что такое функциональное состояние организма

Функциональное состояние организма

Содержание

Оценка функционального состояния организма человека при решении задач массового спорта и спорта высоких достижений [ править | править код ]

Д. В. Попов, А. И. Нетреба, О. И. Орлов, О. Л. Виноградова, А. И. Григорьев Государственный научный центр РФ Институт медико-биологических проблем Российской академии науку Россия

Статья написана с целью систематизации различных методических подходов к оценке функционального состояния людей с различным уровнем подготовленности. Приводятся данные о современных тестах и методах оценки энергетики мышечной работы, современных представлениях о факторах, ограничивающих аэробную работоспособность человека: обсуждается роль отдельных этапов кардиореспираторной системы в процессе доставки кислорода к работающей мышце, роль системы утилизации кислорода работающей мышцей и роль гликолиза. Скоростно-силовые качества (способности) посвящена оценке скоростно-силовых возможностей скелетных мышц: обсуждается влияние центральных и периферических механизмов на способность развивать максимальную произвольную силу, рассматриваются особенности различных режимов мышечного сокращения и принципы тестирования скоростно-силовых возможностей.

Тестирование функционального состояния людей в спорте высоких достижений и в массовом спорте имеет характерные особенности.

В спорте высоких достижений

целью тренировки является максимальное развитие комплекса двигательных качеств, позволяющего показать рекордные достижения при выполнении конкретных упражнений, специфических для данного вида спорта. Решение этой задачи связано с максимальным напряжением функциональных и регуляторных возможностей организма и, соответственно, предполагает участие в тренировочном процессе молодых, двигательно одаренных и здоровых людей. Однако в процессе максимального развития двигательных качеств нередки случаи чрезмерного напряжения/перенапряжения организма, выхода за пределы его резервных возможностей и развития предпатологических и даже патологических изменений.

В массовом спорте основная задача — это поддержание и развитие функциональных возможностей организма человека, укрепление его здоровья, продление активной жизни. В мероприятиях массового спорта участвуют люди разного возраста и уровня здоровья без отбора на одаренность.

Несмотря на принципиальные различия в решаемых задачах, общие принципы подхода к тренировочному процессу и оценке функциональных возможностей в спорте высоких достижений и в массовом спорте весьма сходны. В частности, основная задача тестирования функционального состояния организма с помощью нагрузочных проб

это оценка резервных возможностей организма по конкретному качеству и/или экономичности работы соответствующей системы. Основные различия между спортом высоких достижений и массовым спортом состоят в следующем. В спорте высоких достижений резервные возможности оцениваются, как правило, прямыми методами, т.е. нагрузочность используемых тестов принципиально выше, кроме того, оценивается значительно большее количество качеств. Напротив, при контроле в массовом спорте за состоянием людей среднего и пожилого возраста необходимо правильно определить рациональный двигательный режим, адекватный функциональному состоянию и возрастным анатомо-физиологическим особенностям этих контингентов. Основными задачами контроля являются: оценка состояния здоровья, работоспособности и физической подготовленности занимающихся; систематическое наблюдение за динамикой этих показателей в зависимости от используемых нагрузок с учетом характера двигательной активности; выбор на основе результатов тестирования форм и средств тренировки; обучение занимающихся системе самонаблюдений.

В данной статье содержится систематизированная информация о различных методических подходах к оценке функционального состояния людей с различным уровнем подготовленности. Приводятся данные о новых методах оценки энергетики мышечной работы и о новых тенденциях в тренировке силы.

Тестирование аэробной работоспособности [ править | править код ]

Как известно, для мышечного сокращения требуется энергия, выделяемая при гидролизе молекулы АТФ. Запасов АТФ в мышечной клетке хватает всего лишь на 1

2 секунды максимальных сокращений, причем даже при многолетней физической тренировке концентрация АТФ в мышце практически не изменяется. Во время работы АТФ ресинтезируется в мышце за счет анаэробных реакций (креатинфосфатная реакция и гликолиз) и за счет реакций окисления. Энергообеспечение работы продолжительностью более 3

4 минут происходит главным образом за счет аэробных реакций. Можно утверждать, что человек при прочих равных условиях (одинаковых морфоантропометрических параметрах, одинаковой технике выполнения упражнения и одинаковой мотивации) будет развивать и поддерживать тем большую мощность работы, чем больше молекул АТФ будет гидролизировано и ресинтезировано за данный промежуток времени. Поэтому оценка интенсивности аэробных процессов во время работы представляет большой прогностический интерес для определения работоспособности организма.

