Что такое художник маринист
Маринист
Маринист (фр. mariniste ) — художник, пишущий марины. Яркий представитель этого жанра — И. К. Айвазовский (1817—1900), написавший около 6000 картин на морскую тему.
Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам. Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам (подробнее см. Художник Морского флота).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Маринист» в других словарях:
МАРИНИСТ — художник, изображающий морские виды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МАРИНИСТ художник, пишущий виды моря. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
маринист — См … Словарь синонимов
МАРИНИСТ — МАРИНИСТ, мариниста, муж. (живоп.). Художник пейзажист, рисующий марины, морские виды. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МАРИНИСТ — МАРИНИСТ, а, муж. Художник, изображающий морские виды, жизнь моря. | жен. маринистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
маринист — МАРИНИСТ, а, м Человек, изображающий на своих полотнах морские виды, жизнь моря. // ж маринистка, и, мн род. ток, дат. ткам. Художник Айвазовский самый известный в мире маринист … Толковый словарь русских существительных
Маринист — (франц. mariniste, от лат. marinus морской) художник, пишущий марины (См. Марина) … Большая советская энциклопедия
Маринист — м. 1. Художник, пишущий морские пейзажи. 2. Писатель, поэт, описывающий море, жизнь моряков. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
маринист — маринист, маринисты, мариниста, маринистов, маринисту, маринистам, мариниста, маринистов, маринистом, маринистами, маринисте, маринистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
маринист — марин ист, а … Русский орфографический словарь
Маринист – это художник, который специализируется на изображении моря и океана. Данное направление в художественной живописи возникло в 17-м веке в Голландии и сразу завоевало признание и популярность среди живописцев. На первый взгляд, авторы, работающие в данном жанре, ограничены в тематике и средствах изобразительности. Однако на самом деле они писали на разные сюжеты. Часто не только океан становился главным объектом картин, но и морские сражения, разные панорамные виды, а также человек на фоне стихии.
Краткая характеристика направления
Маринист – это живописец, занимающийся разработкой морской темы в изобразительном искусстве. Само название данного жанра происходит от термина «морской». Также это понятие применимо к тем людям, которые рисуют марины (например, во Франции).
Предпосылкой для развития этого направления стало бурное развитие судоходства в Западной Европе в Новое время. Успехи великих географических открытий способствовали тому, что многие авторы стали писать океанские пейзажи, корабли, сцены морской жизни.
Маринист – это мастер изображения водной стихии. Этот жанр прошел эволюцию со времени своего возникновения. Первоначально художники рисовали баталии на воде, однако постепенно данная тема отошла на задний план, и авторы обратились к собственно самому морю, которое стало главным объектом картин.
Художник из Великобритании
Как известно, эта страна в свое время была крупнейшей морской державой. Поэтому неудивительно, что тема моря стала одной из главных в ее живописи. Маринист – это не обязательно художник, пишущий маслом; среди авторов данного направления встречаются и граверы, акварелисты.
Таким был известный английский автор У. Тернер. Особенностью творчества этого человека было то, что он изображал на одном полотне реальные и вымышленные факты. Например, на его картинах можно увидеть вполне узнаваемые предметы вместе с рисунками фантастических животных. Одна из наиболее известных его работ – полотно «Последний рейс корабля “Отважный”».
Л. Изабе
Французские живописцы также внесли свой вклад в развитие этого направления. Художники-маринисты, как правило, принадлежали к романтическому направлению, как, например, Изабе.
Он был одним из наиболее выдающихся живописцев своего времени. Вначале он писал на исторические темы, но впоследствии отошел от этой тематики и стал изображать картины бури, шторма, кораблекрушений. Автор создавал акварели, которые, несмотря на романтическую тематику, отличались реализмом. В его полотнах присутствуют элементы лирики и даже серьезной драмы. Одна из наиболее известных работ автора – «Буря у Сан-Мало».
Г. Чьярди
Художники-маринисты часто большое внимание уделяли не только эпичным сюжетам и широким панорамам, но и камерным сценам. Именно в таком стиле работал известный итальянский автор Чьярди. Его картины посвящены видам Венеции, ее знаменитым каналам. Особенностью творчества автора является присутствие особо свежего колорита, некоторая воздушность и оригинальное освещение. Одной из наиболее удачных его картин является полотно «Летний день».
Русские художники
Слово «маринист» означает человека, который работает над изображением морской стихии. В отечественной живописи особенно прославился К. Айвазовский, картины которого по праву считаются шедеврами морского пейзажа и имеют мировое значение. Особенностью его манеры письма является то, что он не писал с натуры, как это делали его многие предшественники и современники, а рисовал, восстанавливая сюжет по памяти.
Особенное место в его творчестве занимает тема кораблей в стихии, баталий на воде, а также изображение штормов и бурь («Девятый вал»). Сюжет в работах автора всегда разворачивается на фоне океанской стихии. Однако у Айвазовского есть немало работ, посвященных спокойным сценам морского пейзажа («Пушкин на берегу Черного моря»).
Русские маринисты внесли большой вклад в развитие данного жанра. В данном ряду необходимо также упомянуть живописца М. Ткаченко. Он прославился тем, что писал марины по императорским заказам. Кроме того, у него есть ряд прекрасных работ, посвященных пейзажам («Парусник. Средиземное море»). Итак, морская тематика занимала важное в творечестве как отечественных, так и зарубежных авторов.
Морской пейзаж — самый романтичный жанр изобразительного искусства: история, художники и картины
Морской пейзаж, или марина — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море. Термин произошел от слова marinus (лат. «морской») и введен в употребление итальянцами. Морской пейзаж как самостоятельный вид живописи сформировался в Нидерландах в семнадцатом веке с появлением картин, где все внимание художника уделялось стихии, а корабли и люди выступали второстепенными персонажами.
Маринистика: история, художники и картины
Морской пейзаж вдохновлял еще художников античности, но на эллинских фресках природа была всего лишь фоном, на котором разворачивалось действие. В христианских сюжетах раннего Средневековья элементы морской тематики выполняли декоративную задачу, а техника была слишком примитивна. Первым образцом классической марины считается картина Корнелиса Антониса (Cornelis Anthonisz) «Португальский флот», написанная в 1520 году.
Морской пейзаж стал одной из главных тем творчества голландских художников во второй половине XVI века. Больших высот в пейзажной живописи достиг Питер Брейгель (Pieter Bruegel). В его реалистичных творениях природа выступает полноправным участником действия и придает эмоциональную окраску сюжету.
Подлинный расцвет жанра пришелся на Золотой век голландской живописи. В XVII веке Нидерланды располагали самым мощным военным и торговым флотом, поэтому сцены сражений на воде пользовались большой популярностью. Основоположник жанра Корнелис Вром (Cornelisz Vroom) большую часть своих полотен посвятил морским сражениям. Его манеру отличает тщательная прорисовка деталей парусников и виртуозная работа с цветом.
Со временем мода на голландскую живопись распространилась по всей Европе, и морская тематика заняла прочное место в творчестве европейских художников. Французский мастер Клод Лоррен (Claude Lorrain) жил и работал в Италии, где создавал совершенные пейзажи, пронизанные светом и покоем. В работах на античные и исторические темы он предпочитал изображать современные корабли.
Почитателем творчества Клода Лоррена и его последователем был маринист-классик Клод Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet). После возвращения в Париж он написал серию из пятнадцати картин «Порты Франции», которые принесли ему известность. Верне акцентировал внимание на световоздушной среде, а сюжетами его работ становились морские виды, бури и кораблекрушения.
Морские сражения между Англией и Францией в XVIII веке были источником вдохновения для маринистов обеих стран. Появились опытные мастера жанра, которые стремились как можно точнее изобразить боевые корабли, а к остальному подходили довольно формально. Английский мастер Николас Покок (Nicholas Pocock) родился в семье моряка и сам был капитаном торгового судна, поэтому в процессе работы над батальными сценами тщательно изучал планы сражений, состояние и внешний вид кораблей.
Море на картинах художников XIX века
Марины достигли пика своей популярности в начале девятнадцатого столетия. Тема оказалась востребована художниками романтического жанра. Сюжеты, где люди противостоят бушующей стихии, идеально подходили для того, чтобы передать накал страстей и вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Прославленный британский маринист Уильям Тернер (William Turner) увлекся морскими пейзажами после своего путешествия по Италии. Живописец досконально изучил природу движения воды и воздуха, постоянно совершенствовал технику и оставил после себя серию выразительных работ, проложивших дорогу импрессионистам.
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского — за свою жизнь он создал порядка шести тысяч марин. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
Иван Айвазовский стал наставником целой плеяды выдающихся русских живописцев, куда входили:
Новаторские живописные техники импрессионистов подняли маринистику на новый уровень. Чистые и яркие краски, раздельное наложение мазков, отказ от лессировки — эти приемы позволили передать на холсте изменчивость водной стихии. Начало импрессионизму положил Клод Моне (Claude Monet), когда показал на Парижской выставке свои работы с видами Гаврского порта. Побережье, гавани и пляжи стали излюбленными сюжетами живописца, его шедевры поражают свежестью цвета и мастерски переданным ощущением вибрации воздуха над водой.
Современные маринисты черпают вдохновение в работах старых мастеров и продолжают создавать выдающиеся произведения искусства. В каталогах онлайн-аукционов сайта Very Important Lot найдется немало интересных картин, которые можно приобрести у авторов напрямую.
Русские художники-маринисты
Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя. Мы хотим рассказать вам о самых известных русских маринистах, чьи работы восхищают весь мир.
Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей – стихия. Россия окружена 15-ю морями, а наши реки – невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир. Конечно, все знают Ивана Айвазовского, но он был не единственным нашим художником, предпочитавшим море всему остальному.
Фокусник с кисточками
Завистники любили распускать слухи про Айвазовского. Говорили, что для создания своих картин он использует особые краски, а на выставках помещает за полотном лампу, чтобы добиться фирменного свечения воды и неба на своих картинах. Конечно же, это было не так, и художник не раз это доказывал, рисуя на публике и удивляя всех огромной скоростью и четкостью работы.
Поражать людей маленький Иван начал с детства. Сначала тем, что научился самостоятельно играть на скрипке, а потом обнаружил недюжинные художественные способности. Талантливому, но небогатому мальчику начали помогать меценаты – дарили ему карандаши и краски, хлопотали, чтобы его зачислили на обучение за казенный счет. В шестнадцать лет он приехал в столицу, где поступил, как сейчас говорят, на бюджетное отделение Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично. Признание публики на выставках, серебряная медаль за два пейзажа, поступление в помощники к известному и модному художнику Филиппу Таннеру. И тут карьера Айвазовского, которая взмывала вверх, как чайки на его картинах, оказалась под угрозой.
Дело в том, что Филипп Таннер был человеком завистливым и не терпел покушений на свою славу. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима. Поэтому он запретил своему одаренному подмастерью писать собственные картины и выставлять их где бы то ни было. Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза. Таннер расслабился, и в этот момент Айвазовский представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года целых пять своих работ, которые очень восторженно встретили и критики, и публика. Учитель не стерпел такой обиды и пожаловался царю, который распорядился за ослушание снять картины Айвазовского с выставки, а юному художнику запретил работать на полгода.
Эта история сыграла роль черного пиара для восходящей звезды русской живописи. Его картины и до этого восхищали публику, а слава запрещенного художника еще сильнее подогрела интерес. На него посыпались золотые медали, а потом Академия художеств приняла решение выпустить талантливого юношу из своих стен на два года раньше и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей. С этим Айвазовский справился, как всегда, блестяще, поэтому за счет Академии его посылают уже в Европу.
Там он очень много пишет и знакомится с интересными людьми, общается с Гоголем, а его выставки проходят с неизменным успехом. Картину “Хаос” — одну из цикла его полотен, основанных на библейских сюжетах, даже покупает Папа Римский. Гоголь пишет по этому поводу Айвазовскому: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”.
Все хотят заполучить картину от того же художника, чьи работы украшают стены Ватикана! Так Айвазовский становился все более и более популярным. Его картины продавались очень хорошо, несмотря на то, что некоторые критиковали его за композиционные и колористические штампы. Но художник находился в постоянном поиске. Он рисовал много и быстро. За всю жизнь он создал более шести тысяч картин, что кажется невероятным, если не присматриваться к ним внимательно.
Если вы придете, скажем, в Третьяковскую галерею и детально рассмотрите несколько работ мастера, то заметите, что все они имеют много общего. Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. Это мог быть гребень волны, корабль или плот. Он прорисовывал его подробно и четко, а вот остальное — море, небо, объекты вдалеке — прописано очень легко и схематично, немного в импрессионистской манере. После того, как картина выглядела более или менее завершенной, художник добавлял к ней точные и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично. Благодаря этим приемам мы воспринимаем картины Айвазовского так, как наш глаз видит действительность, — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали.
Рисуя в такой манере, невозможно создать, например, портрет, и, быть может, по этой причине Айвазовский не любил рисовать людей. Даже на знаменитом потрете его кисти «Прощание Пушкина с морем» поэта написал Илья Репин.
Впрочем, потом Айвазовский не раз писал Пушкина самостоятельно, правда, тоже на берегу моря, потому что невероятно восхищался поэтом и часто вдохновлялся его стихами.
Несмотря на славу и богатство, художник всю жизнь продолжал работать упорно и с огромной самоотдачей. Он был уверен, что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас. Именно поэтому его живопись настолько вдохновляет.
Всю вторую половину жизни Айвазовский занимался благотворительностью. Он поддерживал молодых художников материально, обучал их (если не вспоминать неприятную историю с Архипом Куинджи, которому Айвазовский пробовал запретить писать, как в свое время его учитель поступил с ним), открывал музеи и занимался благоустройством родного города.
В наше время работы Айвазовского по-прежнему любимы, как и при его жизни. Они успешно продаются на аукционах, и в 2012 году на торгах Sotheby’s картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.
Художник будущего императора
Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках – кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми. Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи. Когда его назначили художником морского министерства, он поехал в морское плавание в Азию с Цесаревичем Николаем, будущим Николаем II.
За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц. Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей. Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.
Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках. Его работы часто покупали военные в отставке, скучавшие по морской службе и кораблям. Перед смертью художнику был пожалован французский орден Почетного Легиона.