Что такое хула в исламе

Войдите в ОК

Khula’: определения и как выполняется

Вопрос #14569 : Срок Идда для женщины, разведенной посредством khula’ и ее возвращение к мужу
Если жена просит у мужа о разводе khula и он соглашается, как долго ей необходимо ждать? И могут ли они обратно сойтись?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
«Если женщина была разведена разводом khula’ беременна, то ее идда (срок ожидания) длится пока она не родит, согласно единогласному мнению ученых» Al-Mughni, 11/227.
Но если она не беременна, то ученые разногласят относительно ее идда (срока ожидания). Большинство ученых сказали, что ей следует ждать три месячных цикла, по причине общего смысла аята (перевод смысла):
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (2:228)
Но правильным мнением является то, что достаточно женщине разведенной посредством khula’ ждать один менструальный цикл, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал жене Сабита ибн Кайса, когда она развелась с ним посредством khula’, чтобы она соблюдала идда в течении одного менструального цикла. (Тирмизи 1185, оценен как сахих шейхом Албании в Сахих аль Тирмизи, 946).
Этот хадис относится именно к khula’, в то время как аят говорит об обычном разводе. Но если она будет соблюдать идда в течении трех месяцев, то это будет более совершенным и она будет на безопасной стороне, и избежит таким образом разногласий ученых, так как некоторые ученые говорили, что она должна ждать три менструальных цикла, основываясь на процитированном аяте.
Fataawa al-Talaaq by Shaykh Ibn Baaz, 1/286.
И нет проблем, если они возобновят свой брачный контракт. Смотрите вопрос 10140.

Развод с выкупом (Хуль’)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

После такого расторжения брака (хуль’) муж уже не имеет на жену никаких прав, в отличие от того, когда он дает ей обычный развод.

Хуль’ не входит в число обычных разводов, и если муж дал своей жене до этого уже 2 полноценных развода, после чего возвращал ее, а затем они расторгли брак через хуль’, то впоследствии он может еще на ней жениться с выполнением условий обычного никаха, и у него при этом есть право только на один единственный, последний 3-й развод.

Также разница в том, что при обычном разводе муж может вернуть ее в течении срока ее идды (три периода месячных) и ее согласие при этом не требуется. Тогда как чтобы вернуть ту, которой дали хуль’, необходимо ее согласие и новый никах со всеми его условиями.

Также различие хуль’ и таляк в том, что таляк дается в период ее чистоты не имея при этом близости с ней в этот период чистоты, тогда как хуль’ можно сделать и во время месячных, и после совокупления в период ее чистоты.

Так же при обычном разводе она остается его женой пока не закончится ее срок идды, который она выжидает у него дома, обязана слушаться его, может не прикрываться перед ним, оставаться наедине и так далее, все то, что она могла делать будучи его женой, кроме самого полового акта. Однако это только в том случае, когда это такой развод, при котором муж еще может вернуть её, то есть это либо первый, либо второй развод. Если же развод третий, то муж не обязан уже ее содержать, а срок идды она выжидает у себя дома. Суть этого выжидания в том, чтобы убедиться что она не беременна.

Хуль’ похож на третий развод. То есть муж не может ее вернуть во время срока ее идды. Так же он не обязан ее содержать, не может уединяться с ней.

Также разница между третим разводом (байнуна кубра) и хуль’ (байнуна сугъра) в сроке идды. При третьем разводе это три периода месячных, так как это общее положение при разводе, а при хуль’ достаточно одного периода, во-первых потому что это не развод, а во-вторых есть хадис подтверждающий это. Смысл этого выжидания не в том, что муж ее может вернуть в течении этого срока, а в том, чтобы выяснилось беременна она или нет, и если она очистится от месячных, то может выходить замуж.

Если же женщина беременна, то ее идда (и при обычном разводе, и при хуль’, и при смерти мужа) заканчивается с рождением ребенка, независимо от того родила она через несколько дней или же несколько лет и муж обязан обеспечивать ее пропитанием, пока она не родит, а когда родит, должен обеспечивать ребенка всем необходимым.

Это основные отличия, которые мне известны.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Допустимые причины для развода-хула

Вопрос: Допустимо ли для жены просить развода-хула, даже если муж не согласиться на это? Не могли бы вы назвать несколько причин (из-за которых можно просить развод-хула)?

Ответ: Хвала Аллаху

Я задал этот вопрос шейху Абдулле ибн Абдурахману ибн Джибрину и он ответил следующее:

— Если женщине не нравится, как муж обращается с ней, например, он слишком строг, вспыльчив, легко впадает в ярость, часто злиться, критикует или порицает ее за малейшую ошибку или недостаток, то она имеет право просить развод-хула (развод по инициативе женщины).

— Если ей не нравится его внешность из-за какого-то физического дефекта или уродства, то она имеет право просить развод-хула.

— Если муж лишает жену ее прав, т.е. не тратит деньги на ее содержание, одежду и другие необходимые нужды, хотя имеет на это возможность, то она имеет право просить развод-хула.

— Если муж не выполняет супружеские обязанности, потому что страдает импотенцией, или жена не привлекает его, или он предпочитает кого-то другого, или он несправедливо делит время между женами, то она имеет право просить развод-хула.

Источник

РАЗВОД ФАСХ И ХУЛЬ’

1) Жильё
2) Еда+ питьё
3) Одежда
4) Уважение вашей чести и достоинства
5) Удовлетворение супружеских потребностей.

«ХУЛЬГ» (освобождение) совершается тогда, когда у мужа нет причин достаточных для ФАСХА, муж соблюдает все права, у него нет ни каких физических и умственных недостатков, но по каким то причинам жена не выносит жизни с ним, то тогда женщина может попросить у него освобождения при условии что она вернёт ему МАХР, который он ей дал. Она должна вернуть махр, потому что не он является инициатором развода, а она, и он со своей стороны всё выполнял, поэтому он не должен нести бремя расходов. ХУЛЬГ конечно не совсем как ФАСХ, потому что ХУЛЬГ совершается только с согласия мужа, а ФАСХ может совершаться и без его согласия.

В сунан ан-Насаи (3498), так же у ибн Маджа, ибну аби ‘Асым передается хадис, где Раби бинт Му’ауиз ибн Гафран рассказывала:

اختلعت من زوجي ثم جئت عثمان فسألته ماذا علي من العدة فقال لا عدة عليك إلا أن تكوني حديثة عهد به فتمكثي حتى تحيضي حيضة قال وأنا متبع في ذلك قضاء رسول الله صلى الله عليه و سلم في مريم المغالية كانت تحت ثابت بن قيس بن شماس فاختلعت منه

1- Развод осуществляется только по желанию супруга, после произнесения им определенной общеизвестной формулы.
Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Любое правовое решение о разъединении супругов, вынесенное не на основании произнесенных слов супругом, и производимое не по его желанию не называется разводом” См. «аль-Умм» 5/128.

2- Развод может быть осуществлен по причине и без нее, только из-за желания мужчины расстаться со своей супругой. Однако для того чтобы аннулировать брак должна быть причина, которая влечет необходимость расторжения брака, или является законным основанием для расторжения брака.

Примеры причин аннулирования брака (фасх):
— Если кто-то из супругов отрекся от религии и не принял Ислам обратно.
— Если мужчина принял Ислам, а его супруга язычница (не из числа христиан и иудеев) воспротивилась принимать религию.
— Если супруги призвали проклятие друг на друга1
— Если муж находится в крайней бедности и не способен материально обеспечивать семью, то по требованию жены брак расторгают.
— Если наличествует какой-либо изъян в одном из супругов, препятствующий наслаждению супружеской жизнью или вызывающий отвращение друг к другу.

3- После аннулирования брака (фасх) муж не обладает правом возвращения жены, если только не будет заключен новый брачный договор, с согласия бывшей жены.
В случае же развода, если он неокончательный, то есть первый или второй, женщина остается его супругой пока не истечет установленный для развода срок (‘идда), и муж еще может восстановить брак до истечения этого срока, не заключая новый брачный договор и не учитывая согласие жены.

4- Аннулирование брака не считается разводом, посему его наличие не уменьшает количество допустимых разводов, которыми мужчине позволяется разводиться с женой.
Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Какое бы аннулирование брака между супругами и сколько бы их ни было, оно не считается разводом” См. «аль-Умм» 5/199.
Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Несмотря на то, что развод и расторжение брака – это разлучение между супругами, все же есть отличие между ними: в случае расторжения брака, если супруги возобновят брачный договор, то супруги возвращаются в правовое положение, которое существовало до расторжения брака. И если у мужчины до расторжения брака было три допустимых развода, то они за ним остаются, а если он до этого один раз уже развелся и вернул жену, то у него еще два допустимых развода” См. «аль-Истизкар» 6/181.

5- Развод – исключительное право мужчины, и чтобы он имел место не обязательно вмешательство судьи, а иногда даже может быть результатом взаимного решения и согласия супругов.
В то время как аннулирование брака осуществляется по решению судьи, а иногда в виду некоторых установлений шариата вступает в силу автоматически. Аннулирование брака не может быть осуществлено по взаимному согласию супругов, если только речь не идет о расторжении брака по требованию жены с выплатой материальной компенсации мужу или возвращением ему приданого.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ученые единодушны в том, что супруги не могут по взаимному согласию осуществить аннулирование брака, если при этом не будет выплаты материальной компенсации мужу” См. «Задуль-Ма’ад» 5/598.

6- Аннулирование брака до вступления в половую близость, лишает женщину права на получение брачного дара (махр), а в случае развода до вступления в половую близость, женщина получает половину обговоренного ранее брачного дара.
Что же касается расторжения брака по требованию жены (хуль’), то это когда женщина сама инициирует развод взамен на выплату мужу материальной компенсации или взамен на возвращение ему брачного дара либо некоторую его часть.
Является ли такое расторжение брака аннулированием брака или разводом? Относительно этого единого мнения не существует, но более правильно считать, что оно является аннулированием брака.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

При составлении этой статьи было использовано:
«аль-Мансур фи аль-Кауа’ид» 3/24.
«аль-Фикх аль-Ислями уа Адиллятуху» 4/595.
«аль-Маусу’а аль-Фикхия аль-Куейтия» 32/107-113.
«Фикх ас-Сунна» 2/314.

Перевел с арабского языка: Абу Идар аш-Шаркаси

Основываясь на это, если они заключили брачный контракт в той форме, что упомянута в вопросе и они считают, что подобный брак действителен, то необходимо развестись посредством талага, чтобы их развод был подтвержден.
Если муж отказывается дать талак, или принять от нее хула, и ей будет причинен вред от пребывания с ним, то в этом случае, он должна обратиться к мусульманскому судье, чтобы он развел их.
Если это не мусульманская страна, то она должна обратиться к людям знания в исламских центрах, потому что они заменяют мусульманских судей (кади) и если они постановят, что она разведена, то это считается.

Источник

Гибат, бухтан, кибру, хасад, рия‘

Что такое хула в исламе. Смотреть фото Что такое хула в исламе. Смотреть картинку Что такое хула в исламе. Картинка про Что такое хула в исламе. Фото Что такое хула в исламе

«Гибат» в переводе с арабского означает «хула». Хула – это неприятный разговор о человеке за его спиной. Мы должны сохранить от этого свой язык, ибо это непристойный поступок, который, согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приравнивается к 30 прелюбодеяниям.

ورد في الخبر الغيبة أشد من ثلاثين زنية في الاسلام

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «… И за спиной друг друга не сквернословьте. Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата. Вам омерзительно было бы это…» (Сура «аль-Худжурат», аят 12).

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в сражении один из мусульман пал шахидом, и было сказано кем-то: «Готов для него рай». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Откуда ты знаешь? Возможно, он говорил то, что его не касается, и скупился тем, в чём не было нужды».

وروى أنه قتل شهيد في المعركة على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال قائل: ن هنيئا له الجنة، فقال: صلى الله عليه وسلم: وما يدريك لعله كان يتكلم فيما لا يعنيه، ويبخل بما لا يغنيه

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Знаете ли вы, что такое гыба (хула)?», они ответили: «Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) знают лучше». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Говорить о своём брате то, что ему не понравится, это есть хула», тогда сказали: «А если ему свойственно то качество, о котором говорят?» Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если будет в вашем брате то, что вы обсуждаете, это хула, а если этого в нём нет, то это клевета (бухтан)» (имам Муслим, № 2589; ат-Тирмизи, № 1934; имам Малик в книге «аль-Муватта»; имам Ахмад, 230 с/2; ад-Дарими, 299 с/2).

Бухтан – это клевета. Грех за подобное деяние тяжелее, чем за гибат.

Человек совершаем гибат, когда говорит истину, которая кому-то не нравится. А если говорит неправду, то это уже клевета (бухтан). Клевета хуже поклепа. Клевета и поклеп запретны иметь в сердце, хотя он не озвучивает их, нельзя даже иметь мысли, которые не понравились бы другим.

Кибру – это гордость, видение себя лучше других. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто имеет хоть малую частицу гордости, не войдёт в рай». Проявление гордости бывает на языке, когда говорит «Я», «Я», как говорил проклятый Сатана: «Я лучше Адама (мир ему), Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».

نتيجته على اللسان أن يقول: أنا وأنا كما قال إبليس اللعين: أنا خير منه، خلقتني من نار، وخلقته من طين

Хасад – это зависть к кому-либо из-за блага, дарованного Всевышним Аллахом, когда завистник желает лишения этих благ его обладателя. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зависть съедает благие деяние подобно огню, сжигающему дрова».

قال النبي صلى الله عليه وسلم: الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النارالحطب

Рия’ – показуха, совершение деяний напоказ, стремление получить хорошее мнение о себе. «Одного шахида отправляют в Ад, и он говорит: «О Мой Создатель, я стал шахидом на Твоём пути». Всевышний отвечает ему: «Нет, напротив, ты хотел, чтобы люди сказали, что ты храбрый человек, и они сказали это».

ورد الخبر: (أن الشهيد يؤمر به يوم القيامة إلى النار، فيقول: يا رب استشهدت في سبيلك، فيقول الله تعالى: بل أردت أن يقال إنك شجاع، وقد قيل ذلك،

Рия – это желание, чтобы о твоих делах, добродетели, ибадате слышали люди. В его основе лежит желание возвыситься перед людьми посредством своего поклонения и добродетелей, показывая им хорошие стороны своей личности.

От Али-асхаба (да будет доволен им Аллах) передают: «В Судный день тем, кто читали Коран и хадис, Аллах скажет: «Не уступали ли вам в цене при покупках, не уважали ли вас, приветствуя первыми, не исполняли ли ваши желания? Сегодня вы за то деяние вознаграждения не получите, – всё, что нужно, вы получили в миру»».

Эти и подобные им порицаемые качества лишают человека приближения к познанию Всевышнего Аллаха и лишают человека счастья в обоих мирах. Да сохранит нас Аллах от всех порицаемых качеств, которые могут лишить нас довольства Аллаха!

Что такое хула в исламе. Смотреть фото Что такое хула в исламе. Смотреть картинку Что такое хула в исламе. Картинка про Что такое хула в исламе. Фото Что такое хула в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния

Что такое хула в исламе. Смотреть фото Что такое хула в исламе. Смотреть картинку Что такое хула в исламе. Картинка про Что такое хула в исламе. Фото Что такое хула в исламе

Лекция № 11.

Темя сегодняшнего урока – сплетни и хула. Что такое хула? Хула – это когда человек го-ворит за спиной другого о тех его недостатках или о каких-то его дефектах, проступках, о которых, если бы он был рядом, ему было бы очень неприятно слышать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الغيبة ذكرك أخاك بما يكره

«Хула – это говорить о твоём брате то, что ему неприятно».

То есть, говорить о твоём брате в его отсутствие то, что ему неприятно. Это могут быть его какие-то физические недостатки, проступки, дурные наклонности его характера. То есть всё то, что ему было бы неприятно услышать. Рассказывать о человеке, говорить о его недостатках в его отсутствие – это и есть хула.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что хула это вспоминать твоего брата тем, что ему неприятно в его отсутствие, у него спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а что, если то, о чём я говорю о нём за спиною, действительно присутствует в нём?» На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если в нём действительно присутствует то, о чём ты говоришь, то это и есть хула, а если те недостатки, то, о чём ты говоришь за его спиною, нет в нём или он не причастен к ним, то это клевета».

Клевета по своей тяжести намного тяжелее и хуже перед Всевышним Аллахом, чем хула.

Что касается сплетен. Сплетни – это распространение ложной информации с целью раздора, чтобы поссорить двух людей, внести смуту между двумя родами и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن أبغضكم إلى الله عز وجل المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الإخوان

«Воистину, более всего Всевышний Аллах гневается на тех среди вас, которые распространяют сплетни, тем самым ссоря между собой братьев».

Естественно, сплетни тоже по своей тяжести являются худшим грехом, чем хула. В чём заключается опасность хулы и сплетен? Это и так тяжкий грех. Но для человека, который стал на путь познания Всевышнего Аллаха, который поставил перед собой цель дойди до познания Творца, до уровня высоких состояний, где ощущается присутствие Всевышнего Аллаха, ему тем более нужно избавиться от таких качеств. Для духовного путника, в котором присутствуют эти качества, в этом чертоге дверь закрыта. Он не сможет подойти к территории высоких состояний, состояний ощущения божественного присутствия.

Хула, сплетни, клевета – это духовная нечисть. У человека, на одежде которого есть нечистоты, молитва не будет принята, она будет считаться недействительной. То есть чистота тела и одежды – это условия полноценности намаза. Так же, как невозможно совершать намаз в грязной одежде, на которой есть нечистоты, никогда невозможно и переступить порог Божественного присутствия, порог, где человек будет ощущать высокие состояния, если он будет страдать такими качествами, как хула, сплетни и клевета.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

Смысл: «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Невозможно достичь никого блага и успеха духовного пути тому путнику, если в нём будут эти качества.

Чем чреваты хула и сплетни? Хула и сплетни – очень большой барьер и завеса на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Поэтому люди, познавшие Всевышнего Аллаха, очень сильно предостерегали своих учеников от таких пороков, как сплетни и хула. Если человек, в особенности тот, кто стал на путь совершенства, очищения своего эго и познания Всевышнего Аллаха, позволяет себе кого-то хулить или сплетничать (не дай Аллах), то он очень скоро подвергнет себя гневу Всевышнего Аллаха, станет ненавистен перед Всевышним, он сделает тщётными все свои поступки.

Представьте себе такую ситуацию для примера. Когда человек совершает какой-то про-ступок или грех и, особенно, если он, как правило, себе не позволяет грехов, старается их избегать и не совершать, и в какой-то момент по предопределению Всевышнего Аллаха он совершил проступок, то нельзя торопиться хулить и осуждать его. Почему? Потому что, когда человек совершает поклонение, духовно развивается, он в некоторой степени начинает полагать, что он праведный, что он теперь достиг определённой степени, у него возникает некое чувство гордыни, превосходство перед другими. А это состояние не приемлемо для познания Всевышнего Аллаха, это состояние не похвально. И тогда, чтобы этого человека как бы осадить, немного сломить его и привести в состояния скромности, Всевышний Аллах делает так, чтобы он допустил какой-то грех. И тогда грех, который он совершил, начинает его преследовать, он ощущает тяжёлую горечь, осадок, и такого человека осуждать, упрекать за этот грех недопустимо. Почему? Потому что Всевышний Аллах таким образом этого человека лечит в какой-то степени.

Никогда нельзя торопиться осуждать людей, обсуждать и порицать их и т.д. Возможно это некий трамплин, совершение греха – это вроде того, что человек споткнулся, чтобы встать и потом продолжить свой путь вверх.

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) говорил:

معصية أورثت ذلاً وانكساراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكباراً

«То ослушание Аллаха, за которым последовало унижение человека и состояние сломленности, это состояние намного лучше, чем когда человек совершает какое-то поклонение и за этим поклонением следует ощущение гордости, чувство бахвальства, себялюбие».

До нас дошло от Посланника (мир ему и благословение) и от наших праведных предков, духовных наставников очень много высказываний по поводу хулы и сплетен. И эти высказывания должны послужить нам очень сильным предостережением от того, чтобы вовлечься в этот порок.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Обратите внимание, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что хула ху-же прелюбодеяния. Воистину, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом и Аллах примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

Также Посланник Аллах (мир ему и благословение) отмечал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал:

المشاؤون بالنميمة المفرقون بين المفرّقونَ بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто старается обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Пророк (мир ему и благословение) сказал по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть, из того, что мы уже рассказали о хуле, может возникнуть вопрос: а где та граница, где можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя об этом говорить? Одним из серьёзных критериев является такой факт, когда человек, после совершения постыдных дел, стыдится о том, чтобы об этом узнали люди. Если человек стыдится своих грехов, старается скрыть от людей то, что он творит, он как бы накидывает на себя накидку стыда, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, которые установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

Это значит, что человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым он отдает последнему хорошие поступки, которые сам совершал. Вот чем опасна хула. Мы лишаемся тех благих поступков, эти поступки уходят на счёт того человека, который стал объектом вашей хулы.

У ас-Саврий спросили о хадисе Пророка (мир ему и благословение) и о его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Имеется в виду та семья, которая позволяет себе хулить других людей, и тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как вам будет неприятно есть плоть умершего человека, так же хула является недопустимым грехом.

Хасану аль-Басри сообщили, что некто из людей похулил его. Тогда Хасан аль-Басри тут же взял и наполнил поднос финиками и попросил этого человека передать ему этот поднос в качестве благодарности за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) сказал: «Если вы хотите испытать ум человека, понять, насколько он умный, то обратите внимание на то, как он относится к случаю, когда, например, если ему рассказывают о ком-либо, и его внимание привлекают его недостатки, и он начинает на этих недостатках останавливаться, начинает смаковать недостатки этого человека. В таком случае знайте, что это человек, внутренний мир которого разрушен».

Нельзя допускать, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть наши недостатки, пороки и проступки.

И Ибн Атаиллх добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если человеку рассказывают о ком-то, о его недостатках, то он должен тут же пресечь разговор и защищать честь того человека, о котором идёт речь. Один из арабских поэтов сказал:

جراحات السنان لها إلتئام و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются,

Однако не заживут те раны, нанесенные языком».

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Вы просто представьте, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение каких-то недостатков других людей. Представьте себе общество, которое лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым считая, что ты выше них, лучше них, что ты не допускаешь тех проступков, которые допускают они.

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были наши недостатки, проступки и грехи, которые мы совершаем. Это наша работа и то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, которые, если задумываться о них, у нас не будет времени задумываться о недостатках других людей. Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний Аллах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *