 8398 раз

Библиографическое описание:

Пугачев, Н. С. Открытые инновации / Н. С. Пугачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7001/ (дата обращения: 29.11.2021).

В статье раскрывается современное понятие инноваций, открытых инноваций, сравниваются открытые и закрытые инновации. Приведены примеры зарубежных компаний, использующих методику открытых инноваций в своей деятельности. Перечислены институты Российской Федерации, которые используют принципы открытых инноваций. Сделаны выводы о необходимости использования инноваций в современной России.

Ключевые слова: инновации, открытые инновации, модернизация, Сколково, РВК, Ростех.

Инновация отличает лидера от догоняющего.

В Послании Президента Федеральному собранию 2011 года Президент Российской Федерации среди всех пунктов особенно выделил модернизацию экономики. «К настоящему времени по всем приоритетным направлениям модернизации получены первые результаты: достигнут самый высокий с советских времён уровень финансирования научных исследований и разработок, построена дееспособная система институтов развития, постепенно снижается энергоёмкость российской экономики. Совместно с зарубежными партнёрами разрабатывается целая линейка препаратов следующего поколения. Созданы суперкомпьютеры, обслуживающие новые конкурентоспособные технологии в атомной и авиакосмической промышленности, судо- и автомобилестроении; завершается разработка технической документации для строительства и эксплуатации атомной станции нового поколения. В половине российских регионов уже пользуются услугами навигационной системы ГЛОНАСС, реализуются проекты дистанционного зондирования земли. Телерадиовещание постепенно переходит на цифровой формат». [1] Безусловно, всего этого нельзя было достичь без применения новшеств или так называемых инноваций.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне понимают под инновациями, как оценивают их роль в жизни страны и что думают о перспективах России.

Чаще всего под инновациями россияне понимают любые нововведения (в 27 % случаев), а также внедрение современных технологий (15 %). Меньше тех, кто полагает, что это — использование достижений науки и техники (3 %), инвестиции в перспективные отрасли экономики, социальные изменения и конкретные нововведения (по 1 %). Каждый второй (53 %) в настоящее время затрудняется с оценкой. Чем выше уровень образования опрошенных, тем меньше затруднений у них вызывает определение понятия «инновация» (доля затруднившихся с ответом снижается с 89 % в группе с образованием ниже среднего до 30 % в группе с высшим и незаконченным высшим) [2].

Так что же вкладывается в понимание инноваций?

В 1912 году термин «innovation» впервые был использован американским экономистом австрийского происхождения Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Он первый предположил, что инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли [3].

Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Новшества могут представлять собой открытия, патенты, изобретения, товарные знаки, технологии, производственный или управленческий процесс, ноу-хау и т. п..

Спустя почти 100 лет термин «инновация» претерпел небольшие изменения. Сегодня слово «инновация» означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм [4].

Согласно Руководству Фраскати [5], под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Американский учёный, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века Питер Фердинанд Друкер понимал под инновациями «средства, которыми предприниматель или создаёт новые ресурсы, которые приносят ему благосостояние, или обеспечивает существующие ресурсы улучшенным потенциалам для получения выгоды» [6].

В российском законодательстве термин «Инновация» закреплен в Федеральном законе № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» [7]. Согласно данному закону, «Инновация» — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. К сожалению, российское законодательство даёт слишком широкое определение, которое позволяет ученым или предпринимателям выдавать модернизированные товары или услуги как за что-то кардинально новое, тем самым вводя в заблуждение конечного потребителя.

Из вышеперечисленных определений следует обратить внимание на то, что многие учёные, теоретики и практики подчёркивают важность вывода инновации на рынок. В XXI веке конкурентоспособность многих организаций зависит от степени внедрения инноваций. Существует две большие группы инноваций: закрытые и открытые.

Закрытые инновации — это подход к инновациям, который использует только внутренние источники организации, а именно собственные НИОКР. Данный подход подразумевает, что компания создаёт специальный департамент, который направлен исключительно на разработку инноваций.

НИОКР обеспечивает экономию на масштабах: самые крупные в отрасли компании могут финансировать самые сложные исследования и в результате получать самые современные технологии. Большинство корпоративных исследователей — это подготовленные профессиональные ученые и инженеры. Им предлагается большая заработная плата, свободный выбор проектов, а также огромное количество дополнительных льгот и привилегий. Такие сотрудники работают над проектами, которые могут длиться очень долго прежде чем появятся первые результаты. Зачастую организации ограничивают свою исследовательскую функцию открытием и первичной проработкой идеи, а затем передают задачу трансформации этих идей в конечный продукт другим подразделениям организации, которые занимаются разработками. Разработчики в качестве исходного сырья для своего продукта используют результаты исследований. Данную функцию выполняют инженеры, которые создают на основе исследовательских идей товары и услуги готовые для продажи конечному потребителю.

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

Согласно концепции Генри Чесбро на рис. 1 [8] показана парадигма закрытых инноваций. Полужирные линии означают границы фирмы. Поток идей, который поступает в фирму, показан слева, а поток продукции, который поставляется на рынок — справа. На стадии исследования эти идеи подвергаются скринингу и фильтрации. Идеи и проекты, которые остаются, передаются на участок разработок, а затем уже доводятся до рынка.

Эта концепция предполагает, что все эти виды деятельности осуществляются в самой компании. Идеи не могут поступить в фирму из вне, как и выйти за границы фирмы. Данная конструкция не допускает никаких утечек из системы. Компания удерживает поток новых идей в рамках собственного канала НИОКР, трансформирует многие из этих идей в новые продукты и получает благодаря этому ценность.

Данная концепция была характерна для предприятий ХХ века. Сейчас практически невозможно придерживаться такой парадигмы — новые изобретения, методы, технологии появляются во много раз быстрее, заставляя компании кооперироваться и использовать другой подход к инновациям.

Открытые инновации — это подход к инновациям, который позволяет задействовать не только внутренние источники, но также и внешние. Идея заключается в том, что не все самые умные люди работают на одну компанию. Компании необходимо вовлекать людей из внешней среды организации, чтобы они предлагали свои идеи, делали замечания, и тем самым улучшали конечный продукт. Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему.

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

На рис.2 [9] показан ландшафт знаний, появившийся в результате потока внутренних и внешних идей, которые поступают в компанию и выходят на внешний рынок. В такой среде существует множество идей, причём не только внутри фирмы, но и за её пределами. Эти идеи доступны для использования, а специалисты могут быть наняты другими организациями.

У многих людей есть интересные и необычные, а порой и прорывные идеи. Далеко не все из этих талантливых людей работают в Департаменте научных исследований и разработок (R&D department). Некоторые могут работать в других департаментах компании. Следует принимать во внимание не только их идеи, но и предложения от поставщиков, с которыми работает компания. Как известно, в XXI веке доминирует рынок покупателя. Он предполагает производство тех товаров, который потенциальный потребитель будет готов приобрести. Невозможно игнорировать мнения и предложения по улучшению товаров от потребителей.

Современный предприниматель должен учитывать, что сегодня он живёт в эре сверхспециализации. Будет неправильно приравнивать это понятие к аутсорсингу или офшорингу. Сверхспециализация представляет собой работу, которую раньше делал один человек, а сегодня она разбивается на несколько операций и раздаётся разным людям. Существует множество сайтов, где свою помощь предлагают фрилансеры. InnoCentive [https://www.innocentive.com] — это глобальный научно-исследовательский форум, «Биржа инноваций» современного мира. В 2008 году одна из ведущих компаний мира в области фармацевтики Roche объявила конкурс на сайте InnoCentive. За небольшой промежуток времени она получила 113 предложений. Из них компания смогла обнаружить решение, которое она искала 15 лет. Это пример открытой инновации. Он показал, что решение можно найти не только с помощью департамента научных исследований и разработок, но и с помощью людей, которые не работают в данной корпорации.

