Что такое холокоста для детей

Международный день памяти жертв Холокоста

Трагедия множества — не трагедия цифр

Что такое трагедия множества? Это трагедия, выраженная цифрами. Но можем ли мы и наши ученики проникнуться чувством сопричастности, ужаса, трагедии, смотря на цифры на экране? Можем ли мы почувствовать ужас, смотря на фотографии, на которых неизвестные нам люди падают в вырытый ими же ров? Ужас — да. Но не понимание трагедии, свершившейся на этой земле менее 85 лет назад.

Но вот из этой толпы на нас смотрит лицо. Кто он, кто она? Кто эти люди, которых через мгновение не станет? Погибших в поездах, в гетто, в газовых камерах, на расстрельных полигонах. Как только мы спросим себя «кто он?», задумаемся, чем он жил, кем он был, как только лента жизни человека возникнет перед нами, ужас от фотографий и бездушных цифр превратится в рассказ о живом человеке. О человеке, который был и перестал быть живым. И тогда трагедия множества станет трагедией множества историй.

Люди старшего поколения еще могут искренне проникнуться трагедией миллионов. Не было семьи, которой не коснулась война, сталинские репрессии, которая не понесла утраты. Но если война объясняется детям в понятных им, пусть и упрощенных, смыслах: «хорошие против плохих», то как объяснить школьникам Холокост? Как объяснить истребление одного народа — другим? Как объяснить истребление своего народа — своим?

Нет однозначного ответа. Убедить в чем-то детей нельзя. Чем больше убеждение, подкрепленное правильными и громкими словами, чем больше давление цифр, тем меньше понимания в глазах учеников.

Цикл мини-лекций от Российского военно-исторического общества и корпорации «Российский учебник» приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Посмотрите несколько коротких видеороликов, в которых главный специалист научно-просветительских проектов Научного отдела Российского военно-исторического общества и преподаватель филиала МГИМО Константин Пахалюк рассказывает о страшных нацистских преступлениях и о покалеченных судьбах людей, чьи жизни были жестоко оборваны в адских лагерях смерти. Были и те, кому удалось выжить. Благодаря подвигу Александра Печерского несколько сотен людей бежали из лагеря Собибор.

Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января

В этот день мы предлагаем вам рассказать школьникам об этом явлении без страшных слов и действительно ужасающих, но абстрактных историй. День памяти жертв Холокоста должен быть посвящен самим жертвам. Ощущение же абсолютной обыденности происходящего с 1933 года в Германии для ее жителей и так является самой ужасной составляющей Холокоста, с которой стоит начать.

Холокост

Наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 000 000 евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933-1945 гг.)

Предыстория. Начало преследования евреев

В конце XIX века в среде пангерманистов (культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности) появились и получили развитие идеи расового антисемитизма. В этой концепции евреи рассматривались как носители неких ущербных и неотъемлемых с биологической точки зрения признаков. Любой еврей по этой причине был назван угрозой для самого существования германской нации. Национал-социалисты Германии во главе с Гитлером сделали антисемитизм одной из основ своей новой идеологии.

Нацистская расовая политика — политика расовой дискриминации и ксенофобии в нацистской Германии, которая подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших рас и необходимость соответствующего отбора.

15 сентября 1935 года вышли два «Нюрнбергских закона» — «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести, согласно которым гражданином Рейха мог быть только обладающий «германской или родственной ей кровью и своим поведением доказывал желание и способность преданно служить германскому народу и рейху» человек. Таким образом, фактически лишались гражданства в первую очередь цыгане и евреи.

Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года вошла в историю как «Хрустальная ночь». Массовая антиеврейская истерия в Германии привела к погромам, разрушению магазинов и жилищ евреев. Поводом стало убийство советника германского посольства во Франции Эрнста фом Рата в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном, семью которого насильственно депортировали в нечеловеческих условиях в Польшу. Это убийство стало лишь предлогом для нацистов, чтобы под якобы справедливым девизом «месть за убийство фом Рата» начать массовые погромы еврейских общин.

Что такое холокоста для детей. Смотреть фото Что такое холокоста для детей. Смотреть картинку Что такое холокоста для детей. Картинка про Что такое холокоста для детей. Фото Что такое холокоста для детей

Стоит отметить, что ответственность за геноцид евреев лежит не только на нацистах. Нацисты стремились выдворить евреев из страны, но тем просто некуда было ехать — мир разделился на места, где они могли жить и места, куда въезд им был запрещен. В июле 1938 года Франклин Рузвельт, президент США, созвал Международную конференцию по беженцам, которая закончилась полным провалом: кроме Доминиканской республики ни одна страна не предоставила убежище беженцам. А Великобритания еще и ввела ограничение на въезд в подконтрольную ей Палестину. Всего с 1933 по 1939 год с территорий, подвластных нацистскому режиму, уехало 330 тысяч евреев, из них треть в соседние страны, где они подверглись преследованиям уже во время Второй мировой войны.

— воспоминания Лейреза Видавского, чехословацкого еврея. Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 18

В начале 1939 года Герман Геринг получил от Гитлера приказ реализовать 4-летний план по выселению евреев из Германии. Но с началом военных действий в сентябре 1949 г. количество евреев на территориях, подконтрольных Гитлеру, не только не сократилось, но и увеличилось. Нацисты захватили Польшу и Прибалтику, Белоруссию и Украину — регионы массового и компактного проживания евреев.

Что такое холокоста для детей. Смотреть фото Что такое холокоста для детей. Смотреть картинку Что такое холокоста для детей. Картинка про Что такое холокоста для детей. Фото Что такое холокоста для детей

Евреи разгружают вещи по прибытии в Терезинское гетто.

Изоляция евреев

Холокост представляется нам всем как из ряда вон выходящее зло, накрывшее Европу. Но важно понять, что это зло не было ни стихийным, ни случайным. Перед судом истории тщательно разработанная машина по обработке «человеческого сырья». Понадобились годы работы, поддержка общественности и ученых, чтобы машина Холокоста заработала. Для того, чтобы уничтожение евреев было возможным, причем, с наименьшими затратами, необходимо было парализовать целый пласт населения. Лишить его имущества, материальных благ, прав, воли, гражданства.

Люди, вовлеченные в работу этого механизма, также прошли свой долгий путь деформации. Их ненависть к людям, которых надлежало истребить, взращивалась годами. Современным школьникам важно дать понять, что участвующие в этой системе не воспринимали евреев как людей, но исключительно как материал — дефективную материю, кровопийц — именно так нация изображалась на антисемитских карикатурах. Кто же пожалеет комара, если государство превратит в него человека?

Что такое холокоста для детей. Смотреть фото Что такое холокоста для детей. Смотреть картинку Что такое холокоста для детей. Картинка про Что такое холокоста для детей. Фото Что такое холокоста для детей

Предметы, изъятые нацистами у евреев Риги в 1939 году.

Помимо законодательно закрепленного статуса «неграждан», все евреи подлежали регистрации и должны были носить на себе «латы» — отличительные знаки в виде шестиконечной звезды.

Создавались места принудительного содержания евреев — гетто, лагеря смерти и концентрационные лагеря, преследующие цели:

Получение властью поддержи остального населения;

Предотвращение любого потенциального сопротивления;

Облегчение предстоящей ликвидации евреев;

Использование бесплатной рабочей силы

«Агрегат по обработке человеческого сырья. Волосами можно набить подушки, с зубов снять золотые коронки, перелить в обручальные кольца, из подкожного жира варить мыло. Человек не поступал в обработку голым — на нем была одежда и обувь. Снятые с себя вещи нужно было положить в ящики, они предназначались для последующей сортировки. », — Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 11.

Истории жизни. Проектная деятельность к Международному дню памяти жертв Холокоста

Что такое холокоста для детей. Смотреть фото Что такое холокоста для детей. Смотреть картинку Что такое холокоста для детей. Картинка про Что такое холокоста для детей. Фото Что такое холокоста для детей

В гетто у людей еще были имена, в лагерях — только номера. От человека оставалось ничтожно мало. Лишенные семьи, лишенные домов и даже права зваться человеком, люди переставали быть и начинали существовать.

Логично предложить ученикам самостоятельно найти в сети информацию о тех, кто погиб в лагерях и тех, кто сумел выжить. Пусть эти истории не станут официальными докладами или набором фактов, тревожащих душу. Пусть школьники рассказывают об этих евреях как о людях, живших на соседней улице. Кто-то владел аптекой, кто-то учил детей играть на скрипке, кто-то только начал свою карьеру адвоката. Просто люди. Которые в какой-то момент перестали ими быть для власти.

Источник

Как и зачем говорить с детьми о Холокосте: рекомендации эксперта

Что такое холокоста для детей. Смотреть фото Что такое холокоста для детей. Смотреть картинку Что такое холокоста для детей. Картинка про Что такое холокоста для детей. Фото Что такое холокоста для детей

© Коллаж Chips Journal

Объясняет Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса

Понимание Холокоста, одной из величайших трагедий ХХ века, приходит к детям в разном возрасте, через разные каналы информации и с разными эмоциональным наполнением. О массовом уничтожении нацистами евреев кто-то из детей узнает из книг, кто-то из фильмов, кто-то случайно натыкается на статью или видео в Интернете. Для многих поводом для разговора на эту тему становится история, которую ребенок услышал в школе, но какой бы ни была причина, важно понимать, как именно строить разговор, что именно нужно рассказывать и как именно отвечать на вопросы. Почему вы должны рассказывать своему ребенку о Холокосте? Рассказывает Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса.

Знание о Холокосте обучает терпимости и уважению. Эта трагедия — драматический урок о важности бережного отношения к любому человеку на Земле, независимо от цвета кожи, религиозных взглядов, возраста, богатства или чего-либо еще, что может отличать нас друг от друга.

История Холокоста показывает, насколько опасно разжигать ксенофобию, межнациональную и межрелигиозную ненависть. Детям важно знать о том, к чему может привести разрушительная сила вражды, о том, чем может закончиться игра на тревоге и страхах людей.

Правильная и точная информация очень важна особенно сегодня, в условиях неконтролируемого потока информации, который получает каждый из нас ежедневно.Дети в любом случае об этом узнают, и будет хорошо, если это произойдет в среде, где факты представлены достоверные факты.

Информированность о Холокосте поддерживает эмоциональную стабильность. Это может показаться нелогичным, но ребенок меньше тревожится, если он более осведомлен об угрозах мира вокруг. Дети волнуются, когда слышат о страшных событиях, находящихся вне их контроля, и еще больше волнуются, когда чувствуют, что старшие, близкие им люди, что-то недоговаривают, пытаясь оградить их от этих знаний.

Уроки истории предотвращают злодеяния в будущем. Изучение истории Холокоста — как он начался, как развивался, как разрастался, — это лучшая возможность предупредить еще одной трагедию. Это гарантия того, что наши дети вырастут и станут внимательно относиться к опасностям антисемитизма и ксенофобии, к любым формам дискриминации и нетерпимости по отношению к другим.

Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что трагическая история Холокоста, возможно, один из важнейших уроков, которые нужно усвоить детям для сохранения мира на планете.

Важно помнить, что все началось не с газовых камер. Все началось с того, что политики разделили людей на «своих» и «чужих». Все началось с нетерпимости и ненависти, а когда люди перестали заботиться друг о друге, потеряли чувствительность и закрыли глаза, это превратилось в скользкую дорожку к геноциду.

Как рассказать детям о Холокосте

Прежде чем начинать любой разговор с ребенком, убедитесь, что вы готовы к этому, что вы спокойны и сможете заверить ребенка в том, что он в безопасности. Если вы будете внимательны, ваш ребенок даст вам знать, сколько информации он готов получить.

Помните, для детей крайне важна честность, они очень чувствительны ко лжи. Не отрицайте суровую действительность. Не давайте ребенку больше, чем ему нужно, но и не приукрашивайте правду.

Начальный этап разговора о Холокосте — это объяснение слова терпимость. Ребенку легче понимать, опираясь на примеры. Поговорите о школе, о друзьях, буллинге, проявлениях нетерпимости. Обсудите влияние людей друг на друга. Вот несколько советов:

● Поговорите о том, как так происходит, что одни люди вдруг начинают считать себя лучше других. Возможно ли это? Правильно ли? И главное — к чему это приводит?

● Расскажите несколько историй о людях, переживших Холокост. Избегайте детального описания способов уничтожения людей, сделайте акцент на выживших: благодаря чему они справились, как им это удалось, о людях — Праведниках народов мира — которые спасали евреев.

● Поговорите о первопричинах: можно сыграть в игру «Что можно было предпринять, чтобы трагедии не случилось?»

● Вместе прочтите книгу Батшевы Даган «Чика, собачка из гетто», в которой рассказывается, как пятилетнему мальчику не разрешили забрать с собой в гетто любимую собаку (Кстати, автор книги, сама пережившая Освенцим, после войны стала педагогом и разработала специальную методику «Как говорить с детьми о Холокосте»)

● Будьте готовы к тому, что в разговоре обязательно всплывет тема смерти, и здесь ребенок может расстроиться, заплакать. Важно поддержать его в этот момент, утешить, но не предлагать «перестать плакать».

● Вместе подумайте о том, как вы и ваш малыш можете прямо сейчас протянуть руку помощи и изменить мир к лучшему. Например, договориться выполнять ежедневную мицву (делать добрые дела).

● Используйте творческий подход: предложите нарисовать что-то на тему Холокоста (например, картинку «мальчик в гетто») или станцевать, или написать короткий рассказ. Это будет идеальным способом для ребенка выразить эмоции, возникшие после соприкосновения с темой трагедии.

● При любых разговорах о Холокосте обязательно подчеркивайте, что ваш ребенок в безопасности, что его жизни ничего не угрожает.

● Сосредоточьтесь на историях подвига и спасения: например, вместе с ребенком школьного возраста вы можете принять участие в конкурсе «Спасители. Праведники народов мира».

Это конкурс творческих и исследовательских работ, посвященный людям разных национальностей, которые в годы Великой Отечественной Войны, несмотря на риск для собственной жизни, помогали евреям на территориях нашей страны, оккупированных нацистами.

В конкурсе могут принять участие школьники и студенты, индивидуально и командами. Работы будут оцениваться в трех номинациях: «Исследовательские и поисковые работы», «Творческие, художественные работы» и «Медиа- и коммуникационные проекты». Участие в конкурсе индивидуальное или командное.

Победители конкурса посетят двухдневный мастер-класс в Москве. У них будет возможность познакомиться с исследователями темы Праведников народов мира и историками Холокоста, узнать об особенностях поиска архивной информации, обсудить способы подачи темы Праведников в культурной сфере.

Подробности о конкурсе можно посмотреть на сайте.

Источник

Тематический классный час “Дети Холокоста ”

Тематический классный час “Дети Холокоста ”

Памяти жертв Холокоста посвящается…

(патриотическое направления в воспитании)

В стихотворении поэтессы Ольги Рудой есть такие строки:

Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках… навсегда…
Замученных, отравленных «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.

Дети, Холокост… как, казалось бы, два эти понятия несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи… Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.

Классный час «Дети Холокоста» не только знакомит подростков с трагедией Холокоста, но и развивает способность к сопереживанию, воспитывает стремление противостоять жестокости и насилию.

усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания у школьника

ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

формирование толерантного сознания;

формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

1.Организационный момент. Введение в тему занятия.

Звучит звук колокола.

Что это за звук? Что может означать этот звук?

(дети говоря, что это колокол и раньше он оповещал о каком-то бедствии, например о пожаре)

На доске записываем ХО-ЛО-КО-СТ

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах.
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых,
Худеньких плечах».
(Евгений Скороход)

Зажженная свеча на столе учителя. Ученик (старшего класса) читает стихотворение.

В безбрежности теряется тропа
От той войны, в которой черепа,
Ушедших в вечность, не нашли могилы.
И где иных казнили – не узнать,
А боль утрат поныне не унять,
Хотя и сгинули нацистские гориллы.

Для многих тысяч лишь одна плита.
Притихшие, оглохшие места
Тревожит эхо позабытой песни…
Евреи снова в жертвенном огне.
Пройти дорогу эту надо мне,
Чтоб в памяти те ужасы воскресли.

Народ – страдалец, горестный твой хлеб
Я ел с тобой. От горя я ослеп.
И разучился в человечность верить.
Боль Холокоста многим не понять,
Увы, ее нельзя стереть, отнять,
И никакою мерой не измерить.

Наш трудный век. В нем многолико зло,
А тем, кто выжил, просто повезло.
Со зло творившими мы тоже, вроде, квиты.
Но совесть говорит мне: «Не туши
Горячий свет обугленной души.
Ведь в мире есть еще антисемиты».

Учитель. Как-то так складывается, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших говорят редко, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших. Сегодня на нашем классном часе мы узнаем, что такое Холокост и о тех, кто стал жертвами Холокоста, узнаем, как чтят память сегодня по погибшим в те ужасные дни…

Подробно остановимся на теме «Дети Холокоста».

Этимология понятия Холокост.

Холокост по-гречески означает «огненная жертва».

Ученик старшего класса.

Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

Просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме” http://film4you.su/video/1412.html

Еврейские и некоторые нееврейские подростки 13-18 лет имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.

Их судьба может быть разделена на следующие категории:

2.Дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах.

3.Дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их.

4.Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.

дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и

5.Дети, как объекты для медицинских экспериментов.

В рамках кампании по “защите арийской крови” расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово подходящими немецкими семьями. Хотя это решение имело “расово-научную” базу, зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для “благоприятной возможности” “германизироваться”.

Своё мнение к этой теме ребята высказали в стихах

Мы рождены гораздо позже.
По счастью нам не довелось
Быть там, где выжить невозможно,
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве
Увековечить и почтить
Мы можем только лишь молитвой,
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях,
И только в полной тишине
Забыв про все на миг, на время,
Произнесем ее в душе.

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Звучит песня А. Розембаума «Бабий ЯР»

Ба ́ бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.

Всего расстреляно свыше ста тысяч человек, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

Мы помним http://www.youtube.com/watch?v=lOz6TY_0OME

Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Многие известные люди не молчали, не бросали детей.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Ученики (мы внесли их высказывания в таком виде)

1.Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих поступков, моих действий.

2.Совершая действия, помни, что ты – Человек!

3.Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

4. Протяни руку не для удара, а для помощи.

5.Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,

Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать,

Чтоб на деле детей от беды защитить,

Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.

Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти.

Чтоб на деле детей от беды защитить,

Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

В заключении урока учащимся предлагаю прокомментировать высказывание Эгиля Орвика «Наше безразличие к злу делает нас соучастниками преступления».

Учитель помогает учащимся осознать и прийти к ВЫВОДУ:

— Любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, создает условия для агрессии и тотального уничтожения.
-Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать, безразличие к чужой боли, жестокости, ущемлению человеческого достоинства и гражданских прав личности или народа в целом могут снова привести нас к Катастрофе.

Дождь стучит за окном,

Дождь не даёт мне покоя.

Да разве забудешь такое?

В результате дети написали небольшой стих

О чём звучит набат?

О чём предупреждает?

Кого мы должны жалеть….

Нам все твердят, что многого не знаем,

Так Вы нам расскажите

О детях Холокоста, о плаче в Бабьем Яре,

Об одногодках наших, что заживо сожжены

Рассказ ваш будет труден,

Но этого мы не забудем, расскажем про него.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *