что такое хама угэ
В Интернете снова пошутили про «бурятское» резюме
Создатели популярного юмористического паблика рассказали о шансах выпускников БГУ и ВСГУТУ устроиться на работу
В Бурнете уж несколько месяцев «гуляет» шуточное «бурятское» резюме с одним-единственным пунктом – «Я от дяди Баира».
В своё время оно даже попало в популярный федеральный паблик «Лепрозорий» «ВКонтакте», где насчитывается свыше трёх миллионов подписчиков.
Россияне потом несколько дней обсуждали, как можно устроиться на работу по блату. Многие интернет-пользователи отмечали, что подобные резюме есть не только у нас, но и в других регионах страны. «Калмыкское!», «И не только бурятское», «Казахи тоже так составляют!», «Когда вся Россия – Бурятия», «Российский подход», «И всё так просто: никаких тебе интервью по компетенциям и проективных вопросов», «Никогда такого не было и вот опять», – писали участники группы. Кто-то просто ставил «смеющиеся» смайлики. Бурная дискуссия развернулась и на развлекательном портале «Пикабу».
А недавно в местном паблике «Хамагуисты» появился коллаж, связанный с небезызвестным «дядей Баиром». Его создатели ясно дали понять, каковы шансы получить работу в республике у выпускников ведущих бурятских вузов и тех, кто трудоустраивается через родственников и знакомых.
Кстати, на одной из встреч с журналистами глава региона Алексей Цыденов рассказывал: люди, которые хотели попасть в правительство республики, предпринимали попытки сделать это с помощью связей. Правда, успехом они так и не увенчались.
— Конечно, такое было, – подтвердил Цыденов. – Регулярно. «Я от дяди Баира» – всё, бронебойный аргумент. Но перестали, с лета уже не ходят.
Отметим, в сообществе «Хамагуисты» есть и другие забавные мемы, понятные, пожалуй, только жителям нашей республики. Например, о том, как непросто сделать выбор между двумя национальными блюдами или что чувствует человек после знакомства с бурятом, если тот – «не борец» или «не знает родной язык».
В паблике немало шуток и про коронное бурятское блюдо – буузы.
Некоторые посты посвящены ёхору, Байкалу, бурятским именам, борцам ну и, конечно, языку.
Не обошлось и без наболевших проблем вроде мусора.
Кстати, само сообщество появилось в январе, и сегодня в нём состоят уже свыше двух тысяч человек.
11 слов, помогающих понять бурятскую культуру
Почему для бурят так важно понятие малой родины? Как праздновать Новый год Сагаалган? Что означают тряпочки на придорожных столбах и насыпи из камней, рядом с которыми стоит бутылка водки? Разбираемся в культуре Бурятии
1. Нютаг
Родина, малая родина
Табунщики. Картина Цыренжапа Сампилова. 1930-е годы © Цыренжап Сампилов / Национальный музей Республики Бурятия
Нютаг — невероятно важное понятие для большинства современных бурят. В традиционной культуре оно обозначает место, с которым человека связывают первые детские воспоминания, ассоциируются родители, бабушки и дедушки. Сюда человек стремится приехать сразу после долгой разлуки. При этом нютаг — не обязательно место рождения, а именно важное место, с которым человек чувствует неразрывную связь на протяжении жизни. Для обозначения конкретного места рождения существует отдельное словосочетание тоонто нютаг — место, где закопан послед человека (тоонто). Тоонто нютаг воспевается в одноименной песне, которая стала неофициальным гимном Бурятии, а само слово нютаг встречается в названиях многих частных заведений по всей республике.
Связь с нютаг у бурят сохраняется даже в условиях урбанизации. У многих выросших в Улан-Удэ, Иркутске, Чите и других городах есть родственники в тех местах, где родились их предки. Чем сильнее связи с ними, тем сильнее связи с нютаг. Кроме посещения родственников с нютаг таких бурят связывает и религия: каждый год они приезжают, чтобы провести обряды на обоо (см. ниже).
Нютаг также важная тема для разговора. При знакомстве всегда спрашивают: «Из какой вы местности?» (Ямар нютагайбта?). А после долгой разлуки: «Вы съездили на свою родину?» (Нютагаа ошоо гүт?) или «Как обстоят дела на вашей родине?» (Нютагаартнай ямар бэ?). Молодежи такие вопросы кажутся неуместными, так как они часто влекут за собой открытое восхваление своей родины, которое граничит с принижением малых родин других людей (нютагархаха). Это приводит к раздорам внутри бурятского общества.
2. Ахай
Вежливое обращение к старшему мужчине В некоторых диалектах бурятского языка это слово может употребляться и при обращении к старшей женщине, однако в данной статье мы ориентируемся на его значение в стандартном литературном языке.
Бурятская семья. Начало XX века moy-ulan-ude.livejournal.com
Почтительное отношение к старшим выражается у бурят среди прочего в обращении та («вы») и в прибавлении после имени определенных терминов родства: Баяр-ахай, Слава-ахай, Амгалан-ахай. Ахай для бурят — главный символ прочных родственных отношений, защиты и поддержки. Изначально это слово означало «старший брат с любой степенью родства»: родной, двоюродный, троюродный и так далее. В бурятских семьях ахай зачастую становится воспитателем и служит главным примером для младших, пока родители трудятся на работе. Ахай можно доверить секрет или пожаловаться на обидчика. Стереотипный бурятский ахай всегда требует беспрекословного подчинения и послушания, но в сложной ситуации вступится за младших, решит их проблемы и поможет.
3. Хадаг
Сложенная узкая шелковая ткань, которую подносят в знак почтения и добрых пожеланий
Участницы праздника в честь 1000-летия национального героического эпоса «Гэсэр» с символом гостеприимства бурятского народа — хадагом. 1995 год © Владимир Матвиевский / Фотохроника ТАСС
Хадаг Также встречается в написании хадáк. — главный атрибут бурятской культуры, одинаково применяемый бурятами как в религиозных, так и бытовых церемониях. Изначально распространенные среди бурят-буддистов, в постсоветскую эпоху хадаги стали использоваться и бурятами-шаманистами Среди бурят распространены две религии: шаманизм и буддизм. Большинство бурят двуеверны, однако есть и те, кто придерживается только одной религии. как универсальные символы гостеприимства, доброжелательности, почета, уважения и признания заслуг. Хадаг преподносят не только уважаемым людям — буддийским священнослужителям-ламам, старейшинам, высокопоставленным лицам и спортсменам, — но и образам божеств на гунгарбаа (божнице), а также духам-хозяевам многочисленных священных мест (обоо, или бариса) по всей этнической Бурятии. Хадаг служит также и оберегом: водители размещают его в салонах машин над лобовым стеклом и вешают на столбах и деревьях на опасных участках дороги.
Хадаг также непременный атрибут церемонии сватовства. Она завершается в доме невесты обрядом хадаг табиха, что означает «ставить хадаг»: главный сват со стороны жениха кладет расправленный хадаг на божницу, тем самым спрашивая разрешение взять невесту в семью жениха не только у ее родителей, но и у божеств на божнице. Если дело идет к свадьбе, родственники непременно интересуются: «Поставили ли они хадаг?» или «Когда они будут хадаг ставить?» — чтобы начать полноценную подготовку к предстоящему торжеству.
4. Обоо
Насыпь на возвышенности из камней, веток и так далее, где совершается религиозный обряд, посвященный местным духам
Обоо над Чуей. 2014 год © Александр Фролов / CC BY-SA 4.0
Каждое лето на обоо проводятся грандиозные родовые молебны, на которых собираются не только местные жители, но и их земляки, живущие в других районах и городах. Они приглашают ламу из близлежащего дасана, буддийского монастыря, который проводит молебен и отдает дань уважения духам — хозяевам обоо. После молебна начинаются три мужских игрища эрын гурбан наадан, или просто наадан.
