Что такое отф и тф в профстандарте

Профессиональные

Разработка описания ОТФ

5. Разработка описания ОТФ

5а. Определение возможных наименований должностей, профессий

Возможные наименования должностей первично определялись на шаге 4а (таблица приложения 2, 3-й столбец). На данном этапе производится их проверка и при необходимости уточнение.

Перечень должностей может включать от 1 до 5 позиций (синонимичных наименований должностей, профессий). При его составлении необходимо учитывать, что ОТФ корреспондируется с типовой должностью и относится к одному уровню квалификации, следовательно, в предлагаемом перечне, как правило, не могут находиться должности, относящиеся к разным уровням квалификации, например «инженер» и «ведущий инженер»; «младший техник» и «старший техник». Все исключения из правил должны быть понятны. Например, «старшему …» соотнесены одна или несколько ТФ, которые не выполняют «младшие», или указано, что в дополнение к перечисленным ТФ он выполняет ТФ других (каких?) ОТФ данного ПС. Для соответствующих пояснений можно использовать графу «Другие характеристики» ОТФ.

Наименования должностей, профессий должны быть узнаваемы, использоваться в большинстве организаций. Не надо стремиться назвать много возможных наименований. Особое внимание необходимо обратить на наименования должностей, профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации. Здесь лучше не давать несколько возможных наименований, а ограничиться тем, что указано в соответствующем списке (номенклатуре).

5б. Определение требований к образованию и обучению

Необходимо указать требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк. При формировании требований к образованию и обучению необходимо учитывать, что указанные в данном разделе требования будут предъявляться «на входе» в деятельность. Если в процессе выполнения деятельности рекомендуется проходить повышение квалификации, это может быть указано в разделе «Другие характеристики» ОТФ (например, «рекомендуется получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификаций в соответствии с профилем деятельности»).

Примеры требований к образованию и обучению приведены в приложении 5.

Общий формат описания (при наличии требований): уровень профессионального образования (профессиональное обучение) – наименование программы (при необходимости):

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;

краткосрочное обучение или инструктаж;

профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих;

профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена;

высшее образование – бакалавриат;

высшее образование – магистратура или специалитет;

высшее образование – специалитет;

высшее образование – аспирантура;

высшее образование – адъюнктура;

высшее образование – аспирантура (адъюнктура);

высшее образование – ординатура;

высшее образование – ассистентура-стажировка;

дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации;

дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки.

Поскольку профессиональное обучение не ведет к повышению уровня образования, рекомендуется указать требования и к образованию, и к обучению. Например: «основное общее образование; профессиональное обучение…» или «профессиональное обучение на базе основного общего образования».

1) Возможно указание нескольких образовательных «траекторий», обеспечивающих получение квалификации, требуемой для выполнения конкретной ОТФ. В этом случае рекомендуется использовать следующий формат:

«Высшее образование – бакалавриат.

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена».

В качестве одной из траекторий (а она в большинстве случаев возможна) рекомендуется указать дополнительное профессиональной образование – программы профессиональной переподготовки. В этом случае при трудоустройстве человек предъявляет диплом об основном профобразовании (доказательство наличия требуемого уровня образования) и диплом о профпереподготовке (доказательство наличия требуемой квалификации).

2) При необходимости можно указать конкретные направления, укрупненные группы или области подготовки, например:

«Высшее образование – бакалавриат в области инженерного дела, технологий и технических наук».

Такая необходимость чаще всего возникает, если в ОКСО отсутствует нужное направление подготовки (специальность, профессия), а значит, в подразделе «Дополнительные характеристики» нет возможности указать направленность (профиль) программы с использованием ссылки на один из классификаторов сферы образования.

3) При наличии обязательных требований к ДПО они могут быть оформлены так:

«Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в образовании».

4) Вопрос соотношения уровня квалификации и требований к образованию и обучению.

Пример 1. Для ОТФ определен 2-й уровень квалификации. В соответствии с «Уровнями квалификации в целях разработки проектов ПС» для его приобретения достаточно освоения основных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Вместо этого разработчики указывают СПО – программы подготовки специалистов среднего звена. Такого быть не должно.

Пример 2. Указан уровень квалификации 5, в качестве требования к образованию и обучению заявлена магистратура или специалитет. Такого быть не должно.

5в. Определение требований к опыту практической работы

Необходимо определить требования к характеру и продолжительности опыта. При отсутствии таких требований в соответствующей позиции ставится прочерк. При описании требований к характеру опыта работы рекомендуется ссылаться на область деятельности, вид(ы) выполняемых работ, ОТФ. Менее желательны ссылки на выполнение работ по той или иной должности, профессии, особенно если должностные обязанности работников в разных организациях значительно различаются.

Примеры правильных формулировок:

не менее трех лет в области проектирования аналоговых блоков;

не менее двух лет выполнения вспомогательных функций по управлению локомотивом и ведению поезда, техническому обслуживанию локомотива.

Возможно указание нескольких вариантов требований, если было предложено несколько образовательных «траекторий». В этом случае рекомендуется следующее оформление:

при наличии квалификации магистра или специалиста – выполнение таких-то работ не менее одного года».

Если для одной из предложенных образовательных «траекторий» опыт работы не требуется, то никакая информация не указывается. То есть не следует писать, например, «при наличии квалификации магистра опыт работы не требуется».

5г. Определение особых условий допуска к работе

Особые условия допуска к работе – половозрастные характеристики работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию; наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования. При отсутствии условий в соответствующей позиции ставится прочерк.

5д. Определение других характеристик ОТФ

Позиция «Другие характеристики» заполняется при необходимости. Здесь может быть указано наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые, по мнению разработчика, характеристики ОТФ, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности. Также здесь могут быть указаны рекомендации по повышению квалификации или получению более высокой должностной позиции. В случае отсутствия ставится прочерк.

5е. Заполнение таблицы «Дополнительные характеристики»

См. п. 2 настоящих Методических рекомендаций. Наименования групп занятий, должностей и профессий, направлений образования вносятся точно в таком виде, как они даны в соответствующих классификаторах (не допускается сокращать формулировки, менять падежи и числа входящих в них слов), профессии из ЕТКС упоминаются вместе с разрядами. В позиции ОКПДТР указывается только код и наименование должности, профессии, контрольное число, диапазон тарифных разрядов не указываются. При первом упоминании классификатора делается концевая сноска с расшифровкой аббревиатуры. При использовании ЕТКС в сноске указывается выпуск и раздел классификатора. Если в ПС используется несколько выпусков ЕТКС, сноска делается при первом применении каждого выпуска. Знак сноски в этом случае ставится при номере параграфа. В позиции ОКСО указывается только код и наименование специальности, код квалификации не указывается.

1 Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Минтруда России №148н от 12.04.2013).

Источник

Профессиональные

Декомпозиция ВПД

4. Декомпозиция ВПД

Декомпозиция ВПД – это определение перечня ОТФ, составляющих ВПД, затем перечня ТФ, составляющих каждую ОТФ, и на последнем шаге – перечня ТД, составляющих каждую ТФ. Логика декомпозиции закреплена в определениях ОТФ, ТФ и ТД:

обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (или бизнес-) процессе;

трудовые функции – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 57) трудовая функция определяется как «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации», а также как «конкретный вид поручаемой работнику работы», таким образом, первая часть определения соответствует ОТФ, а вторая – ТФ в ПС.

Для формирования первичного перечня ОТФ и соответствующих каждой из них ТФ и ТД рекомендуется использовать таблицу, заполняя ее столбцы пошагово (приложение 2). Примеры декомпозиции ВПД до ОТФ и ТФ приведены в приложении 3.

4а. Выделение ОТФ в рамках ВПД (заполнение столбцов 1 и 3 таблицы приложения 2)

При выделении ОТФ в конкретном ВПД необходимо выполнить два действия:

провести разграничение ОТФ (деятельности, выполняемой в рамках каждой ОТФ), составляющих ВПД;

сформировать корректное наименование каждой ОТФ.

При разграничении ОТФ необходимо учитывать следующее:

— в соответствии с определением ОТФ (см. п. 3) необходимо принимать во внимание сложившееся разделение труда. Источником информации о сложившемся разделении труда могут служить нормативные документы – номенклатуры должностей, разделы ЕКС или ЕТКС, опыт экспертов – специалистов в данном ВПД, руководителей, работников кадровых служб и т. д. Если закрепленное в нормативных документах разделение труда является эффективным, его необходимо использовать при разработке ПС. Если эффективность неудовлетворительная, при разработке ПС можно предложить более рациональное разделение труда, имея в виду возможность внесения изменений в нормативные документы по результатам разработки ПС. В последнем случае необходимо учитывать высокую ответственность разработчиков за предлагаемые изменения, а следовательно, и требования к их компетентности. В любом случае обсуждение должно вестись с привлечением всех заинтересованных организаций, профессиональных союзов, профильных федеральных органов исполнительной власти;

одна ОТФ включает профессиональную деятельность, которая МОЖЕТ быть выполнена одним работником, и именно так происходит в большинстве организаций; т. е. ОТФ корреспондируется с должностными обязанностями (типовой должностью, возможные наименования которой указываются в столбце 3 таблицы приложения 2), но не является тождественной должности в конкретной организации. ОТФ можно представить как функцию двух переменных: трудовой деятельности и возможностей одного работника;

не может быть ОТФ, которая никогда и нигде не выполняется ОДНИМ работником, а только группой работников. В этом случае, скорее всего, речь идет о нескольких ОТФ;

не может быть ОТФ, выполнение которой в большинстве случаев осуществляется работником наряду с другими функциями, т. е. в большинстве организаций для выполнения данной деятельности не выделяется специальный работник. В этом случае, скорее всего, речь идет о ТФ, а не ОТФ.

Исключения из последних трех правил бывают, но они очень редки.

При формулировке (определении наименования) каждой ОТФ необходимо учитывать следующее:

наименования ОТФ (и далее ТФ и ТД) образуются с использованием отглагольных существительных («планирование», «разработка», «проведение мониторинга»);

наименование ОТФ, как правило, включает «объект – действие – контекст»;

не рекомендуется перечислять через запятую несколько отглагольных существительных (однородных членов); при выявлении в наименовании ОТФ «цепочки» однородных отглагольных существительных рекомендуется оставить последнее. Остальные, скорее всего, соответствуют ТФ данной ОТФ;

следует использовать однозначные и определенные термины – слова с минимально агрегированным значением (не допускается использование абстрактных терминов, слов с максимально агрегированным значением, например: «обеспечение», «содействие», «участие», «совершенствование», «взаимодействие» и др.). Необходимо вместо этого называть действие, которое производится с целью «обеспечения», «содействия» и т. д.

наименование ОТФ (и далее – ТФ) должно четко указывать на специфику деятельности (ВПД), ее отличие от другой деятельности. По наименованию ОТФ/ТФ (без обращения к наименованию ПС) должно быть возможным определение, к какой отрасли/области профессиональной деятельности и к какому «технологическому процессу» в рамках отрасли/области данные ОТФ/ТФ относятся.

Примеры формулировок ОТФ и ТФ: см. приложение 3.

Составленный перечень ОТФ корректируется и уточняется до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие заявленному ВПД (соответствие предполагает, что выполнение всех ОТФ необходимо и достаточно для выполнения ВПД и нет избыточных ОТФ).

Рекомендации по заполнению ПС

Заполнение II раздела:

При формировании данного раздела (при условии, что на этапе разработки была сформирована таблица, приведенная в приложении или аналогичная) рекомендуется еще раз проверить необходимость и достаточность перечней ОТФ и ТФ, а также их формулировки:

наименования ОТФ/ТФ формулируются через отглагольные существительные;

в наименованиях ОТФ и ТФ не допускается использование открытых перечней (например, завершающихся словами «и другие», «и так далее»);

код ОТФ оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы;

уровень квалификации указывается для каждой ОТФ; не может быть указано два смежных уровня (например, 5-6).

уровень (подуровень) квалификации указывается для каждой ТФ;

код ТФ определяется в формате «х/хх.х», где первый знак – буквенный код ОТФ; два знака через дробь – порядковый номер ТФ в перечне ТФ; последний знак через точку – уровень квалификации;

ОТФ и ТФ размещаются в порядке «от меньшего уровня квалификации к большему» и в соответствии с логикой технологического (бизнес-) процесса;

если в проекте ПС все ОТФ отнесены к одному уровню квалификации, то во II разделе ПС ОТФ следует размещать в порядке выполнения технологического/производственного процесса

ОТФ одного ВПД не должны «дублировать» друг друга по содержанию деятельности. Они могут иметь однотипные компоненты деятельности, например, выполнение «простых» и «сложных» работ; использование «простых» и «сложных» инструментов при выполнении однотипных работ; «техническая поддержка» разработки и проведение разработки, организация проведения разработки.

Важно следить за тем, чтобы предложенный перечень ОТФ позволял выполнить заявленный разработчиком ВПД.

Таким образом, при корректном выделении и наименовании ОТФ будут соблюдены следующие требования:

А. Требование полноты перечня ОТФ: совокупность ОТФ полностью охватывает ВПД, описываемый в ПС, выполнение всех перечисленных ОТФ необходимо и достаточно для достижения заявленной цели профессиональной деятельности.

Б. Требование относительной автономности ОТФ: по определению, ОТФ – совокупность связанных между собой ТФ, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе. ОТФ должны выделяться путем декомпозиции профессиональной деятельности. Каждая ОТФ должна представлять собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, т. е. ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов). Признаком нарушения требования автономности является «пересечение» ОТФ: наличие в разных ОТФ одних и тех же ТФ и ТД.

В. Требование проверяемости: существует возможность объективной проверки владения человеком любой из ОТФ. Обычно вывод делается на основании проверки владения ТФ, составляющими ОТФ.

Г. Требование точности формулировки: формулировка соответствует терминологии и положениям законодательных и иных нормативных правовых актов и одинаково понимается подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.

Д. Требование удобства использования в управлении персоналом и профессиональном образовании: при выделении ОТФ необходимо ориентироваться на удобство использования их перечня в сфере труда и в сфере образования. В сфере труда – при формировании кадровой политики и в управлении персоналом (при расстановке кадров и определении должностных обязанностей, тарификации работ и т. д.). В сфере образования – для организации подготовки кадров различной квалификации, при разработке перечня образовательных программ профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Для традиционных, хорошо структурированных видов деятельности, где ОТФ достаточно четко корреспондируется с должностью, ВПД «раскладывается на ОТФ», а затем формируются перечни ТФ для каждой ОТФ.

Для «молодых», еще формирующихся ВПД создают единый перечень ТФ для ВПД, затем проводят группировку ТФ, на основе которой определяются ОТФ.

Число ОТФ в ВПД, как правило, не может быть менее двух. Оптимально – 3–6. Но это УСЛОВНЫЙ показатель. В некоторых ВПД может быть выделено и больше ОТФ, но если число ОТФ превышает 10, то следует проверить корректность как определения ВПД, так и выделения ОТФ в рамках ВПД.

4б. Определение перечня ТФ в рамках ОТФ (заполнение столбца 4 таблицы приложения 2)

При выделении ТФ в рамках ОТФ действуют те же подходы, что и при выделении ОТФ в ВПД. Это следующий шаг декомпозиции. ТФ направлены на получение/достижение определенного результата определенным способом/методом в определенном контексте. Соответственно, результат, способ/метод и контекст, как правило, указываются в наименовании ТФ. Количество ТФ в ОТФ, как правило, не может быть менее двух. Названия ТФ разных ОТФ не должны повторяться.

Признаки корректного выделения ТФ

А. Требование полноты перечня ТФ: совокупность ТФ полностью охватывает ОТФ, выполнение всех перечисленных ТФ является условием выполнения ОТФ.

Б. Требование относительной автономности ТФ: по определению, ТФ – система ТД в рамках ОТФ. ТФ направлена на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного процесса, т. е. ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов). ТФ могут быть связаны друг с другом, например, выполнение одной ТФ может являться условием выполнения другой ТФ, но они не должны «пересекаться». «Пересечение» ТФ – наличие в разных ТФ одних и тех же ТД – является признаком нарушения требования автономности.

В. Требование проверяемости: должна существовать возможность объективной проверки (диагностики, оценки) владения человеком любой из ТФ, причем отдельно от других ТФ. Данное требование связано с требованием автономности (оценивать можно продукт (результат) выполнения ТФ и (или) процесс, следовательно, каждая ТФ должна иметь конкретный отчуждаемый результат, который можно проверить и оценить, а процесс реализации ТФ д. б. отделен от реализации иных ТФ, иначе не понятно, какая ТФ оценивается).

Г. Требование точности формулировки: для ТФ так же, как и для ОТФ, формулировка должна соответствовать терминологии и положениям законодательных и иных нормативных правовых актов и одинаково пониматься подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.

Д. Требование удобства использования в управлении персоналом и профессиональном образовании: при выделении ТФ необходимо ориентироваться не только на объективную структуру профессиональной деятельности, но и на удобство использования перечня ТФ в сфере труда и в сфере образования. В сфере труда – при формировании кадровой политики и в управлении персоналом: при расстановке кадров и определении должностных обязанностей, тарификации работ, оценке квалификации и т. д. В сфере образования – при разработке образовательных программ профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования и учебно-методических и учебных материалов.

4в. Определение уровней квалификации ОТФ и уровней (подуровней) квалификации ТФ (заполнение столбцов 2 и 5 таблицы приложения 2)

Уровень квалификации определяется в соответствии с Уровнями квалификации для целей разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни). Никакие другие «рамки» при определении уровней квалификации в ПС непосредственно не используются. Международные, отраслевые и другие «рамки квалификации» могут применяться только как источник данных для анализа. В этом случае соответствующая информация приводится в пояснительной записке. Уровень квалификации ОТФ/ТФ определяется на основе показателей, приведенных в Уровнях. При этом необходимо учитывать, что указанные в разделе II Уровней показатели соответствуют максимальному значению для данного уровня, т. е. уровень «завершается», а не «начинается» при достижении указанных значений показателей. ОТФ/ТФ может быть отнесена к конкретному уровню и в том случае, если деятельность данной ОТФ/ТФ не будет соответствовать значениям ВСЕХ ТРЕХ показателей. Допускается соответствие ДВУМ показателям, а также неполное соответствие по трем показателям.

При определении уровней квалификации можно начать с рассмотрения ОТФ, установить их уровень квалификации, а затем рассмотреть каждую ТФ и при необходимости скорректировать уровень квалификации ОТФ, имея в виду следующее:

один ПС может содержать ОТФ, относящиеся как к одному уровню квалификации, так и к нескольким. Всё определяется содержанием деятельности, входящей в ВПД;

ТФ, входящие в ОТФ, могут относиться либо к тому же, что и ОТФ, уровню квалификации либо быть на один уровень ниже;

для дифференциации ТФ допускается использование подуровней квалификации, однако использовать их надо обоснованно. Обоснование подуровней должно опираться на принятую в отрасли/области профессиональной деятельности рамку квалификаций. Введение подуровней в отсутствие отраслевой рамки квалификаций не допускается.

4г. Проверка полноты перечней ОТФ и ТФ

Перечень ОТФ и ТФ д. б. необходимым и достаточным, но не избыточным, т. е. выполнение всех ОТФ и составляет ВПД; выполнение всех ТФ позволяет выполнить ОТФ. В противном случае необходимо внести корректировки.

4д. Определение ТД (заполнение столбца 6 таблицы приложения 2)

При определении перечня ТД необходимо опираться на определение понятия «ТД»:

ТД – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Из определения следует, что в описании ТД должен быть обозначен «предмет труда», «процесс» и из него должна быть понятна задача, которая решается при выполнении ТД. Описания ТД формулируются через отглагольные существительные. Необходимо следить за тем, чтобы ТД данной ТФ составляли систему, а не произвольный набор. Следует четко различать ТД и необходимые для них знания и умения. Например, не следует считать ТД соблюдение правил охраны труда и т. п.

Обычно чем выше уровень квалификации, тем меньше ТД в ТФ, и наоборот. Это связано с тем, что ТД отражают инвариант деятельности. Деятельность высоких уровней квалификации, как правило, предполагает выбор или конструирование способа ее выполнения, ее можно сделать разными способами в зависимости от задач, особенностей условий выполнения и т. д. Соответственно перечень умений при описании ТФ высоких уровней квалификации может оказаться значительно длиннее перечня ТД. Корректность предложенных перечней ТД проверяется так же, как и корректность перечней ОТФ и ТФ.

Рекомендации по заполнению ПС

В разделе III в описании каждой ТФ, входящей в ОТФ, перечисляются составляющие ее ТД.

При описании ТД не допускается использование открытых перечней (например, завершающихся формулировками «и т. д.», «и др.»).

Рекомендуется располагать ТД в таблице таким образом, чтобы их последовательность соответствовала порядку выполнения технологического/производственного процесса.

4е. Определение необходимых умений и необходимых знаний (НУ/НЗ)(заполнение столбцов таблицы приложения 4 или аналогичной)

Перечни НУ/НЗ формируются для конкретной ТФ, а не всей ОТФ. Важно, чтобы в перечне присутствовали НУ и НЗ, требующиеся для выполнения каждого ТД, т. е. должно быть ясно, благодаря каким НУ/НЗ выполняется каждое ТД данной ТФ. При описании умений можно использовать следующие подходы:

умения как дальнейшая детализация действий (характерно для низких уровней квалификации, алгоритмизированной деятельности);

умения как способность применять средства деятельности (формулировка начинается с глаголов типа «применять», «использовать»);

умения как требования к качеству и(или) эффективности деятельности (применять что-то с учетом того-то, делать то-то за такое-то время, делать то-то с соблюдением таких-то требований (например, охраны труда);

«сквозные» умения («строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета», «контролировать деятельность подчиненных» и т. п.); этот подход не м. б. единственным, т. к. обязательно д. б. указаны специфические умения (и далее знания).

Чаще всего используется сочетание вышеперечисленных и иных подходов. Важно, чтобы умения не повторяли действия, а давали дополнительную информацию, необходимую для разработки образовательных программ. Это требование также применимо к перечню знаний.

Для определения НУ/НЗ можно использовать таблицу, приведенную в приложении 4, или аналогичную.

Рекомендации по заполнению ПС

В III разделе в описании каждой ТФ, входящей в ОТФ, заполняется перечень необходимых для ее выполнения умений и знаний.

Позиция «Необходимые умения» заполняется в форме глаголов неопределенной формы, «Необходимые знания» – в форме существительных в именительном падеже.

В формулировках не допускается использование открытых перечней (например, завершающихся сокращениями «и т. д.», «и др.»).

В формулировках умений не допускается использовать слова «уметь», «владеть». Одной из возможных форм для определения умения является следующая форма – «применять… для…» или «использовать… для…». Для проверки возможности использования того или иного глагола нужно подставить перед ним слово «уметь», тогда становится очевидным, что нельзя «уметь уметь», так же как «уметь владеть».

Аналогично в описании необходимых знаний не допускается использовать слово «знание».

4ж. Проверка соответствия ОТФ – ТФ – ТД – НУ – НЗ.

При выявлении «нестыковок» вносятся коррективы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *