Что такое хороший нрав
Благонравие и его достоинства
Благонравие – самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по настоящему мужественных людей. Всевышний Аллах наделил Пророка (мир ему и благословение) многими достоинствами, но более других восхвалил Господь благой нрав Посланника (мир ему и благословение). Всемогущий сказал (смысл): «Поистине, ты, о Пророк (мир ему и благословение), обладатель великого нрава» (сура «Аль-Калам», аят 4).
«Великий нрав – это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и всё это –благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха».
Другие учёные говорят: «Великий нрав – это осознание того, что всякое грубое поведение людей по отношению к тебе предначертано Всевышним».
Есть и такое мнение учёных: «Великий нрав – внимание, прикованное лишь к Всевышнему Аллаху».
Также учёные богословы подробно прокомментировали вышеупомянутый аят Корана: «Ты, о Пророк, обладатель великого нрава. Такой степени нрава не достигнет ни одно творение. Поэтому ты так терпеливо переносишь вред народа, как не может этого сделать кто-либо из людей».
Один из учёных разъяснил этот аят так: «По причине того, что ты украшен нравами Аллаха, на тебя не оказывают отрицательного влияния наговоры людей и ты не испытываешь мучения от их зла. Ибо ты терпишь с помощью Аллаха, а не своими силами. Как сказал Всевышний: (смысл) «Прояви терпение, а твоё терпение только с помощью Аллаха» (сура «Ан-Нахль», аят 127). Ведь никого более терпеливого, чем Аллах, нет.
Также слова аята «обладатель великого нрава» указывают на превосходство Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и означают, что Пророк (мир ему и благословение) заключает в себе только похвальные качества и обладает деяниями, вызывающими лишь довольство Аллаха, так как всё это для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) естественно. Поэтому Всевышним Аллахом сказано (смысл): «Скажи, о Пророк: «Я не требую у вас за то, что принёс вам Коран, никакого вознаграждения, и не стараюсь показать вам тот характер, который мне не присущ» (сура «Сад», аят 86). Другими словами, я не притворяюсь в проявлении доброго нрава, потому что дело притворяющегося долго не просуществует, и рано или поздно оно возвращается к своему исконному состоянию».
Учёными-богословами также было сказано, что нрав человека меняется в зависимости от того, с кем он дружит и поддерживает какие-либо взаимоотношения.
Как сказано в хадисе: «Человек в религии своего друга. Поэтому пусть каждый внимательно смотрит, с кем он дружит».
В другом хадисе говорится: «Не пребывайте с теми, кто впал в какое-либо заблуждение и следует порицаемым новшествам в религии. Поистине, это заразно, как чесотка».
Именно нрав Пророка (мир ему и благословение) был отмечен Всевышним и описан словом «великий», этим же словом Всевышний Аллах назвал и Коран.
Нрав Пророка (мир ему и благословение) вобрал в себя благородные качества всех предшествующих пророков: благодарность пророка Нуха (мир ему), дружба пророка Ибрахима (мир ему) с Господом, искренность пророка Мусы (мир ему), преданность обещаниям пророка Исмаила (мир ему), терпение пророков Аюба (мир ему) и Якуба (мир ему), умение пророка Давуда (мир ему) находить оправдание людям, скромность пророков Сулеймана (мир ему) и Исы (мир ему), а также нравственные качества всех остальных пророков.
Об этом Всевышний сказал (смысл): «О Мухаммад (мир ему и благословение), следуй правильному пути за предшествующими пророками». Под правильным путём подразумевается не познание Всевышнего Аллаха, так как познание опирается на следование за другим человеком. А это не подобает нашему Пророку (мир ему и благословение). Также речь идёт не о шариатах, ибо закон Посланника Аллаха (мир ему и благословение) аннулировал все заповеди предыдущих пророков. Действительным значением слов «следуй правильному пути» является следование за выдающимися нравственными качествами предшествующих пророков. И когда Господь велит Пророку (мир ему и благословение) следовать правильному пути, тем самым Он велит Посланнику (мир ему и благословение) объединить в себе все похвальные качества предшествующих пророков. Такую высочайшую степень не достиг ни один из предшествующих пророков и посланников. Поэтому Всевышний Аллах выделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) как обладателя великого нрава.
Один из познавших Аллаха сказал об этом так:
«Достоинство каждый имеет пророк,
Но лучшее собрано всё в Мухаммаде (мир ему и благословение)».
Всё вышесказанное обобщено в ответе Айши на вопрос о нраве Пророка (мир ему и благословение): «Его нравом был Коран». Под этим она подразумевала то, что Пророк (мир ему и благословение) был украшен всеми благими нравами и похвальными качествами, упомянутыми в Коране, а также был чист от запрещённых Священным Писанием деяний и порицаемых качеств.
В другом хадисе говорится, что Айша ответила так: «Разве ты не читал аяты Корана?! (смысл): «Преуспели верующие, которые смиренны в намазе, избегают бесполезных, суетных разговоров, исправно выплачивают закят, берегут свои половые органы, за исключением своих жён и наложниц, за что им нет упрёка. А кто стремится удовлетворить свои желания иначе (с недозволенными женщинами), тот переходит границы дозволенного. Преуспели верующие, которые берегут врученное им на хранение, исполняют договоры и настойчивы в своевременном совершении предписанных молитв. Они унаследуют рай Фирдавс (Аль-Куртуби пишет, что это является высшим уровнем Рая. – Ред ), в котором они пребудут навечно» (сура «Аль-Муминун», аяты 1–11). Это и есть нрав Пророка (мир ему и благословение)».
В этих аятах есть также напоминания слушающим о величии нрава Пророка (мир ему и благословение): вера, которая является основой качеств сердца; намаз – опора телесных качеств; закят – основа имущественных качеств; целомудрие по отношению к посторонним женщинам; сохранение доверенного и преданность договорам. В этих аятах Всевышний повторно упоминает «тех, кто оберегает предписанные молитвы», обращая внимание слушающих на их важность и великое значение.
Джунайд аль-Багдади (да будет свята его душа) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) был обладателем великого нрава, он пожелал для своей общины блага обоих миров, но не стремился обрести их для себя».
Праведник Хусайн ан-Нури сказал: «Как же нрав Пророка (мир ему и благословение) не будет великим, когда Аллах осветил его душу (внутренний мир) нуром Своих качеств?!» (Душа Пророка (мир ему и благословение) переняла от качеств Аллаха нур, который украшает собой нрав (в соответствии с качествами Всевышнего), как об этом сказано и в хадисе: «Перенимайте нравы Аллаха»)
В книге Величайшего шейха (Это прозвище шейха__ Мухийддина аль-Араби (да освятит Аллах его чистейшую душу). – Ред.) «Тальких аль-азхан» сказано:
«Пророк (мир ему и благословение) был наделён способностью говорить кратко, словами, имеющими глубокий и мудрый смысл, ибо он был послан для того, чтобы довести благонравие людей до совершенства. Поэтому Всевышний сказал: «Поистине, ты обладаешь великим нравом». Это указывает на то, что путь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является самым правильным путём.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Всевышний обладает тремястами шестьюдесятью качествами. И тот, кто встретит Аллаха будучи единобожником, обладая хотя бы одним из этих качеств, войдёт в Рай». Тогда сподвижник Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Послан ник Аллаха (мир ему и благословение), есть ли у меня хоть одно из этих качеств?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Все они есть у тебя, о Абу Бакр. И самое любимое из них для Аллаха – это щедрость».
Самыми лучшими качествами человека для Всевышнего являются полная покорность (таслим) Создателю и довольство своим Господом, а во взаимоотношениях между людьми – снисходительность и щедрость.
В словах «будучи единобожником» заложен следующий смысл: иногда благонравие может быть без веры, как и вера без благонравия. Так, если бы с верой приходило благонравие, то верующему не велели бы совершать или оставлять что-либо.
Как обрести благой нрав?
Как стать мусульманином с хорошим нравом?
Характер – главная измерительная величина человеческой души. Нрав человека – первое внешнее проявление качества отношений человека со своим Творцом. Характер, нрав на арабском «матин» означает хороший и твердый. Следовательно, если человек имеет сильный характер, он проявляется не только в хорошие времена, но и в трудностях.
Как выработать благой нрав и стать обладателем хорошего характера? Об этом данная статья.
Лучшим примером в благом нраве для каждого мусульманина является пророк Мухаммад (мир ему). Именно к качествам, которым обладал наш пророк (мир ему), должен стремится мусульманин. А для это, во-первых, необходимо знать какими качествами он обладал, изучить сиру Пророка (мир ему), хадисы, истории из его жизни, как он вел себя в той или иной ситуации. Именно через изучение его жизни можно заложить в себе семена благих поступков, которые при дальнейшем поливании нужными знаниями растут в благой нрав.
Аллах наделил своего Посланника (мир ему) лучшим нравом: «Воистину, твой нрав превосходен» (Коран, 68:4). Аиша (да будет Аллах доволен ею) говорила, что «Его характер – это отражение Корана» (Муслим, Абу Дауд, Ахмад).
Сам пророк (мир ему) взывал Всевышнему с мольбой о хорошем нраве. «О, Аллах направь меня на благой нрав, никто не может направить на благой нрав, кроме Тебя» (Муслим).
«О Аллах, я ищу Твоего убежища от плохого нрава, поступков и желаний» (Тирмизи).
«О Аллах, ты создал меня совершенным, сделай же и мой нрав совершенным» (Ахмад).
«O Аллах! Я ищу Твоего убежища от чувства беспомощности, лени, трусости и скупости, и ищу Твоего убежища от всех презренных черт и прихотей, от небрежности и обнищания, от подлости и унижения. Защити меня от бедности и неверия, от греховности, разобщенности и лицемерия» (Ахмад, Малик).
Хороший нрав охватывает многие стороны жизнедеятельности мусульманина. Это его слова и дела, это поклонение его перед Господом, это и взаимоотношения его с другими рабами Аллаха.
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека – явный враг» (Сура ал-Исра, 53).
Также в Коране сказано: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Сура Фуссилят, 34).
Самым лучшим призывом к вере обладает мусульманин, обладающий хорошим нравом. Человек, не имеющий благого нрава, когда берется за призыв людей к исламу, зачастую отвращает их от него, и мало кому из них приносят пользу его знание и опыт. Природа людей такова, что они принимают наставлений только от того, к кому хотят стремится, кто проявляет к ним внимание и уважение. Всевышний, обратившись к Пророку (мир ему) сказал:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще¬ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).
Совершенный характер не может быть достигнут без этих условий:
1. Взывайте к Всевышнему о послании хорошего нрава.
2. Изучайте жизнеописание пророка (мир ему) и стремитесь к достижению таких же качеств.
3. Не забывайте о том, что хороший нрав – это тоже поклонение, совершая которое человек может достигнуть довольства Всевышнего.
4. Будьте терпеливы и снисходительны. Не отвечайте на зло и грубость той же монетой.
Интересная статья? Сдлеайте, пожалуйста, репост!
Мусульманин – самый прекрасный человек
Прекрасный нрав – это одно из лучших достоинств, которое спасёт его обладателя от огня Ада.
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник (мир ему и благословение) свидетельствовал о вас самих…» (смысл) (сура «Аль-Бакара», аят 143).
Знаем ли мы, какой поступок более других вводит в Рай в Судный день? Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Главное из того, что введёт в Рай, – это богобоязненность и благой нрав». Прекрасный нрав – величайшая добродетель, которая будет вводить людей в Рай.
Всевышний Аллах описал, как правоверные спешат войти в Райские сады. В священном Коране сказано (смысл): «Которые… сдерживают гнев и прощают людей, Воистину Аллах любит творящих добро» (сура «Алю-Имран», аят 134). Потому что они обладатели хорошего нрава и они те, кто войдут в Рай.
Когда спросили Пророка (мир ему и благословение) о женщине, которая постится, выстаивает молитвы, однако у неё плохой нрав, она вредит соседке своим языком, он сказал, что она из обитателей Ада, так как не поняла, что Ислам – это религия хорошего нрава, религия прекрасных взаимоотношений между людьми.
Богослужение совершается для того, чтобы оно улучшало наш нрав и очищало душу, улучшало наши взаимоотношения с людьми. Для этого Пророк (мир ему и благословение) во многих хадисах объяснял своим сподвижникам, чтобы они усердствовали в улучшении своего нрава. Это приближает нас к Пророку (мир ему и благословение) в Раю.
Возьмём в качестве примера этот прекрасный хадис: «Поистине самый любимый из вас для меня и самый близкий из сидящих рядом со мной в День Суда – лучший из вас нравом».
Те люди, которые улучшали свой нрав в отношениях с людьми, – это наиболее близкие к Пророку (мир ему и благословение).
Пророк (мир ему и благословение) обладал прекрасным нравом. Он стеснялся сделать ошибку, сделать что-то порицаемое, хотя Аллах защитил его от всего этого. Как сказал один из сподвижников, описывая нрав Посланника (мир ему и благословение), «он скромнее, чем дева в своём доме».
Пророк (мир ему и благословение) никогда никого не бил, кроме, как в битве, он ни разу не ударил ни женщину, ни слугу и никого из людей. Ладонь его была мягче, чем шёлк.
Однажды один из только что принявших Ислам, начал совершать намаз вместе со сподвижниками, но он не знал, что нельзя разговаривать во время молитвы. Сподвижники стали бить себя по бедру, давая понять ему, чтобы он замолчал, а он ещё больше разговаривал. Так он испортил свою молитву и мешал людям в мечети. После того, как закончили совершать намаз, его позвал Пророк (мир ему и благословение). Позже этот человек сказал, что не нашёл бы учителя лучше, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Он не кричал на меня и не говорил обидных слов, но сказал мне: “Во время намаза не допускается ничего из речи”, и начал учить меня намазу». Вот таким был Пророк (мир ему и благословение). Аллах описал его в Коране такими словами:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердым, то они непременно покинули бы тебя» (сура «Алю-Имран», аят 159).
Ты хочешь Рая? Тогда улучшай свой нрав в отношениях с людьми. Если к тебе отнеслись плохо, то ты отнесись хорошо. Если тебя рассердили, то не сердись.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек обратился к Пророку (мир ему и благословение): «Дай мне совет».
Он сказал: «Не гневайся».
После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Не гневайся» (имам аль-Бухари).
Самое лучшее качество, которым должен обладать верующий, – это кротость. Каждый, кто проявляет нежность, мягкость, – это обитатели Рая, так их описал Пророк (мир ему и благословение).
Однажды Умар бин Абдуль Азиз, правитель мусульман, был ночью в мечети Медины с людьми. Один мужчина спал в этой мечети. Умар не заметил его и наступил ему на ногу. Мужчина вскочил и сказал халифу Умару: «Ты сумасшедший, ты не видишь?» Умар ему ответил: «Нет, я не сумасшедший». И ушёл. Друзья спросили его: «Разве он не ругал тебя?» Он ответил: «Он меня не ругал, он спросил, сумасшедший ли я, я ответил, что нет».
Однажды Абу Зарр аль-Гифари, принадлежавший к знатному роду, оскорбил Биляла, обозвав его сыном чёрной женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упрекнул Абу Зарра словами: «О, Абу Зарр, ты совершил мерзкий поступок». После этих слов Абу Зарр глубоко раскаялся. Он подошёл к Билялу, положил голову на землю и попросил наступить на лицо ногой: «Наступи на моё лицо, Билял, чтобы Аллах простил меня». Но Билял не сделал этого, ведь он сам его уже простил.
Всевышний говорит: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фусилат», аят 34).
Хочешь награды, хочешь превосходства?
Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я гарантирую… Я гарантирую дворец в центре Рая тому, кто оставил ложь даже в шутке». Всевышний так говорит о качествах богобоязненных своих рабов (смысл): «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура «аль-Фуркан», аят 63).
Они не отвечают другим ни унижением, ни руганью, ни проклятием. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий привычный друг, и нет добра в том, кто не привыкает и к кому не привыкают люди». Верующий – хороший человек, он прекрасен, когда продаёт что-то или когда покупает, прекрасен при возращении долгов и когда берёт в долг, прекрасен со своей семьёй, со своими соседями, с окружающими людьми.
Почёт и уважение гостям – одно из важнейших черт прекрасного нрава.
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл гость, однако у него не было еды, не было еды также и у его жён, тогда спросил Пророк (мир ему и благословение) сподвижников: «Кто примет гостя Посланника Аллаха?» Встал мужчина из ансаров и сказал: «Я, О Посланник Аллаха». Но он не знал, есть у него в доме еда, но всё-таки забрал гостя к себе. Придя домой, он спросил свою жену: «Есть ли у нас дома еда?» Она сказала: «У нас нет в доме еды, кроме как еды для детей». Он сказал: «Уложи спать детей». Она уложила спать детей, не покормив их. Потом они пригласили гостя к столу, а сами сидели в стороне и ничего не ели. Гость поел, попил. И на утро Пророк (мир ему и благословение) радостно сказал: «Поистине Аллах был удивлён тому, что вы сделали вчера». И ниспослал Аллах:
«Они отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будете защищён от собственной скупости!» (сура «аль-Хашият», аят 9).
Прекрасный нрав – это одно из лучших достоинств, которое спасёт его обладателя от огня Ада.
Самым полноценным иманом обладают те мусульмане, которые обладают лучшим нравом. Самые ненавистные для Пророка (мир ему и благословение) – это болтуны, хвастуны и горделивые.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шутил часто, но в своих шутках он всегда придерживался истины. Пророк (мир ему и благословение) увидел одного из сподвижников по имени Аль-Ашад ибн Аль-Кайс – это был один из высоконравственных сподвижников. Пророк (мир ему и благословение) похвалил за его благой нрав и сказал Аль-Ашаду: «В тебе есть два свойства, их любит Аллах и его Посланник, – это кротость и выносливость».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень любил этого сподвижника. Этот человек был некрасив собой, и однажды, когда он был занят продажей своих товаров, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к нему и обнял его сзади так, что тот не мог обернуться и увидеть его. Тот воскликнул: «Отпусти меня! Кто это?» – а когда повернулся и узнал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то крепко прижался к нему. Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он принялся повторять: «Кто купит этого раба?» Услышав это, тот сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, ты увидишь, что я – не ходовой товар!» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Но не таков ты пред Аллахом!» (или же: «Но пред Аллахом цена тебе высока!»).
Да сделает нас Всевышний, ради Пророка (мир ему и благословение), кроткими и выносливыми, восхваляющими Всевышнего, благодарными рабами и одарит заступничеством Посланника (мир ему и благословение) в Судный день. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как воспитать в себе хороший нрав?
Благой нрав – самое ценное, чем может обладать человек. Это его счастье в обоих мирах, защита от зла людей и довольство Аллаха. Нрав человека – это его истинное лицо, за которое он несет ответ и отчитается за каждое качество своего нрава.
Мы испытываем влияние со стороны окружающих, наших близких, друзей, коллег… Но самое большое воздействие мы оказываем сами на себя посредством того, как мы понимаем, воспитываем и критикуем себя. Это значит, что мы должны осознавать свои ошибки и слабости, так же, как и сильные стороны.
Как воспитать характер и стать обладателем благого нрава?
Стремление к благому отдаляет от непристойности и запретного. Человек, осознающий свое положение, верящий в свое предстояние перед Аллахом, Судный День, получение того, что обрел в этом мире, не может навлечь на себя беду и впасть в грехи. Аллах сказал:
«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!» (29: 69) Именно поэтому благой нрав является частью руководства Аллаха.
Самоконтроль. Это означает анализ совершенного, размышления перед совершением чего-либо и изучение своего поведения. Невозможно держать что-то в порядке, не следя за этим, то же касается и поведения, которое оттачивает наш характер. Понятие «контроль» лучшим образом описывает верующего, который дисциплинированно следит за своими поступками и словами.
Стремление к лучшему. Ислам и путь веры означает ежедневный путь и ежедневное старание и совершенствование. Это касается нашей веры, нрава, поведения. В каждой ситуации мы должны находить способы проявить себя с лучшей стороны и обрести довольство Аллаха.
Человек несовершенен, ему свойственно ошибаться, но стремление к благому нраву не должно заканчиваться, если мы оступились. Совершив ошибку, нужно сразу же «смыть» ее чем-то благим, найти возможность совершить добрый поступок. Только так можно совершенствовать свой характер.
Почему мы нуждаемся в хорошем нраве
Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
(смысл): «Поистине, ты (Мухаммад) обладаешь великим нравом (самыми лучшими нравственными качествами)» (сура Аль-Калам: 4).
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Качества Пророка ﷺ были качествами Корана» (Ибн Хиббан);
«В День Суда ближе всех из вас ко мне будет тот, кто обладает наилучшим нравом» (Ибн ан-Наджар);
3. Пророк ﷺ считал своей пророческой миссией облагораживание и усовершенствование нравственных качеств, как он сам сказал:
«Воистину Я был послан для усовершенствования нравов» (Джами аль-ахадис, 8892);
4. благой нрав отяготит весы раба в День Суда, как сказал Пророк ﷺ :
«Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав» (Абу Давуд, Тирмизи);
5. Пророк ﷺ рассказал, что благой нрав – это сливки религии.
От Абу ‘Алаа ибн Шиххира (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Один человек подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ лицом к лицу и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия (дин)?» Он ответил: «Благой нрав«. Потом тот подошёл справа и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия?» Тот ответил: «Благой нрав«. Затем человек подошёл слева и спросил: «Что такое религия?» Опять в ответ прозвучало: «Благой нрав«. Тот подошёл уже со спины и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия? «, Пророк ﷺ повернулся к нему и ответил: «Разве ты не понимаешь? Религия – чтобы ты не гневался»» («Ихья ‘улум ад-дин»);
6. плохой нрав — это несчастье (шуъмун) и болезнь для его обладателя и того, кто живёт с ним.
От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Пророка ﷺ спросили: «Что такое «шуъмун» (несчастие)?» Он ответил: «Это плохой нрав»» (Ибн ‘Асакир);
7. Посланник Аллаха ﷺ рассказал, что самое лучшее из качеств – это благой нрав, и невозможно, чтобы Аллах улучшил нрав человека и ввёл его в Ад.
Посланника ﷺ спросили:
«»Какое из деяний самое ценное?» Он ответил: «Благой нрав«» («Ихья ‘улум ад-дин»).
Также Посланник ﷺ сказал:
«Аллах не даст сгореть в Аду тому, чьё сотворение и благой нрав Он украсил» (Табарани);
8. поклонение – даже если его много – не приносит пользу без благого нрава.
«Однажды Пророку ﷺ сказали: “О Посланник Аллаха! Поистине, некая женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, раздаёт милостыню, но у неё плохой нрав, и она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк ﷺ сказал: “Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!”» (Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад» 119);
9. благой нрав – это первое, что кладут на весы раба в Судный день, и этим усиливается его вера, а из-за плохого нрава усиливается неверие. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого.
От Абу Ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллах ﷺ сказал: «Первое, что положат на весы – это благой нрав и щедрость. Когда Аллах сотворил веру, она сказала: «О Аллах, усиль меня», – и Аллах усилил её благим нравом и щедростью. А когда Аллах сотворил неверие, то оно сказало: «О Аллах! Усиль меня», – и Аллах усилил его жадностью и плохим нравом«»;
10. благой нрав – это украшение веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Всевышний избрал для себя эту религию, и нет украшения вашей религии кроме щедрости и благого нрава, так украшайте вашу религию ими»;
11. человек не может отдать всем людям имущество, однако может одарить их своим благим нравом. И они полюбят его, и распространится из-за него любовь между людьми. Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, вы не сможете охватить всех людей своим имуществом, так охватите их всех своей улыбкой и благим нравом»;
12. плохой нрав портит все дела, которые совершает человек, начиная с веры и заканчивая другими деяниями. Пророк ﷺ сказал: «Плохой нрав портит деяния, подобно тому, как уксус портит мёд»;
13. Посланник Аллаха ﷺ обращался с мольбой к Всевышнему и просил увеличить его благие качества, а ведь известно, что он просил только о благом. Вот одна из таких его просьб в начале намаза: «О Аллах, веди меня к наилучшим нравам, ведь только Ты ведёшь к наилучшим нравам, и отведи меня от наихудших нравов, ведь только ты можешь отвести от них»;
14. благонравие растворяет грехи без остатка. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, благонравие растворяет грехи, подобно солнцу, растворяющему лёд»;
15. благонравие делает жизнь человека счастливой. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Один из признаков счастья человека – его благой нрав»;
16. благонравие сочетает в себе блага этого и того света. Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха ﷺ : «Что будет с женщиной, у которой в этом мире было два мужа (вышла замуж после смерти прежнего мужа), которая скончалась, и её мужья также вскоре умерли, и все они войдут в Рай – с кем она будет в Раю?»
Пророк ﷺ ответил: «Она будет с тем, кто был более благонравен, о Умму Хабиба, благонравие сочетает в себе блага обоих миров».
17. благонравие возносит раба Аллаха до степени постящихся днём, выстаивающих в поклонении ночь, много поклоняющихся. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, вдохновлённый Всевышним мусульманин благодаря своему благонравию и благородству достигает положения постящегося днём и выстаивающего в поклонении ночь».
Анас (да будет доволен им Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, раб Всевышнего благодаря своему благонравию достигает высоких степеней и почётных уровней Вечного мира, даже если он слаб в поклонении»;
18. скверный нрав низвергает человека до самых низких уровней Ада. Да упасёт нас Всевышний от этого. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, раб Аллаха из-за своего скверного нрава достигает самых глубоких уровней Ада»;
19. обладатель благого нрава, поистине, лучший из людей, как сказал Пророк ﷺ : «Лучшие из вас те, у которых самый лучший нрав»;
20. обладатель благого нрава близок к Всевышнему Аллаху, Пророк ﷺ сказал: «Поистине, щедрый близок к Аллаху, к людям и к Раю и далёк от Ада, и поистине, скупой далёк от Аллаха, от людей и от Рая и близок к Аду»;
21. обладатель благого нрава запретен (харам) для огня Ада, то есть защищён от него. Пророк ﷺ сказал: «Рассказать ли вам про того, кто будет запретен (харам) для огня Ада завтра (в День Суда)? Каждый лёгкий (нравом), мягкий (нравом), близкий (дисциплинированный на собраниях), уступчивый (великодушный в купле-продаже)»;
22. благой нрав – это благо для его обладателя. Пророк ﷺ сказал: «Доброта – счастье (блага), глупость – несчастье»;
23. скверный нрав губит его обладателя и портит все его хорошие деяния. Пророк ﷺ сказал: «Зависть пожирает (портит) хорошие деяния подобно тому, как огонь пожирает (сжигает) дрова»;
24. обладатель благого нрава считается обитателем Рая. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
Когда Пророк ﷺ ушёл, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) последовал за тем человеком и сказал ему: «Я поссорился со своим отцом и поклялся, что в течение трёх дней не буду приходить к нему, и если ты посчитаешь возможным приютить меня на это время, то я так и сделаю», и тот сказал: «Хорошо«».
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «А потом ‘Абдуллах рассказывал, что провёл с ним три дня, но не видел, чтобы он хоть немного молился по ночам, и только когда он просыпался и начинал ворочаться в своей постели, то поминал Аллаха Всемогущего и Великого. И так продолжалось до тех пор, пока он не поднимался на утренний намаз».
И тогда ‘Абдуллах сказал: «Это и есть то, что возвысило тебя!»;
25. человек никогда не постигнет сущности веры, кроме как улучшением нрава. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не побудить ли вас к тому, что обеспечит вам всё это? Распространяйте салам между собой»;
26. плохой нрав – это пагубная болезнь, из-за которой погибли предыдущие общины, и от которой нас остерегал Посланник Аллаха ﷺ словами: «Поистине, постигнет мою общину болезнь предыдущих народов». Они спросили:
«Что это за болезнь предыдущих народов?» Он ответил: «Злоба, вероломство, увеличение имущества, состязание за мирское, гнев друг на друга, зависть друг к другу – до того, что будет притеснение, а потом смута»;
28. Всевышний Аллах призовёт благонравного в день Великого Суда перед всеми творениями и наградит его за благонравие. От Посланника Аллаха ﷺ передаётся: «Того, кто сдержит свой гнев, имея возможность проявить его, Всевышний призовёт в день Великого Суда перед всеми творениями и даст ему на выбор ту гурию, которую он пожелает»;
29. благонравие поддерживает человека в преклонном возрасте. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Юноше, который проявит почтение к старцу из-за его возраста, Всевышний непременно направит того, кто окажет ему почтение в старости»;
30. скверный нрав препятствует прощению Всевышнего Аллаха. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Врата Рая открываются каждый понедельник и четверг, и каждому рабу, не придававшему Аллаху никого в сотоварищи, прощаются грехи, за исключением человека, у которого между ним и его братом была ненависть и вражда. После чего говорится: “Отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся”». (Муслим)
31. обладатель скверного нрава не войдёт в Рай. От Хумама бин Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды мимо Хузайфы ибн Ямана (да будет доволен им Аллах), прошёл человек, Хузайфе сказали, что он доносит о людях правителям, Хузайфа ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не войдёт в Рай сплетник…«»;
32. скверный нрав является признаком лицемерия, в то время как благой нрав является одним из признаков веры. От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Стыдливость и немногословность – две ветви имана, а сквернословие и болтливость – две ветви лицемерия…»;
33. благой нрав в этом мире даёт такие плоды, как высокое положение, благословение и благородство. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ казал:
«Милостыня не уменьшает имущество. Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы, а того, кто проявит смирение ради довольства Аллаха, Аллах непременно возвышает» (Муслим).
34. плохой нрав – мрак Судного дня. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Несправедливость – мрак Судного дня»;
35. Всевышний Аллах накажет обладателя скверного нрава соответственно его нраву. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ поднялся на минбар и громко воззвал:
«О те, которые приняли Ислам на словах, но чьи сердца не прониклись ещё верой, не причиняйте страданий мусульманам, не стыдите их, не выискивайте у них недостатков – воистину, у того, кто будет выискивать недостатки у своего брата мусульманина, Аллах будет выискивать недостатки, а если недостатки будет выискивать Всевышний, то Он опозорит его, даже если тот будет скрываться в глубине своего дома»;
36. Посланник Аллаха просил защиты у Всевышнего от скверного нрава, поскольку это бедствие.
Приводится, что Посланник Аллаха обращался ко Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах, защити меня от того, чтобы стать причиной раздоров, защити меня от лицемерия и скверных нравов»;
37. благонравие открывает широкие двери для обильного и благословенного удела. Яхья ибн Муаз сказал: «Воистину, в укрепление благих нравов человека открывает сокровищницу его удела»;
38. благонравие – это фундамент и основа религии. Яхья ибн Муаз сказал: «У всякого строения есть фундамент, а фундаментом Ислама является благонравие».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.