что такое функциональная подсистема

Информационные системы

3.3. Состав информационных систем

Система является сложной, если может быть описана на более чем одном языке (академик Берг). Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения ее разработки и эксплуатации, к которым относятся:

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем

Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.). Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:

Так, с учетом предметной направленности использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: управление материально-техническим снабжением, управление производством готовой продукции, управление персоналом, управление сбытом готовой продукции, управления финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы: прогнозирование; нормирование; планирование (технико-экономическое и оперативное); учет; анализ; регулирование, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в контуры управления: Маркетинг, Производство, Логистика, Финансы (примеры представлены в табл. 3.3-1).

Таблица 3.3-1. Решение задач функциональных подсистем

Уровни управленияФункциональные подсистемы
МаркетингПроизводствоЛогистикаФинансы
СтратегическийНовые продукты и услуги.Исследования и разработкиПроизводственные мощности.Выбор технологииМатериальные источники.Товарный прогнозФинансовые источники.Выбор модели уплаты налогов
ТактическийАнализ и планирование объемов сбытаАнализ и планирование производственных программАнализ и планирование объемов закупокАнализ и планирование денежных потоков
ОперативныйОбработка заказов клиентов.Выписка счетов и накладныхОбработка производственных заказовСкладские операции.Заказы на закупкуВедение бухгалтерских книг

Примером применения подхода к выделению функциональных подсистем на основе функций управления может служить многопользовательский сетевой комплекс (МСК) полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает четыре контура автоматизации в соответствии с функциями управления: контур планирования; контур оперативного управления; контур учета и контроля; контур анализа.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе ППП Project-Expert), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной ИС (например, информационной системы руководителя).

Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами. Структура подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу, приведена на рис. 3.3-1.

Источник

Функциональные и обеспечивающие подсистемы информационных систем

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные задачи, цели и функции.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, определяющими функциональный признак классификации ИС, являются:

1).Производственная деятельность связанна с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;

2).Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам;

3).Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;

ü маркетинговая деятельность:

— анализ рынка, анализ продаж;

— организация рекламной компании по продвижению продукции;

— рациональная организация материально-технического снабжения.

Указанные направления деятельности и определяют типовой набор функциональных подсистем ИС:

ü производственная подсистема;

ü кадровая подсистема;

ü подсистема финансов и учета;

ü маркетинговая подсистема;

ü прочие вспомогательные подсистемы, выполняющие функциональные задачи в зависимости от специфики деятельности фирмы (подсистема руководства фирмы).

Характеристика обеспечивающих подсистем ИС

В составе комплекса технических средств обеспечения ИТ выделяют:

ü средства компьютерной техники;

ü средства коммуникационной техники;

ü средства организационной техники.

ü языки управления и манипулирования данными (язык СУБД);

ü система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС;

ü информационные языки для описания структуры информационной базы ИС (документов, показателей, реквизитов) и др.

Источник

Подсистемы

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации:

— упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;

— упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;

— упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работ­ников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Однако в качестве третьей подсистемы можно выделить и организационную подсистему.

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Функциональные подсистемы(ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.

ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция ФП ИС в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как: информационная; техническая; программная; математическая; лингвистическая.

Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

ФП ИС могут строиться по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному).

Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.

Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы): прогнозирование; нормирование; планирование (технико-экономическое и оперативное); учет; анализ; регулирование.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС или в виде специальных подсистем в рамках КИС. На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 2).

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия (таблица). Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

Обеспечивающие подсистемыявляются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. В работе обеспечивающие и организационные подсистемы объединены в одну обеспечивающую подсистему. Обоснованием такого решения можно считать, что их составляющие обеспечивают реализацию целей и функций системы.

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3): функциональную структуру; информационное обеспечение; математическое (алгоритмическое и программное) обеспечение; техническое обеспечение; организационное обеспечение; кадровое обеспечение, а на стадии разработки ИС дополнительные обеспечения: правовое; лингвистическое; технологическое; методологическое; интерфейсы с внешними ИС.

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

В целом работу ИС в контуре управления (двойные стрелки согласно рис. 3) определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека – организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечение.

Функциональная структура (рис. 4) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность.

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется государственным стандартом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 4). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистемаРисунок 4 что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистемаРисунок 5

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 5).

Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Программное обеспечение состоит:

— из общего ПО (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т. е. все то, что обеспечивает работу аппаратных устройств);

— специального ПО (прикладное ПО, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение(рис. 6) состоит из устройств: измерения; преобразования; передачи; хранения; обработки; отображения; регистрации; ввода/вывода информации; исполнительных устройств.

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистемаРисунок 6 что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистемаРисунок 7

Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т. д.

Организационное обеспечение(рис. 7) – это совокупность средств и методов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС. Его целью является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т. д. Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО (рис. 8), делятся на две группы:

— традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);

— предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

что такое функциональная подсистема. Смотреть фото что такое функциональная подсистема. Смотреть картинку что такое функциональная подсистема. Картинка про что такое функциональная подсистема. Фото что такое функциональная подсистема

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

1. первичной информации – этапы технологического процесса:

— обработки первичной информации;

— получения и выдачи результатной информации;

2. организационно-распорядительной документации – этапы:

— получения входящей документации;

— передачи на исполнение;

— формирования и хранения дел;

— составления и размножения внутренних документов и отчетов;

3. технологической документации и чертежей – этапы:

— ввода в систему и актуализации шаблонов изделий;

— ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий;

— выдачи на плоттер чертежей;

— актуализации банка государственных и отраслевых стандартов, технических условий, нормативных данных;

— подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий;

4. баз данных и знаний – этапы:

— формирования баз данных и знаний;

— ввода и обработки запросов на поиск решения;

— выдачи варианта решения и объяснения к нему;

5. научно-технической информации, ГОСТов и тех. условий, правовых документов и дел – этапы:

— формирования поисковых образов документов;

— формирования информационного фонда;

— ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов;

— кодирования запроса на поиск;

— выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа.

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подсистемы:

OLTP – оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость преобразования большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД;

OLAP – оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Технологии OLAP обеспечивают:

— анализ и моделирование данных в оперативном режиме;

— работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;

— реализацию запросов произвольного вида;

— формирование системы знаний о предметной области и др.

За счет программного интерфейса API и доступа интерфейсы с внешними ИС обеспечивается обмен данными, расширение функциональности приложений следующим объектам:

— объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic;

— реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture)

— компонентной модели объектов – COM, поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, ЯП;

— локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования, обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента.

ИС поддерживает работу следующих категорий пользователей:

— конечные пользователи – управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;

— администрация ИС, в том числе:

— конструктор или системный аналитик – обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;

— администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;

— администратор данных – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);

— администратор компьютерной сети – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

— системные и прикладные программисты – осуществляют создание, сопровождение и модернизацию ПО ИС;

— технический персонал – обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;

— внешние пользователи – потребители выходной информации ИС, контрагенты.

Источник

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы информационных систем

1 Функциональная подсистема АЭИС

Функциональная подсистема включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов.

Каждая функциональная подсистема характеризуется:

• своим специфическим объектом управления;

• внешними входами и выходами;

• внутренней сравнительно замкнутой информационной системой;

• особым кругом задач, возникающих и решаемых в процессе управления.

Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы АЭИС могут строиться по различным принципам: предметному; проблемному; функциональному; смешанному (предметно-функциональному).

Так, с учетом предметной направленности использования АЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами: техническая подготовка производства (ТПП); управление основным производством (УОП); управление вспомогательным производством (УВП); управление качеством продукции (УКП); управление материально-техническим снабжением (УМТС); управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС); управление кадрами (УК).

При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Примеры представлены в табл.

Решение задач функциональных подсистем

Уровни управления Функциональные подсистемы

Сбыт Производство Снабжение Финансы

Стратегический уровень Новые продукты и услуги. Исследования и разработки Производственные мощности. Выбор технологии Материальные источники. Товарный прогноз Финансовые источники. Выбор модели уплаты налогов

Тактический уровень Анализ и планирование объемов сбыта Анализ и планирование производственных программ Анализ и планирование объемов закупок Анализ и планирование денежных потоков

Оперативный уровень Обработка заказов клиентов. Выписка счетов и накладных Обработка производственных заказов Складские операции. Заказы на закупку

Ведение бухгалтерских книг

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках системы поддержки принятия решения, например решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных информационных систем, импортирующих данные из корпоративной информационной системы (например, система бизнес-планирования на основе ППП Ргоjесt-Ехреrt), или в виде специальных подсистем в рамках корпоративной ИС (например, информационной системы руководителя).

Функциональный принцип: перспективное развитие (ПР); технико-экономическое планирование (ТЭП); бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУиАХД).

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы).

На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ЭИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ЭИС предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Структура функциональных подсистем ЭИС, выделенных по функционально-предметному принципу

2 Задачи, решаемые функциональными подсистемами

Функциональная подсистема АИС управления промышленных предприятий и организаций (АИС фирмы) предназначена для решения следующих задач:

– Оперативное управление предприятием;

– Задачи бухгалтерского учета;

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных задач управления предприятием.

Оперативное управление предприятием

– сбытом и реализацией продукции;

– бартерными операциями и взаимозачетами;

– запасами – движение и наличие материальных ценностей;

– договорными обязательствами, расчетами с поставщиками и покупателями (контрагентами);

– персоналом, учет кадров;

– маркетинговых кампаний, проектов развития, составление бизнес-планов;

– техническая подготовка и планирование производства;

– себестоимости продукции – товаров и услуг;

– оценка необходимых ресурсов, баланс мощностей

Задачи бухгалтерского учета

– кассовые и финансово-расчетные операции;

– учет валютных операций;

– учет товарно-материальных ценностей;

– учет основных средств и нематериальных активов;

– учет труда и заработной платы;

– учет фактических затрат;

– ведение главной книги и составление баланса;

– сводная и консолидированная бухгалтерская и финансовая отчетность;

– бухгалтерская и финансовая отчетность в международных стандартах.

– взаимных финансовых обязательств;

– неликвидов, сверхнормативных запасов. Дефицитных позиций;

– качества, обработка возвратов и рекламаций;

– выполнения планов и использования ресурсов;

– финансовой и хозяйственной деятельности;

– эффективности использования оборотных средств;

– фактических затрат (себестоимости) и сопоставления их с планами

– эффективности маркетинговых мероприятий и рекламных кампаний;

– факторов, определяющих качество и причины рекламаций и возвратов.

2 Обеспечивающие подсистемы АИС

Обеспечивающая подсистема включает информационное, техническое, математическое, программное, методологическое, организационное и лингвистическое обеспечение.

Информационное обеспечение АИС (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

• к унифицированным системам документации;

• к унифицированным формам документов различных уровней управления;

• к составу и структуре реквизитов и показателей;

• к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

• чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

• одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

• работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

• имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Техническое обеспечение АИС (ТО) – совокупность используемых технических средств, вычислительных сетей, технологий сетевой обработки данных.

В состав ТО входят:

– технические средства сбора и регистрации информации;

– средства подготовки и передачи данных;

– средства ввода, обработки и вывода информации;

– средства оргтехники и др.;

– методические и руководящие материалы;

В информатике и вычислительной технике принята система представления данных двоичным кодом. Наименьшей единицей такого представления является бит.

• 1 байт = 8 бит. Одним байтом кодируется один символ текстовой информации.

• 1 Килобайт (Кб) = 1024 байт.

• Однако, повсюду, где это не принципиально, считают, что 1 Кб равен 1000 байт. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста равна 2 Кб.

• 1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб.

• 1 Гигабайт (Гб) =1024 Мб.

• 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб.

• 1 Пентабайт (ПБ) = 1024 Тб.

В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно много систем классификации компьютеров, рассмотрим следующие из них: классификация по назначению; по спецификации PC99; по уровню специализации; по размеру.

Классификация по назначению. По этому принципу выделяют:

• Мэйнфреймы (большие ЭВМ);

• Настольные персональные компьютеры;

• Серверы начального и высокого уровня;

Мэйнфреймы (Mainframe). Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, к которому присоединяется большое число рабочих мест с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, мышь). Их применяют для решения научных, военных задач, требующих обработки очень больших массивов данных, такие компьютеры могут обслуживать целые отрасли народного хозяйства. Быстродействие мэйнфреймов составляет миллионы операций в секунду, оперативная память – один и более Гигабайт.

Мини ЭВМ. От больших компьютеров компьютеры этой группы отличаются меньшими размерами, меньшей производительностью и стоимостью. Такие компьютеры используются крупными предприятиями, научными учреждениями, банками.

Персональные компьютеры (ПК). Многие современные модели персональных компьютеров превосходят большие ЭВМ 70-х годов, мини ЭВМ 80-х годов. ПК применяются для решения задач автоматизации управления предприятиями, автоматизации учебного процесса, индивидуальной работы пользователя. Особенно широкую популярность ПК получили в связи с бурным развитием сети Интернет. Персонального компьютера вполне достаточно для использования всемирной сети в качестве источника научной, справочной, учебной и др. информации.

Рабочие станции предназначены для инженеров и пользователей настольных издательских систем, там, где нужно работать со сложной графикой. Такие системы оснащаются процессором Pentium III, IV с 2 Мб кэш-памяти второго уровня.

Серверы начального и высокого уровня. На сервер начального уровня устанавливают один или два процессора. Сервер начального уровня может поддерживать небольшую локальную сеть (до 40 пользователей). Серверы высокого уровня имеют обычно от двух до восьми процессоров, не менее двух источников питания. Серверы содержат большие объемы оперативной (до 4-х Гб) и дисковой памяти (6Тб и более).

Суперкомпьютеры. Применяются для решения задач в области метеорологии, аэродинамики, сейсмологии, различных военных исследованиях, в атомной и ядерной физике, физике плазмы, математическом моделировании сложных систем. Производительность суперкомпьютеров измеряется в триллионах операций с «плавающей точкой» в секунду, так называемых терафлопах. Например, для предсказания погоды используется 1024-процессорный компьютер Cray T3E900 фирмы SGI, показавший производительность 69 Гфлоп (миллиардов операций с плавающей точкой в секунду) на программе по прогнозированию погодных катаклизмов (HILARM). Этот же компьютер, но оснащенный 1328 процессорами, показал производительность 1195 Тфлоп, что позволило предсказывать стихийные бедствия за 6 часов до их начала. Компьютер Cray T3E900 используется для построения трехмерных моделей гелиосферы, моделирования процессов, протекающих в земной коре и др.

Классификация по спецификации PC99. Начиная с 1999 г. в области персональных компьютеров начал действовать международный сертификационный стандарт – спецификация PC99. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие категории персональных компьютеров:

• Consumer PC (массовый ПК);

• Office PC (офисный ПК);

• Mobile PC (мобильный, переносной);

• Workstation PC (рабочая станция);

• Entertainment PC (развлекательный ПК).

Классификация по размерам. Персональные компьютеры можно классифицировать по типоразмерам: Настольные; портативные (notebook); карманные (palmtop).

Программное обеспечение АИС (ПО) – совокупность программ, реализующих цели и задачи системы и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств.

В состав ПО входят:

• оригинальные программы, разработанные специалистами конкретного предприятия или привлеченными специалистами;

• инструктивно-методические материалы по применению программ.

В состав системного ПО входят:

• • трансляторы языков программирования;

• • программы технического обслуживания.

Прикладное ПО предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом. Прикладное ПО позволяет разрабатывать и выполнять задачи (приложения) пользователя по бухгалтерскому учету, управлению персоналом и т.п. Прикладное программное обеспечение работает под управлением системного ПО, в частности операционных систем.

В состав прикладного ПО входят:

• • пакеты прикладных программ (ППП) общего назначения;

• • пакеты прикладных программ функционального назначения.

• К этому классу ППП относятся:

• редакторы текстовые (текстовые процессоры) и графические;

• системы управления базами данных (СУБД);

• оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта.

К ППП функционального назначения относятся программные продукты, ориентированные на автоматизацию функций пользователя в конкретной сфере экономической деятельности. К данному классу относятся пакеты программ по бухгалтерскому учету, технико-экономическому планированию, разработке инвестиционных проектов, управлению персоналом, системы автоматизированного управления предприятием в целом.

Математическое обеспечение АИС (МО) – совокупность мат. методов, моделей и алгоритмов обработки информации. В МО АИС входят:

– средства мат. обеспечения;

– средства моделирования процессов управления;

– типовые задачи управления;

– методы мат. программирования;

– методы мат. статистики.

– Организационное обеспечение АИС (ОО) – совокупность документов, методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала системы и технических средств, задействованных в процессе обработки данных.

– анализ существующей системы управления;

– выбор направлений совершенствования системы управления;

– выбор и постановка задачи управления;

– формулировка требований к комплексу технических средств.

Лингвистическое обеспечение АИС (ЛО) – совокупность языковых средств, предназначенных для формализации естественного языка, хранения и обработки информации.

В состав ЛО входят:

– языки управления и манипулирования данными информационной базы;

– языковые средства информационно-поисковых систем;

– системы терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования АИС.

Правовое обеспечение АИС – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения, возникающие при функционировании информационных систем и юридический статус результатов ее функционирования.

Эргономическое обеспечение АИС – совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС и предназначенных для создания оптимальных условий работы персонала.

Кадровое обеспечение – включает в себя персонал, занимающийся проектированием, разработкой, внедрением и эксплуатацией АИС.

3 Проектирование ИС

Совокупность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ЭИС.

Жизненный цикл информационной системы (ЖЦИС) включает:

• предпроектный анализ (включая формирование функциональной и информационной моделей объекта, для которого предназначена информационная система);

• проектирование системы (включая разработку технического задания, эскизного и технического проектов);

• разработку системы (в том числе программирование и тестирование прикладных программ на основании проектных спецификаций подсистем, выделенных на стадии проектирования);

• интеграцию и сборку системы, проведение ее испытаний;

• эксплуатацию системы и ее сопровождение;

В реальных условиях проектирование – это поиск способа создания системы, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных ограничений.

Проектирование информационных систем охватывает три основные области:

• проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;

• проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;

• проектирование конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Организационно-технологические принципы создания АИТ:

• Принцип абстрагирования заключается в выделении существенных аспектов системы и отвлечения от несущественных с целью представления проблемы в более простом общем виде, удобном для анализа и проектирования.

• Принцип формализации заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы, использованию формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов, включая бизнес-процессы, функционирования системы.

• Принцип концептуальной общности заключается в неукоснительном следовании единой методологии на всех этапах проектирования автоматизированной системы и всех ее составляющих.

• Принцип непротиворечивости и полноты заключается в наличии всех необходимых элементов во вновь создаваемой системе и согласованном их взаимодействии.

• Принцип независимости данных предполагает, что модели данных должны быть проанализированы и спроектированы независимо от процессов их обработки, а также от их физической структуры и распределения в технической среде.

• Принцип структурирования данных предусматривает необходимость структурирования и иерархической организации элементов информационной базы системы.

• Принцип доступа конечного пользователя заключается в том, что пользователь должен иметь средства доступа к базе данных, которые он может использовать непосредственно.

Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационных систем во многом определяется теми задачами, которые будет решать экономист, как информационный эксперт. Работа специалиста экономического профиля в информационном пространстве подразумевает необходимость следующих действий:

• Получение всей необходимой информации об аналогичных работах, осуществлявшихся в организации ранее

• Получение всей необходимой информации о создании информационных систем в организациях сходных по профилю

• Получение специализированной научной информации как о новейших разработках в сфере создания информационных систем, так и об особенностях работы специалистов экономического профиля в рамках разработки информационных систем

• Исследование публикаций в сети Интернет о создании наиболее эффективных информационных систем за последние годы

• (по возможности) Посещение нескольких специализированных исследовательских кампаний, занимающихся созданием информационных систем

Роль экономиста-пользователя в создании ИС и ИТ

АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе.

Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной информации.

Участие пользователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов.

Участие пользователя в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий.

При этом происходит активное обучение пользователя, повышает уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологической среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации АИС и последующей работы.

Динамично изменяющийся рынок будет предъявлять новые требования к специалистам экономического профиля, но также и предоставлять новые возможности. Новые требования будут связаны с:

• Необходимостью для специалистов экономического профиля системного видения проблем организации, а не только собственных узкоспециальных проблем

• Расширения собственных знаний в сфере информационных систем и информационных технологий

• Развитие навыков к адаптивному восприятию, постоянных изменений в рамках динамично изменяющегося рынка

Новые возможности для специалиста экономического профиля лежат в плоскости:

• Постоянного повышения значимости знаний, которыми обладает данный специалист

• Гарантированной востребованности специалиста, имеющего опыт работы со сложными информационными системами и программным обеспечением с

• Возможности карьерного роста до уровня high top менеджера крупных корпораций

Рубрики: Лекции | Дата публикации: 09.07.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *