Что такое открытое правительство
В России закрыли «Открытое правительство»
Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны — от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».
Постановление правительства
В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru
В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Чем занималась комиссия
Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».
Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.
Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.
Открытое правительство в России
Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.
Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.
В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.
В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».
Причины ликвидации комиссии
Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».
В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».
Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.
Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.
Кому и зачем нужно «открытое правительство»?
И мировая, и российская практика показывает, что модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» – как «управляющих» и «управляемых» – себя исчерпала.
Сегодня иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с нарастающей скоростью и сложностью социальных и экономических процессов.
Нормой для ведущих стран мира является построение системы принятия решений, обеспечивающей горизонтальное движение информации и стирающей грань между избираемыми политиками, бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это один из самых главных вызовов для современной России.
Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые иные вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным своевременное распознавание проблем и угроз и реагирование на них.
Одним из ответов на эти вызовы призвано стать «открытое правительство», в рамках которого создаются новые механизмы взаимодействия гражданского общества, бизнеса и исполнительной власти.
Нам предстоит внедрить современные технологии (в том числе работы с экспертами и краудсорсинга) для вовлечения в обсуждение и выработку государственных решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования. Важно понимать, что «открытое правительство» – это не новая властная структура, а принципы, на которых государство должно строить свою работу.
Результатом станет повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, формирование новой культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных подходов.
Как показывает мой личный опыт общения с российским бизнесом, в том числе на прошедшем Петербургском экономическом форуме, запрос на механизмы «открытого правительства» велик.
Все эксперты и предприниматели, с кем я общался, в полной мере поддерживают создание экспертного совета при правительстве, который будет давать оценку по повестке дня работы кабинета министров.
Начиная запуск механизмов «открытого правительства» в России, мы будем сталкиваться с многочисленными сложностями.
Это и закрытость органов власти, невостребованность интересов общества и бизнеса при принятии государственных решений, неготовность или неспособность общества к конструктивной работе с госаппаратом. Для многих это стало, по сути, противопоставлением общества и власти, в результате чего мы имеем бюрократичную и неэффективную систему управления, коррупцию и отсутствие доверия к власти со стороны гражданского общества.
На мой взгляд, решение этих проблем возможно при условии, если все мы станем следовать принципам открытости, вовлеченности граждан в процесс принятия решений и обеспечения общественного контроля за их исполнением, высокого уровня интереса общества к совместной работе с властью.
Развитые страны добились на этом пути весомых результатов, эффект от которых измеряется не только миллиардами сэкономленных долларов, но и значительным повышением качества госуслуг для граждан, клиентоориентированностью и жизнеспособностью управленческих решений, которые были приняты властью вместе с гражданским обществом, а в итоге приводили к улучшению условий жизни людей и бизнеса.
А ведь на этом пути они сталкиваются абсолютно с теми же трудностями, что и мы сейчас.
Россия начала движение в этом направлении недавно, и сегодня мы двигаемся темпами, значительно превышающими темпы наших коллег за рубежом.
Разработаны основные принципы, механизмы, «дорожные карты» и ключевые показатели эффективности «открытого правительства». Мы приступаем к их внедрению на всех уровнях государственного управления. Есть и первые результаты работы: принято решение об отмене одиозного «мобильного рабства», введена должность омбудсмена по защите прав предпринимателей с широким кругом полномочий, граждане России получили возможность участвовать в обсуждении законопроектов в сети, как в случае с законопроектом «О контроле за расходами чиновников». А в ближайшем будущем смогут подавать петиции, которые, набрав 100 000 подписей в интернете, будут обязательно рассмотрены парламентом.
Это начало, мы понимаем – успех «открытого правительства» зависит от поддержания постоянного накала изменений, а не просто от быстрого старта.
Создание полноценной системы «открытое правительство» – процесс длительный. Это марафонская дистанция, и потребуются время, воля и значительные усилия для того, чтобы новые правила и мотивация повлияли на поведение участников и обеспечили результаты совместной работы.
Но нигде в мире не было по-другому, и поэтому так важно изучать мировой опыт.
Я встречался на Петербургском форуме с представителями власти из Великобритании, США, ведущими разработчиками «открытого правительства». Опыт использования принципов и механизмов «открытого правительства» в их странах уже позволил существенно повысить качество услуг в здравоохранении, образовании, в сфере безопасности, существенно снизить уровень коррупции, сэкономить миллиарды долларов за счет использования электронных госуслуг и внедрения элементов электронной демократии. Во многих странах механизмы «открытого правительства» стали неотъемлемой частью стандарта государственного управления, обеспечивающей взаимодействие общества, бизнеса и власти и создающей конкурентные социальные и экономические преимущества.
У нас есть политическая воля работать на принципах «открытого правительства», его механизмы востребованы властью и начинают находить поддержку у граждан.
Несомненно, конечная ответственность за реализацию этих планов – за министрами: открытое правительство – это, по сути, кооперация власти и ответственных граждан, объединенных общими принципами. Но без активной вовлеченности общества эти планы не могут быть эффективно реализованы – необходимы механизмы конструктивного общественного давления на власть, именно поэтому в наших планах создание системы эффективного гражданского контроля путем перезапуска общественных советов при органах власти.
Уверен, что задачи, стоящие перед нами, будут решены в том числе за счет энергии и заинтересованности всех участников в работе системы «открытого правительства».
«Открытое правительство»: как это работает
Повысить качество и доступность госуслуг, эффективность использования бюджета, учитывать мнения москвичей при разработке планов развития города и сделать работу органов власти максимально прозрачной и понятной — такие задачи стоят перед программой «Открытое правительство».
«Активный гражданин» — сделай город лучше
Сервис электронных референдумов «Активный гражданин» был запущен весной 2014 года. Он позволяет напрямую влиять на принятие решений по управлению городом.
Как это работает: Каждую неделю жителям предлагают обсудить важные вопросы жизни города или района. Есть и адресные голосования — для родителей, выпускников, владельцев домашних животных, молодёжи, старшего поколения. За каждый пройденный опрос начисляются баллы, которые можно потратить на транспортные карты, парковочные часы, билеты в парки, театры, музеи, сувениры.
На февраль 2016-го в проекте зарегистрированы более одного миллиона 200 тысяч участников — это больше 10 процентов избирателей Москвы. 80 процентов «активных граждан» — в возрасте 24–45 лет. В среднем в каждом голосовании участвуют 250–300 тысяч человек. За время существования проекта провели более 1500 голосований, было принято 43 миллиона мнений, 600 решений жителей реализовано.
Благодаря опросам в прошлом году создали новые автобусные маршруты, открыли более 200 кружков и секций в 182 учреждениях; озеленение более пяти тысяч дворов проведут с учётом выбора жителей (в двух тысячах из них работы уже завершились); благоустроили 30 улиц Центрального округа в рамках программы «Моя улица», привели в порядок более 100 небольших парков по адресам и проектам, которые определили москвичи. Самые масштабные голосования касались графика весенних школьных каникул — участие приняли 470 тысяч москвичей.
Мировые и российские аналоги: Проект «Активный гражданин» не имеет мировых аналогов, тем не менее не раз удостаивался международных наград, в том числе стал победителем премии «Лучшее правительственное мобильное приложение» в номинации «Социальная сфера» в рамках III Международного правительственного саммита в Дубае (2015).
«Наш город»: твой город — твой контроль
Геоинформационный портал обратной связи «Наш город» запустили в октябре 2011 года. С его помощью можно сообщить о городских проблемах и оценить работу чиновников.
Как это работает: Все проблемы разбиты на категории. Если вы увидели яму на проезжей части, замусоренный двор, разбитую остановку или неработающие светофоры, отправьте сообщение на «Наш город». На устранение проблемы и ответ в среднем уходит четыре дня. Следить за статусом своего обращения можно в личном кабинете. В течение восьми дней ведомства должны исправить ситуацию и ответить на жалобу.
По данным на февраль 2016 года, на портале «Наш город» опубликовано один миллион 415 тысяч обращений, один миллион проблем решено. Еженедельно на портал поступает более 21 тысячи сообщений.
Мировые и российские аналоги: в Лос-Анджелесе — MyLA311 (приём проблемных запросов от граждан), Бостоне — Citizens Connect (приём проблемных запросов от граждан плюс функция позитивной оценки исполнения — like). А вот российские города пока только перенимают московский опыт. Похожие системы есть в Санкт-Петербурге, Якутске, Краснодаре, Тюмени и Тульской области.
Краудсорсинг — объединяем знания и опыт
Городской сервис коллективного поиска решений — краудсорсинг-платформа для интернет-дискуссий по значимым городским темам — стартовал в феврале 2014 года.
Как это работает: Краудсорсинг — это реальная возможность быть услышанными и повлиять на работу столичных поликлиник, библиотек, школ, высказать своё мнение о работе офисов госуслуг, экологической стратегии и о многом другом. В решении тех или иных проблем на площадке столичных краудсорсинг-проектов участвуют большое количество жителей, что позволяет использовать их творческие способности, знания и опыт. Каждый проект сопровождают модераторы и квалифицированные эксперты, участники проекта могут вести собственные блоги и находить единомышленников.
Самая масштабная дискуссия за историю проекта — «Московские поликлиники» (2015). Всего за две недели внесено 27 тысяч предложений, было около 60 тысяч участников, более 150 мероприятий включено в городские программы Москвы.
Всего за время существования проекта было сформировано 1600 предложений, 278 из них реализованы. В том числе запущено девять новых маршрутов общественного транспорта, разработан новый функционал на портале «Наш город», а также открыты новые проблемные темы.
Мировые и российские аналоги: При разработке краудсорсинг-платформы использовался опыт международных компаний Spigit, Mzinga, Imaginatic, а также правительств США, Финляндии, Исландии (методология работы и использованное программное обеспечение). Аналоги проекта есть также в Париже, Амстердаме, Мехико, Пекине, Шанхае, Рио-де-Жанейро.
Портал открытых данных знает всё о столице
Портал открытых данных Правительства Москвы запустили в январе 2013 года. На нём опубликована информация практически обо всех городских объектах: от стадионов до видеокамер во дворах.
Как это работает. Посмотреть информацию можно как в виде списка, так и на карте. В один клик можно узнать адрес и условия работы любой московской поликлиники, школы, музея и других государственных и социальных учреждений. Все объекты делятся на 26 категорий — образование, здравоохранение, торговля и другие. Здесь же опубликованы рейтинги управляющих компаний и добросовестных застройщиков.
По данным на февраль 2016 года, на портале более 40 миллионов просмотров, в базе данные по 325 тысячам объектов городской инфраструктуры, всего 538 наборов данных (в их числе график отключения горячей воды, многофункциональные центры предоставления госуслуг, лицензированные такси), часть из которых — 128 — переведена на английский язык. На базе портала создано более 70 мобильных приложений, разработанных в том числе независимыми от государства компаниями, например «Яндекс.Такси», «По музеям».
Мировые и российские аналоги. Мировые аналоги проекта портала открытых данных существуют в Сеуле, Вене, Лондоне, Калькутте, Мумбае, Джакарте, Берлине. А вот для России он стал первым и самым информативным источников городских данных. Его модель используют для создания серии региональных порталов страны: Санкт-Петербурга, Тулы, Вологды и Чувашии.
Портал городских услуг — просто, быстро и в любое время
Электронный портал городских услуг запустили в 2011 году. Передать показания счётчиков, получить платёжку за квартиру, записаться к врачу, узнать о штрафах ГИБДД и сразу их оплатить, записать ребёнка в сад, в школу, в спортивные секции и кружки, узнать свой ИНН и даже получить охотничий билет — эти и многие другие возможности предоставляет портал.
Как это работает. Здесь собрано 285 госуслуг, 148 из них можно получить онлайн не выходя из дома. Нужно лишь зарегистрироваться и войти в личный кабинет. На интерактивной карте отмечены аптеки, роддомы, парковки, театры, музеи, остановки транспорта, центры госуслуг, спортплощадки.
Порталом регулярно пользуются более пяти миллионов 300 тысяч москвичей — фактически как минимум один представитель каждой московской семьи. В 2015 году к нему обратились 85 миллионов раз. Для удобства часть услуг и сервисов портала также реализована в мобильном приложении «Госуслуги Москвы».
Мировые и российские аналоги. Подобные системы работают в Буэнос-Айресе, Мехико, Рио-де-Жанейро, Пекине, Шанхае, Лондоне, Вене, Копенгагене, Бахрейне, Афинах и других городах. Городские и региональные порталы госуслуг есть в ряде городов и регионов России: Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Московской, Нижегородской, Тамбовской, Белгородской областях, Ставропольском крае и так далее. Также в России действует федеральный единый портал государственных услуг.
«Мои документы»: все услуги — в одном центре
Первые центры предоставления государственных услуг «Мои документы» появились в 2011 году. До этого времени с запросами жителей работало 1200 приёмных в различных ведомствах. Москвичу, чтобы получить необходимый документ, приходилось два-три раза посещать различные учреждения, в целом на это уходило не меньше шести часов.
Как это работает. Сейчас услуги предоставляют по принципу одного окна: сотрудники центров сами по вашему запросу свяжутся с ответственными органами и соберут необходимые справки.
На сегодня в столице 122 центра «Мои документы» (сеть сформирована на 97 процентов), которые оказывают 158 госуслуг (больше 80 процентов жизненных ситуаций, в их числе оформление сделок с недвижимостью, жилищный и миграционный учёт, выдача паспортов и водительских удостоверений). Срок ожидания в очереди по нормативам — 15 минут, в реальности на получение услуги москвичи тратят всего три минуты. Работает электронная очередь, а на портале городских услуг в режиме онлайн доступна информация о загруженности любого центра.
В среднем в день в центры обращаются более 70 тысяч человек, за 2015 год таких обращений был 21 миллион.
Впервые в России работа московских центров госуслуг организована по графику семидневной рабочей недели — с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00.
Социологическое исследование компании «Московские информационные технологии» показало, что 63 процента москвичей знают о центрах госуслуг, 96 процентов обратившихся за услугой довольны их работой.
Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов
В начале июня состоялась встреча Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве РФ и представителями экспертного сообщества, в ходе которой были обсуждены итоги первого года работы системы «Открытое правительство» и перспективы ее дальнейшего развития.
Основные мероприятия по созданию этой системы закреплены указами Президента РФ. Так, Указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено обеспечить реализацию таких мероприятий, как использование федеральными исполнительными органами различных форм публичных консультаций в целях общественного обсуждения законопроектов с публикацией их результатов (при этом срок для проведения публичных консультаций не может быть менее 60 дней), утверждение концепции «Российской общественной инициативы» и т. д.
Какие возможности предоставляет гражданам система «Открытое правительство»?
1. Получать актуальную и полную информацию о деятельности органов государственной власти и ее итогах. Недавно был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который вступил в силу с 1 июля 2013 года. Этот закон установил, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется ими именно в формате открытых данных (п. «а» ч. 1 ст. 2). Это означает, что сведения о работе властей будут размещаться в Интернете в машиночитаемом формате, который позволит использовать их в качестве источников для создания различных информационных систем — как государственных, так и частных. Кроме того, предоставление сведений в таком формате создаст основу для формирования новых социальных приложений и сервисов, функционирующих на основе открытых данных.
Открытые данные – общедоступная информация, размещаемая правообладателем (в том числе государственными и муниципальными органами) в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (п.»а» ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). |
Машиночитаемый формат предназначен не только для визуализации данных, но и для беспрепятственного скачивания и легкой обработки информации на компьютере, что освобождает пользователя от ручного копирования нужной информации и самостоятельного занесения ее в документ нужного формата. Например, программа Microsoft Excel легко открывает документы в машиночитаемом формате hml и позволяет с ними работать.
К первоочередным наборам данных, подлежащих опубликованию каждым федеральным исполнительным органом в форме открытых данных, относятся сведения о его органах и представительствах за рубежом, перечень подведомственных организаций, план проведения плановых проверок предпринимателей на текущий год и т.д. (Перечень первоочередных наборов данных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих публикации в форме открытых данных, размещен на портале административной реформы). Кроме того, правительством был утвержден перечень размещаемой в сети «Интернет» общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных государственных органов (распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р).
Помимо размещения открытых данных о своей деятельности, государственные органы используют и другие возможности для информирования населения о процессе и итогах их работы. Так, 4 июля заработал интернет-портал «Видео-Дума», на котором доступны видео-записи рассмотрения всех вопросов на пленарных заседаниях Госдумы шестого созыва, видеозаписи парламентских слушаний, круглых столов и других мероприятий палаты. На видео-портале можно найти видеозапись выступления отдельного депутата или рассмотрения конкретного законопроекта. Кроме того, каждый депутат получил на портале собственный канал, на котором он сможет размещать видеозаписи своих интервью или комментариев по тем вопросам, которые включены в повестку работы Государственной Думы.
2. Организовать общественный контроль за выполнением государственными и местными органами своих задач. По заказу Минэкономразвития России был разработан сайт «Ваш контроль». Он собирает оценки и комментарии о работе государственных органов, позволяет изучить отзывы других посетителей о конкретном органе или учреждении, а также предоставляет информацию о получении госуслуг и т.д. В декабре 2012 года Правительство РФ утвердило постановление, обязывающее выявлять мнение граждан о качестве оказанных им госуслуг по пяти параметрам:
Рейтинг услуг по числу оставленных отзывов возглавляют:
Портал содержит также раздел «Ваш контроль в фотографиях», позволяющий прикладывать наглядные свидетельства качества оказания госуслуг.
По итогам анализа мнений граждан о качестве предоставленных госуслуг формируется оценка деятельности руководителей органов, которая является одним из показателей эффективности их деятельности. По каждому государственному органу формируется сводная ежеквартальная оценка качества предоставления госуслуг. Если она составляет менее 70% значения, предусмотренного должностным регламентом или достигнутого в прошлом году, в отношении руководителя будет проведена служебная проверка (постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284″Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»).
Направить общественную инициативу с помощью РОИ может совершеннолетний гражданин, зарегистрированный на портале государственных услуг. Общественную инициативу изучает независимая некоммерческая организация (на это отведено не более двух месяцев), а затем принимает решение — разместить инициативу на сайте для сбора голосов в ее поддержку или отказать в этом. Поддержанной считается инициатива, которая в течение года после размещения на РОИ набрала определенное количество голосов в свою поддержку — например, инициативе федерального уровня требуется набрать не менее 100 тыс. голосов. Затем инициатива направляется в экспертную рабочую группу федерального, регионального или местного уровня, включающую представителей исполнительных и законодательных органов, общественных палат, бизнес-сообщества и общественных объединений. Экспертной группой в течение двух месяцев готовится экспертное заключение и решение о разработке законопроекта или иных мерах по реализации инициативы, а информация об этом размещается на РОИ.
Среди популярных общественных инициатив — введение обязательных ежегодных медицинских осмотров, запрет на установку нерегулируемого пешеходного перехода на дорогах с интенсивным движением, введение конфискации имущества за экономические преступления и т. д.
Запуск РОИ состоялся в начале апреля 2013 года, однако одна из инициатив федерального уровня уже набрала требуемое количество голосов. Эта инициатива, авторство которой принадлежит блогеру, кандидату в мэры г. Москвы Алексею Навальному, направлена на установление законодательного запрета на закупку за счет бюджетных средств автомобилей стоимостью свыше 1,5 млн руб. Инициатива уже была рассмотрена экспертной группой и передана министру Открытого правительства Михаилу Абызову.
4. Ознакомиться с источниками и объемами доходов бюджета, а также с направлениями и объемами расходования бюджетных средств в интерактивном режиме. Это возможно благодаря работе Единого портала бюджетной системы, который был создан на основании распоряжения Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р и работает пока в тестовом режиме. На этом портале можно ознакомиться с основными характеристиками федерального бюджета на текущий год, посмотреть структуру его доходов и расходов, размеры внутреннего и внешнего государственного долга и другие данные. Вся информация размещена в наглядной и доступной форме с использованием диаграмм и таблиц. Кроме того, портал позволяет получить данные о размерах средней заработной платы и трудовой пенсии, прожиточного уровня, МРОТ, составе продуктовой корзины и стоимости минимального набора продуктов питания. Удобным сервисом портала является калькулятор, с помощью которого можно рассчитать размер НДФЛ и налоговых вычетов по нему, пособия по беременности и родам, а также размер экономии на электроэнергии при использовании энергосберегающих ламп.
5. Получить информацию о разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти законопроектах, результатах их антикоррупционной экспертизы и направить свои предложения. Такая возможность предоставлена на портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Посетители могут скачать текст законопроекта, доработанный с учетом прохождения этапов его подготовки, направить свои комментарии по поводу законопроекта, подписаться на новости об очередном этапе разработки конкретного законопроекта и т.д.
Портал не лишен недостатков – к примеру, в расширенной форме поиска законопроектов отсутствуют тематический поиск, а также поиск по ключевым словам, что иногда может затруднить поиск нужного документа.
Какие затруднения возникают при использовании системы «Открытое правительство»?
Основная проблема заключается в том, что граждане пока недостаточно активно приобщаются к использованию системы «Открытое правительство». Так, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного 9 сентября 2012 года, оценить работу министра Открытого правительства Михаила Абызова смогли лишь 19% респондентов, а 81% опрошенных признались, что ничего о нем не слышали. Проведенный ВЦИОМ 17 марта 2013 года аналогичный опрос показал, что степень осведомленности граждан о деятельности системы «Открытое правительство» выросла, но незначительно — на 10% (29%). 71% респондентов по-прежнему не осведомлены о предоставляемых Открытым правительством возможностях и не могут оценить его деятельность (размер выборки обоих опросов составил 1 600 человек).
Другой проблемой является отсутствие рамочного нормативного акта, который собрал бы в единое целое все составляющие этой системы, определил требования к работе Открытого правительства и показатели эффективности этой работы.
Еще одним затруднением является недостаточный уровень обеспеченности населения Интернетом. Так, по данным Фонда «Общественное мнение», на весну 2013 года, месячная аудитория Интернета в России составляет 66 млн человек старше 18 лет – это менее 58% совершеннолетнего населения страны.
К числу препятствий также можно отнести и существующую пока разрозненность данных — как информация об Открытом правительстве, так и доступная информация о деятельности федеральных органах исполнительной власти размещается на разных сайтах, единой навигации по которым пока не предусмотрено. На портале «большоеправительство.рф» в разделе «Открытые данные» находятся новости о том, какой орган или регион приступил к обнародованию данных, отражающих исполнение ими своих функций. Однако граждане по-прежнему вынуждены самостоятельно определять, к ведению какого органа относится ведение информационных баз и реестров по определенной теме, а затем искать нужные сведения на его официальном сайте. Для решения этой проблемы планируется запустить новый интернет-ресурс — единый портал открытых данных. Минкомсвязь уже подготовило его концепцию — ожидается, что она будет утверждена уже в июле текущего года.
Пока же ситуацию могла бы исправить разработка и размещение на сайте Открытого правительства единого навигатора раскрываемой информации (как по тематическому признаку, так и в отношении каждого государственного органа) с актуальными ссылками на конкретные разделы официальных сайтов.
Полезные ссылки
Кроме того, значительно упростило бы ориентацию в возможностях Открытого правительства размещение на портале «большоеправительство.рф» перечня всех интернет-ресурсов, посредством которых эта система реализуется.