Что такое охлупень на крыше
Что такое охлупень?
Что такое «охлупень»: Деталь крыши на русских избах, Остаток спиленного дерева, Элемент оконной рамы?
Что такое «охлупень»? Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным в викторине.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. За ответ на этот вопрос можно получить 5 баллов клуба.
Охлупень
Что такое «охлупень»?
Охлупень — верхнее ребро, образованное склонами двускатной крыши. Также так называют строительный элемент на стыке склонов, который служит для предотвращения попадания влаги в промежуток между склонами, а в случае использования слоеного утеплителя кровли — еще обеспечивает его проветривание. Другое его название — «конек», такое название связано с восточнославянской традиции украшать кровельный гребень изображением конской головы.
Верхние кромки кровельных досок всех типов кровли закрывали на гребне выдолбленной колодой — (охлупень), иногда с концом в виде конской головы. Традиционным способом крепления был безгвоздевой: охлупень прижимали к коньку специальными шпонками.
Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Охлупень укладывался на вершину крыши. Он прижимал верхние концы тёсаной крыши, притягивался к верхней слеге деревянными штырями (стамиками) или коваными гвоздями.
Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».
Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.
Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.
У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».
Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.
В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было «черепное бревно»).
1. Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С.114.
2. Там же, с.115.
Охлупень
Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Охлупень укладывался на вершину крыши. Он прижимал верхние концы тёсаной крыши, притягивался к верхней слеге деревянными штырями (стамиками) или коваными гвоздями.
Связанные понятия
Подзóр — украшение в архитектуре, декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли. Отделяет сруб от чердака в древнерусской избе. С повсеместным распространением с середины 19 века ажурной резьбы в домовом декоре стали широко использоваться подзоры с пропильным или накладным орнаментом разных форм. На домах в Архангельской и Олонецкой губерниях подзоры, как правило, не ставили.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано.
Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась.
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Охлупень
Охлупень — деталь кровли в традиционном русском жилище.
Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Охлупень укладывался на вершину кровли. Он прижимал верхние концы тёсаной кровли, притягивался к верхней слеге [1] [неавторитетный источник?] деревянными штырями (стамиками) или коваными гвоздями.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Охлупень» в других словарях:
Охлупень — • Охлупень • Шелом Охлупень – коньковое бревно с выбранным снизу пазом. Охлупень прикрывает верхний (коньковый) стык тесин деревянной кровли. Комлевой частью охлупень, выходит на фасад дома и украшается резным изображением коня, птицы и т. п … Словарь строителя
охлупень — конек, бревно, шелом Словарь русских синонимов. охлупень сущ., кол во синонимов: 4 • бревно (132) • брус … Словарь синонимов
ОХЛУПЕНЬ — в деревянной архитектуре бревно с желобом, венчающее крышу. Концы охлупеня нередко завершаются коньком … Большой Энциклопедический словарь
Охлупень — бревно с жёлобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (см. Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова).… … Художественная энциклопедия
охлупень — охлупень, пня … Русский орфографический словарь
охлупень — в деревянной архитектуре бревно с жёлобом, венчающее крышу. Концы охлупня нередко завершаются коньком. * * * ОХЛУПЕНЬ ОХЛУПЕНЬ, в русской деревянной архитектуре тяжелое бревно с желобом, закрывающее верхний стык тесовой кровли и являющееся частью … Энциклопедический словарь
Охлупень — бревно с жёлобом, венчающее самцовую крышу в деревянной архитектуре (См. Деревянная архитектура). Концы О. нередко получали скульптурное завершение (см. Конёк). Иногда О. применялись и в каменном зодчестве (например, в средневековой… … Большая советская энциклопедия
Охлупень — бревно с жёлобом, венчающее самцовую крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупней нередко получали скульптурное завершение. Иногда охлупни применялись и в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова). Источник:… … Строительный словарь
Охлупень — бревно с жёлобом, венчающее самцовую крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупней нередко получали скульптурное завершение. Иногда охлупни применялись и в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова). * * *… … Архитектурный словарь
охлупень — продольный брус, прикрывающий стык плоскостей двухскарной крыши … Топонимический словарь Амурской области
Что такое охлупень на крыше
Конёк на крыше избы означает жизнь по КОНу!
Почти каждый музейный экспонат имеет чем-нибудь примечательную «биографию». В ней и вся жизнь предмета, годами служившего людям, и история его происхождения, часто уходящая в глубокую древность.
Двускатные кровли изб часто имеют такую протяженность, что одного охлупня недостаточно. На крыше укрепляют два бревна корневищами в противоположные стороны и каждое получает скульптурную обработку. Один конь глядит на улицу, другой смотрит в поле или в лес за домом.
Когда входишь в северную деревню и почти с каждой крыши смотрит на тебя такой конь, кажется, что это все стражи домашнего очага, выражающие «душу» дома. Трудно не поддаться обаянию этого сурового впечатляющего искусства. Вначале охватывает странная робость: ведь каждый конь так реален при всей условности образа. На смену ей приходит радость от встречи с творениями талантливых мастеров.
Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они «курицами». Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-«голубцов» на старинных погостах по всему русскому Северу, от Карелии до Печоры.
Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.
Древность происхождения мотива парного конька и вообще образа коня как оберега в декоративном искусстве подтверждается находками археологов на территории нашей страны. В погребениях славянских и угро-финских племен до X-XII веков обнаруживаются гребни с конскими головками, женские украшения, так называемые «коньковые подвески».
Конь-охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли еще сохраняется в ряде мест. Нередко возле строящегося дома среди бревен и стружек виден новый охлупень, который вскоре поднимут на крышу и там, рядом с радиоантенной, конь займет свое почетное место. «В нем вся красота дома»,-услышишь иной раз от хозяина. И с этим трудно не согласиться.
Сослуживших службу, обветшалых коней сбрасывают. И лежат они на зеленых лужайках за избами, у обочин дорог, на пустырях, постепенно врастая в землю, все такие же гордые и величавые.