Что такое хтонический ужас
Итак, что же такое Хтонический и почему именно Хтон, как отправная точка сеттинга
Хтоническая мушка, с лампочкой
Ну, или как принято в греческой мифологии, НЁХ, которую и описать сложно(гекатонхеры, Тифон и прочие Титан и их титаниды.) или боги Олимпа, которые несколько унаследовали их суть(хотя хтонцами по своей сути не являются), Гермес, Плутон и Дионис, ага.
Но почему я не выбрала что-то более известное словестно( хотя я вообще-то гражданка Греции, мне по культурной ассимиляции вообще-то можно было даже не задаваться вопросом)? А все просто, один мой знакомый однажды проронил «ай, что ты с лицами паришься, за то посмотри, какие чудесные хтоньки у тебя выходят!»
Хтоньки которые у меня тогда выходили:
То как я себя видела во время подготовки к очередному экзамену
Хтоничности досталось даже стадику чашки на перспективу:
И моя гордость, Безымянный Хтона, на которого мне это и сказали, в далеком 2016:
Казалось бы, назови это Хаосом, варпом и прочими околовархаммеровскомуркоковскими эпитетами и не забивай голову. Благо тогда я уже плотно читала книги Ереси и поглядывала на ФБ, и основной моей аудиторией были собственно довены и настольщики, хех. Но нет. Во первых свою роль сыграла не менее хтоничная не-используемость этого слова в литературе- вы посмотрите сами, слово хтоничный можно разве что в отзывах на Лавкрафта встретить, а на Хтон гугл конкретно Энтони Пирса сует. Ура, ниша же! Во-вторых, да, мое, если так можно выразиться, официальное образование и место жительства, слово-то тут каждый ребенок знает. В третьих- кааак раз тогда вышел официально Grim Dawn, и бой о бой, как же мне в сердечко запала эта эстетика оккультистов бомжей. И именно с тех пор последний сигил, она же печать пала на мой выбор, как обозвать главную движущую силу того, что я захотела сесть и что-то написать дальше трех строчек радномных фактов. Еще и парочке друзей личины выдала:
Драгош-перевертыш, он же Игорь В.
Иваш, он же Василий С.Драугр Ырес Артырский, он же Ярик С.
Хтонический ужас. Хорроры вдохновленные Говардом Филлипсом Лавкрафтом.
Сегодня первый день осени, а значит природа начала увядать в очередной раз. Самое время для готики и ужасов, сам пейзаж за окном создает для них идеальный фон. Поговорим о культурном наследии доставшемся миру от человека которого король ужасов Стивен Кинг называл своим наставником. Хотя сам и не был с ним знаком.
Говард Лавкрафт родился 20 августа 1890 года, прожил не самую долгую жизнь, воссоединившись с космосом 46 лет от роду 15 марта 1937 года. Человек при жизни считавшийся неудачником и толком нигде не публиковавшийся, после смерти получил мировую славу и признание. Во многом этому поспособствовал и его ученик Август Дерлет, превративший после смерти Говарда в цельные произведения многие его рукописи и наброски. С ростом популярности кинематографа влияние Лавкрафта распространилось и на эту форму искусства. Или быть может Говард действительно что-то знал и Ктулху из своего Р’льеха транслировал образы, что маститые и не очень киноделы изображали в своих картинах.
Так или иначе мифология Лавкрафта очень обширна и Ктулху в ней далеко не одинок. Для оценки масштаба бедствия взгляните на эту схему. Человек и впрямь жил своим делом, что положительно сказывалось на качестве работ.
А что же с кино? А вот что. Переходим к основной части.
Подборка субъективна и не претендует на звание лучшей подборки по Лавкрафту. Просто хочу поделиться с тобой, уважаемый читатель. Поделиться тем что смотрел сам. И тем что в какой либо мере отражает мое видение лавкрафтианского хоррора. Места присвоены случайно, это не топ, это список. Все вошедшие фильмы по своему хороши.
Дагон
Испания, 2001 год, реж. Стюарт Гордон.
Преуспевающий бизнесмен Пол вместе со своей девушкой Барбарой, деловым партнером и его супругой безмятежно отдыхают на яхте, пока не приплывают в окрестности порта Инбока где попадают в неожиданной налетевший шторм в результате которого терпят крушение. Пол и Барбара отправляются в городок за помощью, но находят совсем не то что ожидали.
Данный фильм является вольной трактовкой рассказа Тень над Исмутом и заодно примером как с грошовым бюджетом можно снять классный хоррор.
В пасти безумия
США, 1994 год, реж. Джон Карпентер
Джон Карпентер вообще ярый поклонник Лавкрафта, это прослеживается через все его творчество. В данном фильме тоже.
Произведения Саттера Кэйна побили все рекорды популярности — Стивену Кингу такое не снилось. Эффект, производимый на некоторых почитателей таланта Кэйна, — полная дезориентация и потеря памяти, массовые вспышки насилия, шизофреники, переполнившие клиники. Сам же автор романов ужасов, приносящих бешеный доход издательствам, исчез уже два месяца тому назад. Для его поисков издательство нанимает страхового агента Джона Трента, и поиски приводят его в город, описанный в книге, но отсутствующий на карте…
Отличный атмосферный фильм буквально кричащий о своей Лавкрафтовой составляющей. Любителям мистических ужасов и Говарда Филлипса настоятельно рекомендую.
Лекарство от здоровья
Германия, США, 2017 год, реж. Гор Вербински
Амбициозный сотрудник с Уолл Стрит, решивший схитрить ради продвижения по службе попадается на горячем и руководство фирмы предлагает ему альтернативу, либо проблемы с законом, либо командировка в швейцарские Альпы с целью возвращения основателя компании из уединенного оздоровительного центра. По прибытии на место герой сталкивается с чередой странных событий, в результате которых сам оказывается пациентом центра и оказывается втянутым в клубок тайн, распутать которые может стоить ему жизни. Превосходный мистический триллер с сильной завязкой и уверенным повествованием. Прямого отношения к работам Лавкрафта не имеет, но явно вдохновлен Данвическим циклом, в котором сильна тема вечной жизни, поднимающаяся и в этой ленте.
Реаниматор
США, 1985, реж. Стюарт Гордон
И снова Стюарт Гордон, позже поставивший Дагона, но более раннего розлива.
У фильма хорошее, в меру интригующее начало, но ближе к финалу 80е в голове режиссера взяли верх и все скатывается в разудалую зомби вакханалию с тоннами кетчупа и искусственных кишок. Считается классикой, и на раз вполне годно.
Шепчущий во тьме
США, 2011, реж. Шон Брэнни
После сообщений в прессе о том, что после небывалого наводнения 3 ноября 1927 года в штате Вермонт, многие местные жители видели в реках тела странных тварей, преподаватель литературы Мискатоникского университета в городе Аркхем, Алберт Н. Уилмарт оказывается втянутым в спор об истинности и значениях увиденного, правда не без доли скепсиса. В ходе исследования, Алберт открыл для себя легенды о Крылатых существах, обитавших глубоко в горах Новой Англии и похищавших людей, посмевших слишком близко подойти к их территории. Сам же Уилмарт в эти легенды не верит.
Как-то Уилмарт получает письмо от некоего Генри Уэнтуорта Экли, одинокого человека, живущего на ферме близ городка Тауншенд в штате Вермонт. В этом письме Экли утверждает, что имеет доказательства, которые убедят Уилмарта в неправоте с его скепсисом.
Черно белый фильм, являющейся максимально близкой к тексту экранизацией одноименной повести Лавкрафта. Неспешно развивающийся сюжет, идеально сделанная под старину операторская работа и соответствующая актерская игра. К сожалению спецэффекты тоже очень простые, это единственное что смазывает впечатление от фильма, но в целом это одна из лучших экранизаций классического Лавкрафтианского ужаса.
Нечто
США, 1982 год, реж. Джон Карпентер
Легендарное The Thing Карпентера, история о жутком пришельце разбуженном полярниками от тясячелетней спячки во льдах. Хтонический ужас во всем его отвратительном великолепии. Отрезанные от всего света полярники вступают в неравную схватку с пробудившейся тварью. Кто выйдет победителем? И выйдет ли вообще?
Данный фильм что называется must see для любого любителя ужасов.
Книга Мертвых
Франция, США, 1993, реж. Кристоф Ганс, Сюсукэ Канэко, Брайан Юзна
Воистину тот, кому приснился сон о неведомом Кадате, мечен колдовской напастью, ибо заглянул он в ту кошмарную преисподнюю, куда не заглядывал ни один смертный, не продавший душу дьяволу. Отныне обречен он на потусторонние скитания меж сном и явью — то в запредельных многомерных континуумах, пространство и время которых деформированы иррациональным ужасом, то в циклопических мегаполисах, погребенных на океанском дне, то в галлюцинативных лабиринтах катакомб с их бесконечными анфиладами пещер, гротов и некрополей, населенных инфернальными конфигурациями органических форм, глумливо пародирующих человека… И только тогда, когда одинокий скиталец проникнет в магическую иероглифику канувших в лету эонов, откроется ему зловещий Некрономикон безумного араба Абдуля Альхазреда и серебряный ключ отомкнет, наконец, сокровенный путь, ведущий в сердце абсолютного хаоса, — туда, где в кромешной тьме космической ночи воздвигнут черный трон неисповедимого бога Азафота…
Каледоскоп ужасов от интернациональной команды режиссеров по мотивам рассказов Говарда Лавкрафта.
Писатель Лавкрафт, перенесенный авторами картины в Нью-Йорк 1932 года, попадает в общину странных монахов — хранителей «Некрономикона — Книги мертвых». Обманув «братьев», он находит желанный манускрипт и приступает к чтению… Следующие фрагменты фильма — это рассказы, сочиненные им под воздействием описанного в древней книге.
Зловещие мертвецы
США, 1981 год, реж. Сэм Рейми
Раз зашла речь о Некрономиконе, нельзя не упоминуть одно из самых знаменитых воплощений зловещей книги придуманной фантазией Лавкрафта. Классический треш хоррор давший начало целой франшизе и сделавший Брюса Кемпбелла тем кто он есть. Человеком играющим самого себя!
Изначальным названием было Книга Мертвых. Лента повествует о группе молодых людей снимающих на выходные загородный дом. Находится он в непролазной глуши, выглядит мрачно, а кругом — ни души. Аренда стоит копейки, но не потому, что он того и гляди развалится… Раньше здесь жил археолог, после которого в подвале остались различные мистические артефакты, главный из которых тот самый Некрономикон, книга мертвых, а также предметы неизвестных магических культов и магнитофон с записью на непонятном языке. Неосторожно произнесенные слова древнего заклинания заставят неосторожных ребят познать всю глубину страдания… С наступлением темноты им предстоит встретиться с демонами, которых они разбудили!
Восставший из Ада
Великобритания, 1987 год, реж. Клайв Баркер
Ставший классикой фильм ужасов Клайва Баркера повествует о неком Фрэнке, человеке сжегшем свою душу в поисках все новых наслаждений. Фрэнк приобретает на восточном базаре таинственную шкатулку сулящую владельцу неописуемые радости плоти. Но он и не подозревает, что ждет человека открывшего шкатулку на самом деле.
Фильм снят по собственной повести Клайва Баркера The Hellbound Heart, но во многом перекликается с рассказом Говарда «Случай Чарльза Декстера Варда». У того рассказа есть собственная экранизация «Воскресший», но «Восставший из Ада» близок по духу, при этом гораздо лучше снят на мой вкус. Потому и попадает в список.
Заключение
«Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого», слова одного из самых странных авторов 20го века.
«В начале был ужас», — так, наверное, стоило бы начать Священное Писание по Ховарду Филлипсу Лавкрафту, и так хотелось бы закончить данный текст. На этом данный обзор подошел к концу. Смотрите хорошее кино. Спасибо за внимание!
Хтонические боги и хтонические существа
В древнегреческой мифологии к хтоническим божествам, связанным с землей и загробным миром, относились Гея, Деметра, Персефона и Плутон (Аид). Их награждали эпитетом хтоний или хтония.
Эон и Гея с четырьмя детьми, олицетворяющими времена года. Римская мозаика
Греческие боги, живущие на Олимпе, противопоставляются божествам подземного мира. Антиковед А.Ф. Лосев называл бога морей Посейдона «древним мужским хтоническим божеством, обладавшим универсальной властью», позднее уступившим свое верховенство Зевсу.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Подобные существа есть и в мифологии других народов. Например, в скандинавкой мифологии это волк Фенрир, мировой змей Ёрмунганд (змея считается наиболее типичным хтоническим животным), огненный великан Сурт. Бабу Ягу из русских сказок тоже иногда считают отражением хтонических сил.
Что такое хтонь? Русская хтонь
В 2006 году обозреватель «Афиши» Лев Данилкин в рецензии на роман «Фактор фуры» употребил существительное хтонь:
С подачи «Афиши» слово ушло в соцсети и разговорную речь.
Хтонью можно называть нечто ужасное и неведомое. С другой стороны, «хтонь» созвучна со словом «хрень» и в духе постиронии может употребляться в этом значении («неведомая херня»).
Когда говорят «русская хтонь», обычно имеют в виду грязь, разруху и уныние.
Хтонь. Примеры употребления из Твиттера:
Комедия с элементами хтони.
Какая непроглядная хтонь.
Почему в ночь на пнд в голову лезет всякая дичь и хтонь?
Сегодня мне приснился потрясающий сюжетный сон, где древняя лесная хтонь п**дила и опционально жрала учеников волшебной школы.
Хтоническое чудовище
Близкие родственники чужеродных чудовищ. В отличие от чу-чу, хтонические чудовища отнюдь не чужды нашему миру: напротив, они жили в нём всегда, со времён додревней тьмы, только по каким-то причинам утратили господство. Возможно, они давно вымерли, а может быть, и до сих пор грызут корни земли, сокрытые от человеческих глаз.
В любом случае, от них нас отделяет бездна времени, и того, кто с ними встретится, не ждёт ничего хорошего. Хтонических чудищ укрощают (заточают, лишают силы) более современные и антропоморфные персонажи: например, греческих титанов низвергли в Тартар олимпийские боги. Важно не путать хтоническую сущность с сатанинским архетипом: первая древнее светлых сил, второй — продукт отпадения от добра. К тому же хтонические существа в оригинальной мифологии (языческой) — не стопроцентное зло, а тёмно-серые, демоны же находятся в рамках монотеистической морали в роли чёрных персонажей (если, конечно, мы не имеем дело с оправданием падших ангелов).
Чудовище может быть одновременно чужеродным и хтоническим, например, если у нас Дофига миров, и в мультивселенной в целом они жили до начала времён — но для данного конкретного мира, куда их призывают культисты, они чужеродные. У Лавкрафта зачастую именно такая ситуация.
Возможен и другой вариант сочетания хтоничности и чужеродности — с дилеммой понаехавших. Если монстр прибыл с другой планеты или из иной вселенной, но сделал это так давно, что успел натурализоваться. Скажем, упал с метеоритом, уничтожившим динозавров. С его точки зрения, это как раз люди — понаехавшие однодневки, он был здесь раньше. Опять же, многократно обкатано Лавкрафтом — и Ктулху, и Старцы спустились со звёзд, но сделали это так давно, что успели прожить на Земле куда больше нас. В ту же степь и «Оно» Стивена Кинга.
Хтонический
Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничеством.
К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперники демиурга — владыки преисподней.
В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, в том числе ворон, волк и др.
Сама земля в ряде традиций представлялась как хтоническое существо: растительность — шерсть, ноги — полуострова и т. п.
Хтонические существа связаны также с брачной символикой. Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом). Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир.
См. также
Смотреть что такое «Хтонический» в других словарях:
хтонический — прил., кол во синонимов: 2 • подземный (11) • почвенный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
хтонический — хтон ический … Русский орфографический словарь
Хтонический — (англ. chthonic), принадлежащий к подземному миру … Археологический словарь
Хтонический бог — Хтонические божества (от греч. χθών, «земля, почва») во многих религиях и мифологиях божества, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д. Позже стали неотъемлемой частью пантеистических религий, иногда… … Википедия
Мышь — Хтонический символ, означающий силы тьмы, беспрестанное движение, бессмысленное возбуждение, суматоху. В христианстве символизирует дьявола, пожирателя. Мышь изображается грызущей корень Древа Жизни. У греков является атрибутом Зевса (Юпитера),… … Словарь символов
Хтонические божества — так назывались у греков (от Χθων земля) те боги, которые так или иначе были связаны с производительными силами земли или с подземными миром. Так как земля и с той и с другой точек зрения очень близко и многообразно соприкасалась с жизнью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Змея (Змей) — В высшей степени сложный и универсальный символ. Змея и дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними не делается различия. Символическое значение змеи поливалентно. Она может быть и мужского пола, и женского, а также… … Словарь символов
Змей (мифология) — Змей (в мифологии) змееподобное существо в мифическом или религиозном контексте. Змеем может называться существо, внешний облик которого является целиком или частично змеиным. Иногда оно сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека,… … Википедия
подземный — подземельный, закрытый, хтонический, камуфлетный Словарь русских синонимов. подземный подземельный (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Петух — Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух… … Словарь символов