Что такое хозяйственный суд

Что такое хозяйственный суд

АПК РФ Статья 27. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27 АПК РФ

1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7.1) по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 171-ФЗ)

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

(часть 7 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

Источник

Арбитражный суд

Суд, в котором решают споры компании и предприниматели

Если права граждан нарушают, они обращаются в суд общей юрисдикции. Чтобы решать споры между организациями, создали отдельный суд — арбитражный. Он рассматривает дела с участием юрлиц, ИП, госорганов и органов местного самоуправления. Чаще всего это разбирательства, связанные со спорами:

Этапы и правила рассмотрения дел устанавливает арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — АПК РФ.

Рассказываем, как работает арбитражный суд и в каких случаях нужно в него обращаться.

Что делает арбитражный суд

По закону арбитражный суд:

Если одна из сторон спора — физлицо, дело будет рассматривать не арбитражный суд, а суд общей юрисдикции.

Какие бывают арбитражные суды

Арбитраж в России — это система судов, которая состоит из четырех уровней:

В 2011 году создали специализированный суд, который занимается спорами по вопросам интеллектуальной собственности, — суд по интеллектуальным правам. Он решает, какой из сторон принадлежит право на патент, признает патент недействительным и защищает товарный знак.

Как определить, в какой суд обращаться

Чтобы понять, в какой суд идти, надо учесть, кто участвует в споре и что написано в договоре.

Определить стороны спора. Если спор решают предприниматели или организации, нужно идти в арбитражный суд. Но если одна из сторон конфликта — обычный гражданин, дело будут рассматривать в суде общей юрисдикции. Для физлиц есть исключение: дела банкротства рассматривает арбитражный суд.

Изучить договор между истцом и ответчиком. Часто в документах указывают название и адрес суда, в который можно обратиться при нарушении условий соглашения. Если такого пункта нет, нужно обратиться в суд по месту нахождения или регистрации ответчика. Если ответчик — государственный орган, надо обратиться в суд по месту его нахождения. Например, иск к городской администрации города Королев будет направлен в Арбитражный суд Московской области.

В какую сумму обойдется процесс

За проведение судебного процесса нужно заплатить госпошлину. Ее размер зависит от вида искового заявления, цены иска и инстанции, в которую обращается истец. Рассчитывать размер сбора вручную не нужно: на сайте любого арбитражного суда есть калькулятор госпошлины.

Достаточно указать, кто подает заявление и к какому типу оно относится. В зависимости от выбранного заявления нужно дополнительно указать либо сумму иска, либо вид спора.

Еще понадобятся услуги юриста. Стоимость разовой консультации по составлению иска зависит от региона и юридической компании. Полное сопровождение дела обойдется дороже. Стоимость зависит от специфики и сложности дела, ценовой политики и авторитета юридической организации.

Часто приходится оплачивать дополнительные расходы, скажем, экспертизу. Здесь верхней границы нет: например, цена экспертизы в сфере строительства может стоить миллионы рублей.

Расходы на судебное производство несет проигравшая сторона. Если истец подал иск, оплатил адвоката и услуги оценщика, но его иск отклонили, эти расходы не возместят. Более того, если ответчик тоже понес расходы, он может потребовать у истца компенсацию.

Кто участвует в арбитражном процессе

На открытом заседании суда могут присутствовать все желающие: например, журналисты и наблюдатели от общественных организаций. Но они не могут влиять на ход судебного заседания, обращаться с заявлениями и ходатайствами. Участвовать в арбитражном процессе может ограниченный круг лиц:

Количество истцов и ответчиков не ограничено. Например, истцы совместно могут подать иск сразу к нескольким ответчикам. Судья может привлекать к участию в деле других участников: свидетелей, переводчиков и экспертов по разным вопросам.

Как подать иск в арбитражный суд

Онлайн. Чтобы создать электронное исковое заявление, нужно зайти на сайт арбитражных судов, выбрать подраздел «Иск (заявление)» в разделе «Заявления и жалобы», авторизоваться через портал госуслуг и заполнить специальную форму.

Нужно указать вид обращения, ввести данные истца и ответчика и выбрать суд, в который хотите подать иск, прикрепить необходимые документы.

Некоторые обращения нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. Вот их список:

В письменной форме. Иск можно передать в суд напрямую: через канцелярию или по почте с описью вложения. Чтобы его приняли, в нем нужно указать эти данные:

В приложении нужно указать перечень документов, которые подаются вместе с заявлением. Например, уведомление о вручении искового заявления ответчику или расписка о его получении, квитанция об уплате государственной пошлины, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Чем заканчивается суд

На заседании судья огласит решение: иск могут удовлетворить полностью или частично, а могут отклонить. Решение вступит в силу через месяц. Если дело рассматривали в порядке упрощенного производства — например, при цене иска менее 100 000 ₽, — решение вступит в силу через 15 дней.

Как обжаловать решение арбитражного суда

Если одна из сторон не согласна с решением суда, она может его оспорить. Для этого нужно подать апелляционную жалобу в суд, где шло разбирательство: судья направит ее и дело в апелляцию в течение трех рабочих дней.

Если решение вступило в силу и срок апелляции пропущен, любая из сторон спора может обратиться в суд, в котором приняли решение, с кассационной жалобой. Ее будет рассматривать окружной арбитражный суд. Такую жалобу можно подать в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Когда возможен пересмотр дела

Дело пересматривают, когда появляются дополнительные обстоятельства: вновь открывшиеся или новые.

Вновь открывшиеся обстоятельства. Это факты, которые не были известны заявителю и о которых мог не знать истец. Например, оказалось, что при рассмотрении дела заинтересованные лица нарушили закон, эксперт дал неверное заключение, свидетель предоставил ложные показания или доказательства оказались сфабрикованными.

Новые обстоятельства. Это ситуации, возникшие после оглашения постановления суда. Например, закон, по которому вынесли приговор, признали недействительным или в ходе дела была нарушена Конвенция о защите прав и свобод человека.

У обеих сторон спора есть три месяца на то, чтобы подать заявление о пересмотре дела. Они отсчитываются с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о них.

Как исполнять решение арбитражного суда

Решения нужно исполнить немедленно в четырех случаях:

В остальных случаях решение нужно исполнить сразу после его вступления в законную силу — через месяц или через 15 дней, если дело рассматривали в порядке упрощенного производства.

Если иск удовлетворили, а ответчик не исполняет требования, нужно получить исполнительный лист и передать судебным приставам. Приставы начнут исполнительное производство: закон наделяет их полномочиями, чтобы принудить должника выполнить требования.

Источник

Арбитражный суд Тамбовской области

О суде

Новости

08.11.2021
21.10.2021

Информация о порядке работы суда в период с 30.10.2021 по 07.11.2021

21.10.2021

Напоминаем о действующих правилах пребывания в Арбитражном суде Тамбовской области

Подгрудкова О.В. «Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки»

Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки

Активное развитие экономической сферы государства требует создания эффективной системы разрешения экономических споров в соответствии с потребностями общества, и в первую очередь предпринимательских кругов.

Экономические споры, в том числе и связанные с предпринимательской деятельностью, рассматриваются различными судебными органами в соответствии с подведомственностью: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Определенная часть экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности разрешается в третейских судах. Но основная нагрузка при реализации права на судебную защиту в экономической сфере ложится на арбитражные суды [1, С. 24].

Важнейшей особенностью арбитражных судов является то, что арбитражные суды осуществляют не просто правосудие, а правосудие экономическое.

Необходимо отметить, что, хотя термин «экономическое правосудие» в настоящее время достаточно широко используется в юридической литературе, четкого и однозначного определения данного термина нет.

Термину «правосудие» как родовому понятию уделено много внимания в юридической литературе [2, С.469], где обращается внимание на государственную деятельность, осуществляемую судом в процессуальной форме (порядке) и на основе конституционных принципов, и т.д. За десятилетия накопилось много авторских определений понятия правосудия [3, С.23].

В Юридической энциклопедии, подготовленной Институтом государства и права РАН, правосудие определяется как особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона рассматривает и разрешает правовые споры и дела, отнесенные к его ведению в установленных законом правовых формах; и здесь различают гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное судопроизводство [4, С.821-822].

Таким образом «экономическое правосудие» или «правосудие по экономическим спорам» является одной из составляющих понятия «правосудие», его элементом.

Первичным понятием по отношению к экономическому правосудию является понятие «экономический спор».

В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование.

Понятие экономического спора является собирательным, поскольку к экономическим относятся споры, вытекающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Однако независимо от того, к какому виду правоотношений спор относится, его отличительными чертами являются следующие: во-первых, он возникает в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; во-вторых, вопросы, которые он затрагивает, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве работ, товаров и услуг; и наконец, в-третьих, эти споры имеют имущественные последствия [5, С.114].

В общем случае под экономическим спором понимается правовой конфликт, возникший в сфере хозяйственной деятельности, участниками которого могут быть как частные предприниматели, так и государство.

Таким образом, именно на разрешение экономических споров направлена деятельность арбитражных судов.

Орлов М.А. ограничивает понятие экономического правосудия, считая, что его осуществляют только государственные органы.

Такая точка зрения идет вразрез с Конституцией РФ, статья 118 (п.2) которой устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства судами, составляющими судебную систему страны, установленную Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации».

Основная особенность решений третейских судов состоит в ограниченности сферы общественных отношений, в которой допустимо третейское разбирательство: в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.

Рассмотрение споров по делам, возникающим из публичных правоотношений, не относится к компетенции третейских судов.

Третейские суды не являются государственными органами, создаются частными лицами по их собственной воле и по их инициативе осуществляют защиту гражданских прав, они не являются органами правосудия. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 13.04.2000 № 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению обращения независимого арбитражного (третейского) суда при торгово-промышленной палате Ставропольского края о проверке конституционности статьи 333 ГК РФ».

Принудительное исполнение решений третейских судов осуществляется на основании выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Третейские суды не наделены полномочиями на выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение принятых ими решений.

Рассматривая дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, суд призван придать решениям третейских судов юридическую силу.

В связи с вышеизложенным, более правильной следует признать точку зрения Бурдиной Е.В., которая относит деятельность третейских судов, суть которых сводится по ее мнению к рассмотрению и разрешению существа экономического спора судом сторон, судом доверия, формируемым ими на паритетных началах, к негосударственной форме судопроизводства, которая служит дополнительным гарантом защиты прав и законных интересов участников экономического оборота [7, С.17].

Таким образом, справедливо утверждать, что экономическое правосудие должно осуществляться только государственными судами.

В научной литературе встречаются две противоположные точки зрения по вопросу отнесения к правосудию деятельности судов проверочных инстанций, а также деятельности по рассмотрению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Ряд авторов относят к правосудию только деятельность судов первой инстанции; рассмотрение гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам к правосудию не относят [8, С. 31].

Такое толкование недопустимо. Деятельность всей судебной системы в стране есть осуществление правосудия. Справедливыми следует признать суждения других авторов, считающих, что понятием правосудия охватывается деятельность суда (первой, кассационной и надзорной инстанций) по рассмотрению и разрешению гражданских дел [8, С.32].

Основываясь на данном определении, можно выделить следующие признаки экономического правосудия как элемента правосудия:

1) экономическое правосудие осуществляется только арбитражными судами. Никакие иные органы и (или) организации (коммерческие и третейские суды) не могут осуществлять правосудие;

2) экономическое правосудие осуществляется лишь в форме, установленной в процессуальном законодательстве;

3) рассмотрение дел основано на конституционных принципах равенства граждан и организаций перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;

4) осуществление экономического правосудия в точном соответствии с законом;

5) к правосудию относится также деятельность судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которые рассматривают жалобы на судебные акты.

Список использованных источников

Источник

Что такое хозяйственный суд

Что такое хозяйственный суд. Смотреть фото Что такое хозяйственный суд. Смотреть картинку Что такое хозяйственный суд. Картинка про Что такое хозяйственный суд. Фото Что такое хозяйственный суд

Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Электронное судопроизводство по экономическим делам

Что такое хозяйственный суд. Смотреть фото Что такое хозяйственный суд. Смотреть картинку Что такое хозяйственный суд. Картинка про Что такое хозяйственный суд. Фото Что такое хозяйственный суд

Банк данных судебных постановлений

Образцы документов для обращения в суд

Направить электронное обращение

Актуально

История экономического правосудия Беларуси

Начало хозяйственной специализации в судебной сфере было положено еще в 1832 году учреждением коммерческих судов, которые действовали на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности.

После Октябрьской революции 1917 года судебная сфера подверглась серьезной трансформации. Разрушив старую, достаточно стройную систему, новая власть стала постепенно создавать свою, базирующуюся на классовом и партийном принципах, систему, в рамках которой большинство конфликтов в экономической области решалось административным путем. Например, в Декрете ВЦИК от 7 марта 1918 года № 2 «О суде» говорилось, что судебные иски между разными казенными учреждениями вообще не допускались. Этот подход формировал модель, где неправовой порядок рассмотрения дел становился преобладающим.

Этапы формирования системы Госарбитража

Переход к НЭПу потребовал утверждения нового способа разрешения хозяйственных споров. 21 сентября 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были созданы Арбитражная комиссия при Совете труда и обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО). Указанные арбитражные комиссии положили начало формированию системы органов Госарбитража, определившей развитие экономического правосудия в советский период.

30 марта 1923 года вторая сессия ЦИК БССР четвертого созыва приняла Положение о судоустройстве. В соответствии со ст. 1 Положения в БССР предусматривалось создание специальных судебных органов, к которым относились: военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии и арбитражная комиссия по делам об имущественных спорах между государственными органами. Надзор за деятельностью арбитражной комиссии осуществлялся Верховным судом и прокурором БССР.

Союзным законодательством закреплялся судебный статус арбитражных комиссий.

29 октября 1924 года ВЦИК утвердил Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. Статья 22 Основ закрепляла, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР, а также высшими арбитражными комиссиями экономических совещаний союзных республик, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.

31 октября 1925 года ЦИК БССР принял новое Положение о судоустройстве, сохраняющее статус арбитражной комиссии как специального суда. Так, Арбитражной комиссии при ЭКОСО БССР были подведомственны:

Согласно Положению о судоустройстве БССР 1925 года арбитражная комиссия исключалась из числа поднадзорных Верховному суду органов. Надзор за ее деятельностью стал осуществляться Экономическим совещанием БССР.

К концу 1920-х сложилась система нормативных актов, определяющих подведомственность хозяйственных споров, регламентирующих процедуру их разрешения, порядок обжалования решений, приведения решений в исполнение и т.д.

3 мая 1931 года было принято Положение о государственном арбитраже, в котором указывалось, что он организуется для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора. Вскоре были изданы первые Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Государственного арбитража. Таким образом, было завершено создание союзно-республиканской системы государственного арбитража, которая просуществовала весь советский период.

Постепенно компетенция органов Госарбитража расширялась. Так, в 1933 году к компетенции Госарбитража было отнесено разрешение преддоговорных хозяйственных споров, а в 1939 году – рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров и продукции.

Новые функции и совершенствование процессуальной основы

Важным этапом в развитии организационно-правового механизма разрешения хозяйственных споров стало постановление Совета Министров СССР от 23 июля 1959 года «Об улучшении работы Государственного арбитража». На органы Госарбитража возлагались новые функции: утверждение особых условий поставок, инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, обеспечение разъяснений предприятиям и хозяйственным организациям по применению положений о поставках. Соответствующее постановление было принято и в БССР. В том же году на рассмотрение союзных и республиканских органов Госарбитража были переданы все споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями.

1 июля 1963 года были введены в действие новые Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Они составили процессуальную основу деятельности органов Госарбитража в 1960-е годы. О характере и результатах такой деятельность можно судить, например, по данным статистического отчета о работе Госарбитража при Витебском облисполкоме за 1966 год. Из отчета следует, что в 1965 году в этот орган поступило по имущественным спорам – 1127 дел, по преддоговорным – 138 дел, а в 1966 году по имущественным спорам – 1018 дел, по преддоговорным – 183 дела. При этом половина имущественных споров (51%) рассматривалась в срок до 15 дней.

17 января 1974 года Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Государственного арбитража» и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже. Чуть позже каждая союзная республика, в том числе БССР, приняла в соответствии с общесоюзным свое постановление, утвердив им положения о республиканском, областных и других местных госарбитражах.

Процессуальную базу деятельности органов экономического правосудия в указанное время составляли Правила рассмотрения хозяйственных споров, принятые Госарбитражем СССР в 1976 году. Они детально регламентировали порядок предъявления иска и всю процедуру прохождения дела, вынесения решения или определения, направления сообщений о выявленных при рассмотрении споров нарушениях социалистической законности и существенных недостатках в хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.

После принятия в 1977 году Конституции СССР и в 1978 году – Конституции БССР органы Государственного арбитража получили конституционное закрепление, что, в свою очередь, потребовало дальнейшего совершенствования соответствующей законодательной базы.

Функционировавшая в этот период единая союзно-республиканская система органов Государственного арбитража была выстроена по принципу двойного подчинения – органу, при котором арбитраж состоял, и вышестоящему Государственному арбитражу. Руководил всей системой Госарбитража Совет Министров СССР. Законом СССР от 30 ноября 1979 года «О Государственном арбитраже в СССР» к задачам системы были отнесены: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров; борьба с ведомственностью в хозяйственной деятельности, неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины; обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров и др.

С началом перестройки была предпринята попытка повышения роли арбитражных органов как в укреплении законности в экономических отношениях, так и в совершенствовании в целом хозяйственной деятельности предприятий. Соответствующие нормативные акты были приняты как на союзном, так и на республиканском уровнях в 1987 году.

Завершился советский период развития хозяйственного правосудия принятием 17 мая 1991 года законов «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР», но с распадом Советского Союза этот суд так и не заработал.

После обретения Республикой Беларусь независимости начался новый этап, характеризующийся самостоятельностью экономического правосудия нашей страны.

Создание национальной системы хозяйственных судов

Обретя независимость, Республика Беларусь в начале 1990-х годов приступила к строительству современного правового государства. Одна из главных ролей в этом процессе отводилась экономическому правосудию.

Точкой отсчета новейшей истории экономического правосудия Беларуси можно считать 1991 год, когда был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь». Хозяйственные суды не просто заменили советские арбитражи – государство пошло по пути создания самостоятельной ветви судебной власти, что, по большому счету, было обусловлено возрождением в стране частной собственности и предпринимательства. Основными регуляторами хозяйственных отношений становились закон и договор. Таким образом, создание самостоятельной системы хозяйственных судов, возглавляемой Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, подводило надежный правовой фундамент под глубокие экономические реформы и формирующуюся рыночную экономику.

Развитие хозяйственных судов в этот период шло по пути совершенствования законодательства, повышения эффективности судопроизводства и приближения его к международным стандартам правосудия, расширения компетенции, активизации международного сотрудничества, укрепления кадрового потенциала. В результате удалось обеспечить достижение двух важнейших целей: во-первых, значительно повысить качество правосудия, во-вторых, укрепить уровень доверия к судам со стороны участников хозяйственных отношений.

Частое изменение законодательства принято считать индикатором недостаточно высокого качества юридической настройки общественных отношений. Но из любого правила есть исключения. Хотя принятый в 2002 году Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь к 2013 году изменялся и дополнялся более десяти раз, итогом этой нормотворческой деятельности стало создание процессуального законодательства, способного обеспечить по-современному эффективное применение судами правовых норм и заложившего основу использования новейших технологий в хозяйственном процессе.

Одной из важных причин глубокой модернизации хозяйственного судопроизводства стало стремительное увеличение числа обращений: с 20 тысяч в 2001 году до более 120 тысяч в 2010 году. С одной стороны, это свидетельствовало о быстро возрастающем доверии общества к судебным институтам, с другой – столь существенное увеличение нагрузки на судей влекло за собой риск снижения качества принимаемых ими решений. Разумеется, параллельно решалась и другая не менее актуальная задача – за счет трансформации процессуальных норм расширялись возможности судебной защиты.

Прежде всего, нужно отметить новые компетенции, полученные хозяйственными судами. Важнейшей из них, безусловно, стало расширение подведомственности. С 2007 года она охватывает рассмотрение дел об административных правонарушениях (как правило, так или иначе касающихся отношений в сфере хозяйственной деятельности), жалоб на вступившие и не вступившие в законную силу постановления органов, ведущих административный процесс, а также жалоб по делам об административных правонарушениях.

В 2011 году кардинально изменились закрепленные в ХПК нормы о приказном производстве. Оно стало действительно ускоренным, упрощенным и недорогим, а значит, исключительно привлекательным для сторон.
В ХПК образца 2011 года был также встроен механизм судебной примирительной процедуры.

Позитивное влияние на совершенствование судебного процесса оказали новые принципы судопроизводства, включенные в ХПК: процессуальная экономия, законность, разъяснение процессуальных прав и процессуальных обязанностей, уважение достоинства личности, применение норм иностранного права и (или) обычаев, используемых в международной торговле, судебный надзор.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предусмотрел образование в составе хозяйственных судов судебных коллегий, специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел и дел в различных судебных инстанциях. Специализация стала еще одним фактором, обеспечивающим повышение качества судебных решений.

Объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции

Выведение работы всей системы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовал принятия стратегических решений о реформировании самой структуры судебной системы и принципов управления ею.

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

К моменту принятия этих решений большинство стран постсоветского пространства и Таможенного союза уже пошли по пути развития специализации правосудия, но в рамках единой судебной системы с одним высшим судебным органом в качестве координирующего и направляющего центра судебной деятельности. Наличие в нашей стране, относительно небольшой по территории и численности населения, фактически двух самостоятельных судебных систем также не в полной мере соответствовало конституционному принципу единства судебной системы. Фактически и общие, и хозяйственные суды применяли одни и те же нормы гражданского и административного права, административного процесса, что неизбежно порождало проблему различного толкования одних и тех же правовых норм в судебной практике, споров о подведомственности дел и т.п.

В результате прошедших преобразований в Верховном Суде Республики Беларусь была образована судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов были сохранены хозяйственные суды областей (г. Минска). Они были переименованы в экономические суды. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.

Источник: «Дзесяць крокаў да стагоддзя». 2012.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *