Что такое хомут для лошади
Хомут (упряжь)
Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза, в отличие от применения ярма или нагрудного ремня, когда приходится тянуть груз одними плечами. Хомут также лучше ярма, поскольку он уменьшает давление на трахею. Со времени изобретения хомута лошади приобрели чрезвычайно важное значение для достижения успехов в сельском хозяйстве и в деле перевозки тяжёлых грузов. Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50% больше, чем вол, из-за большей скорости. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день. Хомут сыграл важную роль в экономическом развитии Европы. Замена волов на лошадей для пахоты привела к экономическому росту, становлению рыночных отношений, снижению зависимости от натурального сельского хозяйства, а также обеспечила развитие образования, искусства и ранних промышленных производств.
Содержание
Конструкция
Хомут делается из пары изогнутых кусков дерева или металла, называемых клещами, к которым крепятся гужи. Клещи могут слегка раздвигаться, чтобы сквозь хомут легче проходила голова лошади при его надевании и снятии. После надевания хомута на шею лошади клещи стягиваются супонью, обеспечивая более удобное прилегание к телу лошади. Хомут имеет овальную, а не круглую, форму, что хорошо согласуется с формой тела лошади. Изготавливается хомут так, чтобы во всех точках соприкосновения с телом лошади контакт был плотным. Его конструкция является достаточно жёсткой, а на внутренней поверхности делается эластичная подкладка (хомутина), которая смягчает контакт хомута с телом животного. При правильном размере хомута и нормальном его положении на лошади между хомутиной и горлом животного должен быть зазор, так чтобы там могла проходить плашмя ладонь. При этом верхняя часть хомута располагается несколько впереди холки, а между хомутом и гребнем шеи должны умещаться два пальца руки. Обеспечивая защиту дыхательных путей лошади, хомут даёт возможность животному использовать всю свою силу, чтобы тащить орудие труда или повозку с грузом.
История
Ошейник
Задолго до изобретения хомута для запряжки использовался менее эффективный ошейник, обхватывающий горло. Сведения о нём найдены во многих древних цивилизациях, они были доведены до европейской интеллектуальной сферы в начале XX века французским кавалерийским офицером Лефевром де Нёттисом. [1] Такой способ упряжки был известен халдеям (III тысячелетие до н.э.), в Шумере и Ассирии (1400—800 до н.э.), в египетском Новом царстве (1570—1070 до н.э.), в Китае эпохи династии Шан (1600—1050 до н.э.), на минойском Крите (2700—1450 до н.э.), в классической Греции (550—323 до н.э. ) и Древнем Риме (510 до н.э.—476 г. н.э.). [1] С этой древней упряжью животные тащили плуги и телеги. Ремни в виде плоской ленты обхватывали шею и грудь животного, нагрузка приходилась на верхнюю часть ошейника, над шеею, примерно также, как в ярме. Эти ремни прижимали грудино-головные мышцы лошади и трахею, что ограничивало её дыхание и снижало тяговое усилие. Получалось так, что чем сильнее лошадь тянула, тем хуже ей становилось дышать. По этой причине волы были предпочтительнее лошадей для тяжелой работы, так как из-за различий в анатомическом строении с лошадью они не имеют этой проблемы. В отличие от лошадей, их можно также запрягать с помощью ярма.
Нагрудный ремень (подперсье)
Конструкция упряжи в виде обхватывающего горло ошейника не менялась до появления в Китае в эпоху Сражающихся царств (481—221 до н.э.) нагрудного ремня или «подперсья». К VII веку он стал известен по всей Центральной Азии, а оттуда в VIII веке попал в Европу. [2]
Его первое изображение в художественном произведении появилось на лаковой коробочке из древнего царства Чу. [2] В этом типе конской упряжи давление переносится на грудину, линия тяги становится непосредственно связанной с костной системой лошади, что позволяет использовать почти полную силу лошади. Этот тип упряжи получил повсеместное распространение в Китае в эпоху династии Хань (202 до н.э.—220 г. н.э.), что нашло отражение в сотнях изображений в резьбе, каменных рельефах и кирпичных штампах, показывающих лошадей, запряжённых в колесницы. [2] Этот тип упряжи стал известен в Центральной Азии и затем среди аваров, венгров, чехов, поляков и русских в течение VII — X вв. [2] Первые изображения применения нагрудного ремня, найденные в Европе, относятся к VIII веку, а в IX веке он уже получил широкое распространение (например, он изображён на гобелене с погребальным кораблём Осеберга). [2]
Проблема использования нагрудного ремня состояла в том, что дышла телег, колесниц и других транспортных средств прикреплялись к подпруге вокруг брюха лошади. Нагрудный ремень первоначально предохранял подпругу от смещения назад, к хвосту лошади, он не рассматривался как приспособление для толкания груза. В результате лошади продолжали тянуть груз, т.е. по-прежнему животные использовались неэффективно. [3]
Хомут
На следующей стадии эволюции упряжи после нагрудного ремня появился хомут в современном виде. Отработанный вариант хомута был сделан в Китае в 5 веке н.э., в эпоху Южных и Северных династий. [4] Его первые, хотя и не вполне достоверные, изображения найдены на цветных формованных кирпичах эпохи Троецарствия (220—265 н.э.) в гробнице Бао Саньняна в Чжаохуа, провинция Сычуань. [5] На этих рисунках изображён пышно подбитый хомут, совершенно не похожий на ярмо. Однако, первые настоящие изображения хомута в искусстве обнаружены в пещерных росписях в Дуньхуане (пещера 257) эпохи китайской династии Северная Вэй, которые датируются 477—499 г. н.э. На этой картине хорошо видны изогнутые перекладины, но художнику не удалось чётко показать мягкие подкладки под ними, отсутствие которых делает всю конструкцию бесполезной. Такая же базовая конструкция видна на другой китайской цветной фреске, датируемой 520—524 г. (с дышлом, выступающим за грудную клетку лошади для создания грудинной тяги), а также на фреске, датируемой ок. 600 г. (эпоха династии Суй). [5] Последнее изображение (в пещере 302) представляет особый интерес, так как на нём хомут изображён не только более точно (такие же хомуты используются на севере и северо-западе Китая даже сегодня), но ещё и тем, что он используется на верблюдах, а не на лошадях. Китайцы часто использовали верблюдов со II века до н.э. и позже, на протяжении всей эпохи династии Хань, существовали даже военные корпуса на верблюдах на границе в Таримской впадине. Однако, адаптированный для верблюдов хомут не стал обычной практикой вплоть до VI века. В пещере 156 есть панорамная картина, изображающая китайского генерала и губернатора династии Тан Чжан Ичао, сидящего верхом на лошади в момент триумфа после отвоевания области Дуньхуан у Тибетского империи в 834 г. Согласно доказательства, представленным д-ром Чан Шухуном, датой картины является именно 851 г. н.э., но Нидэм замечает о существующем полном согласии среди историков о том, что картина могла быть написана в любое время в пределах от 840 до 860 г. Эта картина абсолютно точно изображает хомут, с хорошими мягкими подкладками, спускающимися низко на грудь и выступающими за поперечину. [5]
Хомут в конце концов попал в Европу около 920 г., и получил повсеместное распространение в XII веке. Скандинавы одними из первых стали использовать хомуты, не ограничивающие дыхательных путей у лошади. До этого времени волы оставались главным тягловым животным в сельском хозяйстве, так как все предыдущие упряжи могли эффективно использоваться только на волах из-за особенностей их физического строения. Кроме того, ярмо, использовавшееся для запряжки волов, изготовлялось индивидуально для каждого животного. При этом иногда возникали проблемы при обработке земли. В зависимости от состояния почв, иногда требовалось до шестнадцати волов для эффективного использования одного тяжелого плуга. Это создавало проблемы для крестьян, которым не хватало капитала для содержания такого большого количества скота. [3]
После появления хомута в Европе и повсеместного его распространения к 1000 году, использование лошадей для пахоты получило широкое распространение. [5] Лошади работают примерно на 50 процентов быстрее, чем волы. Использование лошадей (и небольшое усовершенствование плуга) позволило крестьянам производить излишки продукции. Профицит создал им товар для торговли на рынках на перекрёстках дорог. Довольно быстро рынки превратились в города. Таким образом, хомут сыграл ключевую роль в прекращении феодальных порядков и начало роста Европы.
