Что такое открытое образование
Открытое образование (понятие)
Открытое образование (понятие)
Открытое образование — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т.п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.
Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.
В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.
Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.
Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Принципы открытого образования.
Система открытого образования (СОО)
Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.
Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:
Виды обеспечения СОО
В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения:
Национальная платформа открытого образования
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.
Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.
Национальная платформа открытого образования запись закреплена
Университет ИТМО совместно с Национальной платформой открытого образования проведет вебинар «Аналитика данных: как получить новую квалификацию онлайн».
2 декабря в 12:00
Расскажем, что такое аналитика данных и почему за этой профессией будущее. Объясним про преимущества обучения аналитике данных от ИТМО на новой онлайн-программе.
Показать полностью.
Вы узнаете, чем онлайн-программы отличаются от онлайн-курсов, как проходит обучение и что вы получите по его окончании.
Запись на вебинар: vk.cc/c8oMH2
Если у вас есть вопросы по поводу онлайн-программы — вы сможете их задать на вебинаре! Или заранее, написав комментарий под постом или в форме записи.
Национальная платформа открытого образования запись закреплена
eLearning ITMO
Зачем нужна креативность и как ее развить?
Читайте карточки и записывайтесь на онлайн-курс от ИТМО «Предпринимательство в креативных индустриях».
Курс посвящен формированию предпринимательских компетенций в сфере креативных индустрий, а также раскрытию творческого потенциала и креативности у предпринимательского сообщества.
Показать полностью.
Запись по ссылке: https://openedu.ru/course/ITMOUniversity/ENCRIN/
Национальная платформа открытого образования запись закреплена
Онлайн-курсы СПбГУ
Отличная новость для всех, кто хочет сделать первый шаг в изучении русского языка как иностранного!
22 ноября Санкт-Петербургский государственный университет запускает онлайн-программу «Russian for Beginners» на Национальной платформе «Открытое образование».
Показать полностью. Эта дата выбрана не случайно, ведь в этот день, 220 лет назад родился великий русский писатель и лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль. Поэтому именно 22 ноября в России отмечается День словарей и энциклопедий.
Прежде всего слушатели познакомятся с русским алфавитом — научатся читать и произносить буквы кириллицы, а затем перейдут к основам грамматики и изучению полезных слов и простых фраз: как рассказать о себе, о своей семье и увлечениях, как спросить дорогу и поздравить с праздником.
В течение программы учащимся предстоит смотреть видеосюжеты, читать тексты, слушать диалоги, а также проверять свои знания, выполняя интересные тесты и задания, чтобы шаг за шагом овладеть самыми важными языковыми навыками. К концу обучения слушатели смогут участвовать в беседе и общаться на русском языке на уровне А1.
Если ваши иностранные друзья и коллеги давно мечтают взяться за изучение русского языка для повседневного или профессионального общения, то наш онлайн-курс станет для них отличным стартом и базой для будущих свершений.
Great news for everyone who wants to take their first steps in learning one of the world’s most difficult languages — Russian.
On November 22, Saint-Petersburg State University launches the online programme “Russian for Beginners” on the National Open Education Platform. This date was not chosen at random — on November 22, 220 years ago, the distinguished Russian-language lexicographer and author of the “Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language”, Vladimir Dal was born. In Russia, each year to honour his birthday on November 22 we celebrate the Day of dictionaries and encyclopaedias.
Are you interested in the Russian language and Russian culture?
Do you want to communicate with your Russian friends and colleagues in their native language?
Or maybe your dream is to read the novels of Dostoevsky in their original language? Then our programme is the perfect place to start!
First, you will learn the Russian alphabet, which can often be confusing for English speakers. How do we pronounce “Я”? Is it just an inverted “R”? Don’t worry – after a few lessons you will feel comfortable reading the Cyrillic alphabet and be able to form words. You will then study the fundamentals of Russian grammar and learn lots of useful words and simple phrases. You will learn how to introduce yourself, talk about your family and friends, as well as ask and answer basic questions.
During the programme you are going to watch videos, read texts, listen to dialogues, and complete interesting tests and quizzes.
Step by step, you will master important language skills and by the end of the course, you will be ready to participate in conversations and communicate with your Russian friends and colleagues at an elementary level.
Online courses by Saint-Petersburg State University provide high-quality education, available all over the world. Join us and start your journey into the world of the Russian language!
В последнее время в системе образования все чаще можно встретить такой термин, как «открытое образование», или ОО. Именно поэтому стоит разобраться, какие же явления и понятия стоят за ним, что вкладывают в него ученые, практики и педагоги?
Объективность появления
Система открытого образования стала следствием процессов глобализации, демократизации и гуманизации общества. Именно они и позволили данной категории появиться в учебном процессе.
Открытое образование – это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. Оно же является неотъемлемой ее частью, не зависящей от проводимой государством политики в сфере обучения граждан.
Вам будет интересно: Торчок — это образ жизни?
Открытое образование – это наиболее рациональный синтез самых известных форм получения знаний, основанных на использовании телекоммуникационных и коммуникационных технологий. Данный процесс, который называется конвергенцией, носит закономерный и объективный характер. Подобная тенденция присуща явлениям и объектам реального мира, развивающимся в условиях информатизации. Особенно отчетливо ее можно наблюдать в развитии средств, с помощью которых становится реальным пользование информационными технологиями. Ярким примером тому служит компьютер. В нем объединены несвойственные для него функции приемника и телевизора. Кстати, последний также становится довольно сложным программируемым электронным устройством, которое по своему функционалу приближается к компьютеру. Исходя из этого можно предположить, что в будущем все имеющиеся формы получения образования перейдут в одну, которую назовут, например, виртуальной.
Необходимость ОО
Вам будет интересно: Презентабельный вид, его значение в жизни
Открытое образование – это одна из качественных характеристик современного учебного процесса. На сегодняшний день его использование является необходимым для общества. Ведь если еще пять десятилетий назад ценность представлял тот работник, который умел четко и по предоставляемым инструкциям выполнять типичные операции, то на сегодняшний день на первый план выходит тот специалист, который способен предложить созданный им нестандартный продукт. И это является необходимым условием успешной работы не только главы крупной корпорации, но и, например, повара в кафе. Любой сотрудник должен уметь проанализировать ситуацию в целом и найти оптимальное решение, которое будет наиболее эффективно для сложившейся ситуации. Помимо этого, работнику важно уметь проигрывать различные варианты развития событий и проводить их сравнение для принятия верных решений.
Еще одной причиной необходимости внедрения открытого образования является изменение отношения к игре. Ранее она считалась нужным, но при этом только детским занятием. Сегодня же применение игровых форм становится обычным делом для многих сообществ и профессий.
Открытое образование – это то, что позволяет современному школьнику и студенту общаться не только со своим одноклассником, соседом по дому или сверстником. С его помощью легко устанавливаются связи с учащимися, живущими в других странах. Поводом для такого общения становится единство увлечений и интересов. Такие сообщества существовали и раньше. Примером тому могут служить клубы шахмат и филателистов по переписке, сети радиолюбителей и т. д. Тем не менее мир продолжает глобализацию. И благодаря компьютерным технологиям участие в подобных сообществах становится делом более доступной.
Таким образом, в связи с произошедшими в человеческом обществе переменами система открытого образования является довольно актуальной. Ведь она позволяет включить учащегося в современные формы жизни и профессиональные практики.
Выполняемые задачи
Суть открытого образования заключена в том, что школьники и студенты получают возможность:
На сегодняшний день организацию открытого образования считают дополнением к традиционному обучению. Тем не менее такая система имеет существенные отличия от секций, студий и кружков, которые дублируют школьные классноурочные занятия. ОО принимает формы сетевых клубов и сообществ, а также интенсивных погружений. При этом очень важно, что все это не пускается на самотек. Каждое из сетевых сообществ заранее проектируется и в дальнейшем управляется.
Структура
При изучении характеристики открытого образования становится понятным, что основной его единицей является программа обучения. Однако это не какой-либо план (поурочный или мероприятий). Программа обучения в сфере открытого образования является способом программирования событий, происходящих с его участником. Она ставит перед учащимся задачу, которая является одновременно и заданием, и образом того, что должно в результате с ними произойти. При этом школьнику или студенту предлагается сделать то, что до этих пор сделать было просто невозможно, или же придумать то, что пока еще никто не придумал. Подобное задание является открытым. Это позволяет выполнять его каждый раз по-новому.
Для открытого образовательного события понадобится и соответствующее пространство. Оно представляет собой интенсивные коммуникации, построение которых осуществляется вокруг одной темы. Это может быть общее культурное поле, общий круг музыки, фильмов, чтения и т. д., в котором школьник или студент понимает, что слушает. И смотрит он не для оценки, а ради того, чтобы выявить общий смысл предлагаемой информации.
В идеале размещается открытое образование на платформе страниц и сайтов в социальных сетях. При этом оно представляет собой систему информационных, педагогических и организационных технологий, в которых структурными и архитектурными решениями обеспечиваются протоколы и форматы, предназначенные для обмена информацией. Все они необходимы для обеспечения стабильности, интероперабельности и мобильности, эффективности, а также прочих положительных качеств элементов ОО.
Функционально система открытого образования включает в себя ряд подсистем. Среди них:
Принципы ОО
Вам будет интересно: Юкатанский пролив: география, достопримечательности, интересные факты
Подобная форма получения знаний применяется сравнительно недавно. Тем не менее проведенные по ее изучению исследования позволили сформулировать основные принципы открытого образования. Среди них:
В настоящее время все отчетливее становятся видны контуры всей системы национального открытого образования. Оно начинает рассматриваться как органичное и рациональное сочетание всех форм получения знаний, известных педагогической науке. При этом образовательно-информационные технологии и учебно-методическая база любого учебного заведения позволяют применять ОО вне зависимости от того, является ли весь процесс очным, заочным, дистанционным и т. д. В том случае, когда необходимый материал, а также все дидактические пособия оформлены в надлежащей форме и размещены в ПК, то не имеет значения, куда будут подаваться такие знания. Это может быть как одна аудитория, так и компьютер человека, находящегося за пределами не только города, но и страны.
Среди принципов открытого образования для высших учебных заведений выделяют также следующие:
Принципы открытого образования (дистанционного)дополнительно заключены еще и в следующем:
Любой системе, в том числе и открытому образованию муниципального уровня, присущ принцип незамкнутости. Он указывает на наличие обратной связи с внешней средой. Подобный принцип характерен для всех систем образования, в том числе и открытой. Особенно ярко проявляется этот принцип в период вступления человеческого общества в новую, информационную стадию своего развития. В случае ОО он позволяет поднять процесс получения знания до уровня социального творчества. Интегрируя в себе самое ценное из того, что было разработано наукой, открытое образование способно стать основой дальнейшего активного развития цивилизации.
Технологии ОО
Провести глобальные перемены в стране вряд ли удастся без модернизации системы образования и ее эффективного обновления и развития. Это и позволит воплотить принцип открытого образования. К сожалению, многими педагогами он понимается как подключение учебных заведений к сети Интернет и создание для учеников доступа к ПК, а также проведение базовой подготовки школьников и студентов по основным направлениям сферы применения коммуникационных и информационных технологий. Однако согласиться с этим можно только частично.
Конечно, платформу открытого образования составляет интернетизация учебных заведений. Тем не менее эта тема должна быть рассмотрена в более широком ее понимании. Ведь основной целью получения знаний в сфере ОО является возможность их использования в самых различных жизненных ситуациях, а также в умении принимать наиболее эффективные решения в случае возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, используют технологии открытого образования. Основные из них рассмотрим более подробно.
Дебаты
Вам будет интересно: Значение слова «мартышка», примеры употребления
Те школьники, которые были участниками дебатов, указывают на то, что программа позволила им приобрести качества, необходимые для достижения успеха. Такая технология открытого образования может быть применена как в школе, так и за ее пределами. Наличие в ней элементов соревнований позволяет стимулировать поисковую и творческую деятельность учеников, а также тщательную проработку изучаемого ими материала.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Такая технология использует основы педагогической практики, опираясь на чтение и письмо, которые являются базовыми процессами любого вида получения знаний. Ее применение позволяет:
Применение данной технологии предусматривает прохождение трех стадий – вызова, осмысления и рефлексии. Первая из них позволяет ученикам обобщить и актуализировать имеющиеся знания по предложенной теме. Она пробуждает интерес к ее изучению и мотивирует к получению знаний.
На стадии осмысления педагогом предлагается новая информация. Этот этап предполагает соотнесение услышанного с собственными знаниями.
На стадии рефлексии учащимся необходимо подвести итоги и выработать собственное отношение к изучаемому материалу. Одновременно с этим выявляется непознанная проблема или тема для дальнейшей работы. Она является новым вызовом. Проводится на стадии рефлексии и анализ процесса изучения всего материала. Эта технология открытого образования с успехом применяется не только в данной сфере, но и в любом учебном процессе.
Метод проектов
Рассмотренные выше основные технологии открытого образования являются продолжением традиций педагогических методик, с помощью которых в разное время производилась попытка преодоления границы между учебой и внеучебной деятельностью. Сделать это позволяет метод проектов. При его применении учащийся перестает формально усваивать знания. Он приобретает их при непосредственном планировании, а также выполнении неуклонно усложняющихся заданий.
Реализация метода проектов возможна с использованием двух направлений:
Изменение педагогической системы
Использование принципов и технологий открытого образования приводит к преобразованиям процесса обучения. Педагогическая система при этом претерпевает следующие изменения:
Меняется тип деятельности, а также характер тех взаимоотношений, которые имеют место между преподавателями и студентами. Обучающийся становится полноценным субъектом учебного процесса, принимая участие в решениях не только учебно-профессиональных, но и своих профессиональных задач, которые он решает благодаря необходимой помощи преподавателя.
Для освоения системы ОО можно обратиться к ресурсу Центра открытого образования. Он оказывает онлайн-услуги по получению педагогами дополнительного образования.
Что такое открытое образование
В настоящее время в обществе стала зарождаться новая модель образования, которая получила название «открытой». Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Приоритеты в образовании стали отдаваться информационным и телекоммуникационным технологиям. Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем, а также личного контакта. Целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональных областях в условиях информационного и телекоммуникационного общества. К особенностям открытого образования следует отнести:
1.Использование специализированных технологий и средств обучения – применение компьютеров, сетевых средств, мультимедийных технологий, специального программного обеспечения для подготовки учебных курсов и обучения студентов.
2.Тестовый контроль качества знаний – использование тестовых систем на базе информационных технологий.
3.Экономическая эффективность – улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения.
4.Гибкость – возможность обучаться в удобное время, в удобном месте и в удобном темпе.
5.Модульность – возможность формирования индивидуального учебного плана, отвечающего личным потребностям, из набора независимых учебных курсов.
6.Параллельность – возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью.
7.Асинхронность – реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
8.Новая роль преподавателя – возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультации при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.
9. Новая роль обучающегося – повышение требований к самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию.
10.Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в обучение.
11.Интернациональность – возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Непрерывное, открытое дистанционное образование, обеспечивает студенту помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, возможность непрерывно развиваться, получать своевременно знания и навыки, а также конкурентное преимущество перед другими выпускниками.
Образование всегда будет в цене и откроет для вас кучу возможностей. И вовсе не обязательно тратить на повышение своих навыков большие суммы — есть ресурсы, которые помогут вам сделать это совершенно бесплатно.