5. Наадан
Ученица 11-го класса Шура Будаева стреляет из лука на празднике, посвященном Дню Победы. Бурятия, 1965 год © Л. Хайдуров / РИА «Новости»
Словом наадан принято называть любое развлекательное или спортивное мероприятие, подразумевающее относительно большое количество участников и зрителей: от летнего спортивного праздника в деревне (эрын гурбан наадан) до Олимпийских игр (Олимпиин наадан). Но чаще всего речь идет именно о первом мероприятии, которое включает в себя три вида спорта: борьба (бүхэ барилдаан), стрельба из лука (һур харбаан) и скачки (мори урилдаан). Традиционно в наадан могли участвовать только мужчины (что до сих пор отражено в названии: эрын гурбан наадан переводится с бурятского как «три мужских игрища»), сегодня же это правило распространяется только на борьбу, тогда как в стрельбе и скачках наравне с мужчинами участвуют и женщины. Наадан может быть как самостоятельным мероприятием, так и развлечением во время важного события — например, обряда почитания обоо. Самостоятельные наадан проводятся не только в отдельных селах и районах Бурятии, но и в столице Улан-Удэ. Соревнования очень популярны и азартны, что неудивительно: в качестве награды можно получить живого барана или деньги.
6. Дасан
Буддийский храмовый комплекс
У входа в Иволгинский дасан. 1965 год © Игорь Виноградов / РИА «Новости»
В традиционной бурятской культуре образование и религия были неотделимы друг от друга. Это отразилось и в языке: в тибетском есть слово «дра-цан» (grwa chan), означающее буддийское высшее учебное заведение, которое заимствовалось в бурятский в форме дасан В русских словарях это слово зафиксировано в варианте «дацан». и стало обозначать буддийский монастырь. На территории дасанов живут буддийские ламы, которые дают астрологические прогнозы (зурхайша лама), занимаются медициной (эмшэ лама). Дасан для бурят больше, чем храм: это нетронутый сторонними влияниями островок культуры и языка, где люди свободно говорят и между собой, и с ламами. Традиционно общение прихожан со священнослужителями проходило на бурятском языке. Это сохраняется и сегодня — в отличие от других сфер жизни, где принято использовать русский. При дасанах работают кафе с бурятской кухней. Дасаны славятся своей традиционностью и даже консерватизмом, который проявляется в том числе и в сохранении патриархальных представлений. Есть даже шутка про три «д» бурятской женщины: дети, дом, дасан (по аналогии с тремя «к» немецких женщин Kinder, Küche, Kirche).
Если обычные дни в дасан проходят неторопливо и тихо, то в канун и в первые дни праздника Сагаалган, Нового года по лунному календарю, сюда стекаются толпы жаждущих получить астрологический прогноз о предстоящем годе: что можно будет реализовать, а что лучше отложить на будущее, чтобы прожить этот год благополучно и без больших потрясений.
7. Сагаалган
Праздник Нового года по лунному календарю
Открытка к празднику Сагаалган © Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Бурятия»
Один из главных бурятских семейных и религиозных праздников, в котором тесно переплетена буддийская и бытовая обрядность. Каждый год Сагаалган выпадает на разные даты по григорианскому календарю, но обычно это конец января — февраль. Слово Сагаалган происходит от глагола сагаалха, что значит «есть белую пищу». Белая, то есть молочная, пища, символизирующая чистоту помыслов и действий, считается у бурят священной: ее используют в качестве подношения духам и угощают гостей. Молоко, молочная водка, масло, творог, сметана, сыр также становятся главным угощением новогоднего стола.
Активная подготовка к Сагаалгану начинается с обряда очищения (дүгжүүбэ), который проводится за два дня до праздника. На территории дасана разжигают два костра: в большом ламы после специального молебна сжигают деревянную конструкцию, которая символизирует все плохое, совершенное за прошедший год. Маленький костер предназначен для кусочков теста, бумаги и ткани, которыми верующие обтирают свое тело, очищая себя от негативных мыслей и энергии. Следующий день, канун Сагаалгана (бүтүү үдэр), принято проводить дома и готовиться духовно к встрече Нового года. Сам Сагаалган наступает с первыми лучами солнца, когда богиня Палден Лхамо спускается на Землю и дарует свою защиту бодрствующим на весь предстоящий год. Поэтому в первый день Сагаалгана (шэнын нэгэн) принято вставать очень рано.
Когда все религиозные обряды завершены, начинаются визиты к родственникам, в первую очередь к самым старшим, и продолжаются все первые две недели после наступления Сагаалгана. Встреча начинается с обряда приветствия (золгохо ёһо): младшие поддерживают обеими руками руки старших, выражая свое уважение и готовность поддержать их в любой момент. Это сопровождается ритуальными приветствиями, которые связаны со скотоводством и соблюдаются даже теми, кто не держит и никогда не держал скот. Младший спрашивает: «Упитаны и здоровы ли ваши бычки и жеребята?» (Буруунтнай булшантай гү?, Даагантнай далантай гү?). Старший каждый раз отвечает утвердительно: «Упитаны, здоровы» (булшантай и далантай). Стандартным приветствием является Сагаалганай мэндэ! («С Сагаалганом!»), как наше «С Новым годом». Если приехать не получается, можно позвонить по телефону или скайпу. В эти дни также принято посещать молебны в дацанах, где ламы и верующие молятся за благо всех живых существ в Новом году.
8. Бууза
Рубленое мясо, завернутое в тесто и сваренное на пару
Бурятский натюрморт. Картина Марии Метелкиной. 1979 год © Мария Метелкина / Художественный музей им. Ц. С. Сампилова
Бууза — настоящий гастрономический бренд Бурятии. Отсылку к нему можно встретить везде: в искусстве, сувенирах, названии инстаграма бурятской миллионницы Вики Бузы и кинематографе (существует фильм, посвященный этому блюду). Уж не говоря о множестве придорожных кафе-буузных, распространенных не только в Бурятии, но и за ее пределами.
Хотя подобные блюда известны по всей Азии от Кавказа до Японии (хинкали у грузин, манты у тюркских народов, момо у тибетцев), именно в Бурятии буузы затмили собой все исконные блюда кочевой культуры. Слово «бууза» происходит от китайского слова 包子 (бао-цзы), где им называют пирожок из дрожжевого теста с мясной и/или овощной начинкой, приготовленный на пару. В отличие от бао-цзы в буузах в качестве начинки используется только мелко нарубленное мясо, завернутое в пресное бездрожжевое тесто. Едят их следующим образом: надкусывают тесто сбоку, выпивают сок через отверстие и затем съедают мясо с тестом. Это блюдо очень сытное и относительно недорогое: в Бурятии одна бууза стоит в пределах 35–45 рублей.
9. Ёохор
Бурятский круговой танец
Праздник в честь победы Гэсэра. Линогравюра-иллюстрация Александры Сахаровской к бурятскому эпосу «Гэсэр». 1974 год © Александра Сахаровская / РИА «Новости»
Если попросить любого жителя Бурятии назвать традиционный бурятский танец, то первое, что придет ему в голову, — это ёохор. Ёохор исполняется на любых массовых мероприятиях, чаще всего во время наадан и свадеб. Танцующие берутся за руки, образуют круг, шагают по часовой стрелке и поют хором ёохорные песни. Исполнение этих песен требует хорошего знания языка и канонов ёохорной поэзии, что сегодня встречается довольно редко. Поэтому чаще всего танцующие исполняют ёохор молча под аутентичные или обработанные под эстраду записи. И все же танец не уходит в небытие. Его движения, поэзия, мелодика до сих пор служат источником вдохновения для руководителей танцевальных коллективов: хоть и в измененной форме, ёохор продолжают исполнять на сцене профессиональные певцы и танцоры. Каждое лето проводится фестиваль «Ночь ёохора», на котором артисты обучают всех собравшихся ёохорным песням и движениям.
10. Хамаагүй
Все равно, без разницы
Дети в национальных костюмах на фольклорном фестивале. Бурятия, 2008 год © Полина Кобычева / Diomedia
11. Болтогой
Борцы. Картина Дугара-Доржи Тудупова. 1940 год Национальный музей Республики Бурятия
На любом бурятском торжестве, будь то свадьба, юбилей или же большой праздничный концерт, то и дело можно услышать восклицание «Болтогой!». Это восклицание — древняя пожелательная форма от глагола болохо («сбываться», «становиться»), которая переводится чаще всего как «да будет так». Неудивительно, что им завершаются многие длинные поздравительные үреэлы («благопожелания»), которые до сих пор популярны и звучат на любом праздничном мероприятии. Первым «болтогой» говорит тот, кто произносит и заканчивает благопожелание, а уже затем все присутствующие гости вместе восклицают: «Болтогой!» Этим они показывают, что одобряют и закрепляют все сказанное, а также присоединяются к пожеланиям. Из-за тесной связи с благопожеланиями болтогой носит исключительно торжественный характер, ассоциируется с атмосферой большого праздника. Самые красивые и добрые үреэлы можно чаще всего услышать от старейшин, поэтому слово «болтогой» — не просто завершение пожелания, но и символ благословения со стороны старших родственников.
Польза и вред турецкой бани хамам: как часто посещать?
Хамам — баня для здоровья
Польза и вред турецкой бани — видео:
✅Польза турецкой бани хамам🌡Все о хамаме ⚜⚜⚜
✅Что такое хамам?🌡Все о хамаме ⚜⚜⚜
✅Секреты хамама🌡Все о хамаме ⚜⚜⚜
✅Все о пользе хамама для здоровья🌡Все о хамаме ⚜⚜⚜
Как правильно париться в турецкой бане?
В турецкой бане можно находиться достаточно длительное время. Частые посещения хамам не запрещены и даже рекомендуются многими специалистами. Влажность внутри парной оказывает благоприятный эффект на тело и кожу человека. Она «не обжигает», а значит париться в хамам это еще громко сказано, скорее распариваться будет правильным описанием вашего нахождения в парной.
Посещение хамама схоже с неким ритуалом и для получения оздоровительно-расслабляющего эффекта все процедуры нужно делать последовательно:
Травяной чай способствует восполнению запаса потерянной в процессе посещения хамам жидкости. Происходит это за счет активного дыхания в парной и составляет порядка 2% от веса человека.
Чем полезен хамам?
Атмосфера в хамаме поистине исцеляющая и многие считают его панацеей от всех бед. Но так ли это на самом деле и для всех ли полезна турецкая баня? Какую пользу играет хамам для здоровья и действительно ли помогает похудеть женщинам?
Польза турецкой бани
Настоящий турецкий хамам действительно очень полезен и в большинстве случаев значительно улучшает самочувствие. Так зачем же ходить в хамам?
Под его воздействием с организмом человека происходит следующее:
Вред от посещения хамам
Противопоказания к посещению
Какими бы целебными свойствами не обладал хамам, противопоказаний к его посещению имеется целый список.
Воздержаться от пребывания в турецкой бане необходимо в таких случаях:
Преимущества и недостатки турецкой бани (плюсы и минусы):
Польза | Противопоказания |
Помогает раскрыть поры и вывести токсины | При заболеваниях щитовидной железы |
Кожа становится более гладкой — омолаживается | Онкологических заболеваниях |
Повышает иммунитет | Гипертоникам |
Улучшается нервная система | Болезни легких |
Разгоняет обмен веществ (помогает похудеть) | Грибковых заболеваниях |
Приводит в норму кровяное давление | Ранняя беременность |
Помогает бороться с хроническими заболеваниями | При варикозе |
Снимает стресс и расслабляет мышцы | Если в организме воспалительный процесс |
Снимает боли от ревматизма, артрита, остеохондроза | При психических расстройствах |
В чем посещают и что нужно брать с собой?
Эти вопросы всегда актуальны для любой бани или сауны, не только турецкой. Особенно это волнует женщин.
Список необходимых вещей для посещения хамам следующий:
Еду в хамам брать не рекомендуется. Не стоит создавать лишнюю нагрузку на организм.
Самое главное перед посещением турецкой бани расслабиться и настроиться на приятную и располагающую к себе атмосферу. На вопрос как часто можно париться в хамам точного ответа нет. Оптимальным количеством считается от одного до трех посещений в неделю. Наиболее частые посещения скорее пойдут на пользу. При правильном подходе можно париться хоть каждый день, но для оздоровительного эффекта вполне хватит и одного дня в неделю.
Фото последних работ наших подрядчиков: