Что такое хузур в исламе
Хузур
Смотреть что такое «Хузур» в других словарях:
ХУЗУР — Удовольствие, наслаждение; развлечение, веселье. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Кайба и хузур — в суфизме потеря самого себя и присутствие. В результате исходящих от Аллаха многочисленных проявлений суфий приходит в состояние потери самого себя и ощущает свое присутствие у Него. (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде,… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Музыкальная комната — জলসাঘর Jalsaghar Жанр … Википедия
Мухаммад Масум — Серхинди Род деятельности: Муршид Дата рождения: 1598 год(1598) Место рождения: Сархинд … Википедия
Накшбанди — (перс. نقشبندی) один из 12 суфийских тарикатов, названный в честь одного из своих знаменитых шейхов Бахауддина Накшбанда, мавзолей которого находится в Бухаре (Узбекистан) и является местом активного паломничества. Духовная генеалогия… … Википедия
Ходжа Ахрар — Убайдулла Ходжа Ахрар, (тур. Ubaydullah al Ahrari; 1404 год, родился в селении Багистан, современная Ташкентская область Узбекистана) ученый ханафитского мазхаба, духовный наставник муршид. Является 19 ым духовным звеном в золотой цепи… … Википедия
Убайдулла аль-Ахрари — Род дея тельности: муршид, земледелец Должности: 19 й шейх накшбандийского тариката Рождение: 1404(1404), Багистан Смерть: 1490, Самарканд Школа … Википедия
Что такое хузур и как его достичь?
Что такое хузур и как его достичь?
Слово «хузур» означает «умиротворение». То есть ощущение человеком спокойствия, довольства, безопасности и внутренней гармонии.
Так же слово «хузур» означает «пребывание перед кем-то, кто занимает высокое положение». Истинный хузур мы ощутили в тот момент, когда еще находясь в мире душ, мы засвидетельствовали перед Аллахом, что именно Он является нашим Господом, испытав при этом безграничное наслаждение спокойствием и безопасностью.
Значит хузур не является частью нашего нафса или нашей физической оболочки, а представляет собой чувство наслаждения и удовлетворенности, присущее нашей душе. Поскольку наша душа испытала это глубочайшее чувство еще в мире душ, то уже ничто другое не способно доставить нашей душе такого же наслаждения и удовольствия, и подарить умиротворение.
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Знайте, только поминанием Аллаха утешаются сердца» (ар-Рад 13/28).
Как добиться хузура и отклонения посторонних мыслей
Вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Аллаху в самых разных формах. И все виды его поклонения, вне зависимости от того, как он их осуществляет, имеют обязательные условия, составные части, желательные действия и другие подобные правила.
Эти все правила необходимы для того, чтобы то или иное поклонение мусульманина считалось действительным. Но для того, чтобы это поклонение было принято Всевышним Аллахом, необходимо ещё, чтобы оно было совершено только ради Него со смиренностью, искренне и с присутствием сердца.
В этой статье мы поговорим об одном из этих условий, о присутствии сердца – Хузуре.
Шейх Саид-афанди (да освятит Аллах его душу) в своей книге «Побуждение внять призыву Корана» пишет:
«Для того чтобы человека считали живым, ему недостаточно иметь целостное тело со всеми органами, необходима ещёи душа. Так же и для намаза недостаточно исполнить все его обязательные элементы (арканы). Намаз, совершенный без хузура, с отвлечённым от Аллаха сердцем, подобен телу, испустившему дух.
Вывод: принятие намаза Аллахом и вознаграждение за него зависят от степени хузура при его совершении».
(«Побуждение внять призыву Корана», 1/ 56)
Как видите, принятие нашего намаза зависит от наличия хузура, и получается, что хузур для намаза – как душа для тела. Представьте себе, какова разница между живым человеком и его телом, испустившим дух.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
[Смысл]: «И совершай молитву, дабы поминать в ней Меня!». (сура Таха:14)
Под этим повелением подразумевается обязательность совершения намаза, чтобы поминать в нём Аллаха. А отвлечение от Аллаха в намазе противоречит поминанию Аллаха. И как же будет считаться исполнившим намаз с целью поминания Аллаха тот человек, который от начала до конца пребывал в отвлечённом от Всевышнего Аллаха состоянии! И это также говорит об обязательности наличия хузура в намазе.
Также Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ
[Смысл]: «И не будь из отвлекшихся от поминания Аллаха!». (сура Аль-Араф: 205)
А в этом аяте Всевышний Аллах прямо запрещает отвлекаться от поминания Аллаха.
Такое же значение, как в намазе, хузур имеет и по отношению к другим деяниям.
Имам Ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет:
«Цель поминания Аллаха состоит в том, чтобы добиться присутствия сердца (хузура), к чему и следует стремиться поминающему. Поэтому он должен размышлять о смысле произносимых им слов. Независимо от того, поминанием или чтением занимается человек, он преследует одну и ту же цель, а поэтому в обоих случаях ему необходимо размышлять…».
Наличие хузура в наших сердцах во время обращения к Всевышнему Аллаху с мольбой даёт больше надежды на получение быстрого ответа. А мольбы, которые исходят от человека без хузура с небрежным сердцем, Всевышним Аллахом не принимаются.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ادْعُوا اللَّهَ وَأنْتُمْ موقون بالإِجابَةِ، وَاعْلَمُوا أنَّ اللَّه تَعالى لا يَسْتَجِيبُ دُعاءَ مِنْ قلبٍ غافلٍ لاهٍ
«Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца». (Тирмизи)
Огромное значение хузуру придаётся и в книгах фикха. Например, считается предпочтительным совершить даже нежелательное действие в намазе, если это приводит к соблюдению хузура.
Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфа аль-мухтадж» пишет:
«Нежелательно в намазе закрывать глаза, потому что это является привычкой иудеев и на это имеется запрет, хотя хадисы по этой теме передаются слабыми цепочками. «По моему (Имам Ан-Навави) мнению, в этом нет нежелательности, если нет опасности получения вреда по причине закрытия глаз, ибо на это нет прямого запрета, который передаётся по достоверной цепочке».
Следовательно, закрытые глаза в намазе являются причиной для присутствия сердца (хузура) и наличия смиренности, что и является сокровенным смыслом намаза и его душой. Поэтому ибн Абдуссалям и дал фетву, что более предпочтительным является закрытие глаз, если открытые глаза мешают его смиренности и хузуру в намазе».
Как же добиться хузура, как получить присутствие сердца в поклонениях?
Имам Абу Хамид Мухаммад аль-ГазалиАт-Туси в книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» пишет об этом следующее:
«Ничто не отвлекает сердце от намаза, кроме приходящих мыслей, отнимающих внимание сердца от нее. Целительным средством для приведения сердца в состояние хузура является отклонение тех мыслей. И ничто не отклоняется иначе, как путем сведения на нет его причины. Так разузнай же вначале причину, порождающую эти мысли».
Имам Аль-Газали подчёркивает, что мы не можем просто отклонить эти мысли, а вот найти и обезвредить причины, из-за которых возникают эти мысли, нам под силу. Так просто избавиться от лишних мыслей у нас не получится.
Об этом также пишет в своей в книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» Имам Аль-Газали:
Примером тому является человек, расположившийся под деревом и пожелавший избавить свои мысли от всего лишнего. Голоса воробьев отвлекают его, и он не перестает разгонять их палкой и снова возвращается к своим мыслям. Птицы вновь слетаются, и он опять принимается их разгонять. Ему говорят: «…Если ты желаешь избавиться от птиц, то сруби дерево!» Так же и дерево вожделений, когда оно разветвляется и ветви разрастаются в разные стороны, то мысли притягиваются к ним, как воробьи тянутся к деревьям, а мухи к грязи. И бесконечными будут попытки избавиться от них, ибо мухи всякий раз, когда их разгоняют, опять возвращаются. Так же обстоит дело и с мыслями».
Причиной возникновения посторонних мыслей вовремя поклонения можно быть то, что человек видит или слышит и тому подобное. От таких и подобных причин возможно избавиться, совершая поклонение в уединенном темном месте, в котором нет ничего отвлекающего. А когда находишься в мечети можно опустить взгляд и стараться не обращать внимание на окружающее.
Другим способом излечения этого является принуждение своей души (нафса) вникнуть в поклонение, в то, что человек читает, например, во время намаза, и отвлечение этим её от всего остального.
Скрытые же причины возникновения посторонних мыслей воздействуют на сердце сильнее, ибо у того, чьи заботы связаны с разными земными делами, во время поклонения возникает очень много посторонних мыслей, связанных с заботами. Эти мысли перескакивают с одного на другое. Совершение поклонения в уединённом месте и опускание глаз долу в таком случае ему не поможет.
Таких причин очень много, и редко кто избавлен от них. А все эти причины объединяет одна основа – любовь к земному миру. Вот от чего надо избавляться человеку, чтобы он смог отклонить посторонние мысли и совершить свои поклонения в хузуре.
Любовь к мирским благам и стремление к блаженству Того Света в сердце человека схожи с водой, льющейся в стакан, наполненный уксусом. Сколько вольётся воды в стакан, столько же выльется уксуса из стакана, и они не соединятся в одно.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Абдула Абдулхамидов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое хузур в исламе
от Замиль · Октябрь 24, 2017
Вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Аллаhу в самых разных формах. И все виды его поклонения, вне зависимости от того, как он их осуществляет, имеют обязательные условия, составные части, желательные действия и другие подобные правила.
Эти все правила необходимы для того, чтобы то или иное поклонение мусульманина считалось действительным. Но для того, чтобы это поклонение было принято Всевышним Аллаhом, необходимо ещё, чтобы оно было совершено только ради Него со смиренностью, искренне и с присутствием сердца. В этой статье мы поговорим об одном из этих условий, о присутствии в сердце – Хузура
Шейх Саид-афанди (да освятит Аллаh его душу) в своей книге «Побуждение внять призыву Корана» пишет: «Для того чтобы человека считали живым, ему недостаточно иметь целостное тело со всеми органами, необходима ещё и душа. Так же и для намаза недостаточно исполнить все его обязательные элементы (арканы). Намаз, совершенный без хузура, с отвлечённым от Аллаhа сердцем, подобен телу, испустившему дух. Вывод: принятие намаза Аллаhом и вознаграждение за него зависят от степени хузура при его совершении» («Побуждение внять призыву Кyр`ана», 1/ 56).
Как видите, принятие нашего намаза зависит от наличия хузура, и получается, что хузур для намаза – как душа для тела. Представьте себе, какова разница между живым человеком и его телом, испустившим дух.
Всевышний Аллаh в Кyр`ане говорит:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
[Смысл]: «И совершай молитву, дабы поминать в ней Меня!» (сура Таха:14)
Под этим повелением подразумевается обязательность совершения намаза, чтобы поминать в нём Аллаhа. А отвлечение от Аллаhа в намазе противоречит поминанию Аллаhа. И как же будет считаться исполнившим намаз с целью поминания Аллаhа тот человек, который от начала до конца пребывал в отвлечённом от Всевышнего Аллаhа состоянии! И это также говорит об обязательности наличия хузура в намазе.
Также Всевышний Аллаh в Кyр`ане говорит:
وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ
[Смысл]: «И не будь из отвлекшихся от поминания Аллаhа!» (сура Аль-Араф: 205).
А в этом аяте Всевышний Аллаh прямо запрещает отвлекаться от поминания Аллаhа. Такое же значение, как в намазе, хузур имеет и по отношению к другим деяниям.
Имам Ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет: «Цель поминания Аллаhа состоит в том, чтобы добиться присутствия сердца (хузура), к чему и следует стремиться поминающему. Поэтому он должен размышлять о смысле произносимых им слов. Независимо от того, поминанием или чтением занимается человек, он преследует одну и ту же цель, а поэтому в обоих случаях ему необходимо размышлять…».
Наличие хузура в наших сердцах во время обращения к Всевышнему Аллаhу с мольбой даёт больше надежды на получение быстрого ответа. А мольбы, которые исходят от человека без хузура с небрежным сердцем, Всевышним Аллаhом не принимаются.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh) говорится, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
ادْعُوا اللَّهَ وَأنْتُمْ موقون بالإِجابَةِ، وَاعْلَمُوا أنَّ اللَّه تَعالى لا يَسْتَجِيبُ دُعاءَ مِنْ قلبٍ غافلٍ لاهٍ
«Взывайте к Аллаhу, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Аллаh Всевышний не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца» (Тирмизи).
Огромное значение хузуру придаётся и в книгах фикха. Например, считается предпочтительным совершить даже нежелательное действие в намазе, если это приводит к соблюдению хузура.
Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфа аль-мухтадж» пишет: «Нежелательно в намазе закрывать глаза, потому что это является привычкой иудеев и на это имеется запрет, хотя хадисы по этой теме передаются слабыми цепочками. «По моему (Имам Ан-Навави) мнению, в этом нет нежелательности, если нет опасности получения вреда по причине закрытия глаз, ибо на это нет прямого запрета, который передаётся по достоверной цепочке». Следовательно, закрытые глаза в намазе являются причиной для присутствия сердца (хузура) и наличия смиренности, что и является сокровенным смыслом намаза и его душой. Поэтому ибн Абдуссалям и дал фетву, что более предпочтительным является закрытие глаз, если открытые глаза мешают его смиренности и хузуру в намазе»
Как же добиться хузура, как получить присутствие сердца в поклонениях?
Имам Абу Хамид Мухаммад аль-Газали Ат-Туси в книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» пишет об этом следующее: «Ничто не отвлекает сердце от намаза, кроме приходящих мыслей, отнимающих внимание сердца от нее. Целительным средством для приведения сердца в состояние хузура является отклонение тех мыслей. И ничто не отклоняется иначе, как путем сведения на нет его причины. Так разузнай же вначале причину, порождающую эти мысли».
Имам Аль-Газали подчёркивает, что мы не можем просто отклонить эти мысли, а вот найти и обезвредить причины, из-за которых возникают эти мысли, нам под силу. Так просто избавиться от лишних мыслей у нас не получится.
Об этом также пишет в своей в книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» Имам Аль-Газали: «Примером тому является человек, расположившийся под деревом и пожелавший избавить свои мысли от всего лишнего. Голоса воробьев отвлекают его, и он не перестает разгонять их палкой и снова возвращается к своим мыслям. Птицы вновь слетаются, и он опять принимается их разгонять. Ему говорят: «…Если ты желаешь избавиться от птиц, то сруби дерево!» Так же и дерево вожделений, когда оно разветвляется и ветви разрастаются в разные стороны, то мысли притягиваются к ним, как воробьи тянутся к деревьям, а мухи к грязи. И бесконечными будут попытки избавиться от них, ибо мухи всякий раз, когда их разгоняют, опять возвращаются. Так же обстоит дело и с мыслями».
Причиной возникновения посторонних мыслей вовремя поклонения можно быть то, что человек видит или слышит и тому подобное. От таких и подобных причин возможно избавиться, совершая поклонение в уединенном темном месте, в котором нет ничего отвлекающего. А когда находишься в мечети можно опустить взгляд и стараться не обращать внимание на окружающее.
Другим способом излечения этого является принуждение своей души (нафса) вникнуть в поклонение, в то, что человек читает, например, во время намаза, и отвлечение этим её от всего остального
Скрытые же причины возникновения посторонних мыслей воздействуют на сердце сильнее, ибо у того, чьи заботы связаны с разными земными делами, во время поклонения возникает очень много посторонних мыслей, связанных с заботами. Эти мысли перескакивают с одного на другое. Совершение поклонения в уединённом месте и опускание глаз в таком случае ему не поможет.
Таких причин очень много, и редко кто избавлен от них. А все эти причины объединяет одна основа – любовь к земному миру. Вот от чего надо избавляться человеку, чтобы он смог отклонить посторонние мысли и совершить свои поклонения в хузуре.
Любовь к мирским благам и стремление к блаженству Того Света в сердце человека схожи с водой, льющейся в стакан, наполненный уксусом. Сколько вольётся воды в стакан, столько же выльется уксуса из стакана, и они не соединятся в одно.
Что такое хузур в исламе
Пресс-конференция о Хузур ТВ
1 марта в тестовом режиме стартовало вещание мусульманского телеканала «Хузур ТВ» на территории Татарстана в сетях IPTV ПАО «Таттелеком». Также с программами можно ознакомиться и на сайте канала huzurtv.ru. А уже в апреле вещание станет доступно через оптико-волокно. О том, какая аудитория телевидения есть уже сейчас, на какие программы будет сделан упор и какие требования предъявляются к сотрудникам рассказали в ходе пресс-конференции муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, советник муфтия по информационной политике Ришат Хамидуллин и директор по маркетингу ПАО «Таттелеком» Александр Смирнов.
– «Хузур ТВ» – это наш своеобразный минбар, – обратился к журналистам Камиль хазрат. – Ведь именно через этот канал мы будем просвещать наших зрителей, рассказывать и максимально популяризировать духовно-нравственные ценности, воспитывать уважительное отношение в обществе друг к другу. Это наша прямая обязанность – указывать на ложность того, за кем следует человек, попытаться наставить его на истинный путь, показать красоту Ислама.
Стоит отметить, что в основе концепции мусульманского канала – круглосуточное вещание на татарском и русском языках. Целевая аудитория канала – мусульмане от 5 и до 95 лет, которые интересуются событиями из жизни уммы, хотят больше узнать об Исламе, послушать вагазы и просветительские передачи, получить ответы на важные вопросы.
На данный момент ведутся переговоры с коллегами как из других регионов России, так и из-за рубежа. В свою очередь советник муфтия Ришат Хамидуллин выразил слова благодарности в адрес ТНВ и ГТРК «Татарстан», Республики Дагестан, Турции, Ирана и Республики Чечня за предоставление авторских программ для перевода и последующей трансляции на «Хузур ТВ».
Как отметил муфтий, на сегодняшний день есть большая база передач на русском языке (к примеру, уже не первый год проходят уроки в Галиевской мечети, которые с самого первого дня записываются на камеру). Поэтому особое внимание уделяется проработке татароязычного контента. Предполагается, что соотношение транслируемых передач по языковому признаку будет 50 на 50.
– Наше желание – благое. Надеемся на Вашу поддержку, будем рады конструктивной критике и предложениям с Вашей стороны.
В ходе пресс-конференции спикеры подчеркнули, что отдельное внимание на телеканале будет уделено разоблачению религиозных сект и течений, профилактике межнациональных и межконфессиональных проблем, а также воспитанию духа патриотизма среди населения. В планах – образовательные, информационно-аналитические, просветительские, развлекательные программы, посвященные медицине, семейным ценностям, воспитанию детей, мусульманской моде, путешествиям, исламской науке, истории, юриспруденции, географии, народным традициям и многое другое.
Что касается штата, то сейчас он состоит из 12 человек. В ближайшее время будет привлечено ещё 10 специалистов, среди которых журналисты, операторы и монтажёры.
– Среди обязательных требований к нашим сотрудникам – владение татарским и русским языками в совершенстве, профессионализм и знание основ ислама, – отметил Ришат Хамидуллин. – У нас нет времени обучать каждого сотрудника его профессиональным обязанностям. Впереди у нас также закупка дополнительного оборудования – камеры, декорации для студии, компьютерная техника. Уже потрачено порядка одного миллиона рублей на телеканал. Хочу отметить, что многие сотрудники работают ради довольства Всевышнего.
Сейчас телеканал «Хузур ТВ» доступен для просмотра на 44 кнопке в рамках пакета услуг «Базовый» стоимостью 270 рублей и 36 кнопке пакета «Оптима» стоимостью 119 рублей.
– На данный момент уже порядка 150 тысяч домохозяйств подключены к IPTV и могут смотреть мусульманский телеканал. С 1 апреля это количество увеличится еще на 300 тысяч. Таким образом, каждая третья семья будет иметь возможность смотреть «Хузур ТВ», – резюмировал Александр Смирнов. – Если анализировать интерес к такому специфическому каналу, то с момента первого выхода в эфир телесмотрение увеличилось на 25%, что является очень хорошим приростом. А количество уникальных абонентов возросло на 15%. Все это говорит о большом интересе со стороны населения и хороших перспективах канала. У наших граждан есть потребность в качественных программах, которые смогут дать духовно-нравственное воспитание. Наличие разнообразного контента позволит привлечь больше аудитории.
На сегодняшний день оформлено свидетельство о регистрации СМИ телеканала «Хузур ТВ», получена универсальная лицензия на осуществление телевещания, организована студия производства программ, запущен собственный YouTube-канал. Количество постоянных подписчиков в интернет-канале составляет около 170 тысяч человек. Популярность некоторых программ подтверждает количество просмотров – за 2 месяца более 1,5 миллиона. Также начато производство программ на татарском и русском языках, ведутся переговоры с зарубежными производителями на предмет приобретения прав на перевод, дубляж и трансляцию мусульманских документальных, научно-познавательных и художественных фильмов в эфире телеканала «Хузур ТВ».
В ходе плодотворной беседы с журналистами было предложено перенести стартовавшие в этом году в мечетях курсы «Без татарлар» в телевизионный формат, проводить по пятницам прямые эфиры с мечетей с чтением вагазов и трансляцию мунаджатов и нашидов.
Просвещение, продвижение духовно-нравственный ценностей, характерных для жителей республики, воспитание патриотизма и дружбы народов, рассказ об истинном Исламе – вот основные цели, которые поставили перед собой сотрудники телеканала «Хузур ТВ».