Ограничение аэробной работоспособности связывают с низкой скоростью доставки кислорода к мышцам, недостаточными диффузионной способностью и окислительным потенциалом мышц или чрезмерным накоплением метаболитов анаэробного гликолиза. Система доставки и утилизации кислорода достаточно сложна и включает несколько этапов. Не удивительно, что не удается выделить единственную, «главную» причину, ограничивающую аэробную работоспособность людей разного уровня функциональной подготовленности. Проблема выявления факторов, ограничивающих аэробную работоспособность, становится особенно актуальной, когда речь идет о высокотренированных спортсменах, работающих с предельным напряжением систем вегетативного обеспечения мышечной деятельности. Для правильной организации

тренировочного процесса у этого контингента необходимо четко представлять физиологические механизмы, ограничивающие рост аэробной работоспособности, и иметь обоснованный алгоритм выбора методик тренировок, направленных на ее увеличение.

Физиологические основы аэробной работоспособности [ править | править код ]

В соответствии с законом Фика потребление кислорода зависит не только от утилизации кислорода в мышце, но и от фактора доставки кислорода. Поэтому при оценке аэробной работоспособности необходимо выявлять ограничения со стороны доставки кислорода к мышце. Если эти ограничения имеются, необходимо разобраться, на каком этапе кислородтранспортной системы они находятся.

Глоссарий [ править | править код ]

Аденозинтрифосфат (АТФ) — нуклеотид, универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах. В частности, энергия, необходимая для мышечного сокращения, выделяется при расщеплении молекул АТФ.

Аэробная работоспособность — способность совершать мышечную работу заданной мощности, во время которой ресинтез АТФ идет преимущественно за счет реакций окисления.

Аэробно-анаэробный переход — мощность в тесте с возрастающей нагрузкой, при которой в энергообеспечение мышечной работы начинает активно подключается гликолиз. Для количественной характеристики аэробно-анаэробного перехода используют различные показатели: порог анаэробного обмена, лактатный порог, вентиляторный порог и т.д.

Гликолиз — основной путь ресинтеза АТФ во время высокоинтенсивных нагрузок продолжительностью 1

Изокинетический режим мышечного сокращения — сокращение или удлинение мышцы с постоянной скоростью.

Изометрический режим мышечного сокращения — напряжение мышцы без изменения ее длины.

Изотонический режим мышечного сокращения — сокращение или удлинение мышцы при постоянной внешней нагрузке.

Концентрический режим мышечного сокращения — напряжение мышцы на фоне ее укорочения.

СВ _ сердечный выброс

Библиография [ править | править код ]

Аулик И. В. (1990). Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина. [В книге изложены физиологи ческие основы тестирования работоспособности в спорте.]

Мак-Комас А. Дж. (2001). Скелетные мышцы. Строение и функции. Киев: Олимпийская литература. [В руководстве подробно описаны молекулярные механизмы мышечного сокращения, строение и функции скелетных мышц.]

Brooks G. et al. (1999). Exercise physiology. Human bioenergetics and its applications. Me Grow Hill. [В руководстве описаны механизмы энергетического обеспечения и механизмы вегетативного обеспечения мышечной работы различной интенсивности.] Connett R.J. et al. (1990). Defining hypoxia: a systems view of V02, glycolysis, energetics, and intracellular P02. J. Appl.Physiol. V.68.

842. [В статье обобщены результаты серии исследований на изолированной мышце, посвященных изучению роли гликолиза и аэробных реакций в энергообеспечении мышечной работы.]

Higbie Е. J. et al. (1996). Effects of concentric and eccentric training on muscle strength, cross-sectional area, and neural activation. J Appl Physiol; 81: P. 2173

2181. [В работе обсуждаются физиологические эффекты длительной тренировки силы в концентрическом и эксцентрическом режимах.]

Maughan R. et al. (1997). Biochemistry of exercise and training. Oxford university press. [В руководстве освещены основные вопросы биохимии упражнений.]

Richardson R.S. et al. (1998). Lactate efflux from exercising human skeletal muscle: role of intracellular P02. J. Appl.Physiol. V.85.

P. 627-634. [В работе обсуждается роль гликолиза и аэробных реакций во время мышечной работы различной интенсивности у спортсменов, тренирующих выносливость.]

Semmler et al. (2000). Neural contributions to the changes in muscle strength. In: Biomechanics in Sport: The Scientific Basis of Performance, (ed. Zatsiorsky VM): Oxford, Blackwell Science; 3_20. [В главе обсуждается влияние нервной системы на скоростно-силовые показатели скелетных мышц.] van Hall G. et al. (2000). Lactate as a fuel for mitochondrial respiration. Acta Physiol Scand., v. 168, no. 4, p. 643_656. [В статье обсуждаются вопросы метаболизма лактата при физической нагрузке.]

Биографическая справка [ править | править код ]

Область научных интересов: физиология мышечной деятельности и регуляция вегетативных функций. Опубликовала 120 научных работ.

Орлов Олег Игоревич, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН по научной работе. Координирует инновационную деятельность института, в том числе по программе создания сети центров физического здоровья.

Профессор кафедры многопрофильной клинической подготовки на факультете фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова и кафедры медицинской информатики Московского медико-стоматологического университета. Член ряда международных, межведомственных и академических советов. Член Правления международного общества по телемедицине и электронному здравоохранению. Действительный член Международной академии астронавтики. Член редколлегий журналов «Клиническая информатика и телемедицина», «Telemedicine and e-Health», электронного журнала «Физиология мышечной деятельности».

Область научных интересов: космическая физиология и гравитационная биология, телемедицина. Автор более 70 научных работ по изучению физиологических механизмов адаптации человека к условиям невесомости и при ее моделировании, а также экстремальным воздействиям (гипербария, вращающаяся среда, перегрузки), оценке эффективности различных средств профилактики на различных этапах космического полета.

Григорьев Анатолий Иванович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН и РАМН, член Президиума РАН, вице-президент РАН (с 2008 г.), научный руководитель ГНЦ РФ-ИМБП РАН, заведующий кафедрой экологической и экстремальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.

Внес значительный вклад в изучение метаболизма, водно-солевого обмена и его гормональной регуляции в условиях космического полета и при наземном моделировании невесомости и в разработку средств и методов медицинского обеспечения и профилактики неблагоприятного воздействия факторов космического полета. Его труды во многом способствовали обеспечению медицинской безопасности длительных космических полетов. Возглавляет отечественную научную школу по космической физиологии и медицине. Занимает высокие позиции в международном сотрудничестве в области пилотируемой космонавтики. Активно участвует в разработке проблемы здоровья. Им сформулированы основные положения учения о норме, донозоло-гических состояниях и функциональных резервах организма.

Научные исследования посвящены проблемам в области сложных научных дисциплин: космическая биология, физиология и медицина, гравитационная физиология, протео-мика, медицинское обеспечение длительных и межпланетных полетов. Автор и соавтор более 300 научных публикаций и более 20 патентов.

Источник

Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции

М. ИСАКОВА, консультант отдела методологического обеспечения и психологических инноваций Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, магистр психологии

ТЕМА ПО ВПП № 22 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ

Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции

Понятие функционального состояния человека. Методы оценки функционального состояния

На профессиональную деятельность военнослужащего, его поведение и психологическое благополучие влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся, например, содержание выполняемой задачи, качество организации рабочего пространства (оборудования, физической и социальной среды и так далее). К внутренним — уровень мотивации, уровень развития когнитивных функций (память, внимание, скорость принятия решения и прочее), функциональное состояние и другие. В рамках данного занятия мы рассмотрим функциональные состояния, их виды, методы оценки и способы саморегуляции.

Понятие «функциональное состояние» достаточно широко используется в психологии и физиологии, однако его определение вызывает некоторые затруднения как у психологов, так и у физиологов. Физиологи чаще употребляют термин «функциональные состояния», а психологи — «психические состояния». Однако в любом функциональном состоянии присутствует психическое начало, а в любом психическом — физиологическое. Понятия «функциональные состояния» и «психические состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны.

Некоторые ученые понимают под функциональным состоянием тонус нервной системы — уровень активности/пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе и психическая. Советский психолог и психотерапевт В.Н. Мясищев считал, что состояние — это общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. В данном подходе речь идет о различных уровнях активации коры мозга, понимаемых как разные состояния: сон / бодрствование, возбуждение / торможение.

Функциональное состояние — это интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение любой деятельности. От функционального состояния организма зависит физическое и психическое состояние человека, успешность его труда, обучения, творчества.

Любая деятельность организма протекает на фоне того или иного функционального состояния, которое определяется активностью мозговых структур и зависит от времени суток, предшествующей деятельности, включенности мотивационных процессов и т.д. Иначе говоря, функциональное состояние — это общий уровень активности организма, влияющий на работоспособность человека, в том числе способность принимать быстрые и верные решения.

Благоприятные функциональные состояния проявляются в радости, восторге, других положительных эмоциях и увеличивают общую активность, быстроту принятия решений, концентрацию внимания. Негативные функциональные состояния (стресс, утомленность и др.) могут проявиться в рассеянном внимании, затрудненном понимании и запоминании информации.

Наука выделяет несколько видов функциональных состояний:

1) Стресс

Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. По определению основоположника учения о стрессе Г. Селье, стресс — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Часто в понятие «стресс» вкладывают негативный смысл, однако стресс может влиять на организм не только отрицательно, но и положительно.

Психологами выделяются различные виды стресса:

кратковременный стресс — в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся в организме программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. Испуг при виде внезапно выбежавшей навстречу собаки может служить примером острого непродолжительного стресса;

длительный стресс — в ходе него происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов; такой вид стресса истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации (сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта). Примером хронического стресса являются длительные эмоциональные переживания.

В связи с особенностями раздражителя, вызывающего стресс, различают также физический стресс и эмоциональный стресс:

при физическом (физиологическом, первосигнальном) стрессе организм защищается от воздействия физических факторов (ожог, травма, сверхсильный шум и т.д.);

эмоциональный (психоэмоциональный, второсигнальный, психогенный, психический, психологический, психофизиологический стресс, или психическая, нервно-психическая, эмоциональная напряженность) стресс представляет собой защиту организма от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции.

Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения чувств, возникающих при переживании угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми. Последствия эмоционального стресса могут быть не менее, а иногда и более существенными, чем последствия физического стресса.

Суть реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для его защиты от угрожающих и разрушающих воздействий различного характера — как психических, так и физических, а также возвращения организма к балансу и нормальным условиям существования. Следовательно, стресс — это нормальная реакция здорового организма, выполняющая защитную, или адаптационную, функцию.

Для каждой стадии стресса характерны специфические изменения в организме человека. Так, на ранней стадии стресса может отмечаться общее улучшение самочувствия. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса. Дальнейшее повышение уровня стресса может негативно отразиться на организме. Чем больше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода в неблагополучное состояние.

Таким образом, поведенческими показателями стресса являются сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность, а также дрожание в голосе, ускоренный или замедленный темп речи. На физиологическом уровне стресс проявляется, например, в продолжительной головной боли, бессоннице, нарушении пищеварения, учащенном сердцебиении.

Профилактика стрессовых состояний — сложная задача, включающая в себя целый ряд аспектов. В этом отношении прежде всего важна позиция человека, в том числе его ответственность за свое здоровье. Нередко чрезмерный стресс и негативные эмоциональные состояния обусловлены неверной интерпретацией индивидом своего окружения и отсутствием признания личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, следовательно, за свое здоровье.

2) Монотония

Монотония — это специфическое состояние человека, возникающее вследствие выполнения однообразной работы или повторяющихся относительно простых трудовых действий. Оно характеризуется пониженной психической активностью, может быстро исчезнуть при смене условий труда.

При развитии явления монотонии человек теряет способность к концентрации внимания, ощущает скуку, вялость и апатию, снижается его общий интерес к работе. В первую очередь появляются такие симптомы, как снижение психической активности, снижение бдительности, сонливость, раннее снижение работоспособности и появление признаков утомления. Снижение работоспособности и развитие утомления при однообразной работе происходит так быстро (уже через 30 мин.), что это не может быть следствием функционального истощения. Еще одной особенностью монотонии является то, что однообразие действует сильнее при легкой работе, чем при тяжелой. Кроме того, одна и та же работа может восприниматься одними людьми как однообразная, а другими — нет. Стоит отметить, что состояние монотонии не только пагубно сказывается на психологическом состоянии личности, но и может создать угрозу для окружающих людей — например, вождение автомобиля при монотонии может стать причиной несчастного случая.

Характерными особенностями однообразной (монотонной) деятельности являются:

Чрезмерное дробление операций;

Малая или средняя трудность выполняемой работы;

Недостаточное число раздражителей;

Недостаточность мышечных усилий;

Суженный объем внимания.

3) Утомление

Утомление — состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер. Нагрузки на службе, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно организовывать режим сна и отдыха, а также грамотно распределять свое время могут привести к такому функциональному состоянию.

Психологами выделено 3 стадии утомления:

Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость помогут правильная организация отдыха и несколько часов сна.

Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные поведенческие изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).

Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.

Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояния самого организма, мотивации к деятельности, условий окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.

Утомление проявляется в наличии чувства неуверенности, раздражительности, снижении внимания. Физиологическими индикаторами утомления являются побледнение кожных покровов, повышенное потоотделение, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.

4) Пресыщение

Пресыщение представляет собой состояние непринятия слишком простой, субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения. Состояние психологического пресыщения вызвано однообразной, малосодержательной деятельностью, неинтересной для человека. К основным признакам и симптомам пресыщения относят потерю интереса к работе, активное желание ее сменить, а также разнообразить текущий способ ее выполнения.

В субъективных ощущениях пресыщение проявляется в чувстве раздражения и отвращения к выполняемой деятельности. Физиологически проявляется в снижении частоты сердечных сокращений.

Функциональные состояния проявляются на четырех уровнях:

Физиологическом, связанном с изменениями в работе систем жизнеобеспечения: нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и других систем;

Психофизиологическом, включающем в себя косвенные оценки физиологических реакций;

Психологическом, проявляющемся в оценке изменений собственного состояния, что дает субъекту информацию для корректировки своего поведения;

Поведенческом (внешние проявления того или иного функционального состояния).

В соответствии с этим конкретные методы оценки функционального состояния могут быть дифференцированы на четыре основные группы: физиологические, психофизиологические, психологические, поведенческие.

К физиологическим методам относятся:

методы оценки вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.);

электрофизиологические (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и др.).

К психофизиологическим методам относится, например, критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) (диагностика поля зрения путем фиксации того момента, когда человек вместо мелькающих на экране точек увидит постоянное свечение).

Психологические методы представлены следующим образом:

субъективные тесты — САН (самочувствие-активность-настроение), шкала состояний, шкала дифференциальных эмоций, шкалы личностной и ситуативной тревожности, опросники физического и умственного утомления и степень хронического утомления;

проективные тесты — например, методика «Рисунок несуществующего животного»;

объективирующие психометрические тесты (таблица 1).

методы количественного анализа результативности деятельности:

а) оценка производительности труда;

в) анализ продуктов деятельности;

г) анализ ошибок и неправильных действий;

методы качественного анализа поведения:

а) стандартизованное наблюдение;

б) анализ речевого поведения;

в) анализ паттернов глазодвигательных реакций;

г) анализ мимики и пантомимики;

д) анализ группового поведения.

Регуляция негативных функциональных состояний

В широком смысле функциональные состояния характеризуют весь диапазон вариаций психической активности (ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление, речь, мотивация и эмоции) человека во сне и в бодрствовании.

Негативные функциональные состояния (НФС) возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их формирования. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста-психолога.

Круг методов регуляции функционального состояния достаточно широк. К ним относятся комплекс общих рекомендаций и приемы психологической регуляции.

Общими рекомендациями по регуляции и профилактике негативных функциональных состояний являются следующие:

смена обстановки и видов деятельности. Например, во время перерыва рекомендуется проветрить рабочее помещение и выйти на свежий воздух. Доказано, что приток свежего воздуха улучшает умственную деятельность;

соблюдение режима труда и отдыха. Даже небольшой перерыв в 3–5 минут может ненадолго отвлечь от работы и тем самым переключить внимание;

регулярный медосмотр. Физическое здоровье — основа психического благополучия;

правильное питание и полноценный сон. Приемы пищи должны быть регулярными, еда — разнообразной и насыщенной клетчаткой, порции — умеренными;

различные виды специализированной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов.

2. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.

Типичная задача прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний — снятие проявлений стрессовых состояний и уменьшение степеней эмоциональной напряженности, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, на фоне нормализации состояния человека (главным образом за счет успокоения, расслабления) часто возникает необходимость активизировать протекание восстановительных процессов для скорейшего достижения высокой работоспособности, а также усилить мобилизацию внутренних ресурсов организма.

Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести методы, приведенные в таблице 2.

Среди методов, применяемых психологами в работе с НФС, выделяются способы регуляции стрессовых состояний, а также состояний пресыщения, монотонии и утомления (таблица 3).

Для такого НФС, как стресс, применимы следующие способы саморегуляции:

Дыхательные упражнения для быстрого снятия напряжения. Необходимо сделать вдох на счет от 1 до 10, задержать дыхание, а затем выдох — при счете от 10 до 1.

Упражнение «Арифметика» на концентрацию внимания. Необходимо подсчитать, сколько осталось дней до знаменательных дат текущего года (например, до дня рождения, до дня свадьбы, отпуска). Таким образом внимание концентрируется на математических операциях и, как следствие, снижается уровень тревоги.

Метод самоприказа. Произнесение, желательно многократное, вполголоса или вслух фразы, в которой выражается способность преодолеть трудность с целью усиления совладания с собой. Например, «я могу сделать…», «я должен(а) преодолеть…»

Нервно-мышечная релаксация. В этом упражнении имеются некоторые противопоказания: эпилепсия, травмы спинного и головного мозга. Необходимо последовательно напрягать (по 10 секунд) и расслаблять каждый сектор тела (по 3 раза на каждый) в следующем порядке: ноги, ягодицы, брюшной пресс, грудная клетка, руки, плечи, лицо. Упражнение способствует полному расслаблению всех групп мышц и преодолению тревожного или стрессового состояния.

Прослушивание расслабляющей музыки также способствует снижению уровня тревоги и стресса.

С целью самостоятельной регуляции состояний утомления, монотонии и пресыщения применяются следующие упражнения:

Упражнение «Вижу, слышу, ощущаю». Для того чтобы отвлечься, с повышенным вниманием отмечайте, что вы видите — какие предметы попадают в поле зрения, слышите — какие звуки, шорохи, голоса вас окружают, и ощущаете — прикосновение одежды, неровности покрытия под ногами, стук сердца.

Гимнастика для расслабления глаз: плотно закрывать и широко открывать глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.); крепко зажмурить глаза на 3–5 сек, затем открыть глаза на 3–5 сек (повторить 6–8 раз); быстро моргать в течение 1–2 мин.

Упражнение для расслабления мышц головы и шеи. Надавливая пальцами на затылок в течение 10 секунд, делать вращательные движения по кругу вправо и влево.

Упражнение для расслабления рук. Широко расставить пальцы рук и напрячь кисти на 5–7 секунд, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5–7 секунд, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями.

Рассмотренные способы саморегуляции и меры профилактики негативных функциональных состояний позволят военнослужащим привести свое состояние в нормальное как в экстремальных, так и в будничных условиях службы. Внимательное отношение к своему организму и своевременная коррекция отклонений в его деятельности помогут предупредить снижение работоспособности, не допустить ухудшения психологического благополучия и физического здоровья.

Методические рекомендации

В начале занятия рекомендуется напомнить аудитории, что служба в Вооруженных Силах относится к числу специфических видов деятельности человека. Для нее характерны высокие уровни сложности, напряженности, опасности для жизни и здоровья, ответственности за свои поступки. Эти и другие факторы заставляют со всей ответственностью подходить к процессу психологической подготовки военнослужащих.

В первом учебном вопросе необходимо дать определение понятиям «психическое состояние» и «функциональное состояние» организма, перечислить основные виды функциональных состояний, раскрыть их признаки, озвучить методы оценки.

Во втором вопросе следует детально раскрыть простейшие методы и техники психологической саморегуляции.

Для лучшего вовлечения слушателей в ход занятия полезно задавать им дополнительные вопросы, например: «какие факторы могут вызвать стрессовую реакцию?», «в чем состоит профилактика возникновения негативных функциональных состояний?», «как можно по поведению человека определить, какое у него негативное функциональное состояние?» и др.

В заключение необходимо сделать вывод о значимости системы психологической подготовки для качественного исполнения военнослужащими служебных обязанностей и подчеркнуть, что негативные функциональные состояния возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их развития. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста.

Объективирующие психометрические тесты, измеряющие показатели функционального состояния

Название методики

Назначение методики

Суть задания

Корректурные пробы (КП Бурдона)

Измеряется концентрация, устойчивость внимания.

Необходимо вычеркивать заданный инструкцией символ.

Измеряется концентрация внимания.

Предлагается 5 таблиц, каждую из которых обследуемому предъявляют по очереди. На таблицах написаны числа от 1 до 25 в случайном порядке. Обследуемому необходимо указать в таблице по порядку числа от 1 до 25 на время.

Метод парных ассоциаций

Измеряется переключаемость внимания, запоминание.

Обследуемому зачитывают слова с интервалом в 3 секунды между парами и дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов экспериментатор в случайном порядке называет только первые слова в каждой паре, а обследуемый называет второе слово.

Методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера

Анализ интеллектуальных процессов

Обследуемому необходимо закодировать символом картинки по образцу.

Методы психологической саморегуляции

Название метода

Назначение метода

Суть упражнений

Для снижения степени напряжения и последующего расслабления (релаксации) основных мышечных групп тела, и, как следствие уменьшение эмоционального

Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Происходит полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе и усиление кровенаполнения сосудов. Возникает ощущение тепла и тяжести, размягчения, чувство покоя и отдыха. Названные ощущения — следствие устранения остаточного, обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов нужной области организма и, соответственно, усиления обменных и восстановительных процессов.

Способствует дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну; или же оказывает активирующее воздействие.

Упражнения состоят в многократном проговаривании вполголоса или вслух словесных формулировок и формировании устойчивых связей между «самоприказами» и возникновением определенных состояний. Например, «Я могу сделать…», «Я должен(а) преодолеть…»

Стимуляция познавательных процессов, повышение концентрации внимания.

Упражнение состоит в мысленном проживании ситуации с воспроизведением в воображении всех мышечных и пространственных ощущений, связанных с действиями тела.

Сенсорная репродукция образов.

Расслабление и возможностью последующей активизации своего состояния.

Упражнение состоит в оперировании образными представлениями объектов и целостных ситуаций, которые обычно ассоциируются с отдыхом. Например, необходимо в деталях представить лесную поляну, как Солнце греет тело, как поют птицы и как легко дышится в лесу.

Способы саморегуляции и профилактики негативных функциональных состояний (НФС)

Характерная ситуация

Признаки (психологические и поведенческие)

Способы саморегуляции и профилактики

Стресс

Нормально испытывать данное состояние в ситуациях как радости, так и страха.

Сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность.

Головные боли, бессонница, нарушение пищеварения, учащенный пульс, дрожание в голосе, ускоренная или замедленная речь.

Монотония

При длительном выполнении однотипных задач (например, контроль показаний приборов).

Состояние скуки, безразличия, сонливости.

Слишком сильная расслабленность в теле, отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.

Утомление

При повышенной нагрузке, наличии большого количества неотложных дел, длительном отсутствии отдыха.

Чувство неуверенности, раздражительность, снижение внимания.

Побледнение кожи, повышенное выделение пота, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.

Пресыщение

Во время выполнения однообразной, малосодержательной деятельности.

Потеря интереса к работе, активное желание ее сменить, а также чувство раздражения и отвращения к выполняемой деятельности.

Снижение частоты сердечных сокращений.

ЛИТЕРАТУРА:

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.

3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Изд-во ИП РАН, 2003.

4. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 12. — С. 15–18.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

6. Кулганов В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — № 100. — С. 131–142.

7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

8. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — Вып. 4.

9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *