Что такое откат у детей
Задержка развития у ребенка до 3 лет
Кто в группе риска?
Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.
Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.
Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.
Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.
Задержки моторного развития
ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.
Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:
А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;
Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.
В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов
Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).
Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.
Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.
ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.
Задержки психоречевого развития
Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:
Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;
Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;
Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);
Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;
Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.
Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)
Самое главное о задержках развития у детей:
Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.
Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:
Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;
Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;
Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;
Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.
Откат в развитии у ребенка
Здравствуйте. Мальчик 1 год и месяц. Родился ровно в срок. Роды прошли отлично, без стимуля-ций, без патологий. Всегда все делал в срок. В 7.5 месяцев начались непонятные передергивания головой. Легли в стационар. Сделали ЭЭГ, в заключении эпи активности не выявлено. МРТ и глазное дно в норме. Есть 1 кофейное пятно с рождения, наблюдаемся у генетика пробы ТМС в норме.
Назначили Депакин на 3 мл в день. В 11 месяцев были у невролога так как периодически появ-ляются кивки, развитие было в норме. Сказала ничего страшного нет, повторное короткое ЭЭГ отклонений не выявило. Также переболели Ковидом, с двухсторонней пневманией, 10 дне на антибиотиках.
Развивался нормально, лепетал иногда произносила надо, да, ада, ана но без смысла.
Что меня настораживает:
1. В последние пару недель заметила, что пропал лепет, в основном молчит. Только ино-гда, что-то проскакивает (сегодня проскочило мама, бам, дал), но стал чаще говорить мама, когда ему страшно, хочет, есть, или спасть или его сестра не пускает.
2. Не отвлекается на имя, редко когда повернется. Но на это я только сейчас стала обращать внимание.
3. Абсолютно нет подражания. Смотрит в глаза смеется, но не повторяет. Только как нос сопит. Но тоже особо никогда не делал.
4. Любит крутить колеса в машинках, но буквально пару минут, но также может ее и пока-тать.
5. Очень мало указательного жеста. Но глазами ищет предмет и смотрит в том направлении куда я показываю.
6. Перестал показывать предметы, которые я расставляю перед ним. Покажет один и убе-гает (возможно я стала сильно на него давать).
7. Ладушки раньше хлопал по просьбы, сейчас когда хочет. Перестал показывать сороку и махать пока-пока.
8. Животных не показывает и не имитирует, хотя недавно на кота в телевизоре говорил мяу
9. Просьбы выполняет очень редко, но мы только сейчас начали просить его что-то делать.
10. На нельзя не реагирует, или продолжает делать и смеется (до этого тоже почти не гово-рили нельзя, так как он особо никуда не лез или просто убирали его от опасного места).
11. Плохо набирает всем и плохо спим с рождения.
12. С рождения может резко заплакать во сне, но редко.
Из хорошего:
1. Хохочет и смеется, когда играют с ним в прядки, когда сестра делает колесо от козы-дерезы, когда на овечку я говорю бэээ.
2. Очень любит воду, купаться, подставлять руки.
3. Жалеет мишку, если я покажу покормит его.
4. Может пару раз сам поесть с ложки.
5. Виртуально пьет с чашки.
6. Расчёсывает мне волосы.
7. Моет пол тряпкой, загружает машину стиральную и нажимает кнопку. Выключает свет. Подает, когда я развешиваю вещи.
8. Выкидывает с комода вещи.
9. В зеркале себя узнает, смеется.
10. Иногда что-нибудь дает, когда попросишь.
11. В глаза в основном смотрит.
12. На руках сидит, руки не забирает, когда с ним играешь, обнимается. Со всеми играет одинаково, но с бабушкой больше.
13. Мелкая моторика развита хорошо.
14. Пылесоса не боится.
15. Немного собирает пирамидку, кубику, немного складывает фигурки, складывает ста-канчики.
16. Если увидел куда я спрятала пульт подойдет найдет.
17. Любит играть в мяч, но дает его, а не бросает.
18. Помогает одеваться, дает ручки для варежек и правильно просовывает ручки в кофту.
19. Детей чужих не боялся, сейчас не знаю, кроме сестры пока ни с кем не общается.
20. Залазит и слазит на диван.
21. Нажимает на кнопочки машинки.
22. Очень любопытный, не дает сестре ни рисовать, ни писать, надо все посмотреть.
23. Крутит руль в машине в поликлинике.
24. Пританцовывает при музыке.
Не капризный, плачет сильно только если забрать с ванной или выключить мультик (который показываем очень редко, 5 минут и не каждый день). Но можно чем-то отвлечь. Немного серь-езный если сам играет, но легко можно рассмешить.
1. Подозреваю, что Депакин и Антибиотики дали осложнение на слух (со стороны лора во-просов нет, дал направление к сурдологу).
2. Возможно, у нас стал проявлять аутизм.
3. Стал активно ходить.
4. Даю мало витамина Д.
Скажите пожалуйста это действительно откат в развитии или возможно такой период?
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Кризис 7 года жизни
Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Продолжительность
Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.
Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.
Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.
Откаты у ребенка и восприятие времени
Читайте также
Почему приемному ребенку сложно в школе?
«Я привыкла биться за детей». Мамы — до и после принятия ребенка в семью
Моя главная ошибка
Как тип личности ребенка-отказника влияет на глубину его травмы?
Знать и понимать такую особенность у детей с травматичным прошлым, как откаты, это одно, но совсем иное, когда ты в процессе этого
Часть 8. Уже 11-й час идет… 🧐😲🌀📣…
Опасная это фраза дома. Идет 16-й год жизни, идет седьмой час, идет 21-й век и все промежуточные временные отрезки. Казалось бы, уже дважды этот вопрос прояснился с сыном, приходило понимание про промежутки времени, однако недавняя фраза моя показала, что снова откат.
Откаты — такое дело интересное, когда информация была усвоена или какие-то навыки развиты, причем неоднократно, а потом раз… И как будто обнуление.
Знать и понимать такую особенность у детей с травматичным прошлым одно, но совсем иное, когда ты в процессе этого. Иногда трудно настраивать снова себя, что пройденный путь необходимо пройти еще раз.
Плюсом накладывается сепарация подростковая. Это какая-то гремучая смесь вместе с откатами.
Сегодня достаточно долго переключение шло на успокоение, чтобы лобные доли заработали, а не буря эмоций. Диме снова стало непонятно, как это «идет десятый час», но при этом еще нет десяти, но и не девять. По его мнению, это — идет девятый час, потому что стрелка прошла только девять, а до десяти еще нет. Прошлись по тысячелетиям, векам, годам жизни от 0 до 15 лет, и что сейчас ему идет 16-й год, но при этом полных 15 лет и 11 месяцев.
Это с одной стороны и забавно, когда столь бурные эмоциональные реакции и взрывы на такие простые вопросы. С другой стороны, это требует выдержки, чтобы оставаться спокойным самому, делать регуляцию, чтобы включилась осознанность. И лишь потом уже что-то обсуждать.
Еще огромным открытием было в свое время, что существуют разные часовые пояса. Понять это помогли поездки в разных часовых поясах, еще до того даже, как сын появился в семье. Казалось ранее, что одно и то же время везде на планете.
А стрелочные часы… Их восприятия практически не было. Благо, я нашел часы с делением на часы, минуты, секунды, а также на времена года и месяцы. Календарь настенный на год был тогда приобретен тоже для этого.
Еще своеобразны бывают формулировки рассказов о прошлом в детдоме и интернате в настоящем времени. Это создает порой весьма курьезные ситуации. И здорово, что, например, учителя в школе новой обычно понимают это.
Был случай, когда то ли психолог школьный, то ли завуч преподавала один из школьных предметов. И вот сын рассказывает ей, что учитель математики не разрешает, переспрашивает, нервная, непонятно объясняет, а если попросишь ее повторить, объяснить, то ругает… Завуч (или психолог) 👀 удивленно смотрит.
И тут выручило, что папа дома, и обучение надомное. Речь шла о прошлом, а не о том учителе, который преподавал в момент рассказа.
Надеюсь, постепенно это выполняется. Хотя сейчас труднее в том плане, что по календарному возрасту общественные ожидания одни, физические развитие дате другой период, особенности душевные местами дают третье. Но знакомить других с такими особенностями у детей, у людей, считаю, важно, чтобы все могли понимать друг друга лучше.
Иногда эти прохождения пути освоения знаний или навыка могут повторяться энное количество раз. Но это того стоит.
Прежде всего, потому что сам ребенок ценен и дорог.
Понимание этого, что человек прежде всего ценен, просто потому что он есть, Бог вдохнул в него жизнь, он не функциональная единица, помогает воспринимать это и относиться к откатам более уравновешенно.
И все же, даже на третьем году моего отцовства это всегда как приключение.
«Регресс» или откат в развитии ребёнка
В острой, кризисной стадии адаптации практически всегда появляется яркий «регресс»: ребёнок ведёт себя явно младше своего возраста, его речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, завернуть в пеленку, дать соску-пустышку, у него пропадают некоторые навыки самостоятельности, может появиться энурез.
Регресс в поведении является механизмом психологической защиты. Ребёнок в силу чрезмерного стресса как бы отказывается соответствовать своему календарному возрасту и скатывается на более примитивный уровень развития. Приёмные дети часто таким способом предоставляют родителю (буквально приносят на блюдечке с голубой каёмочкой) способ собственной реабилитации. Т.е. заново проживают этапы собственного детства, но в более стабильной обстановке и с установлением новых привязанностей.
На данном этапе адаптации очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе.
Мы попросили приёмных родителей поделиться своим опытом и рассказать, как в их семьях вели себя дети во время «откатов».
Б рали неговорящим четырёхлеткой с мрачными перспективами. Детке сейчас восемь лет, пошли в массовую школу, прогноз был, что коррекционку не потянет, но учимся. Научились говорить, рисовать, читать, писать, считать, рассуждать. От полной водобоязни перешли к плаванию в бассейне, от жуткой неуклюжести — к вполне ловкому поведению на спорткомплексе и прыжкам на батуте с замысловатыми кувырками. Сейчас у нас регрессо-прогресс. В последние три месяца сын начал эмоционально проживать трёхлетний возраст: полюбил конкретную мягкую игрушку, не расстаётся с ней дома ни на минуту, одевает, качает, строит ей домики, сюсюкает. Я вижу в этом очень хороший знак, но со стороны достаточно крупный мальчик в стильных очках, ТАК проводящий свой досуг, выглядит весьма нетривиально.
У нас ребёнок в пять лет взят в семью. В два года оторвали от мамы, и он как бы «заморозился» в доме ребёнка, остановился в развитии. Не говорил, не понимал речи, только глупо улыбался и носился как гиперактивный. Через пару месяцев дома стал всё тащить в рот. Выхожу из магазина, а из уличной урны только ноги его торчат. Я его за ноги вытаскиваю, а он в это время судорожно обеими руками в рот всё из мусорки запихивает. Окурки, огрызки и т.д. Отмыла, от глистов пропоила. Хотела к психиатру вести. Ему шестой год, парень крупный. Хорошо детдомовская психолог всегда помогала, дай ей бог здоровья. Объяснила, что он проживает теперь тот возраст, на котором остановился. Как малыши мир на вкус познают, так и он. В жизни бы не догадалась. Жалею, что, когда одна из моих девчат сосала палец как соску, в 6 лет, я ей просто пустышку или бутылочку с соком не давала. Быстрей бы прошло, наверное.
М ой приёмный сыночек попал в семью в 3,5 года, адаптации почти не было — сразу любимый, родной, родителям — мама, папа. Но проходил почти год в садик, и от перенагрузок, видимо, вышел на «запинки». Посоветовались с логопедом и забрали на дачу, чтобы отдохнул, и тут предложили от Управы социальную путевку. Поехали мы вдвоем, а там – началось! Увидел, что дели малые — сосут грудь — ему тоже дай! Многие не говорят, но их понимают – замолчал, стал пальцем и жестами показывать, что именно ему нужно. Я как-то сразу решила, что он со мной проживает своё детство и мамству обрадовалась, а муж в это пансионат приехал на выходные и был в шоке: ребёнок почти пяти лет, а вернулся к двухлетнему состоянию… Потом все прошло и вернулось развитие с задержкой года на полтора.
С ына забрали в два с половиной года. Не говорил ни слова. Задержка была махровая. Первые несколько месяцев мы с ним активно занимались, ребёнок выдавал линейный прогресс: каждый день обучался чему-то новому. Правда, так толком и не заговорил, только лепетал, да и то мало. И всё время нервный какой-то был, напряжённый. Мы даже к неврологу ходили, нам выписали успокоительные для мальчика. А потом вдруг (вот натурально: «в одно прекрасное утро») как подменили человека. Напрудил под себя, хотя давно спит без памперса, как ложкой пользоваться — забыл. Всё, чему учили, тоже куда-то делось. Даже ходить разучился: только на четвереньках. Поднимаешь его вертикально — а он стоит, глазками луп-луп, и не знает, как шагать. Младенец как есть. Мы испугались сначала, думали — заболел. Оказалось, он так копил силы на речевой скачок. Вся нервная система перестраивалась.
Мы, конечно, не стали форсировать. Ну, ползает — и ладно. В одеялко нашего мальчика заворачивали, бутылку дали, подгузник нацепили. Несколько дней так было. А потом он как-то резко вернулся во «взрослое» состояние. И заговорил активно после этого. Вот уже десятый год не замолкает.
У нас приемный сын, ему два года и восемь месяцев. Совершенно не тактильный ёжик, с нами уже 2 года, всё это время «приручаем» мелкими шажочками. Недавно взяли второго, ему пять месяцев. У старшего начался второй круг адаптации.
Днём он, как и полагается, обычный шустрый независимый мальчик. При укладывании на дневной сон и на ночь, когда маленького рядом нет, превращается в «лялю». Просит полежать на плечике, чтоб носили столбиком «выпускать воздух и газики», чтоб гладили животик и пели колыбельные на ручках и обняв. Артистично с удовольствием хнычет (довольный комментирует в перерывах) и грызет не интересовавшие его никогда прорезыватели. Проживает лялечку, т.к. своё младенчество провел по больницам. Потом говорит «всё, мама, я подрос» и довольный ложится спать. Уже второй месяц так развлекаемся.
Бонус: «Весёлый откат у мужа»
О т решения принять в нашу семью малыша решили впасть в детство вообще все.
Сначала сын (13 лет) начал кругами вокруг меня ходить, обниматься, лежать при любой возможности рядом. Готов уже мне на голову залезть, лишь бы насладиться, по всей видимости, последними минутами в качестве «ребёныша». Ну это ещё я понимаю.
Но вот муж (45 лет) начал просить петь ему колыбельные, сказки рассказывать, а то он иначе не заснёт! Товарищи, я угораю! Я им говорю: «А что будет, когда мелкий прибудет? Вы вообще меня заклюете?».