Изучив сайты иностранных компаний, у большинства можно найти раздел, который посвящен открытым инновациям. При желании каждый может оставить свои идеи и пожелания. Многие из них действительно способствуют развитию инноваций и компаний, а некоторые даже воплощаются в жизнь. Вот только несколько компаний, использующих данный подход: BMW [http://www.bmwgroup-ideacontest.com], Dell [http://www.ideastorm.com], HP [http://www.hpl.hp.com/open_innovation/], IBM [https://www.ibm.com/developerworks/university/collaborativeresearch/], P&G [http://www.pg.com/connect_develop/index.shtml], Starbucks [http://mystarbucksidea.force.com], Xerox [http://www.xerox.com/innovation/management/enus.html] и многие другие.

В Российской Федерации всё чаще и чаще используется парадигма открытых инноваций. Многие организации готовы поддержать молодых инноваторов. Они финансируют инновационные проекты или покупают разработки и привлекают самих специалистов для работы в своих компаниях.

В России существует небольшое количество институтов, которые поддерживают инноваторов. Среди них: ОАО «РВК», фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Автономная некоммерческая организация «Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», а также государственная некоммерческая организация «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Среди вышеперечисленных институтов, необходимо выделить ОАО «РВК» и фонд «Сколково», т. к. они играют первостепенную роль в поддержание малого инновационного бизнеса на территории Российской Федерации.

ОАО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы [10].

ОАО «РВК» было создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р. Основные цели деятельности ОАО «РВК» — стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации.

Уставной капитал ОАО «РВК» составляет 30 011 320 700 рублей. 100 % капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество).

Инновационный центр «Сколково» — это строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Это российская «Кремниевая долина». 28.09.2012 года был издан Федеральный закон № 224 «Об инновационном центре «Сколково». Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом «Сколково» (полное название — Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новый технологий). Миссия Фонда «Сколково» — создание экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Любая инновационная компания, занимающаяся исследовательской деятельностью по одному из пяти приоритетных направлений, может получить статус участника проекта, подав заявку в Фонд «Сколково». Фонд рассматривает разработки, направленные на решение актуальных проблем, стоящих перед обществом, и ориентированные преимущество на глобальный рынок. Заявку соискателя ждёт рассмотрение в профильной экспертной коллегии. В панель аккредитованных экспертов входят как российские, так и иностранные учёные, инвесторы и предприниматели, которые осуществляют оценку на предмет научной и коммерческой состоятельности проектов. Статус Участника предусматривает ряд льгот и преференций:

1) содействие в поиске и привлечении венчурного капитала;

2) возможность целевого финансирования в форме грантов до 300 млн. рублей при условии соинвестиций от 25 % до 75 % в зависимости от стадии развития проекта;

3) доступ к высокотехнологическому исследовательскому оборудованию в пределах инфраструктуры, создаваемой в «Сколково», а также скидка на приобретение ПО;

4) получение широкого перечня необходимых услуг для более эффективного осуществления хозяйственной деятельности, услуг в области защиты результатов интеллектуальной деятельности, информационной и PR-поддержки;

5) упрощенная процедура найма иностранных сотрудников.

К настоящему времени в Фонд «Сколково» поступило более 4000 заявок, 861 компания стали Участниками, одобрено 176 грантов на сумму в 8,6 млрд. рублей

Сегодня не только частный бизнес использует модель отрытых инноваций, но и государственные органы и корпорации заинтересованы в применении данной парадигмы в своей деятельности. В качестве примера можно привести Государственную корпорацию «Ростехнологии». Целью деятельности Корпорации является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых Государственная корпорация «Ростехнологии» в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс [11].

Программа инновационного развития Корпорации была утверждена Наблюдательным советом 31 марта 2011 года. Государственная корпорация «Ростехнологии» определяет следующие цели и задачи Программы [12]:

— формирование инновационнои? инфраструктуры Корпорации и ее холдинговых компании? (интегрированных структур), включая создание бизнес-инкубаторов, технопарков, консалтинговых, тренинговых центров и т. п., а также системы управления правами на РИД и вовлечение их в хозяи?ственныи? оборот;

— расширение кооперации организации? Корпорации с ведущими вузами, научными организациями России?скои? академии наук и отраслевых академии?, инновационными компаниями с использованием имеющеи?ся уникальнои? стендовои?, испытательнои? базы организации? Корпорации при проведении НИОКР и организации производства инновационнои? продукции;

— интеграция в международные бизнес-проекты;

— формирование и реализация технологических платформ.

Корпорация использует внедрение механизмов открытых инноваций. Также усиливается кооперация и аутсорсинг. Государственная корпорация «Ростехнологии» проводит первый открытый конкурс гражданских инновационных проектов организаций оборонно-промышленного комплекса России [13]. Цель конкурса — широкое вовлечение организаций ОПК в развитие инновационной экономики и формирование нового направления их деятельности по разработке, производству и продвижению на рынки гражданской высокотехннологической продукции в рамках вновь создаваемых инновационных компаний.

Таким образом, можно отметить заинтересованность в открытых инновациях всех участников современной экономической деятельности.

Один из самых известных афоризмов английского философа, и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона является: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». В результате анализа данной темы можно сделать вывод, что в настоящий момент Российская Федерация использует все доступные инструменты для избежания «бед». Тематика инноваций становится популярней от года к году. В государственном аппарате понимают вызовы XXI века, и множество усилий и средств выделяется ежегодно на борьбу с ними. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [15] [1] 3,7 миллиарда рублей будет потрачено на поддержку проектов, отобранных президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики. Подводя итог, необходимо отметить, что постепенно государство становится на инновационный путь развития экономики.

1. Послание Президента Федеральному Собранию 2011 года // URL:http://www.kremlin.ru/news/14088

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) — М.: Прогресс, 1982.

4. Научно-технический прогресс. Словарь — М., 1987.

6. Peter F. Drucker. The Essential Drucker: The Best of Sixty Years of Peter Drucker’s Essential Writings on Management. HarperBusiness, 2008.

7. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета», N 167, 03.09.1996.

8. Генри Чесбро. Открытые инновации — М., 2007. C.82.

9. Генри Чесбро. Открытые инновации — М., 2007. C.99.

11. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // «Российская газета», N 264п, 26.11.2007.

12. Программа инновационного развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на период 2011–2012 годов // Протокол № 2 от 31.03.2011.

15. ФЗ от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // «Российская газета», № 283, 07.12.2012.

Источник

Рейтинг: какие корпорации в России успешнее всего работают со стартапами

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

Открытые инновации — технологические решения или продукты, которые разработаны вне научных отделов корпораций и не получены путем сотрудничества с другими крупными компаниями. Зачастую источниками таких решений являются стартапы или отдельные предприниматели.

В качестве критериев активности компаний был выделен ряд инструментов:

С полной версией методики подсчета можно ознакомиться по ссылке.

Корпорации за последние несколько лет стали важными игроками рынка инноваций в разных ролях. Крупнейшие компании выступают как стратеги, инвесторы, партнеры, клиенты по отношению к технологическим стартапам. По результатам исследования «Стартап Барометр 2021», 84% стартапов уже работают или собираются работать с корпорациями. При этом предприниматели стали значительно выше оценивать заинтересованность корпораций в работе со стартапами по сравнению с 2019 годом и началом 2020 года.

За 2020 год общая доля используемых инструментов значительно выросла (с 74 до 113), при этом стали видны различия в подходах корпораций к работе с инновациями. Одни корпорации стремятся выстроить отношения со стартапами через различные программы отборов, обучения и поддержки, а другие делают упор на инвестиции и M&A стратегию.

Лидеры общего рейтинга

С полной версией рейтинга можно ознакомиться по ссылке.

ИТ и телеком

МТС, «МегаФон» и Kaspersky — самые активные игроки данной отрасли. По итогам 2020 года на их долю приходится более 70 пилотов, отобранных на различных программах. При этом их деятельность была направлена не только на проекты собственной специализации, но и на стартапы из особо пострадавших от пандемии сфер, таких как туризм.

Сфера информационных технологий и телекоммуникаций стала самой передовой в области использования открытых инноваций: корпорации не только отбирают решения для покрытия своих потребностей в технологиях, но и создают условия для развития стартапов, внося вклад в предпринимательскую среду. Причина — в специфике отрасли, так как ИТ само по себе прочно связано с инновациями и цифровизацией, при этом имеет короткий путь до потребителей. Это создает благоприятную почву для тестирования гипотез, запусков пилотов, масштабирования проектов, и, как следствие, для поддержки предпринимательства.

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

Банки и финансовые корпорации

Высокую конкуренцию ИТ и телекому составляет банковско-финансовая сфера. Это обусловлено схожими причинами: большая потребительская база и относительно простые процессы создания и внедрения инноваций.

«Сбер», Газпромбанк и ВТБ становятся тройкой лидеров финансового сектора. «Сбер» обладает уже достаточно развитой экосистемой по работе со стартапами, что позволяет изобретать существенно новые продукты, такие как Growth-Lab. Этот инструмент помогает предпринимателям развивать свой бизнес с помощью дизайн-спринтов (не вошел в рейтинг этого года). При этом среди банков только Газпромбанк и ВТБ работают с внешними командами в рамках венчурных студий. Общее число запущенных пилотов — около 50.

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

Промышленность и логистика

Промышленные корпорации идут достаточно близко друг к другу. Они обладают более развитой сетью разнопрофильных дочерних предприятий, чем другие отрасли, что делает их инновационную деятельность достаточно обширной.

Такая ситуация объясняется несколькими факторами. После развития концепции Индустрии 4.0 многие промышленные предприятия взяли курс на цифровизацию, и теперь эта отрасль острее всего испытывает потребность в технологических решениях и инновациях. При этом разработка технологий и последующее их внедрение требует больших ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных. Внешние стартапы или команды без знания «внутренней кухни» предприятия и узкой экспертизы в промышленных процессах не всегда могут предложить подходящее для промышленности решение. Это значительно затрудняет развитие экосистемы по работе с открытыми инновациями.

Ретейл

Ретейлу необходимы достаточно узконаправленные решения, что влияет на предложение со стороны рынка предпринимательства.

В рейтинге, составленном за 2019 — начало 2020 года, отрасль была представлена всего двумя корпорациями, а спустя год в рейтинг вошли пять сетей розничных товаров. Х5 Group и «Лента» (1 и 2 место) — самые крупные участники, ведущую активную деятельность не только на российском рынке, но и на зарубежном.

Пищевые корпорации

Эту отрасль представляет компания ЭФКО — за прошедший год она использовала три инструмента, ведя при этом активную внутреннюю инновационную деятельность.

Инструменты по работе с открытыми инновациями

Акселератор неизменно остается главным инструментом по работе с внешними инновациями. Закрепившаяся практика акселерации позволяет упростить организацию, при этом получить максимальный положительный выход для корпорации и внести вклад в рынок.

Хакатон — все еще самый часто используемый инструмент по работе с инновациями. Краткосрочность и простота его реализации позволяют быстро найти решение «цифровых» кейсов, но при этом делают невозможным решение сложных технологических проблем, поэтому при организации хакатонов или иных конкурсных программ на первое место постепенно начинает выходить поиск талантливых кадров, способных создавать инновации внутри предприятия, нежели сам отбор инновационных решений.

Что такое открытые инновации. Смотреть фото Что такое открытые инновации. Смотреть картинку Что такое открытые инновации. Картинка про Что такое открытые инновации. Фото Что такое открытые инновации

Бизнес-инкубаторы и попавшие в этом году в рейтинг венчурные студии по-прежнему организуются реже всего. По результатам опросов и исследований, запуск пилота приносит какой-либо ощутимый результат только через полтора-два года от начала запуска. При этом бизнес-инкубаторы и венчурные студии работают преимущественно с идеями и проектами на самых ранних стадиях их развития.

Заинтересованность в работе с технологическими компаниями не только со стороны ИТ-компаний, но и со стороны промышленных компаний и производств указывает на происходящую прямо сейчас цифровую трансформацию во многих отраслях, и работа со стартапами, грамотная M&A-стратегия корпораций может стать конкурентным преимуществом в ближайшем будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *