Что такое хук в музыке
Хук (музыка)
Хук (англ. hook — крючок, цеплялка) — часть песни или композиции, которая каким-либо образом выделяется и особенно нравится слушателю, «цепляет» его. Данный термин чаще всего применяют по отношению к поп, рок и танцевальной музыке. Чаще всего в данных жанрах хук обнаруживается в припеве.
В основном хук бывает либо мелодический, либо ритмический, и часто он взаимодействует с мотивом песни, создавая определённый настрой. Мелодический хук можно охарактеризовать своего рода «скачками» в тональности; при этом сложно сказать, благодаря чему конкретно песня становится запоминающейся. Ритмический хук запоминается благодаря синкопированию и другим техникам, но существуют примеры хука, в которых ритм-секция достаточно прямолинейна.
Литература
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Хук (музыка)» в других словарях:
Ван Хук, Миша — Миша ван Хук Micha van Hoecke Дата рождения: 1944 год(1944) Место рождения: Брюссель, Бельгия … Википедия
The Documentary — Студийный альбом The Game Дата выпуска 18 января 2005 Записан 2004 Жанры … Википедия
Joy Division — Joy Division … Википедия
Disturbia (песня) — «Disturbia» Сингл Рианны из альбома Good Girl Gone … Википедия
Blue Monday — «Blue Monday» Сингл New Order … Википедия
New Order — Об альбоме группы Testament см. статью The New Order. New Order New … Википедия
LoveGame — «LoveGame» Сингл Леди Гаги из альбома The Fame … Википедия
Judas — «Judas» Сингл Леди Гаги из альбома Born This Way … Википедия
Unknown Pleasures — Студийный альбом … Википедия
Хук и повторения при создании песен
Большинство современных песен построены на технике повторения простых ритмо-мелодических оборотов. Очень часто такие короткие обороты в сочетании со словами или ритмослогами называют хуком (например, фраза Billy Jean в припеве песни Майкла Джексона).
Многие авторы песен в погоне за красивой мелодией забывают о повторениях, слишком увлекаются мелодикой широкого дыхания, скачками. В результате такую мелодию слушателю довольно тяжело напеть и. как следствие. запомнить, по причине интонационной перенасыщенности. Это не значит, что вся мелодия должна быть построена на одной ноте, но основная идея должна быть легко напеваема. Как пример, интонация в песне Группа Крови — группы Кино. Фраза припева очень легко поется и запоминается.
Еще пример: хит всех времен Yesterday запоминается по хуку – это первая фраза yesterday в диапазоне секунды (любой может спеть).
Здесь, как и в любом искусстве, меньше, чаще всего значит, лучше, поскольку использование большого диапазона очень сложная композиционная техника, недоступная большинству сонграйтеров.
С точки зрения классификации повторов в песне можно выделить следующие:
Для популярной музыки никогда не бывает слишком много повторений. Если Вы думаете повторить или не повторить, то лучше повторите (хотя здесь конечно нужно следовать разумному распределению ресурсов). Большинство хитов основаны на повторениях – слов, мотивов, ритмов и т.д.
Есть несколько простых правил использования повторяющихся слов и фраз.
Если песня в медленном и умеренном темпе, то предпочтительно использовать фразу с названием песни или любую другую хуковую фразу.
В быстром темпе эффективнее использовать разного рода ритмослоги. Для английского языка это sha-na-nas, tra-la-las, and doo-wop-doo-wops и т.д. В русском языке на-на-на, ла-ла-ла и т.д. Это могут быть окончания строчки припева или куплета.
Три составляющих идеального хука:
Практика.
Очень полезно с точки зрения развития навыков сонграйтинга слушать музыку, анализируя ее на наличие хуков. Слушайте песни, во всех возможных стилях, концентрируясь только на хуках, так как будто в песне нет больше ничего. Такой анализ развивает мышление хуками.
Также как и импровизатор накапливает библиотеку фраз, автор песен должен создавать копилку идея для создания хуков. Вы можете даже завести отдельную тетрадь или файл в компьютере, куда будете фиксировать все хуки, которые покажутся Вам интересными. Обязательно напишите характеристики хука – мелодический, ритмический, текстовый – количество повторений.
Любой хук должен отлично восприниматься без аккомпанемента и аранжировки. Поэтому обязательно пойте ваши хуки только голосом. Анализируйте насколько они просты и доступны для восприятия обычного слушателя.
Как правило, в песне сочетаются всегда несколько хуков, которые повторяются и накладываются друг на друга. Так образуется характерная для современной музыки полифония остинатных линий. Хуки могут быть в партии аккомпанемента, риффы, бэки, партии синтезатора в сочетании с вокалом. Чем больше таких хуков сосредоточено в одной песне, тем больше шансов у этой песни стать хитом.
Эффективна, с этой точки зрения, техника написания песни на риффовой основе. Хороший рифф сам по себе довольно запоминаемый элемент песни, а в сочетании с вокальным и текстовым хуком получается просто взрывной механизм. Кроме того, использование риффа в куплете позволяет решить распространённую проблему – незапоминаемость куплета. Если куплет основан на риффе, то слушатель намного лучше его запоминает и концентрируется на песне, чем в том случае, когда куплет это простое дополнение к припеву.
КАК ПРИДУМАТЬ ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ ГИТАРНЫЙ ХУК?
Хук (англ. крючок) – это то, что вас цепляет в песне. Это именно та группа нот или фраза, которые застревают в памяти, заставляют вас петь, трясти головой и играть на «воздушной гитаре». В большинстве случаев это первое, что приходит вам в голову, когда кто-то упоминает название той или иной песни, и это то, что является отправной точкой в сочинении песен для многих музыкантов.
Вспомните строчки “We are the champions,” “I can’t get no satisfaction” или даже “Ah, ha, ha, ha – stayin’ alive” – это те самые хуки, благодаря которым эти песни так легко запомнить. Конечно, в данном случае в строчках звучат сами названия песен, но правило не зависит от этого. Вспомните песню Blur “Song 2”.
Что касается гитары, то хуки здесь принято называть риффами. Вспомним “Purple Haze” Джими Хендрикса или “Ain’t Talkin’ ‘Bout Love” Ван Хален – именно гитарные риффы сделали эти песни такими запоминающимися.
ЧТО ИМЕННО ДЕЛАЕТ ГИТАРНЫЙ ХУК КРУТЫМ?
Если вспомните гитарные хуки, которые вам нравятся (или не нравятся, но вы их помните), то поймете, что объединяет их зачастую то, что они короткие и их очень легко повторить после первого прослушивания. Когда вы беретесь за сочинение риффа, помните, что чем он длиннее, тем сложнее его запомнить. А это противоречит самому назначению риффа, так что старайтесь его делать коротким и простым.
В поп-музыке главное – это мелодический хук. Именно мелодия является тем, что проникает в головы слушателей (даже если они этого не хотят). Слова, которые очень легко пропеть, кажется, заедают в голове навечно – вспомнить, например, Тэйлор Свифт “Shake It Off” – услышав это один раз, не отделаешься.
Что касается рок-музыки, то очень часто цепляют гитарные риффы, еще задолго до того, как начнется вокальная мелодия. Коупленд вспоминает “Back in Black” AC/DC как один из примеров убийственного гитарного хука.
Итак, как же сочинить такой хук, крючок, на который попадутся люди, с удовольствием дослушают песню, а также заинтересуются вашей музыкой? Давайте рассмотрим следующие три примера, которые помогут вам в сочинении. Не стоит привязываться лишь к одному виду хуков, вы всегда вольны экспериментировать и искать то, что будет работать конкретно в вашей ситуации.
РИТМИЧЕСКИЙ ХУК
В ритмическом хуке используется комбинирование инструментов и задает бит и ритм, поверх которого выстраивается песня. Множество хитов Стиви Уандера 70-х построено на ритмических хуках, например, “Boogie On Reggae Woman” и “Superstition”. Создание ритмического хука включает в себя следующие этапы:
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ХУК (ИНТРО)
Интро-хук, как и следует из названия, заявляется в самый первых нескольких тактах песни. Он повторяется сквозь всю песню, но вовсе необязательно звучит постоянно – то появляется, то пропадает. Легендарные подобные хуки – это “Smoke on the Water” и “Moves Like Jagger”. Вот пример того, как можно написать хук для интро:
ФОНОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХУК
“With or Without You” U2 и “Like a Rolling Stone” Боба Дилана – два отличных примера того, как работают инструментальные хуки. Они, как правило, добавляются уже к почти законченной песне, и отлично сочетаются с другими видами хуков.
Теперь, когда вы придумали хук (или хотя бы идею для него), начинайте писать песню. Повторяйте его снова и снова, но не переусердствуйте. Слушайте черновик с разным количеством повторений хука, и вы поймете, когда его будет слишком много. Меняйте ритм между куплетами и припевами, используйте эффекты, например, паузы. Убедитесь, что хук ярко «высвечен» в вашей песне. Опять же, хороший хук – это то, что сразу запомнят ваши слушатели. Так что старайтесь им в этом помочь!
СОДЕРЖАНИЕ
Определения
и может быть чем-то столь же несущественным, как «звук» (например, da doo ron ron или toora-loora-loo ), но
в идеале должен содержать одно или несколько из следующего: (а) драйвовый танцевальный ритм; (б) мелодия, которая остается в памяти людей; (c) лирика, которая способствует драматическому действию или определяет человека или место.
Использование в маркетинговых исследованиях
Зацепки песни могут использоваться в исследовании рынка, чтобы помочь в оценке популярности песни на основе способности слушателя распознать зацепку песни. Часто радиостанции проводят «звонки» либо через Интернет, либо по телефону, либо через музыкальный тест (онлайн или при личной встрече) для проведения опросов. Станции могут воспользоваться услугами профессиональной «службы поддержки» или подготовить материалы самостоятельно. Согласно некоторым исследованиям, радиостанции играют на крючке, обычно длиной 8–12 тактов, для аудитории до 150 участников. Затем участников просят оценить песню по шкале от «очень не нравится» до «очень нравится». Топ-40 станций обычно не могут так долго ждать результатов и заставляют участников «звонить» напрямую, слушая и оценивая различные зацепки. Подобные исследования информируют радиостанцию о том, насколько популярны текущие песни или если аудитория «выгорела» от определенной песни. Исследование рынка, основанное на крючках, дает радиостанциям всех жанров информацию о том, что их демографическая аудитория хочет слушать, и даже используется для проверки музыкальных границ аудитории. Некоторые группы даже выпускают эти исследовательские крючки при выпуске компакт-диска сингла.
Научное исследование
Европейский консорциум (включая Утрехтский университет и Амстердамский университет ) изучает приманку, используя онлайн-игры и мудрость публики, чтобы понять и количественно оценить влияние запоминаемости на музыкальную память.
6 плохих привычек в написании песен
Эта статья — отрывки из книги «Настольная книга звукорежиссера» Бобби Овсински.
Центральная составляющая любого музыкального продакшна — это песня. Я посвящаю целую главу этой книги анализу структуры песни. Разумеется, никто не может предугадать, что именно в ваших песнях затронет сердца поклонников, однако есть некоторые вещи, на которые стоит обращать внимание, и которые были важны с тех пор, как вообще появилась звукозапись. Согласитесь, лучше всего знать, что работает, а что нет, до того, как приметесь что-то делать.
Эта книга — не пособие по сонграйтингу, но я хочу указать на некоторые ошибки, которые то и дело появляются у не очень опытных исполнителей. И учтите, что говорить здесь я буду о песнях абсолютно всех жанров. Неважно, что вы играете — от готик-рока до электроники, от кантри до инди-попа — вам наверняка хочется, чтобы ваши песни были интересны определенной аудитории. Так что держите в уме возможные ошибки и старайтесь их избегать:
Песни слишком длинные
Я довольно часто встречаю «затянутость» в песнях: двухминутные вступления, трехминутные гитарные соло, или пятиминутные аутро — все это в 99% случаев довольно скучно. Идея в том, чтобы держать внимание слушателя. Если у вас есть вариант сделать какую-то часть короче, всегда делайте этот выбор. Единственное исключение — это когда вы можете сделать длинную часть по-настоящему интересной, и это требует хороших навыков в аранжировке. Да и то это работает не всегда.
Есть одно очень крутое длинное аутро у легендарных Lynyrd Skynyrd в песне «Free Bird», и оно работает, потому что аранжировка постоянно меняется, и на каждом 16 такте есть акцент.
Отсутствие фокуса
Иногда у молодых сонграйтеров встречаются песни, в которых нет четкого фокуса: переход от одного аккорда к другому, от одной секции песни к другой совершенно непонятны, даже не профессиональному музыканту или продюсеру, но и простому слушателю. Зачастую это следствие того, что над песней недостаточно хорошо поработали и посчитали, что она закончена, в то время как над ней нужно еще работать и работать. Иногда от песни нужно «отделить» несколько слоев и переделать аранжировку, но лучшим решением чаще является возвращение к самому началу и серьезные перестановки в самой структуре.
Слабый припев
Во многих песнях, написанных неофитами, иногда довольно сложно понять, где кончается куплет и начинается припев — они просто почти не отличаются друг от друга. У хорошего припева всегда должны быть ощутимые отличия от куплета. Можно действовать мягко: добавлять бэк-вокал, еще один инструмент или сразу несколько инструментов — вариантов очень много. Можно же делать очень сильные различия: совершенно другие аккорды и изменение мелодии вкупе с иной аранжировкой — как в «Vertigo» U2, «This Kiss» Faith Hill, или классике Eagles «Hotel California».
Как бы то ни было, необходимо, чтобы припев был энергетически накаленным, суммировал все, сказанное и сыгранное в куплетах, и этим сильно отличался от других частей песен, хорошо запоминаясь.
Отсутствие бриджей
Еще одна общая ошибка новичков — это пренебрежение бриджем в написании песни. Бридж связывает части песен, создавая гармоничный переход от одной к другой, снижая или повышая напряжение между ними. Зачастую мы слышим куплет два раза, прежде, чем появляется бридж. Он может заменять третий куплет или же стоять перед ним. В последнем случае, бридж «задерживает» ожидание припева.
Припев после бриджа обычно является последним в песне, иногда повторяясь для того, чтобы создать правильное напряжение. Если вы ожидаете услышать куплет или припев, но в песне идет что-то, отличающееся музыкально и лирически, то, скорее всего, это бридж.
По сути, явления, похожие на бридж, можно найти во всех видах искусства: напряжение и разрядка — в музыке это переход, например, от громкого к тихому, в фотографии — переход от света к тени, и т.д. Чередуя напряженные и расслабленные части, вы сохраняете интерес публики. Бридж иногда может являться и кульминацией песни (например, «Rope» Foo Fighters).
Или же, наоборот, может быть самой тихой и спокойной ее частью («Baba O’Riley» The Who, где Пит Таунзенд поет «It’s only teenage wasteland»).
Почти в каждой хорошей песне есть бридж, однако есть и исключения. Песни, построенные на стандартном 12-тактовом блюзовом паттерне зачастую не имеют бриджей. Например «Tush» ZZ Top, где после второго куплета звучит рабочий барабан, после чего следует финальное гитарное аутро. Другой пример — это «American Woman» GuessWho/Lenny Kravitz, где мы слышим всего несколько тактов другого гитарного ритма и остановку.
Бледная аранжировка
Эта проблема случается даже у очень хороших сонграйтеров. Под бледностью аранжировки я подразумеваю то, что гитара или синтезатор делают один и тот же набор аккордов или ритмических рисунков на протяжении всей песни. Иногда это может прекрасно работать как прием, но таких случаев единицы — в большинстве случаев это просто скучно. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что песня звучит интересно, и если уж гитара выделывает одно и то же от начала до конца песни, то вы это должны понимать, что этот прием сработает, и выбран он не из-за лени, а как концептуальное продуманное решение.
Отсутствие хуков в начале и конце
Если мы говорим о современной популярной музыке (не о джазе или классике), то весьма распространенное явление — это хук, инструментальная строчка во вступлении, которую по ходу песни мы сможем слышать и в других частях песни. Яркие примеры — гитарный рифф в «Satisfaction» Rolling Stones, свист в «Moves Like Jagger» Maroon 5 или фортепиано в «Clocks» Coldplay. Если ваша песня уже написано, подумайте, какую мелодию из нее вы могли вставить в начало песни.