Что такое офп в спорте и сфп

Общая и специальная физическая подготовка

Содержание

Общая и специальная физическая подготовка [ править | править код ]

Сейчас затруднительно назвать автора, который первым разделил тренировочные упражнения на общие и специальные. Книга Котова (1916) содержала такую дифференциацию; давно увидевшие свет учебники для спортивных вузов по лыжному спорту и плаванию (Бергман, 1938; Шувалов, 1940) также включали соответствующие определения средств специальной и общей подготовки. Недавние источники информации по традиционной теории тренировки предлагают критерии, по которым упражнения можно распределить на категории специальных или общих. Таким образом, дифференциацию упражнений можно осуществить по «степени существенного сходства или различия используемых упражнений и целевой соревновательной активности» (Матвеев, 2010). Цитируемый источник предлагает схему классификации, представленную в собственной интерпретации автора этой книги (табл. 1).

Таблица 1. Классификация физических упражнений по их отношению к специальной и/или общей физической подготовке (по Матвееву, 2010; модификации автора)

1. Специальные упражнения

Упражнения, полностью соответствующие существенным характеристикам соревновательной деятельности

Эта группа включает упражнения, идентичные или очень схожие с целевым по схеме движений, проявлению двигательных и функциональных способностей

2. Специально-подготовительные упражнения Упражнения, требующие проявления специфических по виду спорта двигательных и/или функциональных способностей, но имеющие некоторые отличия в схеме движений и/или некоторых двигательных компонентах

В эту группу входят упражнения с изменённой структурой движений, такие как упражнения с дополнительным сопротивлением, облегчением скоростного режима за счёт помощи извне, упрощённым координационным рисунком и т.д.

3. Общие упражнения

Упражнения, которые стимулируют развитие соответствующих двигательных способностей и функций при отсутствии сходства двигательной схемы этого и целевого упражнения

Эта группа включает все упражнения, которые, как правило, называются общеподготовительными

Представленная выше классификация даёт достаточную свободу в отнесении имеющихся упражнений к определённой категории по их сходству с целевой схемой движения. Любопытно, что эта классификация предлагает дополнительную, промежуточную группу упражнений, называемых «специально-подготовительными», которые Матвеев характеризовал как «смешанные». Автор отметил, что эти упражнения могут быть квалифицированы в некоторых ситуациях как специальные, а в других случаях как общие. С теоретической точки зрения, такая двойственность несёт некоторые трудности для аналитиков, однако с практической позиции эти опасения кажутся излишними, и распределение упражнений по категориям специальной и/или общей подготовки, как правило, не связано с серьёзными трудностями. Профессиональная компетентность и здравый смысл тренеров позволяют им избежать противоречий и излишних сомнений.

Специализированные принципы спортивной тренировки [ править | править код ]

Таблица 2. Специализированные принципы спортивной подготовки и их характеристики (по Матвееву, 1972; в более позднем описании Zheliazkov, 1986)

Направленность к высшим достижениям

Этот принцип предполагает абсолютный приоритет достижения высокого спортивного результата как главной цели спортивной подготовки

Непрерывность тренировочного процесса

Это означает, что долгосрочная спортивная подготовка не должна прерываться

Постепенность и целенаправленность тренировочных нагрузок

Существует настоятельная необходимость целесообразных отклонений от уровня нагрузки после воздействия различных факторов, т.е. волнообразного изменения нагрузки

Единство общей и специальной подготовки

Этот принцип связан с достижением гармоничного развития двигательных способностей и особенностями переноса тренированности во время общей и специальной подготовки

Цикличность тренировочного процесса

Этот принцип обусловлен циклической природой сезонных климатических изменений, биологической адаптации, календаря соревнований и т.д.

Важно отметить, что в начале 1970-х годов эти принципы отражали реалии спорта. Теперь они представляются очевидными и довольно тривиальными. Первый принцип предполагал ориентацию тренировки на максимальные достижения; любые формы физической подготовки для поддержания общего уровня здоровья и приятного отдыха были просто проигнорированы. Такое отношение было весьма типичным вследствие идеологических детерминант, господствовавших в то время в социалистических странах. Принцип непрерывности был актуален, когда спортсмены теряли мотивацию в течение длительных периодов монотонного тренировочного процесса задолго до серьёзного соревнования. То есть, любые перерывы в тренировках априори квалифицировались как серьёзные нарушения дисциплины. Аналогичным образом принцип постепенности и целенаправленности тренировочных нагрузок усиливал ответственность тренеров за разумное планирование и необходимость избегать каких-либо вредных последствий чрезмерных нагрузок. А именно, принцип волнообразности тренировочных нагрузок принимался для краткосрочного и среднесрочного планирования в качестве инструмента для предотвращения перенапряжения и перетренированности во время длительных периодов тяжёлых тренировок, характерных для традиционной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки в настоящее время кажется довольно тривиальным, но семь десятилетий назад разнообразные представления тренеров о сути тренировки были смесью как полной неосведомлённости о правилах общей подготовки, так и преувеличенной оценки её роли. Наконец, циклический характер тренировочного процесса казался очевидным в отношении недельных программ, однако такая циклическая структура стала очень важной при планировании мезо- и макроциклов.

Оптимальная комплексная батарея тестирования ОФП и СФП [ править | править код ]

Цель данной статьи заключается в оказании помощи специалистам в создании максимально информативной и при этом экономичной программы тестирования. Каждый тренер может выбрать наиболее понравившиеся и отвечающие сложившимся условиям методики.

Проведённый Занковцом В.Э. и Поповым В.П. анализ всех перечисленных на страницах данной книги тестов, позволил создать оптимальную, с точки зрения авторов, программу контроля уровня развития основных физических способностей.

Рекомендуемая программа тестирования ОФП

1. Удержание равновесия

на балансировочной доске

2. Челночный бег 4х9 метров

1. Отражает способность к поддержанию равновесия;

2. Отражает способность к быстрой смене направлений движений

Полидинамометрические исследования силы 21 группы мышц показали, что данный тест наиболее точно отражает суммарный силовой потенциал спортсмена (Попов В.П., 1976)

Использование тайминговой системы позволяет одновременно измерять стартовую скорость (0-5метров), а также дистанционную (20-30 метров) скорость

5. Прыжок в длину с места

Использование специальной формулы позволяет высчитывать мощность, не прибегая к дополнительному оборудованию

Аэробная (общая) выносливость

6. Бег 3 км при ЧСС 160 уд/мин

Дистанция 3 км используется в игровых видах спорта при оценке аэробных возможностей. Исследования показывают, что в среднем ПАНО находится в районе ЧСС 150-160 уд/мин. Бег на заданном пульсе позволяет исключить фактор мотивации, снизить нагрузку, объективно сравнивать спортсменов между собой, а также стандартизировать оценки

7. Челночный бег 4×50 метров

Тест сопровождается высокими значениями кислородного долга и лактата;

Позволяет оценить способность поддерживать максимальную мощность работы на более коротких отрезках, нежели стандартные тесты типа бег на коньках 5×54 метров — в хоккее крайне редко встречаются смены, где нужно бегать на максимуме своих возможностей все 45 секунд

Идея заключается в выборе одного, наиболее информативного и показательного теста для каждой способности. Исключением является лишь координация. Для каждого компонента координационных способностей необходим отдельный тест. Идти таким путём тоже неперспективно — тогда придётся тестировать одну только координацию целую неделю. Поэтому Занковец В.Э. и Попов В.П., исходя из специфики хоккея, выделили два наиболее важных компонента:

А) Способность к быстрой смене направлений движений. Как известно, хоккей — это одна из самых скоростных игр, и от того, насколько быстро игрок может реагировать на изменение ситуации и в соответствии с этим менять направление своего движения, зависит очень многое. В этой категории тестов наилучшим вариантом, по мнению авторов, является стандартный тест челночный бег 4×9 метров.

Рекомендуемая программа тестирования СФП

1. Бег на коньках 27,5 метров лицом вперёд

Отражает быстроту в целостных движениях при беге лицом вперёд и мощность анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения

2. Бег на коньках 27,5 метров спиной вперёд

Отражает быстроту в целостных движениях при беге спиной вперёд и мощность анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения

3. «Слаломный» бег 27,5 метров

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, а также быстроту в целостных движениях

4. «Слаломный» бег 27,5 метров с шайбой

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения клюшкой и шайбы, а также быстроту в целостных движениях

5. Переход с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд влево

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения приёмом перехода с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд влево, а также быстроту в целостных движениях

6. Переход с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд вправо

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения приёмом перехода с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд вправо, а также быстроту в целостных движениях

7. Бег на коньках скрестным шагом влево лицом вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом влево лицом вперёд, а также быстроту в целостных движениях

8. Бег на коньках скрестным шагом вправо лицом вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом вправо лицом вперёд, а также быстроту в целостных движениях

9. Бег на коньках скрестным шагом влево спиной вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом влево спиной вперёд, а также быстроту в целостных движениях

10. Бег на коньках скрестным шагом вправо спиной вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом вправо спиной вперёд, а также быстроту в целостных движениях

11. Челночный бег на коньках 5×54 метров

Время выполнения теста равняется продолжительности одной среднестатистической смены в хоккее;

Сопровождается высокими значениями кислородного долга и лактата; Наилучшим образом оценивает специальную анаэробно-гликолитическую (скоростную) выносливость

Преимуществом данной программы тестирования СФП является то, что она позволяет оценить скоростные способности, специальную выносливость, а также технику выполнения всех основных элементов катания хоккеиста.

Анализ данных [ править | править код ]

Не смотря на то, что многое зависит от информативности применяемых в ходе контроля методик, самое важное в тестировании — это анализ данных. Именно в данной области, по мнению автора, лежит нераскрытый потенциал современного хоккея и командных видов спорта в целом. Потратив некоторое время на проведение тестирования и на анализ его результатов, тренер получит огромную выгоду. К примеру, приведём здесь отчёт одной из команд чемпионата Республики Беларусь по хоккею, которая внедрила данный подход:

Тестирование СФП (лёд) и ОФП (земля) 15.12.2015;

Составлен план подготовки команды на земле в период с 15.12.2015 по 10.02.2016;

На основании анализа результатов тестирования 15.12.2016 произведена индивидуализация тренировочных нагрузок;

Повторное тестирование СФП (лёд) и ОФП (земля) 10.02.2016.

Источник

ОФП — общая физическая подготовка

Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?

Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.

ОФП, СПФ и ФП – определения

Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.

В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.

Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.

Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.

Цели и задачи общей физической подготовки

Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.

1. Повысить двигательную активность человека.

2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.

3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.

4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.

5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.

Средства и методы физической подготовки

В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.

Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.

Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.

Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).

Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.

В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.

Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.

Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.

Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.

Физическая подготовленность

В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.

Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.

Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.

Упражнения и нормативы по ОФП

Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.

Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.

Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.

Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.

Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.

Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.

Нормативы для школьников

Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».

Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.

Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.

Нормативы ГТО для старшеклассников

Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).

Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания14119
Бег на 60 метров (сек)8,08,58,8
Бег на 3 километра (мин)12:4014:3015:00
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 13+ 8+ 6

Уровень ОФП взрослого человека

Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.

Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.

Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.

Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.

Нормы ГТО для взрослых

Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания1397
Бег на 60 метров (сек)8,29,19,5
Бег на 3 километра (мин)12:5014:4015:00
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 12+ 7+ 5

Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания1275
Бег на 60 метров (сек)8.911,112,1
Бег на 3 километра (мин)13:2014:5015:10
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 11+ 5+ 3

Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания1064
Бег на 60 метров (сек)9.211,512,5
Бег на 3 километра (мин)13:5015:0015:45
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 10+ 4+ 2

Резюмируем

Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.

Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.

Постскриптум

Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись».

Статья: «Как приметь ЧСС», расскажет, что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *