Что такое отклонение в музыке
Что такое отклонение в музыке
Н. А. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», действие IV.
О. возможны как в близкие тональные области (см. пример выше), так (реже) и в отдалённые (Л. Бетховен, концерт для скрипки, ч. 1, заключит. партия; часто встречается в совр. музыке, напр. у С. С. Прокофьева). О. могут быть и частью собственно модуляционного процесса (Л. Бетховен, связующая партия 1-й части 9-й сонаты для фп.: О. в Fisdur при модуляции из E-dur в H-dur).
Явления, аналогичные О. (как и модуляции), свойственны нек-рым развитым формам вост. музыки (встречаются, напр., в азерб. мугамах «Шур», «Чаргях», см. в кн. «Основы азербайджанской народной музыки» У. Гаджибекова, 1945).
Л. Бетховен. Струнный квартет ор. 59 No 1, часть I.
А. Шёнберг (1911) подчёркивает происхождение побочных доминант «из церковных ладов» (напр., в системе C-dur из дорийского лада, т.е. от II ст., приходят последования а-h-сis-d-с-b-а и связанные с ними аккорды е-g-b, g-b-d, a-сis-e, f-a-сis и т.д.); как и у Шенкера, побочные доминанты обозначаются по осн. тону в главной тональности (напр., в C-dur e-g-b-des=I). Г. Эрпф (1927) критикует понятие О., доказывая, что «знаки чужой тональности не могут быть критерием для отклонения» (пример: побочная тема 1-й части 21-й сонаты Бетховена, такты 35-38).
П. И. Чайковский (1871) разграничивает «уклонение» и «модуляцию»; в уч. программах по гармонии он чётко противопоставляет «О.» и «переход» как разные виды модуляции. Н. А. Римский-Корсаков (1884-1885) определяет О. как «модуляцию, при к-рой новый строй не закрепляется, а лишь слегка затрагивается и покидается немедленно для возвращения в первоначальный строй или для нового отклонения»; предваряя аккорды диатонич. ряда их доминантами, он получает «кратковременные модуляции» (т.е. О.); они трактуются как находящиеся «внутри» гл. строя, тоника к-рого сохраняется в памяти. На основе тональной связи между тониками в отклонениях С. И. Танеев строит свою теорию «объединяющей тональности» (90-е гг. 19 в.). Г. Л. Катуар (1925) подчёркивает, что изложение муз. мысли, как правило, связано с господством единой тональности; поэтому О. в тональности диатонического или мажорно-минорного родства трактуются им как «средитональные», осн. тональность при этом не покидается; Катуар в большинстве случаев относит это к формам периода, простой двух- и трёхчастной. И. В. Способин (в 30-е гг.) считал О. разновидностью однотонального изложения (впоследствии он отказался от этого взгляда). Ю. Н. Тюлин объясняет привлечение в осн. тональность альтерационных вводных тонов (признаков родственных тональностей) «переменной тоникальностью» соответств. трезвучий.
Что такое отклонение в музыке
См. также решения задач
Бригадный 493 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Типы тональных соотношений. Отклонения
Существуют три основных типа тональных соотношений (последований): модуляция, отклонение и сопоставление.
Модуляцией называется переход из одной тональности в другую. К области модуляций относится всякое взаимодействие ладотональностей внутри музыкального произведения, их взаимосвязи, закономерности тональных смен, подчиняющихся функциональной логике. Эта сторона гармонии играет большую роль в формообразовании. Например, без модуляций невозможна сонатная форма.
Сопоставление образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода, без отклонения ( или модулирующей одноголосной связки)
Отклонение
2. Аккорды, типичные для отклонения. Расположение отклонений в форме
3.Отклонения через D7
а) не применяется D7 в основном виде
б) введение побочной доминанты возможно после любого аккорда
г) особенность отклонения в тональность на ступень выше
д) прерванный оборот в отклонении
е) сложные отклонения
ж) доминантовая цепочка
з) предвосхищающее отклонение
4. Отклонения через VII7
5. Отклонения через побочные субдоминанты
6. Основные принципы отклонений.
4. В отклонениях в качестве побочной доминанты может использоваться VII7 и его обращения (реже VII2). Обычно отклонение через VII7 используется там, где в связи с переченьем невозможна D (при разведении удвоенного основного тона в разных направлениях).
5.Побочные субдоминанты в качестве модулирующих аккордов при отклонениях стали использоваться с середины XIX века. Важное место при отклонениях занимает II7 (при отклонениях в мажоре II7гарм.). Отклонения производятся через любые обращения II7. Отклонения могут также производиться через альтерированные суюдоминанты. Плагальные отклонения весьма характерны для Рахманинова и используются им в самых разноообразных формах.
6. Основные принципы отклонений утвердились в музыке Баха и венских классиков. Вне рамок периода отклонения часто возникают в кодах (в субдоминантовые тональности).
2-хч.ф. с кодой Бетховен. Соната №10 II часть.
Плаг. отклон. Рахманинов Смеркалось
Шопен Ноктюрн №2 Es-dur
Глинка Рондо Антониды
Предвосхищ. отклон. Моцарт 17 соната
Сложное отклонение Шопен Мазурка №12 op17 №3 середина E-dur
Прерванн. оборот при отклонении Мендельсон Песня без слов №20 середина
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ОТКЛОНЕНИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ I СТЕПЕНИ РОДСТВА»
Отклонения относятся к модуляционной хроматике, т.е. к той стороне гармонии, которая связана с любым взаимодействием тональностей в музыкальном произведении и играет существенную роль в организации музыкальной формы. Переход в другую тональность может быть осуществлен различными способами, может быть разной продолжительности, иметь разное местоположение в форме. Все это образует различные виды модуляционной хроматики, одним из которых и является отклонение.
Отклонением называется появление новой тональности внутри музыкального построения, после чего следует возвращение к прежней или переход в какую-либо иную тональность. Признаками отклонения являются также кратковременность появления и отсутствие каденционного закрепления. Последний признак позволяет некоторым теоретикам называть отклонение некаденционной модуляцией (Н.Долматов). Принципиальное различие между отклонением и модуляцией более явно проступает в экспозиционных частях музыкальной формы. В разработочных же разделах оно обычно стирается и здесь целесообразнее говорить о модуляционных явлениях.
Доминантовая и субдоминантовая гармонии ко всякому аккорду данной тональности (кроме Т), называются побочными доминантами и субдоминантами. Своим появлением они выводят за пределы исходной тональности. Продолжительность и полнота охвата новой тональности при отклонении может быть различной: новая тональность может быть представлена двумя аккордами (а иногда и одним – побочной D), а может – несколькими.
I. Виды отклонений.
1.Отклонение через побочную доминанту, или автентическое, – это самое распространенное отклонение. В качестве побочной D чаще всего выступают обращения D7. Основной D7 значительно реже используется в отклонениях, чем его обращения. Побочная доминанта может быть введена после любого аккорда исходной тональности. Главным условием ее введения является плавность голосоведения и отсутствие переченья. Во избежание переченья хроматические варианты одной и той же ступени должны находиться в одном голосе.
III D65→S D43→II D43→VI D43→VI VII7→II
В качестве побочной D может использоваться вводный септаккорд, чаще уменьшенный, в основном виде и во всех обращениях (реже других берется VII2). Если аккорд, предшествующий побочной D, содержит удвоение звука, подлежащего хроматическому изменению, то один из двух идет на хроматический полутон, а другой – в противоположную сторону на тон или полутон. Побочной доминантой в этом случае обычно бывает VII7. Побочный VII7 берется чаще всего тогда, когда отклонение происходит на секунду вверх от исходного аккорда (например, после Т – во II ступень, после II – в III и т.д.).
2. Прерванный оборот в автентическом отклонении. Возникает в том случае, когда побочный D7 (в основном виде) разрешается не в тонику, а в VI ступень новой тональности. Особенно часто используется этот оборот при отклонении в тональность VI ступени.
4. Отклонение через полный гармонический оборот, или «глубокое» отклонение –отклонение, в котором в качестве побочных аккордов используются и S, и D новой тональности. Это отклонение обычно представляет собой плавный по голосоведению, «удобный» оборот:
T II43→D7→II T II43→D7→III t II7→D43→VI
Особенно характерны «глубокие» отклонения для Чайковского, Рахманинова, многих других романтиков, часто используются в популярной легкой музыке.
5. Отклонение без появления тоники новой тональности.Побочные S и D, принадлежащие новой тональности, и особенно их сочетание, уже дают ощущение отклонения, даже если разрешение в тонику отсутствует. Тоника может быть лишь намечена (взята в виде септаккорда) или вовсе заменена другим аккордом основной тональности.
6. «Перевернутое» отклонение – такое отклонение, при котором Т новой тональности звучит раньше, чем S и D, побочные к этой тональности.
Если для композиторов-классиков более всего типичны автентические отклонения, то в гармонии романтиков, наряду с ними, широко применяются отклонения через полный оборот («глубокие»). Все остальные виды отклонений относятся к менее употребительным. Однако их использование в XIX в. свидетельствует о развитии этого вида хроматики и расширении его красочной палитры. Особая красочность принадлежит плагальным отклонениям, которые привносят в музыку ярко выраженный национальный (главным образом – русский) колорит и, помимо этого, особенную лирическую интонацию. Интересен и выразительный эффект «обманутого ожидания», образуемый отклонением без появления новой тоники. Каждое из менее распространенных видов отклонений имеет свой оттенок выразительности, отличный от общеупотребимого автентического отклонения.
II. Направление отклонений.
Отклонения происходят во все тональности диатонического родства: в мажоре – в тональности II, III, IV, V, VI ступеней, в миноре – в тональности III, IV, V, VI и VII ступеней. В XIX в. встречаются также отклонения в тональности низкой II, низкой VI ступеней, т.е. не в первую степень родства. Чаще всего используются отклонения в тональности субдоминантовой группы. При отклонении в тональность IV ступени наиболее удобно брать побочную D сразу после тоники основной тональности, которая оказывается трезвучием D в новой тональности, после чего к ней добавляется септима, а в миноре она еще и «омажоривается». По этому образцу совершаются все отклонения на квинту вниз: от II ступени – в тональность V ступени, от VI – в тональность II ступени (только в мажоре), от III – в тональность VI ступени.
T D2→S6 T6 D65→S II6 D65→D VI D2→II6
Отклонение в этом направлении совершается через побочные D2 и D65. Через основной D7 отклонения происходят гораздо реже, ввиду свойственного этому аккорду разрешения в неполное трезвучие.
Отклонение на терцию вниз относится к наиболее употребимым: от Т – в тональность VI ступени, от VI ступени – в тональность IV ступени, от IV ступени – в тональность II ступени (только в мажоре). В этом случае побочной доминантой служит D43.
T D43→VI VI D43→S S D43→ II
Популярным является и отклонение на большую секунду вверх: от Т в тональность II ступени (только в мажоре), от S – в тональность D, от D – в тональность VI ступени. В большинстве случаев побочной доминантой здесь является уменьшенный VII7. Во избежание переченья прима исходного аккорда идет на хроматический полутон вверх, а ее удвоение – на ступень вниз:
T VII7→II T6 VII65→II6 D VII7→VI
Несколько реже встречаются автентические отклонения на терцию вверх и на квинту вверх: от Т в тональность III ступени, от Т в тональность D, от от D в тональность II ступени (в мажоре), от II ступени в тональность VI ступени (в мажоре), от III ступени – в тональность VII ступени (в миноре).
Отклонение от тоники мажора в III ступень, редко встречающееся у классиков и более популярное в XIX в., осуществляется обычно через полный гармонический оборот, иногда – только через побочную S. Знаменитый «Свадебный марш» Мендельсона начинается с «глубокого» отклонения в III ступень. Варианты отклонения в III ступень:
T II65→D2→ III T II43→D7→ III T6 II65→ III T6 VII7→ III
Отклонение
Ю. H. Холопов.
Полезное
Смотреть что такое «Отклонение» в других словарях:
Отклонение — отклонение от следования подтвержденным тенденциям индексов или средних. По английски: Divergence См. также: Технический анализ Финансовый словарь Финам. Отклонение Отклонение прогноз в отношении динамики волатильности базового актива.… … Финансовый словарь
ОТКЛОНЕНИЕ — ОТКЛОНЕНИЕ, отклонения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. отклонить отклонять. Отклонение стрелки. Отклонение просьбы. 2. Действие по гл. отклониться отклоняться; несовпадение, нарушение. Отклонение от нормы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
отклонение — изменение, ответвление, колебание, уклонение, отход; отказ, отступление, браковка; аномалия, неправильность, ненормальность, анормальность, патология; лаж, радиодевиация, монорхизм, архиболия, заскок, загиб, девиация, странность, загибон,… … Словарь синонимов
отклонение — ОТКЛОНЕНИЕ, загиб, отступление, уклон, уклонение, экскурс ОТКЛОНЯТЬСЯ/ОТКЛОНИТЬСЯ, отвлекаться/отвлечься, отдаляться/отдалиться, отходить/отойти, уклоняться/уклониться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
отклонение — Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером. [ГОСТ 25256 82 (СТ СЭВ 1472 78)] отклонение Различие между планируемым и фактически измеренным значениями. Часто используется в… … Справочник технического переводчика
ОТКЛОНЕНИЕ — в музыке кратковременный и не закрепленный заключительной каденцией переход в другую тональность … Большой Энциклопедический словарь
ОТКЛОНЕНИЕ — ОТКЛОНЕНИЕ, я, ср. 1. см. отклонить, ся. 2. обычно мн. Нек рая ненормальность, странность в поведении. С отклонениями кто н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОТКЛОНЕНИЕ — (variance) Величина, на которую фактические издержки отличаются от нормативных при системе калькуляции издержек производства по нормативным (standard costing). Отклонения могут анализироваться по причинам, их породившим, например ценовые… … Словарь бизнес-терминов
отклонение — 1. В статистических вычислениях, разница между наблюденной и вычисленной величиной. 2. В геодезии, угол между геоидом и сфероидом Земли. Syn.: девиация … Словарь по географии
Отклонение — – несоответствие фактического значения любого из параметров технического состояния конструкции требованиям норм, проектной документации и требованиям обеспечения технологического процесса. [ОРД 00 000 89], [Отраслевой руководящий документ.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
отклонение — 1.3.2.28 отклонение: Максимальное отклонение от температурной уставки, указанное изготовителем. Источник: ГОСТ Р 51983 2002: Устройства многофункциона … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Модуляции и отклонения в современной музыке (1 часть)
Модуляции — прием при котором происходит изменение устоявшейся структуры в музыкальной ткани на новую. Явление модуляции может использоваться в ритмике, форме, мелодике. Но чаще всего мы конечно же подразумеваем гармоническую модуляцию или смену тональности.
Современная музыка чаще всего основана на простых последовательностях аккордов и в силу своих художественных особенностей может существовать и без смены тональности.
И многими музыкантами модуляция рассматривается как двоякое явление.
С одной стороны примитивный сдвиг припева или куплета на полтона-тон вверх или вниз, либо чуть более продвинутый способ отклонений в тональности субдоминанты.
С другой стороны, как сложный прием, который уместен в джазе или арт роке, но никак не в популярной музыке.
Тем не менее, анализ популярной музыке в самых разных стилях показывает, что модуляции и их разновидность в виде отклонений активно используется в музыке самой разной сложности и художественной ценности.
Конечно можно найти большое количество безвкусных и технически неверных решений, которые только ухудшают звучание песни.
Но также есть целый пласт композиций, которые доказывают — модуляции есть и вне классической гармонии. И кроме того, они могут звучать органично, интересно и современно.
Главная задача модуляции в классической гармонии это раскрытие красок основной тональности и развитие гармонии внутри формы. Очевидно, что большие построения требуют гармонического развития, наряду с мелодическим и ритмическим.
В современной популярной музыки роль модуляции чаще всего состоит в том, чтобы создавать новое, необычное звучание. Здесь нет строгих схем движения по тональностям или привязки к исходной тонике.
Пионерами здесь можно обозначить конечно же Beatles.
Yesterday начинается с классического отклонения в параллельный миноре, через оборот II-V-I:
F(I) – [Em7b5(VII=II) – A7(V)] – Dm (I)
Отклонение в припеве:
F (I=III)| Asus4 A7| Dm
Другой пример песня Her Majesty. Здесь используются отклонения через оборот II-V-I, побочные доминанты ( D-B7-Em-A7-D) и т.д
Более сложный и интересный пример песня Julia.
Она начинается с неоднозначного движения гармонии:
D – Bm7 – F#m – это можно рассматривать как оборот I-VI-III либо как VI-IV-I
Так как мелодия стоит на месте, то в в течении первых 4 тактов мы имеем дело с тональной неопределенностью.
Следующее движение гармонии основано на простейшем введении оборота IV-V новой тональности
D – Bm (VI=Vm) – Am (IV) – B7 (V)
Однако затем идет интересное решение в виде замены новой тоники ее параллелью в виде септаккорда, то есть аккордом G7 вместо ожидаемого Em.
В добавок к этому гармония усложняется сопоставлением G7 – Gm
Последний аккорд не встречается в Em, а по сути является модулирующим (минорная субдоминанта для D мажора)
G7 – Gm(Im=IVm) – D – Bm – F#m — A
И только в конце мы видим закрепление D мажора через доминанту, как основной тональности.
Как вы можете видеть, это не примитивная модуляция, а вполне продуманная система отклонений, которая к тому же звучит очень образно и лирично.
На этом первая часть статьи заканчивается и в следующей части мы продолжим изучать модуляции и отклонения в популярной музыке.