Что такое откатная волна
Отбойное течение и как с ним бороться
Море и океан – это источник радости, удовольствия, но одновременно и повышенной опасности. Каждый год печальная статистика пополняется свежими данными об утонувших туристах. Люди гибнут по разным причинам, однако, одной из скрытых опасностей с которой порой не могут справиться даже опытные пловцы, является отбойное течение.
Отбойное течение, называемое также обратная волна, разрывная волна, «тягун», Rip Curent, коварно тем, что относит человека всё дальше от берега. И в безуспешных попытках вернуться, пловец теряет все силы и гибнет в воде. Специалистами разработаны правила поведения, которые помогут людям, попавшим в «рип» спастись и благополучно добраться до берега. Но для начала немного теории.
Что такое отбойное течение, обратная волна
Rip Current – это разновидность морских и океанических течений, появляющихся у линии побережья во время отлива. В тот момент, когда вода, ранее пришедшая к берегу во время прилива, с разной интенсивностью начинает отходить обратно в море, образуется эта волна. Течение, которое принято называть отбойным, всегда направлено перпендикулярно береговой линии.
Где и в какое время встречается Rip Current
«Рип» может образовываться во время отливов, непосредственно около берега. Однако он возникает не везде, а только в тех местах, где рельеф дна способствует этому. Если точнее, то необходимо, чтобы было узкое место для выхода воды, которое может быть образовано коралловыми рифами, скалами или просто песчаной косой. Что плохо, такой рельеф может быть скрыт водой, и определить место возможного образования отбойной волны визуально невозможно.
Как распознать отбойное течение
Профессионалы отмечают, что «рип» можно распознать по внешним признакам. Если взглянуть на морскую гладь, можно увидеть своеобразный коридор, шириной около трёх метров, образованный обратным течением. Если скорость потока небольшая (около 5 км/ч) подобные места неопасны.
Угрозу для жизни несут более широкие отбойные течения, скорость потока в которых набирает 15 км/ч. Поэтому до купания необходимо внимательно взглянуть на воду. Основные визуальные признаки обратной волны следующие:
Спонтанная обратная волна
Flash Rip – это обратное океаническое течение, возникающее внезапно и не имеющее никаких визуальных проявлений. Этот тип волн особенно опасен, так как способен утянуть в море даже взрослого человека, стоящего в воде по пояс.
Что делать, чтобы избежать гибели в отбойном течении, как спастись
Если человек захвачен течением, спасатели рекомендуют придерживаться такой последовательности действий:
Каждый человек может бороться с отбойным течением. Если вести эту борьбу по правилам, описанным выше, можно выплыть из любой затруднительной ситуации.
ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ | ДАТА ВЫЛЕТА | ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ | НАЙТИ БИЛЕТ |
Адлер | 2022-01-18 | 2022-01-26 | НАЙТИ ОТ 1 998 ₽ |
Нячанг | 2022-03-17 | 2022-03-25 | НАЙТИ ОТ 48 371 ₽ |
Бангкок | 2022-01-22 | 2022-02-01 | НАЙТИ ОТ 24 328 ₽ |
Пхукет | 2021-11-29 | 2021-12-05 | НАЙТИ ОТ 31 305 ₽ |
Симферополь | 2022-02-28 | 2022-03-15 | НАЙТИ ОТ 3 209 ₽ |
Бали | 2022-02-15 | 2022-02-28 | НАЙТИ ОТ 47 886 ₽ |
Казань | 2022-01-25 | 2022-01-26 | НАЙТИ ОТ 2 998 ₽ |
Сайт NashaPlaneta.net использует файлы «cookie». «Cookie» представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием «cookie». Подробнее.
Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
По-английски отбойное течение называется «RIP CURRENT», небезосновательно намекая на печальную аббревиатуру R.I.P. Действительно, с отбойными течениями связано множество трагических случаев.
Давайте узнаем подробнее что это такое и как с ним бороться …
Для начала разберем, что же такое отбойное течение? Это вид морских и океанических прибрежных течений, направленный под прямым углом от берега. Такое течение образуется, когда массы приливной воды начинают отходить (с разной степенью интенсивности) обратно в сторону моря. Схематически это выглядит так (обратное течение (рип) идет в сторону моря перпендикулярно берегу):
Такие течения могут возникать в любых местах пляжа, у самого берега, во время приливов. Волны одна за другой накатывают и приносят всё больше и больше воды, затем вода с разной скоростью уходит обратно в море или океан, образуя обратное течение. Выглядит это как река:
Обычно корридор рипа узкий, 2-3 метра, со скоростью течения 4-5 км/ч. Это неопасно. Однако могут возникать отбойные течения шириной до 50 метров и длиной до 200-400 метров, со скоростью до 15 км/ч. Рипы такой величины редки, но всё-таки бывают.
Как же определить это течение, чтобы в него не попасть? Обращайте внимание на следующие опознавательные знаки:
— Видимый канал бурлящей воды, перпендикулярный берегу.
— Прибрежная зона за пределами рипа имеет измененный цвет воды (скажем, вода вокруг голубая или зеленая, а участок течения белый, или наоборот).
— Поток воды с пеной и какой-либо морской растительностью устойчиво движется от берега в открытое море.
— Заметен разрыв в общей структуре приливных волн (сплошная полоса волн, а посередине 5-10-метровый разрыв):
Однако 80% опасных спонтанно возникающих рипов (flash rips) никак визуально себя не проявляют. Конечно, профессиональные спасатели их определить могут, но туристы-обыватели вряд ли.
Т.к. отбойные течения возникают у берега, это значит, что даже, стоя в воде по пояс и тем более по грудь, вас может подхватить рип и понести в море. А ведь как раз те, кто не умеют плавать, так и делают — просто стоят в воде и наслаждаются. Поэтому не купайтесь в одиночку и не ходите в воду, если вы заметили один из опознавательных признаков рипа. Старайтесь купаться на оживленных пляжах, в особенности там, где есть спасатели. Особенно, если вы не умеете плавать.
Отбойное течение образуется, когда волны и ветер пригоняют к берегу много воды — она течет вдоль береговой линии, пока не находит выход обратно в море (или озеро — отбойные течения встречаются и на озерах тоже).
Самая большая скорость движения воды — на поверхности отбойного течения. Поэтому оно гасит идущие к берегу волны и со стороны выглядит, как совершенно спокойная водяная гладь. Особенно часто отбойные течения возникают, когда на берег дует сильный ветер или вдали от берега бушует ураган.
Отбойные течения очень опасны — в США они ежегодно уносят 46 жизней, 80% всех прибрежных поисковых операций связаны именно с отбойными течениями. Самая главная их опасность — в том, что человек, попав в отбойное течение, видит, что его относит далеко в море и пытается плыть против течения — к берегу. Не в силах совладать с течением, пловец выбивается из сил и тонет. Поэтому главное правило спасения для тех, кто попал в отбойное течение, состоит в следующем: попав в отбойную волну, не сопротивляйтесь ей, а расслабьтесь, нужно плыть не к берегу, а параллельно берегу. Это течение напоминает беговую дорожку — чтобы перестать бежать, достаточно сделать шаг в сторону. Но выбраться из него непросто — иногда бывает нужно проплыть не один десяток метров вдоль берега.
Правила поведения в рипе:
1. Не паникуйте.
Поддавшись панике, мы руководствуемся инстинктом самосохранения, а не полагаемся на здравое мышление. В спокойном состоянии, зная о правилах поведения в рипе, вы легко из него выберетесь.
2. Экономьте силы.
Не боритесь с течением, это бесполезно. Спокойно плывите не к берегу, а в сторону (параллельно берегу). Если рип узкий (до 5 метров), вы быстро выйдете из него. Если же рип широкий (от 20 метров и больше) и выйти из него сразу не удается, то расслабьтесь и наберитесь терпения. Дело в том, что обратное течение недолгое и уже минут через 5 оно прекратится и оставит вас в покое. После этого отплывите сначала метров на 50-100 в сторону, а уже потом направляйтесь к берегу. Если сразу поплывете к берегу, есть вероятность того, что течение возобновится в этом же месте, и вы снова в него попадете.
Чтобы не паниковать, помните:
— Рип никогда не утащит вас на дно. Это не водоворот и не воронка, а поверхностное течение.
— Рип не слишком широкий. Обычно его ширина не превышает 50 метров, а чаще всего 10-20 метров. Т.е., проплыв вдоль берега буквально 20-30 метров, вы почувствуете, что выплыли из рипа.
— Длина рипа ограничена. Течение довольно быстро ослабнет, обычно не далее, чем в 100 метрах от берега.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Мы как-то с вами обсуждали чем опасно Отбойное течение, но есть и еще интересные океанские явления, которые могут быть опасными для человека.
Волны в виде квадратов относятся к таковым. По виду они напоминают шахматную доску, но не все так просто.
1. Откуда берутся квадратные волны
В большинстве своем это связано с разным направлением морского течения и ветра, когда воздушные потоки направляют волны в перпендикулярном направлении водных потоков. В других случаях это связано с тем, что волны различных штормов сталкиваются, а появившиеся в результате этого новые волны направлены по отношению одна к другой под острым углом либо прямым.
Также это может быть связано и с резким изменением направления ветра, когда волны идут в противоположную сторону, а водные потоки и дальше движутся по отношению к вновь образовавшимся потокам под углом.
Появиться такая сетка из волн может практически везде в море, но в основном это явление наблюдается вблизи берега, на мелководье. Характерной чертой является то, что в этом случае море успокаивается довольно быстро и рисунок пропадает сам по себе.
Очень много путешественников, чтобы увидеть своими глазами море в клетку, едут на французский остров под названием Ре. И неизменно местные жители всех предупреждают, что если на воде появились квадраты, лучше в нее не заходить.
2. Почему это опасно
Даже если амплитуда небольшая, волны могут быть небезопасными, так как есть вероятность того, что человека просто затянет в открытое море.
Сетчатые волны создают подводные, достаточно сильные течения, что опасно не только для пловцов, но и судов. Корабли могут перевернуться в связи с качкой, спровоцированной течением.
При волнении на море с древних времен капитаны направляют свои суда к волне под небольшим углом. В случае, если вести корабль поперек, появляется огромный риск того, что он уйдет ко дну. Справиться с волнами намного сложнее, если они движутся в нескольких направлениях.
Не совсем обычный рисунок затрудняет и пространственное ориентирование. Что касается подводных течений, то они образуют вихрь, который затягивает все, что находится в радиусе его действия. В итоге даже большие корабли отбрасываются в сторону от своего курса. В связи с этим наблюдать за этим явлением рекомендуется с берега, а в воду заходить только после его исчезновения.
Что это и чем опасно? Анапа прежде всего – водный курорт. Люди приезжают из-за Черного моря. Хотят купаться там, отдыхать, заниматься дайвингом и серфингом. Однако, кроме благоприятного климата, обилия теплых дней и развитой инфраструктуры, есть особенности местности, о которых стоит узнать заранее. Например, об обратном течении.
Обратное течение – что это
Так называют разновидность морского течения. Это движение прибрежных вод. Образуется, когда масса воды сначала двигается к берегу, затем тянется обратно. Именно в момент оттока жидкости, возникает обратное течение.
Многие думают, что подобное течение тянет людей вниз, под воду. В реальности, сила течения тащит назад, от берега.
Это характерное явление для пляжей океанов, морей, даже крупных озер, где прибрежные воды образуют волны. У Анапы удобные, пологие пляжи, где могут купаться все, даже маленькие дети и неопытные пловцы. Но из-за этого даже небольшой, непродолжительный шторм способен вызвать настоящее обратное течение (тягун).
Чем опасно «обратное течение»?
Интересно, что явление бывает не только в моменты сильных ветров и колебания воды, но и когда в море царит настоящий штиль. Этим тягун и опасен. Невозможно предугадать, когда возникнет, где и сколько продлится.
Наиболее опасными считаются течения, возникающие в мелководных, имеющих пологие берега морях. Их обрамляют высокие песчаные отмели, имеются косы и небольшие островки. В периоды отлива, масса воды постепенно уходит обратно, в море. Этому мешают песчаные косы. Давление воды распределяется не равномерно, большая часть приходится на узкие, небольшие проливы, которые соединяют основную часть моря с лиманом. Давление быстро растет, в итоге там образовывается стремительный поток, где вода двигается 2,5-3,0 м/с.
Признаки образования обратного течения:
Что делать, если попадаешь в такой тягун? Прежде всего, не бороться. Плыть против образованного там течения бесполезно, напор воды слишком высок. Как правило, ширина течения будет небольшой. Поэтому чтобы спастись, нужно сохраняя спокойствие, проплыть прямо, держась вдоль берега, пока сила течения постепенно не перестанет ощущаться. После чего аккуратно выбраться на сушу.
Течение ослабляют волны. Когда они, достигая пика, разбиваются, достигнув берега, тягун исчезает. Серферы называют подобное явление «лайн ап». Они стараются собираться в подобных местах, чтобы покорять все приходящие волны.
Можно ли покориться тягуну? Некоторые любители риска пытаются отыскать тягун, чтобы посмотреть, куда увлечет их течение. Особенно, если оно не тянет людей вниз, а тащит. Делать этого ни в коем случае нельзя. Ведь отбойное течение может потащить в глубоководную зону или место, где будет другое подводное течение. Маршрут тягуна даже опытным пловцам и дайверам предугадать невозможно. Лучше осторожно выйти с него и держать детей подальше от подобных мест.
Откуда берутся гигантские волны-одиночки, способные переламывать целые суда.
Хрестоматийная картина Айвазовского «Девятый вал» — о жертвах стихии — знакома, наверное, каждому. Разумеется, в число произведений известного мариниста эта тема попала не случайно: за многие столетия истории мореплавания фольклор оброс легендами о гигантских водяных стенах и провалах.
Как волна-убийца опрокидывает и топит суда, многие могли видеть в голливудском фильме-катастрофе «Идеальный шторм» (The Perfect Storm) — драматической истории о том, как в Северной Атлантике восточнее Ньюфаундленда в результате столкновения двух мощных штормовых фронтов бесследно исчезает рыболовецкая шхуна «Андреа Гейл», унося с собой жизни рыбаков.
Картина Айвазовского «Девятый вал»
По словам редких очевидцев, сумевших пережить буйство стихии, такие волны нередко возникают при вполне благоприятных погодных условиях, не предвещающих, казалось бы, никакой опасности.
Достоверных фактов о чудовищных волнах, неожиданно возникающих в открытом море, сравнительно немного, но тем не менее они накапливаются и требуют объяснения. Волны-убийцы совершенно не похожи на остальные: они в 3−5 раз превышают по высоте обычные волны, рождающиеся при сильном шторме.
Все наслышаны про огромные волны, называемые по‑японски цунами, что дословно означает «большая волна в гавани». Они славятся коварством и разрушительной силой.
Эти грандиозные водные валы, высота которых, как это случилось в 1958 году на Аляске, могут превышать 50 метров, возникают обычно в сейсмоактивных зонах — в результате подводных землетрясений и извержений вулканов, оползней, взрывов, резкого изменения метеоусловий. Подобное явление чаще всего встречается в прибрежных районах Японии, у нас на Дальнем Востоке, в США, Канаде, в регионе Австралии и Полинезии, а иногда даже на Карибах и в Средиземноморье. Японские манускрипты ведут хронологию цунами начиная с 684 года.
Самая страшная из известных волн цунами (24 апреля 1771 года) была зафиксирована на японском острове Исигаки (архипелаг Рюкю) и достигала высоты 85 метров. К счастью, цунами, порождаемые сейсмическими толчками на морском дне и обрушивающиеся на берег, возникают не так уж и часто. Цунами наиболее разрушительны на побережье неподалеку от места зарождения, где их энергия особенно высока. Но они могут совершать и довольно дальние «путешествия».
«Сегодня не вызывает сомнения, — говорит крупный российский специалист по теории волн нижегородец Ефим Пеленовский, — что цунами — это результат своеобразного «поршневого» механизма колебания дна океана, вызванного землетрясением, в результате чего выталкивается вверх столб воды. Ее избыточная масса под действием силы тяжести тоже начинает колебаться и вовлекает в эту амплитуду колебаний соседние участки».
Сегодня цунами становится большой проблемой для стран, расположенных на тихоокеанском побережье. И все же гигантские волны-одиночки — это не цунами. Они никак не связаны с сейсмической активностью. Есть версия, что они могут порождаться упавшими в океан метеоритами. Так, ученые полагают, что примерно 100 000 лет назад на побережье Гавайских островов обрушилась волна 300-метровой высоты, вызванная, видимо, падением крупного метеорита. Но это, к счастью, явление чрезвычайно редкое.
Частицы воды благодаря их большой подвижности легко выходят из состояния равновесия под действием разного рода сил и совершают колебательные движения. Причинами, вызывающими появление волн, могут быть приливообразующие силы Луны и Солнца, ветер, колебания атмосферного давления, подводные землетрясения или деформации дна. Ветровые волны образуются за счет энергии ветра, передаваемой путем непосредственного давления воздушного потока на наветренные склоны гребней и трения о поверхность воды.
Природа образования волн на водной поверхности была хорошо изучена, смоделирована и описана европейскими учеными в первой половине XIX века. Уже тогда было ясно, что при ветре силой более двух баллов (скоростью свыше четырех узлов) потоки воздуха передают морской ряби энергию, вполне достаточную для образования настоящих волн и зыби.
Если ветер не утихает, волнение постепенно усиливается, так как колебательные движения воды получают дополнительную энергию извне. Высота волны при этом зависит не только от скорости ветра, но и от продолжительности его воздействия, а также от глубины и площади открытой воды.
В справочниках и энциклопедиях приведены высоты волн, характерные для разных океанов. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что самые большие волны встречаются в области западных ветров Индийского океана (11,5 м) и в восточной части Тихого океана (7,5 м). Однажды такие волны наблюдались у Азорских островов (15 м) и в Тихом океане между Новой Зеландией и Южной Америкой (14 м).
Когда волна, приходящая из открытого моря, выклинивается возвышенным дном, возникает прибой или бурун. На западном побережье экваториальной Африки и возле Мадраса в Индии волны прибоя иногда достигают 22 метров в высоту. Некоторые ученые-океанологи отрицают существование громадных волн-убийц в открытом море, считая, что объективная картина искажается в глазах перепуганных очевидцев. Из-за углубления, которое всегда идет перед волной, возникает особый эффект восприятия, усиливающийся еще и тем, что корабль располагается не горизонтально, то есть параллельно подошве волны, а наклонен к ней. В итоге высота волны может сильно преувеличиваться.
Тем не менее постоянно накапливающиеся факты доказывают обратное. Известно, что разные волны могут взаимодействовать, вызывая усиление и ослабление волнения. Наложение двух когерентных волн вызывает волну, высота которой равна сумме высот отдельных волн. Это явление называется интерференцией.
Именно интерференцией ученые объясняют возникновение в некоторых местах океана необыкновенно высоких волн. Они встречаются на «стыке» волн Атлантического и Индийского океанов — у мыса Доброй Надежды, самой южной точки африканского континента, и у мыса Игольный. Здесь встретившиеся волны начинают громоздиться одна на другую, порождая громадные валы. Моряки называют их «кейпроллерами» (от английских слов саре — мыс и roller — вал, большая волна), а океанологи — уединенными или эпизодическими волнами. Кейп-роллеры уничтожают как малые суда, так и огромные танкеры, спортивные яхты и сухогрузы, пассажирские лайнеры. Видимо, именно из-за такой волны потерпело катастрофу у восточного побережья Южной Африки советское транспортное судно «Таганрогский залив» в 1985 году.
Кейпроллеры возникают не только у южной оконечности Африки, но и в районах Ньюфаундлендской банки, у Бермудских островов, у мыса Горн, на окраинах норвежского шельфа и даже у берегов Греции. Если две интерферирующих волны встречают на пути какую-либо преграду — отмель, рифы, остров или берег — выклинивание порождает новую волну, намного превосходящую по высоте своих «родительниц». Из-за отражения волн от различных преград в результате наложения отраженной волны на прямую могут возникать так называемые стоячие волны. В отличие от бегущей волны, в стоячей не происходит течения энергии. Различные участки такой волны колеблются в одной и той же фазе, но с разной амплитудой.
Интерферируя между собой, могут сталкиваться воздушные потоки и морские течения, и тогда их энергия суммируется в виде волн. Вот почему можно встретить суперволны в Гольфстриме, Куросио и других мощных океанских течениях.
Возле пользующегося дурной славой мыса Горн происходит то же самое: быстрые течения сталкиваются с противодействующими ветрами. Однако и механизмы интерференции не могут дать исчерпывающего объяснения причин возникновения волн-великанов.
В разгадке секретов гигантских волн на помощь океанографам пришли физики и математики. Ефим Пелиновский изучил и описал механизм возникновения уединенных стационарных волн, которые называют солитонами (от solitary wave — уединенная волна). Главная особенность солитонов состоит в том, что эти волны-одиночки не меняют своей формы в процессе распространения, даже при взаимодействии с себе подобными. Такие волны могут распространяться на очень большие расстояния без потери своей энергии. Толща воды в океане устроена весьма непросто. Океан неоднороден по вертикали: там имеются слои разной плотности, в каждом из которых могут возникать и распространяться внутренние волны, достигающие высоты в 100 и более метров. Пелиновский считает, что во внутренних слоях океана тоже существуют солитоны, и активно занимается их исследованием и прогнозом.
Крупномасштабные атмосферные воздействия — циклоны и антициклоны — приводят к повышению или понижению поверхности океана в областях низкого и высокого давления. Эта связь получила название закона обратного барометра. Понижение атмосферного давления только на 1 мм ртутного столба может вызвать повышение уровня океана в этом месте на 13 мм. Если же давление падает на десятки миллиметров, что нередко случается во время тайфунов, то на поверхности океана появляется возвышенность в метры или десятки метров, которая, распространяясь, может породить гигантскую волну. Перепады давления могут привести к возникновению резонансных явлений, которые и служат причиной зарождения огромных волн в океане.
Математическое моделирование морских волн проводится сегодня во многих странах мира, ученые предлагают решения, весьма непохожие друг на друга, по‑разному описывая разные типы гигантских волн.
Конечно же, математические модели создаются не только ради объяснения природы волн. Ученые ставят перед собой вполне конкретную цель — научиться спасать от гибели суда и нефтегазовые сооружения на шельфе. А главное — жизнь людей. В конце 90-х Европейский союз создал проект MaxWave — с целью собрать факты и документально подтвердить существование одиночных громадных волн, а также отслеживать, моделировать и прогнозировать их появление, чтобы информировать моряков об опасности. Подобный проект по мониторингу гигантских волн выполняет в США Управление морских исследований, в котором накапливаются постоянные наблюдения, полученные при помощи авиации, спутников и радаров.
Научные исследования показали, что в среднем одна из 23 волн существенно превосходит другие по своим параметрам. Статистика свидетельствует, что одна уединенная волна, втрое превосходящая по своим параметрам обычную, приходится на 1175 волн, а четырехкратное превышение встречается у одной волны из 300 тысяч нормальных. Однако статистика, к сожалению, не позволяет предсказать появление волны-убийцы.
Последние наблюдения ученых доказывают, что волны-гиганты — не такая уж редкость, и их существование следует учитывать при проектировании судов. В университете Глазго составлен каталог недавних морских катастроф, вызванных волнами-убийцами. Из 60 сверхкрупных судов, затонувших в период с 1969 по 1994 год, 22 грузовых судна длиной более 200 метров стали жертвами гигантских волн. Они проламывали главный грузовой люк и затапливали главный трюм. В этих кораблекрушениях погибло 542 человека. В большой опасности оказываются и нефтяники, так как добыча постепенно перемещается на океанский шельф, а при проектировании нынешних морских платформ и плавучих буровых существование гигантских волн-убийц явно не бралось в расчет.
Статья «Тридевятый вал» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2004).