Значение хомута
Создание хомута устанило физические ограничения старой упряжи по применению животных в процессе производства, позволило лошадям показать все свои возможности и прикладывать всю свою силу при пахоте и перевозке грузов. Изначально конструкция старой упряжи заставляла лошадь буквально тащить рабочую нагрузку, тогда как внедрение хомута позволило ей толкать груз, повышая эффективность и производительность труда.
В сочетании с подковой, тяжёлым плугом и другими усовершенствованиями сельскохозяйственного производства, эффективность труда европейского крестьянина резко увеличилась, что обусловило быстрое развитие общества в Европе. Излишки продовольствия создавали предпосылки для специализации труда, крестьяне теперь могли переменить профессию и приобрести другие навыки, например, покупка и продажа товаров, что привело к появлению купечества в европейском обществе. Хомут был один из факторов упадка феодального строя и завершения эпохи Средневековья. [6] [7]
Эксперимент по оценке эффективности упряжи
Значение хомута в управлении лошадью
Важной частью сбруи является хомут для лошади. Они применяется для крепления повозки или сельскохозяйственной техники на коне. Изготавливается хомут из изогнутых брусков, соединенных кожей. Форма позволяет прочно фиксировать сбрую на лошади, при этом учитываются анатомические особенности животного, что позволяет максимально передавать силу в тягловое усилие. Создание хомута сделало прорыв в перевозке грузов – простая уникальная конструкция повысила эффективность гужевого транспорта. Такая сбруя позволила использовать лошадей для перевозки тяжелых грузов и сельскохозяйственной работы, что ускорило промышленную революцию.
Содержание статьи
Развитие хомута – конская упряжь в истории
Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня. Свидетельства о таких приспособлениях находят в различных культурах:
Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею коня (также существовали варианты с двойным ремнем – второй фиксировался за грудными конечностями, но основная нагрузка ложилась именно на шею). Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.
Первые изменения в креплении телеги происходят ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке.
Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.
Правильное устройство хомута
Стандартный современный хомут состоит из трех основных частей:
Также в устройство хомута входят гужи, если будут применяться оглобли в упряжке либо гужевые мочки – для телег с постромками. Размеры хомута определяются клещами, которые должны точно соответствовать форме шеи лошади. За соотношением размеров хомута и лошади нужно следить – при наборе массы или истощении нужно провести изменение хомута.
Расстояние от верхней до нижней точки хомута называется его длиной. Различают нормальные, длинные и короткие хомуты. Короткий хомут будет сдавливать шею, нарушая акт дыхания, а длинные модели опускаются низко, затрудняя движение.
Для изготовления клещей желательно применять древесину прикорневой части берез, вяза или клена. Также можно использовать другие породы древесины, но всегда нужно следить за положением волокон – вдоль клещей. Сейчас часто можно встретить клещи из многослойной фанеры. Это доступный, дешевый материал, но он совершенно не терпит влагу, поэтому приходится придумывать различные способы защиты от дождя. В нижней точке клещи соединяются разборно, чтобы иметь возможность надеть хомут на шею лошади и немного подправить размер.
Деревянные клещи хомута, даже идеально подобранные, давят на мягкие ткани и врезаются в них.
Используют специальную подкладку, называемую хомутиной. Она представляет собой кожаный чехол, наполненный соломой. Реже применяют войлок, шерсть и другие наполнители. Соломенный жгут нужно плотно обтягивать кожей толщиной 1-2 мм (либо плотно набивать войлоком). С клещами хомутина сбивается гвоздями, при этом нижний край подкладки должен размещаться выше клещей на 5 см, чтобы предупредить натирание шеи.
На границе нижней и средней трети клещей на их внешней поверхности прикрепляются гужи. Это кожаные ленты, в которых будут фиксироваться оглобли. Для гужей можно использовать свиную и коровью кожу, нарезанную на ленты в 9-12 см. Сейчас часто применяют резину и другие искусственные материалы. Кроме фиксации гужи выполняют функцию амортизации, смягчая толчки повозки, передающиеся на упряжь.
Седелка не является частью хомута, но считается важным дополняющим его элементом. Ее функция – передавать вес давящего хомута с шеи на спину. Чаще применяют горбатую седелку, подходящую для нормальной спины, также используют стоячие и плоские типы для лошадей с особенностями конфигурации спины.
Раздвижная модель
Хомут должен идеально подходить по размерам лошади, тогда не будет чрезмерного давления на шею и плечи, а работоспособность будет на высоком уровне. В правильном положении хомут опирается на границу шеи и холки, боковые ветви лежат на мускулатуре шеи, лопатках, а нижняя поверхность расположена у основания шеи. Добиться правильного положения хомута можно лишь наличием определенной модели, но имеется вариант – раздвижной тип.
Существует несколько раздвижных моделей, но их устройство обычно однотипно. В отличие от обычных вариантов клещи у них в верхней части не соединены, а представлены парой симметричных половинок. Хомутина также съемная и закрепляется ремнями в нижней и средней части. Верх клещей связывается ремнями – степенью натяга регулируется размер хомута.
Регулировке поддаются и гужи, чтобы можно было использовать оглобли для различной сельскохозяйственной техники. Кольца можно сместить вперед или назад, расширить и зафиксировать колышком. Устройство позволяет применять после небольшой доработки хомут и с оглоблями, и с постромочной упряжью.
Хомут для лошади
Хомут для лошади является необходимым аксессуаром. Чтобы животному было удобно, хомут нужно подбирать правильно. Также его можно изготовить самостоятельно, но при этом нужно учитывать некоторые особенности. К выбору и изготовлению этого аксессуара необходимо относиться ответственно.
Как правильно подобрать хомут для лошади
Необходимо учитывать, что этот аксессуар может иметь разный размер. В таблице представлены размеры.
Номер | Длина (мм) | Ширина (мм) |
0 | 440 | 210 |
1 | 460 | 230 |
2 | 485 | 240 |
3 | 510 | 250 |
4 | 535 | 260 |
5 | 555 | 270 |
6 | 585 | 280 |
7 | 610 | 310 |
8 | 640 | 340 |
9 | 670 | 360 |
10 | 710 | 380 |
11 | 740 | 400 |
Ширина измеряется по наиболее широкому участку (переход от шеи в плечи). Длину измеряют от начала и до конца шеи. Мерки необходимо записать, а затем сопоставить их с размерами хомутов для лошади, представленными в таблице.
Поэтапное изготовление
Начинать нужно с изготовления клещей. Для этой части подойдет многослойная фанера толщиной 5 мм. Из нее необходимо вырезать клещи, соответствующие нужному размеру.
Ошейник
Ошейник — это отдельная часть, представленная в виде ремня, который фиксируется на шее животного. Его необходимо сделать из кожи по типу простого ремня. Не следует делать ошейник слишком узким, т.к. в процессе использования такой аксессуар может порваться.
Ошейник крепится непосредственно ко всему устройству управления. Это необходимо для управления лошадью.
Нагрудный ремень подперсье
Подперсье предназначается для удерживания седла от сползания назад. Он состоит из двух нагрудных ремней и одного подгрудного. Их лучше делать из кожи.
Хомут
Хомутина — это мягкая подкладка, которая препятствует натиранию кожи фанерой. Для изготовления этой части нужно использовать кожу толщиной не менее 1 мм и любую набивку (для мягкости). Хомутина фиксируется с внутренней стороны клещей.
Затем необходимо сделать хомутную подушку. Ее изготавливают из мягкой ткани, например фетра. Ее необходимо установить на верхнюю часть хомута.
Гужи прикрепляют с обеих сторон. Их также желательно делать из прочной кожи.
Хомут для лошади
Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Его используют для соединения сельхозтехники или повозки с конем. Для изготовления хомута применяют изогнутые бруски и кожу. Форма конструкции дает возможность надежно зафиксировать сбрую с учетом анатомических особенностей лошади. Это обеспечивает оптимальную передачу силы на тягловое усилие.
Изобретение хомута стало своего рода революцией для гужевого транспорта. Простая и практичная конструкция позволила существенно повысить эффективность грузоперевозок. Теперь лошадей можно было использовать не только для перевозки людей, но и серьезных грузов.
Изобретение хомута позволило использовать лошадей для перевозки грузов
История конской сбруи
Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:
Примерное строение первого хомута из кожи для лошади
Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.
Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади
Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.
В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.
Хомут в виде дуги с подкладом
В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).
Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов
В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.
Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей
Конная упряжь
В комплект входят хомут, сбруя, седло. Все аксессуары подбирают строго персонально, с учетом особенностей телосложения животного. На сбруе никогда не экономили, изготавливали ее на заказ, подгоняя потом на своем питомце. Сегодня коневоды приобретают упряжь, как правило, на рынке или в специальных интернет-магазинах.
Полный комплект включает уздечку, дугу, подбрюшник, хомут, вожжи, шлею. Как бюджетный вариант можно приобрести и готовую упряжку, но это не означает, что все ее компоненты обязательно подойдут коню по размеру. Поэтому специалисты рекомендуют покупать все аксессуары отдельно.
Чересседельник и подбрюшник
Строение хомута
В стандартный вариант входят:
Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.
Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.
Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.
В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.
На фото клещи оббиты хомутиной из войлока
Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.
Видео — Как запрячь лошадь
Раздвижная модель
Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.
Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов
Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.
Виды сбруи
От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.
Одноконный тип
Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.
Постромочно-дышловой вид
Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.
Постромочная разновидность
Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.
Тачаночный тип
Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.
Комбинированная упряжь
Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.
ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.
Видео — Европейская упряжь
Рекомендации по выбору хомута для лошади
Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.
Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута
Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.
Хомут должен плотно прилегать к шее лошади
Степень облегания контролируют:
Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:
При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.
Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади
Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.
Размер, № | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина, см | 440 | 460 | 485 | 510 | 535 | 555 | 585 | 610 | 640 | 670 | 710 | 740 |
Ширина, см | 210 | 230 | 240 | 250 | 260 | 270 | 280 | 310 | 340 | 360 | 380 | 400 |
В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.
Видео — Русская упряжь
Расписной хомут с дугой
Сейчас средняя цена нового, только что произведенного хомута для лошади составляет около 100 долларов. Стоимость его в основном зависит от материала, из которого изготовлен гуж: петля в хомуте, которая с помощью дуги прикрепляет оглобли к упряжи. Экземпляры с гужем из сыромятной кожи стоят дороже: около 3400 рублей, с капроновыми гужами — около 2600. Ассортимент хомутов в интернет-магазинах включает несколько десятков наименований продукции.
Изобретенный более 7 тысяч лет тому назад, хомут не потерял своей актуальности и в двадцать первом веке: его легко можно найти на виртуальных прилавках интернет-магазинов, увидеть на фермерском подворье или в парке, в праздничных санях.
Древнее изобретение используется и в наше время, например в праздничных санях